Реферат по предмету "Психология"


Адаптация детей в дошкольном учреждении

Содержание
 
Введение
1. Адаптация детей в ДДУ
2. Организация адаптационного периода
3. Мероприятия по смягчению периода адаптации детей, припоступлении в ДДУ
Заключение
Литература

Введение
Адаптация — этоприспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно,является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новымиотношениями.
Адаптация включаетширокий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит отпсихофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейныхотношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
От того, как пройдётпривыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым исверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование вдетском саду и в семье.
С поступлением ребенкатрех-четырех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходитмножество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти иболее часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками,новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другойстиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создаваядля него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации можетпривести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды,частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малышпереходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольногоучреждения
И потому, так актуальна на сегодняшний день темасотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка кдошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия иобеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательнуюжизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального теченияадаптации детей раннего возраста к детскому саду.
проблема адаптация ребенок дошкольное учреждение

1. Адаптация детей в ДДУ
По наблюдениям психологовсредний срок адаптации в норме составляет:
1.  В яслях — 7-10 дней
2.  В детском саду в 3 года — 2-3 недели
3.  В старшем дошкольном возрасте — 1месяц
Конечно, каждый ребенокпо-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты. Всегданелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенночрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию,неуверенные в себе.
Во-первых, надо помнить,что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, онапока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка какпартнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка вдоброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут,поскольку сами нуждаются в том же.
Хуже остальных чувствуютсебя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они неуспевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться напрогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, тоначинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действуеттаким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще болеевялым, безучастным.
Поэтому нормальныйребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан кматери (подробно о привязанности мы уже говорили ранее), и ее исчезновениевызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный иэмоционально чувствительный.
 Дети 2-3 лет испытываютстрахи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз ипроявляется в полной мере в яслях. Эти страхи — одна из причин затрудненнойадаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в ясляхприводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым,плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 летболее уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период онибольше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Дляэмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко — у них нетсформированной привязанности к матери.
Первичный эмоциональныйконтакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшимобразом скажется на развитии его эмоциональной сферы — в дальнейшем такойребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднеебудет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть невсе дети, что может привести к развитию невроза у ребенка. Если адаптация к яслямили детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал, что сребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту.
Дляопределения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза адаптацииприменяются психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:
— Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
— Нервно психическое развитие;
— Черты личности.
Сопорой на эти блоки составляется карта готовности ребенка к поступлению в детскийсад, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы.

2. Организацияадаптационного периода
При поступлении в детскийсад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочьребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новойсреде.
Специалисты выделяют трипериода привыкания ребенка к детскому саду: острый, подострый, периодкомпенсации.
Два первых периода можноклассифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжелая икрайне тяжелая.
Характеристики всехстепеней адаптации описаны в специальной литературе, поэтому остановимся толькона функциях медсестры в период адаптации. Среди них: — работа с медицинскимикартами, при необходимости беседа с родителями для определения группыздоровья ребенка, понимание истории его развития, выяснение осложнений изапретов на определенные медицинские препараты и продукты;
— совместно с психологоми старшим воспитателем ДОУ подготовка рекомендаций по режиму адаптации ребенкак ДОУ на основании записей в медицинской карте;
— недопущение попадания вдетский сад детей с вирусными инфекциями и другими текущими заболеваниями,контроль состояния здоровья детей и приемов пищи;
— совместно с педагогамиведение листа адаптации (ведется до того момента, пока ребенок полностью неадаптируется к детскому саду).
Часто причинойнеуравновешенного поведения детей бывает неправильная организация деятельностиребенка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребенок неполучает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.
Срывы в поведении детеймогут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно егоорганические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременнонакормлен, не выспался.
Поэтому режим дня, тщательныйгигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов –сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельностидетей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним являетсязалогом формирования правильного поведения ребенка, создания у негоуравновешенного настроения
3. Мероприятия по смягчению периодаадаптации детей, при поступлению в ДДУ
 
Успешнаяадаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимныхустановок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обестороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка идоверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношениипедагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания;но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям,доброту).
В условиях воспитаниядетей раннего возраста в ДОУ индивидуальный пход к ребенку обусловливается, содной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетомего эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья
Первоочередным являетсясбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, гдеродители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристикусвоему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы,делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков,об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми вадаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Дляоптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения такженеобходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации поподготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня всемье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыковсамообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми).Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей,объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.
До приема детей в группунеобходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участиезаведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитателигрупп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работыдетского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениямипедагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросыродителей.
Для организации успешнойадаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют планвоспитательно-образовательной деятельности воспитателей. При этом выбираютразнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей,памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры,способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устногонародного творчества.
А так же для того чтобыпрошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следоватьследующим рекомендациям для воспитателей и родителей:
— помнить обиндивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка; — приобщать ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам; — необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольноеучреждение; — провести консультации и беседы с родителями, ознакомить с режимомдня детского сада, с требованиями к ребенку; — проводить родительские собраниядо поступления детей в детский сад.
В своей работевоспитатели должны использовать анкетирование, посещения ребенка на дому,папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды),консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.
Второй этап подготовкималыша к жизни в детском саду – знакомство с педагогами и сотрудниками детскогосада. Формы этой работы: индивидуальные консультации; проведение совместныхпрогулок неорганизованных детей с детьми группы; открытые детские праздники(«Новый год», «Весна красна», «Масленица» и т.п.); знакомство родителей ссоответствующей литературой из «Библиотеки детского сада».
Главное на этом этапе –это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малышавлияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлятьрекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуютукреплению здоровья малыша.
Основныепринципы работы по адаптации детей следующие:
1. Тщательный подборпедагогов в формируемую группу.
2. Постепенное заполнениегрупп (прием 2–3 малышей в неделю).
3. Неполное пребываниеребенка в начальный период адаптации (2–3 часа, возможность пребывания смамой).
4. Гибкий режимпребывания ребенка в детском саду (свободное время прихода, дополнительныевыходные дни).
5. Сохранение в первые2–3 недели имеющихся у малыша привычек.
6. Ежедневный контроль засостоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первыймесяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый«адаптационный лист»).

Заключение
Ранний возраст – периодбыстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологическихпроцессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детейраннего возраст, является важным условием их полноценного развития.
Развитие в раннемвозрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимостьорганизма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённоезаболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей.
Поэтому в периодадаптации к детскому саду, важно создавать благоприятные условия длякомфортного пребывания ребёнка в детском соду.
Проведениякомплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и впериод адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию кновым условиям.
Впериод адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка,переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихсяопределенного режима: укладывание, кормление и т.д., а также стереотиповобщения.
Для оптимизации процессаадаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая ипоследовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения спривлечением родителей своих воспитанников.

Литература
 
1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.:Медецина 2007- 64с.
2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиямДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006- 36с.
3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста вдошкольных учреждениях — М.: Владос, 2007 — 76с.
4. Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение,1986. – 230с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.