Отечественнаявойна 1812 г. в жизненной судьбе и творчестве
И.А.Крылова, В.А. Жуковского, Ф.Н. Глинки, А.С. Пушкина
Введение
Отечественнаявойна 1812 года, вызвав мощное патриотическое движение широких народных масс,показала всему миру огромные возможности русского народа. Идея народа какактивной исторической силы, идея национальной свободы, национальноесамосознание в широком смысле слова — все эти последствия Отечественной войныоказались исключительно важными для всего дальнейшего развития русскойобщественной мысли и русской литературы, при неизбежном, конечно, различии впонимании этих идей в разных общественных кругах и, следовательно, при неизбежнойидеологической борьбе. Особенно значительными оказались впечатления 1812 годадля поколения, воспитавшегося под их влиянием — для Пушкина и его сверстников,для основного круга писателей-декабристов. Это заставляет обратить особоевнимание и на непосредственные литературные отражения войны 1812 года, так какна этом материале становятся особенно ясны предпосылки как прогрессивнойлитературной деятельности декабристов, Грибоедова, Пушкина, так и реакционныхтечений, усилившихся после войны 1812 года.
ТемаОтечественной войны вошла в русскую литературу практически в первые ее дни. Этобыло слово-воззвание, набатный зов к оружию, к священной борьбе с жестоким иковарным «всеевропейским завоевателем».
«Военнаяпеснь» С.Ф. Глинки
Русскийпоэт, публицист, офицер, участник декабристских обществ; брат С.Н. Глинки.
Воспитаниеполучил в первом кадетском корпусе. В 1805-1806 состоял адъютантом приМилорадовиче, участвовал в походе против французов и был при Аустерлице. В 1807был сотенным начальником дворянского ополчения. В 1812 опять поступил в армиюадъютантом к Милорадовичу и находился в походе до конца 1814.
Вернувшисьв Россию, издал «Письма русского офицера» (М., 1815-1816, 2-е изд. М.1870). Эти письма принесли ему литературную известность. В 1816 переведен вгвардию, в Измайловский полк, с прикомандированием к гвардейскому штабу.
Вэто время при штабе образовались библиотека и «Общество военныхлюдей», а вскоре начал выходить и «Военный журнал», редакторомкоторого был Глинка. Большое участие он принимал и в «Вольном обществелюбителей российской словесности», где состоял то вице-председателем, топредседателем. Упражняясь в стихотворстве, Глинка писал и книги для народа:«Лука да Марья», пов. (СПб., 1818), «Подарок русскомусолдату» (Спб., 1818), «Зиновий Богдан Хмельницкий» (СПб.,1819).
Совершенноеим в 1810-1811 путешествие по России дало ему повод написать «Мечтания наберегах Волги» (СПб.) 1821). Участвовал в деятельности тайногодекабристского «Союза спасения», затем вместе с М.Ф. Орловым и А.Н.Муравьёвым основал «Союз благоденствия северных рыцарей», но скороотстал от общества.
Темне менее, восстание декабристов 14 декабря отразилось и на нем: в 1826 г. онбыл исключён из военной службы и сослан в Петрозаводск. Здесь он был определёнсоветником олонецкого губернского правления; в 1830 г. переведен в Тверь, гдеженился на А.П. Голенищевой-Кутузовой, а в 1832 г. — в Орёл. В 1835 он вышел вотставку и поселился в Москве. За это время определился и талант Глинки какдуховного поэта, талант небольшой, но оригинальный, направление которого, какопределил его Белинский, было «художественно и свято».
В1862 переселился в Тверь занимался там археологией и принимал участие вобщественных делах.
«Тамв пекле край…», «Письма русского офицера…», «Очерки Бородинского сражения»
Раздалсязвук трубы военной,
Гремитсквозь бури бранный гром:
Народ,развратом воспоенный,
Грозитнам рабством и ярмом!
Теперьли нам дремать в покое,
Россииверные сыны?!
Пойдем,сомкнемся в ратном строе,
Пойдем— и в ужасах войны
Друзьям,Отечеству, народу
Отыщемславу и свободу
Ильвсе падем в родных полях!
(Ф.Глинка. «Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленскойгубернии»)
Встихах звучит гордое презрение к врагу, непоколебимая вера в грядущую победу. Залогэтой победы — вся история России, великие деяния ее «героев славы».
Сталвыходить специальный журнал, созданный с целью выразить гнев и воодушевление,охватившие страну, духовно сплотить русское общество в час борьбы с грознымврагом. Он назывался «Сын отечества». Здесь были напечатаны и многие стихи обОтечественной войне, в частности басни Крылова, дифирамбы Востокова «Кроссиянам».
ПоэзияВ.А. Жуковского
В1812 году Жуковский в чине поручика вступил в Московское ополчение. В деньБородинского сражения он находился в резерве, всего в двух верстах от местабоя; после сдачи Москвы его прикомандировали к штабу М. И. Кутузова. В ТарутиноЖуковский написал знаменитую оду «Певец во стане русских воинов», в которойпоименно прославил всех живых и погибших героев Отечественной войны. В декабретого же года ода появилась в журнале «Вестник Европы», обратив на поэтавнимание двора.
«Певецво стане русских воинов». Написано в сентябре — начале (до 6) октября 1812 г.Напечатано впервые в журнале «Вестник Европы», 1812, № 23 и 24, сподзаголовком: «Писано после отдачи Москвы перед сражением при Тарутине».Написанное и в самом деле «во стане русских воинов» в канун знаменитогоТарутинского сражения, оно сразу же приобрело огромную популярность и быстрораспространилось в армии во множестве списков. «Певец во стане русских воинов»надолго определил поэтическую репутацию Жуковского.
Необычайныйуспех стихотворения объяснялся, конечно, прежде всего, его высокимихудожественными достоинствами. Яркая образность, легкий, изящный стих, свежестьи живая непосредственность лирического чувства — все это заметно выделяло «пеан»Жуковского на фоне архаичной одической поэзии того времени, закованной втяжелые латы классицизма.
Но,пожалуй, самое главное, в чем современники увидели его особую новизну и особуюпривлекательность, заключалось в том, что в многокрасочной картине, развернутойперед ними поэтом, они впервые ощутили свое время, свой мир, наконец, своювойну — ту самую, которая была их грозным сегодняшним днем.
Конечно,жанр, в каком написано стихотворение, тоже заключал в себе определенную долюлитературной условности и в иных своих образцах, в том числе и у самогоЖуковского («Песня барда над гробом славян-победителей», 1806), достаточно явносмыкался с традиционными одами классицистов.
Однаков полной мере используя художественные возможности этого жанра, Жуковский, всущности, очень мало считается здесь с налагаемыми им ограничениями, смело идетк действительности, к «натуре», и это позволяет ему создать целую галерею выразительныхисторических портретов, не менее богатую и колоритную, чем знаменитая Военнаягалерея Зимнего дворца.
В«галерее» Жуковского представлены так или иначе все наиболее известные героидвенадцатого года, причем каждый из них входит сюда непременно с какою-нибудьхарактерной, присущей только ему чертой, по которой он особенно запомнилсясовременникам. Таковы портреты Кутузова, Багратиона, Раевского, Кульнева,Платова, Давыдова, Фигнера, Кутайсова, Воронцова. Представляя их в полномблеске их боевой славы, в ореоле подвига, с которым каждый из них вошел висторию, поэт видит в них не просто блестящий «сонм героев», отчужденных изамкнутых в своем величии, а прежде всего живых людей, своих современников,членов единого боевого братства, в котором слава «вождей победы» неотделима отславы каждого воина. Это братство, эта семья живет единой жизнью, ведя общийсчет и громким победам, и горьким утратам. Поэтому как глубоко свое, личноечитатель переживает и тот восторг, с которым поэт описывает Кутузова передполками, и то восхищение, которое звучит в стихах о «Вихорь-атамане» Платове, иту глубокую печаль, с которой певец ведет рассказ о гибели Кутайсова, Кульневаи Багратиона.
«Вождюпобедителей. Послание»
Вождюпобедителей. Написано 10 ноября 1812 г. Напечатано впервые отдельным изданием впоходной типографии штаба Кутузова и повторено в журнале «Вестник Европы»,1812, № 21 и 22, с примечанием: «С печатанного в селе Романове 1812 года ноября10 в походной типографии».
ВпоследствииЖуковский еще не однажды обратится к теме Отечественной войны. Уже вскорепоявятся стихотворения «Вождю победителей» и «Певец в Кремле», а двадцать семьлет спустя, в дни торжеств, посвященных открытию памятника героям Бородина, оннапишет «Бородинскую годовщину». Но «Певец во стане русских воинов» навсегдаостанется в его творчестве не только самым первым, но и самым блистательным,самым вдохновенным его произведением о героях великой народной эпопеи. «Никтоболее тебя, — напишет ему Пушкин, — не имел права сказать: глас лиры, гласнарода».
Спустяпочти сорок лет, приветствуя Жуковского незадолго до его смерти, его друг илитературный соратник Вяземский воскресил именно эту страницу его творческойбиографии:
Певеццарей, и рати, и народа,
Онвещий твой, о Русская земля,
Всвятую брань двенадцатого года
Предзаревом пылавшего Кремля
Нагул грозы, откликнувшись душою,
Младойпевец, отчизны верный сын,
Какпод ружьем, он с лирой боевою
Стоялв рядах Тарутинских дружин.
Ипеснь его, пророческое вече
Зажглавосторг по радостным полкам,
Игрянула побед для них предтечей
Имстительной предвестницей врагам.
СамЖуковский считал, что события Отечественной войны, «правых брань с злодейскимиордами» должен воспеть Державин. «О старец! да услышим твой Днесь голослебединый», — обращался он к патриарху русских поэтов. И Россия услышала голосДержавина, величавые звуки его стихотворения «Гимн лироэпический на прогнаниефранцузов из отечества».
Современныереалии в баснях И.А. Крылова
Нафоне высокоторжественной патетической лирики двенадцатого года весьма резковыделяются басни И.А. Крылова.
Вгод Отечественной войны 1812 года Крылов становится политическим писателем,именно того направления, которого держалось большинство русского общества.Также ясно политическая идея видна и в баснях двух последующих годов, напр.«Щука и Кот» (1813) и «Лебедь, Щука и Рак» (1814; она имеет в виду не Венскийконгресс, за полгода до открытия которого она написана, а выражает недовольстворусского общества действиями союзников Александра I).
«Обоз»
Впервыенапечатана в «Сыне отечества», в ноябре 1812 г.
Баснякасается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Полководецподвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежииз-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы и после сдачи ееНаполеону, Крылов оправдывал неспешные, но продуманные действия Кутузова,должные, как понимал баснописец, привести к полному краху Наполеона, и порицалповеления Александра I, торопившего Кутузова и толкавшего его к промахам иошибкам. Не менее досадны были для Кутузова ропот и горькие нарекания егомолодых сподвижников. Вероятно, Крылов не знал о словах, сказанных старымфельдмаршалом принцу Вюртембергскому: «Наши молодые горячие головынегодуют на старика, что я удерживаю их порывы. Они не обращают внимания наобстоятельства, которые делают гораздо более, нежели сколько могло бы сделатьнаше оружие». Тем значительнее историческое, политическое и военное чутьеКрылова, чья басня защищала Кутузова и его план от наскоков неопытных молодых людей.Их патриотические чувства были объяснимы, но не становились от этого болееистинными.
Темсамым под образом «коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова с егоосторожностью и выдержкой при отражении наполеоновского нашествия.
Апримешься за дело сам, Так напроказишь вдвое хуже. — Прозрачный намек наАлександра I, по вине которого было проиграно Аустерлицкое сражение.
Крыловоправдывает здесь осторожную тактику Кутузова и кажущуюся медленность егодействий, вызывавших неудовольствие со стороны Александра I, требовавшего болеерешительных мероприятий. В рескрипте на имя главнокомандующего, полученномКутузовым за несколько дней до Тарутинского сражения, Александр I указывал, чтоКутузов мог бы «с выгодою атаковать неприятеля… и истребить оного», при этомподчеркивалось, что Кутузов должен показать «решительность и деятельность».Однако мудрая и осмотрительная тактика Кутузова вскоре оправдала себя.
Словав заключительном нравоучении «А примешься за дело сам, так напроказишь вдвоехуже», вероятно, являлись злым намеком на Александра I, который, командуяармией в войне с Наполеоном в 1805—1807 г., благодаря своейнепредусмотрительности и поспешности потерпел ряд поражений.
«Волкна псарне»
Впервыенапечатана в «Сыне отечества», в октябре 1812 г. Автографы: ПБ 11, ПБ 5.Написана в первых числах октября в связи с получением в Петербурге известий опопытке Наполеона вступить в мирные переговоры через Лористона, имевшего 23сентября 1812 г. свидание с Кутузовым. Лористон передал Кутузову мирныепредложения Наполеона, приведенные в донесении Кутузова Александру I. В нихуказывалось, что Наполеон «желает положить предел несогласиям между двумявеликими народами и положить его навсегда». Кутузов решительно отклонилпредложения Наполеона и 6 октября нанес поражение французским войскам приТарутине.
Посвидетельству современника «Крылов, собственною рукою переписав басню, отдал еежене Кутузова, которая отправила ее в своем письме. Кутузов прочитал баснюпосле сраженья под Красным собравшимся вокруг него офицерам и при словах: «а яприятель сед», снял свою белую фуражку и потряс наклоненною головою». Обуспехе, который имели патриотические басни Крылова в армии, свидетельствуетписьмо К. Батюшкова Н. Гнедичу от 30 октября 1813 г.: «Скажи Крылову,— писалБатюшков,— что… в армии его басни все читают наизусть. Я часто слышал их набиваках с новым удовольствием».
«Воронаи курица»
Басня,как известно, не принадлежит к жанрам, в которых решаются большие историческиепроблемы. Басни Крылова — удивительное исключение. Ибо не будет преувеличениемсказать, что, пожалуй, никто из русских писателей того времени не подошел кпониманию подлинно народного характера Отечественной войны так близко, никто невыразил именно народного взгляда на нее с такою отчетливостью, с какою это сделалвеликий русский баснописец.
Одиниз красноречивейших примеров в этом отношении — знаменитая басня «Ворона иКурица».
Ужев экспозиции басни Крылов проводит мысль, отчетливо противостоящую точке зренияправительственных кругов,— мысль об исторической правоте М.И. Кутузова,который, «противу дерзости искусством воружась, вандалам новым сеть поставили на погибель им Москву оставил». Народ верит Кутузову, понимает его в этомнелегком, но единственно верном решении — оставить древнюю русскую столицу.
Тогдавсе жители, и малый, и большой,
Часане тратя, собралися
Ивон из стен московских поднялися,
Какиз улья пчелиный рой.
Ивот какой знаменательный разговор происходит между двумя обитательницамимосковских подворий — Вороной и Курицей:
Воронас кровли тут на всю эту тревогу
Спокойно,чистя нос, глядит.
«Аты что ж, кумушка, в дорогу? —
Ейс возу Курица кричит.—
Ведьговорят, что у порогу
Нашсупостат».— «Мне что до этого за дело? —
Вещуньяей в ответ. — Я здесь останусь смело.
Вотваши сестры — как хотят;
Аведь ворон ни жарят, ни варят:
Такмне с гостьми не мудрено ужиться,
Аможет быть, еще удастся поживиться
Сырком,иль косточкой...»
Разговори в самом деле знаменательный. Ибо в этом простодушном диалоге двух«простодушных птиц» с предельной, поистине притчевой ясностью обнажается сутьодной из сложных и весьма болезненных нравственно-социальных ситуаций тоговремени, ситуации, в которой проявляется поразительное несовпадение интересовразличных слоев русского общества в их отношении к великому общенациональномуделу — защите Отечества. В беззаботных речах Вороны — не просто беспечностьсущества, привыкшего жить «как бог на душу положит». Смысл их гораздо глубже,определеннее, коварнее. За их внешним легкомыслием — лукавый умысел, тайнаянадежда на дружбу с врагом, с которым ей нечего делить, — словом, все то, чтодостаточно определенно проявилось в социальной психологии известной частивысшего общества того времени.
Тонкаяи острая эпиграмма скрыта в басне «Щука и Кот», эпиграмма на адмирала Чичагова,неумелые действия которого позволили Наполеону выскользнуть из окружения наБерезине. Басню же «Волк на псарне» хочется назвать эпической — настолькоотчетливо и полно выразил в ней Крылов самый «сюжет» народной войны. Неслучайно, как свидетельствует один из современников, она так нравилась самомуКутузову. «И.А. Крылов, собственною рукою переписав басню «Волк на псарне»,отдал ее княгине Катерине Ильиничне, а она при письме своем отправила ее ксветлейшему своему супругу. Однажды, после сражений под Красным, объехав строфеями всю армию, полководец наш сел на открытом воздухе, посредиприближенных к нему генералов и многих офицеров, вынул из кармана рукописнуюбасню И.А. Крылова и прочел ее вслух. При словах: «Ты сер, а я, приятель, сед»,произнесенных им с особою выразительностью, он снял фуражку и указал на своиседины. Все присутствующие восхищены были этим зрелищем, и радостныевосклицания раздавались повсюду».
Различные«реалии» эпохи прочитываются в подтексте и многих других басен великогорусского баснописца, и проницательные современники всегда умели их прочитать.
Осмыслениесобытий войны
Впервый день нового, 1813 года русская армия, преследуя остатки разгромленныхнаполеоновских войск, перешла Неман. Театр военных действий переносился натерриторию Западной Европы. Впереди был еще долгий и трудный путь, тяжелые,кровопролитные сражения, но самый главный, самый драматический период борьбы снаполеоновским нашествием был завершен: здесь, на берегах Немана, для Россиизакончилась Отечественная война.
Поокончании Отечественной войны в «военной литературе» наступает некотороезатишье, в общем-то вполне естественное и объяснимое: великая национальнаяэпопея требовала глубокого осмысления.
Всамом изображении войны довольно долго продолжает господствовать прежняятрадиция. И это тоже понятно: о войне пишут ее современники, и неудивительно,что они лишь как бы продолжают свою прежнюю, давно определившуюся тему.
ПоэзияФ.Н. Глинки
Современники участник войны Фёдор Николаевич Глинка писал четверть века спустя, что«события исполинские, прикосновенные к судьбе рода человеческого, зреют,созревают и дозревают в постепенном и непреодолимом ходе времени. Мы, —утверждал он, — может быть, видели первые буквы того, что вполне прочитаетпотомство на скрижалях истории человечества».
Величайшемув новой истории России событию — Отечественной войне 1812 года — тожепредстояло «дозревать в постепенном и непреодолимом ходе времени». Ибо истинныемасштабы того, что совершил русский народ в 1812 году, были столь огромны, а влияние,которое народная война оказала на исторические судьбы России, стольисключительно, что все это и в самом деле могло быть в достаточно полной мереосознано лишь со временем, через годы и годы.
Так,например, Ф. Глинка, написавший свою первую военную песню в июле 1812 г. у стенСмоленска, после войны создает целую «сюиту», отразившую (вернее,предназначенную отразить) наиболее значительные события Отечественной войны —битву под Смоленском («Прощальная песнь русского воина»), Бородинское сражение(«Песнь сторожевого воина» и «Раненый воин после Бородинского сражениярассказывает мирным поселянам о нашествии неприятеля и возбуждает в нихбодрость сразиться за спасение Отечества»), пожар Москвы («Песнь русского воинапри виде горящей Москвы»), наступление под Тарутином («Авангардная песнь») идр. Как и вся поэзия той поры, они лишены исторической конкретности — событияугадываются лишь по именам действующих в них лиц да по географическимнаименованиям. Некоторое исключение составляют, пожалуй, только стихотворения,посвященные Д. Давыдову, А. Сеславину и А. Фигнеру, особенно последнему, гибелькоторого описана весьма проникновенно и ярко.
Примечательнойособенностью этих стихотворений является и достаточно оригинальная, по темвременам, ориентация Ф. Глинки на народную поэзию, на стиль солдатских песен, очем он специально говорит в послесловии к сборнику «Подарок русскому солдату».Но, как справедливо замечает исследователь творчества Глинки В. Г. Базанов,«народность военных песен Глинки условна, они не идут прямым образом отфольклора. Рассчитанные в конечном итоге не столько на песенное исполнение,сколько на декламационное произношение, военные песни звучат местаминеобыкновенно торжественно, как гражданские оды и „думы"».
ПоэзияА.С. Пушкина
Обновлениетемы Отечественной войны, новый ее поворот начинается с Пушкина.
Вюношеских своих стихотворениях Пушкин еще во многом следует традиции, своимзнаменитым предшественникам — в особенности Державину, чья тяжелая лираслышится и в «Воспоминаниях в Царском Селе», и в стихотворениях тех желицейских лет: «На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году» и«Наполеон на Эльбе».
В1815 году Пушкин написал стихотворение «Наполеон на Эльбе», где свергнутыйимператор был представлен таким же исчадием ада, коварным и безжалостнымзлодеем, каким рисовали его и многие верноподданные стихотворцы. А спустя шестьлет в оде «Наполеон» он создал такой многогранный и проникновенный образ, далтакой анализ противоречий в личности и деятельности французского императора,что и по сей день историки находят в ее строфах самые глубокие и точные из всехнаписанных о нем слов.
Встихотворении «Наполеон» (1821) поэт выходит далеко за пределы традиции какчисто поэтической, так и той, что существовала в осмыслении историческогоопыта, связанного с Отечественной войной. Решительно отойдя от привычныхпредставлений об Отечественной войне как о явлении только национальном, Пушкинвпервые в русской поэзии поднимается до осмысления ее в контексте реальнойистории Европы, в контексте тех грандиозных политических потрясений, началокоторым положила Великая французская революция.
Принципиальнымхудожественным открытием Пушкина в этом стихотворении стал образ Наполеона.Низринутый с вершин, на которые его вознес его гений, и завершивший свой земнойпуть в мрачном изгнании, Наполеон видится теперь поэту не только вослепительном блеске былой славы, не только как «грозный бич вселенной», но каквеликая и в сущности своей глубоко трагическая фигура, чья трагедия состоит,прежде всего, в том, что он предал лучшие идеалы человечества, лучшие егонадежды, исполнение которых зависело именно от него, гения, рожденного ивознесенного революцией.
Когдана площади мятежной
Вопрахе царский труп лежал
Идень великий, неизбежный —
Свободыяркий день вставал, —
Тогдав волненье бурь народных
Предвидячудный свой удел,
Вего надеждах благородных
Тычеловечество презрел.
Иобновленного народа
Тыбуйность юную смирил,
Новорожденнаясвобода,
Вдругонемев, лишилась сил...
Именнов этом видит поэт самое тяжкое и самое роковое преступление Наполеона,преступление, с которого и началось пусть еще не близкое, но ужепредопределенное и неотвратимое падение узурпатора. Это был очень важныйакцент, важный поворот темы, потому что сама победа русского народа над Наполеономприобретала теперь и совершенно иной масштаб, и совершенно новый историческийсмысл, представая не только как победа над завоевателем, но и как победа надтираном, «похитителем свободы». Поэтому, клеймя тирана, Пушкин воздает ему ихвалу за то, что
… онрусскому народу
Высокийжребий указал,
Имиру вечную свободу
Измрака ссылки завещал.
Всловах «высокий жребий» заключался не только тот очевидный смысл, что русскийнарод был главной силой, сокрушившей всеевропейское владычество Наполеона, но и— в особенности — тот, что в ходе титанической борьбы с вражеским нашествиемрусский народ впервые осознал свое право на социальную свободу. Пять лет спустяоб этом со всею определенностью заявит Николаю I декабрист А.А. Бестужев.«Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу,— напишет он в своем письме к царю из Петропавловской крепости,— тогда-топробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, авпоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России… Еще войнадлилась, когда ратники, возвратясь в домы, первые разнесли ропот в классенарода. „Мы проливали кровь, — говорили они, — а нас опять заставляют потеть набарщине. Мы избавили родину от тирана, а нас опять тиранят господа"…Тогда-то стали говорить военные: „Для того ль освободили мы Европу, чтобыналожить ее цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметьговорить о ней, и купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижалидома?"»
Каксправедливо заметил Б.В. Томашевский, «размышления Пушкина о войне 1812 г.никогда не были ретроспективными суждениями историка, это всегда — отклики назапросы современности». Особенно характерны в этом отношении произведенияПушкина 1830-х годов: стихотворения «Перед гробницею святой» и «Полководец», ипрозаический этюд «Рославлев».
Стихотворение«Перед гробницею святой» было написано в 1831 г., когда в связи с польским«восстанием в Европе, и прежде всего во Франции, стали раздаваться призывык новому походу на Россию. В стихотворении, как и в двух других, относящихся кэтому же времени («Клеветникам России» и «Бородинская годовщина»), поэтнапоминает о славе русского оружия, о народной войне, которую неизбежновстретит любой завоеватель, как встретил ее некогда Наполеон.
КлеветникамРоссии, ее заклятым врагам, замышляющим новый крестовый поход на нее, поэтбросает гордый вызов:
Таквысылайте ж нам, витии,
Своихозлобленных сынов:
Естьместо им в полях России,
Срединечуждых им гробов.
В1835 г. Пушкин пишет стихотворение «Полководец», стихотворение, замечательноене только тем, что в нем воссоздан выразительнейший портрет выдающегосяполководца — Барклая де Толли, но и тем, что, раскрывая неоценимые заслугиБарклая перед Отечеством, печальное величие и драматизм его судьбы, оно, как,впрочем, и все пушкинские произведения об Отечественной войне, резкопротивостояло официальной точке зрения, которая все содержание великой народнойэпопеи сводила лишь к триумфу русского царя.
Овождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Всев жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемыйдля взгляда черни дикой,
Вмолчанье шел один ты с мыслию великой,
И,в имени твоем звук чуждый невзлюбя,
Своимикриками преследуя тебя,
Народ,таинственно спасаемый тобою,
Ругалсянад твоей священной сединою.
Командующийрусской армией Барклай де Толли, осуществляя «замысел, обдуманный глубоко»,упорно уклонялся от генерального сражения и вынуждал противника продвигаться вглубь бескрайних русских просторов. С каждым приказом об отступлении в страненарастало недовольство. Причины его были, конечно, многообразны. Помещичьикруги опасались, не поколеблет ли вторжение Наполеона феодально-абсолютистскиепорядки, не станет ли он на занятых французами территориях отменять крепостноеправо. Широкие массы воспринимали продвижение захватчиков вглубь России кактяжкое национальное унижение.
Допоры до времени эти глубинные различия не давали себя знать. Пройдет время, иэти различия выявятся с силой тем большей, чем значительнее была роль крестьян,самоотверженность которых решающим образом повлияла на исход войны. И передоваядворянская интеллигенция болезненно ощутит утрату единства, сплотившего с нейнарод в грозную пору двенадцатого года.
Носейчас это единство казалось незыблемым. Представители всех сословий, охваченныегневом и тревогой, жаждали остановить врага. Особенно велико было негодованиеармии. Барклая до Толли громко обвиняли в трусости и измене. Конечно, этиобвинения были глубоко несправедливы. Командующий русской армией трезво иправильно оценивал ситуацию.
Идолго, укреплен могущим убежденьем,
Тыбыл неколебим пред общим заблужденьем, —
скажетпозднее о тактике Барклая восхищенный Пушкин.
Объясняяэту историческую несправедливость вполне объективными причинами — недостаткомнародного доверия к иностранцу (недостатком совершенно естественным вкритический для Отечества момент), — Пушкин тем самым подчеркивал именнорешающее значение этого доверия в судьбах Отечественной войны.
«ОдинКутузов мог предложить Бородинское сражение, — писал он, поясняя смысл «Полководца»,—один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог остаться в этоммудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидаяроковой минуты: ибо Кутузов один облечен был в народную доверенность, которуютак чудно он оправдал!»
14сентября, в 2 часа дня, взглядам французов, поднявшихся на Поклонную гору,предстал огромный, блиставший золотом бесчисленных куполов город. Во многиестолицы вступала армия Наполеона, но ни одна из них не встретила его так, какМосква. Не было депутации с ключами от Москвы и униженных просьб пощадитьгород.
Нет,не пошла Москва моя
Кнему с повинной головою.
Непраздник, не приемный дар,
Онаготовила пожар
Нетерпеливомугерою, —
писалПушкин.
Потрясенныйимператор смотрел из окон Кремлевского дворца на море огня, охватившего центргорода, Солянку, Замоскворечье. «Какое страшное зрелище! Это они самиподжигают… Какая решимость! Какие люди!» — повторял он.
Заключение
ПобедаРоссии над Наполеоном безоговорочная и блистательная, вызвала потрясение умоввсего мира, радость Европейских народов, порабощенных Наполеоном. Русский народи армия в 1812 году нанесли смертельное поражение самой сильной в то времянаполеоновской агрессивной армии. Победа России – это не просто чудо, выражениенепреклонной воли и безграничной решительности всех народов России, поднявшихсяв 1812 году на Отечественную войну в защиту национальной независимости своейродины.
Национально-освободительныйхарактер войны 1812 года обусловил и специфические формы участия народных массв защите своей родины, и в частности создания народного ополчения. Патриотизмкрестьянства в национально-освободительной борьбе сочетался с усилением ихклассового самосознания. Крепостные крестьяне, призванные в ополчение, своювоенную службу связывали с надеждами на освобождение их от крепостной неволи.
1812год явился не только важнейшей страницей истории России, но и принципиальногозначения вехой в истории русской литературы и поэзии. Никогда преждехудожественное слово не становилось таким мощным выразителем чувств, охватившихобщество, как это произошло после вторжения Наполеона. В какое сравнение могутидти дежурные оды, которые писались в XVIII веке на взятие очередной крепостиили потопление неприятельских кораблей, с волной страстей, гнева, обиды,воодушевления, которая вызвала к жизни поэзию тех исполненных драматизма ивеличия месяцев!
Историческиймасштаб событий, происшедших в 1812 году, так грандиозен, их эхо так долго игулко отдавалось в последующие десятилетия, что сейчас даже трудно представитьсебе, какой относительно короткой в сравнении с длительностью последствий былаОтечественная война, как стремительно сменяли друг друга картины этойисторической драмы.
Когожизнь сделала свидетелем этих событий, хранили память о них до конца своихдней. Кто не видел их сам, тот рос в атмосфере, сотрясаемой их гулким эхом.«Рассказы о пожаре Москвы, о Бородинском сражении, о Березине, о взятии Парижабыли моею колыбельной песнью, детскими сказками, моей Илиадой и Одиссеей», —писал Герцен.
Поэтическаялетопись Отечественной войны потому так богата и выразительна, что каждый, ктописал стихи о 1812 годе, вложил в них лучшее, что было в нем как в художнике.Иные обратились к этой теме в одном-двух произведениях, но по этимпроизведениям восстанавливается самое существенное, что было в художественноммиросозерцании их создателя, слышатся особенности голоса, которым он говорил влитературе. Вот он, мудрый, всегда близкий Крылов, непримиримый,бескомпромиссный, несгибаемый Глинка, страстный и в торжестве и в злостинеуемный Востоков и провидец Державин.
ВотЛермонтов. Он в количественном отношении написал о 1812 годе немного, но место,принадлежащее этим стихам и в его творчестве, и в литературе об Отечественнойвойне, трудно переоценить. Если Державин был первым, кто ощутил роль, сыграннуюв дни Отечественной войны русским народом, то Лермонтов сумел взглянуть на этисобытия глазами народа, глазами простого человека. Одного этого былодостаточно, чтобы сделать эти стихи уникальным явлением для своего времени иособенно близкими нашему.
«Бородино»было написано в канун 25-летия Отечественной войны. За четверть века,отделяющую день великой битвы от лучшего из его поэтических воплощений, русскаялитература прошла большой, богатый поисками и обретениями путь. И все это времяне меркла память о подвиге, совершенном нашим народом в грозную пору 1812 года,не скудели творческие силы поэтов, вновь и вновь обращаемые на то, чтобрассказать о нем современникам и потомкам.
Неслучайно именно «Бородино» вошло в историю русской литературы как самоезначительное стихотворение, связанное с темой 1812 года. Не случайно и то, чтони одно стихотворение, написанное в XIX веке, не звучало с такой силой и такактуально в годы Великой Отечественной войны, как «Бородино». Публицистикавоенных лет пестрела цитатами из этого произведения. Оно постоянно звучало порадио и в исполнении чтецов, и положенное на музыку. Фронтовая газета«Уничтожим врага!» вышла зимой 1941 года с аншлагом: «Ребята, не Москва ль занами!» Со строками из «Бородина» обратился к 28 героям-панфиловцам политрукКлочков накануне легендарного боя у станции Дубосеково. 27 июля 1941 года, вдень, когда страна узнала о подвиге капитана Гастелло, «Правда» писала:«Бородино» — величайшая ценность русской литературы. Нет русского человека,любящего свою родину, который не знал бы этого стихотворения, который бы не былобязан Лермонтову своим патриотическим воспитанием».
Взаключении хотелось добавить, что рассмотренные в данной курсовой работепоэтические шедевры являются для нас такими же живыми «документами эпохи»,такими же незаменимыми источниками знаний, как и непосредственно-документальныесвидетельства Давыдова и Орлова, того же Ф. Глинки и Дуровой, Лажечникова иБатюшкова. У этой литературы особое место. И — особое значение.
Списоклитературы
1.Богданович. М.И. История Отечественной войны 1812 г. Спб., 1859—1860
2.Н.Л. Степанов. Комментарии: И.А. Крылов. ПCC. Т. 3. Басни.
3.Фризман. Л.Г. Бородинское поле: 1812 год в русской поэзии. М., 1984.