Реферат по предмету "Краткое содержание произведений"


Портрет Дориана Грея. Уайльд Оскар

Портрет
Дориана Грея. Уайльд Оскар

Портрет Дориана
Грея. Роман (1890)

В солнечный
летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской
старого друга лорда Генри Уоттона - эстета-эпикурейца, "Принца
Парадокса", по определению одного из персонажей. В последнем без труда
узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа
"дарит" и преобладающее число своих прославленных афоризмов.
Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над портретом
необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Тому двадцать
лет; зовут его Дориан Грей.

Скоро
появляется и натурщик, с интересом вслушивающийся в парадоксальные суждения
утомленного гедониста; юная красота Дориана, пленившая Бэзила, не оставляет
равнодушным и лорда Генри. Но вот портрет закончен; присутствующие восхищены
его совершенством.

Златокудрый,
обожающий все прекрасное и нравящийся сам себе Дориан мечтает вслух: "Если
бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!"
Растроганный Бэзил дарит портрет юноше.

Игнорируя вялое
сопротивление Бэзила, Дориан принимает приглашение лорда Генри и при деятельном
участии последнего окунается в светскую жизнь: посещает званые обеды, проводит
вечера в опере. Тем временем, нанеся визит своему дяде лорду Фермону, лорд
Генри узнает о драматических обстоятельствах происхождения Дориана: воспитанный
богатым опекуном, он болезненно пережил раннюю кончину своей матери, наперекор
семейным традициям влюбившейся и связавшей свою судьбу с безвестным пехотным
офицером (по наущению влиятельного тестя того скоро убили на дуэли).

Сам Дориан
между тем влюбляется в начинающую актрису Сибилу Вэйн - "девушку лет
семнадцати, с нежным, как цветок, лицом, с головкой гречанки, обвитой темными
косами. Глаза - синие озера страсти, губы - лепестки роз"; она с
поразительной одухотворенностью играет на убогих подмостках нищенского театрика
в Ист-Инде лучшие роли шекспировского репертуара. В свою очередь Сибиле, влачащей
полуголодное существование вместе с матерью и братом, шестнадцатилетним
Джеймсом, готовящимся отплыть матросом на торговом судне в Австралию, Дориан
представляется воплощенным чудом- "Прекрасным принцем", снизошедшим с
заоблачных высот. Ее возлюбленному неведомо, что в ее жизни тоже есть тщательно
оберегаемая от посторонних взглядов тайна: и Сибил а и Джеймс - внебрачные
дети, плоды любовного союза, в свое время связавшего их мать -
"замученную, увядшую женщину", служащую в том же театре, с человеком
чуждого сословия.

Обретший в
Сибиле живое воплощение красоты и таланта, наивный идеалист Дориан с торжеством
извещает Бэзила и лорда Генри о своей помолвке. Будущее их подопечного вселяет
тревогу в обоих; однако и тот и другой принимают приглашение на спектакль, где
избранница Дориана должна исполнить роль Джульетты. Однако, поглощенная
радужными надеждами на предстоящее ей реальное счастье с любимым, Сибила в этот
вечер нехотя, словно по принуждению (ведь "играть влюбленную - это
профанация!" - считает она), проговаривает слова роли, впервые видя без
прикрас убожество декораций, фальшь сценических партнеров и нищету антрепризы.

Следует громкий
провал, вызывающий скептическую насмешку лорда Генри, сдержанное сочувствие
добряка Бэзила и тотальный крах воздушных замков Дориана, в отчаянии бросающего
Сибиле: "Вы убили мою любовь!" 
Изверившийся в своих прекраснодушных иллюзиях, замешанных на вере в
нерасторжимость искусства и реальности, Дориан проводит бессонную ночь, блуждая
по опустевшему Лондону. Сибиле же его жестокое признание оказывается не по
силам: наутро, готовясь отправить ей письмо со словами примирения, он узнает,
что девушка в тот же вечер покончила с собой. Друзья-покровители и тут
реагируют на трагическое известие каждый по-своему: Бэзил советует Дориану
укрепиться духом, а лорд Генри - "не лить напрасно слез о Сиби-ле
Вэйн". Стремясь утешить юношу, он приглашает его в оперу, обещая
познакомить со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен.

К недоумению
Бэзила, Дориан принимает приглашение. И лишь подаренный ему недавно художником
портрет становится беспощадным зеркалом назревающей в нем духовной метаморфозы:
на безупречном лице юного греческого бога обозначается жесткая морщинка. Не на
шутку обеспокоенный, Дориан убирает портрет с глаз долой.

И вновь ему
помогает заглушить тревожные уколы совести его услужливый друг Мефистофель -
лорд Генри. По совету последнего он с головой уходит в чтение странной книги
новомодного французского автора - психологического этюда о человеке, решившем
испытать на себе все крайности бытия. Надолго завороженный ею ("казалось,
тяжелый запах курений поднимался от ее страниц и дурманил мозг"), Дориан в
последующие двадцать лет - в повествовании романа они уместились в одну главу -
"все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом
наблюдает, разложение своей.души". Как бы заспиртованный в своей идеальной
оболочке, он ищет утешения в пышных обрядах и ритуалах чужих религий, в музыке,
в коллекционировании предметов старины и драгоценных камней, в наркотических зельях,
предлагаемых в притонах с недоброй известностью. Влекомый гедонистическими
соблазнами, раз за разом влюбляющийся, но не способный любить, он не гнушается
сомнительными связями и подозрительными знакомствами. За ним закрепляется слава
бездушного совратителя молодых умов.

Напоминая о
сломанных по его прихоти судьбах мимолетных избранников и избранниц, Дориана
пытается вразумить Бэзил Холлуорд, давно прервавший с ним всякие связи, но
перед отъездом в Париж собравшийся навестить. Но тщетно, в ответ на справедливые
укоры тот со смехом предлагает живописцу узреть подлинный лик своего былого
кумира, запечатленный на холлуордовском же портрете, пылящемся в темном углу.
Изумленному Бэзилу открывается устрашающее лицо сластолюбивого старика.

Впрочем,
зрелище оказывается не по силам и Дориану: полагая создателя портрета
ответственным за свое нравственное поведение, он в приступе бесконтрольной
ярости вонзает в шею друга своих юных дней кинжал. А затем, призвав на помощь
одного из былых соратников по кутежам и застольям, химика Кэмпбела, шантажируя
того некой позорной тайной, известной лишь им обоим, заставляет его растворить
в азотной кислоте тело Бэзила - вещественное доказательство содеянного им
злодейства.

Терзаемый
запоздалыми угрызениями совести, он вновь ищет забвения в наркотиках. И чуть не
гибнет, когда в подозрительном притоне на самом "дне" Лондона его
узнает какой-то подвыпивший матрос: это Джеймс Вэйн, слишком поздно проведавший
о роковой участи сестры и поклявшийся во что бы то ни стало отомстить ее обидчику.

Впрочем, судьба
до поры хранит его от физической гибели. Но - не от всевидящего ока
холлуордовского портрета.

"Портрет
этот - как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить", - приходит к
выводу Дориан, переживший все искушения мира, еще более опустошенный и
одинокий, чем прежде, тщетно завидующий и чистоте невинной деревенской девушки,
и самоотверженности своего сообщника поневоле Алана Кэмпбела, нашедшего в себе
силы покончить самоубийством, и даже... духовному аристократизму своего
друга-искусителя лорда Генри, чуждого, кажется, любых моральных препон, но
непостижимо полагающего, что "всякое преступление вульгарно".

Поздней ночью,
наедине с самим собой в роскошном лондонском особняке, Дориан набрасывается с
ножом на портрет, стремясь искромсать и уничтожить его. Поднявшиеся на крик
слуги обнаруживают в комнате мертвое тело старика во фраке. И портрет,
неподвластный времени, в своем сияющем величии.

Так кончается
роман-притча о человеке, для которого "в иные минуты Зло было лишь одним
из средств осуществления того, что он считал красотой жизни".
***

Дориан Грей -
юный красавец, аристократ, подобно Фаусту вступивший в сделку с дьяволом, чтобы
сохранить свежесть, молодость и красоту, в то время как возраст, порочная жизнь
и преступления кладут свой отпечаток на портрет, выполненный другом Д. Г.,
художником Бэзилом Холлуордом. В отчаянной попытке уничтожить последнего
нелицеприятного свидетеля своего падения Д. Г. бросается с ножом на холст,
изображающий гнусного, рано состарившегося человека с кровью на руках.

На следующее
утро слуги находят труп отвратительного сморщенного старика с ножом в груди, `а
перед ним на стене - портрет Д. Г. "во всем сиянии его дивной юности и
красоты". В романе Уайльда, который скорее следовало бы определить как
"философскую повесть" в духе "Шагреневой кожи" Бальзака,
каждый из основных трех героев воплощает не столько человеческий тип, сколько
определенную философско-эсте-тическую и нравственную позицию. Каждый из них в
той или иной степени является носителем идей самого писателя, которые он
определенным образом "примеривает" в вымышленной экспериментальной
ситуации.

Д. Г. отведена
роль своеобразного "испытательного поля" этого эксперимента.

Будучи
"прекрасным принцем", носителем неземной красоты, он в силу главного
положения Уайльда о господстве красоты над жизнью оказывается неподвластен
житейским треволнениям, ибо они не затрагивают его как внутренне, так и внешне.
Юная актриса Сибилла Вен волнует его сердце лишь тогда, когда трепетно передает
на сцене чувства шекспировских героинь. Когда же собственная реальная любовь к
Д. Г. преграждает ей путь в воображаемый мир Джульетты и она проваливает роль,
юный эстет безжалостно отвергает ее и становится виновником ее самоубийства.

Отношение к
жизни лишь как к поставщику эстетических впечатлений, когда объект внимания
должен не столько "нравиться" или "не нравиться" (что
предполагает еще и некоторую нравственную позицию), сколько
"волновать", определяет постоянный поиск новых ощущений, следование
правилам "нового гедонизма", проповедуемого Д. Г. лордом Генри.

Лорд Генри
Уоттон - артист, эстет, парадоксалист, своею проповедью "нового
гедонизма" завлекший юного красавца Дориана Грея на путь порока. Персонаж
типа лорда Г., сыплющий изящными, остроумными и одновременно циничными парадоксами,
всегда присутствует в произведениях Уайльда, главным образом в драматургии
(лорд Горинг в "Идеальном муже", Олджернон Монкриф в "Как важно
быть серьезным", лорд Дарлингтон в "Веере леди Уиндермир"). Лорд
Г., завсегдатай светских гостиных и блестящий рассказчик, во многом
воспроизводит застольные разговоры самого Уайльда, пугавшего своих светских
слушателей и слушательниц бесстрашным переворачиванием с ног на голову
всевозможных прописных истин. Как отмечает один из собеседников лорда Г.,
"путь парадоксов - путь истины. Чтобы испытать действительность, надо ее
видеть на туго натянутом канате. Когда истины становятся акробатами, мы можем
судить о них". В результате появляются изречения типа: "Чтобы вернуть
молодость, стоит только повторить ее безумства", "Я больше люблю
людей, чем принципы, а людей без принципов больше всего на свете",
"Быть естественным - поза, и самая раздражающая, которую только я
знаю", "Я поверю чему угодно, лишь бы оно было совсем
невероятным", "Совесть и трусость, право, одно и то же. Совесть- это
лишь вывеска фирмы", "В наши дни большинство людей умирает от
излишества здравого смысла и открывает, когда уже бывает слишком поздно, что
единственное, о чем никогда не жалеешь, - это наши заблуждения".
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация бухгалтерского учета и аудита
Реферат Эволюция, популяции и естественный отбор
Реферат Современное общество и нравственность
Реферат Внедрение информационной системы как способ совершенствования бизнес-процессов предприятия
Реферат Развитие финансовых инструментов управления предприятием
Реферат Агротехнічні прийоми вирощування тим'яна звичайного в умовах зрошення півдня україни
Реферат Адміністративно-правовий статус адміністративного суду в Україні. Вступ
Реферат Практическая методика принятия решений в пяти шагах
Реферат Словарь терминов
Реферат Финансовый рынок и его место в рыночной экономике
Реферат Организация перевозок,экономика и управление транспортом.
Реферат Государственные границы и их режим
Реферат Создание Государства Израиль
Реферат Неп і відбудова промисловості Харкова
Реферат Бухгалтерские информационные системы для малого и среднего бизнеса