министерствообразования Российской Федерации
Российскийгосударственный гуманитарный университет
Факультетистории искусства
Кафедрамузеологии
Дипломная работана тему
«Усадьба»Демьяново". Опыт исторической реконструкции"
Выполнила:
студентка 5 курса
дневного отделения
Ковацкая Виолетта Валериевна
Москва. 2000 г.
Оглавление
Введение
1. Усадьба Демьяново в XVIII — начале XX века
1.1 Демьяново в XVIII — первойполовине XIX века
1.2 Усадьба Демьяново при В.И.Танееве (1883 — 1917 гг.)
2. Усадьба Демьяново после 1917 года
Заключение
Список литературы и источников
Приложения
Введение
"… В последнеевремя в общественном сознании сформировался устойчивый интерес к нашемупрошлому, к реалиям быта наших предков, к истории дворянских гнезд… Изучаяусадебный мир прошлого, мы глубже проникаем в наш сегодняшний духовный мир,лучше понимаем процесс формирования национального менталитета...".
Усадебная культура — огромный пласт культуры России. Усадебная организация культурной среды вомногом предопределяла культурную среду страны. Ведь многие усадьбы являлись нетолько хозяйственно-экономическими и административными, но и культурнымицентрами. Каждая усадьба включала в себя элементы, необходимые для полноценнойжизни — бытовые, хозяйственные, культовые и др. Эти элементы были характерныдля определенного времени. Именно поэтому так важно изучение усадеб. Изучаяжизнь усадеб в различное время, мы изучаем историю и культуру России наразличных этапах. Конечно, современных исследователей интересует и архитектура,и садово-парковые ансамбли, но "… основным в последние годы становитсядругой исследовательский импульс — постараться выявить культурную значимость ипритягательную силу усадебного мира в самом жизненном статусе, в егообщественно-хозяйственной природе, наконец, в его бытовом укладе...".Воспоминания, описания, предания — все играет важную роль в понимании этойпроблемы.
В настоящее время изученомного крупных усадеб России, таких, как, Царицыно, Середниково, Архангельское идр. Но существует очень много среднепоместных и мелкопоместных усадеб, которыене всегда обращали на себя внимание исследователей. К таким усадьбам относитсяи усадьба Демьяново. Интересным является дачный период в истории усадьбы. В этовремя в Демьянове снимали дачи яркие представители отечественной культуры инауки. Материалы об этом периоде являются важным пластом в историческойреконструкции усадьбы.
Цель данной работы — наоснове опубликованных, а также архивных материалов реконструировать историюусадьбы.
Цель работы определила иее задачи.
Во-первых, выявление всехвладельцев. Во-вторых, характеристика этапов создания архитектурного ансамбля.В-третьих, на основе мемуарных источников охарактеризовать наиболее яркий — дачный период Демьянова. В-четвертых, на основе архивных данныхреконструировать советский период усадьбы.
Хронологические рамкиработы — начало XVIII века — современность.
Работа состоит извведения, двух глав и заключения. Первая глава рассматривает историю усадьбы в XVIII — начале XX вв. Она делится на две части. Первая часть «УсадьбаДемьяново в XVIII — первой половине XX вв.» начинается с первыхупоминаний о селе Демьяново Клинского уезда. Затем рассматривается периодвладения усадьбой Г.Я. Наумовым, его сыном И.Г. Наумовым. В то время создаетсясуществующий ансамбль, строится церковь Успения Пресвятой Богородицы, начатаразбивка парка. При последующих владельцах, семье Мертваго, Демьяновоприобретает черты культурного центра: многочисленные приемы, вечера. Здесьсобирается весь цвет богатых и образованных помещиков Клина, Москвы. Такжеусадьбу посещают Г.Р. Державин и А.С. Пушкин. При содействии Д.Б. Мертвагопроисходит освящение церкви Успения.
Периоду владенияДемьяновым В.И. Танеевым посвящена вторая часть первой главы. 1883 — 1917 гг. — наивысший расцвет в истории усадьбы. В это время здесь сдавались дачи, и этотпериод самый интересный и насыщенный. "… Жизнь в усадьбе приобрела болеекамерный, интимный характер, замыкаясь на кругу семьи и близких друзей.Основной особенностью и содержанием усадебной жизни стали интеллектуальнаясреда, создаваемая собиравшимися там людьми, и особенно ясное осознание усадьбыкак фамильной реликвии...". В Демьяново снимали дачи на протяжении 15 летсемьи К.А. Тимирязева, А.М. Васнецова, А. Белого, А.Н. Скрябина. Часто бывали вусадьбе П.И. Чайковский, С.И. Танеев — брат. В.И. Танеева, композитор имузыкант. К.А. Тимирязев ставил здесь многочисленные опыты, а А. Васнецовнаписал свыше 50 этюдов усадьбы. Самые яркие представители науки и культурытого времени приехали в Демьяново на прочтение лекций. Несомненно, эти людисоздавали в Демьянове такую среду, которая позволяет говорить об усадьбе тоговремени как о культурном гнезде. Сам В.И. Танеев был умнейшим человеком,интереснейшим собеседником. В Демьянове у него находилась уникальнаябиблиотека, из более чем 20 тысяч книг по философии, религии, социологии, историиФранцузской буржуазной революции XVIIIвека.
Вторая глава работыпосвящена истории усадьбы после 1917 года и до современности. Времянационализации и отмены частной собственности не могло не сказатьсяотрицательно для имения. Судьба усадьбы в это время типична для множестваусадеб. По сути, усадьбы остались без хозяев. Новые же хозяева порой бездумноотносились к тем сокровищам, которые им достались. Непродуманное использованиеприносило горькие плоды: усадьба делилась, передавалась различным организациями в конце концов разрушалась. В разные годы землей и постройками усадьбывладели: Клинский дом лишения свободы, ветеринарный пункт, сотрудники поездаТроцкого и др.
Сейчас на территорииусадьбы находится туберкулезный диспансер. Выстроены гаражи, хозблок и другиепостройки для диспансера. Главный дом разрушен, не сохранилось ни одногодачного дома.
Отечественная усадебнаякультура и проблемы эволюции русской усадьбы изучались на протяжении всего XX столетия.
Особенно следуетупомянуть публикации в журнале «Старые годы». На страницах журналабыл опубликован ряд работ Н. Врангеля, И. Грабаря, С. Маковского, И. Бондаренко.Именно эти искусствоведы начали пробуждать в обществе интерес к красоте русскойусадьбы. Популяризации русской усадьбы способствовала и книга Ю. Шамурина «Подмосковные».Замечательный фотографический материал и заметки о «дворянских гнездах»публиковал журнал «Столица и усадьба».
Большую роль в изучениирусских усадьб сыграло Общество Изучения Русской Усадьбы, созданное группойэнтузиастов во главе с искусствоведом В.В. Згурой 22 декабря 1922 года. Этилюди прививали общественному сознанию мысль о том, что погибающие памятникиусадебного быта имеют уникальную художественную ценность и сохраняли культурноенаследие.
Нельзя не упомянутьработу А.Н. Греча «Венок усадьбам». Это результат многолетнихэкспедиций по обследованию усадьб. В работу входят 47 очерков с подробнымописанием отдельных усадеб и усадеб Московской губернии и близлежащих губерний.
Что касаетсясовременности, то, несомненно, большую роль в изучении такого феномена русскойкультуры, как усадьба, играет Общество Изучения Русской Усадьбы, возрожденное в1992 году. "… В изучении проблемы «усадьба — культурное гнездо»,интересующий многих исследователей, центральное место занимает «личностный»аспект — биографии владельцев, их домочадцев, гостей, то есть всех тех, кто исоздавал в усадьбе ту неповторимую атмосферу, которая нашла отражение вмногочисленных мемуарах, письмах и художественной литературе...". Именноэтой проблемой занимаются многие члены ОИРУ: Е.Э. Спрингис, А.И. Фролов идругие. Задача, которую ставят перед собой члены ОИРУ: выявление и фиксациятого, что еще сохранилось. Возродились и экскурсии общества по подмосковнымусадьбам.
Необходимо упомянуть и осоюзе между усадьбоведением и краеведением.
"… Оно(краеведение) придает местности… историзм, открывает ее в прошлом… Когда мыузнаем, кто жил в том или ином доме, для нас этот дом наполняется духовнымсодержание...".
Усадьбоведение — этокомплексная наука. Она помогает нам понять связь междухозяйственно-экономической и культурной деятельностью человека. Ведьмемориальные усадьбы "… вошли в русскую художественную культуру двумяпутями: как архитектурно-парковые ансамбли… и как зримые, хотя и молчаливые ипотому таинственные свидетели жизненных будней и творческих вдохновений великихтворцов русского искусства...", науки, культуры.
При создании работы былаиспользована литература общего плана, которая помогла составить общую картинуусадебной жизни: подробно рассмотреть проблему эволюции усадебной культуры,принципы формирования усадебного ансамбля, садов и парков.
Также была использованалитература по истории охраны культурного наследия, музейному строительству,необходимая для реконструкции советского периода истории Демьянова.
Специальной литературы поусадьбе Демьяново практически нет. Поэтому было использовано много различныхисточников.
Первая группа источников- воспоминания и мемуары. Они сыграли важную роль при характеристике периодавладения усадьбой Д.Б. Мертваго, а также при реконструкции дачного периодаусадьбы. Эти материалы помогли установить даты посещения усадьбы различнымидеятелями культуры, искусства и науки.
Вторая группа источников- дневники. Просмотренные дневники позволили установить даты посещений ипродолжительность посещений усадьбы П.И. Чайковским и С.И. Танеевым.
Третья группа источников- эпистолярное наследие. В письмах П.И. Чайковского содержится описаниеусадьбы, а А.Н. Скрябин в своих письмах описывает быт Демьянова.
Также были использованыадминистративно-экономические, архитектурные, географические справочники, вкоторых содержатся сведения об архитектуре усадьбы, о церкви, о количествежителей и т. д.
В ходе работы быливыявлены архивные материалы.
Использованы фонды РГАДА,в материалах которых были выявлены первые упоминания о селе Демьяново, о первыхвладельцах. Сведения из фонда 1356 использованы в приложении.
В ЦИАМе были просмотреныфонды Московской духовной консистории, которые дали сведения о состоянии церквиУспения, а также о ее освящении. Также был найден план имения Демьяново.
С помощью материаловЦГАМО реконструирован послереволюционный период усадьбы.
Наконец, материалы изфондов ОПИ ГИМа были также использованы при реконструкции послереволюционногопериода.
В них содержатся сведенияо постановке усадьбы на учет отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса. Вматериалах музея «Старая Москва» — записи об усадьбе краеведа П.В.Кислякова, датированные 1932 годом.
1. Усадьбадемьяново в XVIII — начале XX века1.1 Демьяново в XVIII — первой половине XIXвека
Демьяново — село в двухверстах к югу Клина, поблизости от выезда из города по Московскому тракту, направом берегу реки Сестры. Первое упоминание о селе в документах датируется1709 годом.
В «Книге переписнойцерковнослужителей, дьяков и подъячих, работников, сторожей и другого населенияг. Клина...» за 1709 год есть такое указание: "- Вотчина стольникаАндрея Михайлова сына Колычева село Демьяново на реке на Сестре...". Такжесохранилось подробное описание жителей, кто сколько платил церковной дани. "… Втом селе одне дворовые люди. Иван Афонасев 65 лет, Кузьма Гарасимов 40 лет…Во дворе вдова Агафья Никифоровна… муж ее умре тому два года, а сын взят всолдаты… платя они церковной дани рубль шесть алтын две деньги...".
В середине XVIII века село принадлежалогенерал-майору Г.Я. Наумову.
В 1760 — 1770 годахвместе с деревнями Бородиной, Сохиной, Стребловой и Федяевой село переходит вовладение сына Г.Я. Наумова камер-юнкера И.Г. Наумова. Согласно «Экономическомупримечанию Клинского уезда» число дворов составляло 16, "… душмужских — 78, женских — 66. Под селениями 22 десятины, сенных покосов — 118десятин, лесу — 179 десятин...". Дается такое описание: "… Село направом берегу реки Сестры и безымянных отвершков — одного на левой, а другогопо обе стороны. Церковь каменная Успения Пресвятыя Богородицы, господский домдеревянный, при оном сад с плодовыми деревьями...".
Именно с деятельностьюИ.Г. Наумова связано создание ансамбля усадьбы.
Успенская церковь былавыстроена из кирпича в 1746 году на средства Г.Я. Наумова вместо сгоревшейдеревянной. А во второй половине 1770-х годов отдельно от нее поставленаколокольня, под которой был устроен придел. Здание церкви скромно обработано встиле барокко. "… Двусветный четверик Храма перекрыт сомкнутым сводом изавершен главой на восьмигранном барабане. С запада к нему примыкает притвор,отделенный от основного объема двумя крупными столбиками...". Такоерешение является уникальным в культовой архитектуре Подмосковья. Колокольнятрёхярусная. Фасады ее декорированы спаренными пилястрами, купол завершеншпилем.
Усадебный комплекс созданв стиле раннего классицизма с чертами барокко. Центральное место занимаетбольшой жилой дом. С одной стороны дома находится хозяйственный двор, с другой- роща с садовыми павильонами. Кирпичный двухэтажный дом с подваломнеоднократно горел и терял свой облик при ремонтах. "… Его продольныефасады одинаково обработаны пилястрами большого ордера, крепующими средние икрайние участки стен. Центральные пилястры объединялись деревянным фронтом впортик...".
Хозяйственные постройкивторой половины XVIII векаобработаны комплексом из трех длинных корпусов, расположенных по периметрухозяйственного двора.
Разбивка парка также быланачата при И.Г. Наумове. Усадебный парк делился на две части: регулярный — ссеткой липовых аллей перед домом и пейзажный — из смешанных пород с каскадомпрудов. Пруды эти назывались Царский, Зеленый и Верхний. В западной частиусадьбы находились Святой и Церковный пруды. На искусственном холме возлеЦарского пруда возвышалась колонна со статуей Минервы, поставленная в 1785 годув память посещения усадьбы Екатериной II.
В 1780 году в усадьбе "...79дворов, душ мужска 285, женска — 295. Земли отмежновано 33 десятины, из которойполовиною частию владеют церковники, а другою частию земли вышепоказаннойпомещики Наумовы...".
В это время к старойнебольшой трапезной церкви Успения приделали новую трапезную, которая стала «теплойцерковью». "… Теплая… состоит в твердости утварию, холоднаяисправна, а теплая средственно...".
Что касается утварицеркви, то "… в церкви Успения Пресвятыя Богородицы сосуды серебряные, ав придельной святителя Димитрия Ростовского чудотворца — оловянные. Порезолюции его преосвященства исполнить велено: вместо сосудов оловянных… серебряныепозлощенныя...".
В наше время иконостас ивнутренняя отделка утрачены.
И.Г. Наумов умер в 1798году. Его могила находится на Демьяновском кладбище. Был он женат на княжнеВарваре Алексеевне Голицыной. Их дочь Мария Ивановна стала наследницей имения.Она вышла замуж за Александра Яковлевича Римского-Корсакова, который былкамергером при Екатерине II.
Мария Ивановна былахороша собой, "… умна, приветлива и великая мастерица устраиватьпраздники..." праздники она устраивала в Москве в своем доме, а в усадьбесовсем не жила. В Демьяново жил ее муж — А.Я. Римский-Корсаков, который там иумер. За время владения усадьбой Римскими-Корсаковыми господский дом становитсятрехэтажным.
В 1807 году имениепокупает А.А. Полторацкая. Дочь ее Варвара Марковна в 1804 году вышла замуж заДмитрия Борисовича Мертваго. Д.Б. Мертваго родился в 1760 году, в 15 летвступил в службу. С 1787 по 1797 год был советником Уфимского наместнического правления.С 1797 по 1802 год был членом провиантской экспедиции. В 1802 году определенначальником поступивших в казенное управление Крымских соляных промыслов, а в1803 году стал таврическим гражданским губернатором. Вот как характеризуетМертваго его брат С.Б. Мертваго: "… Пылкий и основательный ум, чтение,наблюдательность, заменяли ему недостаток учения при воспитании. У удивлениювсех знавших его, он, действительно, ничему не учился. Чувствительное и доброесердце, которое отражалось на открытом благовидном лице его, веселый нрав,ласковость в обхождении, дар слова, твердость и справедливость во всех делах ислучаях, непоколебимая честность, совершенное бескорыстие при всегдашнемнедостатке и при многих случаях обратиться недозволенным образом, деятельностьв исполнении должностей, усердие к распространению добра, привлекали к немувсеобщую любовь и уважение даже от недоброжелателей и завистников...".Д.Б. Мертваго был крестным отцом С.Т. Аксакова. От брака с В.М. Полторацкойимел трех сыновей и пять дочерей.
При женитьбе Д.Б.Мертваго жена его не получила никакого имения в приданое, кроме дома вПетербурге, который приносил доход до 4 тысяч рублей. И вскоре А.А. Полторацкаякупила "… село Демьяново с деревнями 295 душ за 135 тысяч рублей...".Со своей дочери она взяла обязательство, что, получив Демьяново, онаотказывается от наследования отцовского имения. Сама же А.А. Полторацкая взялаиз имения на вырубку одну тысячу десятин строевого леса в течение 10 лет. Когдабыли закончены все юридические формальности, А.А. Полторацкая и В.М. Мертвагопоехали в имение, ЧТОБЫ Варвара Марковна вошла во владение. "… Тут, увидяогромный каменный дом, большой сад, оранжереи и прочее великолепие,соблазнилась, узъявила она (А.А. Полторацкая) раскаяние и желание возвратитьсебе обратно..." Варвара Марковна охотно согласилась. Семья Мертваго в этовремя продает свой дом в Петербурге, чтобы расплатиться с долгами, за 35 тысячрублей. Вскоре Дмитрий Борисович получает увольнение от службы. Он предлагаеттёще следующее: если она отдает Демьяново, то он с семьей поселяется там, еслиже нет, то они уезжают в Казань к матери Дмитрия Борисовича, в Бугульминскуюдеревню. А.А. Полторацкая согласилась отдать имение, но с условием, что ейбудет принадлежать дом, который был продан Мертваго. Хозяин дома продавал егоуже за 40 тысяч рублей. Стороны пришли к такому соглашению: Мертваго отдаютПолторацкой 11 тысяч рублей, которые остались от проданного дома и принимают насебя ее долг по имению 29 тысяч рублей. 28 апреля 1810 года Варвара Марковнародила дочь Надежду, и семейство Мертваго переехало в Демьяново. Из 29 тысячдолга 15 тысяч нужно было отдать в декабре того же года. Для этого Мертвагопродал бриллиантовые знаки ордена за 7 тысяч 500 рублей, а остальные взялвзаймы.
Мертваго пишет о том, какони начали жить в имении: "… Начав жить в деревне, сначала нуждался ячрезвычайно. Дохода столь мало, что не достаточно на неминуемые издержки, прибережливости до такой степени, что, привыкнув во все время моей жизни питьвиноградное вино, должен я был оставить его и не иметь в доме...".
В своих записках Д.Б.Мертваго упоминает о посещении Демьяново Г.Р. Державиным: "… В следующеелето (1813 г.) заезжает ко мне Гаврила Романович Державин...".
В сентябре 1817 года дворимператрицы Елизаветы Алексеевны, совершая путешествие из Петербурга в Москву,делает остановку в Клину. Московский губернатор поручает начальнику почтузнать, нельзя ли остановиться у Мертваго по расписанию, Елизавета Алексеевнадолжна была прожить в Клину 3 дня, Мария Федоровна один день.
Однако двор так и неразместился у Мертваго. Лишь после узнал Дмитрий Борисович о дворовых сплетнях:"… Государыне сказали, что я по недостаточному состоянию учредил фабрикуткацкую, занял ею весь дом, и сам живу в углу...".
Но все же Мария Федоровнапосетила Демьяново спустя несколько дней. Она гуляла с Дмитрием Борисовичем посаду, завтракала с его семьей и так отзывалась об имении: "… Я оченьсожалею, что жила не у него. Нельзя лучше быть порядка, как я у него в домевидела. Какая везде опрятность, чистота, все домашнее небогатое, но все совкусом и прекрасно...".
В 1811 году В.Л. Пушкинпо дороге в Петербург заезжал к помещикам Мертваго. В Петербург он везплемянника — А.С. Пушкина. А сам А.С. Пушкин бывал здесь в 1833 году.
Семья Мертвагопринадлежала к высшему кругу общества. О временах владения Демьяновым этойсемьей можно говорить как о периоде формирования традиций историко-культурногогнезда. Были определены так называемые приемные дни, когда в Демьяновосъезжались почти все соседи и многие знакомые из Клина. Вот как описывает одиниз приемных дней гостья Мертваго: "… Из залы мы вошли в широкий коридор,в конце его тремя широкими ступенями спустились в летнюю гостиную. В раскрытыеокна этой комнаты виднелись деревья парка, в растворенные стеклянные двери, вуровень с паркетом, пестрел цветник… В зале был накрыт длинный стол, сблестящим серебром, хрусталем, цветами и фруктами. Обед был роскошен и шелдолго. Официанты в белых перчатках подавали десерт и чай… горничные в шелковыхи раскрахмаленных кисейных платьях, с собранными под сетку волосами...".
Варвара Марковна самазаведовала хозяйством, включая ткацкую фабрику, на которой вырабатывали кисей,миткаль и холстины.
С именем ДмитрияБорисовича связано одно знаменательное событие в жизни Демьяново. Это освящениецеркви Успения. Д.Б. Мертваго в июле 1822 года подает прошение: "… Филарету,архиепископу Московскому и Коломенскому, святотроицкой Сергиевы Лаврысвященно-архимандриту и разных орденов кавалеру. В Успенской церкви в тепломприделе во имя святителя Димитрия Ростовского чудотворца для избежания сыростиподнять пол… и внизу сделать трубы, дабы через них мог проходить воздух иосушить оную...". Вскоре на прошение пришла резолюция: "… Когда предполагаемоеустроение здания совершится, тогда освящение совершить местному священнику. Акогда и другой придел св. Агапоклеи надлежащим образом подготовлен будет,произвести и его освящение...".
Освящение придела святоймученицы Агапоклеи было совершено 16 сентября 1822 года, а освящение придела воимя святого Димитрия Ростовского — 17 сентября 1822 года. Обряд освящения былсовершен священником Успенской церкви Василием Ивановым.
В доме Мертваго частобывали инженеры. Как раз в то время возле Демьянова строился Екатерининскийканал под начальством Николая Николаевича Загоскина, брата писателя Загоскина.В 1831 году Н.Н. Загоскин женится на дочери Мертваго Екатерине. Венчались они вДемьяново, в Успенской церкви. Пышного торжества не было, "… день прошелобычным порядком, только на лицах новобрачных выражалось бесконечное счастье...".
Позже усадьбой владел сынД.Б. Мертваго — Д.Д. Мертваго, надворный советник. В 1852 году в Демьянове было"...5 дворов, 10 душ м. п., 12 ж....". А уже в 1874 году "… дворов163, душ мужска — 468, женска — 531...".
В роду Мертваго усадьбанаходилась до 1883 года, когда ее, пришедшую в упадок, приобрел В.И. Танеев.1.2 Усадьба Демьяново при В.И. Танееве(1883 — 1917 гг.)
В.И. Танеев — выдающийсяпредставитель русской революционно-демократической мысли, старший братталантливого русского композитора и музыканта С.И. Танеева.
Родился В.И. Танеев в1840 году. Отцу его, Ивану Ильичу, было тогда 44 года, а матери ВарвареПавловне — 17 лет.
В 13 лет его отдали вучилище правоведения, которое он закончил в 21 год. После этого ВладимирИванович занялся самообразованием. Изучая естественные науки и историюФранцузской буржуазной революции.
В 1883 году ВладимирИванович купил имение Демьяново. Вступив во владение, он сразу же занялсяблагоустройством крестьянской жизни. Чтобы познакомиться с крестьянами, онпригласил к себе старост соседних деревень. Выяснилось, что у крестьян былопастбище по другую сторону железной дороги, пользоваться им они не могли. Имприходилось арендовать землю у помещика. Владимир Иванович дал крестьянам длявыпаса скота безвозмездно 40 десятин земли и налоги за эту землю выплачивалсам. Находящийся в имении сандальный завод работал водяной силой. Для него нареке была сделана плотина, и из-за нее образовался большой пруд, покрывавшийценный заливной луг и уничтожавший крестьянский покос. Владимир Ивановичприказал снять плотину, освободил заливной луг крестьян и закрыл сандальныйзавод, как вредное производство.
Произошли изменения и спостройками усадьбы. Построены два жилых флигеля: двухэтажный кирпичный, вкотором В.И. Танеев провел свои последние годы, и одноэтажный деревянный,служивший дачей Бугаевой А.Д., матери А. Белого.
В это же время проводятсяработы по разработке столбов, которые отделяли приделы церкви. Устроеноперекрытие поздней трапезной системой парусных сводов.
В.И. Танеев имелуникальную библиотеку. В ней были очень полно представлены отделы социологии,истории Французской буржуазной революции XVIII века, а также имелось много книг по другим наукам.Число книг превышало 20 тысяч. В воспоминаниях А. Белого есть такое упоминаниео библиотеке: "… Что было ценностью, так это его библиотека;… социологическийотдел был едва ли не наиболее богато представленным среди всех библиотек;… ценностьпредставляло собрание редких, роскошных изданий; как только где-нибудь выходилоиздание в нескольких экземплярах, Танеев не успокаивался, пока из Лондона,Парижа, Берлина, Вены не получал он своего экземпляра, библиотека имела ибогатую библиографию...".
Как-то Танеев предложилБелому назвать любого автора, портрет которого и библиографический материал окотором он хотел бы иметь под рукой сию же минуту. Белый назвал Сер-Пеладана,руководствуясь мыслью: Танеев и Сер-Пеладан — что общего? Через несколько минутТанеев предоставил Белому серию томов Сер-Пеладана с его портретом.
Для того, чтобы устроитьбиблиотеку, Танеев предпринимает перестройку главного дома. На этопотребовались огромные средства, проводилась она достаточно долго — около 8 лет.В 1900 году он перевозит из Москвы библиотеку и размещает ее в 3-х залах. Чтобырасставить книги по своей системе и привести библиотеку в порядок, Танеевпотратил около 10 лет. Пользоваться своей библиотекой он разрешал лишь тем,кому доверял. Танеев вел обширную переписку со многими учеными Европы,писателями, историками, социологами, в том числе и с Карлом Марксом. Этапереписка также хранилась в его библиотеке.
Из-за того, что наперестройку дома ушло много средств, Танеев решает в 1896 году заложить имение.По описи Московского отделения государственного дворянского земельного банка "… вимении 276 десятин..., пашни — 38 десятин, леса — 31 десятина, выгона — 54десятины, луга — 18 десятин… постройки в исправном состоянии и удовлетворяютпотребности хозяйства...". Банк оценил имение в 40 тысяч рублей ипостановил: "… предоставить ссуду в 28 тысяч 800 рублей сроком на 66 лет,6 месяцев, обусловить выдачу этой ссуды предоставлением обязательствастраховать включенные в оценку постройки в сумме не ниже 2430 рублей.Воспретить рубку произрастающего в имении леса без особого на то разрешенияБанка...".
В большом доме Танеев жилтолько летом, пока было тепло. Отопить дом было трудно, и к зиме он перебиралсяв маленький флигель, находящийся на территории усадьбы.
Огромный старинныйписьменный стол в кабинете Танеева всегда был завален бумагами, папками,книгами. У стен стояли массивные книжные шкафы красного дерева. Соседняяспальня по убранству была скромна: простая железная кровать, гардероб иумывальник. Кроме кабинета и спальни Танеева на первом этаже большого доманаходилась столовая и очень большой двусветный белый зал с хорами. Здесь навысоком постаменте стояла копия Венеры Милосской. Владимир Иванович увлекалсясобиранием копий скульптур. Из белого зала виднелась анфилада комнат,расположенных вдоль заднего фасада большого дома. В застекленных шкафах,сделанных под красное дерево и занимавших все стены этих комнат, и размещаласьуникальная библиотека. Всего в главном доме было 20 комнат. Жил Танеев оченьскромно и все свои свободные средства вкладывал в создание библиотеки.
Помещичий дом делил паркна две части: Старый парк и Новый парк. Старый парк простирался по пологомусклону от большого дома к Царскому пруду. Другой берег пруда был изрезан оврагами.Царский пруд был очень глубоким. Предание гласит, что во время приездаЕкатерины II на берегу этого пруда конюхи мылизолотую карету императрицы. Карета была очень тяжелой, а берег пруда крутой.Конюхи не удержали карету, и она скатилась в самую глубокую часть пруда, навекискрывшись под водой. В.А. Васнецов, сын А.М. Васнецова вспоминает: "… когдамы, мальчишки, любители рыбной ловли, протягивали невод в глубокой частиЦарского пруда, он всегда застревал там, зацепившись за… золотую карету. А ясам как-то в засушливое лето нашел старинную трость, погребенную в прибрежномиле...". А.А. Белый вспоминает, что как-то в пруду поймали осетра скольцом и датой эпохи Годунова.
Новым назывался паркмежду главным домом и церковью. Во времена Танеева главный фасад дома былобращен к благоустроенному Новому парку. Большая терраса была увита дикимвиноградом. Перед домом находилась зеленая поляна и цветник. А за ниминачинался парк с липовыми аллеями, лужайками и прудом. У берега пруда быливыстроены мостки с квадратным отверстием посередине. В праздник Преображениясюда направлялся крестный ход. Через отверстия в мостках совершался обрядводосвятия. Поэтому пруд называли Святым. К парку примыкал старый бор свековыми елями. Это был остаток дремучих лесов, некогда богатых зверьем. И заэтим бором закрепилось название Зверинец.
Следует заметить, чтохозяйство в усадьбе было неприбыльным. Здесь были лошади, стадо коров, овцы.Сеяли овес и клевер, были картофельные поля. Но все это обеспечивалопотребность семьи Танеева, рабочих и дачников.
С давних времен, когда вДемьянове велось большое хозяйство, остались длинные одноэтажные кирпичныекорпуса. Два таких корпуса, которые располагались на окраине липового парка,были переоборудованы под дачные помещения с мезонинами и террасами, обращеннымив парк. В демьяновские дачи попадали в основном знакомые Танеева, на дачи шлаочередь. Арендная плата за дачи была доходной статьей в имении. Например, в1894 году доход от дач был таким: "… дача № 1 — 350 рублей, дача № 2 — 150 рублей, дача № 3 — 200 рублей, дача № 4 — 200 рублей...". Всего насумму 900 рублей.
В Демьяново снимали дачиА.Васнецов, А. Бугаева (мать А. Белого), Н. Скрябин, профессора МосковскогоУниверситета. 17 лет жил в летнее время в Демьянове К.А. Тимирязев, которыйдружил с В.И. Танеевым более 40 лет. Неоднократно бывали в усадьбе С.И. Танеев,П.И. Чайковский, А. Белый и многие другие.
Семья А. Белого снималадачу в течение 10 лет, с 1884 по 1894 год. В своих воспоминаниях А. Белыйпишет: "… очень уж хороши там окрестности: белоствольные рощи, медовыелуга. Демьяново славилось розами, оранжереями и монументальной крокетнойаллеей, шире которой не видывал я; отсюда раздавалось щелканье крокетныхмолотков и спор тогдашних крокетистов: отца и семейства Феоктистовых...".Оранжереями Демьяново, действительно, славилось. Там выращивали даже персики иананасы.
В воспоминаниях А. Белогочасто фигурирует Григорий Аветович Джаншиев, писатель, автор «Эпохивеликих реформ», который летом тоже отдыхал в Демьянове и был дружен ссемьей Танеева.
Григорий Аветович нелюбил споров, и этим являл резкий контраст с отцом А. Белого, который в деревнескучал. Гуляя по парку, Бугаев высматривал Джаншиева и со всех ног устремлялсяк нему. Джаншиев обращался в бегство. Так они и бегали, высматривая друг другаи приседая в кустах. Танеевы и все дачники знали эту охоту на Джаншиева ивсегда очень смеялись.
В большом зале дачиБугаевых была устроена клубная комната. Днем здесь музицировали, а вечерамипели хором. Александра Дмитриевна Бугаева была красивой, статной дамой. ЕЕпочему-то называли генеральшей. В длинном ярком одеянии, под кружевным зонтикоми в сопровождении двух фокстерьеров она гуляла по парку. Владимир Ивановичоказывал ей знаки внимания, сопровождал на прогулках, наносил визиты, дарилцветы и читал ей стихи.
Танеев определял строгиепорядки: что можно и что нельзя в парке, на даче. Нельзя было трогать цветы,бросать окурки. Одно время он запретил военным появление в парке и не сдавал имдач на том основании, что "… они, убийцы, носят саблю и всегда могуткого-нибудь зарубить; а он охраняет благополучие дачников...". Танеев самсрезал розы и преподносил их какой-нибудь дачнице, заодно быстрым взглядомосматривая быт дачи. Танеев очень любил маленьких детей. В его кармане всегда лежалакоробочка из карельской березы с мятными конфетами. Встретит Танеев ребенка впарке, всегда угостит конфеткой. К более старшему возрасту относился строже изапрещал ездить по аллеям парка на велосипедах.
В это время в Демьяноветакже жили: профессор Л.М. Лопатин, бывший московский губернатор В.С.Перфильев, семья Сыроечковских, Аппельроты, Эртели. С 1910 по 1917 год Белыйприезжал в Демьяново к матери, которая продолжала снимать дачу. В 1910 году А.Белый пишет в Демьяново статью «Кризис сознания и Генрих Ибсен».
В 1885 году в Клинупроизошел сильный пожар. Кто-то поджег город с трех сторон, и он горел 4 дня.Город после пожара представлял собой пустое место, т. к. почти все дома в Клинубыли деревянные. Владимир Иванович и его жена Елена Сергеевна организовалидоставку хлеба, овощей и молока для наиболее бедной части населения. Каждыйдень в Демьянове выпекался хлеб. Все продукты раздавали в городе бесплатно.Раздача хлеба и продуктов продолжалась три недели, пока не наладилось обычноеснабжение.
Много времени проводил вусадьбе брат В.И. Танеева Сергей Иванович Танеев, выдающийся русский композитори музыкант. Обычно он приезжал на несколько дней, что было радостью для всехобитателей Демьяново — это означало возможность послушать его игру. Каждый вечерСергей Иванович играл для гостей произведения Моцарта, Бетховена, Шопена. Вдневниках С.И. Танеева множество упоминаний о Демьянове. Например: "...1898г., 1 февраля, воскресенье. Поехал в Клин в 10 часов. После обеда у МодестаИльича (Чайковского), в 2 часа пошли в Демьяново. Там Елена Сергеевна, Володя,Павлуша и Алекс[андра] Алексеевна Маклакова… Ходил гулять. Я в первый разездил на лыжах. Пили чай...".
Вместе с С.И. Танеевымчасто бывал в имении и П.И. Чайковский, чья усадьба была неподалеку. В своихдневниках он пишет:
"...30 августа 1886года. Погода небывало чудная. После обеда немедленно отправились в Демьяново.Чудный парк, но скверный дом, подобный старой казарме. Прогулка по парку и креке. Чай. Большая прогулка по чудесной местности...".
Сергей Иванович был оченьприятным собеседником. В Демьянове летом у Владимира Ивановича находились егосыновья и дочери с их многочисленным потомством. Сергей Иванович всех их оченьлюбил. Но уже через день — два говорил, что надо ему уезжать из Демьянова: "… Здесьу меня столько племянников, племянниц, внуков, внучек, и все они такие милые, скаждым из них хочется поговорить и вот, гладишь, весь день и пройдет, а ведьнадо работать...".
У В.И. Танеева было трисына и две дочери. Сын Сергей был уездным лесничим. В Демьянове было отведеноспециальное помещение под контору лесничества. Умер он совсем молодым. Павелработал в торфяной промышленности, в последствии он стал одним из крупнейших вСССР ученых в области торфа. Владимир бывал в Демьянове редко. Погиб в первуюмировую войну. Внучатое поколение Танеева все летнее каникулярное время жило вДемьянове. И мальчики, и девочки принимали участие во всех полевых работах.
В 1892 году в Демьяновеснимали дачу Скрябины. А.Н. Скрябину было в то время 20 лет. С.И. Танеев былего учителем в консерватории, и вместе они проводили много времени. А. Скрябинписал Н.В. Секериной, которая была его юношеским увлечением:
"… Демьяново. 14июля 1892 г. Наконец-то я могу пожить оседлою жизнью и хотя сколько-нибудьзаняться музыкой...". Сохранились воспоминания тёти А. Скрябина Л.А.Скрябиной, которая тоже жила на даче в Демьянове: "… Когда Шуринька был ввеселом настроении, у него являлось желание бегать и прыгать по парку… Когдаон начинал прыгать через клумбы, Владимир Иванович с ужасом бегал за ним,думая, что все его цветы будут помяты… Все же кончилось это тем, что подконец лета, прыгая, он вывихнул себе ногу. Почти целую неделю ему пришлосьлежать...".
В 1904 году КлиментАркадьевич Тимирязев впервые провел все лето в Демьянове. Это первое летоТимирязевы жили в маленькой даче, а начиная со следующего 1905 года занималисамую большую дачу и приезжали туда каждый год, кончая 1917 годом. Большаядача, в которой Тимирязевы жили 13 лет, представляла собой западную половинудлинного каменного здания, вытянутого с запада на восток, обращенного главнымфасадом на юг — в парк и имела второй этаж деревянный. В восточной части этогокорпуса было еще две дачи. В нижнем этаже большой дачи было 10 комнат, 5 из нихбольшие, а наверху — еще 4 комнаты. С южной стороны находился балкон в 2 этажа,а с западной, узкой стороны — обширная терраса. В этом западном конце зданиябыла расположена зала. В ней стоял письменный стол Климента Аркадьевича, закоторым он работал. Окна в этой зале выходили на три стороны: на юг, запад исевер. В восточной стене был мраморный камин, сделанный специально дляТимирязева. Обстановка залы состояла из кресел, дивана, кушетки, шкафчиков,большого стола — все из красного дерева с обивкой красного цвета. Эту залуКлимент Аркадьевич любил больше других комнат и проводил в ней или на террасевесь день и вечер, когда не работал в своей лаборатории. По желанию КлиментаАркадьевича, около дачи, где жили Тимирязевы, траву не косили. Здесь вырасталимальвы, коровяки, пижмы, лопухи, белена и другие растения. В августе они быливыше человеческого роста.
Лаборатория Тимирязеванаходилась в двух южных комнатах. Здесь помещались все научные приборы,привезенные на лето или сконструированные им вновь, реактивы, посуда. Во многихработах помогал ему сын Аркадий Климентович — физик. Около одного из оконлаборатории был сложен кирпичный столб из гелиостата. С этой же южной стороныКлиментом Аркадьевичем был установлен вегетационный домик. Для того, чтобы этотдомик мог найти применение, Тимирязев старался построить его дешевым и простым.Им был составлен чертеж для постройки, по которому клинский столяр ФедорДмитриевич Дмитриев сделал все составные части. В землю были врыты 4 столба, кним на крючках и задвижках приделали рамы, обтянутые железной решеткой, чтобызащитить посевы от птиц. С южной стороны была устроена дверь для установкивегетационных сосудов внутри домика. В этом домике выращивались растения сдвумя задачами: вырабатывались наиболее упрощенные приборы и методы.
В 1905 году, когда сынВ.И. Танеева Владимир был преподавателем Херсонского сельскохозяйственногоучилища и проводил каникулярное время у отца, в Демьяново приехали ученикивыпускного класса этого училища (14 человек) с преподавателем математикиЧирьяковым. Климент Аркадьевич предложил прочитать лекцию ученикам о связиагрономии с физиологией растений. Лекция состоялась в июле 1905 года. На нейбыли показаны опытные растения в вегетационных сосудах. Лекцию собралосьслушать и поселение Демьянова. Двухсветная зала в большом доме, в которой быларазмещена библиотека Танеева, еле вместила всех желающих. После лекции КлиментуАркадьевичу устроили бурную овацию. Затем все желающие отправились в поле, гдепо указанию Тимирязева были поставлены опыты в полевом масштабе.
После отъезда учеников уК.А. Тимирязева и В.И. Танеева возникла мысль организовать сельскохозяйственнуюшколу в Демьянове. Жилых построек и построек для аудиторий и кабинетов былодостаточно. Предполагалось иметь несколько специальностей: огородническую,полеводческую, животноводческую, садоводство, пчеловодство. Подпредседательством Тимирязева было проведено совещание. Необходимые условия былиналицо. Но нужно было просить разрешения у министерства земледелия. А так как иТимирязев, и Танеев считались революционерами, разрешения они получить немогли.
Чтение публичных лекцийна самые различные темы стало традицией Демьянова. Так, вскоре состоялся докладдоктора филологических наук А.В. Адольфа о статуе Афины Лемносской, котораястояла у Танеева в большой зале. А.А. Васнецов читал серию лекций о Москве.
В ноябре 1909 года К.А.Тимирязев готовился к съезду естествоиспытателей и врачей. Это было сопряжено сбольшими хлопотами, и он был разбит параличом. Благодаря уходу и лечению сталходить с палкой, но все же медленно и плохо владел одной рукой.
Демьяново сталоисточником творческих вдохновений художника А. Васнецова, который почти 15 летснимал здесь дачу. Он писал: "… Как бывало в Демьянове хорошо. С утраэтюды, придешь, пообедаешь, отдохнешь и опять этюды тут же под боком, близко,как хорошо!...". А. Васнецов написал там сотни этюдов, и мотивыдемьяновской природы послужили ему сюжетом для многих картин. В Демьяново унего было много излюбленных уголков. Он намечал план работы на лето. РаботалВаснецов с упоением и много. Иногда он в один день писал два этюда в разныечасы. И начатые, и законченные этюды висели на стене в «мастерской».Это был большой летний чулан, выходивший на террасу дачи. Самым излюбленнымместом Васнецова был небольшой холм, где он из кирпичей сложил скамеечку. Сюдаон приходил в вечерние предзакатные часы.
Васнецов был дружен сТимирязевым. Вместе они бродили по полям и лесам, часто любовались закатами стеррасы тимирязевской дачи. Васнецов не любил, когда кто-нибудь смотрел, как онпишет. Исключением был Тимирязев. После своей болезни он долго не мог ходить, иего возили на прогулку в коляске. Когда Васнецов писал этюды в парке, КлиментАркадьевич всегда просил подкатить коляску поближе. Позже, когда Тимирязев сталпередвигаться с палочкой, он усаживался рядом с художником на своей раскладнойстульчик, и его присутствие не мешало Васнецову.
Демьяновские окрестностии парк запечатлены в большой тематической картине «Шум старого парка»,которую художник показал на персональной выставке 1927 года. "… Это мойэпилог! Здесь отражен мой пройденный путь...", — сказал он показываякартину.
Днем почти все живущие вДемьянове были заняты своими делами: Тимирязев — в лаборатории, Танеев — вбиблиотеке, Васнецов — на этюдах, Богоявленский — на прудах и речке вместе сосвоими студентами. Вечером же демьяновское общество постепенно стекалось впарк. Собиралось 2 — 3 компании, в одной шли серьезные разговоры, в другой былслышен смех. Но, когда приходил Танеев, его окружали плотным кольцом. Он былвеликолепным рассказчиком. "… Так и движется медленно, степенно по «большомукругу» парка, оживленно беседуя, общество демьяновских дачников...".
Знаменательным событием вспокойной демьяновской жизни был день именин В.И. Танеева. К этому днюзаблаговременно съезжались гости из Москвы и Петербурга. Приезжали ученые,писатели, общественные деятели. Часто приезжал министр народного просвещения.Всегда желанным гостем был известный химик профессор И.Д. Каблуков. За два днядо этого события в просторной кухне большого дома с утра до вечера кипеларабота. В двухсветном зале устанавливали столы во всю его длину в три ряда.Отмечали праздник с широтой и размахом. Многие гости проводили в Демьянове понескольку дней, в том числе и Каблуков.
И еще один праздниквсегда отмечали в Демьянове. Это праздник Преображения. На церковном двореустанавливали парусиновые белые палатки, в которых торговали фруктами,подсолнухами, орехами, пряниками, конфетами.
В 1909 году церковьобновили. В комиссию по сохранению древних памятников ИмператорскогоМосковского археологического общества было доложено отношение о том, что "… причти староста села Демьянова, Клинского уезда, просят разрешить им окраситьмасляной краской крышу на храме, исправить штукатурку наружных стен храма иокрасить их клеевою краскою...". На что было дано разрешение.
Итак, усадьбапросуществовала до 1917 года. В.И. Танеев, человек образованный иинтеллигентный, бережно заботился о своем имении. И усадьбу в это время даженазвали «Танеевкой».
2. УсадьбаДемьяново после 1917 года
После октябрьскойреволюции Демьяново постигла участь большинства «дворянских гнезд».На основании Декрета о земле, принятого на II Всероссийском съезде Советов 26 октября 1917 года, помещичьиимения со всеми усадебными постройками и принадлежностями объявлялисьобщенародным достоянием и подлежали конфискации.
Таким образом,первоначально бывшие дворянские гнезда были переданы в ведение народногокомиссариата земледелия. Но процесс конфискации помещичьих усадеб сопровождалсячастыми случайными погромами и разорениями. Крестьяне самовольно захватывали иделили не только помещичью землю и инвентарь, но и имущество из дворцов, средикоторого были старинная мебель, портреты, предметы прикладного искусства.
С целью сохранениякультурных ценностей в первые же месяцы после революции создаются специальныеучреждения. Таким учреждением была Комиссия с несколькими подотделами, в томчисле музейно-бытовым, сформированная в ноябре 1917 года при Московском Советерабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Ее деятельность распространяласьне только на Москву, но и на Подмосковье.
Фактическая судьба усадебнаходилась в руках местных органов власти. Поэтому, пока невозможно былообеспечить централизованную охрану. На заседании музейно-бытовой подкомиссии 18февраля 1918 года было подготовлено обращение «Ко всем земельным комитетами местным Советам», в котором говорилось:
«1. Строжайшевоспрещаются все разделы домашнего имущества в усадьбах.
2. Ответственность засохранность имущества возлагается на местные земельные комитеты.
3. Всякое самовольноерасхищение будет караться самым суровым образом.
4. Все предметы, имеющиеособое художественное, научное и историческое значение, подлежат по требованиюМосковского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов передаче вмузеи и галереи как собственность Российской республики....
28 мая 1918 года приНародном Комиссариате Просвещения РСФСР был образован Отдел по делам музеев иохраны памятников искусства и старины во главе с Н.И. Троцкой. Вскоре Музейныйотдел объединил все ранее существовавшие отдельные учреждения и стал, такимобразом, центральным и единым органом, руководящим и управляющим всей музейнойсистемой в стране.
В Подмосковье и другиегубернии выезжают эмиссары Музейного отдела с целью обследования усадеб иобеспечения охраны наиболее ценных из них. В ходе осмотра, который проходилпоэтапно, определялось состояние архитектурных памятников, велась ихфотофиксация. В тех случаях, когда существовавшие условия не гарантировалиполной сохранности находившихся в усадьбах художественно-историческихценностей, последние вывозились в столицу в Национальный музейный фонд. За 4месяца удалось провести систематическое изучение более чем 50 бывших помещичьихимений.
Сложившееся к осени 1918года советское законодательство в области охраны культурно-историческогонаследия, и в частности декрет об учете памятников, позволило отделу развернутьработу по превращению всех выдающихся частных художественных и другого родасобраний, имевшихся в стране и давно уже бывших фактически законченнымимузеями, в государственные.
Всего за 1917 — 1920 гг.на учет было взято 1,5 тысячи произведений гражданского и культурногозодчества, свыше 500 помещичьих усадеб. За это время были выработаны и прошлипроверку в необычайно сложных обстоятельствах правовые нормы государственнойохраны историко-культурного наследия, формы и методы их осуществления напрактике.
17 год можно считатьточкой отсчета нового времени для усадеб. Отменена частная собственность, повсей стране идет национализация земли. В это время тысячи усадеб остаются безсвоих хозяев.
Летом 1917 годапоследнему владельцу В.И. Танееву исполнилось 77 лет. Он очень сильно болел, понескольку дней не поднимался с постели. Этим летом, как и предыдущие 13 лет, вДемьянове на даче жили Тимирязевы и Васнецовы. Летом 1917 года в последний разприезжает в усадьбу П. Белый. Он вспоминает: »… постоянно вдвоем бродилив парке старики; Климент Аркадьевич прихрамывал (последствия паралича); и изгруди его вырывалось уже пламенное сочувствие делу Ленина; Танеев молчал, какмогила, по адресу Ленина… Постепенно сезон дач заканчивался, всеразъезжались. В.А. Васнецов пишет в своих воспоминаниях: "… Наканунеотъезда вечером отправились мы с отцом на нашу любимую скамеечку на высокомхолме и молча просидели там до поздних сумерек. Отец был погружен в глубокие и,видимо, печальные раздумья… предчувствия отца оправдались. Никогда не виделон больше Демьянова, не сидел на своей скамеечке раздумий, не любовалсязакатами и не писал этюдов. Тот вечер оказался для него действительнопрощальным. Это было осенью 1917 года...".
После революции вКлинском уезде были организованы уездный совет, при нем земельный отдел, и вволостях — волостные советы. Демьяново относилось к Давыдковской волости.Давыдковский волостной совет состоял из 20 человек. Из них половина — местныекрестьяне из соседних деревень, которые хорошо знали В.И. Танеева. Он пригласилк себе представителей волостного совета и заявил, что передает совету полностьювсе свое имение, за исключением библиотеки. Для работы волостного совета онрекомендовал занять в усадьбе канцелярию Клинского лесничества, отапливаемое иблагоустроенное помещение. В свою очередь представители волсовета передалиВ.И.Танееву в полную собственность домик-дачу, в которой он жил, пообещалиохранять библиотеку.
На основе сохранившихсяархивных материалов можно проследить историю усадьбы в послереволюционные годы.Претендентов на усадьбу было много.
В 1919 году имение В.И.Танеева было передано отделу народного образования. Там предполагалосьобразовать "… две школы — первой и второй ступени с сельскохозяйственнымотделением...". 31 июля 1919 года состоялось заседание Коллегии Земельногоотдела Московского Губернского Совета. Заводская организация объединенныхгосударственных электротехнических предприятий возбудило ходатайство о передачеимений Клинского уезда, в том числе и Демьянова. 21 октября 1919 года наадминистративном заседании Губернского Земельного отдела постановили образоватькомиссию из представителей Губземотдела, объединенных государственныхэлектротехнических предприятий (ОГЭП) и Клинского Уездного Земельного отдела(УЗО). Представителю Клинского УЗО — инструктору-землемеру Н. Сен-Желенупоручено "… открыть в ближайший срок занятия означенной комиссии...".10 ноября 1919 года была получена записка Н. Сен-Желена, в которой говорилось,что "… передача имения ОГЭП является не только нежелательной, но и прямонедопустимой с точки зрения целесообразности, т.к. в имении уже начатыорганизационные работы по образованию школ...".
В 1918 — 1919 гг. вДемьяново приезжал сын А. Васнецова — В. Васнецов. С горечью пишет он: "… поаллеям парка ездили на телегах, прогоняли скот, а главная дорога превратилась впроезжую дорогу с глубокими колеями и неизбежными лужами. ИзящнаяЕкатерининская колонна была взорвана и валялась на земле...".
В мае 1920 года вМогубземотдел обращаются рабочие Московского Ремонтного Артиллерийского завода(МРАЗ) с просьбой предоставить имение в распоряжение завода "… с изъятиемзанятой части у огородников и бывшего помещика...". Дело в том, что в 1918году в Клину образовался Коллектив Клинских огородников, семь членов которогоимели участки земли на территории Демьянова. Инструктор-землемер Н. Сен-Желенна отношение МРАЗ в Мосгубземотдел о предоставлении рабочим имения Демьяновосообщил, что "… в настоящее время уже передано для обработки 20 десятинКлинскому Дому Лишения Свободы, 20 десятин — 7-му запасному батальону,квартирующемуся в г. Клину и приблизительно около 20 десятин было передано подраспашку крестьянам смежного селения. Огородникам отведена в имении площадьвсего около 4 десятин, бывшему помещику предоставлено 600 кв. саженей. Наосновании вышеизложенного считаю передачу имения бывшего Танеева для обработкиМРАЗ совершенно невозможным....
Между тем усадьбапостепенно разрушалась. "… Прекрасный когда-то парк сильно поредел,многие деревья были вырублены, другие упали сами собой. Одни аллеи заросли,другие были изъезжены. В парке пасся скот. Зеленая лужайка перед большим домомбыла распахана. Пруды обмелели и сильно заросли, а из Царского пруда вода ушласовсем. Печально было видеть такой чудесный и живописный уголок Подмосковья взапустении...".
Января 1921 годаУправляющему канцелярией Предреввоенсовета Республики товарищу Зейцу был выданмандат за номером 366 "… на право подыскания имения или сельскогохозяйства для коммуны сотрудников поезда и канцелярии ПредреввоенсоветаРеспублики...". А 24 февраля 1921 года Зейц доложил председателюМосовхоза, что было осмотрено несколько имений, и наиболее подходящим оказалосьимение Демьяново. Сотрудники поезда Троцкого просили закрепить имение за ними.
В это время демьяновскаяземля использовалась уже по другому: "… Земля предоставлена во временноепользование постановлением УЗО: 37 десятин — на распашку жителям деревниАкулово, 6 десятин — под огород милиции, 50 десятин — коллективу огородников,1/2 десятины — садовнику Висмаку под распашку, 1 десятина — под огород Танеева,1/2 десятины — ветеринарному пункту, часть земли — в распоряжение покоснойкомиссии, часть — под лесом. Яблоневые сады в ведении УЗО. Постройки предложенопередать ветеринарному пункту и инженерной дружине №293...". Сведения этине совсем точны, т.к. план усадьбы был утерян. Земельный отдел Мосгубсоветазапрашивает у Н. Сен-Желена сведения, как используется каждая часть земли, какиспользуются строения, имеются ли свободные угодья, какие затруднения могутпроизойти, если все имение будет передано одной организации. Н. Сен-Желенсообщает, что все земли распаханы с осени 1920 года, за исключением 6 десятин,отведенных милиции. Строения же, за исключением дома, где живет В.И. Танеев,садовник Висмаку и ветеринарный фельдшер, все приведены в полную негодность. Извсех затруднений, которые могли бы произойти при передаче имения поездуТроцкого, наиболее существенными были те, которые связаны с землей,предоставленной под распашку жителя деревни Акулово. Но сотрудники поездаТроцкого не считали затруднительным совместное пребывание двух организаций водном имении.
21 марта 1921 года насудебном заседании Коллегия Мосземотдела постановила: "… предоставитьколлективу сотрудников поезда — право на временную разработку пустующих частейимения в юго-западной стороне, в размере до 50 десятин вместе с бывшейцерковной землей, без права передачи, какой-то ни было другой организации...".
Вскоре Предреввоенсоветподает прошение в Губернскую Военно-Инженерную Дистанцию — орган, занимающийсярасквартированием в губернии воинских частей. Предреввоенсовет просил выдатьордер на все пустующие постройки в имении для размещения своих сотрудников икрасноармейцев. Просьба была удовлетворена. Предоставлены усадебные помещения, "… заисключением тех, которые будут необходимы Уездному отделу...", на тотсрок, пока в распоряжении сотрудников находится отведенная часть земли.
В июле 1921 годасекретариат поезда Троцкого прелагает организовать совхоз «Демьяново»,и землеустройство его включить в план работ 1922 года для исполнения внеочереди. Однако, было ли это сделано, сказать трудно.
В октябре 1921 годаумирает В.И. Танеев. Похоронили его на Демьяновском кладбище.
Усадьба не была забытаОбществом Изучения Русской Усадьбы. Среди экскурсий, устраиваемых Обществом,была экскурсия и в Демьяново. В «Плане летних экскурсий на 1925 год...»такая поездка была запланирована на 30 августа. Экскурсия объединяла Майданово,дом Чайковского и Демьяново. "… Усадьба второй половины XIX века со следами конца XVIII века". Руководитель Н.М.Черемухина. Сбор на Октябрьском вокзале в 9 ч. Плата 3 рубля...".
По данным на 1933 годУспенская церковь входила в список сооружений религиозного культа Московскойгубернии, состоящая на учете отдела по делам музеев Главнауки Наркомпросса.Усадьба состояла на учете того же отдела.
Наконец, последняяорганизация, нашедшая пристанище в этой старинной усадьбе — туберкулезныйдиспансер. Скорее всего, был он выстроен в 50-е годы XX века и находится там до сих пор.
Как говорилось выше,огромную ценность в усадебном наследии Демьянова имела библиотека, о которойзаботился В.И. Танеев. Новая власть не могла не обратить на это внимание.Нарком просвещения А.В. Луначарский получил сведения о том, что библиотекапредставляет большой интерес. Он поручил М.Н. Покровскому поговорить с В.И.Танеевым о продаже библиотеки. Танееву было предложено 100 тысяч рублей, но онотказался от продажи. На семейном совете было решено отдать библиотекубезвозмездно.
Весною 1919 года назаседании Совнаркома под председательством В.И. Ленина был принят по предложениюМ.Н. Покровского и Д.Б. Рязанова декрет, по которому В.И. Танееву назначалосьособая пенсия. Библиотека была национализирована и перевезена вСоциалистическую Академию общественных наук.
В.И. Ленин на основаниипостановления Совета Народных Комиссаров от 25 марта 1919 года выдал В.И.Танееву охранную грамоту за № 4412 от 26 апреля 1919 года за своей личнойподписью.
В феврале 1920 года наД.Б. Рязанова было возложена задача создания первого в мире музея по марксизму,вместо которого он предложил организовать научно-исследовательский институтМаркса и Энгельса (ИМЭ). Эта организация отпочковалась от СоциалистическойАкадемии. Из библиотеки Танеева перешли в ИМЭ несколько десятков книг поистории французского социализма и коллекция гравюр по истории Французскойреволюции. Вся остальная часть библиотеки — религия, философия, изящнаялитература, история литературы — осталась в библиотеке СоциалистическойАкадемии, в архиве которой хранится опись книг Танеева.
После смерти В.И. Танеевав 1921 году, сын его П.В. Танеев предложил ИМЭ купить некоторые книги игравюры, уцелевшие после национализации, что и было сделано ИМЭ.
В бывшей секретной частиархивного фонда Института Маркса-Энгельса при ЦК КПСС, хранящегося в Российскомцентре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), имеетсянесколько документов 1935-1936 гг., связанных с историей приобретенияИнститутом библиотеки Танеева. В 1935 году наследники Танеева — сын ПавелВладимирович и его жена Эмилия Павловна — предъявили ИМЭ претензии об оплате переданныхТанеевым библиотеки и гравюр. 15 августа 1935 года на распорядительномсовещании дирекции ИМЭ Э. Цобель сообщил о том, что при получении библиотекиТанеева, последнему была выплачена обусловленная сумма. Но т.к. в бухгалтериине оказалось никаких сведений о расчетах с Танеевым, юрисконсульт ИМЭ Крутиковобратился к Д.Б. Рязанову с просьбой "… сообщить, действительно лиТанееву Институтом была оплачена стоимость библиотеки и собрания гравюр. Еслиоплата действительно была произведена, убедительная просьба установить хотя быприблизительные размеры выплаченной Танееву суммы...".
В письме Д.Б. Рязановговорит о том, что наследники не могут иметь никаких претензий к ИМЭ.Библиотека была национализирована, а не передана или продана. Он напоминает отом, что "… передача произошла при действии закона 18 апреля 1918 года оботмене наследования и что согласно примечанию первому к статье 59 гражданскогокодекса РСФСР бывшие собственники не имеют права возврата имущества,перешедшего в ведение трудящихся до 22 мая 1922 года...". Полученные отРязанова сведения были сообщены председателю Комитета по заведованию учеными иучебными учреждениями ЦИК СССР Ю.М. Стеклову с просьбой уведомить об этом П.В.Танеева. Но неудовлетворенные таким разрешением их просьбы Танеевы подали 11марта 1936 года заявление на имя И.В. Сталина. В РЦХИДНИ сохранился текстписьма заместителя директора ИМЭ В.Г. Сорина в V часть Особого сектора ЦК ВКП(б) от 28 марта 1936 года, вкотором повторялись сведения, полученные от Д.Б. Рязанова. Наследники ничего несмогли добиться от ИМЭ.
Что касается усадьбы, засоветский период на территории Демьянова выстроены современные здания исооружения, не связанные с мемориальным комплексом. К западу от главного дома — туберкулезный диспансер, восточнее церкви Успения — одноэтажные дома — поселокДемьяново.
Ассортимент зеленыхнасаждений парка достаточно широкий. По данным исследований 1976-1977 гг. всегов парке имеется 18 видов деревьев и кустарников — 5 местных, 13 интродуцентов.Местные — липа широколиственная, вяз гладкий, береза плакучая, кленостролистный, сосна обыкновенная. Интродуценты — лиственница сибирская, ельколючая, тополь канадский, туя западная, венгерская сирень и др… На кладбищеДемьянова захоронены Танеевы, Чайковские.
В 1990 году усадьба сталафилиалом дома — музея П.И. Чайковского в Клину.
Незадолго до юбилей П.И.Чайковского, в марте 1990 года, кем-то были разрушены надгробия на Демьяновскомкладбище. Музей организовал восстановление надгробий двух братьев Петра Ильича- Модеста и Ипполита, и племянника его — Владимира Львовича Давыдова.
Сейчас ландшафт Демьяноваоставляет одно впечатление: место это чем-то не угодило клинским жителям, и онипрониклись к нему чувством агрессии. Возникает вопрос: "… разрушениеДемьянова и забвение всего, что с ним связано, это что — осмысленная воля людейили еще один из множества примеров всеобщего дурмана, который настигает насповсюду из-за отсутствия сколько-нибудь сильных, авторитетных структур, ведущихкультурную политику...".
Тем не менее, в планахмузея есть реставрация памятников архитектуры, приспособление мемориальныхпостроек и организация в них экспозиции, воссоздание утраченных построек — оранжереи, дач и др., благоустройство некрополя, вывод туберкулезногодиспансера с последующим сносом дисгармоничных построек (хозблока, гаражей),воссоздание каскада прудов.
Клин имеет все данные длятого, чтобы стать крупным культурным центром. Вокруг музея П.И. Чайковского,знаменитого на весь мир, можно создать целый заповедник, куда вошло бы Демьяновос его историческими достопримечательностями, Фроловское, Майданово, Шахматово,Боблово. Правильная культурная политика — это помимо прочего, эффективнаяфинансовая политика. Нельзя пренебрегать сокровищами, которые сами просят,чтобы их взяли.
Заключение
"… Сегодня усадьбакак уникальное явление отечественной культуры безвозвратно уходит в прошлое.Перестраиваются и разрушаются усадебные постройки, а непродуманноеиспользование ансамблей, которое нередко принимает просто чудовищные формы,приводит к утрате того неповторимого образа, который когда-то создавался домом,парком, окружающим ландшафтом...".
В этом смысле судьбаДемьянова трагична, как, впрочем, и многих других усадеб. Практически, отДемьянова не осталось ничего. Именно поэтому так важно историческиреконструировать все основные периоды жизни усадьбы, попытаться воспроизвестинравы, обычаи, быт, царившие там. На основе выявленных источников установленывладельцы усадьбы, этапы строительства усадьбы.
Ансамбль сложился в1770-е годы при сыне первого владельца Г.Я. Наумова — И.Г. Наумова. К этомупериоду относится строительство дома и разбивка парка. В состав усадьбы вошла исозданная в 1746 году церковь. А во второй половине 1770-х годов отдельно отнее поставлена колокольня. В это время усадьбу посетила Екатерина II.
При дочери И.Г. Наумова — М.И. Римской-Корсаковой строятся хозяйственные постройки, состоящие из трехдлинных одноэтажных корпусов.
Уже в первой половине XIX века в усадьбе формируются традициикультурного гнезда. В это время усадьбой владеет семья Д.Б. Мертваго. Вприемные дни к ним съезжался весь цвет богатых и образованных помещиков Клина,а также гости из Москвы и Петербурга. Посещала усадьбу императрица МарияФедоровна. Проездом бывал Г.Р. Державин. Несколько раз приезжал к Мертваго А.С.Пушкин.
В роду Мертваго усадьбанаходилась до 1883 года. Но в 1830-1880-х годах она постепенно приходила вупадок.
В 1883 году усадьбуприобрел известный социолог и философ В.И. Танеев. «Таневский» период- наиболее насыщенный и интересный. Именно тогда, когда основные постройкисдавались под дачи, Демьяново становится важнейшим культурным гнездомПодмосковья, притягательным для многих деятелей науки и художественнойкультуры. На основе дневников, воспоминаний и мемуаров удалось воспроизвестиэто время. С этим периодом связаны имена многих выдающихся представителейрусской культуры и науки.
На дачах, вприспособленных для этого усадебных корпусах, жили К.А. Тимирязева, А.М.Васнецов, А.Н. Скрябин, профессура Московского и Петербурского университетов.Частыми гостями в усадьбе были С.И. Танеев — великий русский композитор имузыкант, брат В.И. Танеева, П.И. Чайковский. Родным местом называет ДемьяновоА. Белый, который неоднократно бывал там.
А.М. Васнецов написал свыше50 этюдов Демьяново. К.А. Тимирязев организовал в имении лабораторию и поставилздесь множество опытов. Периодически в Демьянове читались лекции на различныетемы. Лекторами были ученые, писатели, художники. С имением Танеева связанкультурный расцвет Демьянова.
Большойисторико-культурной ценностью в усадебном наследии Демьянова была библиотека,судьба которой в дальнейшем связана с различными учреждениями. Часть ее перешлав Социалистическую Академию общественных наук, другая часть — в Институт Маркса-Энгельса.
На основе архивныхисточников реконструирована судьба усадьбы после 1917 года, во времена отменычастной собственности и национализации.
После 1917 года натерритории усадьбы выстроены современные здания и сооружения, не связанные смемориальным комплексом. К западу от главного дома — туберкулезный диспансер,восточнее церкви Успения — одноэтажные дома — поселок Демьяново. Сейчасмемориальный комплекс «Демьяново» является филиалом дома — музея П.И.Чайковского в Клину. Работник дома — музея предлагают реставрацию памятниковархитектуры усадьбы и даже организацию в них экспозиции. Но пока это только насловах Тем не менее, даже разрушенная, усадьба не утрачивает своегомемориального значения. Возможно, через несколько лет мы увидим ее восстановленной.
Списоклитературы и источников
Источники
1. Опубликованные
А. Законодательные акты:
1. «Декреты Советской власти». -М., 1957.
Б. Воспоминания, дневники, письма:
1. Белый А. «На рубеже двух столетий». -М.-Л.,1930.
2. Благово Д.Д. «Рассказы бабушки: из воспоминанийпяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д.Д. Благово». -Л., 1989.
3. Васнецов В.А. «Страницы прошлого. Воспоминания охудожниках братьях Васнецовых». -Л., 1976.
4. «Дневники П.И. Чайковского. 1873-1891 гг.».-М., -пб., 1927.
5. Лавров А.В. «А. Белый в 1900-е годы: жизнь илитературная деятельность». -М., 1995.
6. «Летопись жизни и творчества А.Н. Скрябина».-М., 1985.
7. Лобанов В.М. «Творческий путь А.Васнецова».// «Васнецов А. Сборник материалов». -М., 1957.
8. Мертваго Д.Б. «Записки Д.Б. Мертваго». -М.,1867.
9. Мертваго Д.Б. «Пугачевщина. Из записок Д.Б.Мертваго». -М., 1867.
10. Пассек Т.П.«Воспоминания „из дальних лет“,т. 1, -М., 1963.
11. „Переписка П.И. Чайковского и С.И. Танеева“.-М., 1951.
12. „Письма Д.Б. Рязанова 1935 года по вопросуприобретения Институтом Маркса-Энгельса библиотеки В.И. Танеева“. //»Археографическийежегодник за 1995 г.". -М., 1997.
13. «Скрябин. Письма». -М., 1965.
14. Скрябина Л.А. «Воспоминания». // «СкрябинА.Н. 1915-1940 гг.». — М.-Л., 1940.
15. Танеев В.И. «Детство, юность, мысли о будущем».-М., 1959.
16. Танеев П.В. «Воспоминания о К.А. Тимирязеве».// «Тимирязев К.А.». -М., 1940.
17. Танеев С.И. «Дневники. 1894-1909». Т. 1.-М., 1981.
18. Танеев С.И. «Дневники. 1894-1909». Т. 2.-М., 1983.
19. Танеев С.И. «Дневники. 1894-1909». Т. 3.-М., 1986.
20. Тимирязев А.К. «Из воспоминаний о С.И. Танееве».// «Танеев С.И. Материалы и документы». Т. 1. -М., 1952.
В. Справочные издания:
1. Административно-экономический справочник по Московскойгубернии за 1924 год. -М., 1924.
2. Благовещенский И.А. «Краткие сведения о всехцерквах Московской епархии в алфавитном порядке исчисленных». -М., 1874.
3. «Древности. Труды комиссии по сохранению древнихпамятников Императорского Московского Археологического Общества». Т. 4.-М., 1912.
4. Картавцов И. «Усадьбы Московской губернии. Опытбиблиографи-ческого указателя». -М., 1927.
5. «Населенные местности Московской губернии».-М., 1911.
6. «Населенные местности Московской губернии».-М., 1913.
7. Нистрем К. «Указатель селений и жителей уездовМосковской губернии». -М., 1852.
8. «Памятники архитектуры Московской области».Т. 1. -М., 1975.
9. «Памятники архитектуры Московской области».Т. 1. -М., 1998.
10. «Памятные места Московской области». -М.,1954.
11. «План летних экскурсий, устраиваемых ОИРУ, на 1925 г.». // «Русская усадьба». Сборник ОИРУ, вып. 4. -М., 1998.
2. Неопубликованные
1. РГАДА
ф. 350, оп. 1, д. 182;
ф. 1320, оп. 2, д. 242;
ф. 1355, оп. 1, д. 764;
ф. 1356, оп. 1, д. 2301.
2. ОПИ ГИМ
ф. 54, оп. 1, дд. 1143, 1144;
ф. 402, оп. 1, д. 984.
3. ЦИАМ
ф. 203, оп. 207, д. 679;
ф. 203, оп. 744, д. 1522;
ф. 206, оп. 1, д. 1531;
ф. 206, оп. 2, д. 242а;
ф. 275, оп. 2, д. 297.
4. ЦГАМО
ф. 4997, оп. 1, дд. 270, 858.
2. Литература
1. «Архитектура русской усадьбы». // под. общ.ред. Н.Ф. Гуляницкого. -М., 1998.
2. Бахрушин С., Богоявленский С. «Подмосковныеусадьбы XVIII века». // «История Москвы».Т. 1. -М., 1952.
3. Вороник И., Ильин М. «Дневники Подмосковья».-М., 1947.
4. «Все Подмосковье». / под ред. Н.А. Солнцева.-М., 1967.
5. Длугач Д., Шиллер П., Романов С. «Подмовсковные».-М., 1947.
6. Жуков Ю.Н. «Сохраненные революцией. Охранапамятников истории и культуры в Москве (1917-1921)». -М., 1985.
7. Жуков Ю.Н. «Становление и деятельность советскихорганов охраны памятников истории и культуры». -М., 1989.
8. Каждан Т.П, «Художественный мир русской усадьбы».-М., 1997.
9. Некрасов А. «Художественные памятники Москвы игородов Московской губернии». -М., 1928.
10. Полякова М.А. «Общество изучения русской усадьбы(1992-1997): люди и время». // «Русская усадьба». Сборник ОИРУ,вып. 4. -М., 1998.
11. Равикович Д.А. «Формирование государственноймузейной сети (1917 — 1-ая половина 60-х гг.)». -М., 1988.
12. Сапунов Б.В. «Грезы о прошлом». // «Русскаяусадьба». Сборник ОИРУ, вып. 5. -М., 1999.
13. Спрингис Е.А. «Московские жители в селеОстанкине: к истории дачной жизни в столице середины второй половины XIX века». // «Русская усадьба».Сборник ОИРУ, вып. 5. -М., 1999.
14. Стернин Г.Ю. «Русская загородная усадьба всовременных историко-культурных интересах». // «Русская усадьба».Сборник ОИРУ, вып. 4. -М., 1998.
15. Тихомиров Н. «Архитектура Подмосковных усадеб».-М., 1955.
16. Шамурин Ю. «Подмосковные», ч. 1, 2. -М.,1912-1914.
17. Шевелева О.И. «Жизнь городской и загороднойусадьбы во второй половине XIXвека начале XX века». // «Русская усадьба».Сборник ОИРУ, вып. 5. -М., 1999.
18. Щукина Е. «Подмосковные усадебные сады и паркивторой половины XVIII века».-М., 1952.