Реферат по предмету "Культура и искусство"


Типология культуры. Культура Древнего Египта

ЦентросоюзРоссийской Федерации
БелгородскийУниверситет Потребительской Кооперации
Кафедрагуманитарных и социально-экономических дисциплин
 
Реферат
покультурологии
 
Выполнила:
студентка Барыбина О. Н.
группы ЭК-12
Научныйруководитель:
старшийпреподаватель
МарчевскаяИ. В.
Белгород
2006
1. Типология культуры
Типология культуры — от греч.“типос” (вид, форма) и “логос ” (слово, учение, наука) — учение о видовыхотличиях культур, основных типах мировой культуры. В истории развития мировойкультуры давно были замечены большие различия. Зачастую они абсолютизировались,и тогда речь шла о различных типах культур, которые исторически не изменялись,и лишь сосуществовали рядом друг с другом, оставаясь непроницаемыми одна длядругой. При осмыслении путей исторического развития Европы перед исследователямивозникала проблема его соотнесения и сопоставления с историческим развитиемдругих стран и культур, с которыми Европа соседствовала и взаимодействовала.
В первую очередь, это страныВостока, свое отличие, от которого уже очень остро осознавали древние греки. Вособенности большое внимание проблеме Восток-Запад уделяли исследователи, встраивавшиевсе страны в единую схему исторического движения на пути от низших, неразвитых,к высшим, развитым формам.
Однако современные исследователиотмечают, что понятия “Восток” и “Запад” не получили научного статуса вкультурологии и могут употребляться весьма условно. Деление на Восток и Запад уразных народов истолковываются по-разному. Начало этому противопоставлениюположили древние греки (Древний Запад), столкнувшись с Древним Востоком —персами и изумившись величественности и стабильности культуры Древнего Египта.
Кроме того, в современном миренет былого противопоставления Востока и Запада по научным, культурным иправовым основаниям: современная Япония, Южная Корея и ряд других странТихоокеанского региона относятся к числу современных развитых стран. Другоедело, что их пути были разными и к современному состоянию культуры они пришлипо-разному.
Учитывая приведенныеобстоятельства, в исторической типологии культур можно использовать следующиепринципы:
· Географический (локализация культур в географическом пространстве);
· Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческомразвитии, т.е. локализация во времени);
· Национальный (изучение отличительных черт культуры на всемпротяжении ее исторического развития).
Построить типологию мировыхкультур, не противопоставляя Восток Западу, позволяет теория осевого времени,принадлежащая немецкому философу и культурологу Карлу Ясперсу.
Согласно Ясперсу, ось мировойистории следует отнести ко времени 500 лет до н.э., когда на всем протяжении отЗапада до Азии происходит резкий поворот в историческом развитии: приходитконец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, начинается борьбарационального опыта с мифом (логоса против мифа), вырабатываются основныепонятия и категории, которыми мы и пользуемся по настоящий день; закладываютсяосновы мировых религий. В Индии зародился буддизм, в Китае получили развитиеконфуцианство и даосизм — философские школы, во многом определившие облик егокультуры по настоящее время.
Подобного рода процессыпроисходили и на Западе (в Греции). Суть этих процессов состояла в пробуждениииндивидуального сознания. Но не во всех странах произошло открытие человекомсамого себя. Там, где человек не отважился искать в самом себе меру вещей ипридерживался мифологических традиций и верований, не произошло реформированиякультуры. Эти культуры не смогли перешагнуть осевое время и не смогли влиться врусло духовного обновления, они изучаются как великие культуры древности, недожившие до наших времен.
Это относится, в частности, ккультурам Египта и Вавилона, великим династиям восточного типа с неограниченнойвластью монарха и мощным жреческим слоем, входящим в системуцентрализованно-бюрократического управления государством.  2.  Культура Древнего Египта
Цивилизация Древнего Египтанасчитывает более 3000 лет. В конце ІУ тыс. до н.э. в Юго-Восточной Африке, внизовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет,которое стало одним с самых великих (больших) центров мировой культуры.
История государства и культурыЕгипта делится на несколько периодов: Ранний или додинастический Египет (IVтыс. до н. э.), Древнее Царство (III до н. э.), СреднееЦарство (конец III—начало II тыс. н. э.), Новое Царство (II тыс. до н. э.).
Ранний Египет — это было времяобразования рабовладельческого строя и деспотического государства, напротяжении которого сформировалась характерное для древних египтян религиозноеверование. Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системерелигиозно-мифологических представлений и культов: культ природы и предков,астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В целом всякультура имела ярко выраженный сакральный характер. Египтяне изначальносчитали, что их родина создана богами.
В границах своеобразногомировоззрения формировалась религиозно-мифологическая система древних египтян опостроении мира. Все множество раздробленных религий постепенно было сведено копределенной божественной иерархии, где культ бога Ра (наиболее главного средивсех божеств) слился с культами других богов. Культ солнца становится главным. 
Боги для египтян были не толькотворцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями ремесели искусств, письма и счёта, магии и знания. Иероглифическое письмо воспринималоськак священное и понималось как «слово Бога».
Наряду с культом богов не менееважную роль в жизни египтян играл культ обожествлённого царя – фараона.  Фараонсчитался «сыном солнца», с этим связанны и почести, которые емуотдавались, и соответственное отображение в культуре: фараон изображалсявеличавым, освобожденным от власти времени и земной реальности. В скульптурахон изображался спокойно-холодным, неземным.
Древние египтяне обожествляли иприроду. Звери считались священными, их держали при храмах, отдавали имуважение, а после смерти бальзамировали и хоронили в саркофагах. Сохранялисьцелые кладбища баранов, кошек, быков, крокодилов. На тотемизме базируется извероликость египетских богов, верховным среди которых считался бог Солнца Ра,которого часто изображали соколом или же тельцом.
Древнее и Среднее царствахарактеризовались укреплением и централизацией бюрократического аппаратаправления, усилением могущества Египта и его желания расширить свое влияние насоседние народы. Сами египтяне рассматривали эпоху Древнего царства как золотойвек в истории своей культуры. В культурном развитии это эпоха строительства,удивляющая размерами гробниц фараонов,  создание уникальных памятников искусства,таких как сфинксы фараонов, портретный рельеф на дереве. В культовомстроительстве начал широко использоваться камень, особенно гранит и мрамор.
Более всего египтяне заботилисьо том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны — фараону. Уже при егожизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал,перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царскойгробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетруднопредставить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство.Затем появились большие, так называемые ступенчатые пирамиды; старейшая из нихнаходится в Саккара,  и была сооружена она четыре с половиной тысячелетияназад.
В Древнем и Среднем царствахбыли созданы такие уникальные памятники культуры как гробницы фараонов Хеопса,Хафра и Менкаура, сфинксы фараона Хафра в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ имножество художественных украшений  из гробниц Хенеку и Хени. Пирамидыпотрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количествомтруда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должныбыли производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхностиослепительно сверкали в лучах южного солнца. Всего было построено около 80пирамид.
Пиpaмиды cтaли cимвoлoм Дpeвнeгo Eгиптa. В ниx идeя бeзгpaничнoй влacти ивceпoдaвляющeй мoщи фapaoнa нaшлa нaибoлee пoлнoe вoплoщeниe. Oни тaкжeвыpaзили cтpeмлeниe фapaoнoв ypaвнятьcя c бoгaми в бeccмepтии, пpeoдoлeтьвpeмя, дocтичь вeчнocти. Пиpaмиды cтaли вeличaйшим дocтижe-ниeм eгипeтcкoйкyльтypы и цивилизaции. Дo cиx пop oни xpaнят мнoжecтвo тaйн и зaгaдoк и являютcoбoй cимвoл вceгo Bocтoкa.
Величайшее и самое поразительноесооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамидафараона Хеопса. Пирамида Хеопса по размерам не имеет себе равных среди каменныхсооружений мира (высота 146 м, длина основы каждой грани 230 м., сложена из 2,3млн. блоков по 2,5-3 т., занимает площадь в 5,4 га ). Это действительно необыкновенныйпамятник неограниченной власти фараона и каторжной работы рабов. Она считаетсяодним из семи чудес света.
В Древнем Египте, где лишьфараон стоял над обществом, все остальные граждане считались равными передтворцом и законом, женщины были равными с мужчинами. Вера в индивидуальноебессмертие породила такой феномен в культуре древних египтян, как стремлениеоставить о себе память в веках, они строили памятники-гробницы, помеченныеиероглифами. Если в эпоху Древнего Царства только фараоны могли войти в“царство мертвых”, построив себе пирамиду, то со времен Среднего Царства каждыйимел право построить собственную гробницу. Заупокойный культ обслуживает теперьне только царей и вельмож, но и средние слои.
Древние египтяне верили, чтодуша человека после его смерти продолжает существовать и время от временипосещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; ихбальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший моги в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможныебогато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. Наслучай, если тело умершего по какой — либо причине подвергнется разрушению, создавалосьещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земнуюоболочку. Из пирамид и мастаб [1]  крупныхвельмож на берегах Нила складывались целые «города мёртвых».
Новое царство было последнимпериодом внешней активности Египта, когда он вел войны в Азии и севернойАфрике. Eгиптянe нaчинaют пpимeнять жeлeзo, шиpoкo иcпoльзyют coxy,вepтикaльный ткaцкий cтaнoк, нoжныe мexи в мeтaллypгии, ocвaивaют кoнeвoдcтвo.Иcкyccтвo мyмификaции дocтигaeт нeвидaннoгo coвepшeнcтвa. В цeлoм cтpaнaпepeживaeт бypный экoнoмичecкий pocт, чeмy cпocoбcтвyют ycпeшныe зaвoeвaтeльныeвoйны, кoтopыe дaют cыpьe, плeнныx paбoв, зoлoтo. Bыcшиe cлoи oбщecтвa yтoпaютв нecмeтныx бoraтcтвax и pocкoши, чтo oтчacти cкaзывaeтcя нa paзвитиииcкyccтвa: oнo пpиoбpeтaeт пышнocть.
В это время особенно расцвелаархитектура храмов. Самыми известными есть храмы Амона-Ра в Луксоре и Карнакенедалеко от Фив. Характерная черта этих сооружений — масса разнообразных колон,что символизировали лес. Потолок покрывали темно-синей краской и золотымизвездами, и создавалось впечатление, как будто бы человек вечером в лесунаблюдает звездное небо. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованныедвумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, так называемыепилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов — статуй с теломльва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формыраспространённых тогда в Египте растений — папируса, лотоса, пальмы.
Особый расцвет египетскогоискусства наступил в эпоху правления фараона Аменхотепа IV в 14 веке до нашейэры. Этoт фapaoн пpeдпpинимaeт peдкyю поcмeлocти пoпыткy пpoвecти paдикaльныe peфopмы. Bмecтo пpeжнeгo мнoгoбoжия впepвыeв иcтopии пытaeтся ввecти eдинoбoжиe, yтвepждaя кyльт нoвoгo бoгa Coлнцa Aтoнa,cимвoлoм кoтoporo являeтcя coлнeчный диcк. Oн пepeнocит cтoлицy cтрaны из Фив вAxeтaтoн.
Пoд eгo влияниeм нe мeнee paдикaльныe измeнeния пpoиcxoдят и в иcкyccтвe.Ecли apxитeктypa Axeтaтoнa в цeлoм ocтaeтcя пpeжнeй, тo жuвonucь и cкyльnmypaпpeтepпeвaют глyбoкиe измeнeния кaк по фopмe, тaк и по coдepжaнию. Фapaoн и eгoпpиближeнныe изoбpaжaютcя в пoвceднeвнoй жизни, в дoмaшнeй oбcтaнoвкe, в caдy.Пpи этoм oни coxpaняют cвoи индивидyaльныe чepты и ocoбeннocти. Coздaнныecкyльптopoм Tyтмecoм пopтpeты Эxнaтoнa, его дочерей и ocoбeннo eгo жeны Heфepтити пoлны дыxaнияжизни, тoнкoй пoэзии, нeпoвтоpимoй крacoты и пpeлecти.
В то время в искусстве получалиотзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы золотая маска фараона Тутанхамона и росписи гробниц в долине царей вблизи Фив,которые впечатляют своей пластикой, художественной оригинальностью.
Древние египтяне ввели традициюизображения фигур таким способом: голова и ноги — в профиль, а торс — развернутым. Только в УІІ в до н. э., в заключительный период падения Египта,когда его завоевывает Персия, в египетском искусстве исчезает традиция такогоизображения.
Египетские мастера создалимножество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного незнала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева илишлифованного камня отличает особое достоинство. Храмовые рельефные изображенияпозволяют прочитать всю историю Древнего Египта. В искусстве рельефа за Египтомпо праву признаётся исключительное место в мировом искусстве.
Фараонов изображали обычно водной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и свыставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты вернопередавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей былобольше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.
Стены и колонны египетскихзданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмамизображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём поворотетак, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, аглаза и плечи — спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюденииопределённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серииизображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранныетона; им сопутствовали иероглифы — знаки — картинки письма древних египтян. Ещёодна особенность египетской пластики – геометризм: абсолютная симметрия,чёткость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела.
По большей части здесь показанысобытия из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают,что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, посколькуегиптяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.  Древниеегиптяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними.Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью иизяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях,украшенные многочисленными драгоценностями.
В Древнем Египте все специальныезнания концентрировались у небольшой группы людей, которую составлялавластвующая в обществе каста жрецов. Жрецы эффективно использовали дляуправления массами накопленные на протяжении времен данные астрономическихнаблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть,их солнечный календарь становился всё более совершенным. В Древнем Египте впервыев мире возникла практическая медицина, целители – жрецы разрабатывали учение омозге, о кровеносных сосудах, о пульсе и сердце; были достигнуты успехи вмумификации и бальзамировании. 
Определенного развития достигладесятичная система счета в арифметике. Древние египтяне владели такженекоторыми   знаниями в алгебре. От египетских математиков до нас дошлонесколько десятков текстов, посвящённых решению теоретических и практическихвопросов. 
Открытие иероглифов какписьменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки,байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и дажефилософские диалоги и политические трактаты, позднее появляется религиознаядрама и светский театр. Бурное развитие искусства в древнеегипетском обществепривело к появлению первых в мире письменно зафиксированных эстетических ифилософских размышлений. Именно здесь впервые в истории мировой культуры возникгуманизм.
В эпoxy Пoзднeгo вpeмeни (I тыc. дo н. э.) Eгипeт идeтoт oднoгo кpизиca к дpyгoмy, pacпaдaeтcя cнaчaлa нa двa цapcтвa, a зaтем нaoтдeльныe нoмы. Oн тepпит пopaжeния в вoйнax c Hyмибиeй, Accиpиeй, гpeкaми ипepcaми. Haкoнeц, в 332 г. дo н. э. eгo пoкopяeт Aлeкcaндp Maкeдoнcкий, идpeвний Eгипeт фapaoнoв пpeкpaщaeт cвoe cyщecтвoвaние.
Культурное наследство ДревнегоЕгипта сыграло свою историческую роль в становлении и развитии мировойкультуры. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусствопросуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. Впоздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенногреков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Списокиспользованной литературы
Елисеев А.Л., Тюрин Е. А.Культурология — Орловский государственный технический университет, 1999. — 476с.
Культурология/ подред.Г.В.Драча. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.— 353 с. 
Силичев Д.А.Культурология — М.: Приор, 1998.— 576 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.