Вистоках русской культуры, и литературы — в частности, лежит православие.Древнерусские художественные произведения часто напрямую использовали религиозныесюжеты — как в живописи (иконописи), так и в литературе. Христианскаяправославная символика, запечатленная на иконах работы древних мастеров,отразится и в русской культуре последующих веков, вплоть до наших дней.
Можетели вы сказать, что понимаете смысл православной иконы? В большинстве случаев, квеликому сожалению, ответ будет отрицательным. А ведь в иконе все наполненосмыслом, каждая деталь имеет свое значение. При этом многие понятияобозначаются символами. Важное значение имеет сочетание цветов и оттенков имногое другое. В Православной Церкви существует великое множество икон. На этойстранице мы расскажем только о некоторых из них.
ИКОНЫПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ:
1.ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА.
Нанекоторых иконах Святая Троица изображена в виде трех ангелов. Такоеизображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился кпраотцу Аврааму в виде трех странников.
Авраамлюбил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе — отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что черезгод его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре — 89лет. Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась просебя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие,сказав: «Есть ли что трудное для Господа?». И тогда праведный Авраампонял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.
СвятаяТроица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе передними — угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находитсялибо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре.
Наиконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три ангела.
2.НОВОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА
Встречаютсяи другие иконы Святой Троицы, на которых Бог Отец изображен в виде Старца. Внимбе над Его головой те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя,означающие, как говорилось выше, «Сущий», но сам нимб может быть некруглым, а треугольным.
ИисусХристос восседает рядом с Богом Отцом. В правой руке Спаситель держит раскрытоеЕвангелие, в левой — орудие нашего Спасения — Крест. Бог Дух Святой изображен ввиде голубя, парящего над Ними. Бог Святой Дух изображается в виде голубя,потому что Он явил Себя при Крещении Спасителя.
3.ОТЕЧЕСТВО.
Существуюти иконы Святой Троицы, где у Бога Отца, изображенного Старцем, на коленях сидитСпас-Эммануил, то есть Спаситель, изображенный во младенческом или отроческомвозрасте. Над ними, как и на иконе «Новозаветной Троицы», — СвятойДух в виде голубя. Такое изображение называется «Отечество».
Этои предыдущее изображения Святой Троицы, строго говоря, неканонические, хотявстречаются нередко.
ИКОНЫСПАСИТЕЛЯ:
4.СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ.
Какизвестно, первой иконой был Нерукотворный образ Спасителя, чудеснозапечатленный на полотенце (убрусе), которым Господь утер Свое лицо. Сам святойубрус не сохранился до нашего времени, но иконы Нерукотворного образа, илииначе «Спас Нерукотворный» встречаются очень часто. На иконе«Спас Нерукотворный» изображен только Божественный лик Спасителя,причем это изображение может быть различным. Лик Господа либо просто вписан внимб, либо изображается на убрусе, а иногда убрус держат Ангелы.
Существуетпразднование в честь Нерукотворного образа Спасителя, которое совершается 29августа (16) по старому стилю.
5.СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ.
Другойнаиболее распространенный образ Спасителя — это «Спас Вседержитель».По многовековой традиции образ Спаса Вседержителя помещался в куполе церкви.Позже этот образ стали писать на иконах. Икона Спаса Вседержителя — это поясноеизображение Господа Иисуса Христа. Правой рукой Он благословляет, а левойдержит открытое, как правило, Евангелие, в котором написан евангельский текст.Чаще всего это следующие слова: «Приидите ко Мне, вси труждающиеся и обремененнии,и Аз упокою вы», или «Аз есмь свет миру; ходяй по Мне не имать ходитиво тме, но имать свет животный».
6.СПАС НА ПРЕСТОЛЕ.
Наиконе «Спас на престоле» Господь Иисус Христос изображается так же,как и «Спас Вседержитель», только в полный рост и сидящим напрестоле. И если на иконе «Спас Вседержитель» Господь — Творец иСоздатель всего сущего, всемогущий Владыка мира, то на иконе «Спас напрестоле» Он уже его Судия. В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь капостолам, говорит: «Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея,сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленомаИзраилевома».
7.СПАС В СИЛАХ.
Кромеобычного изображения Спасителя на престоле, существует иконописный тип,именуемый «Спас в силах». На этих иконах Спасителя, сидящего напрестоле, окружают «силы» — символические знаки в виде трех ромбов,вписанных один в другой, указывающие на полноту Его Божественной власти надвсем миром — вещественным и духовным. Если присмотреться внимательнее, то можноразглядеть в «силах», окружающих Спасителя, лики ангелов.
Иконы«Спас на престоле» и «Спас в силах» обычно помещаются надЦарскими Вратами, в центре деисусного ряда (деисус, в переводе с греческогоозначает — молитва). Справа от Спасителя в этом ряду расположен образБогоматери, а слева — Иоанна Предтечи, а также пророков и апостолов, в молитвепростирающих руки к Господу.
8.СПАС ЭММАНУИЛ.
ИногдаСпаситель изображается в отроческом возрасте. Такое изображение называют«Спас Эммануил». Образ «Спаса Эммануила» обычно помещаетсяв куполе храма.
ИКОНЫС ЕВАНГЕЛЬСКИМИ СОБЫТИЯМИ:
9.РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.
Вцентре иконы обычно изображается пещера, в ней — красное ложе, на которомвозлежит Богоматерь. Рядом в яслях спеленутый младенец, около которого — вол иосел.
Нанебе — Вифлеемская звезда, лучи от нее падают на Иисуса Христа. Среди гор — ангелы, волхвы с дарами, пастухи.
Внизу- сидящий в раздумье Иосиф, рядом с ним — старец в шкуре, олицетворяющий«дух сомнения». Внизу справа — сцена омовения младенца: две женщиныдержат ребенка и кувшин с водой.
10.СРЕТЕНИЕ.#
Воснове — евангельское повествование о том, как Богоматерь с Христом и своимобручником Иосифом пришли в Иерусалимский храм на сороковой день после рожденияБогомладенца, чтобы посвятить Его Богу.
Вцеркви их встретил глубокий старец Симеон и пророчица Анна, издавна жившая прихраме. В свое время Симеону было предсказано, что он не умрет до тех пор, покане увидит Христа. И вот произошло сретение (встреча).
Наиконах изображается храм, на ступеньках которого стоит Симеон Богоприимец ипророчица Анна. Богоматерь протягивает старцу Младенца (на некоторых иконахСимеон уже держит Христа), за Марией Иосиф несет двух голубей — очистительнуюжертву, причем рукава его платья закрывают кисти рук — к жертве нельзяприкасаться руками.
11.КРЕЩЕНИЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ).
Воснове — евангельский рассказ о крещении Иисуса Христа в реке Иордан ИоанномКрестителем.
Вцентре, в реке, стоит обнаженный Иисус Христос, справа от него — ИоаннКреститель, на берегу — Ангелы. Сверху на Христа нисходит Святой Дух в видеголубя или луча.
12.ПРЕОБРАЖЕНИЕ.
Воснове сюжета — евангельский текст о том, как Иисус Христос вместе со своимитремя учениками — Иаковом, Иоанном и Петром — взошел на гору Фавор помолиться итам преобразился: «вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою,блистающею».
Явилисьпророки Илья и Моисей и беседовали со Спасителем. С небес сошло светлое облакои слышен был глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте».
Апостолыиспугались (это изображается обычно в виде падающих апостолов), но Христосуспокоил их, а когда сходили с горы, предупредил, чтобы они никому нерассказывали об увиденном, пока Сын человеческий не воскреснет из мертвых.
Наиконах на вершине горы изображается в ярком сиянии Иисус Христос, по обеимсторонам Его стоят на горках пророки Илья и Моисей, а внизу — три апостола,испуганные и пораженные увиденным чудом. Петр и Иаков по бокам, в середине — самый молодой из них, Иоанн. От фигуры Иисуса к апостолам идут три ярких луча.
Моисей(молодой), со скрижалью в руках, — слева от Христа, Илья (старец) — справа.
ОдеждыХриста обычно белые, расписанные золотом или серебром, вокруг него — «слава» овальная или круглая, светло-голубого, светло-синего илибелого цветов.
Частодобавляются сцены восхождения Христа с апостолами на гору Фавор и схождения ихс горы.
13.ВХОД ГОСПОДЕНЬ ВО ИЕРУСАЛИМ.
Занеделю до Своего распятия Христос пошел в Иерусалим.
Оностановился у горы Елеонской, подозвал к себе двух учеников и велел им идти вблизлежащее село, чтобы взять там осла. Если же спросят, зачем берете,ответить, что это нужно Господу.
Ослапривели, ученики накрыли его своими одеждами, Христос сел на него и поехал.Около Иерусалима навстречу ему вышло много народа. Спасителя приветствоваликриками и ветками деревьев, люди бросали на дорогу свои одежды.
Этобыло в последнее воскресенье перед Пасхой, которую иначе называли неделей Ваий- пальмовых ветвей. В России пальмовые ветви заменила верба, и потомувоскресенье Входа Христа в Иерусалим называется Вербным воскресеньем.
Наиконах изображается Христос, который едет на осле. Он въезжает в город — этоИерусалим. Христа с учениками встречает народ, путь Его устилают одеждами иветками деревьев. Часто встречаются бытовые сценки с детьми.
14.ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ.
Евангелиерассказывает, что в местечке Вифании жили две сестры — Марфа и Мария. Однаждызахворал брат их Лазарь, которого они любили и почитали как отца. Сестрыпослали сказать Христу о болезни брата, но когда Иисус прибыл в Вифанию, прошлоуже четыре дня с тех пор, как Лазарь умер. Христос пошел к пещере, где былпохоронен Лазарь, велел отнять камень, загораживающий вход, заглянул в пещеру игромко сказал: «Лазарь! Выходи!».
Ивот из пещеры действительно показался Лазарь, спеленутый, как младенец, пообычаям того времени. Присутствующие при чуде воскрешения склонились передХристом.
Наиконах изображается Христос с группой апостолов сзади Него, справа — темнаявысокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленутому Лазарю.Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногамХриста.
15.ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
Впраздник Пасхи Иисус вместе со своими двенадцатью учениками собрался вкуситьпасхального агнца. Первосвященники и книжники искали способ погубить Христа и ужедоговорились с одним из Его учеников Иудой, прозванным Искариотом, что онпредаст за деньги учителя.
Вдень опресноков (Пасха) Христос и апостолы собрались за столом. На этой встречебыло установлено Спасителем таинство причащения. Он взял хлеб, преломил его иподал ученикам, говоря: «Сие есть Тело Мое...». Потом дал чашу винасо словами: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета...».
Наиконах Христос и апостолы сидят вокруг праздничного стола, на котором — чаша,хлеб.
Иудапротягивает руку к солонке.
16.СТРАСТИ ХРИСТОВЫ.
Средимножества других икон Спасителя можно встретить цикл икон Страстей Хритовых. Вних входят: «Целование Иуды», «Суд Пилата», «БичеваниеХриста», «Иисус в терновом венце», «Несение Креста»,наконец «Распятие Христово». На последней иконе стоящими вокругкреста изображаются Пресвятая Богородица, женщины (некоторые из жен Мироносиц),Иоанн Богослов и иногда Лонгин, сотник с копьем в руке. Сзади — стена города.Это Иерусалим. Крест укреплен в горе, под нею чернота пещеры — место погребенияАдама (символическое сопоставление Первочеловека и Богочеловека Христа). Насимволических изводах два ангела ниспускаются ко Христу. Один из них держитчашу у груди Иисуса, в которую стекает кровь и вода из прободенного (то естьпроколотого воином ) ребра Его.
Вэтом же ряду следуют: «Снятие с Креста», «Положение вогроб». Весь цикл Страстей Христовых ставится либо в иконостасе, либоклеймами в иконе «Воскресение с праздниками».
17.ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО. СОШЕСТВИЕ ВО АД.
Иконописноеизображение Воскресения Христова появилось относительно поздно, древних иконэтого праздника мы не имеем. Более того, в православии принято считатьканоническим, то есть признано истинным, что иконописуется лишь то, что былоявлено миру. Такое явление было либо видимо, либо словесно, либо в откровении.Собственно воскресение не было явлено никому. Поэтому иконы ВоскресенияХристова пишутся символически. Первый образ Воскресения, самый распространенный- это Сошествие во ад. Сюжет иконы мистический, открытый в откровении и основаныйна Евангелии.
Спасительсходит вниз, в ад, который изображается черной пустотой. Его ноги попираютворота ада, рядом — обломки ограды ада. Навстречу Ему поднимаются праведники — Адам, Ева и другие. Часто существуют композиции, называемые Воскресение Христовос праздниками. Средник такой иконы — Сошествие во ад.
Другой,теперь часто встречающийся, образ — Явление Воскресшаго Господа женамМироносицам. Здесь, кроме Спасителя, стоящего во «славе» у гроба,пишутся ангелы (один или два) и женщины (жены) Мироносицы. Это Мария Магдалина,Мария Клеопова, Саломия, Марфа и Мария (сестры Лазаря), Сусанна.
Такойобраз Воскресения Христова с ангелами хотя и поздний, но более соответствуетЕвангелию.
18.ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
Воснове — евангельский текст о том, что на сороковой день после Своеговоскресения из мертвых Христос повел Своих учеников на гору Елеонскую и там уних на глазах вознесся на небо. Когда пораженные апостолы смотрели навозносящегося Христа, к ним явились два мужа и рассказали о втором пришествииСпасителя в конце мира.
Вверхуиконы в круглой «славе», поддерживаемой двумя Ангелами, изображаетсявозносящийся Христос. Под ним — в центре — Богоматерь с поднятыми в стороны ивверх руками (в позе Оранты). Вокруг Нее стоят апостолы.
ИКОНЫБОГОРОДИЦЫ:
19.ВЛАДИМИРСКАЯ.
Попреданию, эта икона написана апостолом и евангелистом Лукой. Когда апостолпоказал Богоматери этот образ, Она произнесла: «Благодать Рождшегося отМеня и Моя с сею иконой да будет».
Наиконе Богоматерь держит младенца на правой руке. Левая рука на уровне грудичуть касается одеяния Спасителя. Богомладенец тесно прижался щекой к лицуПресвятой Богородицы и обнимает ее за шею. Из-под покрова на голове Богородицы(мафория) видна Его ручка. Левая ножка Спасителя чуть согнута и видна ступня(говорят «пяточка» — по которой узнают Владимирскую).
Отэтой иконы совершалось множество чудотворений. Не раз Москва была избавлена отнашествия татар заступничеством Пресвятой Богородицы, получая неизменную помощьпо молитвам пред чудотворной Владимирской иконой.
Кчудотворной Владимирской иконе Божией Матери приходили люди со всех концовРоссии. Перед ней совершалось избрание и поставление Российских митрополитов, азатем — Патриархов, начиная с первого — святителя Иова и кончая святителемТихоном. Весь народ почитал Владимирскую икону как главную святыню русскойземли.
ПразднованиеБожией Матери в честь Владимирской Ее иконы совершается 3 июня (21 мая), 6июля (23 июня) и 8 сентября (26 августа).
20.КАЗАНСКАЯ.
Казанскаяикона Божией Матери особо почитается на Руси. В каждом храме, в каждой верующейсемье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых,перед ней молятся о семейном благополучии.
Наэтой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Нее. Праваярука Его поднята в благословении. Голова Божией Матери чуть склонена кБогомладенцу.
ПресвятаяБогородица не раз спасала Россию и подавала помощь и избавление от врагов черезКазанскую икону.
Онапребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Многиемолитвы были услышаны Царицей Небесной и 22 октября 1612 года Москва былаосвобождена от польских захватчиков. Тогда же было установлено празднованиеПресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавлениеМосквы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским былвоздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.
Двастолетия спустя, в 1812 году, в Казанский собор перед отъездом в армию приезжалмолиться перед чудотворным образом фельдмаршал Кутузов. После молебна на негобыла возложена Казанская икона И Матерь Божия снова не отвергла молитвы,возносимые перед Ее иконой.
ПразднованиеКазанской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 (8) июля и 4 ноября (22октября).
21.ИВЕРСКАЯ.
НаИверской иконе Пресвятая Богородица держит Богомладенца на левой руке; праваярука в молении протянута к Спасителю, одновременно указуя на Него. ГоловаСпасителя приподнята, и лик немного повернут к Богоматери, чуть склонившей кНему голову. На правой щеке Пресвятой Богородицы изображена рана, из которойтечет кровь. Это главное отличие, по которому всегда можно узнать Иверскуюикону.
ПразднованиеБожией Матери в честь Ее Иверской иконы совершается 25 (12) февраля, 26 (13)октября и во Вторник Светлой (Пасхальной) седмицы.
22.ЗНАМЕНИЕ.
Наиконе «Знамение» Пресвятая Богородица изображена с молитвенновоздетыми руками, а на фоне круга (так называемой сферы, символизирующейБожественную славу) помещен благословляющий Богомладенец. Такое изображениеБогородицы относится к одному из самых ранних иконописных образов.
«Знамением»же икона стала называться после чудесного знамения от Новгородской иконы,бывшего в 1170 году. В тот год удельные князья, объединившись, замыслилипокорить Великий Новгород. Громадная рать обложила город. Новгородцамоставалось уповать лишь на Божию помощь. Они молились дни и ночи. АрхиепископНовгородский, с тех пор как город был окружен, неустанно молился в Софийскомсоборе перед иконой Всемилостивого Спаса. В третью ночь он вдруг почувствовалсвященный трепет, и от иконы раздался голос, повелевающий ему взять образПресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону вынесли нагородскую стену и поставили ее лицом к осаждающим, те не смягчились сердцем ине вразумились, а пустили на это место стены тучу стрел. Одна из стрел попала всвященный лик Богоматери. И тут свершилось чудо — икона сама отвернулась отосаждающих и обратилась лицом к городу, а из очей Пречистой Девы потекли слезы.
Вто же время на воинов, осаждавших город, напал великий ужас. У них помрачилосьзрение, они стали поражать друг друга. Тогда новгородцы, ободренные знамением,наголову разбили многочисленное войско нападавших.
Тогдаже, в воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, и было установлено10 декабря (27 ноября по старому стилю) празднование Ее иконе, именуемой«Знамение».
23.ДОНСКАЯ.
Младенецсидит на правой руке Богородицы и прижимается щекой к Ее лицу. Богоматерь тожесклонила голову к Сыну и поддерживает Его правой рукой. Спаситель протянулвперед правую руку, к плечу Матери, а в левой держит свиток. Ноги Его обнаженыдо колен, они покоятся на кисти левой руки Богородицы.
Иконапринесена донскими казаками, прибывшими на помощь Дмитрию Донскому в битве статарами. Она крепилась на древке как хоругвь и была при войске во времяКуликовской битвы (1380 год) — ее носили по лагерю. После победы казакиподнесли икону в дар Дмитрию Донскому, и он поставил ее в Успенском соборе вКоломне.
ПразднованиеДонской совершается 1 сентября (19 августа).
24.ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ./>
БожияМатерь на этой иконе изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом наглаве. Перед Ней — бедствующие люди, страдающие от различных недугов ижитейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют пояснительные надписи,слова из молитвы к Богородице: «Помощница еси обидимым, ненадеющихсянадеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагиходеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение изаступление». Около людей изображаются Ангелы, которые указывают им наБогоматерь.
Празднованиеэтой иконе совершается 6 ноября (24 октября).
25.ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ.
Сдревних времен христиане, веруя во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, далиЕй наименование «Взыскание погибших» как последнему прибежищу инадежде погибающих людей. По преданию, эта икона прославилась в VI веке, вмалоазийском городе Адане, избавив от вечной погибели падшего, а затемраскаявшегося инока, который, исправив свою жизнь, достиг духовногосовершенства и был прославлен Святой Церковью в лике святых.
Наиконе Пресвятая Богородица придерживает Богомладенца правой рукой, соединеннойс левой. Спаситель чуть поднял голову и ручкой старается обнять за шеюБогородицу, которая чуть наклонила к нему голову.
Празднованиеиконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», совершается 18февраля (5 февраля по старому стилю).
26.ОДИГИТРИЯ.
ТипБогоматери Одигитрии (Одигитрия означает путеводительница, наставница)зародился в Византии. На Руси изображение было всегда поясным с Богомладенцемна левой руке. У икон Богоматери Одигитрии много различных названий:Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, Иверская, Семиезерская идругие, которые они получили по местам создания или явления. Сохраняя основнойиконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.
27.ФЕОДОРОВСКАЯ
ПресвятаяБогородица изображена с Предвечным младенцем на правой руке, которой Онапридерживает Его ножку. Правая ножка Младенца согнута и обнажена по колено. Онприжимается к Своей Матери щекой, а левой ручкой обнимает Ее за шею.
Первоепрославление Феодоровской иконы относится к XII веку. В середине XII века былпостроен Городецкий монастырь, где и находила икона. В времена нашествия БатыяГородец был полностью сожжен, однако, икона осталась цела. Она явилась князюВасилию Костромскому, после чего икону отнесли его в Кострому, где поставили всоборе Феодора Стратилата. Отсюда и произошло название иконы.
СФеодоровской иконой Пресвятой Богородицы связано избрание на царство МихаилаРоманова. Перед этой иконой совершилось поставление на царство первого царяфамилии Романовых.
ПразднованиеФеодоровской иконе совершается дважды в год — 27 (14) марта и 29 (16) августа.
28.УМИЛЕНИЕ.
Этотобраз Богоматери с Младенцем носил в Византии название «Елеуса»(милующая), что точно передает содержание этого типа икон. На них Богоматерь сумилением смотрит на Сына, и Младенец с нежностью прижимается к Матери.Спаситель может быть и на правой, и на левой стороне.
Частоиконы типа «Умиление» так же, как и типа Одигитрии, имеют второеназвание — по месту, где они находились. Многочисленные списки с этихпочитаемых и большей частью чудотворных икон легко определяются поиконографическим признакам, присущим каждому варианту. Одна из самых древнихикон типа «Умиление» находится в Успенском соборе Московского Кремля- это памятник XII века. Прекрасно передающая нежность и трогательность общенияМатери с Сыном, эта икона сочетает в себе черты Одигитрии и Умиления: с одной стороны,Иисус прижался щекой к щеке Матери, а с другой — держит правой рукой свиток,который поставил на колено. В отличие от других изображений, где Мария одета вмафорий — длинный плащ-покрывало, спускающийся почти до земли, здесь на головеБогоматери короткий, до плеч, темный плат. Голубое платье и голубой чепецБогородицы оживляют, делают праздничным общий колорит иконы.
29.НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.
Воснову сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравниваетсяс Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив. Неопалимая купина — это объятый пламенем, но несгораемый куст. На иконах он изображается в видедвух наложенных друг на друга четырехугольников (иногда — треугольников) свогнутыми сторонами, так что получается восьмиугольная (шестиугольная) звезда.Зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого — пламя.
Нафоне звезды — Богоматерь с Младенцем. Иногда в руке Богородицы изображаетсягора нерукосечная (символ ее по пророку Даниилу), лестница (символ виденияИакова: «Иаков видех лестницу утвержену на земли и до небеси, Ангелы Божиивосхождаше и нисхождаше, Господь же утверждашеся на ней»), врата (видениепророка Иезекииля: «Иезекииль виде от востока врата затворена, и никто жепроиде их, токмо один Господь Бог наш»), жезл — символ изображения Христа(«жезл от корене Иессеева и цвет от него — Христос»...).
Вчетырех красных углах — символы евангелистов: святого Марка — лев, святого Луки- вол, святого Иоанна — орел, святого Матфея — Ангел.
ИногдаБогоматерь с младенцем пишутся в «славе», состоящей из двухконцентрических кругов, заполненных Ангелами.
Празднование- 17 (4) сентября.
30.ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Сюжетиконы — предание, известное с X века, о видении святого Андрея Христа радиюродивого во Влахернском храме Константинополя. В один воскресный день, 1октября, святой Андрей и его друг Епифаний молились в храме о спасении городаот сарацин (мусульман) и вдруг увидели Богородицу в окружении ангелов и святых.Она стояла в воздухе и держала над присутствующими покров (омофор — длинное иузкое тканое покрывало) в знак своей защиты и покровительства.
Наиконе обычно Богоматерь изображается на фоне храма или внутренней стены алтаря(иногда — на облаке), руки Ее раскинуты в стороны и держат красный покров (иногдапокров придерживают ангелы). Внизу — апостолы, мученики, святители, толпамолящихся, а также обнаженный до пояса блаженный Андрей и его ученик Епифаний.
«ПокровПресвятой Богородицы» празднуется 14 (1) октября.
31.О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ.#
Воснову сюжета иконы положено начало акафиста (хвалебная песнь, прославление)Богородице, написанного святым Иоанном Дамаскиным: «О Тебе радуется,Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храми раю словесный...»
Всередине иконы изображается Богоматерь с Младенцем на троне и в«славе». Вокруг Нее — ангельский собор.
Наверху- большой храм, деревья, травы; внизу — род человеческий, пророки, святители,преподобные, апостолы, мученики, праведные жены. Около трона внизу — ИоаннДамаскин с развернутым списком, на котором пишется начало акафиста: «ОТебе радуется...»
32.РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ.#
РодителямиПресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. До глубокой старости не былоу них детей, но вот однажды явился Ангел и объявил Анне, что родится у неедочь, которую надлежит посвятить Богу, то есть в трехлетнем возрасте отдать навоспитание в храм. Младенец родился в положенный срок к радости родителей, иэтот момент запечатлен на иконах «Рождества Богородицы».
Аннаполулежит на высоком ложе, около нее — служанки. Муж Анны, Иоаким, стоит уизголовья ложа в позе молящегося или любующегося младенцем. Внизу обычноизображается сцена купания младенца — Марии. Служанки держат ребенка, пробуютводу в чаше.
Иногдаесть сцена, где Иоаким и Анна ласкают Младенца. Такие иконы именуются ЛасканиеБогородицы.
33.ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ.
КогдаМарии исполнилось три года, Ее повели в Иерусалимский храм, где Она должна былавоспитываться и где потом жила до пятнадцатилетнего возраста. Пришел туда ипервосвященник Захария.
Наиконах изображается встреча Марии с ним перед храмом. Обычно первосвященник идевочка Мария стоят на подножии около раскрытых ворот, здесь же родители МарииАнна и Иоаким, девы с зажженными свечами.
Иконографияможет быть несколько иной: Мария подходит к священнику с зажженной свечой вруках, за ней — пять или семь юных дев.
Иногдаизображается сцена питания Марии архангелом Гавриилом.
34.БЛАГОВЕЩЕНИЕ.
Благовещение- это добрая, радостная весть. На иконах изображается явление архангелаГавриила Деве Марии — он сообщает Ей радостную весть о том, что Она станетМатерью Бога. Обычно на иконах этого сюжета слева изображается архангелГавриил, а справа, на фоне дома, стоящая Мария с веретеном в руках (иногдасидящая, иногда — без рукоделия).
Тогдаже, в воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, и было установлено10 декабря (27 ноября по старому стилю) празднование Ее иконе, именуемой«Знамение».
23.ДОНСКАЯ.#
Младенецсидит на правой руке Богородицы и прижимается щекой к Ее лицу. Богоматерь тожесклонила голову к Сыну и поддерживает Его правой рукой. Спаситель протянулвперед правую руку, к плечу Матери, а в левой держит свиток. Ноги Его обнаженыдо колен, они покоятся на кисти левой руки Богородицы.
Иконапринесена донскими казаками, прибывшими на помощь Дмитрию Донскому в битве статарами. Она крепилась на древке как хоругвь и была при войске во времяКуликовской битвы (1380 год) — ее носили по лагерю. После победы казакиподнесли икону в дар Дмитрию Донскому, и он поставил ее в Успенском соборе вКоломне.
ПразднованиеДонской совершается 1 сентября (19 августа).
24.ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ.#/>
БожияМатерь на этой иконе изображена во весь рост, в царском одеянии и с венцом наглаве. Перед Ней — бедствующие люди, страдающие от различных недугов ижитейских скорбей. Об их страданиях свидетельствуют пояснительные надписи,слова из молитвы к Богородице: «Помощница еси обидимым, ненадеющихсянадеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагиходеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение изаступление». Около людей изображаются Ангелы, которые указывают им наБогоматерь.
Празднованиеэтой иконе совершается 6 ноября (24 октября).
25.ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ.
Сдревних времен христиане, веруя во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, далиЕй наименование «Взыскание погибших» как последнему прибежищу инадежде погибающих людей. По преданию, эта икона прославилась в VI веке, вмалоазийском городе Адане, избавив от вечной погибели падшего, а затемраскаявшегося инока, который, исправив свою жизнь, достиг духовногосовершенства и был прославлен Святой Церковью в лике святых.
Наиконе Пресвятая Богородица придерживает Богомладенца правой рукой, соединеннойс левой. Спаситель чуть поднял голову и ручкой старается обнять за шеюБогородицу, которая чуть наклонила к нему голову.
Празднованиеиконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», совершается 18февраля (5 февраля по старому стилю).
26.ОДИГИТРИЯ.
ТипБогоматери Одигитрии (Одигитрия означает путеводительница, наставница)зародился в Византии. На Руси изображение было всегда поясным с Богомладенцемна левой руке. У икон Богоматери Одигитрии много различных названий:Смоленская, Тихвинская, Грузинская, Иерусалимская, Иверская, Семиезерская идругие, которые они получили по местам создания или явления. Сохраняя основнойиконографический тип Одигитрии, они отличаются в деталях.
27.ФЕОДОРОВСКАЯ.
ПресвятаяБогородица изображена с Предвечным младенцем на правой руке, которой Онапридерживает Его ножку. Правая ножка Младенца согнута и обнажена по колено. Онприжимается к Своей Матери щекой, а левой ручкой обнимает Ее за шею.
Первоепрославление Феодоровской иконы относится к XII веку. В середине XII века был построенГородецкий монастырь, где и находила икона. В времена нашествия Батыя Городецбыл полностью сожжен, однако, икона осталась цела. Она явилась князю ВасилиюКостромскому, после чего икону отнесли его в Кострому, где поставили в собореФеодора Стратилата. Отсюда и произошло название иконы.
СФеодоровской иконой Пресвятой Богородицы связано избрание на царство МихаилаРоманова. Перед этой иконой совершилось поставление на царство первого царяфамилии Романовых.
ПразднованиеФеодоровской иконе совершается дважды в год — 27 (14) марта и 29 (16) августа.
28.УМИЛЕНИЕ.
Этотобраз Богоматери с Младенцем носил в Византии название «Елеуса»(милующая), что точно передает содержание этого типа икон. На них Богоматерь сумилением смотрит на Сына, и Младенец с нежностью прижимается к Матери.Спаситель может быть и на правой, и на левой стороне.
Частоиконы типа «Умиление» так же, как и типа Одигитрии, имеют второеназвание — по месту, где они находились. Многочисленные списки с этихпочитаемых и большей частью чудотворных икон легко определяются поиконографическим признакам, присущим каждому варианту. Одна из самых древнихикон типа «Умиление» находится в Успенском соборе Московского Кремля- это памятник XII века. Прекрасно передающая нежность и трогательность общенияМатери с Сыном, эта икона сочетает в себе черты Одигитрии и Умиления: с однойстороны, Иисус прижался щекой к щеке Матери, а с другой — держит правой рукойсвиток, который поставил на колено. В отличие от других изображений, где Марияодета в мафорий — длинный плащ-покрывало, спускающийся почти до земли, здесь наголове Богоматери короткий, до плеч, темный плат. Голубое платье и голубойчепец Богородицы оживляют, делают праздничным общий колорит иконы.
29.НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.#
Воснову сюжета иконы положено церковное песнопение, где Богоматерь сравниваетсяс Неопалимой купиной, которую видел Моисей на горе Хорив. Неопалимая купина — это объятый пламенем, но несгораемый куст. На иконах он изображается в видедвух наложенных друг на друга четырехугольников (иногда — треугольников) свогнутыми сторонами, так что получается восьмиугольная (шестиугольная) звезда.Зеленый цвет одного символизирует куст, красный цвет другого — пламя.
Нафоне звезды — Богоматерь с Младенцем. Иногда в руке Богородицы изображаетсягора нерукосечная (символ ее по пророку Даниилу), лестница (символ виденияИакова: «Иаков видех лестницу утвержену на земли и до небеси, Ангелы Божиивосхождаше и нисхождаше, Господь же утверждашеся на ней»), врата (видениепророка Иезекииля: «Иезекииль виде от востока врата затворена, и никто жепроиде их, токмо один Господь Бог наш»), жезл — символ изображения Христа(«жезл от корене Иессеева и цвет от него — Христос»...).
Вчетырех красных углах — символы евангелистов: святого Марка — лев, святого Луки- вол, святого Иоанна — орел, святого Матфея — Ангел.
ИногдаБогоматерь с младенцем пишутся в «славе», состоящей из двухконцентрических кругов, заполненных Ангелами.
Празднование- 17 (4) сентября.
30.ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Сюжетиконы — предание, известное с X века, о видении святого Андрея Христа радиюродивого во Влахернском храме Константинополя. В один воскресный день, 1октября, святой Андрей и его друг Епифаний молились в храме о спасении городаот сарацин (мусульман) и вдруг увидели Богородицу в окружении ангелов и святых.Она стояла в воздухе и держала над присутствующими покров (омофор — длинное иузкое тканое покрывало) в знак своей защиты и покровительства.
Наиконе обычно Богоматерь изображается на фоне храма или внутренней стены алтаря(иногда — на облаке), руки Ее раскинуты в стороны и держат красный покров(иногда покров придерживают ангелы). Внизу — апостолы, мученики, святители,толпа молящихся, а также обнаженный до пояса блаженный Андрей и его ученикЕпифаний.
«ПокровПресвятой Богородицы» празднуется 14 (1) октября.
31.О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ.
Воснову сюжета иконы положено начало акафиста (хвалебная песнь, прославление)Богородице, написанного святым Иоанном Дамаскиным: «О Тебе радуется,Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род, освященный храми раю словесный...»
Всередине иконы изображается Богоматерь с Младенцем на троне и в«славе». Вокруг Нее — ангельский собор.
Наверху- большой храм, деревья, травы; внизу — род человеческий, пророки, святители,преподобные, апостолы, мученики, праведные жены. Около трона внизу — ИоаннДамаскин с развернутым списком, на котором пишется начало акафиста: «ОТебе радуется...»
32.РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ.
РодителямиПресвятой Богородицы были праведные Иоаким и Анна. До глубокой старости не былоу них детей, но вот однажды явился Ангел и объявил Анне, что родится у неедочь, которую надлежит посвятить Богу, то есть в трехлетнем возрасте отдать навоспитание в храм. Младенец родился в положенный срок к радости родителей, иэтот момент запечатлен на иконах «Рождества Богородицы».
Аннаполулежит на высоком ложе, около нее — служанки. Муж Анны, Иоаким, стоит уизголовья ложа в позе молящегося или любующегося младенцем. Внизу обычноизображается сцена купания младенца — Марии. Служанки держат ребенка, пробуютводу в чаше.
Иногдаесть сцена, где Иоаким и Анна ласкают Младенца. Такие иконы именуются ЛасканиеБогородицы.
33.ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ.
КогдаМарии исполнилось три года, Ее повели в Иерусалимский храм, где Она должна былавоспитываться и где потом жила до пятнадцатилетнего возраста. Пришел туда ипервосвященник Захария.
Наиконах изображается встреча Марии с ним перед храмом. Обычно первосвященник идевочка Мария стоят на подножии около раскрытых ворот, здесь же родители МарииАнна и Иоаким, девы с зажженными свечами.
Иконографияможет быть несколько иной: Мария подходит к священнику с зажженной свечой вруках, за ней — пять или семь юных дев.
Иногдаизображается сцена питания Марии архангелом Гавриилом.
34.БЛАГОВЕЩЕНИЕ.
Благовещение- это добрая, радостная весть. На иконах изображается явление архангелаГавриила Деве Марии — он сообщает Ей радостную весть о том, что Она станетМатерью Бога. Обычно на иконах этого сюжета слева изображается архангелГавриил, а справа, на фоне дома, стоящая Мария с веретеном в руках (иногдасидящая, иногда — без рукоделия).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl