Реферат по предмету "Психология"


Взаимопонимание в межличностном общении

Введение
Все мыпостоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, втранспорте; с близкими и совсем незнакомыми людьми. Необходимость и потребностьв общении определены совместной жизнедеятельностью людей. Чтобы жить, людивынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общениеможет проявиться сущность человека.
Развитиечеловека, его социализация начинается именно с общения. Благодаря общениюличность усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладеваетумениями и навыками, формирует свои убеждения, принципы, идеалы. Проблема втом, что в настоящее время построения системы межличностного взаимопониманиязатруднена из-за разрушения традиционных ценностных основ общества, смешениемпредставлений о добре и зле, утратой нравственности и искажением ее роли всовременном обществе. Неограниченный рост материальных ценностей обществаприводит к обесцениванию духовных ценностей, уменьшению их роли вобщественно-историческом процессе, а соответственно и к примитивазациимежличностного общения, что нарушает внутреннюю духовную взаимосвязь индивидов,препятствуя возникновению глубокого взаимопонимания, что порождает бесчисленныеконфликты во всех сферах общества. В связи с этим можно говорить о высокой значимостиобщения в жизни современного человека. При этом качество межличностного общениянапрямую зависит от уровня достигнутого взаимопонимания. Примитивизациямежличностного общения, сведение его к простой передаче информации ведет кобеднению духовного мира человека, к его обесцениванию как личности. Отсутствиевзаимопонимания в процессе общении приводит к усложнению, а часто и разрушениювзаимоотношений между людьми, или даже к глубокому нравственному конфликтувнутри самой личности. Именно поэтому в настоящее время проблемавзаимопонимания в межличностном общении является актуальной.
Овзаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различных смыслах, имея ввиду совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир, их ценностныхориентаций, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание илидаже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя так или иначе вкакой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых поотношению друг к другу ролей и т.д. Этим не исчерпывается всё многообразиесмысловых значений, характеризующих сам термин «взаимопонимание». Если исходитьиз этимологического значения самого понятия взаимопонимания, то можноутверждать, что взаимопонимание – это такой случай понимания одного человекадругим, когда оно носит взаимный, обоюдный характер.
Условием жетакого взаимопонимания, видимо, является не только понимание другого человека,но и понимание его отношения к себе или к другим людям как к партнёрам пообщению и, наконец, понимание самих отношений, складывающихся и развивающихсямежду общающимися людьми.
Не менееважным условием взаимопонимания является принятие способов понимания партнёрамидруг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Безвыполнения названных условий вряд ли взаимопонимание будет достаточно глубокими устойчивым. На то обстоятельство обращает внимание А.А. Бодалев:«Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик еговнешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничиваетсятаким знанием, он немедленно создаёт систему заключений об этом человеке,содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих оспособностях человека или выражающих его отношение к различным сторонамдействительности, а также говорящих об его определённой социально-групповойпринадлежности».
Целью данной работы является:теоретический анализ взаимопонимания в процессе межличностного общения.
Всоответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:
1. Рассмотретьобщение в системе межличностных отношений.
2. Провеститеоретический анализ структуры общения.
3. Раскрытьна теоретическом уровне механизмы взаимопонимания в общении.
4. Изучитькоммуникативные барьеры в общении.
5. Систематизироватьосновные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения.
Объектомисследования: является межличностное общение.
Предметисследования: взаимопонимание в межличностном общении.
Методыисследования: теоретико-методологический анализ, метод теоретической обработкилитературы.
Гипотеза: уровень развитиямеханизмов понимания и способность преодоления коммуникативных барьеровоказывают влияние на взаимопонимание в межличностном общении.
Практическаязначимость исследования состоит в том, что ее основные положения и выводы могут бытьиспользованы: для составления рекомендаций по повышению уровня понимания вмежличностном общении, преодолевать коммуникативные барьеры взаимопонимания,возникающие в различных ситуациях общения. На мой взгляд, человеку необходимознать психологические правила общения, и прежде всего научиться управлятьсвоими эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностныхконфликтов.
 

1. Предметтеории межличностного общения
 
1.1Определениемежличностного общения
 
Межличностноеобщение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможнополноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов исвойств человека, но и личности в целом.
Взаимодействиемежду людьми может быть охарактеризовано, как межличностное, если оноудовлетворяет следующим критериям:
в нёмучаствует небольшое количество людей, чаще всего группа из 2–3 человек;
этонепосредственное взаимодействие: его участники находятся в непосредственнойблизости, имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легкоосуществлять обратную связь;
это такназываемое личностное ориентированное общение; предполагается, что каждый изего участников признает незаменимость, уникальность своего партнёра, принимаетво внимание особенности его эмоционального состояния, самооценки, личностныххарактеристик.
Основнойструктурной единицей анализа межличностного общения является не отдельныйчеловек, а взаимосвязь, взаимодействие вступивших в общение людей. Этоозначает, что каждый из участников общения существенным образом влияет наповедение другого, между их высказываниями и поступками возникают причинныезависимости. Обмениваясь сообщениями, собеседники приспосабливают их кконкретной ситуации общения; содержание полученной информации в значительноймере перерабатывается, деструктурируется в зависимости от неизбежно возникающейоценки самих себя, друг друга, окружающей обстановки.
Определитьпредметную область межличностного общения помогает семантика слова «общение».Как показывают исследования [Бессонова, Доценко, 1999], в обыденном сознании сэтим словом связываются три группы значений:
1)объединение, создание общности, целостности («хорошая компания, друзья»);
2) передачасообщений, обмен информацией («разговаривать, беседовать»);
3) встречноедвижение, взаимопроникновение, нередко носящее тайный или интимный характер («глубокопонимать друг друга»).
Фиксациявыделенных значений посредством особых терминов (например, «межличностныйконтакт», «межличностная коммуникация», «межличностное взаимодействие», «межличностныеотношения») задает систему базовых понятий теории межличностного общения.
Так, понятие «межличностныйконтакт» – становится одним из инструментов исследования проблемывозникновения условий общения, поскольку обозначает то, что люди находятся впределах доступности для восприятия друг друга, при этом направлены (физическии психологически) друг на друга. Тем самым они не только признают сам фактсуществования друг друга, но и вступают во взаимодействие, создавая условия дляпередачи информации по каналам связи. В соответствии с видом контакта (деловой,душевный) складываются отношения между людьми.
Понятие «межличностнаякоммуникация»направлено на анализ способов обмена сообщениями междупартнерами, их приема и переработки.
Понятие «межличностноевзаимодействие»подчеркивает активность общающихся, позволяя болеепристально исследовать формы и виды индивидуальных действий, приводящих квзаимным изменениям поведения, деятельности, отношений и установок.
Понятие «межличностныеотношения»акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспектевзаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, посколькутолько при условии постоянной межличностной связи путем непрерывного обменаличностно значимой информацией возникают интимная зависимость вступивших вконтакт людей друг от друга и взаимная ответственность за сохранениесложившихся отношений. Легко заметить, что за каждым из выделенных понятийобнаруживается относительно самостоятельное проблемное поле, отражающееразнообразие целей и задач, которые стоят перед людьми в процессе общения. Дляупорядочения этого разнообразия полезными оказываются различные видыклассификации. [12]
1.2 Виды,уровни, функции межличностного общения
 
Характер целии, как следствие, возникающая между партнерами психологическая дистанция позволяютвыделить различные уровни общения.Среди них:
• ритуальный,или социально-ролевойуровень; целью общения на этом уровне являетсявыполнение ожидаемой от человека роли, демонстрация знания норм социальнойсреды. Общение при этом носит, как правило, анонимный характер, независимо оттого, происходит оно между незнакомыми, знакомыми или близкими людьми;
• деловой,или манипулятивный, уровень; целью такого общения являетсяорганизация совместной деятельности, поиск средств повышения эффективностисотрудничества. Партнеры при этом оцениваются не как уникальные, неповторимыеличности, а с точки зрения того, насколько хорошо они могут выполнитьпоставленные перед ними задачи, то есть оцениваются их функциональные качества.Соответственно, общение является психологически отстраненным – доминирует Я-Выконтакт;
• интимно-личностныйуровень; цель – удовлетворение потребности в понимании, сочувствии,сопереживании. Для общения на этом уровне характерны психологическая близость,эмпатия, доверительность – доминирует Я-Ты контакт.
Общениеразличается по видам:
– Опосредованноеобщение – предполагает не полный психологический контакт – по телефону, черезИнтернет, в письменной форме и т.д.
– Непосредственное– общение «лицом к лицу», при контакте визуальном. Формальное общение – деловое,ролевое, функциональное. Это общение всегда предполагает исполнениеопределенной социальной роли, например, общение по типу «эксперт – аттестуемый»,
– Неформальноеобщение – доверительное, товарищеское, интимное.
– Диалогическоеобщение – общение между двумя людьми.
– Групповое– общение в группе людей
– Массовоеобщение.
Всоответствии с целями можно выделить функции межличностного общения.Приведемодну из наиболее полных классификаций функций общения, выделяемых по критериюцели:
1) контактнаяфункция– установление контакта как состояния обоюдной готовности кприему и передаче сообщений и поддержанию взаимосвязи в виде постояннойвзаимоориентированности;
2) информационнаяфункция– обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями;
3) побудительнаяфункция – стимуляция активности партнера для направления его навыполнение определенных действий;
4) координационнаяфункция– взаимное ориентирование и согласование действий приорганизации совместной деятельности;
5) функция понимания– адекватное восприятие и пониманиесмысла сообщения и взаимное понимание – намерений, установок, переживаний,состояний;
6) эмотивная функция – возбуждение в партнере нужныхэмоциональных переживаний, а также изменение с его помощью своих переживаний исостояний;
7) функция установления отношений– осознание и фиксациясвоего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочихсвязей сообщества, в котором действует индивид;
8) функция оказания влияния– изменение состояния,поведения, личностно-смысловых образований партнера [12,15].
 
1.3 Структурный анализ общения
Получившая широкое признание аналитическая модель, в соответствиис которой структура любого акта общения включает перцептивную, коммуникативнуюи интерактивную стороны, по существу направлена на конкретизацию областимежличностного общения в соответствии с функциональным разнообразиемпротекающих в его рамках процессов.
Перцептивная сторона– процесс восприятия партнерами друг друга, ихвзаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыкипроявляются в умениях определять контекст встречи; понимать настроение партнерапо его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологическиеэффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
Коммуникативная сторона– использование средств общения, подразделяемыхна вербальные и невербальные.
Интерактивная сторона– взаимодействие людей, предполагающее определеннуюформу организации совместной деятельности (согласие, приспособление иликонкуренция, конфликт). Среди возможных позиций, которые занимают партнеры приорганизации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру«свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них неявляется однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можносудить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместнаяв некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером),может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция,невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умениечеловека использовать всю палитру возможных позиций в общении – один извозможных показателей психологической зрелости личности.
Количественная характеристика межличностного общения получиларазвитие в понятии «круг общения». Последнее обозначает число людей,общение с которыми осуществляется на том или ином уровне. Большинству из нас поличному опыту хорошо известно, что глубоко знать и понимать можно в лучшемслучае двух-трех человек, более или менее успешно ориентироваться в поведении –примерно десяти; по отношению к другим в действие вступают эталоны и стереотипы.[12, 17]

2. Механизмывзаимопонимания в общении
 
Взаимопониманиеимеет место, когда двое или больше людей согласовывают свои реальности. Они вчем-то близки друг к другу, они согласны взаимодействовать, они договорились оспособах общения, и они более или менее понимают друг друга.
Взаимопониманиеобычно больше подсознательно, чем сознательно. Если вы посмотрите на двухлюдей, которые глубоко вовлечены в разговор, то вы заметите определенноесходство между ними, которого они скорее всего не осознают. Они, возможно,похоже сидят, делают похожие жесты в похожем ритме, говорят с похожими интонациямии темпом, дышат с похожей скоростью. Это самые заметные признакивзаимопонимания. Когда есть взаимопонимание, есть копирование. Язык тела вчем-то согласован. Собеседники чувствуют, что понимают друг друга, но не всегдамогут объяснить почему, кроме того что второй собеседник «дельно говорит». Ещевы заметите, что два человека, которые не понимают друг друга или не ладят, неособенно копируют друг друга физически. Один из них наклонен вперед, другойназад, один говорит высоким голосом, другой низким, один делает жесты, а другойнет. И опять же, они скорее всего совсем не осознают этих различий. [8]
В психолгиивыделяют следующие механизмы взаимопонимания в процессе общения:
идентификация
эмпатия
рефлексия
аттракция
казуальнаяатрибуция.
 

2.1Идентификация
 
Понятиеидентификации имеет достаточно долгую историю своего существования в социальнойпсихологии. Это, однако, не свидетельствует о высокой степени проработанностипроблемы. Несмотря на многочисленные попытки осмысления данного феномена, насегодняшний день не существует единой концепции идентификации, равно какчеткого и однозначного определения рассматриваемого понятия. Разногласияисследователей по поводу смысловой наполненности термина привели к тому, чтоего содержание понимается очень многозначно и неопределенно.
Обратимся к понятию «идентификация», берущий название от средневековоголатинского identifico (отождествляю), термин в социальной психологиитрадиционно обозначает процесс эмоционального и иного самоотождествления,установления связи личности с другим человеком, группой. Этимологически кореньiden обозначает что-то, что достаточно долгий промежуток времени остается темже. Обзор существующих исследований идентификации показал, что чаще всего онарассматривается как:
– эмоциональныйфеномен: уподобление (нередко неосознанное) значимому другому как образцу наосновании эмоциональной связи с ним [1];
– феноменмежличностных отношений в группе: сопоставление одного объекта с другим наосновании какого-либо признака, в результате чего происходит установлениесходства или различия; [17]
– одиниз механизмов познания и понимания людьми друг друга [17];
– какуниверсальный механизм понимания личности другого [15];
– механизмформирования смысловой сферы личности [8]
Как правило,исследователи идентификации в той или иной мере затрагивают эмоциональный,когнитивный и поведенческий аспекты данного явления. В то же время этисоставляющие, традиционно выделяемые авторами при описании Я – концепции, висследованиях идентификации не описываются как компоненты единого целого [12].Идентификация рассматривается как механизм познания и понимания людьми другдруга.
Идентификация– это генетически исходное понятие при изучении процессов взаимопонимания,механизм феномена сопереживания» [1]. Б.Д. Парыгин подчеркивает глубинныйхарактер рассматриваемого феномена и определяет идентификацию как основувзаимопонимания: «Если внешними проявлениями взаимопонимания являютсяспособность к сочувствию и соучастию, к сопереживанию и симпатии, к согласию исогласованности в совместных действиях, то внутренней, глубинной основой всехэтих явлений оказывается способность к взаимному уподоблению, к идентификации».Автор считает, что в возможности идентификации заложена и возможностьсамосознания индивидуальности, подчеркивая, что идентификация представляетсобой процесс уподобления значимому другому, сопровождающийся усвоением егоценностей, взглядов, установок, специфических форм поведения.
Морозов А.В.описывает идентификацию как следствие потребности индивида в общении, отмечаяпри этом, что развитие личности обусловлено присвоением структуры самосознания,которое складывается через механизм идентификации. Следует отметить, чтоидентификацию с образом «Я» автор рассматривает во всех временах (в прошлом,настоящем, будущем). Действительно, идентификация выступает обязательныммоментом функционирования индивида, находящегося в обществе; смыслидентификации – обнаружение себя в социальном мире во всей сложности егоструктурно-содержательной организации. Но нельзя не принимать во внимание, чтоглавным и обязательным моментом любых форм, уровней, содержательных вариантовидентификации остается субъектная представленность индивида в этом процессе[1].
 

2.2Эмпатия
 
Понятиеэмпатия получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Липпс Т.в 1907 г. издал работу «Знание о чужом «Я'»», в которой склоняется кмысли: у человека имеется род знания, выражающийся в уверенности в том, что вопределенных условиях воспринимаемые в другом человеке физические проявления ижизнь сознания связываются аналогично его собственным. Чувственное восприятие ираспознавание чужого внутреннего состояния происходит в одном неразделимомакте. При восприятии чужого выражения субъект испытывает тенденциювоспроизвести его, у него актуализируются ощущения, соответствующие этомусостоянию. Анализ всего многообразия формулировок демонстрируетнесогласованность, прежде всего в соотношении аффективных и когнитивныхкомпонентов. Авторы, отдающие предпочтение аффективному компоненту эмпатии,подчеркивают значение эмоционального отклика на состояние объекта. Эмпатияпредставляется им как пассивно-созерцательное отношение к переживаниям другихлюдей, умение поставить себя на место другого, чувство, возникающее при видереакции другого на фрустрирующую ситуацию, разделение эмоций другого [8].Другие исследователи эмпатии, напротив, игнорируют наличие эмоциональногокомпонента эмпатии и подчеркивают ее когнитивный характер. Эмпатияистолковывается ими как интуитивное познание психики другого, понимание с точкизрения невербалики, чувств, ощущений, эмоций, понимание внутреннего мирадругого человека, важнейший фактор познания другого человека [2]. В работахотечественных авторов, посвященных проблеме эмпатии, все чаще можно встретитьсочетания когнитивного и аффективного компонентов:
– сложноепсихологическое образование, в котором переплетены познавательные иэмоциональные процессы. Способность человека понимать переживания других людейи, приобщаясь к их эмоциональной жизни, сопереживать [2].
Постижениеэмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.
Эмпатиявключает в себя не только оценку другого, но и сопереживание – своеобразныйнепроизвольный эмоциональный эксперимент, обеспечивающий лучшее пониманиедругого. Эмпатия – это способность понимать и проникать в мир другого человека,а также передать ему это понимание.
При этом,говоря о процессе эмпатии, нужно иметь в виду и безусловно положительноеотношение к личности партнера. Это означает наличие: а) принятия личности этогочеловека в целостности; б) собственной эмоциональной нейтральности, отсутствияоценочных суждений о нем[10].
Наиболеепопулярно в психологии межличностных отношений и психологии личности пониманиеэмпатии, предложенное Даймонд: «Эмпатия – воображаемое перенесение себя вмысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу».
 
2.3Межличностная аттракция
 
Еще одниммеханизмом понимания в общении является межличностная аттракция. Слово «атракция»обозначает буквально притяжение, влечение. Аттракция – это процесс формированияпривлекательности какого-то человека для воспринимающего, результатом чегоявляется формирование межличностных отношений. В настоящее время формируетсярасширенная трактовка процесса аттракции – как формированиеэмоционально-оценочных представлений друг о друге, о своих межличностныхвзаимоотношениях (как положительных, так и отрицательных), как своего родасоциальной установки с преобладанием эмоционально-оценочного компонента. Всоциальной психологии понятие межличностной атракции определяют как когнитивный(познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или какнекоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонентмежличностного восприятия.
Психологияатракции охватывает:
1.потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;
2. свойстваобъекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему;
3.особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитиюдиадических (парных) отношений;
4.объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общемукругу общения). [8]
 
2.4Рефлексия
 
Рефлексия в проблеме понимания друг друга – это осмыслениеиндивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению. В ходевзаимного отражения участников общения «рефлексия» является своеобразнойобратной связью, которая способствует формированию стратегии поведениясубъектов общения, и коррекции их понимания особенностей внутреннего мира другдруга. Рефлексия– механизм самопознания в процессе общения, в основекоторого лежит способность человека представлять то, как он воспринимаетсяпартнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знаниетого, как другой понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отражений другдруга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которогоявляется воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем вэтом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первогоисследователя» [2].
В ряде исследований делаются попытки анализа рефлексивных структургруппы, объединенной единой совместной деятельностью. Тогда сама схемавозникающих рефлексий относится не только к диадическому взаимодействию, но кобщей деятельности группы и опосредованных ею межличностных отношений [10]
2.5 Каузальная атрибуция
 
Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является
Ф. Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею каузальной атрибуции идавший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек припостроении причинного объяснения поведения другого человека. Из других авторов,работающих в этой области, наиболее значительные исследования проводили Э. Джонси К. Дэвис, а также Г. Келли. По мере развития идей каузальнойатрибуции изменялось первоначальное содержание концепции. Если ранее речь шлалишь о способах приписывания причин поведения, то теперь исследуют способыприписывания более широкого класса характеристик: интенций, чувств, качествличности. Действительно, мы часто приходим к выводу, что намерения и диспозициидругих людей соответствуют их поступкам. Однако основной тезис остаётсянеизменным: люди, познавая друг друга, стремятся к познанию причин поведения ивообще причинных зависимостей, окружающего их мира. При этом они, естественно, опираютсяна ту информацию, которую могут получить об этих явлениях. Однако, посколькусплошь и рядом этой информации оказывается недостаточно, а потребность сделатьпричинный вывод остаётся, человек в такой ситуации начинает не столько искатьистинные причины, сколько приписывает их интересующему его социальному объекту.Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становитсяпроцесс этого приписывания, т.е. каузальная атрибуция.
Сегодня среди исследователей межличностного восприятия существуетмнение, что открытие явления каузальной атрибуции означает важнейший шаг попути развития знаний о процессах межличностного восприятия.
Более полное развитие эта идея получила в работах Гарольда Келли,который предпринял попытку построения теории каузальной атрибуции. Основнаязадача Келли состояла в том, чтобы показать, как осуществляется человеком поискпричин для объяснения поведения другого человека. Согласно Келли при попыткахпонять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями: мыстараемся определить, является ли данное поведение постоянным (критерий постоянства),отличающимся
(критерий исключительности) и обычным (критерий консенсуса) илинет. Если в сходных условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считаютпостоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, инаконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствахсвойственно большинству людей. Если в похожих обстоятельствах человек ведетсебя всегда одинаково (постоянное поведение), если он ведет себя так же и вдругих ситуациях (не отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях так жеведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны приписыватьповедение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведетсебя так же (постоянное поведение), если в других случаях он ведет себя иначе(отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение сходнобольшинству людей (обычное поведение). Мы объясняем его действие внешними причинами.В общем виде ответ звучит так: всякому человеку присущи некоторые априорныекаузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человекобладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих «чужое»поведение, так или иначе вписывается в одну из таких существующих схем.Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность, довольно обширен.Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждомконкретном случае. «Каузальная схема» – это своеобразная общая концепцияданного человека о возможных взаимодействиях различных причин, о том, какиедействия в принципе эти причины производят. [15]


3. Барьерыобщения
 
В процессемежличностного общения иногда возникают барьеры, которые препятствуют взаимопониманию.Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служатпричиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часторазные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры,манеры общения, разное самочувствие.
Психологическиебарьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаютсясамим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестаетощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если онобнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.
Выделим основные барьеры общения:
3.1 Барьеротрицательных эмоций
 
Эмоции вообще– это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутреннихраздражителей. Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия,радости и страха, расслабления и напряжения и т.п. Эмоции принято делить наположительные и отрицательные. Соответственно человек стремится испытатьположительные эмоции и избежать отрицательных. Существует много теорий сущностиэмоций. Есть информационная теория эмоций (П.В. Симонов), представляющаясобой развитие взглядов выдающегося отечественного физиолога П.К. Анохина.В числе положений этой теории следующие: а) чем сильнее потребность, тем сильнееэмоция, ее сопровождающая, и чувство удовлетворения после достижения цели; б)когда нет потребности, нет и эмоции; в) чем меньше вероятность удовлетворитьпотребность, тем сильнее возникающая отрицательная эмоция. Основной причинойотрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностныеконфликты, стрессы. [6]
В барьереотрицательных эмоций можно выделить несколько составляющих. Это прежде всегобарьер общения, возникающий на почве страдания или даже горя. Сюда можноотнести и трагические события, и разочарования, и неудача в важном деле, инеудовлетворенность своим положением, недовольство личным статусом, и тягостныефизические и нервные ощущения. Этот барьер может возникать как в ответ насобытия, так и в преддверии их.
Барьер общения,создаваемый отрицательными эмоциями данного типа, вызывает искаженноепредставление о действительности и неправильные оценки. Очень часто все этовыражается в агрессивности или в стремлении вообще избежать общения, замкнутьсяв одиночестве. Невнимание к отрицательным эмоциям этого рода вызывает досаду иеще большее переживание, а повышенное внимание окружающих, участие и утешениечасто провоцируют лишь раздражение. Рационального способа поведения,подходящего для всех, здесь нет.
Труднопреодолеть барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоцииобычно рождаются в ответ на неожиданные (формальные, досадные) препятствия кудовлетворению той или иной потребности. Они могут быть следствием лишенияудовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательныйпоступок.
В общениимотивированный гнев, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость,решительность человека могут многократно возрасти. Он склонен к резким словам иагрессивным действиям. Партнер, перечащий ему, становится своеобразным«громоотводом», на который изливается весь гнев. Общение с раздраженным илигневным человеком невозможно, не стоит «подливать масло в огонь», создаватьусловия, о которых всем в дальнейшем придется сожалеть. Выход из такого общения– не демонстрация слабости, а наоборот. И в какой-то мере даже безнравственноиспользовать ситуацию, в которой эмоции владеют соперником. [14]
К числубарьеров отрицательных эмоций следует отнести и барьеры страха, стыда и вины.Все эти комплексы отрицательных эмоций – плохие переменные разговора.Субъективно-личностная их окраска может подпитываться стереотипами поведения,воспитания, установки, мотива, а также особенностями патопсихологии отдельныхличностей. В последнем случае носители этих качеств должны быть скорееобъектами психиатра и психотерапевта.
Составляющейобщения чаще всего служат барьеры плохого настроения. Здесь имеется в видукомплекс отрицательных эмоций, менее острых, чем горе или страдания, но, увы,чаще встречающихся. У людей настроение портится от очень многих причин: плохойпогоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, заметной для нихчерствости окружающих и незаметной себе собственной черствости. К причинамплохого настроения можно отнести и плохое физическое самочувствие, частовозникающее как результат гиподинамии – низкой двигательной активности. Плохоенастроение становится «физиологическим фактором»: низкая интенсивность обменавеществ, пониженный тонус организма, болезненность. Плохое настроение можнопрямо отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохимнастроением – плохой работник и еще худший партнер в общении. [11]
Одними изглавных источников отрицательных эмоций являются межличностные столкновения.Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у всех: и у тех,кто прав, и у тех, кто виноват, и у победителей, и у побежденных. Здесь же,скорее, идет речь не о том, как вести или не вести диалог с человеком,переполненным отрицательным психическим зарядом, а о том, что если вас ожидаетбеседа, а реальность такова, что вы находитесь далеко не в лучшем психическомсостоянии, то наиболее разумным будет отказаться об беседы, предложитьперенести ее на другое время.
Для этогодостаточно перед беседой продумать варианты ее развития и возможностьдостижения конструктивного результата. Легко можно представить себе, что кобъективным трудностям и барьерам общения будут добавлены еще и субъективные,спровоцированные плохим настроением.
Имея в видуто, что плохое настроение «эпидемически заразно», легко передается собеседнику,ожидать прочного соглашения, взаимопонимания и доверительности, видимо, неприходится[24].
3.2Барьеры речи и языка
 
Барьер речиможет возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это такназываемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когдаучастники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенныедефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьерфонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь,речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.
Существуеттакже семантический барьер языка, связанный, в первую очередь, сразличиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблемажаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры естьмножество микрокультур, каждая из которых создаёт своё «поле значений»,характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых.Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностейкак «красота», «долг», «естество», «приличие» и т.д. Кроме того, каждая средасоздаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты ишутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднятьпроцесс общения, создавая семантический барьер непонимания.
Не меньшуюроль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыгратьстилистический барьер речи, возникающий при несоответствии стиля речикоммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологическогосостояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическоезамечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуациипанибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой,эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникаторунеобходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенкивозникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стильсвоего сообщения.
Наконец,можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает втех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либослишком сложна для восприятия слушателя, либо кажется ему не верной,противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можноговорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Дляодних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для другихто, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании «женской» и«мужской» психологической логики, о «детской» логике и т.д. От психологическихпристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему системудоказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выборадекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытойпроблемой. [8]
3.3Барьеры установки
 
Позициючеловека в общении во многом предопределяет весь его жизненный опыт. Часто, ещене начав разговор, человек бывает убежден в неправоте своего собеседника. Такойразговор конструктивным не назовешь. В основе его лежит установка, т.е.сформировавшаяся в человеке оценка, стереотип, готовность к определенномудействию, отрицательные реакции, предубеждение.
Психологиутверждают, что установка есть у каждого человека. Ее формированиеосуществляется независимо от сознания. Одному подсознательно несимпатичнытолстые люди, другому худые не внушают доверия. Установка облегчаетприспособление к различным жизненным обстоятельствам. Однажды выработанная, онапредставляет собою собственную шкалу ценностей. Разные люди имеют разныеустановки. Одни формируются легко и существуют длительное время или даже всюжизнь, другие характеризуются подвижностью, нарастанием или затуханием. На этиособенности установки оказывает влияние своеобразие личности.
Люди сподвижной установкой, по данным психологов, обнаруживают стремление кактивности, они оптимистичны, быстро приспосабливаются к изменяющимсяобстоятельствам. Но они же бывают, поверхностны, легковесны, легко попадают подчужое влияние, испытывают трудности в принятии самостоятельных решений.
Обладателистатичных, постоянных, монотонных установок с трудом переключаются с одноговида деятельности на другой, с трудом адаптируются, некоммуникабельны и вотстаивании своей правоты бывают излишне упрямы и прямолинейны. Однако обычноэто люди твердых убеждений и принципов.
Можноговорить о разных аспектах воспитания эмоционально-психологической устойчивости.Немаловажным здесь является формирование собственных установок, адекватныхреальности, а также формирование способности менять установки при измененииреальности. Естественно то, что излишне мобильные установки создают в общениивпечатление, что у человека вообще нет собственного мнения, а излишнеустойчивые установки говорят о том, что собственные принципы (которыми ни прикаких-обстоятельствах нельзя поступиться) данному собеседнику дороже всякойреальности.
В основеустановок лежат различные аспекты. Рассмотрим некоторые из них:
Предвзятая ибеспричинная негативная установка. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинаетотрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первоговпечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможныемотивы появления такого отношения и преодолевать их.
Отрицательнаяустановка, введённая в опыт человека кем-либо из других людей.Вам сообщили отрицательную информациюо ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, окотором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Такихнегативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения сконкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоитобщаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательнойоценке человека только на мнение других.
«Боязнь»контакта с человеком.Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственныйконтакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, безэмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что этиэмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенныйхарактер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора изафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло.Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении,имеющих в целом низкий уровень общительности.
Ситуация«ожидания непонимания».Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом илиличностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер?Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понятьневерно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания,предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельнопроанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранитьиз нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватноетолкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.
Установка на«возрастные» особенности общения– типичный в системе обыденного общения. Возникает всамых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми идетьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многихконфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждаютповедение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодыераздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях.Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системеслужебного взаимодействия. [8]
3.4 Барьерпервого впечатления
 
Общениеприводит к контакту с новыми людьми. И часто мы не отдаем себе отчет о том, чтонаши с ними взаимоотношения во многом были предопределены первым впечатлением. Этотоже эмоциональный барьер. И хотя говорят, что первое впечатление чаще всегоближе к истине, тем не менее, оно нецеленаправленно, размыто и часто простоошибочно. Общение определяется тем представлением о партнере, котороескладывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимаетсяцелостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнеговида и поведения.
В общенииприходится взаимодействовать с людьми, которых видишь впервые, и с людьми,которые уже достаточно хорошо знакомы. Психологические исследования показали,что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеетсяопределенный опыт общения, лежат механизмы социальной стереотипизации. Подсоциальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либоявлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.Формирование образа другого человека (первое впечатление) также осуществляетсяпутем стереотипизации. Образ партнера, который создается при знакомстве, –это регулятор последующего поведения. Он необходим для того, чтобы правильно иэффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строитсясущественно отличным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Поэтомунаиболее важные в данной ситуации характеристики – те, которые позволяютотнести партнера к какой-либо группе. Именно эти характеристики ивоспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности простодостраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятностьошибки. Эти ошибки восприятия обусловлены действием следующих факторов:
= факторпревосходства
= факторпривлекательности
= факторотношения к нам.
При встрече счеловеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мыоцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был намравен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, томы недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-тоодному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многимпараметрам. Такого рода ошибки в общении связаны с действием факторапревосходства.
Не менееважными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с общей эстетическойвыразительностью человека, то есть с тем, нравится нам внешне партнер пообщению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравитсявнешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересными т.д., то есть опять-таки переоценивать многие его психологическиехарактеристики.
Ошибкиданного типа связаны с действием фактора привлекательности: чем больше внешнепривлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях; если же оннепривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Следующаясхема, это проявление фактора отношения, к нам. Положительное отношение к нампорождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию(или невниманию) отрицательных, и, наоборот, явное отрицательное отношениевызывает устойчивую тенденцию не замечать положительных сторон партнера ипреувеличивать отрицательные. Таково действие фактора отношения к нам.
Традиционно висследованиях формирования первого впечатления все три вида ошибок, описанныхнами, охватываются «эффектом ореола». Эффект ореола проявляется в том, что приформировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человекеприводит к переоценке, а негативное – к недооценке неизвестного человека.
Говоря обошибках, возникающих при формировании первого впечатления, стоит отметить тотфакт, что в межгрупповом взаимодействии схематичное, стереотипное восприятиезачастую бывает оправдано и приводит к нужным результатам. Таковы в общихчертах типичные схемы формирования первого впечатления. [27]

4. Техникаобщения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров
Техникаобщения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведениев процессе общения, а приемы – предпочтительные средства общения, включаявербальные и невербальные.
Прежде чемвступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы,соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность,выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессеобщения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершитьакт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятное впечатление осебе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (еслиэтого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальномэтапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённоговыражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений ижестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, наопределённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессеобщения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные наиспользовании обратной связи. Существует множество приёмов повышенияэффективности общения, избегания коммуникативных барьеров. Назовем некоторые изних:
Приём «имясобственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера по общению.Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человекакак личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождаетсяположительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, расположениеработника к клиенту или партнеру.
Приём «зеркалоотношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица,свидетельствующем, что «я – ваш друг». А друг – это сторонник, защитник.Возникает чувство защищенности усобеседника, что образует положительные эмоциии вольно или невольно формирует аттракцию.
Приём «золотыеслова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующихэффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребностив совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций иобусловливает расположенность к собеседнику.
Приём «терпеливыйслушатель»вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблемсобеседника. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностейлюбого человека – потребности в самоутверждении. Её удовлетворение,естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительноерасположение человека.
Приём «личнаяжизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям партнера, чтотакже повышает его вербальную активность и сопровождается положительнымиэмоциями.

5.Основные правила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения
Исследователи указывают – поскольку конфликты часто порождаюттакое эмоциональное состояние, в котором трудно мыслить, делать выводы, подойтитворчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуациипридерживайтесь следующих правил.
1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, аэмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек неотвечает за свои слова и поступки.
2. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая насвоем предложении, не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Развея никогда не ошибаюсь?» Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какуюсумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.
3. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос:«Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести сотношений на проблему.
4. Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимоснизить внутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих – этоне выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль надсобой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого отпартнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5. Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываетеи его быть лучше.
6. Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите:
«Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?» Это снимаеткритический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7. Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знакипревосходства.
8. Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность завозникшую ситуацию.
Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь неразрушить отношения.

Заключение
общениекоммуникативный барьер предотвращение
Такимобразом, в данной работе нами была рассмотрена проблема взаимопонимания вмежличностном общении, которая уже несколько веков не только не теряет своейактуальности, но становится все более важной. Анализируя межличностное общениеи возможности достижения в нем взаимопонимания, можно объяснить многиесоциальные проблемы развития общества, семьи и отдельной личности. Являясьнеотъемлемым атрибутом жизни человека, межличностное общение играет большуюроль во всех сферах жизнедеятельности. При этом качество межличностного общениязависит от уровня достигнутого понимания. Отсутствие взаимопонимания в процессеобщении приводит к усложнению, а часто и разрушению взаимоотношений междулюдьми.
Учитываянекоторые особенности механизмов восприятия и познания, человек способенповысить уровень взаимопонимания в различных жизненных ситуациях общения, чтозначительно повышает шансы к сохранению стабильности в отношениях между людьми.Вместе с тем нужно отметить, что даже в стабильных отношениях зачастуювозникают различные конфликты, столкновения взглядов и тому подобное. Умениепреодолевать барьеры, ведущие к непониманию и, как следствие, к конфликтам,является необходимым шагом к сохранению и улучшению взаимоотношений.
Таким образом,можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтвердилась: уровень развитиямеханизмов понимания и способность преодоления коммуникативных барьеровоказывают влияние на взаимопонимание в межличностном общении.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.