Введение
Под культурой человеческогообщества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей,создаваемых людьми в процессе их материально-трудовой практики. Культуракаждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат еготворческих усилий, включающий в себя все, что было создано умом и руками людей.
Условно, дляудобства изучения, в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Говоря оматериальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а такжежилье, одежду, быт и т.п. К духовной культуре относятся идеологическиепредставления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. Насамом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не можетвозникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведениядуховной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.
Особенностьюразвития русской культуры IX — первой половины XIII вв. является, во-первых, общая замедленность темповразвития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствуетнатуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественныхотношений.
Во-вторых,характерной чертой культуры этого времени является традиционализм.Народ-земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельногочеловека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт былсамым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, чтомногократно повторялось; следование образцам.
В-третьих, отличительнойчертой культуры этого периода является господство в идеологии религиозногомировоззрения. Светские рационалистические (от лат. «рацио» — разум)представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и внародной, бытовой культуре.
В-четвертых,для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многиефакты и явления еще не получили.
В основу теоретическогоанализа взят материал историков, чей вклад в изучение глубокой древности нашейстраны значителен: Н.М.Карамзина, В.О. Ключевского, Н.И.Костомарова, Б.А.Рыбакова, Добрыниной В.И. и других. На страницах литературы, посвященныхпроисхождению восточных славян, подчеркнуто органическое единство славянства сокружающим иноязычным миром. Определенно поставлен вопрос о двух основныхполитических и культурных центрах, консолидировавших восточных славян: Северном(Новгород) и Южном (Киев), о борьбе Севера и Юга, победе Севера, что послужилопредпосылкой для образования единого Древнерусского государства. Постоянныесмуты и междоусобицы на Руси авторами показаны как закономерные явления,объясняющиеся региональными, этническими и, конечно, социальными особенностямистраны. В системе древнерусского общества историками отводится определенноеместо религии.
Предмет исследования: основныедостижения культуры Руси до монголо-татарского нашествия.
Цель исследования: определитьроль и значение культуры периода родоплеменных славянских союзов, уровень ивлияние на государственность культуры Киевской Руси периода расцвета и феодальнойраздробленности.
Каждая эпоха нуждается восмыслении истории Отечества в тесной связи с мировой историей. И происходитэто потому, что меняется сам мир, мы сами — поколение за поколением, и сменаидеологических стереотипов является в конечном итоге лишь отражениемисторического развития всей мировой цивилизации, так и нашего Отечества.
Глава 1. Древнерусскаякультура до принятия христианства
Культура периодародоплеменных славянских союзов была достаточно высокой для своего времени. Ксожалению, очень многое из культурного достояния древнерусского обществабезвозвратно утрачено: в том повинны и безжалостное время, и все сокрушающиестихийные бедствия (прежде всего пожары), и многочисленные вражеские нашествия,перемежавшиеся княжескими междоусобицами. Есть доля вины и на православнойцеркви: по ее повелению истреблялись как «порождения языческого суеверия» илипредавались забвению многие произведения культуры дохристианского времени. Но ито сравнительно немногое, что удалось сохранить и научно осмыслить, убедительносвидетельствует о наличии у наших далеких предков самых различных форм ипроявлений духовной культуры, об их способности ценить прекрасное.
В культуре древних славянцентральное место занимала языческая религия. Этим термином принято обозначатьрелигиозные представления, которые, по словам академика Б. А. Рыбакова,являлись частью «огромного общечеловеческого комплекса первобытных воззрений,верований, обрядов, идущих из глубин тысячелетий и послуживших основой для всехпозднейших мировых религий». Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре(райское дерево Вырий, береза, дуб, сосна, рябина как ось мира, вертикаль,обозначающая сакральный центр), в мотивах северно-русской вышивки (где посторонам дерева обычно помещаются всадники, звери или птицы), в скульптуре(статуи языческих богов из дерева или камня), в зодчестве (на передней частидвускатной кровли русских жилищ вытесывали изображение конской головы илиптицы), в узелковой письменности древних славян[1]. Язычество — это преждевсего форма освоения человеком природы. Возникнув в глубокой древности, оно небыло чем-то застывшим и окостеневшим. У русскогокнижника XII в. в «Слове об идолах» различается три этапа языческой культуры:1) славяне сначала «клали требы упырям и берегыням»; 2) под влияниемсредиземноморских культов славяне «начали трапезу ставити Роду и рожаницам»; 3)начали поклоняться «проклятому Перуну и Хорсу и Мокоши и Вилам».
Несмотря на то, что верав упырей и берегынь возила еще в эпоху каменного века, она продолжаласуществовать и в более позднее время. В ней отразилось первобытноепредставление людей о том, что в окружаем мире действуют злые и добрые духи.Они находятся в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духамславяне относили «упырей» — вампиров, якобы нападающих на людей и сосущих ихкровь, ожидающих мертвецов, оборотней, способных нанести живущим на землесерьезный ущерб. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегыни», и людивсячески старались им помочь в этой борьбе путем произнесения заклинаний иношения амулетов — оберег. Злым духам люди также приносили жертвы, чтобыумилостивить их.
В ряде источниковсодержатся сообщения о том, что «восточные славяне поклонялись и приносилижертвы колодцам, озерам, рекам, рощам. По-видимому, данный культ зародилсятогда, когда протославяне жили в основном за счет охоты, рыболовства и собирательства.Леса и водные пространства ими почитались как священные, дающие пищу и воду.
Род и Роженицыпредставлялись древним людям в виде божеств плодородия. Появление данногокульта свидетельствовало о переходе праславян от кочевой жизни к оседлой, отразличных промыслов к земледелию благодаря которому жизнь стала болеестабильной, Род представлялся праславянам творцом Вселенной. Он «вдувал» в людейжизнь, повелевал небом, распоряжался дождем, был тесно связан с земными водамии огнем, посылал на землю молнии. В его подчинении находилось и подземноецарство. Вместе с Родом обычноно выступали две Рожаницы — богини плодородия.Каждый год 9 сентября отмечался день Рода и Рожаниц. Это был праздник в честьзавершения всего цикла земледельческих работ, на котором опробовались каши,творог, мед и другие «дары природы».
Основываясь наопределенных высказываниях современников, мы находим у славян при поклонениимногим различным явлениям природы под разными именами божеств поклонение одномуверховному божеству, которому все остальные находились в подчинении. Этоверховное божество по свидетельству одного из древнейших писателей о славянах,Прокопия, было божеством молнии которое летописец называет Перуном. Явлениегрозы, молнии есть самое поразительное из всех явлений природы, немудрено чточеловек дал ему первое место между всеми другими явлениями. Он не мог незаметить благотворное влияние грозы на жизнь природы, не мог не заметить, чтосвет молнии во всякое время обнаруживает свое могущество тогда как напримердействия солнца ограничены, подвержены известному закону, могут обнаруживатьсятолько в известное время, уступая владычество другому, противоположному иследовательно враждебному началу — мраку. Если славяне покланялись явлениямприроды, то легко догадаться, при каких случаях, в какое время года они будутторжествовать свои религиозные праздники. Так например они праздновали в концедекабря, когда солнце начинает брать силу, дни начинают прибывать. Этотпраздник совпадает теперь с рождеством Христовым носит преимущественно названиеКоляды. Существенный обряд праздника состоит в хождении славить божество исобирать подаяние. В некоторых местах Коляда известна под названием Аусення илиТаусеня, что можно принимать под измененным Ясень — также, по всем вероятностямимя солнца. Второй праздник отожествлялся в начале весны, но так как это времяприходит в великий пост, то по принятии христианства праздник был перенесен наконец рождественского мясоеда и отчасти на Светлое воскресенье. Итак масленицаесть языческий весенний праздник. Встреча весны и провод зимы празднуется увсех славянских народов почти с одинаковыми обрядами: употребляется заклинаниевесны с разными приветами. Весну встречают обыкновенно на Красной горке. Тутначинаются хороводы, религиозное значение которых и отношение к солнцу неподлежит сомнению. Третий праздник имеет место 23 июня и известен под названиемИвана Купалы. Хотя по обрядам праздника можно догадываться, что он относится ктрем стихийным божествам — обоим Сварожичам, солнцу, огню и воде, однако можноотносить его и к одному солнцу. Ночь на Иванов день сопровождается собираниемтрав, купанием, зажиганием костров и прыганием через них.
Язычество оставалосьболее или менее однотипным, пока речь шла о взаимоотношениях человека иприроды, принцип социального равенства не пробуждал даже и соперничества между племеннымибожествами. Но положение резко изменилось, как только язычеству пришлосьперестраиваться вслед за ускорявшимся социальным расслоением. Это былболезненный и противоречивый процесс. Традиции вступали в конфликт сновшествами.
Однако часы официальнойязыческой религии были уже сочтены. Формирующееся в конце X века новое государственно-феодальноеобразование нуждалось в обновлении и реальном духовном сплочении различныхкняжьих земель. Религиозный выбор был сделан тем же Владимиром, еще недавновозвысившим Перуна над всеми языческими богами. Крестив Русь православнымвизантийским крестом (988 г.), Владимир сделал тем самым и культурный, иисторический выбор, открыв путь к самобытности русской культуры впротивостоянии ее языческих традиций христианским.
Продолжительное время духовнаяжизнь на Руси определялась явлением, которое принято обозначать какправославно-языческий синкретизм (нерасчленность, слитность). Возникшая на Русиуже в XI в. ситуация «двоеверия» — «двукультурья» сказывалась на всех, уровняхсредневекового общественного сознания. Двоеверие не замыкалось в кругуверований и обрядов, оно оказывало большое воздействие и на развитиефилософско-мировоззренческих идей, включая нравственные нормы, эстетическиепредставления, формы общественного устройства. Мифологическое мировоззрениебыло как будто оттеснено и уничтожено, и вместе с тем оно продолжало жить подпокровом новых религиозных образов и обрядов, являясь той основой, на которуюложились краски византийской образованности. Отдельные оригинальныедревнерусские памятники тяготеют то к одному, то к другому источникусинкретического мировоззрения, но неизменно имеют признаки их обоих.1В результате, несмотря на все возрастающее влияние православия и постепенноеизживание прежней мифологической системы взглядов, на Руси утверждался иной, чемв Византии, религиозно-мировоззренческий идеал, который далеко не во всехчертах повторял свой исходный прототип.
Глава 2. Культура КиевскойРуси периода расцвета (конец X начало XII вв.)
КультураДревней Руси — явление уникальное. По словам исследователя, «/>древнерусскоеискусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мираотстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечаютоткрытость и синтетичность (от слова «синтез» — сведение в единое целое) />древнерусской />культуры.Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно,античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования ипервого расцвета — X — первая половина XIII в. (домонгольский период). Отметимпрежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный процесс. />Христианство стало государственной религией Киевской Руси в988г., в княжение Владимира I Святого (980—1015). Княжеская власть получила вновой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору — духовную иполитическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевалисьмежплеменные различия. Единая вера давала подданным государства новое ощущениеединства и общности. Постепенно складывалось общерусское самосознание — важныйэлемент единства />древнерусской народности. />Христианство с его единобожием, признанием Бога источникомвласти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихсяв Киевской Руси феодальных отношений.
Крещение Русипревратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и темсамым усилило внешнеполитическое положение в тогдашнем мире. Наконец, одуховном и культурном значении />принятия христианства.Оно огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги наславянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью играмотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи,иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы,системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской ихристианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределившихособенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной,духовной истории нашей страны. Языческая древность сохранилась прежде всего вустном народном творчестве — фольклоре (загадки, заговоры, заклинания, пословицы,сказки, песни). Особое место в исторической памяти народа занимали былины —героические сказания о защитниках родной земли от врагов. Народные сказителивоспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги,Микулы Селянино-вича и других былинных богатырей (всего в былинах действуютболее 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко заверу, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно,что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры.Крещение Руси было важнейшим событием в истории />древнерусской/>культуры.1
С />принятием христианства началось быстрое развитиеписьменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена(упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах сВизантией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосудас надписью, сделанной кириллицей — азбукой, созданной просветителями славянстваКириллом и Мефодием на рубеже X—XI вв.). Православие принесло на Русьбогослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. />До нас дошли древнейшие рукописные книги — «ОстромировоЕвангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и1076). Утверждают, что в XI—XIII вв. в обращении находилось 130—140 тыс. книгнескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркамсредневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты(их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи настенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ,богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора вНовгороде и др. Бытовало мнение, что />древнерусская />/>культура была «немой» — она, какполагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литературапредставлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика,поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», непринадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатствомобразов, стилей и направлений. Древнейшая из дошедших до нас летописей —«Повесть временных лет» — создана около 1113г. монахом Киево-Печерской лаврыНестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»:«Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русскаяземля стала есть», — уже говорят о масштабе личности создателя летописи, еголитературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельныелетописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращалиськ «Повести временных лет». Из произведений ораторско-публицистического жанравыделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским попроисхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о местеРуси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное длясыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован,снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения странетребовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературнойформе «Моления». К согласию и примирению князей призывал и неизвестный авторвеличайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве»(конец XII в.). Реальное событие — поражение северского князя Игоря от половцев(1185—1187) — стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатствомязыка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит Русскую землюс огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства, как бы«летит умом под облаками», «рыщет через поля на горы» (Д. С. Лихачев).Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее отпогибели. Искусство Древней Руси — это в первую очередь архитектура и живопись.Византийские традиции каменного зодчества пришли с христианством. Величайшиепостройки XI—XII вв. (погибшая в 1240 г. Десятинная церковь, соборы,посвященные Святой Софии, в Киеве, Новгороде, Чернигове, Полоцке) следоваливизантийским традициям. На четырех массивных столбах в центре здания,соединенных арками, покоится цилиндрический барабан. На нем прочно стоитполусфера купола. Следуя четырем ветвям креста, к ним примыкают остальные частихрама, завершающиеся сводами, иногда — куполами. В алтарной части — полукруглыевыступы, апсиды. Это и есть разработанная византийцами крестово-купольнаякомпозиция церковного здания. Внутренние, нередко и внешние стены храмарасписаны фресками (живопись по сырой штукатурке) или покрыты мозаикой. Особоеместо занимают иконы — живописные образы Христа, Богоматери, святых. Первыеиконы пришли на Русь из Византии, но русские мастера быстро овладели строгимизаконами иконописи. Почитая традиции и старательно учась у византийскихучителей, русские зодчие и живописцы проявляли удивительную творческую свободу:древнерусская архитектура и иконопись более открыты миру, жизнерадостны,декоративны, чем византийские. К середине XII в. стали очевидны и различияхудожественных школ Влади-миро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель.Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор воВладимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми,основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице,Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы»,«Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон«Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь». К числу величайшихдостижений древнерусской культуры относится и художественное ремесло, илиузорочье, как его называли на Руси. Золотые украшения, покрытые эмалью, изделияиз серебра, выполненные в техниках скани, зерни или черни, узорчатый декороружия — все это свидетельствует о высоком мастерстве и вкусе древнерусскихремесленников.
Глава 3. Культура Русипериода феодальной раздробленности
В />период феодальной раздробленности вокруг Галича,Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Онискладываются на основе традиций Киевской />Руси, но вкаждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались своихудожественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это несвидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее />культуры.Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская />культура продолжала оставаться единой в своей основе.Время />феодальной раздробленности было временем неупадка, а расцвета древнерусской />культуры.
Летописание
С XII в.начинается новый />период в истории русскоголетописания. Летописи стали вестись во всех княжествах, летописание приобретаетобластной характер. Наиболее значительными центрами летописания становятся,кроме Киева и Новгорода, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Смоленск, Владимир,Ростов, Галич, Владимир-Волынский, Переяславль-Залесский, Рязань и другиегорода. Местные летописцы сосредоточивали внимание на локальных событиях, норассматривали историю своих земель как продолжение истории Русского государстваи сохраняли в составе местных летописей „Повесть временных лет“.Появляются родовые княжеские летописи, — жизнеописания отдельных князей,исторические повести об отношениях между князьями. Составителями их были, какправило, не монахи, а бояре и дружинники, а иногда и сами князья. В местномлетописании появлялись индивидуальные черты. Так, для Галицко-Волынскойлетописи, повествующей о событиях в жизни Галицко — Волынского княжества сначала XIII в. до 1292 г., характерны светскость и поэтичность манерыизложения. Главное внимание летопись уделяет борьбе княжеской власти снепокорным боярством. Особенно местный характер отличает новгородскоелетописание. Новгородские летописцы подробно описывают событиявнутриновгородской жизни с XI по XV вв. с позиций боярства, именитогокупечества и других представителей господствующего класса. Новгородскоелетописание отражает жизнь Новгорода с ее бурными политическими событиями иожесточенной борьбой как между различными кланами богатейших землевладельцев исобственников, так и между различными социальными группами Новгородской земли.В то же время стиль новгородских летописей отличается простотой и деловитостью,отсутствием церковной риторики. Владимирские князья претендовали на общерусскоепервенство, поэтому владимиро-суздальские летописцы стремились придать своимлетописям общерусский характер, представить себя и свою землю преемникамиКиевской />Руси и для этого широко использовалирелигиозную аргументацию, чего не было в других летописных центрах.
Литература
Высокийуровень развития />культуры и литературы X — XI вв.подготовил почву для создания в 80-е годы XII в. замечательного памятникадревнерусской литературы „Слова о полку Игореве“. „Слово“посвящено неудачному походу в 1185 г. в половецкую степь русских князей подруководством новгород-северского князя Игоря Святославича. Тот поход оказал насовременников сильное впечатление, так как ему сопутствовал ряд уникальныхобстоятельств: солнечное затмение, гибель большей части русского войска,пленение и побег Игоря. Автор не только повествует о событиях похода, но иразмышляет о случившемся, выражает свое отношение к происшедшему, оцениваетпоход и поражение Игоря в сопоставлении с событиями истории своей страны, сосвоими думами о судьбах Русской земли. Автор „Слова“ неизвестен,разгадка его имени волнует исследователей уже несколько веков. Скорее всего, онбыл жителем Южной />Руси и принадлежал к высшему слоюзнати — боярству. Но неизвестный автор смог преодолеть узость интересов своегокняжества и сословия и подняться до высоты понимания общерусских интересов.Автор призывает русских князей перед лицом внешней опасности объединиться и»постоять за землю Русскую", защитить южные границы />Руси. Центральным в «Слове» является образРусской земли. «Слово» повествовало о событиях своего времени, вместес тем, оно является и памятником исторической мысли. Происходящее в немперекликается с прошлыми событиями из русской истории, что было редкостью в томмомент. Обычно авторы исторические примеры черпали из библейской иримско-византийской истории. Особенностью историзма этого произведения являетсято, что автор пытается в прошлом отыскать источники нынешних бед и обращается ксобытиям второй половины XI в., когда на />Руси началиськняжеские распри, приведшие к ослаблению страны перед лицом половецкойопасности. «Слово» написано необычайным поэтическим языком.Необычайно выразителен знаменитый плач Ярославны — княгини Ефросиньи, женыИгоря. Ярославна упрашивает ветер, реку, солнце не причинять зла раненому князюи вернуть его на родную землю. В «Слове» воплотились характерные длярусской литературы XII — XIII вв. черты — связь с устным народным творчеством,с исторической действительностью, патриотизм, гражданственность.
Архитектура/>
Периодфеодальной раздробленности является временем широкого каменного строительстваво всех княжествах. В стольных городах создавались прекрасные архитектурныесооружения, и число их составляло более десяти. В архитектуре />периода феодальной раздробленности появляются своиотличительные черты. Постройки XII — XIII вв. отличались от сооруженийпредшествующего />периода меньшей масштабностью зданий,простыми, но красивыми формами, простотой отделки. Типичной постройкой сталкубический храм с массивным световым барабаном и главой шлемовидной формы. Совторой половины XII в. византийское влияние в архитектуре ослабевает, что сказалосьпоявлением в древнерусской архитектуре храмов башнеобразной формы, неведомойвизантийскому зодчеству. />Русь в это время приобщаетсяк общеевропейскому романскому стилю. Это приобщение не затрагивало основдревнерусской архитектуры — крестово-купольной конструкции храма, но сказалосьна внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястр,колончатые пояса на стенах, перспективные порталы и, наконец, причудливаякаменная резьба на внешней поверхности стен. Элементы романской архитектурыраспространились в XII в. в Смоленском и Галицко-Волынском княжествах, а затеми во Владимиро-Суздальской />Руси. Архитектурныепостройки Галицко-Волынской земли плохо сохранились и многие из них известны лишьпо литературным описаниям и археологическим данным. В середине XIV в.галицко-волынские земли вошли в состав католических государств — Польши иВенгрии. Католическая церковь на протяжении многих веков уничтожала всякиеследы русской />культуры, поэтому восстановить подлинныйоблик храмов Западной />Руси особенно трудно. Особенностьархитектуры этой земли заключалась в соединении византийско-киевской композициис романской строительной техникой и элементами романского декоративногоубранства. Зодчие Галича использовали белый камень — местный известняк, а такжебрусковый кирпич вместо киевской плинфы, из которых они возводили храмы самогоразного плана: и четырех-, и шестистолпные, и бесстолпные, и круглые в плане — ротонды.Круглые церкви — ротонды — свидетельство влияния западнойраннеготической архитектуры. О высоком уровне галицкой архитектуры этого />периода свидетельствует церковь Пантелеймона близ Галича(начало XIII в.) с ее перспективным порталом и резьбой капителей.
Общаядемократизация новгородской жизни />периода феодальнойраздробленности сказалась и на новгородской архитектуре. В 1136 г. Новгород стал вечевой республикой, а князья превратились в наемных начальников дружины,охраняющей город с его владениями. Князья теряют детинец и Софийский собор,который переходит во владение архиепископа. Князь был выселен за пределы города- на Городище в 3 км от Новгорода. Там князья обосновываются и строят монастыри- крепости с храмами. Из храмов, построенных по заказу князей, наиболеезначительны Благовещенский, Николо — Дворищенский и Георгиевский собор Юрьевамонастыря. Самый замечательный из княжеских храмов — Георгиевский собор Юрьевамонастыря (1119), построенный по заказу Всеволода Мстиславича. Храм имеет триассиметрично расположенные главы, сдвинутые на запад, что нехарактерно дляправославных храмов. Здание построено в технике смешанной кладки, сочетавшейкаменные блоки и кирпич. Собор фактически лишен декора, так как новгородскийизвестняк рыхлый, перенасыщен раковинами и плохо поддается обработке. Историяне донесла до нас имена зодчих того />периода, но имязодчего Георгиевского собора сохранилось в новгородских летописях — «мастер Петр». Одной из самых ярких архитектурных школ />периода феодальной раздробленности сталаВладимиро-Суздальская. Начало ей было положено с возведения в Суздале первогокаменного храма Владимиром Мономахом в XI веке, ее расцвет приходится направление Андрея Боголюбского (1157-1174) и Всеволода Большое Гнездо(1176-1212). Владимирские князья проводили политику, которая способствовала рождениюна Северо-Востоке />Руси великорусской народности,закладыванию основ новой русской государственности. Владимиро-Суздальскуюархитектурную школу отличали торжественность, изящество, богатый декор, чтоотражало претензии владимирских князей на общерусское первенство. На этихземлях князья основывали новые города: Ярослав Мудрый дал начало городуЯрославлю, Мономах основал город своего имени Владимир, Юрий Долгорукий — Переяславль — Залесский. Самые ранние из дошедших до нас тамошних храмов быливоздвигнуты при князе Юрии Долгоруком. Долгорукий стал первым самостоятельнымкнязем Ростово-Суздальской земли. Своей резиденцией князь избрал село Кидекшу в 4 км от Суздаля. Здесь в 1152 г. в центре княжеского дворца, вероятно,галицкими мастерами, была возведена церковь Бориса и Глеба. Церковь Бориса иГлеба — единственная сохранившаяся постройка из княжеского дворца. Этооднокупольная четырехстолпная трехапсидная церковь. Сложена она из массивныхблоков местного белого известняка. Декор церкви чрезвычайно скромен длякняжеской постройки. Одновременно в 1152 г. в Переяславле-Залесском был заложен храм Спасо-Преображения. Этот храм также однокупольный, четырехстолпный,трехапсидный. Храм также почти лишен декора, но отличается четкостьюархитектурного замысла, суровой простотой облика. Андрей Боголюбский первымстал возвышать Владимиро-Суздальское княжество. Чтобы украсить свою новуюстолицу — Владимир, он развернул крупное строительство. В 1164 г. во Владимире, в подражание Киеву, в западной части города, обращенной к Москве, былипостроены Золотые ворота. Они одновременно служили городу и узлом обороны иторжественным въездом.
Наискусственно сооруженном холме недалеко от Владимира Боголюбский возвел своюзагородную резиденцию. Так, по легенде, возник Боголюбовский дворец(1158-1165), вернее, настоящий замок — крепость, включавший собор, переходы изнего в княжеский терем и т.д. Центром всего ансамбля стал собор РождестваБогородицы — покровительницы владимирской земли и владимирского князя. До нашихдней сохранилась одна лестничная башня с переходом к церкви. Наверное, в такомвот переходе и убили князя бояре, и он, окровавленный, полз вниз по лестнице,как незабываемо ярко рассказано об этом в летописи. Андрей Боголюбскийвозвел и главную святыню Владимира — Успенский собор (1158-1161), призванныйстать главным собором нового центра />Руси — Владимира.Он даже просил константинопольского патриарха учредить во Владимире отдельнуюот Киева митрополию и подчинить епископов северной />Русивладимирскому митрополиту, но разрешения на это не получил.
Успенскийсобор — величественный шестистолпный храм, сложенный из больших, плотнопригнанных друг к другу плит белого известняка. Горизонтально по всему фасадувладимирского Успенского собора проходит аркатурный пояс: лопатки, членящиефасад, украшены полуколонками, такие же полуколонки на апсидах; порталыперспективные, окна щелевидные. Прясла украшены скульптурными рельефами. Всеэти черты станут типичными для архитектуры Владимиро-Суздальской земли. Неменее торжественен был и интерьер собора. Убранство храма сверкало золотом,серебром, драгоценными каменьями. После пожара в Успенском соборе 1185 г. зодчие князя Всеволода возвели вокруг одноглавого шестистолпного храма новые стены, увенчалиих четырьмя главами и расчленили фасады на пять частей — прясел. Храм предсталеще более величественным, обрел подлинно классическую для русского зодчествамогучую стать.
Блестящееразвитие русской архитектуры было прервано монголо — татарским нашествием. Ноопыт создания величественных сооружений, традиции и приемы архитектурных школ,особенно владимирской, оказали решающее значение на />культурунового формирующегося центра />Руси — Москвы.
Фресковаяроспись
В XII — XIIIвв. в монументальной живописи — мозаике и фреске — различных русских земельтакже сложились местные школы, обладавшие своими особенностями. Общим же длявсех школ явилось то, что русские мастера не только овладели искусствомкомпозиции, но и научились передавать сложную гамму чувств.
К концу XIIIв. своя школа фрескистов сложилась в Новгороде. Школа эта претворила все свое изаимствованное извне в единый стиль, который, по мнению искусствоведов, признанновгородским. Наиболее полно новгородский стиль выражается во фресковыхросписях церквей Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах и св. Георгия вСтарой Ладоге. Для новгородского стиля характерно стремление к упрощениюхудожественных приемов, что, вероятно, диктовалось стремлением создатьискусство, понятное для неискушенного в теологических вопросах человека.
Иконопись
В конце XI — начале XII вв. на />Руси сформировалась русскаяиконописная школа. Из домонгольского времени до наших дней дошло около двухдесятков икон.
Самойзнаменитой из икон той эпохи является «Богоматерь Владимирская». Этаикона является не только дошедшим до нас образцом византийской станковойживописи, но и одно из высочайших достижений всего мирового искусства. Имягениального автора этой иконы неизвестно, но принадлежность его кконстантинопольской школе несомненна. Уже в 1155 г. эта икона находилась на Русской земле, куда она была доставлена из Константинополя. Судьбаэтой иконы в нашей стране беспримерна. По легенде, Мария была написана с натурыевангелистом Лукой («покровителем живописцев»), при этом на доске отстола, на котором Христос трапезовал со своей Матерью. Хранилась она в одном изхрамов Вышгорода — пригорода Киева. В 1155 г. Андрей Боголюбский, посаженный отцом Юрием Долгоруким в Вышгороде, взял и ушел из Вышгорода в роднуюРостово-Суздальскую землю. С собой Андрей взял местную святыню — иконуБогородицы. Во Владимире Андрей стал прославлять икону: он украсил ее жемчугом,золотом, серебром, драгоценными каменьями; выстроил для нее храм — Успенскийсобор, установил новый праздник на />Руси — Покрова (14октября).
Андрейвсячески стремился подчеркнуть, что он и его земля находятся подпокровительством этой иконы. Во Владимире началось прославление, высокая судьбаэтого образа Богородицы. На века она получила название«Владимирская». С нею были связаны самые значительные события в жизнинашей страны, не раз она спасала />Русь от вражескихнашествий. С возвышением Москвы как нового центра русской государственности онабыла перевезена в Москву и стала государственной святыней. В христианскойиконографии одним из красивейших сюжетов является изображение юной Матери Мариии ее сына — Богочеловека, рожденном, чтобы пострадать за грехи людей.
В латинскомзападном мире эти мотивы нашли самое яркое воплощение в «Сикстинскоймадонне» Рафаэля. Мадонна Рафаэля — величественная дева, несущая пооблакам младенца с недетским взором. В греко-славянском мире эти мотивывыражены во Владимирской Богоматери. Во Владимирской иконе, по выражениюхудожника И.Э. Грабаря, «древнейшей песне материнства», иконописецгениально передал невыразимую нежность и невыразимую печаль в глазах Матери,которая знает о беспримерной судьбе своего сына — мученичество, слава и властьнад миллионами. Нигде в живописи так не выражены материнское горе и скорбь, нов то же время и извечная радость бытия. Радость соседствует со скорбью,выявляясь в сладчайшем умилении. Этот иконографический тип, родившийся вВизантии, получил название «Элеуса» («Милостивая»), врусской иконописи получил особое распространение под красиво звучащим названием- «Умиление».
Среди иконXII и XIII вв., связанных с Владимиро-Суздальской />Русью,имеются шедевры. Оплечный «Деисус» (по-гречески «моление»или «прошение»), где с двух сторон молодого Христа скорбные ангелызаменяют традиционные фигуры двух главных святых (Марии и Иоанна),ходатайствующих перед Христом за род людской. Идейный смысл «Деисуса»символизирует идею заступничества. В глазах народа «Деисус» воплощалпоследнюю надежду отчаявшихся.
Декоративно-прикладноеискусство
В />период феодальной раздробленности продолжало развиватьсядекоративно — прикладное искусство. Крупные города славились своими мастерами — ремесленниками. Мастера Галича, Новгорода, Владимира совершенствовались вмастерстве гравировки, резьбы по дереву, вышивки золотом на ткани и т.д. Особоеразвитие на />Руси получило производство оружия ивоенных доспехов. Мастера-оружейники изготавливали мечи, боевые топоры, копья,сабли, ножи, щиты, кольчуги.
Новгородскиемастера оружейного дела в XII — XIII вв., применив новую технологию, сталиизготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости.Далеко за пределами Новгорода славились изделия новгородских златокузнецов.Сохранились два подписных кратира мастеров Братилы и Косты и два сионасередины XII в. Новгородцы достигли большого мастерства в изготовлении изделийих кости, стекла, дерева, металла.Крупным ремесленно — торговым центромстановится Владимир. Его населяют тысячи искусных архитекторов, строителей,каменщиков, резчиков, ювелиров, живописцев. Среди них значительную роль играликузнецы и оружейники. О высоком уровне владимиро-суздальских оружейников излатокузнецов свидетельствует так называемый шлем Ярослава Всеволодовича,третьего сына Всеволода Большое Гнездо и отца Александра Невского. Найден онбыл в 1808 г. недалеко от Юрьева — Польского на месте Липицкого сражения,которое состоялось в 1216 г. между сыновьями Всеволода Большое Гнездо,решавшего судьбу отцовского наследства. Форма шлема традиционная, но втехническом отношении он сильно отличался от шлемов IX — X вв.
Весь корпусвыкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлемзначительно более легким и прочным. Шлем украшен серебряными чеканныминакладками. На накладках верхней части — изображения архангела Михаила, рядом — святых Федора и Георгия, а сзади- святого Василия. По краям пластины идетнадпись: «Великий архистратиже Михаиле помози рабу своему Федору».Федор — имя Ярослава Всеволодовича в крещении. Ныне шлем является одним изценнейших экспонатов коллекции оборонительного вооружения Оружейной палатыМосковского Кремля. Таким образом, в целом в доордынский />периодбыла создана мощная древнерусская />культура. Далее на />Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо — татарнанесет />культуре />Русизначительный урон, но русская />культура не погибнет.Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощнымитворческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественныхидей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская />культураXI — XII вв. заложила основы для />культуры новойрусской государственности — Московского царства.
Заключение
Обществообязательно оставляет следы своей жизнедеятельности, многообразныесвидетельства. Они и служат для нас источниками. На крутых поворотах историиисследование этих источников поможет осознать, кто мы такие и куда мы должныидти. Источники могут «дать» ответы на те вопросы, которые им «зададут», аформулируют их исследователи, которые вольно или невольно подвержены влияниюсвоего общества, цивилизации. Таким образом, с изменением общества, егомировоззрения, меняется и история. Отсюда, процесс познания истории бесконечен,во всяком случае, настолько, на сколько бесконечно само человечество.
Проанализировавпредставленные источники, можно сделать вывод о том, что культуру Киевской Русиможно назвать самой молодой в европейском регионе и хронологически, исодержательно: по ее ученическому характеру в усвоение веры и книжной мудростиу византийских учителей, уверенности в своих молодых ратных силах, легкости вприсвоении обширных территорий на Севере и Севере– Востоке, по детскойнастойчивости и озорству в соединении привычных языческих традиций сновшествами христианской культуры. Этот образ Киевской Руси – ребенка- отрокамногое позволяет увидеть и понять.1
Культура, сложившаяся вКиевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Прежде всего,это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попыткизаложить основы прочной цивилизации, добиться самостоятельности оказывались досих пор безуспешными: Русь занимала пограничное, промежуточное положение междуземледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, скотоводческими, варварскимипо сути культурами Азии. Сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцыоставались варварскими народами. Поэтому Русь выступала в определённой степенищитом, ограждавшим Европу от натиска с востока, принимая на себя первый удар.Культура Руси — это культура «пограничья», форпоста.
В периодсоздания и развития государства Русь была создана мощная культура, европейскаяпо типу и направленности. Материальная и духовная культура средневековьяразвивалась постоянно по пути прогресса, хотя на этом пути были и задержки, идвижения вспять, что определялось конкретно-историческими условиями страны.Поэтому вряд ли верны существующие и поныне представления о застойности,неизменности на протяжении веков средневековой культуры. Высокий уровенькультуры, созданный в X —начале XII веков, опирался на длительныйпредшествующий процесс развития культуры славян-земледельцев. Древнерусскаякультура развивалась в тесном взаимодействии с культурами соседних стран, впервую очередь Византии.
Если развитиеэкономики, социально-политическая борьба позволяют судить об общем ходеисторического процесса, то уровень культуры наглядно показывает результат этогопроцесса. В этом плане взлет русской культуры в период раздробленности, когдана базе культуры Древней Руси складываются местные художественные школы, яркоесвидетельство движения Руси по восходящей линии.
Одним изважнейших итогов развития Киевской Руси и княжеств-государств периодараздробленности, их культуры было складывание древнерусской народности. Для неехарактерны единый язык, относительное политическое единство, общая территория,близость материальной и духовной культы.
Киевская Русь благодарятворческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследиядостигла высокого уровня культурного развития, встав вровень сзападноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период,получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них несмогли пережить монгольское нашествие.
В заключение можносделать вывод, что культура Киевской Руси — оригинальное, самобытное образование,вобравшее в себя традиции предшествующих культур и развившее их далее.
Литература
1. Балуев С.В., Миронов Г.Е. Историягосударства российского: историко-библиографический очерк. Кн. 1.,IX- XVI вв.,М., 1991
2. Барашков А. «Узелковое письмо древнихславян».// Наука и религия, 1992, № 4—5.
3. Бадак А.Н. Всемирная история. Т.7.- Минск, 1997.
4. Греков Б.Д. Киевская Русь.- М.,1953.
5. Горинов М.М., Горский А.А.,Данилов А.А. История России. Т. 1.- М., 1995.
6. Добрынина В.И. и др., Историякультуры России.-М.,1993.
7. Зуев М.Н. История России сдревности до наших дней.- М., 1995.
8. Карамзин Н.М. История государстваРоссийского, IX-XII вв. Т.1. — М., 1989.
9. Карпущенко С.В. Историяроссийского государства.- С-Пб., 1994.
10. Ключевский В.О. Русская история:полный курс лекций в 3-х кн., кн. 1. — М., 1993.
11. Костомаров Н.И. Господство домаСвятого Владимира. — М., 1993.
12. Миронов Г.Е. История государствароссийского: хрестоматия, X-XIV вв. — М., 1996.
13. Мироненко С.В. История Отечества.Люди, идеи, решения (очерки истории России IX — начала XX вв.).- М., 1991.
14. Орлов А.С. и др. История России сдревнейших времен до наших дней. — М., 2000.
15. Пашков Б.Г. Русь. Россия.Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 гг. — М., 1997.
16. Пашков Б.Г. История России (IX — XX вв.). — М., 1998.
17. Петрушевский А. Рассказы простарое время на Руси. — Ярославль, 1994.
18. Путилов Б. Древняя Русь в лицах.Боги, герои, люди. — М., 1999.
19. Платонов О.А. Святая Русь. — М.,2000.