МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКССТВЕННОГОИНТЕЛЛЕКТА
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
РЕФЕРАТ
на тему: «Отражение реального мира в культуре и религии»
Выполнила:
ст. гр. ФиР – 05 (з)
Ткаченко Н. А.
Донецк 2007 г
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Определениекультуры, ее функции.
2. Отражениемира в культуре.
3. Особенностирелигиозного мировоззрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ
Отношение человека к миру определяется смыслом.Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишеносмысла, оно перестает существовать для человека. Смысл — это содержание человеческогобытия (в том числе внутреннего бытия), взятое в особой роли: быть посредником в отношенияхчеловека с миром и с самим собой. Именно смысл определяет, что мы ищем и чтооткроем в мире и в самих себе.
Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мирвыступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другоймир человеку просто не нужен и неинтересен. Культура есть универсальныйспособ, каким человек делает мир «своим», отражая реалии окружающейдействительности. Таким образом весь мир превращается в носителя человеческихсмыслов, в мир культуры. Даже звездное небо или глубины океанапринадлежат культуре, поскольку им отдана частица человеческой души, посколькуони несут человеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек незасматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые неотдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, не совершалибы великих открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, и чтобы онапоявилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужно удивление передтайнами бытия (не зря Платон говорил, что познание начинается с удивления). Но интереса и удивления нет там, где нет культурныхсмыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоение мира и собственнойдуши.
Отсюда можно дать такое определение культуры.Культура — это универсальный способ творческой самореализации человека черезполагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни всоотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком каксмысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некотороесообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение иопределяет способ бытия и мироощущения людей.
Человек по-разному может реализовать своетворческое начало, и полнота его творческого самовыражения достигается через созданиеи использование различных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей«специализированной» смысловой и символической системой. Мы краткоохарактеризуем лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, в каждой ихкоторых по-своему выражается суть человеческого бытия.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕКУЛЬТУРЫ, ЕЕ ФУНКЦИИ.
Собственнослово “культура” возникает в древнеримскую эпоху. Этимологически слово“культура” восходит к латинскому colere, означавшему “возделывание, обработка”,в более поздней форме которого — cultus — появляется новое значение“почитание”. В русских словах и словосочетаниях “культивация”,“сельскохозяйственная культура” первое значение сохранилось до сих пор. А смысл“почитание” просматривается в современном слове “культ”. Новое, расширенноепонимание слова “культура” встречается у римского оратора и философа Цицерона,который видел в термине “культура” смысл cultura animi, т.е. “возделывание,воспитание души”. Правда, автор “Тускуланских бесед” имел в виду скореефилософию, которая рассматривалась им не только как обработка или образованиеума, но его почитание, уважение и поклонение ему.
Уже в этомпервоначальном значении термина язык выразил важную особенность – единствокультуры, человека и его деятельности.
В значениисамостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста СамюэляПуфендорфа (1632 — 1694): он употреблял его для обозначения деятельности общественногочеловека. Культура была противопоставлена им естественному состоянию человека.
При этомнеобходимо отметить, что современное понимание культуры в целом отлично отобозначенного выше классического подхода и определяется как неклассическое.Родоначальниками такого взгляда на культуру, с известными оговорками, можноназвать романтиков и представителей “философии жизни” (А. Шопенгауэр, Ф.Ницше). Романтики впервые отошли от понимания всеобщего и абстрактно-разумногохарактера культуры, перенеся акцент на индивидуальные формы проявления исуществования культуры. Рационалистическим идеям Просвещения романтикипротивопоставили субъективную мощь человеческого творчества, которая не можетбыть ограничена никакими внешними условиями и обстоятельствами. Свобода личногосамовыражения и есть душа культуры, придающая ей в каждую эпоху неповторимость,уникальность и индивидуальный образ. Корень культурно-философской позицииШопенгауэра обнаруживается в трактовке образа человека как носителя воли иинтеллекта. По мнению философа, пренебрежение к воле и переоценка ролиинтеллекта и создали культуру, которая в конечном итоге лишила человека егоестественного природного основания.
В современнойнауке не существует целостного и универсального понимания феномена культуры. Поподсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона к 1950году в мире насчитывалось 157 определений понятия “культура”. На сегодняшниймомент их около 400. Все согласны с тем, что “культура” есть понятие достаточнообширное, предполагающее различные трактовки. Следовательно, в зависимости отподхода, реализуемого тем или иным исследователем, изменяется и дефиниция.Посмотрим на некоторые из них.
Этнографический.Одним из первых его представил английский этнограф и исследователь первобытнойкультуры Эдуард Тайлор, определивший культуру, как совокупность знаний,искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку какчлену общества.
Деятельностный.Э. Маркарян видит в культуре (внебиологически выработанный способдеятельности(.
Аксиологический,или ценностный. Культура как система материальных и духовных ценностей,накопленных человечеством за свою историю.
Социологический.Здесь культура предстает как исторически определенный уровень развитияобщества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формахорганизации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях.
Психоаналитический.Культура есть узаконенная система норм, запретов, табу, окружающих человека вобществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животнойприроды.
Идеалистический.Культура как высшее проявление человеческого духа. “Реализация верховныхценностей путем культивирования высших человеческих достоинств” (М. Хайдеггер).
Имагинативный(imaginatio — воображение). Я. Голосовкер в работе “Имагинативный абсолют”полагает, что культура есть высший человеческий инстинкт, удовлетворяющийнеполноценно реализованные потребности человека с помощью иной, имагинативной,воображаемой реальности, иначе говоря, посредством создания иллюзий.
Мы видим, чтос разных точек зрения культура предстает как понятие, определяемое следующимипредикатами: результат, процесс, деятельность, способ, отношение, норма,система, проявление, степень и т.д.
Функциикультуры можно выделить следующие.
· Cultura animi(“возделывание души”, Цицерон). Человекотворчество. Социализация. Дети-мауглине могут стать людьми именно потому, что изначально лишены социального общения.
· Информационная.Передача социального опыта. Историческая преемственность культуры.
· Познавательная.Посредством культуры человек познает мир и себя в нем.
· Нормативная.Осознание того, что человек находится внутри культуры, приводит и к пониманиюсуществования определенных культурных запретов, норм, табу. Культура каксистема нравственных, моральных ограничений и положений.
· Коммуникативная.Общение людей во времени и пространстве, в конкретности и всеобщности.
· Аксиологическая.Именно культура определяет ценность для человека тех или иных феноменов.
· Адаптационная.Приспособление к среде проживания. На заре развития культуры эта функция былаважнейшей. В настоящее время она постепенно перемещается все ниже по степениважности.
· Разграничение иинтеграция человеческих общностей. Культура разделяет различные народы иобъединяет один народ. Культура разъединяет людей различных субкультурныхобщностей и объединяет их в одной такой общности.
ОТРАЖЕНИЕМИРА В КУЛЬТУРЕ.
Насущной потребностьюлюбой культуры, будь то культура личности или культура общественной группы,является создание картины мира и осмысление места человека в нем. Однако разныевиды культурного сознания по-разному формируют картину мира. Для сознанияидеологического (собственно идеология, этика, политика и т.п.) характерноформирование более или менее целостной концепции мира и человека, то естьзаконченной системы мировоззрения, логически и фактически доказательной,вербализованной в четких постулатах и, как правило, непротиворечивой.Аналогичным образом формируется картина мира в научном сознании, поскольку оноимеет отношение к культурологическим проблемам: так, фактом культурногосознания становились, например, античная концепция мироздания, гелиоцентрическаясистема Коперника, теория относительности Эйнштейна и т.п. Религиозноесознание также создает более или менее законченные концепции мироздания, но вних существенную роль играет уже не только рациональное мышление, но и эмоциональноеосмысление мира, в силу чего религиозные концепции используют не столькологическую, сколько психологическую доказательность, и в силу этого в меньшейстепени приведены в систему, обнаруживая иногда прямую нелогичность ипротиворечивость. Нередко (но далеко не всегда) концептуальные картины мира ичеловека возникают в художественном сознании, в области искусства и особеннолитературы (например, в творчестве Рабле, Руссо, Достоевского и др.). Однако всилу образной природы искусства концепции мира и человека в нем еще болееэмоциональны, еще менее приведены в логическую систему, хотя и достаточнопоследовательны.
Принципиально иначеобстоит дело в сфере обыденного сознания, то есть сознания большинства людей.Разница заключается прежде всего в том, что обыденное сознание не создаетцельных и законченных концепций человека и мира. Картина мира и человека здесьпринимает форму не мировоззрения, а мироощущения, миросозерцания. Это значит,что она складывается стихийно, в процессе практического освоения мира человеком,под воздействием непосредственных жизненных впечатлений, которые весьма редкоформулируются в виде правила и закона: в условиях обыденного сознания иобыденной жизни обобщение непосредственного опыта существует, как правило, ввиде пословиц и поговорок, образных по своей природе, но и то далеко не всех.
В картине мира,создаваемой обыденным сознанием, очень важное значение имеетпрактически-поведенческий аспект: во многих случаях человеку обыденногосознания важно не столько принципиальное строение мира, сколько насущные«рекомендации», как надо поступать в данном конкретном случае. (Это неозначает, разумеется, что в среде обыденного сознания не могут появлятьсясвоего рода «философы», приведшие свое мироощущение к некоторой логическойупорядоченности и любящие поговорить о том, как устроен мир.) В то же времякартина мира и человека в обыденном сознании каждой отдельной личностидостаточно устойчива, чему не мешает даже ее противоречивость, которая становитсяформой осмысления, освоения реальной жизненной противоречивости и диалектики.
Еще одна особенностьобыденного сознания состоит в том, что картина мира в нем создается не только врезультате непосредственной жизненной практики, но и под более или менеесильным воздействием концепций мироустройства, возникающих в идеологии,религии, науке, искусстве. Влияние это может быть очень сильным, иногда решающим(католицизм в средневековой Европе), а может почти не сказываться на уровнебытового сознания (идеология «просвещенного дворянства» в России первойполовины XIX в.), но всегда так или иначе оно присутствует. Сила указанноговлияния зависит также и от конкретной личности, активности пропаганды,состояния средств массовой информации и некоторых других факторов. Врезультате обыденное сознание представляет собой неконцептуально-мировоззренческий монолит, но довольно пеструю картину,требующую в каждом отдельном случае конкретного анализа.
Создание таковыхконцепций вытекает из самой сущности культуры, которая, как мы помним,рождается из противопоставления «я — мир». Следовательно, найти организующуюидею миропонимания и найти свое место в нем — чисто человеческая, притомименно культурологическая (а не философская, скажем) потребность.
Представления о мире ичеловеке — это в любом случае представления о мироустройстве, миропорядке,подразумевающие некоторую упорядоченность мира, подчинение его определеннымзаконам и закономерностям. Этот подход не может быть потеснен возникающимивремя от времени теориями, рассматривающими бытие как абсолютный хаос,поскольку сама идея хаоса рождается из первоначальной идеи порядка ипредставляет собой «миропорядок со знаком минус». Почему человеческое мышлениео мире очевидно тяготеет к установлению закономерностей этого мира — поканеясно. Возможно, это лишь отражение в человеческом сознании объективныхзаконов бытия, но не исключено, что потребность создавать упорядоченные моделиреальности есть лишь свойство человеческого сознания, не имеющее к реальномубытию никакого отношения.
Культура, если ее рассматривать в широком плане,включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека,которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданныетворческим трудом человека, называются артефактами, т. е. искусственносозданными. Таким образом, артефакты, будучи материальными или духовнымиценностями, имеют не естественное, природное, происхождение, а задуманы исозданы человеком как творцом, хотя, конечно, он использует для этого вкачестве исходного материалы объекты, энергию или сырье природы и действует всогласии с законами природы.
При более внимательном рассмотрении оказывается,что и сам человек относится к классу артефактов. С одной стороны, он возник врезультате эволюции природы, имеет естественное происхождение, живет идействует как материальное существо, а с другой стороны, он существо духовное исоциальное, живет и действует как созидатель, носитель и потребитель духовныхценностей, которые природа «сама по себе» создать не способна.
Человек, таким образом, дитя не только природы,но и культуры, не столь существо биологическое, сколько социальное, а егоприрода не столько материальная, сколько духовная. Сущность человека включаетв себя качества и свойства как собственно природные, материальные, преждевсего биолого-физиологические, так и духовные, не материальные, продуцированныекультурой и интеллектуальным трудом, художественным, научным или техническимтворчеством.
В силу того, что человек по своей природесущество духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовныеартефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляетпищу, одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги ит. п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественныеценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологические и религиозныеидеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человека распространяется повсем каналам как материальной, так и духовной культуры. Вот почему можнорассматривать человека как исходный системообразующий фактор в развитиикультуры. Человек создает и использует мир вещей и мир идей, который вращаетсявокруг него; и его роль — это роль демиурга, роль творца, а место его вкультуре — это место центра мироздания артефактов, т. е. центра культуры.Человек творит культуру, воспроизводит и использует ее как средство длясобственного развития. Он архитектор, строитель и житель того природного мира,который называется культурой мира, «второй природой», «искусственно созданным»обиталищем человечества. Это тот мир реальностей, который на планете Земля дочеловека не существовал, реальность, которая возникает, живет и развиваетсявместе с человеком и которая будет существовать до тех пор, пока будетсуществовать человечество.
Культура функционирует как живая системаценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек кактворческое, создающее и активно действующее существо. Человек организовываетпотоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их,он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовныепродукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя каксубъекта культуры, как социального существа.
Фигурально говоря, человек—и начало и результат вразвитии культуры, и цель и средство ее функционирования, и замысел ее ивоплощение. Объективная целостность человека задает целостность егодеятельности, которая затем типизирует целостность и системность культуры втрех основных направлениях: в генезисе, в структуре и функционировании.
Материальная культура более непосредственно иболее прямо обусловлена качествами и свойствами природных объектов, тойразновидностью форм вещества, энергии и информации, которые используютсячеловеком в качестве исходных материалов или сырья при создании материальныхпредметов, материальных продуктов и материальных средств существования человека.
Материальная культура включает в себяразнообразные по типам и формам артефакты, где природный объект и его материалтрансформированы так, что объект превращен в вещь, т. е. в предмет, свойства ихарактеристики которого заданы и продуцированы творческими способностямичеловека так, чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребностичеловека как «homo sapiens», а следовательно, имели культурно целесообразное предназначениеи цивилизационную роль.
Материальная культура, в другом смысле слова, —это человеческое «Я», переодетое в вещь; это духовность человека, воплощеннаяв форму вещи; это человеческая душа, осуществленная в вещах; этоматериализовавшийся и опредметившийся дух человечества.
В материальную культуру входят прежде всегоразнообразные средства материального производства. Это энергетические исырьевые ресурсы неорганического или органического происхождения,геологические, гидрологические или атмосферные составляющие технологииматериального производства. Это орудия труда — от простейших орудийных форм досложных машинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продуктыматериального производства. Это различные виды материально-предметной,практической деятельности человека. Это материально-предметные отношениячеловека в сфере технологии производства или в сфере обмена, т. е.производственные отношения. Однако следует подчеркнуть, что материальная культурачеловечества всегда шире существующего материального производства. В неевходят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности, здания исооружения, средства коммуникации и транспорта, парки и оборудованные ландшафтыи т. п.
Кроме того материальная культура хранит в себематериальные ценности прошлом — памятники, археологические объекты,оборудованные памятники природы и т. п. Следовательно, объем материальныхценностей культуры шире объема материального производства, и уже поэтому неттождества между материальной культурой в целом и материальным производством вчастности. Кроме того само по себе материальное производство можнохарактеризовать в терминах культурологии, т. е. говорить о культуре материальногопроизводства, о степени его совершенства, о степени его рациональности ицивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, вкоторых оно осуществляется, о нравственности и справедливости техраспределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смысле говорято культуре технологии производства, о культуре управления и организации его,о культуре условий труда, о культуре обмена и распределения и т. п.
Следовательно, в культурологическом подходематериальное производство изучается прежде всего с точки зрения его гуманитарногоили гуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения,материальное производство изучается с технократической точки зрения, т. е. егоэффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т. п.
Материальная культура в целом, как и материальноепроизводство в частности, оценивается культурологией с точки зрениясоздаваемых ими средств и условий для совершенствования жизнедеятельностичеловека, для развития его «Я», его творческих потенций, сущности человека какразумного существа, с точки зрения роста и расширения возможностей реализацииспособностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что как наразличных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-историческихобщественных способах материального производства, складывались различныеусловия и создавались различные по уровню совершенства средства для воплощениятворческих идей и замыслов человека в стремлении улучшить мир и самого себя.
ОСОБЕННОСТИРЕЛИГИОЗНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мифпредставляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания иосвоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на пониманииединства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания являетсяего образность и метафоричность.
Миф — наиболее древняя система ценностей.Считается, что в целом культура движется от мифа к логосу, т. е. от вымысла иусловности к знанию, к закону. Развитие науки и цивилизации часто обесцениваетмиф, показывает неадекватность регулятивных функций и ценностей мифа, сущностисовременной социокультурной действительности. Однако это не значит, что мифисчерпал себя. Миф в современной культуре создает средства и способы символическогомышления, он способен ценности современной культуры интерпретировать черезидею «героического», что, скажем, недоступно науке. В ценностях мифачувственное и рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другимсредствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолеватьнесовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично.
В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощаетсяи, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости,что, например, почти недоступно в религии. Миф, очеловечивая и персонифицируяявления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этойпочве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а этоодин из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних ипримитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, вязычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характеррецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа, особеннов массовой культуре или массовом поведении. Мифологизация часто используется вXX веке как усилитель ценностей, обычноза счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот илииной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать идаже выпячивать.
Есть два крайних полюса, два ценностных отношенияк миру как к «чужому» и как к «своему». Современный человек уже не боится «чужого»,объективного, внечеловеческого, он научился покорять его. Поэтому ощущениевнутреннего родства с миром сегодня воспринимается как одно лишь из возможныхотношений к бытию. Но для первобытного человека это отношение было единственновозможным. Иное мироощущение повергло бы первобытного человека в состояниенепреходящей тоски и отчаяния перед противостоящими ему бездушными и всемогущимисилами.
Способом выживания первобытного человека сталочувство его породненности с грозными природными стихиями.Он чувствовал ихродственными себе, одушевленными существами, которых можно как-тоумилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. Чувство одушевленностиприроды не есть исключительное достояние мифологической эпохи. И современныйчеловек вкладывает в природу свои смыслы, свои переживания.
Однако современный человек разделяет природные исмысловые (ассоциативные)характеристики вещей, тогда как в мифе они отождествлены безо всякойвозможности различения. Собственно говоря, слово «отождествление» здесь несовсем уместно, ибо в мифе смысловые свойства изначально воспринимаются какприродные, а ассоциативные связи между явлениями — как причинно-следственные.Французский этнограф Леви-Брюль приводит рассказ одного миссионера о том,как он показывал индейцам фигурки животных, изобразив их на стене с помощьютеней от пальцев. На следующий день племя наловило больше рыбы, чем обычно, ивсе принялись упрашивать миссионера вновь показать те же фигурки: «спектакльтеней» был воспринят ими как подлинная причина богатого улова.Леви-Брюль называет подобного рода связи, устанавливаемые мифом, мистическимисвязями, или мистической сопричастностью вещей и явлений. Мистическая сопричастностьесть основное отношение мифологического мира; мистическая сопричастность — этоассоциативно психологическая, смысловая связь, воспринимаемая и переживаемаякак способ реальной взаимной обусловленности вещей и явлений.
Но там, где господствуют мистические связи, нетвещей и животных в нашем понимании. «Для первобытного сознания, — подчеркиваетЛеви-Брюль, — нет чисто физического факта в том смысле, какой мы придаем этомуслову».Миф естьцарство всеобщего оборотничества: вещь не только вещь, но одновременно иодушевленное существо; животное — и животное (добыча) и священный дух; солнце — это и тот огненный шар, которыймы каждый день видим на небе, но одновременно это и грозный бог, дающий иплодородие и засуху. Для первобытного человека эти представления есть нечтоизначальное, а вовсе не результат соединения (ассоциации) двух образов.
Отсюда можно сформулировать определение мифа: мифэто способ человеческого бытия и мироощущения, целиком основанный на смысловомпороднении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслыв качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явленияприроды как одушевленные существа.
Иными словами, миф есть не что иное, как проекциячеловеческой души вовне, в космическое целое. Слово «космос» здесь используетсяне в том значении, какое оно приобрело в наши дни. Космос это древний образмироздания, в котором человек не «царь природы» (это понимание возникаетлишь в христианскую эпоху), а всего лишь еечасть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себемогучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятсяего богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременнои страх и надежду. Ясно, что в роли таких богов оказываются наиболее значимыедля конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическимвоображением.
Главнойотличительной особенностью религиозного сознания является вера всверхъестественное, чудо, непостижимое рациональным путем. Религия оперирует восновном коллективными представлениями, что определяет ее главное свойство — сплочение и связь единоверцев. В первобытной культуре религия проявлялась вформах анимизма, тотемизма, фетишизма и магии. Исторически религия развиваласьот языческих политеистических представлений к идее монотеизма, единобожия исозданию мировых религий (буддизм, христианство, ислам). Религия устанавливаетградации ценностей, придавая им святость и безусловность, или, наоборот,греховность и падшесть, а потому важным становится требование постоянногоморального совершенствования человека.
Непременныматрибутом религии является искусство. Заметим сразу, что искусство — этосовершенно самостоятельная форма культуры, о которой нам подробно придетсяговорить в дальнейшем. Искусство имеет свои особые задачи и функции, не имеющиеничего общего с религией. Религия же лишь использует искусство в своих целях, ииспользует очень продуктивно. Священнослужители давно поняли и оценилиэмоциональное воздействие искусства и с очень древних времен стали использоватьего для усиления религиозного воздействия. Уже в начальных религиозных системах(например, в магии) использовались ранние формы искусства: наскальныеизображения людей животных, зачаток музыки — ритм, элементы живописи враскраске тела и одежды и т.п. В дальнейшем религия и искусство постоянно шлирука об руку, будучи хотя и разными, но довольно тесно связанными явлениямикультуры. Из видов искусства религия использовала в основном музыку,архитектуру, живопись; в меньшей степени — скульптуру и литературу.
Влияние религии наискусство всегда было двойственным. С одной стороны, религия частостимулировала развитие художественной культуры, и иногда в очень значительной,даже определяющей степени. Без влияния религии мы не имели бы музыки Баха,готической архитектуры, икон Рублева и многого другого, что так ласкает сейчаснаш эстетический вкус, причем независимо от того, религиозны мы или нет. Внекоторые периоды истории религия становилась главной сферой проявления искусства,его прибежищем, — так происходило, например, в эпоху Средневековья. Но с другойстороны, религия, с присущими ей свойствами консерватизма и интолерантности,столь же часто служила и тормозом в развитии искусства. Так происходило,например, в эпоху европейского Возрождения, в период «обмирщения» искусства иего решительного отхода от религии. Искусству приходилось бороться срелигиозными догмами, утверждая свои собственные принципы выбора тем и сюжетовв живописи и литературе, в создании жанров светской музыки и во многом другом.Аналогичный пример — русское Средневековье, то есть допетровская эпоха, котораяотличалась замедленным развитием искусства (прежде всего таких его видов, какживопись, литература, музыка) именно в результате церковных ограничений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура исторически сформировалась в конечномсчете как способ духовного освоения действительности, как духовноепроизводство. Культура характеризуется прежде всего способностьюпродуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности различных форм итипов. Главная функция культуры — сохранять и воспроизводить совокупныйдуховный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащатьего. Для выполнения этих задач возникли различные формы и способы духовнойдеятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и всовременной культуре существуют уже как институты культуры.
Культура превратилась в сложное по деятельности,многообразное по формам духовное образование. Сюда входят нравственность,религия, искусство, наука, философия и идеология, политика, миф, мировоззрениеи т. д. Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную тканькультуры. Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, чтоэти формы духовной деятельности все глубже дифференцировались испециализировались. В развитой культуре они превращаются в относительносамостоятельные сферы деятельности и, наконец, обретают статус самостоятельныхинститутов культуры.
Каждый из таких институтов обладает специфическойсистемой методов, особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями.Понятно, что художественные ценности и художественная деятельность существенноотличаются, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающиеспособы духовного освоения мира, способы производства различных духовныхценностей.
Культура осуществляет различные формыпознавательной деятельности. Кроме науки, как профессионализированногопознания, в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственноеи т. д. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуреявляется установление смысла и значения содержания артефактов или явленийприроды, которые стали объектом культуры. Смыслообразующая функциякультурыосуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого видадуховной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов иобразов, понятий и идей. Продуцируя и репродуцируя духовные ценности, культурасоздает определенную систему коммуникаций, которая должна обеспечитьобмен и взаимодействие участников культурного процесса. Культура обеспечиваетвзаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развиваетего целостность. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализациючеловека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности,отличающиеся от поведения животных.
Таким образом, культура выводит человека из мираживотного в мир «homo sapiens», человека разумного, осознающего свое общественно-социальноепредназначение. Кроме этого культура способна выполнять роль общественнойпамяти.Она создает способы и средства сохранения и накопления опытадуховной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становитсявозможным формирование глубинных, подсознательно действующих алгоритмовкультурного поведения человека, т. е. формирование архетипов, которыезакрепляют поведенческие образцы или модели на психофизиологическом уровне. К.Юнг убедительно показал, что архетипы действуют как врожденные психическиеструктурные образования, которые возникли, однако, в результате культурногоразвития человека. Архетипы служат питательной почвой для творческипродуктивной духовной деятельности человека.
Развитие культуры сопровождается возникновением истановлением относительно самостоятельных систем ценностей. Вначале онивключены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокойспециализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось смифологией, религией, искусством, наукой.
В современной культуре можно уже говорить об относительнойих самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Столяров Д.Ю.,Кортунов В.В. Культурология: Учебное пособие для студентов заочного обучениявсех специальностей. — М.: ГАУ им. С. Орджоникидзе, 1998. — 102 с.
2. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 304с.
3. Кармин А. С.Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. —928 с.
4. Ильина И. А.,Буров М. Е. Культурология: конспект лекций. – М.: МИЭМП, 2005. – 104 с.
5. Есин А. Б. Введение в культурологию:Основные понятия культурологии в систематическомизложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательскийцентр «Академия», 1999. — 216 с.
6. Антология культурологической мысли /Авт.-сост. С.П.Мамонтов,А.С.Мамонтов. М., 1996.
7. Введение вкультурологию: Учеб.пособие для вузов /Рук. авт.колл. и отв. ред. Е.В.Попов М.,1995.
8. Гуревич П.С.Культурология: Учебное пособие. М., 1996.
9. Мамонтов С.П.Основы культурологии. М., 1996.
10. Чернокозов А.И.История мировой культуры. Ростов-на-Дону. М., 1997.