Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурная политика

Флиер А.Я.
Направлениеполитики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией иобеспечением культурной жизни государства и общества. В нашей стране всоветский период культурная политика была неотделима от агитации и пропаганды, осуществлявшейсяИдеологическим отделом ЦК КПСС, а Министерство культуры было лишь одним изчастных исполнителей этой политики. Сейчас культурная политика в Россиисводится к сравнительно автономной и малоскоординированной деятельностиразличных ведомств, имеющих отношение к охране культурного наследия, художественнойдеятельности, печати, библиотечному делу и т. п.
Разумеется,под культурной жизнью и культурой вообще в данном случае имеется в виду гораздоболее частный сегмент общественной практики, нежели это трактуется наукой идаже в массовом общественном сознании. Например, в функции культурной политикипрактически не входят задачи общей социокультурной регуляции жизни людей, вопросыих обычаев и нравов, общекультурные проблемы образования и вопросы формированиякультурной компетентности личности (за исключением специализированных учебныхзаведений художественного и культурно-просветительского плана), работа сосферой религии, книгоиздательское дело, СМИ и т. п. Как правило, к компетенциигосударственной управленческой деятельности, определяемой как культурнаяполитика, относят:
—систему поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защитыот незаконного вывоза, а также обеспечения доступа для изучения специалистамиили просвещения масс предметов мирового и отечественного культурного наследия, обладающихнеординарной смысловой, исторической или художественной ценностью(книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведенийразных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных ивещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедныхтерриторий культурно-исторического значения);
—систему государственной и общественной поддержки функционирования и развитияхудожественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации иреализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами,проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организацияпрофессионального художественного образования, участие в программахэстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональнойхудожественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальнойучебной и периодической литературы художественного профиля, экономическаяпомощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальноеобеспечение деятелей искусства, помощь в обновлении фондов и инструментарияхудожественной деятельности и т. п.);
—систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковаяи культурно-просветительская работа как общего, так и специализированногопрофиля, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ имероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам ирайонам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленноготворчества, стимулирование интеллектуального и культурного саморазвитияличности и т. п.; одним из активно развивающихся направлений этойфункциональной подсистемы является социальная педагогика какинституционализированная методика общей социализации личности);
—популяризацию классических и этнографических образцов культуры (культурныхценностей) в средствах массовой информации;
—международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иныхнаправлений деятельности.
Основнымиорганами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленностикультурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающиерешения на основании их обсуждения экспертами, а также художественнойобщественностью или избранными корифеями в области искусства и литературы), аосновными органами, реализующими культурную политику государства, являютсякультурные институты. Последние сравнительно четко делятся на институты, функциональнопривязанные к перечисленным выше основным задачам культурной политики. Например,институтами, занимающимися вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являютсябиблиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурныезаповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественнойдеятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественныеи реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры(драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также —книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебныезаведения художественного профиля и др. (к сожалению, в России далеко не всеперечисленные культурные институты административно относятся к ведениюМинистерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура,кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономнымиструктурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишьклубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристическиеорганизации. Весьма развитая еще недавно система организации детскогокультурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачисоциальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательныхучреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главнымобразом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль вразвитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебныезаведения культуры и искусства.
Независимоот институтов ведомственной принадлежности, принципиальная функция культурнойполитики в обществе (ранее эффективно решавшаяся посредством системы народныхтрадиций) заключается во все той же межпоколенной трансляции социального опыта(в данном случае воплощенного в комплексе объектов культурного наследия).
Представляетсяпринципиально важным, чтобы культурная политика не отрывалась от основныхнаправлений общесоциальной политики государства, работала как одна из ееподсистем. С этой точки зрения основная цель культурной политики —трансформация норм и стандартов социальной адекватности людей в образы иобразцы их социальной престижности, т. е. пропаганда норм социальнойадекватности как наиболее престижных форм социального бытия, как кратчайшего инаиболее надежного пути к социальным благам и высокому общественному статусу.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.countries.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.