Реферат по предмету "Педагогика"


Контроль и обратная связь: аспекты интеграции

Контрольи обратная связь: аспекты интеграции
Кузнецова Е.В.
Научная организация контроля являетсяважнейшим условием эффективного управления процессом обучения иностранномуязыку. Специфика контролирующей деятельности заключается в том, что, взятаяотдельно, она не формирует знания, умения, навыки, а дает необходимую дляорганизации обучения «обратную информацию». Поэтому содержание контролянеразрывно связано с методической концепцией [1].
Практическая цель преподавания иностранногоязыка заклю­чается в обучении общению на иностранном языке. Для этогонеобходимо научить учащихся формировать и формулировать мысли с опорой нанеродной язык в процессе коммуникации. Некоторые методисты решающую роль вовладе­нии языком отводят речевым навыкам, которые создаются путем подражания имеханического заучивания. Мнение о «само­развивающейся» способности мыслить сопорой на иностранный язык ограничивает содержание методической концепции иконтро­ля. Е.И. Пассов отмечает, что обучающийся может сам овладеть некоторымиприемами учения, но «во сто крат полезнее для дела, если этому научит учитель,ибо он может предло­жить наиболее рациональные приемы» [2, 114-115]. Содержаниеобучения и контроля в овладении иностранным языком стало предметом данной статьи.
При практической цели обучения иностраннымязыкам главное содержание учебного процесса составляет овладение учащимисяречевой деятельностью на иностранном языке, в ходе которого решаютсявоспитательные, образова­тельные и развивающие задачи. Одним из условийосуществления этого требования является организация учебно-воспитательногопроцесса на оптималь­ном уровне с учетом различных факторов, влияющих на ход ирезультаты обучения. По иностранному языку оптимальная организация возможна пригибком управле­нии, которое позволяет вносить необходимые коррективы в ходучебной работы, учитывая расхождения между программой обучения, предложеннойучебно-методическим комплектом и преподавателем, и реальной учебной ситуацией,сложившейся в классе, а также сбои и пробелы, проявляющиеся в языковойподготовке учащихся.
Для осуществления эффективного управленияучебным про­цессом необходимо обеспечить обратную связь на постояннойоперационной основе,  которая  выступает в  форме  конт­роля.
В методической литературе выделяютсяразличные функции контроля в обучении иностранному языку [3]. Следуя общепеда­гогическомуподходу, некоторые методисты (Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Фоломкина С.К.,Шатилов С.Ф.) называют такие функции, как контрольно-корректирующую,контрольно-предупре­дительную, контрольно-стимулирующую, контрольно-обобщаю­щую;другие (Миролюбов А.А.) – классифицируют контрольные функции как обучающую,диагностическую, корректировочную, управленческую, оценочную.
Вопрос о функциях контроля в обучениииностранному языку следует рассматривать с учетом структуры самого учебногопроцесса. Обучение общению на иностранном языке осуществляется внепосредственном взаимодействии обучающей деятельности обучающего(преподавание) и учебной деятельности обучающихся (учение), которые составляютединую и целостную систему. В этой системе обратная связь функционирует вразличных направлениях: на преподавателя и на учащихся. Помимо направленности,она различается также набором функ­ций, их характером и содержанием [3].
Обратная связь, направленная напреподавателя, носит управ­ленческий характер и выполняет 1) диагностическую,2) оценочную и 3) корректировочную функции. Обратная связь, направленная научащихся, носит учебный характер и выполняет 1) корректировочную, 2) оценочнуюи 3) мотивационно-стимулирующую функции.
Получаемая информация одновременноявляется базой для оценки преподавателем учебной деятельности обучающегося иего са­мооценки своей речевой деятельности, которые несут мощный эмоциональныймотивационный заряд и оказывают стиму­лирующее воздействие. При некоторыхобстоятельствах она может оказать и отрицательное воздействие на обучающихся,приводя к затуханию мотивов ипотере стимулов к активности в работе, что также подтверждает важностьмотивационно-стимулирующей функции обратной связи в учебном процессе.
По мнения Старкова А.П., информацию пообратной связи учащиеся могут получить тремя путями [3]:
1) из указаний преподавателя, который в той или иной форме сообщает учащемуся обуспешности выполнения постав­ленных учебных задач, корректирует егоучебно-речевые действия, дает оценку этим действиям,  поощряя  и  стимулируя речевую деятельность учащегося;
2) путемвнешнего самоконтроля (взаимоконтроля) с по­мощью ключей   или  приемовпрограммированного обучения, осуществляя коррекцию и    самооценку  речевых действий;
3) путемвнутреннего самоконтроля, осуществляемого само­стоятельно  в  процессевыполнения речевых действий  на   базе сформированных  внутренних   психическихмоделей этих дейст­вий, сопоставлением этих моделей с   порожденными  высказываниями.
В процессе реального речевого общенияфункционирует обратная связь в форме внутреннего самоконтроля, котораясоставляет существенный и неотъемлемый компонент механизма восприятия ипорождения высказываний. Обеспечение функцио­нирования внутренней обратнойсвязи входит в задачи обуче­ния практическому владению иностранным языком. И входе обучения речевой деятельности контроль, осуществляемый преподавателем, ивнешний самоконтроль (взаимоконтроль) в той или иной форме не толькоспособствуют овладению учащимися речевой деятельностью, но и формируют ихвнутренний са­моконтроль.
Функциональный подход к контролю как кформе обратной связи в процессе управления обучающей деятельностьюпреподавателя и учебной деятельностью учащихся в их взаимосвязи ставит передметодистами и преподавателями ряд важных проблем, еще не нашедших своегорешения. К числу таких проблем относится в первую очередь вычленение объектовконтроля при практической цели обучения иностранным языкам. Выдвижение вкачестве объектов контроля видов речевой деятельности тре­бует вместе с темучета степени усвоения учениками граммати­ческих форм, лексики и произношения винтегрированном виде, как они функционируют в реальном общении.
Особую остроту приобретает поискфункциональных форм и приемов контроля, адекватных объекту контроля, а такжехарак­теру и уровню овладения данной речевой деятельностью. Попыткииспользовать письменные контрольные работы в качестве универсальной формыконтроля, например для установления сте­пени обученности учащихся устно-речевойдеятельности, пред­ставляют собой нарушение принципа функциональности и необеспечивают объективного отражения уровня владения учащи­мися именно этимвидом речевой деятельности.
Основная программа применительно кобучению общению на иностранном языке – это программа, в которой должна бытьзаложена идея профилак­тикиошибочной деятельности. Ошибка учащегося –это, глав­ным образом, сигнал не того, что он не овладел каким-либокоммуникативными навыками и умениями в обучении иностранному языку, а того, чтопрограмма составлена недостаточно правильно, не учтен один из факторовобучения. Поскольку предвидеть все факторы невозможно, вступает в силупрограмма корректи­рования. Но для этого должен быть специально подготовленпреподаватель, владеющий определенными инструментами, определен­ным комплексомсредств управления учением: открытый контроль, скрытый контроль, коррекция,наблюдение, учет, оценка и отметка. Инструменты, которыми должен владетьученик, это: само­контроль, взаимоконтроль, самооценка, взаимооценка.
На схеме предложенной Е.И. Пассовым видно, что сначаладолжен быть открытый контроль, затем на его основе –скрытый. На основе открытого контроля  появляется умение самоконтроля и уже наего основе – взаимоконтроль. Самооценка и взаимооценка вырастают на почвесамоконтро­ля. Таким образом, контроль выступает как один из инструментов,который входит в общую систему управления учением. Все десять инструментовнаправлены на объекты управления, которые важно выявить и номенклатурноперечислить [2].
/>
Важным требованием к контролю в любойформе является объективность полученных результатов, которая позволяет датьточную оценку и определить рекомендации по коррекции учебной речевойдеятельности обучающихся и методической деятельности преподавателя. Чтобы можнобыло проанализировать ход учебного процесса, оценить результаты контроля,определить при необходимости рекомендации по коррекции и их адрес, необходимоустановить дифференцированные параметры оценки по видам речевой деятельности иаспектам языка и обеспечить их качественную и количественную интерпретацию, чтопредставляет особую сложность при комплексном обучении речевой деятель­ности.
Изложенные соображения объясняют тотповышенный интерес к тестовым формам контроля, который проявился в последнеевремя среди методистов и преподавателей иностранных языков. Однако тестоваяметодика контроля требует специальных исследований, практической разработки иопытной проверки, с тем чтобы эта форма контроля могла удовлетворять условиямобучения иностранному языку и эффективно обеспечивать функционирование обратнойсвязи при обучении иностранному языку.
 
Список литературы
1. Мильруд, Р.П.Особенности контроля в овладении иноязычным речемышлением // Контроль вобучении иностранным языкам в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы /Ред.-сост. В.А. Слободчиков. – М.: Просвещение, 1986. – С.5-12.
2. Пассов Е.И.Теоретичексите основы обучения иноязычному высказыванию. – Воронеж, 1983.
3. Старков, А.П.Функциональная направленность контроля // Контроль в обучении иностраннымязыкам в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ред.-сост. В.А.Слободчиков. – М.: Просвещение, 1986. – С.28-33.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат KYIV
Реферат Возмещение вреда 2 Оформление необходимых
Реферат Социология Макса Вебера 4
Реферат История развития психологии как науки
Реферат Цикорий обыкновенный
Реферат Абхъюдая
Реферат Росія Господарство
Реферат Демонстрационный вариант теста по химии Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ)
Реферат Ресурсы Республике Казахстан
Реферат Cистема роботи шкільного психолога з профілактики та подолання проблем статево-рольової поведінки старшокласників
Реферат Розвиток легкої промисловості в Україні
Реферат Оценка конкурентоспособности организаций ЖКХ Омской области
Реферат Проблемы переводов поэтических текстов
Реферат Анализ эффективности использования основоного капитала на Молодечненском заводе металлоконструкций
Реферат Адекватность моделирования при переводе с английского на русский язык: лексико- семантический аспект