ИСКУССТВОДРЕВНЕГО РИМА, ВИЗАНТИИ, ИТАЛИИ
Курсовая работа
Содержание
Введение
1. Искусство Древнего Рима.
2. Искусство Византии.
3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.
4. Итальянское искусство периода XVII-XVIIIвв.
5. Итальянское искусство периода новой и новейшейистории.
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Первые зачатки искусства на территории современной Италии восходят кконцу палеолита. За тысячелетия до нашей эры люди, жившие охотой и сбором дикихплодов, были уже знакомы с выразительной силой наскального рисунка. Но все же,говорить об искусстве как о социальном феномене в его широком смысле исовременном понимании, можно лишь применительно к обществу, организованному вгосударственную форму. Таким государством на средиземноморье был Древний Рим.
Будучи законодателем традиций во многих областях жизни (начиная сдревнеримского права первой в истории республики), Рим стал центром иисточником традиций в архитектуре, живописи, скульптуре.
Дальнейшая эволюция государственности и общественных отношений обусловилисоответствующее развитие отраслей искусства: вначале византийского, затем –итальянского. Целая эпоха, названная эпохой Возрождения, связана сдостижениями средневековых мастеров, творивших на территории нынешней Италии.
Современная Италия – часть экономически развитойЕвропы. И ее культура – часть европейской культуры. Сегодня лидерствоитальянского искусства в основном утрачено. Но его традиции сохраняются втворчестве многих архитекторов, скульпторов и живописцев не только Запада, но иВостока. Российская культура (начиная с православной культуры) ведет свою«родословную» от культуры Византии. Отсюда важность исследования истоков ихарактера эволюции итальянского искусства для россиян.
Целью данного реферата является проведение ретроспективного (исторического)анализа процесса развития итальянского искусства от момента его зарождения донаших дней.
1. Искусство Древнего Рима.
Хронологические рамки искусства Древнего Рима охватывают почтитысячелетие – от его зарождения в конце 6 в. до н.э. до конца 5 в. н.э. Начало древнеримскогоискусства относится к периоду республики (конец 5 – конец 1 в. до н.э.). Онодостигло расцвета в период образования мировой рабовладельческой державы (конец1 в. до н.э. – 5 в. н.э.), разнородной по этническому и социальному составу,сложной по хозяйственной и общественной организации[1].
Искусство времен Римской империи представляет собой последнюю ступеньгреческого искусства, на которой его упадок и искаженность открыли, однако,путь к новому художественному творчеству[2].
Исторические особенности развития определили важнейшее отличие искусстваримского от греческого. В римском искусстве периода расцвета ведущую рольиграет архитектура, в которой основное место принадлежитсооружениям общественным, воплощающим идеи могущества государства ирассчитанным на огромные количества людей.
Древние здания Рима и теперь даже в развалинах покоряют уверенной мощью.Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Во всем древнем миреримская архитектура не имеет себе равной по высоте инженерного искусства,многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабустроительства.
Потребности римского общества породили много новых типов сооружений:амфитеатры, термы, триумфальные арки, колонны, акведуки. Дворцы, особняки,виллы, театры, храмы, мосты, надгробные памятники получили на римской почвеновое архитектурное решение. Среди сохранившихся памятников монументальногозодчества периода республики наиболее известны три круглых храма богини Весты,построенные во 2-1 вв. до н.э.[3]
Архитектурное искусство Древнего Рима достигает вершины в первые два веканашей эры. Порождением всего склада императорского государства были триумфальныесооружения, прославляющие военные победы Римского государства. Самоегигантское зрелищное сооружение — амфитеатр Флавиев-Колизей (75—82 гг. н. э.).
В 4 в. после признания в 313 г. христианства господствующей религиейначинается строительство христианских храмов, формы которых в основномзаимствовались из античных базилик.
Главное место в скульптуре занимает портрет, имеющийглубоко познавательный смысл. В нем проявляется интерес к проблеме личности иее судьбе, представление о конкретно-историческом характере человека.
В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников, стользначительных, как греки. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторонжизни, разработали бытовой и исторический рельеф с характерным для него конкретно-повествовательнымначалом. Рельеф являлся неотъемлемой частью архитектурного декора.
Древнейшее произведение скульптуры первых десятилетий республики —бронзовая Капитолийская волчица — символ Рима (6 в. до н. э., Рим, ПалаццоКонсерватори), отличающаяся остротой реализма и экспрессивностью. Однако,лучшее из художественного наследия римской скульптуры — портрет. В портретномжанре наиболее ярко проявлялся самобытный реализм, острая наблюдательность,историческое чутье римлян, их умение обобщить наблюдения в ясной и сжатойформе. Гражданственные идеалы республиканской поры воплощены в монументальномпортрете в рост сурового «Римлянина, совершающего возлияние» (1 в. до н. э.,Рим, Ватикан), исполненного чувства долга.
В римском искусстве портрет получает широкое распространение и в живописи.Но эволюцию римского живописного портрета нельзя проследить подобноскульптурному. Живописных портретов сохранилось немного. Среди них — «Портретмолодой женщины», «Портрет молодого человека с бородкой в золотом венке»,«Портрет пожилого римлянина».
Но главным родом живописи во времена римских императоров была живописьстенная[4].
Таким образом, искусство времени республики известнонам по немногим памятникам архитектуры, значительному числу скульптурныхпроизведений, портретов, фрагментов стенной живописи Помпей и Геркуланума[5].Искусство Римской империи завершает большой период античной культуры. Рим«раскололся» на Западную и Восточную части. Разрушенный, разграбленныйварварами, в 4—7 вв. Рим обезлюдел, его руины заросли травой, но традицияримского искусства продолжала жить в средние века. Слава Древнего Рима,воплощенная в художественных образах, вдохновляла мастеров Возрождения. К героическомуи суровому искусству Рима обращались крупнейшие мастера 17—19 вв.
2. Искусство Византии.
Эпоха средневековья для историка культуры и искусства охватывает периодот падения Римской империи до начала эпохи Возрождения[6].Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия —государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Римской империи ипросуществовавшее до 1453 г.
В центре внимания византийского художника, как и в античности, стоялчеловек, воплощенный в образе христианского бога и святых; в его изображениисохранялись правильные пропорции фигуры, тонкая пластика форм, точный рисунок.Но византийский художник подвергал их коренной переработке в соответствии сновыми представлениями о мире и человеке.
Главной задачей византийского искусства было воплощение божественногоначала[7].А его содержание отражало религиозно-философские воззрения слагающегосясредневекового общества. Первый подъем византийского искусства приходится на 6век. Оно достигает блестящего расцвета при Юстиниане I (527—565), когда закладываютсяосновы византийской государственности.
В различных областях империи развивалось крупное монументальноестроительство. Ведущую роль приобрела архитектура монастырскихансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием строительных типов. Трехнефнаябазилика Сант Аполлинаре Нуово в Равенне (начало 6 в.) дает представление отипе продольного ранневизантийского храма, в котором нет еще резкогоразмежевания мирян и клира. Наиболее совершенный тип центрического храма —церковь Сан Витале в Равенне (526—547 г.). Восьмигранная в основании, онапокрыта куполом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, иокружена обходной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по колоритусюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви.
Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5—6 вв. новый типхрама — купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалубогослужения. Культ объединил все виды искусств — архитектуру, живопись(мозаики, росписи, иконы), прикладное искусство (драгоценную утварь, богатоеоблачение. священников, зрелищность церковного церемониала, многоголосые хоры)— в единый грандиозный художественный ансамбль.
Гениальное воплощение новый стиль сооружения получил в храме св. Софии вКонстантинополе (532—537). В его замысле торжествует идея зависимости церкви отимператорской власти и вместе с тем могущества христианства.
С усилением роли церковного интерьера формируются новые принципы синтезаискусств. Развивая традиции позднеантичной живописи, византийцывпервые объединили духовное содержание с декоративным началом. Быларазработана иконография Священного писания — сюжеты, композиции, типы фигур,лиц, атрибуты святых, которые легко воспринимались и запоминались зрителем.Постепенно иконографические типы и композиции превратились в утвержденныецерковью каноны.
Излюбленной техникой стенной живописи Византии стала мозаика.Византийцы впервые воспроизводят форму цветом. Они владеют всем богатствомкрасочного спектра, оттенками различной светосилы и густоты. Редкий образецвизантийской светской живописи — две большие мозаики на боковых стенах церквиСан Витале в Равенне (547 г.). Традиция античности проступает в образах четырехангелов из церкви Успения в Никее.
В византийской церковной архитектуре с 9 в. утверждается новый тип крестово-купольногохрама, воплощенного впервые в базилике Василия Македонянина в Константинополе[8].Типичными памятниками крестово-купольного храма являются церкви Католикон вмонастыре Хосиос Лукас в Фокиде и св. Феодора в Афинах. Рациональность конструктивнойсистемы, способствовала распространению этого типа храма за пределамиВизантии.
В 9 в. складывается законченная каноническая система церковнойросписи. В живопись проникает идея иерархии. Пантократор уподобляетсясамодержцу, святые — придворным и т. д.
Во второй половине 11—12 вв. утверждается торжественный византийскийстиль. Самым классическим произведением византийской живописи этого периодаявляются мозаики монастыря Дафни (близ Афин).
Шедевр византийской живописи первой половины 12 в.— икона столичнойшколы Владимирская богоматерь, иконографического типа «Умиление» (младенецприжимается щекой к щеке матери).
Последний расцвет византийское искусство переживает в 13—14 вв. Наиболееярко новые тенденции проявились в живописи, в мозаиках и фресках Кахрие-Джамив Константинополе. Повествовательный стиль циклов, посвященных жизни Христа ибогоматери, продолжает традицию столичной школы живописи, но богословскаядогматика уступает место драматическому переживанию евангельской легенды.
Тысячелетнее существование Византии сыграло большуюроль в истории мировой культуры. Здесь были созданы типы монументальных церковныхзданий с декоративными циклами, распространившимися в средневековом искусствеЕвропы, южных славян, Древней Руси, Закавказья. Историческая миссия Византиизаключалась и в том, что она своеобразно развила и передала последующим векамантичную традицию, обогатив ее новыми открытиями. К византийскому искусствуобращались итальянские, русские, болгарские, сербские, грузинские, армянскиезодчие и живописцы.
3. Итальянское искусство эпохи Возрождения.
В историю художественной культуры Возрождения Италия внесла вкладисключительной важности[9].
Подъем новой культуры в Италии относится к 12 — 13 вв. Это, такназываемый, период раннего Возрождения.
Масштабы величайшего расцвета итальянскогоренессанса особенно поразительны по контрасту с небольшими территориальнымиразмерами тех городов-государств, где зародилась и пережила свой высокий подъемкультура этого времени[10].
Во Флоренции написал свою «Божественную комедию»Данте, здесь сформировалось могучее дapoвание родоначальника реалистическогоискусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266—1337). Архитектор, скульптор,поэт, самый значительный вклад он сделал в развитие живописи.
Родоначальником ренессансной архитектуры бил ФилиппеБрунеллески (1377—1446), уроженец Флоренции. Впервые в западноевропейском зодчествеБрунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, «вздымающегося кнебесам» и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканскиенароды». В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощениеторжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.
Следующим этапом в развитии ренессансной архитектуры было творчествоЛеона Баттиста Альберти (1404—1472), энциклопедиста-теоретика, автора ряданаучных трактатов об искусстве («Десять книг о зодчестве»).
Развитие типа раннеренессансного дворца в 15 в. завершает палаццо Строцциво Флоренции (начат в 1489 г.), Бенедетто да Майано (1442—1497).
Находившаяся в эпоху средневековья в состоянии полной зависимости отархитектуры скульптура эпохи Возрождения вновь обретает самостоятельноезначение. Как равноправный компонент она входит в архитектурные ансамбли наоснове содружества, но не подчинения архитектуре. Освобождаясь от сковывающегоее религиозно-мистического содержания, она обращается к жизни, к реальнымобразам действительности, человеку. Наряду с сохраняющими свое значениеобразами христианской мифологии и античности объектом изображения скульпторовоказываются теперь и живые люди, герои современности. Развитие получает жанрпортрета. Создаются конные статуи, украшающие площади городов.
В ювелирной мастерской изучил основы ремесла один из выдающихсяскульпторов 15 в. — Лоренцо Гиберти (1381—1455). Блестящий мастер и тонкийрисовальщик, Гиберти занял первое место на конкурсе 1401 г. на дверибаптистерия, которые стали одной из достопримечательностей Флоренции. «Вратарая»— назвал их Микеланджело.
Настоящим реформатором итальянской скульптуры был Донателло (1386—1466).Его рукам принадлежит мраморная статуя Георгия. Закованный в доспехи,стройный, с одухотворенным лицом, настороженным взглядом, он воплощает идеалгероической личности, созвучной эпохе, исполнен самосознания, спокоен ибесстрашен. Торжество идеалов ренессансной скульптуры и утверждение статуарногоначала знаменует первая обнаженная статуя в итальянской пластике Возрождения,—Давид (1430).
Ту же эволюцию, что и скульптура, проходит живопись раннего Возрождения.Художники 15 в. вступают на путь реализма. Невиданный расцвет переживаетмонументальная фресковая живопись.
Реформатором в живописи стал флорентинец Мазаччо (1401—1428). Снаибольшей наглядностью его искания проявились в фресках капеллы Бранкаччи прицеркви Санта Мария дель Кармине во Флоренции «Чудо со статиром» и «Изгнание израя».
Значительный интерес к проблемам колорита отличал творчество ДоменикоВенециано (1410—1461), уроженца Венеции. Его религиозные композиции(«Поклонение волхвов»), несут отпечаток готической традиции.
Необычайной тонкости исполнения, очень сдержанныхпо колориту, светских по характеру произведений добивается Фра Филиппе Липпи(1406—1469), сменивший монашескую рясу на беспокойную профессию бродячегохудожника. В нежных лиричных образах —«Мадонна с младенцем», «Мадонна подвуалью» он запечатлел трогательно-женственный облик своей возлюбленной,любующейся пухлым младенцем.
Предпосылки для следующего этапа развития искусства Возрожденияраньше всего складываются во Флоренции. Здесь созревает своеобразная поутонченности культура. Возрастающий интерес к деталям обстановки придаетживописным композициям черты жанровости. Суровая героика сменяется интимнымповествованием. Фигуры людей приобретают большую стройность пропорции,становятся хрупкими и гибкими.
В живописи этого времени выделяется творчество Доменико Гирландайо(1449—1494). Традиционность его искусства выявляется в росписи церквиОньиссанти «Тайная вечеря». Главное произведение Гирландайо — фрески церквиСанта Мария Новелла на сюжеты из жизни
Черты утонченности и аристократической изысканности находят наиболееяркое воплощение в творчестве Сандро Боттичелли (1445—1510), одного из самыхэмоциональных мастеров Возрождения. Его наиболее прославленные зрелые картины —«Весна», «Рождение Венеры».
Одним из характерных выразителей флорентийской культуры последней трети15 в. был скульптор и живописец Андреа Верроккьо (1435—1488). Его бронзоваястатуя «Давид» олицетворяет изящество и утонченную грацию хрупкого юноши,облаченного в нарядные воинские доспехи.
Главным представителем ренессансной живописи Северной Италии был АндреаМантенья. Он был не только живописцем и рисовальщиком, но ученым, теоретиком,археологом, одним из лучших знатоков античности.
В росписях Мантенья дал новые иллюзорные приемыпостроения пространства, неожиданные ракурсы и аспекты изображения.Монументальные фрески Мантеньи украшают капеллу Оветари при церкви Эремитани вПадуе (1449—1455) в «Шествии св. Иакова па казнь».
Талантливым художником был Джованни Беллини (1430—1516). Его алтарныйобраз «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией,колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностьюхарактеров героев, погруженных в задумчивость.
Искусство Высокого Возрождения приходится на первые три десятилетия16 в. Это был век глубокого драматизма и контрастов не только в областирелигии, политики, философии и науки, но и в сфере искусства. На основепересмотра всех ценностей в это время возникают идеи, на которых воздвигаетсяздание культуры современной Европы[11].
Именно в это время раскрываются силы народа, вступающего в борьбу зареспубликанскую форму правления, растет его национальное самосознание. Об этомсвидетельствуют архитектурные постройки старого Ватикана и виллы Бельведер,сведенные в единый монументальный комплекс по проекту Браманте.
Главное создание Браманте — проект собора св. Петра в Риме (1506),воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричнойкомпозицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем былперестроен другими строителями, его идеи нашли распространение в сооруженияхмногих итальянских зодчих.
К середине 16 в. Высокое Возрождение сменяется в ряде областей этапомпозднего Возрождения. К этому времени относится создание такихтеоретических трудов, как «Правила пяти архитектурных ордеров» Джакомо Виньолын «Четыре книги по архитектуре» Андреа Палладио. В это время рождаются чертыакадемизма и канонизации основ римской античной архитектуры, проявляютсятенденции к декоративности и живописности, к пространственности решений,предвосхищающих архитектуру барокко.
Новые черты находят выражение в творчестве Андреа Палладио (1508—1580),теоретика, исследователя и крупнейшего практика-строителя второй поливины 16в. Наиболее значителен вклад Палладио в развитие архитектуры, дворцов и вилл.
Однако подлинным основоположником стиля Высокого Возрождения был Леонардода Винчи (1452—1519), гений, чье творчество знаменовало грандиозныйкачественный сдвиг в искусстве. Леонардо воплощал собой новый тип художника —ученого, мыслителя, поражающего широтой своих взглядов, многогранностьюталанта.
К числу ранних произведений Леонардо относится и хранящаяся в Эрмитаже«Мадонна с цветком». Произведения зрелого стиля — «Мадонна в гроте» и «Тайнаявечеря» и многие другие шедевры.
Представление о самых светлых и возвышенных идеалах гуманизма Возрожденияс наибольшей полнотой воплотил в своем творчестве Рафаэль Санти (1483—1520).Мастер синтезировал достижения предшественников и создал свой идеалпрекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектурыили пейзажа.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают его ранние произведения— «Мадонну Конестабиле», «Обручение Марии». Простор в построении пейзажа,гармония форм архитектуры, уравновешенность и цельность всех частей композициисвидетельствуют о сложении Рафаэля как мастера Высокого Возрождения. Темаматеринской любви получает более зрелое выражение в таких произведениях, как«Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница».
Им написан и ряд портретов: папы Юлия II, папы Льва Х с кардиналамиЛюдовико де-Росси и Джулио де-Медичи и др. Величайшее творение Рафаэля —«Сикстинская мадонна», предназначавшаяся для церкви св. Сикста в Пьяченце.
Кульминацией Высокого Возрождения и в то же время отражением глубокихпротиворечий культуры эпохи явилось творчество третьего из титанов итальянскогоискусства — Микеланджело Буонарроти (1475—1564).
Страстная патетика устремленного на подвиг человека захватывает в статуеДавида, исполненной в 1501—1504 гг. Микеланджело представил его перед боем.Все мускулы Давида кажутся пронизанными движением. Микеланджело вернул наготетот этический смысл, каким она обладала в античной пластике.
Получив заказ от папы Юлия II на сооружение его гробницы, Микеланджелосоздает проект величественного мавзолея, украшенного многочисленными статуямии рельефами, осуществляет роспись потолка Сикстинской капеллы, которая сталаодним из величайших творений итальянского искусства.
В последние годы жизни Микеланджело создает огромнуюфреску «Страшный суд» (1531—1541). Она трактована как грандиозная космическаякатастрофа. Обнаженные фигуры ангелов, святых, грешников увлекает неумолимыйпоток стихийного движения, которому они не могут противостоять. В центрекомпозиции — Христос, наделенный титанической мощью. С гневом вершит он суд надчеловечеством.
Сегодня лишь немногие страны, кроме Италии, могутгордиться тем, что обладают достоверными скульптурными произведениями великогоМикеланджело Буонароти – Франция, Англия, Бельгия. Тем важнее единственнаяработа ваятеля в музеях России – так называемый «Скорчившийся мальчик»,хранящаяся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге[12].
Прославленные мастера эпохи Возрождения внесли неоценимый вклад вразвитие мирового искусства. О всеобщем преклонении перед их талантом можетсвидетельствовать тот факт, что величайшие гении эпохи – Леонардо да Винчи,Рафаэль, Микеланджело – получили у современников наименование divino – божественных[13].
4. Итальянское искусство периода XVII-XVIIIвв.
В XVII в. нации, воспринявшие из Италииосновы гуманизма, приобретают духовную независимость и создают своюнациональную культуру, уровень которой настолько высок, что уже приходитсяговорить о новой европейской культуре в широком объеме. И все же искусствоИталии еще весомо по своему значению, о чем свидетельствует деятельность рядапрогрессивных художников страны[14].
В данный исторический период наблюдается тяготение мастеров барокко кграндиозным размерам, сложным формам, монументальной приподнятости, пафосу —поиски средств, усиливающих действенность создаваемых образов.
Наиболее полное выражение барокко нашло в архитектуре,которая не только решала задачи католической пропаганды; ее прогрессивныетенденции выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных намассы народа. Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим.Истоки барокко были заложены в позднем творчестве Виньолы, Палладио и особенноМикеланджело.
Свое Крайнее выражение иррациональность, экспрессивность и живописностьбарокко находят в творчестве Франческо Борромини (1599—1667). Не считаясь слогикой конструкций и возможностями материалов, он заменяет прямые линии иплоскости изогнутыми, скругленными, извивающимися. Его произведения – церковьСан Карло у четырех фонтанов в Риме.
Подобно мастерам Возрождения, основоположник стиля зрелого бароккоЛоренцо Бернини (1598—1680) был разносторонне одаренным человеком. Архитектор,скульптор, живописец, гениальный декоратор, он исполнял в основном заказыримских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства. Одноиз самых характерных его сооружений — церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме(1653— 1658). Крупнейшая архитектурная работа Бернини — окончание многолетнегостроительства собора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним.
Наблюдаются новые тенденции в живописи и скульптуре. Так,наряду с барочной архитектурной пластикой Бернини создает ряд статуй ипортретов. Характер его новаторских исканий проявляется в статуе «Давид»(1623). Бернини изображает Давида в неистовом порыве ярости, в момент схватки,полного драматического пафоса.
Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурныхбюстах. Созданный Бернини пышный репрезентативный портрет Людовика XIV —французского «короля-солнце» послужил образцом для подражания барочнымскульпторам.
Художником огромной творческой смелости был Микеланджело Меризи даКараваджо (1573—1610). К числу его ранних картин относится «Девушка с лютней»(1595).
Как жанровая сцена решена композиция «Призвание Матфея» (1597— 1601).Крепкими, полнокровными людьми предстают в произведениях Караваджо святые ивеликомученики: простодушный грубоватый Матфей, суровые, вдохновенные Петр иПавел. От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо. В«Положении во гроб» (1604) на глубоком темном фоне ярким светом выделяетсятесно сплоченная группа близких Христу людей, опускающих его тело в могилу. Онигрубоваты и сдержанны в своих чувствах, но движение каждого отмечено особойсобранностью. И только воздетые в патетическом порыве отчаяния руки МарииМагдалины оттеняют суровую скорбь остальных персонажей, составляя контраст сдавящей тяжестью безжизненного тела Христа.
Огромной эмоциональности добивается художник в композиции «УспениеМарии» (1605—1606), захватывающей искренностью переживаний, которые выражены впозах, жестах, лицах скорбных учеников Христа, окруживших ложе усопшей.
Воздействие Караваджо на развитие реализма в европейском искусстве былогромадным. В самой Италии нашлось много его последователей, получивших названиекараваджистов. Но еще значительнее было его влияние за рубежами Италии. Ниодин крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом,явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства.
На рубеже 16—17 вв. в связи с общими культурными изменениями и какреакция на маньеризм складывается академическое направление в живописи. Егопринципы были заложены в одной из первых художественных школ Италии, в такназываемой Болонской академии. Основателями ее были братья Карраччи. Наиболееталантливым из братьев был Аннибале (1560—1609), автор большого числа алтарныхобразов и картин на мифологические сюжеты. Совместно с братьями он расписалпалаццо Фарнезе в Риме (1597—1604).
Таким образом, общий характер культуры и искусства Италии в 17 веке былобусловлен всеми особенностями ее исторического развития. Именно в Италиизарождается и получает наибольшее развитие искусство барокко,образно-стилистические принципы которого приобретают в дальнейшем широкоезначение для эволюции всей европейской художественной культуры[15].
В 18 в. завершается классический период развития итальянского искусства.Профессиональный уровень мастерства художников был все еще очень высоким, ихприглашали правители различных европейских стран. Однако творческие исканиядаже самых видных мастеров были, по существу, ограниченными, и большинство изних не выходило за рамки барочного искусства.
По сути, в 18 веке Италия теряет ведущую роль в сфере культуры. ЛишьПапская область с Римом и Венецианская республика сохранили значительную роль вхудожественной жизни Европы 18 в. Особое место в итальянском искусстве 18 в.заняла венецианская школа живописи, выдвинувшая ряд крупнейших художников,которые продолжили традиции высокого мастерства декораторов барокко и отчастиВозрождения.
Блестящим декоратором, живописцем и графиком был Джованни БаттистаТьеполо (1696—1770), который работал не только в Италии, но и в Германии,Испании; его произведения украшали также дворцы русских вельмож.
В венецианском палаццо Лабиа находятся его фрески«Пир Антония и Клеопатры» и «Встреча Антония и Клеопатры», превращающие зал вподобие красочного театрального зрелища. Величественность и спокойнаяуверенность образов прекрасных людей, героев полотен Тьеполо, сближают их спроизведениями его блестящего предшественника — Веронезе. Тьеполо не толькосумел блестяще развить принципы декоративной живописи Возрождения, но и дал имновое.претворение. Подобно мастерам Возрождения, оп черпал вдохновение в образахживой действительности.
В обращении к реальному миру, к неповторимо прекрасной природе Венеции иее нарядной архитектуре заложена основа успеха художников-пейзажистов, средикоторых выделяется высоким мастерством исполнения и тонким колоризмомФранческе Гварди (1712—1793).
В искусстве этого времени первенство принадлежит литературе итеатру, расцвет которых начинается в середине столетия[16]. Он связан, в 1-ю очередь, с деятельностью Карло Гольдони – реформатораитальянского театра, автора блистательных реалистических комедий, Карло Гоцци,возродившего народную комедию масок и Витторио Альфиери – поэта и драматурга,трагедии которого были проникнуты идеями патриотизма и гражданственности.
Итальянская опера достигает высокого уровня в творчествевыдающихся композиторов Джованни Батиста Перголези и Доменико Чимарозы[17].
5. Итальянское искусство периода новой и новейшей истории.
В эпоху конца XIX – начала ХХ в.живопись переживает глубокий кризис, но архитектура получает все болееблагоприятные условия. Общественный характер производства, бурный рост техники,потребность населения в жилье вызывают насущную необходимость решения проблемградостроительства.
Зодчество, в отличие от живописи, является видом искусства, неразрывносвязанным с материальным производством, с техникой, с удовлетворениемпрактических запросов общества.
На смену эклектизму 19 в. приходят поиски цельного стиля, основанного наприменении новых конструкций и материалов. В 1890-1900 гг. в результатеприменения новых материалов и технических изобретений сложилось направление,получившее название «стиль модерн». Создатели стиля, с одной стороны,стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло,облицовочную керамику и т.д., с другой стороны – у архитекторов появилась тягак поверхностному декоративизму. Извилистые узоры металлических переплетов,перил, балконных ограждений, изгибы кровли, стилизованный орнамент нередкосочетались с переработанными формами исторических стилей прошлого. Но модерн,оказав временно большое влияние на декоративное и прикладное искусство, несоздал новой художественно-архитектурной системы.
Ведущее место в живописи 19-29 веков занимала Франция.Италия, как европейское государство, во многом следует законодательнице мод.
Официально признанным направлением в искусстве этоговремени является салонно-академическое. На выставках вниманию публикипредлагаются академические портреты, изображения нагих красавиц, жанровыекартины, исторические сцены. Натуралистическое правдоподобие все более уступаетв академизме модернизованным формам.
Первым художественным течением ХХ в., начавшим последовательный отход отпринципов реализма, был фовизм (субъективное видение мира). Ему на смену пришелкубизм (открыто формалистическое течение, утверждавшее, что в основе натурылежат простые стереометрические объемы – шар, цилиндр, конус, куб).
Футуризм — стремление к раздроблению и искажению реального мира, крастворению его форм и хаотической динамике ритмов. Наиболее яркое выражениефутуризм нашел в Италии в творчестве Д. Балла и К. Карра, авторов беспокойнохаотичных композиций. Лидером футуристов в Италии был писатель Маринетти,ставший в последствии фашистом.
Заметным явлением в итальянском искусстве сталэкспрессионизм. В его сущности лежали две тенденции. С одной стороны, в немвыразился ужас и отчаяние народа перед трагическими противоречиями жизни. Сдругой стороны – это был протест против несправедливости.
Через экспрессионизм в Италии прошли Гуттузо, Нерви Вителлоцци. К работамГуттузо относятся: «Девушка, поющая «Интернационал», «Битва у моста Аммиральо»,«Рокко с патефоном», «Спагетти»[18].
Распад реалистического искусства меньше всего коснулся скульптуры.В монументальных памятниках, рассчитанных на массового зрителя, реалистическийметод сохранялся в течение ХХ века.
Ярким представителем итальянской скульптуры данного периода являетсяДжакомо Манцу. Его руке принадлежат скульптурные портреты и поэтичные статуи«Голова Инге», «Мать с ребенком», «Танцовщица», «Врата смерти»[19].
В ХХ веке наука (З. Фрейд) провозглашает первичность подсознательныхсфер жизни. Кризисные настроения выражаются в искусстве течениямиабстракционизма и сюрреализма. Деятельность художников в этот период привела кисчезновению образной основы.
Вторая половина ХХ века рождает течение неореализм. Основным егосодержанием является жизнь народа, простого человека, изображенного синдивидуальными чертами внешнего облика и душевного склада.
К концу ХХ – началу ХХIстолетия итальянское искусство окончательно растворилось в общеевропейскомискусстве, подчиняясь его модам и течениям. Признанное лидерство страны сохраняетсяв области театра (прежде всего – итальянская опера) и отчасти в областиэстрады, киноискусства (Фредерико Феллини и др.).Заключение
Искусство любого государства неотделимо от егоистории, политики, экономики и других сфер, касающихся общества. Процветающаястрана, как правило, порождает гениев, и эти гении еще более способствуютукреплению могущества своей державы.
Итальянская цивилизация – одна из древнейших на европейском континенте. Инеудивительно, что именно на Апеннинском полуострове зародилась и прошла долгийпуть совершенствования та культура, которая до сих пор поражает высотой своейдуховности, до сих пор является нераскрытой тайной.
Наследие итальянского искусства в мире весьма богато. Взоры туристовпокоряют величественные храмы, фрески церквей, скульптурные композиции. Вкартинных галереях и музеях хранятся бесценные произведения художников. Втеатрах современные мастера исполняют оперы, созданные сотни лет тому назад.
Православное христианство берет свои начала в византийской культуре. Всяистория нашей духовности, начиная от Древней Руси и заканчивая нынешней эпохой,неразрывно связана с искусством Рима, Византии, Италии.
Сегодняшний упадок культуры Италии есть отражение общей тенденцииснижения нравственности и торжества цинизма в мире. Технократический путьразвития человечества поставил материальные потребности и материальные интересылюдей выше духовных. При этом, создавая комфорт своей плоти, человек губит своюдушу.
Особенно очевиден регресс в странах, переживающих общий кризис развития,к числу которых относится и Россия. И невольно встает вопрос: какой путьразвития верен: от духовности к материальному благополучию – или наоборот? Унас о душе подумать некогда…
Список использованной литературы.
1. Арган Дж. К.История итальянского искусства. – М.: «Радуга», 1990. – 239с.
2. Гомбрих Эрнст.История искусства. – М., 1998. – 688с.
3. Историязарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.:«Искусство», 1971. – 360с.
4. Историязарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой. – М.: «Изобр.искусство», 1983. – 488с.
5. Искусство икультура Италии эпохи Возрождения и Просвещения. – М.: Наука, 1997. – 265с.
6. Историяискусства зарубежных стран 17-18 вв. / Под ред. В.И. Раздольской. – М.: «Изобр.искусство», 1988. – 512с.
7. Историяискусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, Античность /Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. – М.: «Изобр. искусство», 1979. –384с.
8. Историяискусства зарубежных стран: средние века, Возрождение / Под ред. У.Г.Нессельштрауса. – М.: «Изобраз. искусство», 1982. – 664с.
9. Историяискусств: Италия, Испания, Фландрия / Под ред. Е.И. Роттенберга. – М.:«Искусство», 1988. – 280с.
10. Карл Верман.История искусства всех времен и народов. – М.: АСТ, 2001. – 944с.
11. Роттенберг Е.И.Искусство Италии. – М.: «Искусство», 1974. – 216с.