Реферат по предмету "Культура и искусство"


Иван Андреевич Крылов как драматург, комедия "Трумф" и её политический смысл

Иван Андреевич Крылов как драматург
Комедия «Трумф» и её политический смысл

Содержание
 
Содержание 
Краткаябиография и характеристика творчества
ДраматургияИ. А. Крылова
Краткоесодержание комедии «Трумф»
Политическийсмысл комедии «Трумф» (или «Подщипа»)
Вывод

Краткая биография и характеристика творчества
Иван  Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 в Москве. Умер 9ноября 1844 в Санкт-Петербурге (даты по старому стилю). Он был знаменитымрусским поэтом, баснописцем, переводчиком и писателем.
В молодости Иван Андреевич был известен, прежде всего, какписатель-сатирик. Он издавал сатирический журнал «Почта духов». Популярнаяпародийная трагикомедия на Павла I «Трумф» (или «Подщипа») – также еготворение.
Крылов написал более 200 басен с 1809 по 1843 года. Их было такмного, что собрание пришлось разделить на девять частей. Эта сборка была такпопулярна, что неоднократно переиздавалась огромными, по тем временам,тиражами. А в 1842 году произведения Ивана Андреевича вышли в немецкомпереводе.
Большинство сюжетов были заимствованы из античной литературы. Нобыло также немало и авторских, оригинальных сюжетов.
Драматургия И. А. Крылова
После смерти отца (1778 год) семья осталась без всяких средств ксуществованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.Мать не сумела добиться пенсии после смерти мужа, и в 1782 было решено ехать вПетербург хлопотать о пенсии. В столице тоже ничего не удалось добиться, но дляКрылова нашлось место канцеляриста в Казенной палате. К тому же Петербурготкрывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. На протяжении1786 — 1788 Крылов написал трагедии «Клеопатра» и«Филомела»,  комедии «Бешеная семья» и«Проказники». Имя молодого драматурга вскоре приобретает известностьв театральных и литературных кругах. [1]
В столице молодой драматург сближается со знаменитым актером И.А. Дмитриевским и др. не менее знаменитыми представителями петербургской сцены:П.А. Плавильщиковым и С.Н. Сандуновым. В 1785—1786 создает трагедии«Клеопатра», «Филомела», оперу «Бешеная семья», комедию «Сочинитель вприхожей», но ни одна из них не увидела свет. Первой его публикацией были стихии эпиграммы, появившиеся в журнале «Лекарство от скуки и забот». В 1787 Крыловлишается самого дорогого и близкого человека — матери, которую он боготворил.
Несмотря на явные неудачи, Крылов продолжает писать комедии иоперы, изобразив в «Проказниках» своих «благодетелей» — драматурга Я.Б.Княжнина и директора Императорских театров П.А. Соймонова. Разразился скандал.Крылов посылает Княжнину письмо, пронизанное едким сарказмом: «Обижая меня,вы обижаете себя, находя в своем доме подлинники толико гнусных портретов».[2] Второе письмо он направляет Соймонову.
В этих письмах-памфлетах Крылов прощается со своей театральноймолодостью. После отлучения от театра он публикует в журнале «Утренние часы»оду «Утро»» и несколько басен, среди которых «Стыдливый игрок» и «Судьбаигроков». Но продолжения им не последовало. Крылов выбирает для себя другоепоприще — журнальное. В «Московских ведомостях» появляется объявление «навыходящее вновь с января сего 1789 года ежемесячное издание под заглавием“Почта духов”». Это был журнал одного автора, своеобразный сборниксатирических новелл и публицистических фельетонов Крылова. Августовский номер«Почты духов» за 1790 был последним. Но Крылов не падает духом. Совместно сИ.А. Дмитриевским, П.А. Плавильщиковым и молодым литератором А.И. Клушиным оносновывает «Типографию Крылова с товарищи» с книжной лавкой при ней. В 1792друзья-единомышленники начинают выпускать журнал «Зритель». «Ему казалось, —отмечал П.А. Плетнев, — что периодическими изданиями и заведением собственнойтипографии можно приобрести все: независимость, известность и деньги». Ни«Зритель», ни «Санкт-Петербургский Меркурий» не принесли желаемого результата.Последним стихотворением Крылова в «Меркурии» была ода «К счастию», в которойзвучали горькие слова:
 
«Вот как ты, счастье, куролесишь;
Вот как неправду с правдой весишь!» [3]
 
Краткое содержание комедии «Трумф», или «Подщипа»
Немецкий принц Трумф влюбился в Подщипу, дочь русского царяВакулы. Подщипа любит и обручена со  Слюняем, русским князем.
Трумф решает добиться Подщипы силой – начинает военную кампаниюпротив царя Вакулы. Достаточно успешно: занимает престол царя, начинаетрепрессии против русских.
Подщипа должна венчаться с захватчиком. От этого ей становитсяплохо. Грозится утопиться, если дело дойдет до венчания.
Трумф, несмотря на то, что Подщипе уже некуда деваться от брака,пытается добиться ее лаской, уважением, а не военной грубостью. Через нескольконедружелюбных реплик Подщипы, и он переходит на повышенные тона и начинаетугрожать.
За этим всем из-за двери наблюдал Слюняй, жених Подщипы. Егофамилия говорящая. Например, его цитата на то, что творилось в комнате.
 
«Князна! усой и он? Ну, бьят, какой сейдитой!
Он съядит хоть бы с кем, хоть с куцейем Никитой!
Пьеесная! как я бояйся за тебя!
Уз так за двейью там ёзом я сзяй себя,
Ну, так и думаю, убьет ее до смейти.
Насию побьяи его отсюда цейти!»

Когда Подщипа спрашивает, заступился бы Слюняй за нее, тототвечает отказом и аппелирует на то, что его меч – всего лишь деревяшка.
Несмотря на то, что Слюняй любит царевну, он не готов ради неежертвовать собой. Подщипа предлагает прыгнуть с окна – тот отказывается.Царевна предлагает утопиться в пруду – Слюняй говорит, что плавать не умеет.Подщипа хочет зарезаться – Слюняй просит сделать ее это первой, он хочетпосмотреть на это… Это раздражает Подщипу и она выгоняет жениха.
Действие переносится в новое помещение, где царь Вакула собралсвоих бояр. Он обращается к каждому за советом, но ни один не может ответитьничего «Он глух», «А этот чуть дышит»… Царь уходит, а бояре прямо там же изасыпают от скуки.
Вакула просит у своего советника Дудурана совет. Тот предлагаетпозвать погадать цыганку. Подщипа хочет чтобы и ей нагадали, кому она достанется.Вакула просит у Дудурана взаймы полтинник на услуги цыганки. Советник сказал,что за цыганкой уже послал. И как-бы между словом обронил, что «На кашельпошлину накинул».
Цыганка гадает нечто невразумительное. Как это обычно и бывает,выдает общие фразы. Забегает в комнату разгневанный Трумф и выгоняет всех.Остается лишь цыганка с ним.
Цыганка гадает Трумфу, что только он в мыслях у царевны, и,соответственно, она его очень любит. Цыганка уходит, а в комнату входит Слюняй.Они остаются с Трумфом один на один.
Немец хочет убить Слюняя, тот молится отпустить. Трумф решилустроить дуэль. Дал пистолет Слюняю и говорит, чтобы тот стрелял. Но  князьсроду не стрелял, знает, что промажет, и тогда его убьют. Поэтому онотказывается стрелять и говорит, что пусть Трумф забирает его невесту, лишь быв живых оставил труса.
Немецкий завоеватель уходит, а к Слюняю приходит Подщипа. Князьпросит чтобы его невеста отдала руку другому, потому что  тогда Слюняя Трумф неубъет. Подщипа хочет выйти замуж за русского князя, так как очень того любит идаже готова им, собственно, и пожертвовать.
Паж зовет царевну на вечернюю службу, где та будет помолвлена сТрумфом. Если Подщипа откажется, Слюняя повесят. Узнав это, князь еще сильнееуговаривает свою невесту не мешкать и соглашаться на замужество с Трумфом,чтобы самому выжить.
Во время этой драматической сцены врывается царь Вакула и сообщаетнемцу, что русские победили. Цыганка пустила по германскому войску чахотку.
Трумф в бешенстве, а Слюняй радуется и начинает снова признаватьсяв любви Подщипе, видя, что опасность миновала. Вакула приказывает Дудурану«украсить» Трумфа, чтобы тот вечером прыгал казачка на венчании Слюняя иПодщипы… The End
Политический смысл комедии И. А. Крылова «Трумф», или «Подщипа»
К концу столетия, на взгляд Ольги Гончаровой, русская литература,прошедшая очень сложный путь освоения новых эстетических моделей, черездраматические поиски художественного модуса письменной речи, получает, наконец,некоторую самодостаточность, осознает себя как самостоятельную институцию и,следовательно, получает возможность самоописания и саморефлексии. Она подводититоги, синтезирующие прежние поиски, эстетические идеи, дискурсивные практики(например, в творчестве Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева, Г.Р. Державина и др.),непосредственно предваряя новый этап художественных трансформаций и сменухудожественных систем в русской культуре. Свой и чрезвычайно оригинальныйвариант подобного подведения итогов осуществляет и И.А. Крылов. Именно в этомконтексте и может быть прочитана его „загадочная” пьеса Трумф, или Подщипа.
Подщипа, действительно, рассматривалась в основном как пародия на высокуютрагедию или памфлет на царствование Павла I.
Несмотря на то, что „Крылова-драматурга волновали, в первуюочередь, литературные проблемы, и ведущей особенностью созданных им сочиненийявилась их сквозная ‘литературность’” [4], главенство исмыслообразующая роль этого принципа в поэтике Подщипы так и остались,по сути, незамеченными. 
Думается, авторский замысел Крылова состоял в предельном упрощениислова, в создании своеобразного „нулевого письма”, потери смысла основныхэстетических моделей, опустошающего и правила, и практику, привычную структурувосприятия и оценки письменного текста.
Писатель обращается к наиболее репрезентативному для высокойсловесности XVIII столетия жанру: сама государственная идеология русскойтрагедии соответствовала и типу культуры того времени, и поведенческимстереотипам человека, и его мышлению о мире. Мир трагедии – это мир идеальновоплощающий модели государства, права, человека и т.д. Главенствующим элементомтрагического построения было слово, поскольку трагедия – по сути, развернутыймонолог о героическом, возвышенном и прекрасном. Маркированность трагическойречи выражалась не только в стилистических правилах, но и в особом искусстведекламации текста, особом типе речевой деятельности не только героев, но иактеров, их представляющих, что и создавало совершенно особый, исключенный изобыденной жизни и обыкновенной речи словесно-идеологический миропорядоктрагедии.
Как комический прием мотив „еды” до Крылова использовал Д.И.Фонвизин в Недоросле, где воспитание героя подменяется питанием, но в Подщипееда и телесные проявления героев становятся заменой любых действий,жизнедеятельности в целом. Так, например, государственный совет, который решаетпроблемы катастрофического положения царства и должен, по канонам, явить„мудрость”, у Крылова выпил „штоф вейнской”, съел банку „салакушки” и „присудил(…) о всем спросить цыганку”, которой и предписана мудрость („с премудростьюживет”).
По своей структуре и позиции герои занимают традиционные иустойчивые позиции героев трагедии: царь, героиня, влюбленный в нее герой,противник героя, угрожающий любви и отечеству, обязательный мудрый советник ит.д. Причем важно, что это не просто позиционное расположение героев, ихзаложенная трагедией идеология достаточно очевидно эксплицирована в тексте.Так, например, противник и завоеватель Трумф имеет типичный для русскойтрагедии атрибут – „тиран”, причем дан он в зоне „высокой” речи героини, чтоотчетливо соотносит их именно с трагедией – „Тиран! Не устрашишь ты сердце теммое (…)”.
Сохраняя черты дискурсивных практик высоких героев, Крыловфункционально делает их другими. Так, „благородный” Слюняй, помимо того, чтопоследовательно нарушает кодекс чести дворянина, еще и ребенок, дитя: он носитдеревянную шпагу, так как „матушка носить железной не велела”, любит леденцы,лазит на голубятню и, вообще, он „зелен еще”. Подщипа реагирует на удары рокаприступами живота и лежит „копна копной”. К тому же имена героев явнонапоминают сказочных персонажей русского фольклора: царь Вакула, царевнаПодщипа, Чернавка и т.д. В этой связи представляются непродуктивными поискиреальных, а тем более политических аллюзий в характеристиках героев – переднами абсолютно условные персонажи, типичные для устной традиции или народноготеатра, реализованные к тому же в столь же условном пространстве-времени (см.,например, сосуществование разновременных примет: царство, царские палаты, бояре,Сенат, фижмы, неглиже, тупей, подкоски, машинация). Комически представлены и„возрастные” характеристики героев: взрослые персонажи оказываются „детьми”,это не только ребенок-Слюняй, но и царь Вакула, который любит играть в кубарь(„Я им с ребячества до ныне забавляюсь”), типично детскую игрушку. [5]

«Игры с кубарем не требуют ни большой предварительной подготовки,ни напряжения ума; наоборот, здесь все рассчитано главным образом на упражнениетела (…). Поэтому понятно, что игры с кубарем особенно занимают детей от 4-х до8-ми лет»[6]  
басня крылов драматургия триумф

Вывод
 
Иван Андреевич Крылов был достаточно успешным драматургом, нообстоятельства жизни его сломили. Таланту в скором времени пришлосьпереспециализироваться в баснописца. К сожалению, русская драматургия многопотеряла. Но многое обрел другой жанр литературы – басня.
Одна из самых успешных комедий Ивана Андреевича – «Трумф», или«Подщипа». Это достаточно открытая сатира на государственных лиц России 19-говека. На беззащитного царя, на придурковатого князя, на решительную царевну.Также не обошлось без трусливых бояр и жаждущей наживы цыганки-обманщицы.
В комедии нашли отражение и боязливость князя, котораяхарактеризует настроение мелких землевладельцев относительно войн и междоусобиц.Крылов также показывает цыганку, как она есть – женщина, отбивающаяся от своихклиентов общими фразами. Царь Вакула не умеет расставлять приоритеты и боитсялишь за себя-любимого. Про народ он даже и не думает: «А что мне урожаи? Уменя всегда будет свежий хлеб, а народ переживет!»
Безусловно, если бы комедия (я бы назвал сатира) была написана нев реакционную эпоху, будущий баснописец не отделался бы так легко за своислова.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.