ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТКУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
КАФЕДРАКУЛЬТУРОЛОГИИКонтрольная работа
поистории и современности культурных ресурсов Симбирска-УльяновскаНа тему: Аркадий Александрович Пластов «Купание коней»
Выполнил:
студенткз-41 Волгин И.В.
Проверил:
Галкина А.Е.УлГУ 2010
АркадийАлександрович Пластов, краткая биография
Еще при жизни АркадийАлександрович Пластов (1893-1972)был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьныеучебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официальногохудожника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись вколхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно.Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XXвека. Пластов — великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с егокартин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.
Он был сыном деревенского книгочея и внуком местногоиконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал статьживописцем. В 1914 году сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния изодчества (МУЖВЗ), но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельноучился живописи. В 1917-1925 годах Пластов жил в родном селе; как«грамотный», занимался различными общественными делами. Только вовторой половине 1920-х годов он смог вернуться к профессиональнойхудожественной работе. В 1931 году у Пластова сгорел дом, погибло почти всесозданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказалсяпрактически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда — ичисло его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов — несколькосотен. В основном это портреты односельчан. По-своему столь же уникальнаясерия, как и «Русь уходящая» ПавлаКорина.Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистическогостроительства.
Пластов — природный реалист. Модернистская гордыня,поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жилв мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты,Пластов убежден: главное для художника — увидеть эту красоту и быть предельноискренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснеелюбых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художникмногократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того,что называют «манерой», отличает Пластова даже от тех замечательныхмастеров, наследником живописных принципов которых он был, — АбрамаАрхипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина.Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции.В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Этикраски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном,розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижниковзаступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова — воплощенная гармония природы и человека.
Художник много и плодотворно работает в 1930-х годы,но первые свои шедевры он создает в военные годы. Война как народная трагедия,как посягательство на естественные и священные законы бытия — «Фашистпролетел» (1942). И нерушимость этих законов, нерушимость основ народнойжизни — классически сдержанная и прекрасная «Жатва» (1945). Трагедиявойны здесь скрыта, она — в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящихрядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественноетечение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов,шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле — «Сенокос» (1945).
И впоследствии в лучших своих работах Пластовудержал достигнутый уровень: «Родник» (1952), «Юность»(1953-1954), «Весна» (1954), «Лето» (1959-1960), «Ужинтрактористов» (1961). Не случайно в названиях многих из них присутствуетнечто емкое, обобщающее. Пластову дана редкая способность события реальнойжизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать ихсокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания.Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическуюхудожественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобыпоплотнее укутать дочку («Весна», 1954). Но не сестра ли онакрасавицам из «Весны» и «Рождения Венеры» СандроБоттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок(«Витька-подпасок», 1951). Но не брат ли он молодому человеку из«Завтрака на траве» ЭдуараМане?А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах(«Родник»), — не стала ли она столь же вечным источником гармонии,что и прелестная юная особа из «Источника» Доминика Энгра?
Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкоечувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова.
Но… Та Россия, которую так любил Пластов, частьюкоторой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. «Из прошлого»(1969-1970) — так и называется одна из последних крупных работ художника.Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественнопросто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии исчастья. Частица рая на земле.
/>
Рис.1 — А. Пластов «Купание коней»
Изображениеконя – тема для искусства вневременная, вечная (рис. 1). С этими прекраснымиживотными связаны многие стороны хозяйственной, спортивной и эстетической жизничеловека. Мифы, легенды почти всех народов земли связаны с этими благороднымиживотными. Недаром во многих языках мира существуют идентичные выражения, смыслкоторых таков же, как и в русском варианте – за хорошего коня и полцарства нежалко. Конь – до недавнего времени составлял неотъемлемую часть жизниевропейского человека и продолжает оставаться таковым для народов Азии. Коньпомогает в войне и одновременно обеспечивает красоту торжественных церемоний,символизирует власть, силу, воплощает красоту, является преданным другом — спасет хозяина в немыслимых ситуациях, всегда вынесет раненного из пекла боя. Ачто значило это животное для сельчан и говорить не стоит – основная рабочая сила,без которой никуда — просто не выжить. Именно поэтому «конская тема» нашлаяркое отражение в творчестве нашего великого земляка А.А. Пластова, певцатружеников земли. В его картинах, посвящённых жизни сельчан, с ихнезамысловатыми, простыми, на первый взгляд, сюжетами сокрыт глубокийфилософский смысл. Красота этого благородного животного передаётся художником сособой любовью и пониманием.
В1938 году, к юбилейной выставке «XX лет Российской Красной Армии» Пластов пишеткартину «Купание коней». Сейчас она находится в собрании ГосударственногоРусского музея. Еще юношей в деревне художник часто любовался блеском солнца намокрых спинах купающихся коней, светлой рябью на воде, контрастом обнаженныхтел людей с темной шерстью животных. Это и решил передать художник, когдаполучил заказ на создание картины. В радужном море брызг входят в воду стройныекрасивые лошади. На каждой из них стоят, держась за поводья, или сидят верхомсолдаты. Их здоровые, сильные фигуры, освещенные солнцем, лоснящиеся спины красавцев-коней,шум, плеск, водяные брызги, озорной смех, оживление, царящие над рекой,наполняют картину радостным ощущением жизни, полной движения, задора, молодостии силы. Огромная роль принадлежит цвету. Он, как аккорд в музыке, сообщаеткартине сразу определенное эмоциональное звучание. Сочетание серебристогоблеска речной глади, коричневой, светлеющей на солнце и темной в тени шерстиконей и цвета обнаженных человеческих тел, залитых лучами солнца, приведенноехудожником к общему тональному единству, создает удивительно бодрое, светлоенастроение. Произведение пронизано ощущением радости, счастья жизни. Пластовотлично чувствует форму, он пишет фигуры почти скульптурно: не прошли даром егозанятия скульптурой. Искусство Пластова, реалистичное, жизнерадостное, вселяетв зрителей мощь и силу, исходящую от его картин. В эскизе к картине «Купаниеконей», других работах, посвящённых жизни села, этюдах с изображением лошадейярко и зримо отражается роль этого благородного животного в жизни крестьян.
Всвоей автобиографии художник писал о работе над картиной «Купание коней»:«Натура была столь изобильна и неисчерпаема, что иногда, и довольно часто, ястановился в тупик, когда же я должен остановиться и на чем остановиться? Самоепротивоположное было одинаково пленительным, и едва я приостанавливался всобирательстве этюдного войска, как тотчас же начинало ныть сердце – мало,положительно мало. Да и отход этюдов был громадный. Хороший сам по себе, нобудучи переведен в картину, он вдруг терял все свои положительные качества,вернее, он не выносил обтески перед тем, как ему лечь в картину, – от негооставалось слишком мало, и на одно место их надо было целый пяток, а то ибольше».