Реферат по предмету "Экономика"


А.С. Макаренко о воспитании детей в семье

Содержание
Введение
Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещенияв эпоху А.С. Макаренко
1.1 Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
1.2 Педагоги эпохи А.С. Макаренко о воспитании ребенка всемье
1.3 А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье
Глава 2. Методы и средства воспитания детей в семье впроизведениях А.С. Макаренко и применение их им на практике
2.1. Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведенияхА.С. Макаренко
2.2. Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практикеА.С. Макаренко
Заключение
Список литературы

Введение
С первого дня жизниребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – онистановятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущегочеловека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной ифизической зрелости.
Великий русский педагогК. Д. Ушинский отвечает: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почтивсем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и темпонятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретически или практически.Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что длянего нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногиепришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка,необходимы еще и специальные знания». В наше время тем более нельзя воспитыватьдетей «как бог на душу положит». Продолжим мысль К. Д. Ушинского соображениямисоветского педагога А. С. Макаренко: «… вы родили и воспитываете сына или дочьне только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководствомрастет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете,воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многимлюдям и всей стране».
Семья должна быть темместом, где подрастающий человек встречается с вопросами, на которые емупомогают найти ответы взрослые и, в первую очередь, мать и отец. Поэтому оченьважную роль в этом играет духовная атмосфера, окружающая личность — семья.Семья, которая культивирует партнерские отношения, содействует становлениюличности, развивает ее индивидуальность и где основным стрежнем всехсоставляющих должен стать диалог между ее членами, который накладывает на всехучастников общения некоторые обязательства. Семья — это опора, которая можетускорить движение общества к духовному обновлению, проявляющееся при обращениивсех членов семьи к морали, освященной веками и опытом поколений, гдевоспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. Но как достичь этого?Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, т. к… ответом на негоявляются пять составляющих: первая — любовь к детям, вторая — взаимопонимание,третья — взаимоуважение, четвертая — традиции, на которые опирается воспитание,и пятая — диалог. Значение каждой из составляющих трудно переоценить, ибонехватка хотя бы одной из них, несомненно, приведет к бесполезностисуществования остальных.
На каждом этапеобщественно-исторического развития семейное воспитание по своему назначению,содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Поэтому изменения,произошедшие в обществе за последние два десятилетия XX века, оставилиотпечаток «крушения» семьи в вопросе воспитания и обучения детей. Сегодня естьвсе основания утверждать, что современная семья несколько отдалилась от того,что когда-то считалась хранителем тех лучших качеств, которые передавалисьстаршим поколением более молодому. Она невольно превратилась в место, гдедуховное и нравственное в процессе воспитания постепенно угасает. А потомудействительность века XXI требует создания такой семьи, где ребенка посвящают вмир духовного совершенства, где воспитательный процесс осуществляется путемсопереживания, где личностные отношения взрослых — родителей и детей формируютжелание усвоения хороших привычек. То есть семейное воспитание являетсяважнейшей общественной функцией, связанной с передачей накопленного опыта отодного поколения людей к другому, и целенаправленной социализацией личности.Семейная среда, в этом словосочетании подразумевается довольно широкий спектрявлений — это, прежде всего, целостная система исторических общественныхотношений, особенности взаимоотношений между членами семьи, язык и традиции. Тоесть семья предстает во всем многообразии и богатстве ее взаимоотношений смиром, она рассматривается как сложная и саморазвивающаяся система.
Таким образом, процессвоспитания в семье — это важнейшее средство обеспечения существованияпреемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающегопоколения в жизнь общества.
Все вышеизложенноеобусловливает актуальность изучения концепции семейного воспитания А.С.Макаренко и ее возможного влияния на воспитание детей в семье.
В связи с актуальностьюнами сформулирована тема исследования: А.С. Макаренко о воспитании детейв семье.
Проблема исследования: Каково влияние концепции семейноговоспитания А.С. Макаренко на воспитание детей в семье.
Цель: Изучить влияние концепции семейноговоспитания А.С. Макаренко на воспитание детей в семье.
Цель: заключается в решении проблемы.
Объект: воспитание детей в семье всоответствии с концепцией семейного воспитания А. Макаренко.
Предмет: педагогические и психологическиеаспекты воспитания детей в семье.
В соответствии с целью,объектом, предметом исследования нами сформированы следующие задачи:
1. Исследовать понятия«педагогика» и «психология» семьи.
2. Раскрыть концепциюА.С. Макаренко о педагогических аспектах в воспитании детей в семье.
3. Проанализироватьтеорию А.С. Макаренко о психологическом климате в воспитании детей в семье.
Гипотеза исследования: если в полной мере в семейномвоспитании воплотить педагогические и психологические аспекты педагогики А.С.Макаренко, то определяющая роль семьи будет обусловлена ее глубоким влиянием навесь комплекс физической, духовной и психологической жизни растущего в нейчеловека.
Методы исследования: анализ психолого-педагогическойлитературы в аспекте изучаемой проблемы, изучение имеющегося педагогическогоопыта, обобщение, систематизация.
Практическаязначимость проведенногоисследования состоит в изучении концепции семейного воспитания А.С. Макаренко иее влияние на воспитание детей в семье, что может послужить основой длядальнейших исследований.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы,определяются проблема, цель, задачи, объект и предмет, гипотеза, методыисследования.
В первой главе «Педагогические аспекты воспитаниядетей в семье в соответствии с идеями Макаренко» определяется понятие«педагогика семьи», исследуется концепция А.С. Макаренко о педагогическихаспектах в воспитании детей в семье.
Во второй главе «Психологические аспекты воспитаниядетей в семье в соответствии с идеями Макаренко» определяется понятие«психология семьи», так же раскрываются основные аспекты теории А.С. Макаренкоо психологическом климате в воспитании детей в семье.
В заключении изложены основные выводы попроведенному исследованию.
Приложение содержит примерные программыисследовательских бесед, варианты анкет и тестов.
Общий объем курсовой работы составляет 37 страницпечатного текста.
Список литературы включает 29 наименований.
Положения, выносимыена защиту:
Семейное воспитаниеявляется важнейшей общественной функцией, связанной с передачей накопленногоопыта от одного поколения людей к другому, и целенаправленной социализацииличности.
Концепция семейноговоспитания А.С. Макаренко является актуальной в настоящее время, так какактивно используется на практике воспитания детей в семье.
В ходе проведения экспериментальнойчасти нами было доказано, что психологический климат в соответствии сконцепцией семейного воспитания А.С. Макаренко влияет на воспитание детей всемье.

Глава 1. Историко-педагогическиеаспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко
 
1.1 Картинаисторического времени эпохи А.С. Макаренко
Отечественнаяпедагогическая наука на современном этапе развития характеризуется углубленнымсамопознанием, напряженной рефлексией своих культурных корней, социальных детерминант,внутренних механизмов самополагания и саморазвития, целей, ценностей и норм собственнойкогнитивной активности в контексте ее социальных последствий. Научному познаниюзадаются новые ориентиры для формирования дисциплинарных норм, эталонов исредств исследования. В этой связи педагогическая наука обращается кпереосмыслению собственных методологических основоположений с целью их ревизии,критического осмысления или амнистии и дальнейшего развития.
В послереволюционнойРоссии строительство системы школьного образования шло в течение почтидесятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета народныхкомиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариатупросвещения. Еще в 1918 году на I Всероссийском съезде по просвещению В. И.Ленин заявил о первостепенной роли школы в утверждении коммунистической морали.Здесь позиции Советской власти были сформулированы в следующих документах:«Положение об организации дела народного образования в Российской республике»(утверждено СНК 18 июня 1918) и «Положение о единой трудовой школе» (утвержденоВЦИК 30 сентября 1918).
Задача подготовкисознательных борцов за дело коммунизма, активных строителей нового обществабыла поставлена перед советской школой с момента ее зарождения. В декрете ВЦИКСоветов «Положение о единой трудовой школе РСФСР» от 30 сентября 1918 г. говорилось о необходимости
воспитывать из учащихся«будущих граждан социалистической республики». Во вступительной статье к декретув числе качеств будущего гражданина назывались «трудолюбие, настойчивость,широкая общественность, способность к общим переживаниям и солидарности,добровольная дисциплина, разнообразная и целесообразная активность». Наряду сэтими качествами должны были соседствовать и черты, по мнению основоположниковсоветской педагогики, присущие пролетарскому борцу: ненависть к врагам рабочегокласса, ко всем, кто мешает строить лучшее будущее. Определены были новыепринципы образовательного процесса: светский характер обучения, органическаясвязь обучения с производительным трудом – решением практических задачобщества.
Вводилось совместноеобучение мальчиков и девочек, из учебных планов были изъяты некоторые предметы(древние языки, закон божий), введены новые. Ликвидирована была прежняяшкольная система: начальная, различные виды средней школы – гимназии, реальныеучилища. Вместо них
вводилась двухступенчатаяшкола: первая для детей от 8 до 13, вторая – 13 до 17 лет, что на три года сокращалопрежний срок обучения. Не обошлось и без «перегибов»: в школах отменялисьэкзамены, домашние задания, оценки, отказывались от разработки учебных планов ипрограмм под лозунгом: «Изучать жизнь, а не учебные предметы». Кроме того, вновой программе партии, принятой VIII съездом РКП(б) в марте 1919 г., особое внимание было уделено исключительно политической задаче школы. В преамбуле к разделу подчеркивалось,что РКП в сфере народного просвещения ставит основной задачей «превращение школыиз орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деленияобщества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества». Впрограмме среди прочего намечалась подготовка работников просвещения,«проникнутых идеями коммунизма», развитие самой широкой пропаганды«коммунистических идей» и использование для этой цели «аппарата и средствгосударственной власти». Таким образом, программа расценивала образование какполитико-воспитательное средство и даже более того – как средство формированиячеловека нового типа, «нового человека». Эта задача школы стала главной,охватывая все стороны обучения, образования и воспитания.
В 1920 году Наркомпросопубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительныеособенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:
— разносторонний составучебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические иестественные науки;
— большое количествоучебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;
— значительное количествочасов на физическое воспитание.
В дальнейшем учебныепланы советской школы многократно перерабатывались, однако эти характерныечерты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексныхпрограмм: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений иприроде, труде, человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрывмежду различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью ипрактикой. Вводились новые методы и приемы обучения. Школа имела две ступени:начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность. В1930 году было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Рядпостановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразовательнойшколе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в теснойвзаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формойорганизации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся сострого определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четкомопределении продолжительности и структуры учебного года. Школа былаориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения,навыки. С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначалаобучение всех граждан грамоте, затем – повышение уровня образованностинаселения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства икультурной сферы.
Как яркий представительсвоего времени А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целейвоспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. Вусловиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он,воспитание активного участника социалистического строительства, человека,преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижениеэтойцели вполне возможно. “… Воспитание нового человека — дело счастливое ипосильное для педагогики”,— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскуюпедагогику.
Уважение к личностиребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности восприниматьхорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающемунеизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С.Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можнобольше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. Краспространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детямМакаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетатьсяс требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он.Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всюпедагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А.С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Онстремился “проектировать в человеке лучшее.
Сторонники “свободноговоспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что“наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что“безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умелои редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.
А. С. Макаренкорешительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил противсформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбыдетей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любойсоветский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своейжизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки иприменения правильных методов воспитания.
В любом воспитательномсоветском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не напрошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы.Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший законсоциалистического строительства, целиком устремленного в будущее, онсоответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека —значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, покоторым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методикуэтой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системеперспективных линий”.
1.2 Педагогиэпохи А.С. Макаренко о воспитании ребенка в семье
К 1920 – 1930-м годамотносится расцвет творчества таких видных отечественных педагогов и деятелейобразования, как П. П. Блонский, А. П. Болтунов, Г. О. Гордон, А. Г.Калашников, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, А. П. Пинкевич,М. М. Пистрак, М. Н. Покровский, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и др., во многомобусловивших развитие отечественной педагогики.
Н. К. Крупская в статье«Воспитание», опубликованной в 1928 г., показала различие между воспитанием вшироком и узком смысле этого слова. Под воспитанием в широком смысле слова Н.К. Крупская понимала воспитание в гуще жизни. Под воспитанием в узком смыслеслова подразумевалось планомерное, систематическое воздействие взрослого наребенка и подростка. Н. К. Крупская рассматривала воспитание как органическуючасть общественной жизни, как условие формирования нового типа людей,сознательных участников производства, понимающих интересы общества в целом,связь между отдельными отраслями производства, их взаимосвязь. Она показала в своихработах необходимость активной, сознательной позиции воспитуемого ввоспитательном процессе. Она считала, что школа должна быть связанамногосторонними контактами с жизнью молодежи, взрослых и в первую очередь сжизнью рабочего класса, с тем чтобы установить духовную связь между заводом ишколой, духовное родство с рабочим классом. Активизацию позиции ребенка,приобщение его к социально значимой деятельности Н. К. Крупская видела всоздании высокоразвитых коллективов, в новой — отличной от буржуазной — формесамоуправления, в общественно-политической направленности всейжизнедеятельности школьника, осуществляемой в пионерской и комсомольскойорганизациях. Впервые в советской педагогике Н. К. Крупская дала теоретическуюразработку воспитательных возможностей общественно-политических детских июношеских организаций.
Опираясь на идеи окоммунистическом воспитании, А. В. Луначарский при характеристике сущностипроцесса воспитания большое значение придавал собственной активности личности вовладении коммунистической нравственностью, соответствующим умениям социальногосодружества: «… надо развить в человеке гражданина,— писал он,— надо развитьтакую личность, которая умеет жить в гармонии с другими, личность, котораяумеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мысльюсоциально».
Большое значение дляразвития теории коммунистического воспитания имели работы П. П. Блонского и С.Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский виделего основную функцию в стимулировании развития личности. «… Воспитание,— писалон в статье «О наиболее типичных педагогических ошибках при организациитрудовой школы»,— должно быть не обработкой, не отшлифованием, но внутреннимстимулированием развития ребенка». Значение социалистической педагогики П. П.Блонский видел в том, что она воспитывает рабочего — творца — строителя, онаявляется культурой активной деятельности, изобретательности и творчества.
По мысли С. Т. Шацкого,главным в воспитательном процессе является его единство. В статье «Грядущаяшкола» он писал: «… естественно было бы считать, что эти три элементапедагогической деятельности — метод, программа, организация — должны бытьпостроены так, чтобы один вытекал из другого и тем самым получилось быпредставление о единстве воспитатель ного процесса».
Таким образом, в трудахН. К. Крупской, А. В. Луначарского, П. П. Блонского, С. Т. Шацкого большоезначение придавалось такой организации педагогического процесса, котораяобеспечивает активное взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Теоретические взгляды А.С. Макаренко на коммунистическое воспитание пронизаны гуманистическими идеями,в основе которых лежит сочетание влияний коллектива и развития активностиличности, ее гражданских качеств, социальной ответственности, основанной насознательной дисциплине и чувстве долга. Точное выполнение обязанностей вобществе А. С. Макаренко рассматривал как важнейшую нравственную категорию. И вэтой связи он придавал чрезвычайно большое значение само воспитанию: «… нужнотак привыкнуть к новым требованиям новой нравственности, чтобы соблюдать этитребования, уже не обременяя наше сознание каждый раз отдельными поисками...».
В. А. Сухомлинский,разрабатывая теорию коммунистического воспитания, обосновал необходимостьцелостного подхода к всестороннему развитию личности, формированию гражданскойнаправленности ее нравственных качеств. Предрасположенность к воспитанию,готовность быть воспитуемым В. А. Сухомлинский рассматривал как важнейшее условиеэффективности воспитательного процесса. Сущность воспитательного процессаотражает внутренние связи и отношения, характерные для данного процесса ипроявляющиеся в определенных закономерностях и тенденциях.
Таким образом, всоветской педагогике при раскрытии сущности воспитания чаще всего подчеркиваютне просто воздействие воспитателей на психологию воспитуемых, а именноцелеустремленное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, организациюопределенных отношений между ними, развитие активности воспитуемых, ведущей кусвоению ими общественно значимого социального опыта.
1.3 А.С.Макаренко о формах воспитания детей в семье
Как известно,педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамкамиобразовательного учреждения. Его задачи также решают и другие общественныеструктуры и организации. В результате в педагогике в последние годы был выделенфеномен «общественного воспитания», под которым понимается педагогическоевзаимодействие, осуществляемое в системе «человек-человек», т.е. черезнепосредственные человеческие отношения, а также специально утвержденными дляэтой цели общественными институтами – благотворительными фондами,организациями, ассоциациями и др. В современной отечественной педагогической литературесемейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействияродителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимыхсоциальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка,формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. В определенныепериоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репетиторы, домашниеучителя и гувернеры.
Следовательно, семейноевоспитание – это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которыенаправлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старшихпредставлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка.Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная частьотносительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованномобществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социальноговоспитания – школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в тойчасти, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, востальных аспектах – социальной.
Определяющая роль семьиобусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизнирастущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно исредой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги считают, чтосемья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семьеформируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Крометого, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общностилюдей — социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий пофизическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентацииподрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества:какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшейсоциальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущегосемьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семьерешаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержаниесемейного воспитания.
Содержание воспитания всемье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семьяобязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную,интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественнойи семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейномувоспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительносамостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести кследующим позициям.
Морально-нравственноевоспитание в семьепредставляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, какбудущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагаетформирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей –любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести,достоинства, долга и т.д.
Интеллектуальноевоспитание –предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями,формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.
Эстетическоевоспитание призваноразвивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном,существующем в жизни.
Физическое воспитание предусматривает формирование уребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильнуюорганизацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливаниеорганизма и др.
Трудовое воспитание закладывает основу будущейсамостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности винтересах государства, общества и собственной семьи. Это лишь основные направления семейного воспитания. В разныхсемьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим,экологическим, половым и другими направлениями воспитательного взаимодействиядетей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений.
Считается, чтовнутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания,поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретнаясистема связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводуудовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основусемьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смыслеявляются первичными.
Помимо них семья такжевключает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные,эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения такжевзаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именносемья аккумулирует в себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивидаобусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцомобщественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения.Кроме того в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение всебогатство общественных отношений, что создает возможность раннего включенияребенка в их систему.
Ведущая роль семейныхотношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются мерыфункционирования и эффективности других компонентов педагогическоговоспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейныхотношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерюее воспитательных возможностей.
Внутрисемейные отношениявыступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессенепосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним изсоциально-психологических механизмов становления личности. Потребность в немносит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальнойпотребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенокприобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основамичеловеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правилавзаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощаяпостепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже вигре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступаютотношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характераи состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климатсемьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности.
Степень нравственно-эмоциональнойполноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в такихтипах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа.Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитиедетей. Воспитание ребенка во многом зависит и от контактов, которыеустанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детямна особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточноубедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами,уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, какдоброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтныеситуации и т.д. Им свойственно более адекватное осознание «Я – образа» (самогосебя в системе межличностных отношений), его целостность, развитое чувствочеловеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечиваявысокий престиж в группе сверстников. Всемьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названныхкачеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, чтоособенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственномповедении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Отношение родителей, которое характеризуется отрицательнойэмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детскоесознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченностижизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях,ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей даютребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений.Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.
Итак, сложившиеся в семьеотношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейномвоспитании.

Глава 2. Методыи средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко и применениеих им на практике
2.1Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С.Макаренко
Макаренко многое сделал для развития советскойтеории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогическиобоснованных принципов воспитания в семье.
В своей лекции «Овоспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренкоговорил: «Прежде всегообращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормальногораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннегодетства — это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своейтрудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери.Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только онэтого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное,счастливое.»
Семейное воспитание (воспитание детей в семье) — общееназвание для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достиженияжелаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейноеи школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учительначальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейноевоспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современнойсемьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьноговоспитания шли согласованно. Семья для ребенка является одновременно и средойобитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальныйпериод жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия.По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовойинформации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволилопедагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливаетсяпрежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, темвыше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. Заредким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой ивыросший в ней человек.
Воспитание — очень легкоедело, воспитание — счастливое дело, никакая работа по своей легкости, поисключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравнитьсяс работой воспитания, считал А. Макаренко.
В современной практикесемейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида)отношений: авторитарный, демократический и попустительский.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьмихарактеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы,понукания, принуждение — вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувствостраха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннемусопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии.Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычнуюапатию и пассивность.
В авторитарном типеотношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности,которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитетподавления» он считал самым страшным и диким видом, Жестокость и террор —вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегдадержать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этотспособ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых,«слякотных», озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.
«Авторитет расстоянияи чванства» проявляетсяв том, считало А. Макаренко, что родители либо «в целях воспитания», либо посложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучшеслушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое:воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свойродительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, авместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.
Либеральный(попустительский) стильпредполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ееявляется чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными,безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетомлюбви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детскойпривязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своемстремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста,человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Этосоциально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такоевсепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическимибестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный видвзаимоотношений.
Демократический стиль характеризуется гибкостью.Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей,уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате детилучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитымчувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образецгражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какимиявляются сами.
Таким образом, знаниетипичных отношений в семьях и стилей родительского воспитания помогает учителюлучше, быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждоготипа негативных отношений существуют свои способы их преодоления.
Разумная системавзысканий не только законна, но и необходима, был убежден А. Макаренко. Онапомогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувствоответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умениесопротивляться соблазнам и преодолевать их.
Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), спомощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияниеродителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренныхвыше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:
• влияние на ребенкаиндивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;
• выбор методов зависитот педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительскойроли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.
Поэтому методы семейноговоспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы отних. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Все родители используютобщие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение,совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детейперспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесныенаказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающиеситуации.
Разнообразны средства решениявоспитательных задач в семье. Среди этих средств слово, фольклор, родительскийавторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции,общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио,телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки,демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т.д. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на рядобщих условий:
1. Знание родителямисвоих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чеминтересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какиеотношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что болеевсего ценят в людях и т. д. Личный опыт родителей, их авторитет, характеротношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются навыборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.
2. Если родители отдаютпредпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практическиеметоды. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач,походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогаетродителям лучше понять их. Нет совместной деятельности — нет ни повода, нивозможности для общения.
3. Педагогическаякультура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, формвоспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей детивсегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретамивоспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость.«Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и матьявляются единственными воспитателями своего ребенка… В возрасте от 2 до 6 летумственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от…элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудромпонимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.А.Сухомлинский.
Типичной ошибкой вомногих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителейкак можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной являетсяошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семьепривилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленноисполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такоеотношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, такпусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран,баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо приниматьсамые строгие меры. Но всякая переделка — дело гораздо более трудное, чемправильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания ипринятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаяхвозникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.
Еще одна ошибка,допускаемая родителями, — строгая, до жестокости, власть над детьми с раннеговозраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость егобьют, за недомыслие наказывают. Родители, которые пытаются всячески способамиуклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они делают,называется другими словами. Подход примитивный: отмахнуться, а порой откупитьсяот своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, ещене умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда являетсяследствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.
Подытоживая, запомним,что каких-то особых методов семейного воспитания не существует. Применяютсяобщие методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение(похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишениеудовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В семейном воспитанииметоды приобретают личностную направленность.

2.2 Анализопыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко
А.С. Макаренко в «Лекцияхо воспитании» говорил – воспитатьребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильноевоспитание с самого раннего детства — это вовсе не такое трудное дело, какмногим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждомуотцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждыйчеловек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это делоприятное, радостное, счастливое.
Анализ педагогическойдеятельность А.С. Макаренко дает понять, его потомкам, как правильно применятьформы, методы и средства воспитания детей в семье.
Например, в ситуации,описанной А.С. Макаренко можно увидеть множественные повторы в современнойпедагогике.
Ситуация первая.
К А.С. Макаренко пришлагруппа женщин из одного дома. В доме произошла драма. Две семьи дружили, и втой и в другой семье были дети. Мальчика Юру (он учился в седьмом классе)подозревали, что он взял что-то у себя дома без спросу, какую-то вещь илиденьги. Друзьям этот случай был известен. У этих друзей пропала дорогаяготовальня. Юра был частым гостем и своим человеком в этой семье. Никогочужого, кто мог бы взять готовальню, в доме не было, кроме этого мальчика.Подозрение пало на него. И эти две семьи, очень культурные, вполне отвечающиеза свои поступки люди, как-то вдруг, неожиданно для себя, увлеклись процессомследствия. Им нужно было во что бы то ни стало установить: украл Юра готовальнюили не украл. Они три месяца занимались этим делом. Правда, они не вызвалисобаку, не вызвали никакой посторонней помощи, но они проверяли, допрашивали,подсылали и находили каких-то свидетелей, вели тайные разговоры и довели Юру доболезни. Наконец они стали требовать:
— Скажи, мы тебя не будемнаказывать.
Отец бил себя кулаком вгрудь:
— Пожалей меня, я хочузнать, вор у меня сын или не вор!
Про мальчика забыли. Отецстал главным объектом, его нужно было спасать от страданий. Пришли ко мне:
— Что дальше делать? Мытак не можем жить!..
Я с ворами имел много дела,и для меня воровство давно перестало быть самым страшным делом. Я попросилпривести мальчика ко мне. Я не всегда по глазам вижу, украл он или не украл, ноя сказал ему:
— Ты ничего не украл.Готовальни ты не брал и не позволяй больше задавать себе вопросов о готовальне.
А с родителями япоговорил особо:
— Бросьте об этомразговаривать. Готовальни нет, исчезла, кто бы ее ни украл. Вас мучит вопрос,вор у вас сын или не вор. Вы как будто читаете детективный роман, и вам хочетсязнать, чем кончилось, кто — вор. Отбросьте это любопытство. Дело идет о жизнивашего ребенка. И раньше мальчик что-то крал, и теперь, может быть, он украл.Эта наклонность есть у него, воспитывайте его. Но этот случай забудьте и немучайте себя и мальчика. В некоторых случаях как раз чрезвычайно важно, если выпроследите, что ребенок что-то украл, а если вы можете доказать это ичувствуете, что нужно поговорить, — поговорите. Но если у вас ничего нет, кромеподозрения, когда вы не уверены, что он украл, защищайте его от всех постороннихподозрений. Но сами будьте бдительны и усильте внимание к вашему ребенку.
Педагогическое поведениеи такт А.С. Макаренко дали возможность родителям понять поведение, смыслдействий и ребенка и своих.
Ситуация вторая.
Чрезвычайно важно, есливы проследите, что ребенок что-то украл, а если вы можете доказать это ичувствуете, что нужно поговорить, — поговорите. Но если у вас ничего нет, кромеподозрения, когда вы не уверены, что он украл, защищайте его от всехпосторонних подозрений. Но сами будьте бдительны и усильте внимание к вашемуребенку. Одна девочка в трудкоммуне, взятая мною из проституток, действительноукрала. Я вижу, что украла. Я вижу, что и ребята все уверены в этом, и онасмущается. Оставалось мне последнее слово сказать. Я знаю, что она так привыклакрасть, что для нее это так обычно, что, если мы скажем ей – как тебе нестыдно, на нее это не произведет впечатления. И я в совете командиров — а этосерьезные люди — сказал:
— Чего вы к ней пристали?Я убежден, что она не крала и у вас нет доказательств.
Они кричали, кричали, номое взяло верх. Отпустили ее. И что вы думаете? Эта девочка сначала страшнозаволновалась, посматривала на меня серьезно, с расстроенным видом. Она тожечеловек неглупый. Ведь дело ясное — как я так поверил, и неужели ей поверил ей,как я мог так поверить? Я играл или я так глубоко убежден? И когда я должен былдавать ответственные поручения, я давал ей. Так продолжалось месяц. Девочкапереживала боль моего доверия. Через месяц зашла ко мне, заплакала:
— Какое вам спасибо, какменя все обвиняли, вы один защищали меня. Все думали, что я украла, а вы одиндумали, что я не украла.
Я ей тогда сказал:
— Это ты украла, именно — ты, я прекрасно знаю это и знал. Вот теперь ты больше не украдешь. Я никому нескажу, и ты не украла, разговор между нами «замнем».
Конечно, она после этогововсе не крала.
Такие ходы — это ходы не лживые,они исходят из чувства меры, и они должны найти применение в семье. Не всегда всемье нужно злоупотреблять правдой. Всегда детям нужно говорить правду, в общемэто правильный закон, но в некоторых случаях приходится детям говоритьнеправду. В тех случаях, когда вы знаете, что он вор, но уверенности нет,скройте. А в некоторых случаях, когда вы убеждены и доказательства есть,сыграйте на вашем доверии. Это только чувство меры. Там, где вы касаетесьличности ребенка, там вы не можете выражать ваши чувства, ваше негодование,вашу мысль без меры.
Итак, А.С. Макаренкоутверждал, и это утверждение было им доказано на практике, что в воспитаниидолжны принимать участие двое – воспитатель и воспитуемый в равной мере, причемодин (воспитатель) обязан передать педагогические идеи через формы, средства иметоды воспитания, а второй (воспитуемый) должен иметь огромное желаниепринимать идеи воспитания.

Заключение
В основе современнойтеории семейного воспитания следует в большей мере акцентировать внимание наценностях активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства,общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства,ответственности перед собой, обществом и государством. При этом культурныеоснования теории семейного воспитания должны строиться с учетом идей плюрализмаи вариативности воспитательной практики, демократизации отношений субъектовучебно-воспитательного процесса, ответственности каждого гражданина игосударства в целом за воспитание детей и молодежи.
Оригинальность взглядаА.С. Макаренко на педагогику и воспитание, масштаб его влияния напедагогическую мысль и практику определяются прежде всего тем, что еготворчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегосямира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни,морально-психологического состояния общества и человека, молодого поколения.
Глубоко понимаясоциальную сущность педагогики и воспитания, А.С. Макаренко дал блестящийпример педагогического просвещения, массовости и многообразных формраспространения научно-педагогических знаний и опытно-практических достиженийвоспитания. Анализ теоретических работ А.С. Макаренко позволяет утверждать, чтоон обосновал целый ряд своеобразных показателей социальности воспитания,необходимых и в сегодняшнее время
Во-первых, выдающийсяпедагог предложил отказаться от традиционных взглядов на воспитание какявление, существующее в пространстве отношений воспитателя и воспитуемого. Онговорит о широкой стихии воспитания, «которая проводится не тольковоспитателями, но и всей нашей жизнью – каждым из вас над каждым из вас».Макаренко уверен, что два человека, проживающие вместе хотя бы неделю, уже воспитываютодин другого. Этим он аргументирует свою мысль о том, что воспитание –чрезвычайно широкое явление. Его трудно понимать как явление только детское, вособенности в Советском Союзе, где оно сделалось одним из широчайшихобщественных дел.
Во-вторых, критикуяпедологов, А.С. Макаренко резко возражал против превращения воспитанияподрастающих поколений в игрушку возрастных биологических, психологических идругих симпатий. С другой стороны, он не принимал и пустой коммунистическойфразеологии на этот счет, сводившейся к призывам следовать «коммунистическойнаправленности воспитания», разговорам о «политической бдительности» и т.п.Макаренко, следуя логике политического дискурса того времени, полагал, что целивоспитания должны быть социально обусловленными, а, стало быть,коммунистическими. Однако, развертывая эту общую цель, Макаренко говорит онеобходимости создания такого метода, который, будучи общим и единым, «в то жевремя дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранятьсвою индивидуальность». Мнение Макаренко относительно цели воспитанияинтерпретируется, чаще всего, как игнорирование интересов и потребностейребенка. С нашей точки зрения, известный педагог пытался учесть в целях,содержании, методе воспитания как позицию человека, так и позицию общества,отдавая пред почтение последнему.
В-третьих, общественныйхарактер воспитания обнаруживается в том, что оно является коллективистским. Всвязи с этим Макаренко подчеркивал: наш воспитанник, кто бы он ни был, никогдане может выступать в жизни как носитель некоего личного совершенства, толькокак добрый или честный человек. Он всегда должен выступать прежде всего какчлен своего коллектива, как член общества, отвечающий за поступки не толькосвои, но и своих товарищей. В этом, по нынешним меркам, «старомодном»высказывании содержится мысль, которую нельзя игнорировать и сегодня:воспитание призвано формировать человека, ответственного перед другими людьми,способного следовать общественному долгу. Вместе с тем сомнительны утвержденияМакаренко, о безусловном подчинении личности коллективу.
В-четвертых, заслуживаеттакже внимания замечание Макаренко о контроле общественного мнения надвоспитанием. Именно оно закаляет характер ученика, воспитывает волю, прививаетобщественно полезные навыки личного поведения. Как следствие, в ребенкерождается твердость, несгибаемость закаленного характера, воспитывается чувствогражданской чести, долга, сознание обязанности по отношению к другим людям.
В-пятых, показателемсоциальности воспитания по Макаренко выступает то обстоятельство, чтовоспитание осуществляется не только в государственном учреждении – школе, но ив основной ячейке общества – семье. Именно в семье, по его мнению,закладываются основы характера человека, создается фундамент его воспитанности.Семейное воспитание должно найти меру между нашей большой, отдающей себяобществу работой и нашим счастьем, тем, что мы берем от общества.
Итак, теоретическиеположения А.С. Макаренко, касающиеся социальной сущности воспитания, егообщественного характера не потеряли своей актуальности и в нынешних условиях.Они позволяют уточнить категориальный аппарат современной социальной педагогикии, на наш взгляд, смогут благотворно повлиять на процесс накоплениядостоверного знания в этой относительно новой научной дисциплине.
Практическое претворениев жизнь идей А.С. Макаренко, в том числе и этико-педагогических, не пройденныйэтап, а задача на будущее. Он — теоретик не прошлого, а будущего: воплощениеего комплексной воспитательной и этической программы связано с такимиусловиями, которые в значительной мере еще предстоит сформировать. А.С.Макаренко относится к педагогам, которые идут впереди своего времени, потомучто основополагающая идея его этической концепции — общественная ответственность,строящаяся на взаимности личности и коллектива. Его система воспитания вышеэтического рационализма в обычном его понимании. Она может быть реализованнойлишь в условиях такого типа социальной организации, где школа будеторганической частью жизненной практики, а не изолированной ее формой.
Взгляды А.С. Макаренко — этика педагогики дня сегодняшнего и будущего, так как нормы «новогочеловечества», о котором он мечтал, спрессовавшие в себе надежные,общепризнанные гуманистические ценности, находятся еще в стадии формирования.Ныне мы нередко являемся свидетелями утраты моральной выдержки, ослабленияморальных устоев, проявлений своеобразного морального разложения. Чтобыпреодолеть их, обрести веру в смысл человеческой жизни, необходимо мобилизоватьвсю творческую энергию и силу воли личности. Человек, как и предлагалА.С.Макаренко, должен принимать участие в развитии цивилизации на всех ееглавнейших уровнях (личная жизнь — экономика — общественная жизнь — культура),должен ощущать себя лично ответственным за все, что ему дорого, что для неговажно. Человек сегодняшнего дня и будущего — это человек высокой общественнойответственности, всесторонне развитый, свободный, в арсенал ценностей котороговойдет и этика А.С. Макаренко.

Литература
 
1.   Анзорг, Л.С. Детии семейный конфликт: Учебное пособие / Л.С. Анзорг – М.: Просвещение 1987.200с.
2.   Белогуров, А.Ю.Семья как социальная ценность современного мира: Учебное пособие / А.Ю.Белогуров – М.: Логос 2000. 280с. – ISBN 5-886873.
3.   Вигман, С.Л.Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / С.Л. Вигман – М.: Академия2000. 208с. – ISBN 5-88439-097-1.
4.   Григорович, Л.А.Педагогика и психология: Учебное пособие / Л.А. Григорович – М.: Просвещение2003. 475с. – ISBN 5-469-01027-9.
5.   Выготский, Л.С.Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л.С. Выготский – М.: Академия2006. 512с. – ISBN 5-468-01034-8. Выготский, Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. — М.:Просвещение, 1991.
6.   Кулик, Л.А.Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик – М.: Просвещение 2003.175с. – ISBN 5-222-10169-7.
7.   Ковалев, С.В.Психология современной семьи: Учебное пособие / С.В. Ковалев – М.:Просвещение 1999. 270с. – ISBN5-223 1056-5.
8.   Лесгафт, П.Ф.Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт –М.: Просвещение 1992. 200с. – ISBN5-305-00100-5.
9.   Макаренко, А.С.Книга для родителей: Учебное пособие / А.С.Макаренко – М.: Педагогика, 1981.300с.
10. Макаренко, А.С.Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко – М.: Педагогика 1984. 380с.
11. Макаренко, А.С.Проблемы воспитания в советской школе: Учебное пособие / А.С.Макаренко – М.:Педагогика 1984. 300с.
12. Макаренко, А.С.Семья и воспитание детей: Учебное пособие / А.С.Макаренко – М.: Педагогика1984. 200с.
13. Макаренко, А.С.Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: Учебное пособие/ А.С.Макаренко – М.: Знание 1984. 400с.
14. Немов, Р.С.Психология: Учебное пособие / Р.С.Немов – М.: Академия 1995. 492с. – ISBN 5-469-0228-7.
15. Попиловский, Я.В.Помощь родителям в воспитании детей: Учебное пособие / Я.В.Попиловский – М.:Слово 2006. 500с. – ISBN5-7695-0634-1.
16. Харламов, И.Ф.Педагогика: Учебное пособие / И.Ф.Харламов – М.: Гардарики 2002. 200с. – ISBN 5-7694-0523-5.
17. Сухомлинский,В.А. Собрание сочинений: Учебное пособие / В.А.Сухомлинский – М.: Логос 1999.400с. – ISBN 5-469-0273-2.
18. Спиваковская,А.С. Как быть родителями: Учебное пособие / А.С.Спиваковская – М.: Академия2001. 306с. – ISBN 5-7695-1950-4.
19. Эльконин, Д.Б.Детская психология: Учебное пособие / Д.Б.Эльконин – М.: Академия 2000. 356с.– ISBN 5-7498-1750-6.
20. Ушинский, К.Д.Собрание сочинений: Учебное пособие / К.Д. Ушинский – М.: Просвещение 1982.500с.
21. Фролов, А.А.Макаренко в СССР, России и мире: Учебное пособие / А.А.Фролов – М.: Академия2001. 417с. – ISBN 5-7496-16320-7.
22. Хямяляйнен, Ю.В.Воспитание родителей: Учебное пособие / Ю.В.Хямяляйнен – М.: Просвещение1993. 190с. – ISBN 5-7692-1703-8.
23. Фромм, А.К.Азбука для родителей: Учебное пособие / А.К.Фромм – М.: Академия 2000. 218с.– ISBN 5-7684-1902-7.
24. Андреева, И.Н.История образования за рубежом и в России: Учебное пособие / И.Н.Андеева – М.: Академия 2001. 416с. – ISBN5-7695-0657-1.
25. Джуринский, А.Н.История образования и педагогической мысли: Учебное пособие / А.Н.Джуринский –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС 2003. 400с. – ISBN5-305-00100-5.
26. Константинов,Н.А. История педагогики: Учебное пособие / Н.А.Константинов – М.: Просвещение1982. 447с.
27. Макаренко, А.С.Педагогическая поэма: Учебное пособие / А.С.Макаренко – М.: Слово 1976. 624с.
28. Кравченко, И.В.Совершенство в семье: Учебное пособие / И.В.Кравченко – М.: Академия 2003.268с. – ISBN 5-7684-0345-4.
29. Лазарев, А.А.Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев – М.: Академия 2005. 314с.– ISBN 5-7634-0721-6.
30. Мироненко, Л.С.Пойми ребенка: Учебное пособие / Л.С.Мироненко – М.: Просвещение 2006. 278с.– ISBN 5-7652-0891-5.
31. Филимонов, К.Н.Моя семья: Учебное пособие / К.Н.Филимонов – М.: 2003. 324с. – ISBN 5-305-02312-2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.