Реферат по предмету "Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство"


Развитие предпринимательства в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ
К У Р С О В А Я   Р А Б О Т А
по экономической теории
НА ТЕМУ: Развитиепредпринимательства в Республике Беларусь


Выполнил
СтудентГЭФ, 1 курса
гр.ГБ-11                                   АгиенкоД.Г.

Проверил
Руководитель:                        ДовгяллоА.В.
Ассистент
Гомель,2001
Содержание
Введение………………………………………………………..3
1 Содержание ипризнаки предпринимательства
1.1Экономическая природа предпринимательства…..……...5
1.2 Цели и мотивы предпринимательскойдеятельности…..13
1.3Социально-экономическая эволюция предпринимательства………………………………………………15
2 Виды,субъекты и формы предпринимательства………….18
3Государственная поддержка предпринимательства………22
4 Оценкаэффективности деятельности субъектов малого предпринимательства в РБ
4.1 Анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь……………………………………………………………….25
4.2 Показатели развития малого и среднегобизнеса             в РеспубликеБеларусь……….……….……………………………28
     Заключение………………………………….……………………35
Списокиспользованной литературы­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­…………………………….38Введение
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современнойэкономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкоераспространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. Запоследние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников.В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций ипредприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную частьбелорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основнойзадачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает всебя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационнойоснове и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результатысвоей деятельности.
Общественный характер предпринимательства означает не только деятельностьучаствующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализоватьприсущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность такихусловий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которойявляются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическаясвобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателяналичие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем илииным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическаясанкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованностьвыступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий дляприсвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода  является определяющим условиемпредпринимательской среды.
Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономи­кепредпринимательского типа. Создание условий для развития предпринима­тельстваявляется важнейшей составляющей трансформационных изменений переходнойэкономики. В этой связи выявление сущностных признаков и зако­номерностейразвития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
     1 Содержание и признаки предпринимательства
    
1.1 Экономическая природа предпринимательства
Исследование предпринимательства нашими учёными начато совсем недавно.Идеологическая цензура десятилетиями не пропускала данный термин. Только сначалом так называемой политики перестройки стали появляться монографии истатьи, однако и в эти годы научный подход к данной проблеме был ещёневозможен. Работы содержали или откровенную апологетику советской экономическойсистемы, или попытки её реанимировать путём воспитания у хозяйственных кадровпредприимчивости, или обоснование возможности соединения существовавшейадминистративной системы с рынком, предпринимательством [2, с. 95].
С принятием в 1991г. Закона РБ “О предпринимательстве в РБ”, в которомопределено, что предпринимательство представляет собой самостоятельнуюинициативную деятельность граждан, направленную на получение прибыли илиличного дохода и осуществляемую от своего имени, на свой риск и под своюимущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственностьюридического лица, каждый мыслящий инициативный человек имеет неограниченныевозможности для самоутверждения личности, раскрытия своих способностей ипотенциала [11].
Предпринимательство    служит    предметом изучения многих дисциплин. Отсюдаи множест­венность его трактовок и определений. Сущ­ность жепредпринимательства, как экономичес­кой категории, обусловлена его природой ипризнаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностьюхозяйствующих субъектов реаги­ровать на потенциальный источник выгоды.
Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным рискоми направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность,ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собствен­ности.
 Предпринимательская деятельностьвыступает как одна из форм бизнеса и осуществляется в различных его сферах. Всоответствии с Законом Республики Беларусь “О предпринимательстве” предпринимательствоопределяется как самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленнаяна получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, насвой риск и под свою имущественную ответственность, или от имени и под имущественнуюответственность юридического лица (предприятия) [12, c.5].
По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано срыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяй­ственнойдеятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгодув процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не явля­ется источником предпринимательства.Он становится таковым, когда превра­щается в составное звено единогохозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющейфункцией хозяйствующих субъектов. Товар­ное производство исторически игенетически является исходным пунктом пред­принимательства. Обмен же,во-первых, стимулирует поиск новых возможно­стей, т.е. инициативу. Во-вторых,именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник возможной выгоды,являющейся одновременно и моти­вом, и оценкой успеха предпринятой иминициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами,предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную. В четвертых,как механизм удовлетворе­ния общественных потребностей, обмен обусловливаетобщественный характер предпринимательской деятельности.
Экономическая природа предпринимательства характеризуется через егопризнаки: инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинированиефакторов производства, новаторство.
Сектор малого и среднегопредпринимательства охватывает различные виды производственной деятельности итипы работ, отвечающих широкому спектру возможностей рынка, что затрудняет какую-либоуниверсальную систематизацию или готовое сравнение деятельности предприятий,подсекторов или стран. Анализ проблем сектора малого или среднегопредпринимательства ещё более осложняется в связи с различиями в официальныхопределениях мелких предприятий и используемой терминологии [13, с.29].
Предпринимательство — инициатив­ная деятельность. Постоянное стремление кпоиску нового, будь то производство новых товаров или освоение новых рынков,одним словом, поиск новых воз­можностей извлечения выгоды — отличительная чертапредпринимателя. Пред­принимательская инициатива — это стремление к реализациивозможностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегосяк взаимной выгоде участников этого процесса. Предпринимательство следует ас­социироватьне с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворенияобщественных потребностей — с «духом ненасильственногоприобретательства».
Хотя инициатива является свойством человеческой натуры, проявление ее вкачестве функционального признака предпринимательской деятельности обусловленосамой природой рыночного хозяйства. Инициируя свои начина­ния, любойпредприниматель, несомненно, опирается на обладание некими преимуществами, дающимиему уверенность в успехе. Такие преимущества мо­гут быть извлечены из самойрыночной среды, к примеру, из-за асимметрии ин­формации. Лица, обладающиебольшей информацией, получают известные пре­имущества, что и порождаетинициативу как стремление использовать их к соб­ственной выгоде.
Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Когда уровеньрегламентации предпринимательской деятельности слишком высок, инициатив­наяактивность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В этом смысле созданиеусловий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования — ключевая задачаперехода к предпринимательству.
Однако асимметрия информации создает и известную неопределенность вдеятельности предприни­мателя. Неопределенность возникает как в связи с чисторыночными свойства­ми — изменение конъюнктуры, цен и предпочтений потребителей,так и в силу специфики предпринимательства, выраженной, прежде всего, в непредсказуе­мойреакции рынка на предлагаемые решения. Таким образом, вся окружающаяпредпринимателя действительность представляется в виде неподвластной емунеопределенности, что и порождает коммерческий риск.
Хотя риск и является органической компонентой предпринимательскойдеятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску.Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и своюпользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческиекачества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждениезаставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому       величина принимаемого им на себя рисканапрямую зависит от вероятного увеличения дохода.
Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается натрезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление куспеху здесь всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающаяриск хозяйственная ответственность ставит перед предпринима­телем задачу овладенияриском и управления им. И если упразднить рыночную неопределенность не в силахпредпринимателя, то снизить риск ему вполне мод силу. Наиболее известныммеханизмом снижения риска является страхование, позволяющее трансформироватьриск в незначительные дополнительные из­держки. Проблема, однако, состоит втом, что новаторский характер предпри­нимательской деятельности чрезвычайнозатрудняет достоверную оценку веро­ятного риска, сужая, тем самым, возможностиприменения страхования именно в сфере предпринимательства. Предпринимательскаяже инициатива, наоборот, предполагает создание новых, ранее не встречавшихсяситуаций, вероятный исход которых оценить очень трудно, а порой невозможно.Следовательно, воз­можности для страхования именно предпринимательскойдеятельности снижа­ются. Другой способ снизить риск — это разделить его сдругими заинтересо­ванными лицами. Между тем, способствуя снижению риска(возможные потери для отдельного участника), этот способ подрывает предпринимательскуюмоти­вацию, так как предпринимательский доход будет разделен среди участниковпредприятия.
Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску ижеланием снизить степень риска, может быть разрешено путем созда­ния системы управления риском. В самом общемвиде такая система должна включать:
ü 
ü 
Риск как свойство предпринимательской деятельности характеризует нетолько специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение.Присутствие риска заставляет предпринимателя скрупулезно анализи­роватьварианты возможных альтернатив, выбирая лучшие и наиболее перспек­тивные изних, что ведет к прогрессивным сдвигам в производительных силах и росту эффективностиобщественного производства. С другой стороны, присут­ствие риска впредпринимательской деятельности требует применения в отно­шении ееопределенных ограничений и регламентации.
Стремясь к повышению доход­ности ресурсов, предприниматель прибегает кнаиболее рациональным спосо­бам их применения. Наиболее очевидной формойповышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение нарынки, где их альтерна­тивная ценность больше и они принесут больший доход.Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитражирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевойдеятельности. При всем различии форм проявления для него характерны:
а) использование неравновесных рыночных ситуаций как ис­точника новыхвозможностей;
б) стремление к рационированию распределения ресурсов как источникудополнительного дохода;
в) содействие установлению рыночного равновесия через перераспределениеблаг. Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения — лишьобщая формула более слож­ного по содержанию процесса повышения эффективностииспользования ре­сурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышенияэффектив­ности применения ресурсов является комбинирование факторов производства.Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факто­ровпутем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производст­ва,предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применениюресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает по­ступательный ходобщественных производительных сил. В процессе индустриа­лизации экономики комбинированиена основе «принципа замещения» стано­вится определяющим фактором извлечениядохода, а «дух рационализма» про­низывает все содержаниепредпринимательства и отождествляется с ним.
В то же время было бы непростительным упущением сводить суть ком­бинированиятолько к вопросу эффективности использования ресурсов. Пред­принимателькомбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечиваю­щих устойчивостьсамой предпринимательской структуры. Когда рыночный ме­ханизм по каким-либопричинам: дефицитность ресурсов, нестабильности по­ставок, трудности контроляпо выполнению обязательств не обеспечивает долж­ного уровня, предпринимательначинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельныеэлементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации,изменяя характер механизма перераспре­деления ресурсов. Поэтому содержаниефункции комбинирования шире «прин­ципа замещения», а само оно можетвыступать фактором преобразования меха­низма распределения ресурсов.
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности
Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельностьнаправлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предпринимательпринимает на себя имуще­ственный риск не из благотворительных побуждений.Выраженный в доходе материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельно­сти. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результатпред­принимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представля­етсярезультатом лучшего использования факторов производства. Поэтому раз­личногорода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестведоходов от предпринимательства. В реальной действительности пред­принимательскийдоход представляется в форме экономической прибыли, вы­ступающейнепосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цельпредпринимателя?
С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизиро­ватьсвою прибыль была введена в научный оборот, она не однократно подвер­галасьразличного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической организациифирм произошло рассредоточение функциональных признаков предпринимательствасреди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже подвлиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в реализациипредпринимательской функции, и не может выра­жаться в терминах максимизации. Сдругой стороны, предприниматель не мо­жет не реагировать на внешниевоздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагаетконкретизацию и дифференциацию це­левых установок на краткосрочные, среднесрочныеи долгосрочные. В ко­нечном счете все это приводит к модификации целевыхустремлений предпри­нимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объемапродаж или освое­ние нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения вотрасли или экономический рост фирмы.
Это не означает, что прибыль утрачивает роль целевого ориентира пред­принимательства.Хотя целевые установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влияниемвнутренних и внешних факторов, любая из них до­пустима при одном непременномусловии — обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно иобусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессепредпринимательства. Прибыль является ис­точником дохода предпринимателя иразвития фирмы, служит показателем эф­фективности использования ресурсов иоценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическимстимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же,занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.
Таким образом, как управленец-хозяйственник предприниматель стре­мится кобеспечению стабильных условий для реализации и развития своейпредпринимательской функции. С этой стороны его задача состоит в уравнове­шиванииразнонаправленных сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскуюфункцию в долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника,он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов,выражающуюся в максимизации прибыли. Разреше­ние этого противоречия может иметьсамые разные формы, но все они, в ко­нечном счете, сводятся к обеспечениюприемлемой нормы прибыли. Удовлетво­ренность прибылью означает не что иное, каккомпромисс между различными сторонами предпринимательской функции.
1.3 Социально-экономическая эволюция предпринимательства
Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-тоокончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма,расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктомрыночно­го хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходнымпунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность.Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы нарынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствиймежду спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценахперемещае­мых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональноесо­держание предпринимательства ограничивалось использованием возникавшихрыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокойстепенью риска.
По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, осо­беннос переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сфе­ройприложения предпринимательства становятся отрасли материального про­изводства.Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболеерациональной комбинации применяемых факторов производства ста­новится условиемпредпринимательского успеха. Усложнение деятельности по­влекло за собойусложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение.Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.
Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нема­териальнойдеятельности, динамичности и социализации производства устано­вила иныеориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предприни­мательскойдеятельности становится не приспособление к меняющимся услови­ям, а способностьпреобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развитияобщественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, арационализация самой формы и способа хозяйство­вания выступает ключевым моментомдеятельности предпринимателя. Пред­принимательство все в большей мереохватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функцияможет раскрыться наиболее пол­но, становясь, в то же время, коллективновыполняемой функцией. Работая на перспективу, предприниматель не можетруководствоваться текущими целями. Его устремления приобретают стратегическийхарактер, а главной целью стано­вится не максимизация частного результата, аобеспечение финансовой ус­тойчивости предпринимательской организации. Достичьуказанного результата можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации,что преду­сматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех егоучастников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной интеграции.
По мере эволюции предпринимательства менялась и его социальная оценка.Оформившаяся еще в античное время и позднее закрепленная в догма­таххристианства печать морально-этической неполноценности предпринима­тельскойдеятельности как «греховной» и «недостойной», довлела надней в течение столетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, сего размеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность, на­правленнаяна изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься иначе. Со становлениеминдустриального типа производства, когда рациональ­ное использование ресурсов иноваторство определяющими факторами устойчивого экономического роста, общественноевосприятие предприниматель­ской деятельности становится более адекватным.Конечно, было бы ошибкой видеть в предпринимательстве некую подвижническуюдеятельность. Однако, столь же несправедливо было бы акцентировать вниманиелишь на его приоб­ретательской мотивации, упуская из виду выполняемую имсозидательную рабо­ту.
2 Виды, субъекты и формыпредпринимательства в малом бизнесе
    Выделяют следующие виды предпринимательской деятельности:
ü   
ü   
ü   
Производственноепредпринимательство распространяется в основном на производство и потреблениетоваров и услуг, коммерческое – на их обмен, а финансовое – на обращение, обменстоимостей.
В сознании многих советских людей сложился стереотип негативныхпредставлений о частном коммерческом предпринимательстве как об  антиобщественной, нетрудовой ипротивозаконной деятельности, прозванной в народе спекуляцией. Такое представлениеимеет исторические корни.
В условиях острейшего дефицита на многие товары и услуги работникигосударственной торговли реализуют по повышенным ценам товары, которые должны  продаваться по государственным ценам. В этомслучае предприниматель получает дополнительную плату за реализацию данной продукции,а по существу взятку за продажу дефицитного товара [1].
Подобная деятельность должна преследоваться и наказываться. Но несовершенствои даже отсутствие законодательного обеспечения правовых норм коммерческогопредпринимательства не позволяет провести чёткую грань между законной ипротивозаконной коммерцией.
Коммерческое предпринимательство включает:
ü 
ü 
ü 
ü 
ü 
ü 
ü 
Финансовое предпринимательство относится к особым видампредпринимательства. Объектом купли-продажи здесь является специфический товар– деньги, валюта, ценные бумаги.
Общая схема финансовой предпринимательской сделки похожа на схемукоммерческой сделки, но только товаром становятся деньги, валюта, ценныебумаги. Специфичным видом финансового предпринимательства является выпусксобственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг. Этиценные бумаги предприниматель продаёт, размещает в качестве финансового товара,в чём и заключена суть его предпринимательской деятельности.
 Подобная форма предпринимательствапригодна в основном предпринимателей предприятий, а не для отдельных граждан,хотя в будущем она может  получитьширокое распространение в стране.
Предпринимательство может осуществляться:
ü  
ü  
ü  
ü  
Право распоряжаться государственной формой собственности соответствующимминистерствам и ведомствам и ведомствам республики. Но государство и его органыне несут ответственности по обязательствам государственного предприятия.Предприятие, в свою очередь, не отвечает по обязательствам государства и его органов.
Однако предприятие любой формы собственности равно как любойпредприниматель несёт ответственность за несоблюдение требований и норм порациональному использованию, восстановлению и охране природных ресурсов, атакже возмещает ущерб, причинённый в результате его деятельности.3 Государственная поддержка предпринимательстваВреспублике гарантируется:
ü   
ü   
ü   
ü   
Для повышения эффективности и широкого распространенияпредпринимательской деятельности государство создаёт информационные,консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другиефонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.
Причины, по которым небольшие предпринимательские коллективы (безспециальных мер государственной поддержки) не могут быть равноправными иравносильными конкурентами крупных товаропроизводителей следующие:
ü 
ü 
ü 
Учитывая эти и другие обстоятельства, в РеспубликеБеларусь разработана Государственная и региональные программы поддержкипредпринимательства, образован Белорусский фонд финансовой поддержкипредпринимателей. Программа включает:
ü 
ü 
ü 
Средства Белорусского фонда финансовой поддержкипредпринимателей формируются за счёт:
ü 
ü 
ü 
ü 
ü 
Фонд осуществляет:
ü 
ü 
ü 
Вмешательство государственных или иных органовлибо их должностных лиц в деятельность предпринимателя не допускается, кромекак по установленным законодательством основаниям и в пределах компетенцииуказанных органов. Предприниматель имеет право обращаться в суд или хозяйственныйсуд с заявлением о признании недействительными и правомерными актов государственныхи иных органов либо действий должностных лиц, касающихся его деятельности [8].
Убытки, причинённые предпринимателю врезультате выполнения указаний государственных или иных органов возмещаются этимиже органами. Споры о возмещении убытков решаются судом в соответствии с егокомпетенцией [14].
4 Оценка эффективности деятельности субъектов малогопредпринимательства в Республике Беларусь
4.1 Анализ состояния предпринимательства в РБ
Каково оно, лицо частного бизнеса Беларуси?Уверенное и целеустремлённое, или испуганное и обречённое? Каковы его проблемы:  сбыт, технологии, конкуренции, налоги, контролёрыили бандиты? Кто ему друг: западный инвестор, предпринимательские союзы –независимые и пропрезидентские – или налоговик, местный чиновник и политик? [5, с.11]
Мировой опыт развития малого бизнеса показалбольшую эффективность микрокредитования, которое является особо актуальным дляначинающих предпринимателей. Нормативная база и проект микрокредитованияразрабатывались совместно с Программой ООН и правительства Республики Беларусь.Финансирование данной программы будет осуществляться как за счёт средств белорусскойстороны, так и за счёт привлечения средств иностранных “доноров”. В настоящее время приступил к реализации микрокредитованияБелорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей [7, с.21].
В Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше 78тыс. юридических лиц негосударственной собственности(в том числе около 23 тыс.малых предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образованияюридического лица.
Президент отметил, что некоторыенегосударственные предприятия работают эффективнее, чем государственные. Этокасается таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности,темпы прироста инвестиций в основной капитал, темпы роста подрядных работ, доляубыточных предприятий. Результаты работы предпринимательского сектора в полторараза лучше, чем в государственном секторе. И подобную положительную тенденциюнадо развивать.
Среди факторов, удерживающих предпринимателейот желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение –отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всехсоциально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях иучреждениях довольно низкие [8, c. 11].
По данным на 01.01.2000г. в республике работало26787 малых предприятий негосударственной формой собственности, что на 11,3%больше, чем в 1998г.; количество частных предприятий за этот период возросло на2,9% и составило 5042 ед. Продолжается процесс формирования и развитияинфраструктуры поддержки малого предпринимательства [5]
Удельный вес убыточных предприятий на01.01.2000г. составил 17,1%, что на 0,9 процентного пункта больше, чем на01.01.1999г. Это самая высокая доля убыточных предприятий за последние 4 года[5].
К разряду факторов непосредственного сниженияжизнеспособности малых предприятий руководители относят неблагоприятный климатдля бизнеса, отсутствие правовой защиты предпринимательства, несоблюдениедействующего законодательства, произвол властей, высокие налоги, некомпетентностьчиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.
Негативное влияние на рост численностисубъектов хозяйствования оказала приостановка регистрации (перерегистрации)субъектов хозяйствования в 1999г. и выход Декрета Президента РБ от 16.03.1999г.№11 “Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования”,исполнение которого было затруднено отсутствием механизма реализации.Значительно осложнилась деятельность предпринимательских структур, функционирующихв сфере предпринимательства, в связи с введением рентного сбора, при реализациивнешнеторговых товарообменных операций, выплачиваемого по факту завоза сырья,материалов (продукции). При высокой инфляции это приводит к существенному сокращениюоборотных средств предприятий.
Анализ структуры малого предпринимательствапоказывает ряд негативных тенденций. В структуре малого бизнеса в период с 1991по 1999 сократилось количество предприятий, занятых в науке и научномобслуживании сельского хозяйства. Относительно стабильно увеличивалось числосубъектов малого предпринимательства в торговле, посредничестве и сфере услуг –с 7,7% в 1991г. до 48% в 1999г., в то время как доля промышленных предприятий,возросшая по сравнению с 1998г. на 1,7 пункта, по прежнему остаётся в 3 разаменьше. Преимущественная специализация малых предприятий в области торговли ипосреднических услуг является следствием невостребованностималых предпринимательских форм в качестве субподрядчиков крупных промышленныхструктур [4, с. 43].
Все мероприятия государственной программы,необходимой для осуществления задач поддержки малого предпринимательства, сучётом значимости и последовательности можно объединить в три блока:
ü  создание благоприятной для малого бизнеса внешней среды;
ü  содействие решению основных проблем малых предприятий;
ü  ориентация малых предприятий на решение приоритетныхпроблем конкретных территорий.
4.2 Показатели развития малого и среднегобизнеса в Республике Беларусь
Выявлен ряд негативных тенденций, влияющих наформирование предпринимательства:
ü  преимущественная ориентация предпринимательских структур надеятельность в


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.