Реферат по предмету "Культура и искусство"


Анатомия культуры

Введение
 
Тема реферата «Анатомия культуры» по дисциплине «Культурология».
Цель работы – рассмотреть понятия трехмерной модели культуры,«духовной» и социальной культур.


1. Трехмернаямодель культуры
 
1.1 Теориии модели в науке
В культурологии, как и в других науках, следует различать эмпирическоеи теоретическое знание.
Основным средством добычи эмпирического знания в культурологииявляются наблюдения. Данные наблюдений собираются в этнографическихэкспедициях, имеющих целью изучить малоизвестные этнические культуры, вопросах, беседах, интервью, в непосредственном изучении различных явленийкультурной жизни общества – произведений искусства, обрядов, ритуалов и т.д.Большое значение в сборе фактического материала, образующего эмпирический слоикультурологических знаний, имеет изучение исторических источников – архивныхдокументов, мемуаров, археологических находок и пр.
Но научное знание на эмпирическом уровне дает, главным образом,лишь феноменологическое описание изучаемых явлений. Феноменологическое описаниеконстатирует факты, не объясняет их. Чтобы понять сущность изучаемых явленийнеобходимо перейти на теоретический уровень познания. Характерной особенностьюнаучных теорий является то, что в них создаются только схематические образыизучаемых явлений. В теории выделяются и описываются лишь их наиболее важные,существенные черты (например, «идеальный газ» в физике).
Учитывая сказанное, попробуем использовать в качестве вспомогательногосредства описания культуры ее трехмерную «физико-геометрическую» модель, вкоторой она уподобляете «веществу», заполняющему «культурное пространство.
 

1.2 Трехмернаямодель культуры
 
Культурное пространство – это пространство, образованное множествомфеноменов культуры, переплетающихся и взаимодействующих друг с другом.
Продолжая аналогию культурного пространства с физическим, выделимв нем три измерения – в соответствии с основными типами смыслов, содержащихся всоциальной информации.
Этими типами смыслов являются:
1) знания,
2) ценности,
3) регулятивы.
Им соответствуют три взаимопересекающиеся «координатные оси»:
1) «когнитивная»,
2) «ценностная»,
3) «регулятивная».
В составе культурного мира обычно выделяют в качестве важнейшейего части область духовной культуры. Эта область включает в себя такие культурныеформы, как религия, искусство, философия. Характерной чертой всех форм духовнойкультуры является то, что в них на первом плане находится сочетание знаний иценностей. Это не значит, что регулятивные парадигмы в духовной культуреотсутствуют. Но нетрудно заметить, что конечной целью созидательнойдеятельности в области духовной культуры являются знания и ценности, тогда какрегулятивы играют вспомогательную роль, выступая, главным образом, лишь каксредства (способы, методы) создания духовных ценностей.
Аналогичным образом в культурном пространстве выделяется совокупностьформ культуры, которые определяют социальные отношения людей, их взаимодействиев обществе. Сюда относятся нравственная, правовая, политическая культура. Вэтих формах культуры фиксируются социальные ценности и идеалы, а также общиерегулятивы поведения, движимого стремлением к ним. Совокупность таких формобразует область культуры социальных отношений, или, короче, социальнойкультуры. Разумеется, в социальной культуре нельзя обойтись без знаний. Однакознания выступают здесь лишь как средства для выработки принципов и нормповедения людей в обществе, их совместной жизни, взаимодействия и деятельности.Главное же содержание социальной культуры – регулятивы, ценности и идеалы.
Наконец, в культуре существует еще одна область, технологическойкультуры. Последняя понимается здесь в самом широком смысле – как культураосвоения и обработки любого материала, культура исполнения, изготовления,получения чего-либо. Знания и регулятивы являются необходимыми и важнейшимиэлементами технологической культуры. Ценности же отходят здесь на второй план:ради каких ценностей создается и пускается в ход технология – этот вопростехнологическая культура сама по себе не решает. Он должен решаться вне ее. Иботехника, если развитие ее становится самоцелью, может стать враждебной человекусилой.
X – «когнитивная» ось У – «ценностная» ось2 – «регулятивная» ось
/>
Духовная, технологическая и социальная культура – не обособленныедруг от друга «секторы» или «части» культурного пространства. В абстракции мыможем рассматривать и анализировать их по отдельности.
В каждой часть культурного пространства присутствуют еще два слоя:житейских и логических, рациональных знаний.
1.3 Сфера житейских знаний
Житейские знания возникают в непосредственном взаимодействии людейс окружающей средой и отражают явления действительности в понятиях, имеющихпростое, наглядное и конкретное значение. Житейскому познанию чужды абстракциии лишенные наглядности логические конструкции, уводящие человеческую мысль вмир «высоких материй», которые недоступны ощущению.
1.4 Особенности житейского знания
Житейское знание не систематизировано. Оно включает в себя необъятнуюмассу сведений, многие из которых получены случайно, логически между собоюникак не связаны и зачастую противоречат друг другу.
моделькультура духовный мораль
1.5 Особенности рационального и иррационального мышления
– Рационалист считает, что человеческое познание основываетсяна опыте и разуме. Он стремится решать проблемы, обращаясь к фактам и логике, ане к страстям, эмоциям, инстинкту и т.п.
– Рационалист придает большую ценность научному знанию
– Рационалист отказывается считать без всякой проверкиистинными сведения, полученные неизвестными или необъяснимыми путями.
– Рационалист считает возможным критическое обсуждение любоговопроса, расположен выслушивать критику и под влиянием ее готов пересматриватьсвои представления.
Иррационализм – это антирационалистическая позиция.
Мышлению иррационалиста свойственны следующие черты:
– Иррационалист убежден, что в мире действуют недоступныечеловеческому разумению, непонятные, но могущественные силы, определяющиесудьбы людей и вообще все происходящее.
– Иррационалист полагает, что разум не является высшейпознавательной способностью человека.
– Иррационалист скептически, а подчас даже с пренебрежениемотносится к науке, ее достижениям и возможностям.
– Иррационалист считает, что все действительно важное изначительное в человеческой жизни – выше разума.


2. О смысле понятия «духовная культура»
 
2.1 Некорректность противопоставления духовной и материальнойкультуры
Вошло в традицию разделять культуру на «духовную» и «материальную».Однако это разделение далеко не столь очевидно, как это могло бы показаться спервого взгляда.
Одни относят к «духовной» культуре то, что удовлетворяет духовныепотребности людей, а к «материальной» – то, что удовлетворяет их материальныепотребности. Но существует множество вещей, которые могут одновременно служитьудовлетворению и тех и других потребностей: изделия прикладного искусства,поездка на курорт и пр.
Другие называют «духовной культурой» созданные человеком духовныеценности, а «материальной культурой» – изготовленные человеком вещи,материальные предметы «Памятники материальной культуры» можно было бы с неменьшим правом именовать также и «памятниками духовной культуры»: ведь онивообще являются предметами культуры только потому, что представляют собою«тексты», из которых археолог извлекает содержащуюся в них социальнуюинформацию.
Третьи понимают под «духовной культурой» сферу духовной жизниобщества – религию, искусство, философию и т.д., а под «материальной культурой»– сферу материальной жизни, производства и потребления материальных благ.Специфика культуры теряется. А она состоит в том, что культура естьзакодированная в разнообразных знаковых формах социальная информация, т.е.«информационное обеспечение» жизни людей, а вовсе не вся их жизнь.
Итак, разграничить и противопоставить друг другу «духовную» и «материальную»культуру как две особые области культуры невозможно.
Область духовной культуры следует отделять не от «материальной»культуры, а от культурных форм, ориентированных на практическую регуляциюповедения людей, т.е. от технологической и социальной культуры. Областьдуховной культуры обретает более или менее определенные контуры, когда к нейотносятся лишь такие культурные формы, которые ориентированы, главным образом,на выработку знаний, ценностей и идеалов, будучи менее других нацелены нанепосредственное обслуживание практических нужд человека. Мифология, религия,искусство, философия – вот основные формы духовной культуры.
Духовная культура обладает некоторыми важными чертами, отличающимиее от других областей культуры.
1. В отличие от технологической и социальной культуры духовная культуранеутилитарна.
2. В духовной культуре человек по сравнению с другими областями культурыполучает наибольшую свободу творчества.
3. Творческая деятельность в духовной культуре ведет к тому, что онастановится особым духовным миром, созданным силой человеческой мысли.
4. Духовная культура – наиболее чувствительная, наиболее чутко реагирующаяна внешние воздействия область культуры.
Миф – зародыш всей духовной культуры.
Характерные черты мифа:
1. Отождествление фантазии с реальностью;
2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме;
3. Эмоциональная насыщенность;
4. Связь с магией.
Существуют определенные принципы, в соответствии с которыми человеческаямысль рождает миф.
– Первый из этих принципов – принцип антропоморфизма («человекоподобие»).
– Второй принцип мифологического мышления – это «законсопричастности».
Социокультурные функции мифа:
– Функция стереотипизации;
– Функция компенсации;
– Функция символизации.
Современные мифы вбирают в себя элементы, заимствованные из другихкультурных форм, в том числе и из науки. Они часто не столь образны, какдревние мифы, хотя, как правило, сохраняют характерную для мифов наглядность,простоту, доступность для обыденного сознания.
В составе современной мифологии можно выделить несколько основныхее форм:
– «Старые» мифы.
– «Новые» мифы.
– «Обновленные» мифы.
– Мифологемы.
– Идеологические мифы.
2.2 Мифология и религия
Основные элементы религии:
1. Вера в Бога
2. Эмоциональное отношение к Богу.
3. Вероучение.
4. Религиозный культ.
5. Организация верующих.
Функции религии:
– «душеспасительная функция» (по отношению к личности) –религия отрывает человека от повседневности, напоминает ему о высших идеалах,требует обращения к вечному и бесконечному.
– «духовная функция» (по отношению к культуре) – религиявыступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры.
– «мирская функция» по отношению к обществу – религиявыступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка.
Искусство – в современных толковых словарях это словоупотребляется в трех разных смыслах:
1. любое занятие, требующее определенных знаний и умений (военноеискусство, искусство вязания, искусство вождения автомобиля);
2. мастерство, искусность в каком-либо деле (можно проявить искусствов колке дров, написании шпаргалок, ведении переговоров);
3. сфере художественной деятельности и ее продукты – художественныепроизведения.
2.3 Искусство на заре человечества
Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусствапроисходит в эпоху верхнего палеолита (45–40 тыс. лет от современности). Всовременной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусствовозникает в первобытном обществе как социально обусловленная форма человеческойдеятельности, с помощью которой люди стремились решать какие-то практическиезадачи своей жизни.
Следуя Кагану, можно указать три аспекта первобытного искусства:
1) его мифологическую основу;
2) его вплетенность в практику как деятельности;
3) его ритуально-магический характер.
Первобытное искусство было синкретичным.
Рассматривая эволюцию искусства как развертывание первоначальнослитых воедино аспектов художественной деятельности (мифологического,практического и игрового), можно заметить что в ходе своей истории онорасчленяется на три потока.
Первый – это «чистое», «свободное» искусство, произрастающее из потенций,заложенных в мифе.
Второй поток – это прикладное искусство.
Третьим потоком является самодеятельно-развлекательное искусство.
Выделяется еще один тип искусств – синтетические искусства.
Варианты классификации искусств:
– пространственные и временные;
– авторское и исполнительское;
– изобразительное и неизобразительное.
2.4 Функции искусства
Функции искусства:
1. Рекреативная функция – искусство служит для отдыха иразвлечения. В нем ищут средство психологической разрядки, отвлечения отнапряжения и забот будничной трудовой жизни. На эту функцию ориентируетсямассовое искусство.
2. Воспитательная функция – художественное произведение рассматриваетсякак «учебник жизни».
3. Идеологическая функция – в художественном произведении находятвыражение определенные взгляды на жизнь, характерные для той социальной группы,к которой принадлежит автор.
4. Познавательная функция – из художественных произведений мымногое можем узнать: история, люди, быт, одежда, нравы.
5. Эмотивная функция – воздействие искусства на сферу человеческихэмоций. Произведение искусства должно быть интересным.

2.5 Художественныйобраз
Только тогда есть подлинное произведение искусства, когда в нем содержатсяхудожественные образы.
Характерные особенности художественного образа:
– эмоциональность;
– условность;
– символичность;
– многозначность.
2.6 Философия
 
Подобно религии и искусству, философия родилась из мифологии. Первымифилософами стали те, кто осмеливались подвергнуть критике содержание мифов ипытались понять устройство окружающего мира. Философия зародилась примерно тритысячи лет назад в древних культурах Индии, Китая, Греции. Философами в древностистали называть людей, занятых познанием, поисками истины.
Путеводной нитью философии стало представление, что за наблюдаемыми,чувственно воспринимаемыми явлениями скрывается невидимая, постигаемая лишьразумом сущность, что у многообразных вещей окружающего мира есть единая, общаяпервооснова, из которой все они образуются. Это представление вылилось впостановку начальных проблем философии – проблемы сущности явлений и проблемыединства мира.
Тематика философских размышлений не имеет границ. Наряду с преходящими,временными зонами философского интереса есть и «вечные» проблемы, которыевсегда составляют предмет философии: смысл жизни, соотношение материи и духа,тайна бесконечности, перспективы ожидающего человечество будущего, идеалыдобра, справедливости, гуманизма и др. Нет ничего, что когда-либо не былововлечено в сферу философских размышлений, так же как нет ничего, чтокогда-либо исключалось из ее компетенции.
Принципиальная особенность философского мышления – в том, что ононикогда не останавливается на достигнутом.
Поиски ответов на указанные вопросы привели к формированию трехветвей философского знания:
1) о людях и обществе, о жизни человека и делах человеческих,
2) о природе, об окружающем людей мире,
3) о познании, мышлении.
В результате образовались три главных отрасли философии, в которыхречь идет об исходных, наиболее общих принципах объяснения:
а) жизни человека и общества (сюда относятся социальная философия,философская антропология, этика и др.).
б) познания (теория познания, которую называют также гносеологиейили эпистемологией).
в) бытия (теория бытия, или онтология).
Чтобы очертить место, занимаемое философией в современной культуре,рассмотрим ее соотношение с наукой, религией и искусством.
2.6.1 Философия и наука
Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своейистории сохраняет черты сходства с ней. Их объединяет то, что и философия, инаука представляют собою теоретический тип знания. Особенность такого знаниясостоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. Оноопирается на логические выводы и доказательства и выражается в абстрактныхпонятиях. Философия и наука – это различные, но частично совпадающие,пересекающиеся области знания.

2.6.2 Философияи религия
В религии, как и в философии, речь идет о самых общихпредставлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни.Фундаментальные религиозные идеи – о Боге, о Божественном творении мира, обессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. –по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии необосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике.Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. В отличие отрелигии, она постоянно подвергает критике свои собственные выводы.
2.6.3 Философия и искусство
Отличие философии от искусства заключается в том, что философияесть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философмыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Первый доказывает иобъясняет, второй показывает и описывает. В искусстве главное – эмоциональныйконтакт автора с читателем, слушателем, зрителем.
 
2.6.4 Функции философии
Функции философии:
1. Мировоззренческая;
2. Социальная;
3. Методологическая.


3. Социальнаякультура
 
3.1 Особенности социальной культуры
 
Социальная культура (культура социальных отношений) определяетсярегулятивами, ценностями и идеалами, обусловливающими поведение людей вобществе и их социальные взаимоотношения.
Основными формами социальной культуры являются нравственная, правоваяи политическая культура.
3.2 Соотношение социальной культуры с духовной
Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориентированына «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеютфинальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижениячего-то, а как конечные цели. Социальные ценности, как и духовные, нужны самипо себе. К достижению последних человек может стремиться в одиночку, независимоот других людей. Иной характер имеют ценности социальной культуры. Они не могутдостигаться в одиночку.
Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет дваосновных аспекта:
1) ценности и
2) регулятивы.
 
3.3 Типы морали
 
Существуют различные этические идеалы и, соответственно, различныетипы морали. Рассмотрим несколько типов морали, группируя их попарно – полежащим в основе них противоположным принципам:
1) гедонизм – ригоризм,
2) эгоизм – альтруизм,
3) индивидуализм – коллективизм,
4) этика борьбы – этика сотрудничества,
5) мужская этика – женская этика.
Гедонизм и ригоризм
(а) Гедонизм – этика удовольствия. Она провозглашает высшим благомдля человека удовольствие, наслаждение. Стремление к наслаждению заложено вчеловеке от природы и является движущей силой его поведения. Добро – это то,что доставляет удовольствие.
(б) Ригоризм – этика долга. Высший принцип нравственности – долг.
Эгоизм и альтруизм
(а) Эгоизм – этика жизни для себя.
(б) Альтруизм – этика жизни для других
Индивидуализм – коллективизм
(а) Этика индивидуализма исходит из признания независимости личности.
(б) Коллективизм исходит из того, что личность в своих мыслях и поступкахзависима от коллектива.
Этика борьбы – этика сотрудничества
(а) В основе этикиборьбы лежат следующие принципы:
1) допустим компромисс между добром и злом, если он может принестипользу для последующего торжества добра,
2) цель оправдывает средства, т.е. если целью является добро, торади ее достижения можно использовать любые, даже явно аморальные средства,
3) в отношениях между людьми должна быть ориентация на борьбу, напобеду над теми, кто не согласен с нами и придерживается иной, с нашей точкизрения неправильной позиции. «Кто не с нами, тот против нас». Надо бороться сврагами и побеждать их. «Если враг не сдается, его уничтожают».
(б) Этика сотрудничестваопираетсяна принципы:
1) компромисс между добром и злом недопустим, всякое отступлениеот идеи добра осуждается,
2) цель не оправдывает средства, т.е. нельзя во имя «хорошей» целиприбегать к «нехорошим» средствам,
3) в отношениях между людьми должна господствовать ориентация насотрудничество, даже если один человек считает другого занимающим неправильнуюпозицию. Личность, стремящаяся к конфронтации, оценивается отрицательно.
Мужская этика – женская этика
Условно говоря, можно мужскую этику назвать этикой справедливости,а женскую – этикой милосердия.
 
3.4 Правовая культура
 
Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но, вотличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью.Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний».
В сравнительном правоведении предлагаются различные варианты классификациисуществующих в настоящее время национальных правовых систем.
Традиционный тип
Правовые системы традиционного типа построены на существующих вданной культуре обычаях и традициях («обычном праве»).
Религиозный тип
Правовые системы религиозного типа имеют источником права священноепредание, где законы, по котором должны жить люди, выступают как Божественныезаповеди, установленные богами правила.
Континентально-европейский тип
Правовые системы континентально-европейского типа (во Франции,Германии, Швейцарии, скандинавских государствах и др.) имеют одним из главныхсвоих исторических источников римское право.
Украинская правовая система примыкает к системамконтинентально-европейского типа.
Англосаксонский тип
Правовые системы англосаксонского типа (в Англии, США, ряде бывшиханглийский колоний) также используют принципы римского права, но обладают и историческивозникшими независимо от него чертами. Источником законов в них являются нетолько органы государственной власти, но и суды.
Функции правовой культуры
1. Правовая культура обусловливает характер и формы законодательства.
2. Правовая культура проявляется в действиях властей.
3. Правовая культура определяет правовое поведение населения.
 
3.5 Политическая культура
 
Политика есть область человеческих отношений и взаимодействий поповоду власти. Термином «власть» мы обозначаем способность одного человекаопределять поведение другого или других.
Политическая культура – это совокупность регулятивов и ценностей,определяющих участие людей в политической жизни.
Политическая культура выражается в политическом поведении людей.
Семиотика политической культуры
Политическая культура вырабатывает специфические языковые средства,с помощью которых обозначается и передается ее идейное содержание. Языкполитики – это ее важнейший инструмент. Характерной чертой семиотикиполитической культуры является то, что она широко пользуется языком символов. Вкаждой стране есть своя государственная символика: флаг, герб, гимн, корона,скипетр.
Функции политической культуры
Политическая культура выполняет две основные функции.
Во-первых, она формирует отношение людей к существующей власти.
Во-вторых, она обусловливает политическую организацию общества.

Заключение
 
В процессе выполнения работы мы ознакомились с трехмерной модельюкультуры, сферой и особенностями житейских знаний, особенностями рациональногои иррационального мышления; понятием «духовной культуры»; функциями искусства,понятием философии и взаимоотношении философии и науки, религии, искусства,функциями философии; понятиями социальной культуры: политической и правовой идр.
 

Литература
 
1.  Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь.– Ростов – н/Д, Феникс, 1997 – 640 с.
2.  Гуревич В.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики,2003 – 280 с.
3.  Матвєєва Л.Л. Культурологія: Курс лекцій: Навч. посібник – К. Либідь,2005 – 512 с.
4.  Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А. Чекалова– Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 352 с.
5.  Розин В.М. Введение в культурологию – М., Международнаяпедагогическая академия, 1994 – 104 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.