Реферат по предмету "Культура и искусство"


Анализ натюрморта

Содержание:
1.        Пояснительнаязаписка
2.        Введение : 
-  Объект исследования 
-  Цели и задачи  
-  Результат  
3. Основная часть 
4. Исследование по теме: 
-  Исследование посветотеневому моделированию в рисунке; освещение 
-  Исследованиеособенностей композиции на примере натюрморта 
-  Обоснование выбораграфического приема рисования
1.   Техническое описание проекта:
   Этапыпостроения натюрморта   
-  Этапы ведения рисунка 
-  Этапы анализаосвещенности
-  Этапы анализа тоновогорешения  
2.   Заключение
3.   Список литературы 
8. Портфолио:
-  Итоговый вариантпостановки натюрморта в цветном
   Варианте  
-  Итоговый вариантпостановки натюрморта в черно-белом
   Варианте 
-  Этапы построениянатюрморта  
— Фотоизображениепоэтапной работы над рисованием натюрморта    

 
1.Пояснительная записка.
 
1.1.    Введение:
 
Объектисследования
Объектомисследования является натюрморт, жанр изобразительного искусства,воспроизводящий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде иобъединенные в единое целое. Натюрморт  состоит из трех предметов: глинянаяваза, бокал из дерева и маленький                               чайничек.Материалы понадобившиеся для выполнения этого задания: бумага формата А2,карандаши НВ, 2Н, 4Н, жесткая резинка.
Этоупражнение на наложение друг на друга эскизов предмета, наблюдаемого подразличными углами. Задание основывается на формальном исследовании предметов(вид сбоку, сверху и снизу). Собираются воедино фрагменты объектов, увиденныепод различными углами. Такой подход позволяет исследовать трехмерный мир надвухмерной плоскости с помощью не столько наблюдения, сколько анализа. Спомощью наложения теней создаем пространственную иллюзию наложения и удалениемплоскостей.
Основателямии виднейшими представителями этого жанра были П.Пикассо и Ж.Брак (ранниеработы).
Для штриховки изображения используются серые тона,различающиеся по светлоте и близости к белому или черному. Моделирование-воспроизведение объемно-пластических и пространственных свойствпредметов в произведении искусства показывается при помощи светотеневых ицветовых градаций, контрастов, оптических свойств. В композиции используетсяплоскостное изображение предметов натюрморта и их четкий широкий контур.
Рисунок – одно из средств познания окружающего мира. Логикарисунка строится на логике мышления, заставляет сознание моделировать действительность,вырабатывать навыки, координирующие работу глаза, мозга, руки, помогает освоить особенности изображения формы и пропорцийпредметов, их фактуры, передачи объема с помощью света и тени.
 
-Целии задачи
Цельюработы является:
1.Более глубоко изучить натюрмортный жанр;
2.Исследование условий закономерностей в освещении предметов натюрморта;
3.Анализ распределения светотеней;
Рисование с натуры как вид изобразительнойдеятельности ставит своей задачей научить студента правильно видеть, понимать иизображать. В рисунке студент должен стремиться к тому, чтобы изображениесоответствовало реальной действительности, чтобы понятие о натуре было, преждевсего, правильным и объективным. Во время рисования натюрморта с натуры устудентов формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать изображаемыеобъекты и явления. Студенты учатся наблюдать и передавать наиболее типичныечерты предметов.
Основными задачами являются: композиция, освещения и тональныхотношений.
 
-Результат
Результатомбудет являться создание пространственной иллюзии засчет наложения и удаленияплоскостей. Производится исследование трехмерного мира на двухмерной плоскостис помощью анализа.

1.2.Основная часть:
Сначалаопределяется искусственная линия горизонта. Затем приступаем к линейномурисунку, не забывая о негативном пространстве, и завершается работа надпредметами, не применяя ничего, кроме линии. Это поможет определить границыкомпозиции и установить отношения между предметами. Сами рисунки предметовнатюрморта выполняются из трех разных точек, которые называются видом сбоку,сверху и видом снизу. Предметы рассматриваются с разного ракурса. Как правило,ракурс применяется к тем объемам, которые в целом или по частям рассматриваютсяс неожиданных точек зрения или в необычных поворотах (снизу вверх, сверхувниз). Нужно проанализировать каждый предмет в разных проекциях.
Принезначительном изменении пространственной ориентации зрительно воспринимаемыйобъект остается узнаваемым, потому что изменение в ориентации не влечет засобой фактического изменения геометрической формы. Как было обнаружено, вместоэтого новая ориентация при определенных условиях выдвигает на первое местоновую структурную основу, которая придает объекту новое свойство Небольшоеотклонение, влекущее за собой модификацию геометрической формы, показывает, чтоподобное «эластичное» изменение может влиять, а может и не влиять на опознаниемодели. Все здесь зависит от того, в какой мере это изменение оказываетвоздействие на структурную основу. При изменении проекции зритель видит объектс изменяющейся формой. Если мы желаем получить рисунок на плоской поверхности,это всегда можно сделать. Для этого надо лишь перевести изображение из однойсистемы в другую, то есть показать средствами двухмерного изображения некоторыеструктурные особенности визуального понятия. Полученные таким путем изображениямогут выглядеть плоскими, как в детских рисунках, или обладать глубинойпространства.
Напервом этапе построения изображения зарисовываются предметы натюрморта сбокового вида, обозначив с помощью линии контур предмета.
Ненужно изображать или даже намекать на объемную форму; надо ограничиться однимсилуэтом, очертанием.
Очертание— это одна из существенных характеристик объекта улавливаемая и осознаваемаячеловеческим глазом. Она относится почти ко всем пространственным аспектам вещей,за исключением месторасположения и ориентации. Другими словами, очертание неговорит нам о том, где расположен объект и в каком положении он находится —вверх дном или вниз дном. Трехмерные тела ограничиваются двухмернымиповерхностями. Границы поверхности одномерны (например, линии). Внешние границыобъектов могут беспрепятственно изучаться нашими органами чувств.
Наследующем этапе построения нужно посмотреть на предмет сверху и тоже сделатьлинейный рисунок, наложив его поверх боковой проекции.
Теперьрассмотрим предмет снизу и тоже наложим рисунок на предыдущие две проекции.
Продолжаемпридерживаться прежних пропорций. Таким образом, получаем три линейных рисунка,выполненных под тремя различными углами, во всех трех видах — сверху, сбоку иснизу, наложенных друг на друга — не обращая внимания на то, что кое-где онибудут перекрывать друг друга. После окончания работы над всеми предметами втрех проекциях, можно заняться упрощением и обобщением результата. Нужноуравновесить композицию, убирая некоторые элементы и связывая вместе контуры илинии. Рекомендуется  оставить часть предметов, способствующих узнаваниюоригинальных предметов.
Наследующей стадии рисунка нужно добавить растушевку, чтобы создать иллюзиюудаления плоскостей: разные плоскости (как плоские игральные карты)накладываются одна на другую и как будто удаляются вглубь неглубокогопространства. Кое-где край одной плоскости перекроет край другой. Для созданияпространства иллюзии наложения и удаления плоскостей накладываются тени на внешниеи внутренние стороны плоскостей.
1.2.1. Исследования по теме.
— Светотеневое моделирование в рисунке,  освещение.
Человеческийглаз не воспринимает поверхность предмета как линию; все, что мы видим,- этотональные участки. Намечая контур предмета, мы не отображаем линию (которуювидеть не можем), а изобретаем ее, чтобы обозначить границу видимого. Моделируяформу с помощью тона, мы создаем иллюзию объема, используя градацию тона наповерхности формы. Рисуя, нужно обозначить свет и тень, или участки различнойтональности. При моделировании формы тоном придется усиливать контурыпредметов, применяя свое значение о предметах и используя тон для придания имтрехмерности. Особое внимание при моделировании тоном следует уделять передачеиллюзии формы. Отличие данной техники в том, что акцент  ставится наизображение светотени, а форма предмета имеет второстепенное значение.
Длятого чтобы тени были более ярко выражены, создается искусственное освещение-это имитация эффекта освещения от окна, от лампы, свечи, от солнца, от неба впасмурный день. Различают тень объемной формы и падающую тень. Понятие тени несовпадает с понятием темного, так как тень на светлом предмете, например,отличается обилием рефлексов и поэтому бывает очень легкой. Эффект тени,которую отбрасывает тело на плоскость или на прочие, соседние объекты, зависитот источника света и подчиняется принципам одномерной перспективы.
Светлежит в основе такого важного выразительного средства, как светотень — постепенные переходы светлого и темного, распределение цветов по степенияркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета,окруженного световоздушной средой. Светотень является важным выразительнымсредством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать нетолько постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды иатмосферных состояний. Сам свет и его сила передаются в произведении с помощьюсветлоты цвета и тона, а также контрастных световых отношений. В основноммаксимальная яркость света совпадает с максимальной яркостью цвета, но иногдаможет случиться так, что яркий блик утратит свою интенсивность и обесцветится.
Проблемаимитации реального эффекта освещения предполагает, в первую очередь, анализхарактера освещения от того источника, который мы, собственно, собираемсяимитировать. По результатам анализа выбирается источник рисующего света,который и будет основным, задающим построение светотени. Источник светаподразумевает, что всё построение освещения данного натюрморта будет подчиненоодному источнику рисующего света. В нашем случае свет является смешенным, тоесть присутствует как естественное освещение – свет из окна, так иискусственное — от лампочки. Свет является фронтально- боковым и верхним. Нетярких и резких теней, они короткие.   В основном тени от предметов находятсяпод ними и на предметах.
Напредметах присутствуют блики — отблеск света. По шкале градаций светотени, блик- это самое яркое световое пятно, лежащее на выступающих участках предмета,обращенных в сторону непосредственного источника света, но в данном случае онине ярко выражены. Характер блика зависит от нескольких основных факторов: впервую очередь от силы света, а также от формы и фактуры изображаемогопредмета, так как разные материалы и поверхности по-разному отражают илипоглощают световые лучи. Фоновый  источник света – он будет задаватьпространство рисунка. Помимо этого, мне показалось интересным выстроитьхарактер освещения таким образом, чтобы этот источник как бы «рисовал» по фонунаправление падения светового потока от лампы. Положение источника было выбранотак, чтобы освещение от него также носило характер моделирующего – предметынатюрморта отделяло от фона.
Чтобызаставить край плоскости выдвинуться вперед, нужно затемнить небольшой участок,расположенный сразу за ним. Это позволяет вам создать и упорядочить эффектпространственного удаления.
— Исследование особенностей композиции.
Под композицией (от лат. compositio — связь, соединение)понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающихгармоничное единство. Не решив композицию листа, нельзя начинать
пропорционирование. Нет смысла строить форму, не определивобщие
пропорции.
Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможностивыразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в плоскости листа можетпоявиться много неоправданно свободного поля. Выбор места при работе наднатюрмортом иногда зависит от условий освещения (по свету, против света). Уже вэскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо листпрямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделавнесколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражаетвыбранную тему и достоин дальнейшей разработки. Изображение натюрморта такжеимеет свою определенную закономерность и последовательность. Нельзя, например,лишь начав рисунок, заниматься штудированием незначительных мелочей, если неопределена еще основная, большая форма, не решена тональная идея постановки.Это может привести к дробности рисунка, к ошибкам в пропорциональных итональных отношениях между предметами. Поэтому в художественной практикесуществует метод последовательной работы над постановками, основанный напринципе: весь ход работы идет от общего к частному, в начале работы сначала определяемкрупные пропорции, потом в них более мелкие членения, и от частного к общему вконце, подчинение деталей главной конструкции на стадии обобщения.
Прирешении композиционных задач необходимо учитывать целый ряд свойств, которымиобладают пространственные формы. Сюда входят: геометрический вид формы, еевеличина, масса, фактура, положение в пространстве, цвет и освещенность(светотень).
Соотношенияформ по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из нихявляются: единство и соподчиненность, пропорции. Они определяют соотношенияпространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету,освещенности. Сюда же входят такие приемы: симметрия и асимметрия, равновесие,ритм, контраст и нюанс, масштабность и т. д.
Всеэти свойства и их соотношения тесно связаны между собой, и выделить среди нихглавные и второстепенные, а тем более разделить их практически невозможно. Онинеразрывно связаны.
Припостроении композиции нужно руководствоваться такими правилами:
1.        определяетсякомпозиционное решение листа и его расположение    (горизонтальное /вертикальное). В данном случае я выбираю вертикальное расположение листа.
2. Неразмещать основной объект прямо в центре рисунка.
3.Желательно, чтобы линия горизонта не разделяла рисунок на две равные части.
4. Помере возможности не делите рисунок на две равные части, контрастирующие друг сдругом (белая/черная, насыщенная/ненасыщенная и т.д.).
5.Оставьте немного свободного места вокруг объекта.
6.Избегайте деления картинки на две части по принципу строгой симметрии.
7.Разбавляйте монотонность горизонтальных линий добавлением вертикальных мотивов.
8. Выполняется компоновка листа, нахождение размера рисункапо отношению к листу. Изображение не должно быть больше натуральной величины.Расстояние по бокам изображения должно быть примерно равным. Сверху расстояниеменьше, чем снизу.
9. Находят линию горизонта.
10. Выполняется линейная разработка общих пропорций,нахождение точки, ближе всего расположенной к лучу зрения.
11. Линии по мере удаления должны ослабевать для созданияпространственной иллюзии.
Под композиционным решением листа подразумевается грамотное
размещение изображения на заданном формате бумаги.Композиционный центр рисунка может смещаться, исходя из смысловойнагруженности.
Любая композиция схематична, то есть обладает, независимо отчисла структурных элементов, зрительными осями, связывающими ее основныеэлементы. Соотношение таких осей создает линейную схему композиции. Главноездесь — определение смыслового значения элементов по отношению друг к другу иакцентировка их в соответствии с этим значением различными выразительнымисредствами — тоном, фактурой и т. д.
Обоснование выбора графического приема.
Изучая моделирование трехмерных объектов, мы стремимсясоздавать большие и сложные работы, но оказывается простыми средствами можнодобиться вполне приемлемых результатов. Ключ к успеху не только в том, чтобымодель или сцена была сложной, но и в том, как подать эту сцену, как ееосветить и выполнить текстурирование.
Изобразительные средства в графике: линия,  точка, штрих,пятно. Линия — «живая», «неживая», статичная,  динамичная, выразительная. Видыштриховки: штриховка (прямая, косая, однослойная, многослойная), тушевка,растушка. Наряду с линейным рисованием художнику очень важно овладетьмастерством штрихования. Ведь с помощью штрихов достигаются тон и живописнаясреда. С этой целью штрихи можно употреблять самые различные, сделанные во всехнаправлениях, в любых сочетаниях. Можно пользоваться различными видамиштриховки:
1. вертикальная прямая штриховка сверху вниз штрихами-линиямиразличной толщины.
2. Второй ряд: наклонная штриховка с разбегом от тонкой линиик толстой и, наоборот, от толстой к тонкой.
3. Третий ряд: заштриховывание кругов беглым почерком.Наклонное, вертикальное и горизонтальное.
4. Четвертый ряд: набросок волнистых параллельных линий сутолщением в середине. степень трудности тех или иных штриховок: Наклонные ивертикальные штриховки с наращиванием линий слева и направо — наиболее легкийвид определения тона.
Не так-то просто заполнить равномерной штриховкой большуюплоскость бумаги, размером, положим, в журнал.
Как мы видим из предыдущих примеров, даже самое частоерасположение довольно жирного штриха создает впечатление в целом тональногопятна, весьма светлого. Для того чтобы добиться чистоты и темноты тона,необходимо прибегать к штрихованию перекрестному.
Перекрещенный штрих тоже может быть весьма разнообразным вданном случае ритмическое, последовательное штрихование, но непроизвольно-живописное.
 «Прямоугольная сетка» состоит из полумеханическогоштрихования — вертикального, а затем горизонтального. Это довольно простой видштрихования. Если необходимо, чтобы вся плоскость этой штриховки была более илименее ровная, то надо стараться, чтобы штрихи ложились равномерно.
Но можно в зависимости от задачи штриховать плоскость и подуглом в 45°, тогда эффект будет несколько иной.
Надо заметить, что от чередований толщины штриха и расстояниймежду линиями, а также от наклонов зависит впечатление различной фактурностиповерхности, как это мы встречаем у обычных тканей.
Живописно-тональное штрихование какой-либо плоскости,предположим фона в рисунке, может быть доведено до очень сложной и красивойритмической игры. Это буквально музыка линий и штрихов. Творческая воляхудожника, его талант и изобретательность, тут главные движущие силы. Можноподчеркнуть, что пластика штриха, то есть его характер и направление, а такжеего чередование, то есть ритмическое состояние, играют очень большую роль врисунке.
Очень важно в данном виде набросков линию очертания делатьмаксимально живой, легкой, подвижной, как бы с налета.
При рисовании с натуры существуют два основных приема:штриховка и тушевка. Штриховка – это нанесение штрихов той или иной толщины исилы нажима, а, значит, и степени затемнения на том или ином расстоянии друг отдруга. Они могут быть прямыми и кривыми, короткими и длинными, накладыватьсядруг на друга в несколько слоев. Тогда получается своеобразная сетка изштрихов. Именно этот вид подходит для моей работы.
РАСТУШЁВКА — растирание на листе бумаги линий и штрихов,проведенных карандашом, итальянским карандашом, сангиной, пастелью и т.д. Приработе графитным карандашом не следует особенно увлекаться растушевкой, так какпри этом часто создается впечатление затертости и засаленности рисунка.
Можно пользоваться и тем и другим приемом и даже применять ихвместе. Но обязательно нужно избегать механического тушевания или штриховки, тоесть, не думая о характере поверхности, закрывать то или иное место рисунка.
Карандаш чаще всего используется в рисовании. При созданиинатюрморта этот инструмент имеет ряд преимуществ — прежде всего значительнаяэкспрессивность и жизненность, а также относительная простота исполнения.Карандаш может быть использован как при создании детализированных рисунков (втаком случае лучше выбрать достаточно толстый и мягкий грифель), так и дляпростых этюдов и черновых эскизов (для них лучше всего подойдет тонкийгрифель). Графитный карандаш одинаково удобен как в учебных, так и в творческихработах. Он обладает приятным серым тоном и некоторым блеском, легко допускаетисправления, стирается резинкой. Этим карандашом можно создать рисункилинейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Из всех материаловрисунка графитный карандаш самое простое и доступное средство. Графит всочетании с другими художественными материалами таит огромные возможности длякаждого художника.
Графит хорошо ложится на любую бумагу и не осыпается.Подбирать карандаш и бумагу надо в соответствии с поставленными задачами.
Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге,а зернистая бумага подойдет для работы тоном.
Линияможет применяться как ведущее изобразительное средство, в этом случаеподчиненность деталей и пространственные отношения передаются засчет разницы втолщине линий (штрихов). Линия может быть тончайшей, когда берется жесткийкарандаш и толстой засчет мягкого карандаша. Линия, или контур – это самоегибкое средство компоновки и рисования с натуры при обозначении пропорцийпредметов, размещении их в пространстве и т.д. Для выявления объема, светотенилинейное изображение проштриховывается.
Штрих –это относительно короткие линии, которые, располагаясь по поверхности предметато чаще, то реже, создают различный тон.
Штрих дает тон предмету, двигаясь по форме, передаетразличные направления объемных масс. Он вносит в рисунок светотеневые градации,рефлексы и тому подобное.
Организуя различное качество рельефа по мере углубленияпространства, надо пользоваться для полного рельефа штрихом по форме, а длядальнего предмета — безразличным независимым от рельефа штрихом. При рисованиинужно пользоваться разнообразным штрихом, изменять угол наклона графита, так жеможно пользоваться разными номерами карандашей. Штрих нужно   установить себе доего нанесения  на бумагу, а, также  направление его, толщину, системупересечения. Неправильно покрывать бумагу безразличной сетью штрихов.Специфичность графической композиции в том, что в ней белая бумага являетсяодним из важных композиционных элементов. Участие белой бумаги в технике чернымштрихом сохраняет за каждым черным элементом и каждым белым элементом абсолютночерный и белый цвет.
Линия, или черта, проведенная на листе, является одним изосновных элементов рисунка. В зависимости от назначения она может иметьразличный характер. Она может быть плоской, однообразной, по существу ничего невыражающей. В таком виде она имеет вспомогательное назначение (разметка налисте рисунка, набросок, обозначение пропорций).
Линия в рисунке есть итог сложной работы над формой, нельзяприбегать к плоской, условной и однообразной линии. Такая линия с одинаковымбезразличием очерчивает края предметов, не передавая ни формы, ни света, нипространства. Начинающие зачастую обращают внимание, прежде всего на наружные очертанияпредмета, стараясь механически скопировать его, чтобы затем заполнить контурслучайными пятнами света и тени. Но у плоскостной линии в искусстве есть своеназначение. Она применяется в декоративно-живописных работах, в стенныхросписях, мозаиках, витражах, станковой и книжной графике, плакате – во всехизображениях плоскостного характера, где изображение увязывается с определеннойплоскостью стены, стекла, потолка, бумаги и т.д. Здесь эта линия даетвозможность обобщенно передать изображение.
 Пятновой, или графический, набросок подразумевает наличиечерно-белых или цветных пятен тона. Эти пятна можно заливать краской или покрыватьштрихом. Деление изобразительных средств линии и пятна условно, линейные штрихиобразуют тональное пятно, четкие границы пятен читаются как линии. Пятнопомогает объединить детали и обобщить их, поэтому линейно-пятновой набросокполучается более выразительным.
Работа графитным карандашом. Графитный карандаш – выполняетбольшую подсобную работу, позволяя делать наброски, эскизы, беглые зарисовки.Графитным карандашом можно достичь различной мягкости и степени серо-черныхградаций. Карандашный рисунок можно легко подправить, используя резинку и«клячку» (вымоченную в бензине резинку и затем прокипяченную в воде). Графитныйкарандаш позволяет линией изучить их конструкцию объектов изображения, аштриховкой прорабатывать детали, передавать материальность, фактуру и передатьразличные «настроения». архитектурного пейзажа, своеобразные особенностинатуры. Выразительность линии от графического карандаша зависит от силы иразнообразия нажима на него. Контрастные линии и пятна помогают выделить первыйплан, а легкие уходят в глубину. Линия условна, в натуре её нет, есть объемы,силуэты которых мы видим в первую очередь.
1.2. 2. Техническое описание проекта.
-этапы работы над натюрмортом.
При рисовании натюрморта придерживаются общих правил
последовательного изображения рисунка – «от общего кчастному» и «от частного к общему».
Рисование натюрморта можно условно разделить на четыре этапа:схематизацию, типизацию, индивидуализацию и обобщение.
На этапе схематизации предметы размещают на листе бумаги,рисуя их упрощенную схематическую форму.
На этапе типизации выявляют форму предметов. На этапеиндивидуализации стирают все вспомогательные линии и штрихи и переходят киндивидуальной проработке формы предметов, их светлоты, фактуры, освещенности.
На этапе обобщения приводят весь рисунок к единому целому,работая
«от частного к общему».
I этап.
Предполагает композиционное размещение изображения в листебумаги.
Вопросы композиции уже решались в процессе выполненияэскизов-вариантов. Найденную композицию необходимо сохранить и перенести ее вформат листа. Для этого определяется наибольшая ширина и наибольшая высота всейпостановки. Ограничив, таким образом, поле, в котором будет находитьсяизображение основных частей натюрморта, можно несколькими легкими линияминаметить место каждого из предметов и плоскость, на которой они установлены.Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль илигоризонталь), можно приступать к рисованию.
Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушатьзамысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельногопредмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этомслучае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок можетне уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.
Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать влисте легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листеместа, где располагаются предметы. В этой работе вы встретитесь с задачейустановить правильные соотношения размеров предметов.
Рассмотрим все по порядку.
Чтобы нарисовать что-либо на листе бумаги вначале надопостроить изображение. Этим закладывается своеобразный фундамент для всегорисунка. Когда натюрморт построен в основном, необходимо уточнить пропорциипредметов, их расположение и связи в группе.

II этап.
Уточняется место каждого из предметов относительно другдруга, определяются их пропорциональные отношения, выявляется конструктивнаяоснова формы. Решение этих вопросов требует серьезного, внимательного анализанатуры. Нужно учитывать в каком месте находится кувшин по отношению к бокалу ичайничку; на сколько ширина кувшина меньше его высоты; на каком расстоянии отпереднего края драпировки стоит кувшин; на сколько кувшин больше, чем бокал;это позволит более внимательно анализировать натуру, а, следовательно, быстреепонять закономерности ее строения. Для облегчения процесса построения формыпредметов рисовать их лучше как бы прозрачными. Это, во-первых, даствозможность почувствовать пространственность формы, во-вторых, правильноизобразить ее на листе бумаги.
Все построение нужно выполнять легкими, без нажима линиями,тогда на последующих этапах их не потребуется стирать, они органично войдут всамо изображение.
 Объемность, рельефность формы мы воспринимаем только приналичии светотени. Поэтому, работая над рисунком, уже на втором этапе нужно определятьбольшой свет и большую тень, в тенях сделать легкую прокладку тоном.
III этап.
Идет дальнейшее уточнение формы предметов, продолжаетсяработа тоном. Изучив закономерности распределения светотени на геометрическихтелах различной формы, легко можно разобраться в светотональных градациях и набытовых предметах. Сложность здесь только в том, что бытовые предметы всравнении с гипсовыми геометрическими телами имеют еще и свой индивидуальныйцвет и тон. Все предметы, так или иначе, различны по материалу, из которого онисделаны. Передний план желательно прорисовывать более подробно, чем второй итретий, намечать конкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму.Дальний план более мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создаетощущение глубины в рисунке.
IV этап.
Заключительный. Он предполагает процесс завершения рисунка.На этом этапе нужно еще раз провести мысленный анализ своей работы. В чем же онзаключается? Он состоит, прежде всего, в следующем:
1. Рисунок рассматривается с позиции: а) перспективногопостроения; б) объемности, рельефности форм; в) тонового решения; г)материальности.
2. Обобщение рисунка. В том случае, когда изображаемаядеталь, а возможно, и предмет разрушают цельное восприятие рисунка, то этот предмет«смягчается», если он слишком темный, и, наоборот,«уплотняется», если слишком светлый.
3. Художественная выразительность, цельность рисунка.
Рассмотренныечетыре этапа работы над рисунком натюрморта вовсе не являются отдельными другот друга, самостоятельными звеньями. Они составляют единый и неделимый процесс,каждый этап которого является логическим продолжением предыдущего.
Без этапа компоновки, например, трудно начинать построениеформы — рисунок может получиться либо большим, либо очень маленьким. Без этапаконструктивного построение формы трудно переходить к ее проработке с помощьюсветотени, поскольку форма в этом случае может получиться отличной от той,которая в натуре.
Система последовательно построения формы предметов плоскостипозволяет избежать значительных ошибок в рисунках, облегчает, упрощает процессизображения.
— этапы ведения рисунка.
На первом этапе делаются наброски – так можно назватьрисунок, созданный за промежуток времени от нескольких секунд до получаса.Набросок — это первый этап в создании картины. И в каком-то смысле самый важныйэтап. Его можно сравнить с фундаментом здания. Хороший набросок долженсоставить основу вашей работы. Рисуя эскиз, нужно попробовать изобразить вразных вариантах отобранные предметы без детализации, найти, прежде всего,наиболее удачное решение композиции.
Прежде чем приступить к работе, нужно внимательно рассмотретьпостановку, понять ее отличительные черты и особенности.
1. Сначала делать построения рекомендуется схематично,легкими прикосновениями карандаша определить характер предметов натюрморта какбольшой массы. При построении следует обратить внимание на степень удаленностиили приближенности элементов и их соотношения.
2. Определив соотношение объема предметов в пространстве,уточняется композиционное размещение изображения в формате листа. Рисунокдолжен находиться немного выше центра листа. Со стороны фронтальной плоскостиполе листа должно быть чуть больше.
3. После уточнения композиционного размещения продолжаетсяработа над поиском (выявлением) пропорций, моделируются пластическая структурапредметов и драпировок, выявляются фактура и закономерности отношений.
4. Сложные по форме предметы постановки изображаются вначалегеометрически упрощенно, как система больших плоскостей и объемных блоков, но спостепенным переходом к пластическому решению — к разработке мелких граней изатем деталей. Но в моем задании мелкие детали не прорабатываются, а наоборотупрощаются. Незабывая накладывать проекцию за проекцией, вид сбоку, снизу исверху, на каждом этапе построения (о которых было сказано в основной части).
5. Упрощение и обобщение результата. Убираются некоторыеэлементы и связываются вместе контуры и линии.
6. Взависимости от характера предметов тональный рисунок может быть решен методом четкойпрорисовки объемов плоскостями или выполнен средствами мягкой пластическоймоделировки формы.
Завершающим этапом, обобщение всего рисунка.
Разрабатывая эскиз, нужно учитывать также и точку зрения, ееотдаленность, высоту, то есть место, с которого рисуется натюрморт. Таких точекможет быть много, но не все из них удачны. Предметы иногда закрывают другдруга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот,в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля. Выборместа при работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения (по свету,против света). Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо этоквадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали илигоризонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из нихнаиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки.
Прорисовываются все предметы композиции, с разных поворотов иракурсов.
В линейном наброске линия служит для показа объема, то есть  пространственногорешения объема. Линия– это наиболее распространенное средствоизображения. Она выражает движение глаз, воспринимающих объект. Прежде всего,мы видим замкнутую линию контура – как линию границы поверхности объекта.
Линией компонуют лист, определяют пропорции, характер формы.Рисуя один предмет на листе, следует располагать его выше геометрическогоцентра листа, получаемого пересечением диагоналей.
Вначале делается эскиз компоновки. Соотношения сторон должныприближаться к соотношению сторон большого листа, на котором будет созданрисунок. Композиция должна быть гармоничной, не разваливаться, не перевешиватьк левому или правому краю. Слева и справа необходимо оставить пространство,чтобы предмет не упирался в края бумаги или не был сдвинут в какую-то однусторону.  Соотношения между предметами должны быть взяты верно. Доскональнопрорисовывать эскиз не обязательно.
Следующий шаг — разметка композиции на большом листе, наоснове эскиза. Ключевым моментом при переносе композиции с эскиза являетсяименно перенос найденного в эскизе, а не откладывание эскиза в сторону и поисккомпозиции на большом листе заново. Композиция сверяется с эскизом с расстояниянескольких метров.
После разметки композиции берутся основные пропорциипредметов и их отношения друг к другу.
Всё это проверяется, отходя на расстояние нескольких метров исравнивая натуру и рисунок, и правится. Пока пропорции и соотношения предметовне взяты верно, нет смысла прорисовывать подробности.
Пропорции — (соотношения, соизмерения) – это соотношениячастей целого между собой и целым.
Существуют линейные пропорции – соотношения высоты и шириныпредмета, а также соотношения линейных размеров частей между собой и предметом.
Толькокогда пропорции предметов и соотношения их размеров друг к другу найденыправильно, нужно заниматься построением самих предметов.
Само по себе это уже сложности, как правило, не представляет,но имеет смысл постараться выполнить построение особенно хорошо, закрепляяпройденный опыт. Результаты построения следует проверять с расстояниянескольких метров.
Очень важно постоянно сравнивать с расстояния свою работу инатуру.
После определения композиции, намеченной общими линиями нужнопрорисовать предметы.
Перед тем как начать рисовать, нужно внимательно рассмотреть предметынатюрморта, и представить из каких простых форм и линий они состоят.
Рисование предмета:
1.        Рисуется главнаяось.
2.        Засечки размеровпредмета.
3.  Нужно провести тонкие линии, чтобы обозначить размер.
5.        Прорисовываетсяосновная форма предмета натюрморта.
6.        Делается точныйконтур.
7.        Тоновоемоделирование.
Начинаем с главного самого большого предмета — глиняная ваза.Зрительно измеряем на сколько ширина вазы меньше ее высоты. После нужносравнить глиняную вазу с остальными предметами, во сколько раз она больше,определить на каком расстоянии находится от других предметов.То, что кнам ближе, мы видим крупнее, то, что дальше — меньше. Если перед вами,например, глиняная ваза, то вначале рисуется общий ее набросок, которыйопределит место предмета в листе и установит основные его пропорции. Прямымиупрощенными линиями очерчиваете предмет, устанавливая его ширину при помощиосевой линии, которая поможет вам в построении левой и правой сторон. По листуопределяете высоту вазы и других предметов в пропорциях по отношению к вазе.Дно вазы представляет собой круг, горлышко тоже имеет его в своей основе.Проверьте, достаточно ли устойчиво на листе «стоит» ваза. Не «перекосился» лион, не «падает» ли. Это легко проверить, сравнивая расположение частей, главнымобразом верха и низа. Внимательно глядя на натуру, вы придаете рисункухарактерную форму стоящего перед вами натюрморта. Построить – не значитвычертить. Предметы рисуют тонкими линиями. Не надо торопиться, не надо«хвататься» за первое впечатление – сначала нужно построить основное, всепредметы целиком, соблюдая пропорции, высоту, ширину предметов, их связь междусобой. Лишь после этого переходят к более мелким деталям и уточнению формыпредметов.
Задачи при рисовании:
а) подчеркнутость переднего плана иликомпозиционно-смыслового центра;
б) постепенное ослабление степени освещенности, активностилепки формы и меры проработанности светотени, по мере удаления формы в глубинурисунка;
в) единство теней по тону и фактуре штриховки (тушевки);
г) проработанность поверхностей, несущих свет, и обобщенностьзатененных поверхностей;
д) стилевое единство технических приемовизображения объемно-пространственных, светотоновых качеств, составляющихнатюрмортную постановку;
е) выдержанность тонального масштаба изображения;
Последовательностьпостроения:
1) Проводится анализ постановки и композиционного решения.
2) Выполняется передача взаиморасположения предметов и ихпропорций. С помощью горизонтальных и вертикальных связей определяетсяположение предметов, их высота и ширина. Сравнивают не только объемы предметов,но и пространство между ними.
3) Прорисовывается линейный каркас предметов, невидимыелинии, оси фигур.
4) Выполняется графическое завершение рисунка: выявлениеобъема условным штрихом или линией, уточнение линейных и тональных контрастов, ослабевающихк заднему плану. При этом проверяется цельность натюрморта.
-этапы анализа освещенности.
Предметы в натюрморты связаны между собой и освещением –одинаковыми условиями освещения для всех предметов: в натуре устанавливаетсяопределенное, вполне закономерное распределение света, тени, полутонов,освещенности отдельных частей натюрморта.
В моей работе освещение фронтально-боковое и верхнее. Поэтомупадающие тени находятся под предметами и немного падают в бок.
Степень освещенности предмета, зависящая от силыисточника освещения и от угла падения светового луча;
На освещенном предмете можно различить:
4.        Самое освещенноеместо.
5.        Самое темное
6.        Плавный переходмежду ними
7.        Тень от самогопредмета
Свет — самое освещенное место на предмете, это на бокале и намаленьком чайничке. Если предмет имеет глянцевую блестящую поверхность, тоисточник света отражается на ней светлым пятном, называемым бликом.
На этих же предметах есть блик — самое освещенное пятно на поверхностипредмета.
Присутствует тень – неосвещенное место. На рисунке теньнаходится на плоскости, на которой стоят предметы и на самих предметах. Всепредметы имеют собственную (на нем) и падающую тень (на поверхности околопредмета). Форма падающей тени зависит от направления и объема света.Собственная тень стремиться повторить контуры самого предмета. Тень, лежащаяпозади предмета, называется падающей тенью. Она неоднородна по светлоте итемнее тени собственной. Тень собственная светлее тени падающей, так как теньсобственная освещается отраженными от предмета лучами. Самым темным насыщеннымместом на работе является фон.
Эффект тени, которую отбрасывает тело на плоскость или напрочие, соседние объекты, зависит от источника света и подчиняется принципамодномерной перспективы. На рисунке вам достаточно поставить точку на местеисточника света и, проведя перпендикулярную земле линию, рассчитатьместонахождение «основания» источника света на линии горизонта. деталии эффект удаления
Обратите внимание, что приближенный план (передний)воспроизводится более четко и точно, в то время как детали удаленных планов«теряются» в глубине, а их контуры различаются с трудом.
  Для того чтобы увеличить маленький рисунок вы можетеприбегнуть к технике «сетки». Она позволяет быстро и с большойточностью передать основные контуры рисунка. Это интуитивный способ. Он состоитв разделении, посредством проведения слабых параллельных линий, поверхностирисунка на небольшие квадраты; затем перенесите на полотно или лист большегоформата сетку из такого же количества квадратов. Потом вы можете с легкостьюперенести в каждый квадрат контуры рисунка с соответствующего квадратаоригинала. Таким образом, вы получите увеличенный исходный рисунок с полнымсоблюдением пропорций.
Построение падающей тени зависит от трех факторов: источникасвета, объекта и плоскости проецирования (поверхности, на которую падает тень).
В большинстве случаев нужно продумать, как падает свет напредметы натюрморта. Основные формы — помогут определить, как распределяетсясветотень. Для этого нужно определить источник света (или несколько).
этапы анализа тонового решения.   
Бытовые предметы имеют еще и свой индивидуальный цвет и тон.Поэтому, рисуя их нужно сравнивать насколько один предмет темнее или светлеедругого. Кроме этого, все предметы различны по материалу, из которого онисделаны. Работая в технике, которую мне предлагается анализировать, самипредметы композиции полностью не растушевываются, выделяются самые темныеместа.
Работая тоном, нельзя забывать об этом. Например, нельзяизображать поверхность кувшина и ткань, используя один и тот же техническийприем. В первом случае штрих должен быть более четким и сплавленным, во втором- более свободным, фактурным. От правильного использования технических приемовзависит точность передачи материальности изображаемых предметов. Передний планжелательно прорисовывать более подробно, чем второй и третий, намечатьконкретные складки, очень внимательно и детально лепить форму. Дальний планболее мягок, обобщен, нет конкретных четких переходов. Этот прием создаетощущение глубины, пространственности в рисунке.
Тональное решение следует начинать исходя из общеговпечатления, разбивая вначале на два тона — белый и серый.
Послеэтого следует углубление тона.
Вообщеслово «тон» от греческого «tonos» означает — ударение, напряжение. Тон означаетсветотеневой состав рисунка. При помощи тона простым графитным карандашом можнопередать свойство предмета — из чего он сделана, может передать прозрачностьпредметов и многое другое.
Тономназывается степень светлоты поверхности формы предмета. В зависимости отхарактера освещенности тона поверхности предмета может быть различным.
Врисунке — это начальный, простейший элемент светотени в природе и вхудожественном произведении: степень светлоты, светонасыщенных отдельныхучастков пространства и предметов в зависимости от интенсивности ихосвещенности. Общий светотеневой строй художественного произведения,определяемый целым диапазоном его светотеневых градаций от самого темного досамого светлого тона;
Тональностьв графическом рисунке – это общий или светотеневой строй произведения графики.В графике указывает на характер общего светотеневого тона.
В рисунке с помощью тона, который наносится на формуштриховкой, тушевкой создается форма объема изображаемого предмета.
Впечатление глубины пространства передается, как и точнымперспективным построением, так и включением светотени в рисунок. Светотень — постепенные переходысветлого и темного, распределение цветов по степени яркости, которые помогаютвоспроизвести объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой.Светотень является важным выразительным средством, обладающим большимэмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойстваматериального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний.
Для того чтобы показать глубину пространства,следует на этапе поиска характера формы предметов, проложить штрихами тональныеотношения. При этом, обратить внимание на то, как распределяются светлые итемные пятна на плоскости и каково их композиционное расположение. Здесьучитываются свет и тени на предметах, тональная окраска предметов.
Следует учесть, что направление линий штриховкидолжно соответствовать направлению изображенных плоскостей в пространстве. Тонштриховки должен учитывать и удаление объектов от рисующего.
 Рисуя натюрморт, где объем пространства не таквелик и разница в планах почти незаметна, нужно условно разбить свой рисунок надва-три плана и решать каждый соответственно его характеру, и за основу взятьсредний план. На переднем плане предметы четче прорисовываются, средний планслужит камертоном тона рисунка, а дальний – объединяет штриховкой предметы сфоном.
Решая натюрморт в тоне, вначале нужно ставитьпредметы разнообразной тональности, контрастно их освещая. Сближенные по тонупредметы, мягкие переходы светотени трудны для передачи, требуют достаточнойподготовленности того, кто будет рисовать.
Также тон определяется и на плоскостях, накоторых стоят сами предметы натюрморта.
Художественно-образныехарактеристики плоской поверхности в значительной степени обогащаются в случаеприменения других, наряду с линией, изобразительных средств, таких, как тон.
Масштабность плоскости, ее зрительный «вес» связаны и схарактером распределения на ней светлых и темных тонов. Светлый тон выражаетмалую зрительную «весомость». Темный тон, наоборот, утяжеляет плоскость.Различное сочетание темных и светлых частей обусловливает различную зрительнуюхарактеристику одной и той же плоской поверхности.
Усиление тональности кверху производит впечатление«заземленности», статичности плоскости.
Тон, как и линия, служит средством создания таких качествповерхности, как однородность и разнородность (плоскостность и глубинность).Равномерный тон поверхности выражает однородность, плоскостность.Линейно-тональное членение на основе нюансных или контрастных тональныхразличий дает разнородную структуру, зрительно деформирует поверхность, придаетей различные пространственные свойства (глубины, кривизны) и т. д.
Явление светлотного контраста лежит в основе приемов,изменяющих структуру плоской поверхности. Толщина и тон контура какой-либофигуры значительно усиливают ее светлотные характеристики. Темные тона исветлые тона в различных сочетаниях активно меняют плоскостные характеристикиповерхности.
Так, например, ослабление постепенного контраста предмета кфону определяет степень глубины, передает пространство экспозиции. Контрастныенасыщенные цветовые отношения характерны для первых планов, нюансные — дляпоследующих, дальних.
Пространственные качества плоскости подчеркиваются контуромразличной толщины, расположение предметов друг за другом, уменьшениемпредметов.
Плоскаяповерхность, равномерно заштрихованная в один тон, воспринимается, по аналогииоднотонной, единой, не деформированной. Темные, насыщенные тона делаютплоскость весомой, тяжелой. Наоборот, легкие, светлые, ненасыщенные цветапридают ей легкость и воздушность.
Тяжелыецвета зрительно уменьшают плоскую поверхность, легкие — увеличивают.
Нюансв рисунке — небольшое различие одного светотеневого тона. Тщательноразработанная система оттенков способствует созданию тонкой проработкесветотеневой моделировки.
Нюансные отношения дают слабо выраженные пространственныесвойства, контрастные — обостряют их.
В графике контраст — резкое различие, противоположность — один из художественных приемов, в основе которого лежит противопоставление двухсоотносящихся качеств с целью их усиления. Цветовые и светотеневые контрастыслужат для моделировки объема или выражения пространственных отношений. Вноситэлементы светотени и тона в линейный рисунок.
Притональном разборе изображения, можно достигнуть глубины пространстваварьированием силы нажима на карандаш и расстояния между штрихами. Также нестоит забывать и об источнике освещения (солнце, лампа, окно), т.е. следуетправильно построить тени от объектов изображения. Моделировка светотеньюобъектов пейзажа должна быть различной на выбранных планах изображения.Передний план – четкая прорисовка формы предметов с учетом всех градацийсветотени, средний план – обозначение только света и тени, задний план – слабаясветотень.
В данной работе над поставленным натюрмортом моей задачейбыло тоном создать пространственную иллюзию наложения и удаления плоскостей,наложением теней на внешние и внутренние стороны плоскостей. Разные плоскостинакладываются одна на другую и как будто удаляются вглубь неглубокогопространства.
Больший по площади и более темный по тону «верх» создаетощущение максимальной тяжести.
Равномернаяштриховка подчеркивает плоскость, неравномерная — деформирует ее; криволинейныйконтур также деформирует плоскость.
Завершающим этапом зарисовки служит обобщение рисунка. С этойцелью можно проложить общую штриховку на средний и дальний планы, чтобыпередний план с его объектами приблизился к зрителю. В тональных рисункахдобиваются убедительных отношений крупных масс и соподчинения им деталей. Линиипо своей силе, толщине и характеру должны быть масштабными размеру изображения.

Заключение:
 
Результатомбудет являться создание пространственной иллюзии засчет наложения и удаленияплоскостей. Производится исследование трехмерного мира на двухмерной плоскостис помощью анализа.
Рисуя натюрморт, нам приходилось осваивать рядзадач самостоятельно, начиная от компоновки до завершения рисунка, а это и естьте элементы творчества, которые, в свою очередь, развивают способностьразмышлять, сопоставлять, анализировать.
Задачазаключалась в том, чтобы изобразить предлагаемый натюрморт в упрощенных формах,разбирая его приближающиеся и удаляющиеся плоскости по тону. Нужно показатьналожение трех проекций (трех видов: сбоку, сверху, снизу) сразу на однойкомпозиции. Необязательно стремиться как можно ближе подойти к изображениюпредмета как такового, нужно выделить светлые и темные места. Однако нужнописать не предмет отдельно, а пространство в целом как основную темунатюрморта.
Моделировка светотенью объектов должна быть различной на выбранныхпланах изображения. Передний план – четкая прорисовка формы
предметов с учетом всех градаций светотени, средний план –обозначение только света и тени, задний план – слабая светотень.
«Воздушная перспектива в рисунке пейзажа имеет определенныезаконы, которые студент должен усвоить на практике.
Законы таковы:
 1) четкость предметов по мере удаления от зрителяослабевает;
2) сила тональных отношений – контрастов (разница междусветом и тенью на поверхности предметов) по мере удаления от зрителяослабевает;
3) по мере удаления предмета от зрителя насыщенность, яркостьцвета ослабевает».
Рисующий,наблюдая предметы, смотрит на них с определенной точки зрения, и они предстаютего взору в строго определенном виде. Совершенно ясно, что, изображаянатюрморт, необходимо все составляющие его предметы и другие элементы (расстояния,промежутки, фон) подчинить этой одной, установленной для рисунка точке зрения.
Такимобразом показываем эффект удаления плоскостей как результат наложения проекций.

Списоклитературы:
1. Из книги Я. А.Башилова «Как научиться рисовать», 1938
2. Информация с сайта: www.artprojekt.ru/
3. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов.– М.: Просвещение.
4. ТихоновС.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок. – М., 1983.
5. Д.П. Псурцев. Активизацияпознавательной деятельности студентов в процессе учебного рисования натюрморта// Дис. М., 1991.
6. Информация с сайта: урокирисования: Рисуем натюрморт.
7.  Н.Г. Ли «Основыакадемического рисунка» Москва 2007
8. Советы мастеров«Живопись, графика» Ленинград 1979


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гражданская война в России 1918 1921 гг
Реферат Трансакционные издержки и их влияние на функционирование рынка
Реферат The Cattle Essay Research Paper The CattleThe
Реферат Mental Retardation Essay Research Paper Mental retardation
Реферат Назначение и классификация буровых вышек
Реферат Контрольная работа по Международному стандарту учета и финансовой отчетности
Реферат Проблема кризисов детского развития (в раннем и дошкольном возрасте) в работах отечественных психологов
Реферат История развития налогового законодательства в России
Реферат Необычайные приключения Тартарена из Тараскона. Доде Альфонс
Реферат Налоговая система при НЭПе
Реферат История юриспруденции: генезис и развитие
Реферат История Римского государства и права
Реферат Источники муниципального права РФ
Реферат Источники права в США в их историческом развитии
Реферат История, современность и тенденции развития административного права