Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту

Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Гогунов
Тольяттинский государствен ный университет, Тольятти
Современнаяпрактика физкультурно-спортивной деятельности указывает на существованиепроблем, касающихся психологического обеспечения подготовки специалистов. Актуальнымиявляются вопросы модернизации условий психического развития и становленияличности спортсменов, совершенствования средств психолого-педагогическоговоздействия, направленных на сохранение психического здоровья в условияхдеятельности. Необходимо решать задачи развития профессионально значимыхсвойств личности спортсменов и тренеров. Остро стоит проблема дизадаптации вспорте.
Представляется,что системный подход к организации психологической подготовки специалистов пофизической культуре и спорту, учитывая интеграцию содержания и функций учебной,учебно-тренировочной, соревновательной и оздоровительной работ в пределахединой образовательной сферы — психологии физического воспитания и спорта(исключая частно-предметный подход), определяет методологические условияреализации востребованных практикой задач.
Вданном случае область психологического обеспечения физкультурно — спортивнойдеятельности следует понимать как специализированную систему психологическогообразования специалистов по физической культуре и спорту, котораяхарактеризуется своим содержанием (рис. 1).
Многолетниеисследования особенностей рассматриваемого содержания показывают, что егоуспешная реализация согласуется с рядом технологических особенностейобщедидактического характера, которые позволяли бы актуализироватьобразовательный процесс.
Результатыэкспериментальной проверки показали, что основными компонентами такойтехнологии являются:
1.Целевая установка — формирование специальных психологических знаний и умений, развитиепрофессионально значимых качеств личности (табл. 1)1.
2.Содержание технологии. Оно должно соответствовать структуре содержанияпсихологического образования и условиям его реализации 2.
3.Организационный компонент 3, который должен опираться на процессы осуществленияфизкультурно-спортивной деятельности в аспекте восхождения от абстрактного кконкретному через механизмы объединения учебной, учебно-тренировочной исоревновательной деятельности воспитанников при условии единства целевого, содержательногои методического компонентов. Так, овладение психологическими знаниями иумениями первоначально согласуется с представлениями об их сущности и значении.Затем они включаются в конкретные условия учебной работы, далее — спортивнойтренировки, где опыт формируется через изучение и творческое преобразование.Качество знаний и умений, уровень профессиональной направленности личностизависят от активности учащихся, их стремления к достижению образованности, психологическойкомпетенции. Этому способствуют такие условия обучения, как: 1) реализацияобразовательного процесса на всех уровнях и ступенях системы; 2) использованиемикро- и макроэтапов; 3) организация психологической помощи, изучениеособенностей воспитанников, контроль за их психологическим здоровьем; 4)индивидуальный подход; 5) применение методов и средств учебной, педагогической,тренировочной, учебно-соревновательной, соревновательной ипослесоревновательной деятельности, психологической коррекции иконсультирования.
/>
Рис.1. Структура содержания психологического образования
Наименьшейчастью технологической структуры психологического образования являетсямикроэтап (рис. 2). Каждый микроэтап имеет особую схему обучения фрагментуучебной информации: 1) сообщение знаний; 2) формирование умений нарепродуктивном уровне; 3) отработка умений в учебных ситуациях; 4) переход кпрактическому использованию в учебно-тренировочной деятельности (имитационноемоделирование, анализ, текущий контроль и оценка с участием воспитанника); 5)включение умений в соревновательную практику (обеспечение решения задачосновной деятельности, проверка и оценка уровня усвоения, формированияиндивидуального стиля деятельности); 6) психологическая коррекция, формированиеспециальных свойств личности, развитие деятельностных качеств(восстановительные мероприятия, развитие психических возможностей, коррекцияличности, достижение микроинсайта в области освоения знаний и умений, формированиеспортивного характера, устранение недостатков, развитие достоинств).
Технологияпредусматривает определенное число макро- и микроэтапов обучения, котороеявляется следствием соотношения количества соревнований в годовом периоде иколичества разделов по курсу на каждом уровне образования. В объеме работыпредставлена базовая модель, предусматривающая усредненный показатель данныхпараметров (рис. 3).
Особенностьюсистемы следует считать организацию оздоровительной работы с обучающимися входе учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности сиспользованием методов психологического консультирования, психокоррекции, психопрофилактики.Технология реализации этих видов согласуется с требованиями к проведениюпсихологической помощи4.
Оценочно-коррекционныйкомпонент рассматриваемой технологии определяется диагностикой продукта ирезультата образовательного воздействия 5. В нем следует различать элементы, связанныес текущей информацией, итоговым материалом макроэтапов и целостной целевойустановки.
Спецификапсихологической подготовки определяет и ряд особенностей в планировании (табл.2).6
Таблица1. Модель целевой установки системы психологического образования специалистовпо физической культуре и спорту (по O.K. Филатову)Специалист, обладающий психологическим образованием
 1. Требования к умениям Область использования умений Умения Тренировочная деятельность Организовать психологическое обеспечение тренировок; проводить психодиагностику, психорегуляцию, психогигиену; выполнять требования психологической подготовки к соревнованию; создавать оптимальный психологический климат в общении с руководством, другими специалистами; мотивировать себя и воодушевлять своих партнеров; организовывать коммуникативный процесс и проводить переговоры; регулировать конфликты; исследовать психологические особенности спортивной деятельности и использовать полученные сведения в спортивной практике; планировать и прогнозировать собственное развитие и развитие команды; проводить анализ тренировочной деятельность; организовывать свою и совместную с другими специалистами рутинную и творческую работу; поддерживать собственный творческий рост; использовать в деятельности психотерапевтические средства Соревновательная деятельность Осуществлять психологическое обеспечение соревнований; использовать приемы психодиагностики, психорегуляции и психогигиены в условиях соревнования; применять методы и средства спортивной психологии во время выполнения физических, тактико-технических действий; принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; организовывать свое поведение и контролировать свои реакции; ставить цели; распределять и оценивать собственные ресурсы для реализации поставленных задач; прогнозировать продукт и результат соревновательной деятельности; планировать соревновательную деятельность 2. Требования к личностным качествам Область требований Качества Психологическая Эмоциональность в пределах нормы для данного вида спортивной специализации; открытость по отношению к партнерам и к новой информации; терпимость; развитость интуиции; стрессоустойчивость; оптимизм; развитость психических процессов, способностей, воли, характера, мотивационной сферы; самоактуализационная направленность; самосознание Мыслительная Аналитичность; быстрота реакции; развитая креативность, наблюдательность, критичность ума; рефлективность; наглядно-образный характер мышления; ситуативно-действенное мышление; гибкость, глубина и широта мыслительных операций Поведенческая Коммуникабельность; инициативность и предприимчивость; способность к импровизации; ответственность и дисциплинированность; смелость и решительность; целеустремленность; рискованность (до разумных пределов); самостоятельность 3. Объекты освоения в подготовке Область освоения Объекты освоения Знания Законы, закономерности, механизмы, процессы, явления, состояния и факты в области психологии и психологии физического воспитания и спорта, обеспечивающие общепрофессиональную, предметную и специально-профессиональную подготовку; формы, способы и приемы, методы и средства психодиагностики, психорегуляции, психогигиены, психологического исследования и психологической подготовки в спорте, дающие возможность проводить психологическое обеспечение тренировочной и соревновательной деятельности Умения и навыки Способы профессиональной деятельности и поведения Опыт Способы решения психологических проблем в спортивной деятельности; ценности и ценностные ориентации; традиции, нормы, правила и законы жизнедеятельности специалиста по физической культуре и спорту, спортсмена, учитывая спортивную специализацию Мышление Способы мыслительных операций и умение ими пользоваться в стандартных и нестандартных условиях; тактическое мышление Эмоционально-волевая сфера Эмоции; чувства; воля, сила воли; способы выражения и достижения определенных эмоций и эмоционально-волевых состояний
Таблица2. Учебный план психологического образования специалистов по физическойкультуре и спорту№ Предметная область подготовки Трудоемкость в часах Распределение по ступеням и этапам обучения Форма контроля общая по видам занятий 1 2 3 аудит. тренир. сорев. самоc. 1 2 3 4 Общепрофессиональный компонент 504 /> /> /> /> /> /> /> /> /> 1 Основы психологии физического воспитания и спорта 98 34 12 3 49 X /> /> /> Тестирование, зачет 198 68 27 4 99 /> X /> /> 2 Психологические основы физического воспитания и спорта 208 72 26 6 104 /> /> X /> Тестирование, квалификационная работа Область предметной подготовки 176 /> /> /> /> /> /> /> /> /> 3 Психология физического воспитания и спорта 176 50 30 8 88 /> /> /> X Тестирование, квалификационная работа Практический компонент 540 /> /> /> /> /> /> /> /> /> 4 Общая психологическая подготовка 306 /> 153 /> 153 X X X X Тестирование 5 Специальная психологическая подготовка 144 /> /> 72 72 X X X X Тестирование 6 Ситуативное управление 90 /> /> 45 45 X X X X Соревнование Оздоровительный компонент 1752 /> /> /> /> /> /> /> /> /> 7 Психологическое консультирование 1152 576 /> /> 576 X X X X Психологическое исследование 8 Психокоррекция 288 216 /> 72 /> X X X X Психологическое исследование 9 Психопрофилактика 384 192 /> /> 192 X X X X Тестирование /> Итого: 3044 1208 320 138 1378 /> /> /> /> />
Примечания:1. Настоящий учебный план составлен исходя из следующих данных: теоретическоеобучение и практическая (спортивная) деятельность — 171 неделя; экзаменационныесессии — 2 недели; итоговая аттестация — 3 недели; каникулы — 16 недель; всего- 192 недели. 2. Квалификационные работы (по окончании второй и третьейступеней образования) рассматриваются как вид учебной работы и итоговойаттестации. Они выполняются в пределах часов, отводимых на теоретическое ипрактическое обучение, а также за счет времени, выделяемого на подготовку иреализацию итоговой аттестации.
/>
Во-первых,интегрированный характер образовательной системы требует выделения в общейтрудоемкости часов на аудиторные, тренировочные, соревновательные занятия.
Во-вторых,необходимо провести распределение содержания образования на уровни и ступениобучения согласно классификации видов подготовки: 1) общепрофессиональныйкомпонент; 2) предметный компонент; 3) практический компонент; 4) оздоровительныйкомпонент.
Рассматриваемыйподход к организации психологической подготовки обеспечивает повышениеэффективности образовательных воздействий в направлении: а) психическогоразвития; б) становления профессионально значимых качеств личности; в) формированияпсихологической компетенции; г) развития деятельностных качеств. Наблюдаетсяактуализация связей теоретической и практической подготовки, активизацияпроцессов осмысленного отношения и использования в профессиональнойдеятельности учителя физической культуры, тренера, востребованных практикой, аспектовпсихологии на фоне рационализации и творческого преобразования специальныхзнаний, умений и навыков. Предлагаемая образовательная система позволяетконкретизировать область психологического обеспечения физкультурно-спортивнойдеятельности, функции практического психолога.
Рис.2. Ступени психологического образования специалистов по физической культуре испорту
/>
Рис.3. Базовая модель технологии психологического образования специалистов пофизической культуре и спорту/>
1Используется схема построения модели.
2Предполагается конкретизация общедидактической модели, учитывая реально данныеусловия обучения и спортивной специализации.
3Собственно технологический.
4Мероприятия должны осуществляться профессиональным психологом.
5В данном случае разделение результата на «продукт» и «собственнорезультат» условно. Предусматривается, что воздействие в итоге обученияимеет определенную продуктивность и результативность.
6В рамках работы предлагается примерный учебный план, который может бытьподвергнут корректировке, учитывая реальные условия образовательной системы иособенности видов спорта.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Управление природными ресурсами и в области охраны окружающей среды, как вид управления в эконом
Реферат Scarlet Letter Character Development Essay Research Paper
Реферат Методика расчета эффекта финансового рычага и его применение
Реферат Annual Report — version 2001. 07. 06. 13. 55
Реферат Robert Frost Essay Research Paper Robert FrostAmong
Реферат Management Practices Essay Research Paper 1 Managers
Реферат Интернет-технологии в торговле
Реферат Диоскорея кавказская
Реферат Семерка самых изысканных яхт
Реферат Контрольная работа по финансовому менеджменту
Реферат Маслаченко Владимир Никитович
Реферат Анализ финансового состояния предприятия общественного питания
Реферат Рецензия на текст В Я Лакшина про книги в нашей жизни
Реферат Анализ современных наборов микросхем системных плат платформы Intel
Реферат Методика формування валеологічних знань в системі фізкультурного навчання молодших школярів