ПитерБрейгель Старший
(Около1525-1569)
Малонайдется вистории искусстваличностей стользагадочныхи неоднозначных.В течение всейсвоей жизниБрейгель оставался«немым». Он неписал статейи трактатов, не оставилпереписки иза исключениемдвух-трех близкихпо духу лиц незнал друзей.Брейгель неоставил портретовни своей жены, ни детей, нидрузей. Полагают, что он иногдаизображалсамого себясреди собственныхперсонажей- однако никакихподтвержденийтому нет. Егопортреты, выгравированныеего друзьями, не имеют сходствамежду собой.
CвоютворческуюдеятельностьБрейгель началкак график. Жилв Антверпене, Брейгель училсяздесь у ПитераКука ван Алста, затем создавалрисунки дляиздателя гравюрИеронимусаКока. В 1551-1552 годахмолодой художниксовершил путешествиев Италию, послечего жил вАнтверпене, затем в Брюсселе.
/> Уже в ранних, исполненныхс натуры рисункахи акварелях(1552-1553), изображающихграндиозныепанорамы Тироля, Альп, виды роднойстраны, Брейгельпроявил себякак новаторпейзажа, обнаруживцелостноеорганическоечувство жизненныхсил природыв единстве ибесконечномразнообразииее проявлений.Запечатлеваяс высокой точкизрения цепискал, долины, морские просторы, горные потоки, он достигаетвпечатлениякосмическойграндиозности, демонстрируяогромнуюпротяженностьпространства, ландшафтноговеличия окружающегомироздания.
Шестнадцатыйвек принес ссобой новоеотношение кмиру. Под воздействиеместественнонаучныхтеорий Коперникаи великихгеографическихоткрытий впервыевозниклопредставлениео необъятностивселенной; вместе с темродилось сознаниеничтожествачеловека нафоне этих грандиозныхпространств.Отзвуком размышленийхудожника осмысле человеческойи природно-вселенскойжизни былакартина «ПадениеИкара». Гибельантичногогероя, дерзновенноустремившегосяк солнцу, оказываетсятут мелкимэпизодом; Брейгельизображаетлишь торчащиевдали из водыноги Икара, канувшего вморе. В центревнимания — пронизанныйсолнечнымсветом, исполненныйвеличия морскойпейзаж и сценымирного сельскоготруда на переднемплане. В этомпроизведениизакладываютсяосновы миропонимания, которое получаетразвитие вдальнейшемтворчествеБрейгеля. Тольков согласии сприродой, постигаяее могучиймировой ритм, может добитьсяуспеха человек- иначе его усилияобречены, подобноусилиям тщеславногоИкара.
Более30 из 45 картин кистиБрейгеля посвященоизображениюприроды, деревнии ее жителей; безликиепредставителисельских низовстановятсяглавными героямиего работ. Никтоиз художниковранее не осмеливалсясоздаватьпроизведенияна подобныетемы. Искусствотого времениобычно представлялокрестьян тупицами, обжорами ипьяницами, склонным кнасилию. Таковымиони и изображеныв сатирическихстихотворениях, рассказах имасленичныхпьесах — легкоузнаваемымиотрицательнымитипажами, привычнымиобъектами длянасмешек. Брейгельже показывает, что природное, неокультуренноеначало являетсянеотъемлемойчастью человека.
Вкартину «БитваМасленицы иПоста», гдезапечатленнародный праздникна улицахфламандскогогородка, онвключает множествоконкретно-бытовых, метко охарактеризованныхэпизодов. Скученная, суетящаясятолпа — ряженые, нищие, торговцы, музыканты, игроки, пьяные, гуляки, монахи, зрители — пульсируетмассой разнообразныхдействий: здесьводят хороводы, танцуют, играютна волынках, мечут костии т. д. Охваченныенеудержимымвесельем, людинаходятся внепрерывномдвижении, ноза праздничнойпестротойчувствуетсямудрая философскаяирония художника.Брейгель видитне только забавное, но и грубогротескное: жизнь кажетсяему и суетойи мощным источникомсвободной, поистине природнойэнергии, причемоба эти началаорганическисосуществуют, как в парадоксахнародных пословиц.Высоко поднимаягоризонт, расширяятаким образомугол зрения, он показываетсобытия с далекогорасстоянияи тем самымдостигаетбольшей всеохватностирассказа, объединениялюдей в народнуюмассу.
Обращаясь кнациональнойтрадиции, кфольклору инародным пословицам, Брейгель философскипереосмысляетих и — подобноЭразму Роттердамскому- создает наоснове фольклорапанораму современногообщества. Различныепороки — скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастиеи т. д.- воплощаютсяв образах живыхлюдей, их конкретныхпоступках(«Фламандскиепословицы»,1559). Характеренметод Брейгеля: он не навязываетзрителю своихвыводов, невыделяя фигурыносителейпорока из общеготечения деревенскойжизни. На темупороков идобродетелейБрейгель создаети циклы рисунков(1557, 1559), предназначенныедля воспроизведенияв гравюрах.
Сюжетыреальной жизни, получающиесатирическоеили трагическоезвучание, всегдапретворяютсяу него в богатое, красочноезрелище. Резкообрисовывая, порою упрощаяформы, он выделяетхарактерныечерты предмета, подчеркиваяих плотным, красочно интенсивнымпятном (красным, синим, зеленым, фиолетовымлибо коричневым), особенно звучнымна светломфоне, умелоиспользуя приэтом цветовыеконтрасты.Ощущение масштабной, поистине вселенскойпространственнойглубины достигаетсясочетаниямив дальних планахпейзажа прозрачныхтонов, богатыхтеплыми и мягкимипереходами.Полные светаи воздуха пейзажиБрейгеля — каки у его духовногонаставникаБосха — контрастируютс пестрой мозаикойчеловеческихфигур, охарактеризованныхостро схваченнойпозой, живымповоротомфигуры, социальнотипичной одеждой.
Ренессансноепредставлениео важностичеловеческойличности невписывалосьв художественныеконцепцииБрейгеля. Насвоих рисункахи картинах онзачастую вообщескрывает лица, лишая фигурывсякой индивидуальности.Из шести человекна переднемплане в рисунке«Лето», толькоу одного виднолицо, и то в ракурсе; в «Пчеловодах»(ок. 1658) зрительощущает, чтохудожникаувлекает именноих безликость.
Схожаятенденцияпрослеживаетсяи в изображениибиблейскихперсонажей.Он сдвигаетих куда-то вбок, скрывает средиобычных людей.Такими мы видимМарию и Господана деревенскойплощади, ИоаннаКрестителяс Христом втолпе народа, а «Поклонениеволхвов» вообщескрыто за завесойснегопада.
Человек Брейгеляобладает свободойвыбора и ответственностьза свои несчастьянесет сам. Выбормежду доброми злом, междуверой и невериемчеловек вынужденделать постоянно, на протяжениивсей жизни — так же, как быливынужденыделать этотвыбор его предкии как делаютего сегоднямножестводругих людей.Отсюда — ещеодна приметапроизведенийБрейгеля, роднящаяих с иконами, но очень редковстречающаясяв современномискусстве: совмещениевременных ипространственныхпластов. Натаких картинах, как «Шествиена Голгофу»,«Перепись вВифлееме»,«Избиениемладенцев»,«ПроповедьИоанна Крестителя»,«ОбращениеПавла», «Рождество», на гравюре«Успение Богоматери»библейскиеперсонажиприсутствуютсреди современниковБрейгеля, ведущихсвою повседневнуюнормальнуюжизнь, библейскиесцены разыгрываютсяна фоне фламандскихгородских исельских пейзажей.Например: фигурасогбенногопод тяжестьюкреста Спасителяпочти теряетсясреди множествадругих впечатленийлюбого изизображенныхна картинелюдей, и людиэти делают свойнравственныйвыбор, не догадываясь, что видят передсобой Бога.
Вцентре панорамыада в «БезумнойГрете» — не Смертьили Дьявол, Владыка Зла, но будничныйчеловеческийпорок: гротескнаяфигура маркитанкив солдатскихобносках, сузлом ворованныхвещей, и озлобленныедеревенскиебабы, которыеграбят брошенныйхозяевами дом.Ад начинаетсяв человеческомсердце. Егоисточник — эгоистическоесознание илибезумие.
Годытворческойзрелости Брейгеляпроходят впериод обостренияпротиворечиймежду Нидерландамии монархиейФилиппа II, вусловиях грознонарастающейреволюционнойситуации.Антифеодальноедвижение сливаетсяс национально-освободительнойборьбой противвладычестваИспании. В 1561-1562годах Брейгелемсоздаютсякартины, объединенныепредчувствиемнадвигающихсяисторическихкатаклизмов:«Триумф смерти»(Мадрид), «Падениемятежных ангелов»(Брюссель), «БезумнаяГрета», «Битваизраильтянс филистимлянами».
Позднее художникво многомпреодолеваеттрагизм, нашедшийконцентрированноевыражение вработах этогокруга. Его героемстановитсякрестьянин-труженик, органическисвязанный своейдеятельностьюс жизнью природы.Коренастыефигуры егопоселян, ихсгорбленныеспины, тяжеловеснаяпоступь, грубыеодежды, простодушныелица не лишенычерт гротеска.Но Брейгельвидит в народеглавное — энергию, трудолюбие, цельностьмировосприятия- и находит внаблюденияхнад его «трудамии днями» разрешениеосновных занимавшихего проблемчеловеческогобытия.
Всерии картин«Месяцы» (1565)сменяющие другдруга временагода неразрывнообъединеныс сезоннымтрудом крестьян.Идея вечногокруговоротаприроды, егосвязи с человеческойжизнью былаотражена и втрадиционныхсредневековыхкалендарныхциклах. Но дляБрейгеля сменавремен года- прежде всегосвидетельствоне «божьегопромысла», авсемогуществаприроды, находящейсяв процессенепрерывногостановленияи обновления, щедро приносящейчеловеку своидары. Отсюдаэпическаяширота повествования.Брейгель тонкочувствуетпоэзию сельскоголандшафта, красоту сезонныхизменений егооблика, атмосферы, эмоциональногостроя и колорита: он живописуети бурное весеннеепробуждениеприроды («Сумрачныйдень») и напряженныйритм жаркоголетнего дня(«Жатва»). В картине«Охотники наснегу» меткосхвачено своеобразиезимнего пейзажас прозрачнымморозным воздухом, зеленовато-серымнебом, тонкиморнаментомхрупких ветвейдеревьев икустарников, далекимипространствамизаснеженныхполей и гор, теплом, веющимот человеческогожилья. Художниквыбирает высокуюточку зрения, завершая дальнийплан величественнойцепью гор. Группаохотников, уходящих отпереднего планавглубь, вноситэнергичноедвижение взаснувшую, затихшую природу.Пространственнаядиагональпейзажа, продолжаяэто движение, связываетфигуры людейс природой, передний план- с горными далями, тонущими вморозной дымке.
Вдругих работахБрейгелядраматическиесобытия современностинаходят непосредственноеотражение. Подвидом «Переписив Вифлееме»(1566) изображеновзимание испанцаминалога с фламандскогонарода, в «Избиениимладенцев»(1566) — нападениеиспанскогокарательногоотряда на мирнуюдеревню. В последнейкартине царятсилы разрушения, неумолимыйрок. Грознодвижется сплоченнаякогорта воинов, вздымаетсялес копий, трагичныобразы беззащитныхкрестьян, беспомощныхперед лицомжестокой, беспощаднойсилы. Народздесь представленкак безымянная, пассивно страдающаямасса, лишеннаясильной воли.
Полнаяпротивоположностьэтим картинам- «Крестьянскийтанец» (1568). Остросхваченахарактерностьфигур, жестов, телодвиженийи мимики, ноиндивидуальноев изображениикрестьян уступаетвыявлениютипического.Очерченныеобобщеннымиконтурамифигуры вырастаютв масштабахпо отношениюк дальнемупространству, выдвигаяськ переднемуплану. Картиназахватываетбурным весельем, безудержнойпляской, энергиейи мощным темпераментомкрестьян. Цветовыепятна зеленого, черного, красногои белого акцентируютпульсирующийритм танца, усиливая впечатлениеголовокружительноговихря. Динамикадиагональнопостроенногопространстваи ритмов движения, сильные эффектыперспективыраздвигаютрамки изображения, давая непосредственноеощущение бурлящей, праздничнойжизни деревни.Народное весельепредстает нечастным жанровымэпизодом, нонагляднымобобщающимутверждениемжизнелюбивойэнергии, таящейсяв глубинекрестьянскихмасс и в «смеховойкультуре», прорывающейсянаружу наперекорсилам социальногои национальногоугнетения.
Втечение своейжизни Брейгельявлялся жителемдвух оченьбогатых городов- сначала Антверпена, а позже Брюсселя, резиденциигабсбургскогоиспанскогорегента.
Потемпу ростаАнтверпенуне было равныхв Европе, онстал новымфинансовыми экономическимцентром западногомира. В этомгороде-«базаре»c крупнейшимморским портомжило околотысячи иностранцев, к ним относилисьс подозрением.В ситуации, когда людейне объединялани вера, ни единаяцерковь, когдакатолики, протестанты, лютеране ианабаптистыжили по соседству, росло всеобщеечувство незащищенностии тревоги. Такобразовалось«поликультурноеобщество», гдеособенно островозникалипроблемы общения, прежде всегона религиознойпочве.
/>Антверпенбыл символоммира. Башней- отбрасывающейтень — вопрекивсем законамприроды — не наземлю, а на небо
Брейгель писал«Вавилонскуюбашню» по крайнеймере три раза.СохранилисьВавилонскаябашня (1563) и «Малая»Вавилонскаябашня (ок.1563). Гигантскоестроение былозапечатленодважды. Никогдаранее не удавалосьхудожникампередать такживо чудовищнуювеличину башни, размах строительства, превосходящеговсе ранее известноечеловеку.
УникальностьБрейгеля какхудожниказаключаетсяв том, что онсовмещаетприемы панорамнойживописи иминиатюры.Гармоничностьего картинвытекает изуравновешенностицелого и егочастей.
Куступам башнии ее галереямуспели прилепиться, подобно птичьимгнездам, деревни.Город, готическиекрыши котороговиднелисьдалеко внизу, сквозь дымкутумана, сталдля этих людейчужим. Теперьих отдаляетот этого местаогромноерасстояние…Башня былагигантскимолицетворениемтщеты. Все эторано или поздноисчезнет. Всяэта конструкцияиз камня, такаяпрочная и такумело построенная, когда-нибудьуподобитьсяпеску на морскомдне. Четкиеформы арок истолбов ничутьне более долговечны, чем формы облаков, проплывающихмимо амбразур.Расчеты архитекторов, работа лебедокподобны сну, который забудетсяв момент пробуждения, от Вавилона, как и от Трои, останутсятолько воспоминанияи поэма-метафоравечного детствачеловечества.Метафора этойтщетной погониза ветром, котораяи есть нашажизнь...
Впоздних произведенияхБрейгеля углубляютсянастроенияпессимистическогораздумья. Впрославленных«Слепых» (1568)евангельскаяпритча использованадля воплощенияидеи о слепомчеловечестве, лишившемсяволи к борьбеи пассивноследующем засудьбой-фортуной.Вожак, возглавляющийцепочку калек-слепых, падает, остальные, спотыкаясь, неудержимоследуют за ним; судорожны ихбеспомощныежесты, в оцепенелыхот ужаса лицахрезко проступаетпечать разрушительныхстрастей ипороков, превращающаяих в мертвенныемаски. Прерывисто-неравномерныйритм движенияфигур развиваюттему неминуемойгибели. Однакопо-прежнемуконтрастнойальтернативойчеловеческойсуете предстаетбезмятежногармоническаяприрода заднегоплана, своимидиллическимпокоем словноподсказывающаявыход из трагическоготупика. Тот жеконтраст убогостипереднего планаи пейзажнойидиллии вдалипредопределяетосновной образныйлейтмотив«Калек» (1568). Последниепроизведениявеликого живописцасвидетельствуютне только обуглубленииего драматургическоготаланта — особойутонченностидостигает вних и его живописноемастерство, претворяющеесяв нежных тональныхпереливахкрасочногослоя.
Вконце своейжизни Брейгельеще раз — в пейзажнойживописи — вкартине «Сорокана виселице»(1568) заявит о своейпривязанностии родстве совсем, что живети умирает. Опятьзритель словносверху обозреваетлеса, луга, скалы, реку, впадающуюв море чутьниже линиигоризонта.
Каки ранее в произведенияххудожника, всепространствохолста заполненомаленькимифигурками людей- танцующих, играющих наинструментах, гуляющих, болтающих, чувствующихсебя в полнойбезопасностив необъятномпространствепейзажа, изображенногохудожником.
ТворчествоПитера БрейгеляСтаршего — величественныйитог сложнойи противоречивойэволюциинидерландскогоискусстваXV-XVI веков, однаиз высочайшихвершин европейскойкультуры ПозднегоВозрождения.Брейгель былчутким свидетелеми бурногоэкономическогорасцвета своейстраны и тойнапряженнейшейборьбы, которуюона вела противиспанскоговладычества, феодальногои церковногогнета.
Продолжаятрадиции Босхаи Луки Лейденского, Брейгель необычайнорасширил тематикужанровой живописи, ярко раскрывв своих произведенияхединство человекаи плодоносящейприроды, находящейсяв бесконечномдвижении иобновлении, показал современнуюжизнь, напряженностьпредреволюционнойпоры, воплотилнациональноесвоеобразиехарактеранарода, в первуюочередь крестьянства, его типы, нравы, жизненныйуклад, неистощимуюжизнелюбивуюэнергию. Героемего картинстала не отдельнаяличность, аколлектив, народные массы.
СвоимискусствомБрейгель блистательнозавершил сложныеи противоречивыеискания нидерландскогоВозрождения, объединилсокровищницуранненидерландскиххудожественныхтрадиций стревожным, чутким к историческомупульсу современностимироощущениемПозднего Ренессанса.
Cписокиспользованнойлитературы:
«Питер Брейгель старший» Роз-Мари Хаген Р. 2000 Арт-родник
Фотографии – www.aport.ru