Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Психорегуляция в спорте

Духовность в спорте высших достижений Погонец Ю. Ю Сунагатов Р.Х. Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Ключевые слова: спортивная деятельность, психорегуляция, спо¬собности, средства, результативность, соревнование. Проблема психорегуляции в спорте — одна из актуальных в силу высокой значимости психологического фактора в спортивной дея¬тельности [13,11,7,1,5,8,19,3 и др.].

Психорегуляция является пред¬метом исследований ряда спортивных психологов, и в большей сво¬ей части она разработана в области управления предстартовым со¬стоянием спортсмена. В основном рассматривались общие аспекты психорегуляции в спорте. В литературе имеется незначительное число работ, в которых даются рекомендации по использованию пси¬хорегуляции в работе со спортсменами конкретного вида спорта: легкой атлетики [7,10], тяжелой атлетики [3], бокса

[19]. Психорегуляцию мы рассматриваем в двух аспектах: 1) как спо¬собность спортсмена управлять своими мыслями, чувствами, дей¬ствиями; 2) как деятельность спортсмена по использованию средств психорегуляции на тренировках и соревнованиях, способствующих оптимальному проявлению собственных физических и технических возможностей. Если исходить из четырехкомпонентной структуры спортивной деятельности [12], то психорегуляция входит

в содержа¬ние первого компонента (предпосылки деятельности) как способ¬ность и третьего компонента (операции, действия, техника, тактика) как практические действия по использованию различных средств, приемов психорегуляции. Актуальность проблемы психорегуляции для теории спортив¬ной тренировки объясняется следующими фактами, полученными другими авторами, исследовавшими ее в спорте: 1. В исследованиях [3] показано, что значительная часть тяже¬лоатлетов различной квалификации не могут

мобилизоваться к подъему штанги, в результате удачные (зачетные) подходы выполня¬ются только в 55,5% случаев. 2. Согласно исследованиям [3,17,18], чем выше у волейболис¬тов уровень развития психорегуляции, тем выше результативность их соревновательной деятельности. 3. Поведение спортсменов на соревнованиях и характер пред¬стартового и стартового состояния обусловлены уровнем развития у них способности к психорегуляции [17,18].

Психорегуляция в спорте представляется сегодня как устояв¬шееся научное направление в спортивной психологии. Ее основная цель — формирование особого психического состояния, способству¬ющего наиболее полному использованию спортсменом своего по¬тенциала, накопленного на тренировках. Эта задача достигается бла¬годаря специальным центрально-мозговым перестройкам, создаю¬щим такую интегративную деятельность организма, которая наибо¬лее рационально направляет возможности спортсмена на решение конкретных

задач [11]. Это уже конечная цель психорегуляции, а достигать ее в процессе соревнований можно лишь при условии ов¬ладения психорегуляцией на тренировках. Как показывают наши исследования (опрос спортсменов, тре¬неров), спортсмены могут овладеть психорегуляцией или самостоятельно (в основном так они и делают), что очень трудно, или при участии тренера, если он, в свою очередь, сам владеет ею и понимает ее значимость и возможности в спорте.

Самостоятельное приме¬нение спортсменами тех приемов и средств, кото¬рые приводятся в методической литературе [1,7,21 и др.], не дают должного эффекта. В этом убеж¬дают результаты наших исследований. В этой свя¬зи необходимо сначала развить у спортсменов спо¬собность к психорегуляции, которая давала бы им возможность использовать все ее средства. Для этого необходима продолжительная специальная тренировка.

И, как показали наши исследования [17], наибольший эффект при этом достигается в работе с юными спортсменами. При изучении психорегуляции мы исходим из известного в психологии положения о том, что пси¬хические явления, психическая деятельность лю¬дей выступают как детерминированные условия¬ми (и образом) жизни людей. При этом детермина¬ция психических явлений происходит по схеме: внешние воздействия действуют через посредство внутренних условий. Психические явления выс¬тупают в жизни человека не только как обуслов¬ленные,

ной как обуславливающие: определяемые условиями жизни человека, психические явления обуславливают его поведение и деятельность [16]. Обусловленность поведения спортсмена фактора¬ми окружающей среды и состоянием организма делает актуальной проблему управления своей деятельностью, состоянием в условиях влияния различных помех. Рассмотрим место и значение психорегуляции в спортивной деятельности с позиций физиологии [2,11 и др.]. Предполагается, что в начале деятель¬ности у человека формируется три вида функцио¬нальных систем.

Первая система обеспечивает профессионально необходимые акты для выпол¬нения заданной деятельности. Вторая связана с посторонней деятельностью, которая конкуриру¬ет с основной, отражая взаимоотношения организма человека с окружающей средой (реакция на внешние факторы). Третья представляет собой вос¬становительную функциональную систему. Формирование у спортсменов первой функ¬циональной системы происходит во время трени¬ровочных занятий.

Этот процесс, как правило, про¬ходит успешно. Формирование второй функцио¬нальной системы связывается с участием спорт¬смена в соревнованиях под влиянием различных факторов. Воздействие ее на результативность со¬ревновательной деятельности спортсменов весь¬ма существенно. Развитию у них способности про¬тивостоять формированию этой системы и ее вли¬янию на деятельность в условиях соревнований и может служить развитая у спортсменов психоре¬гуляция.

Рассмотрим особенности взаимодействия этих трех систем. В период врабатывания основ¬ная функциональная система имеет более высо¬кую степень возбудимости и быстро становится доминирующей. Это можно наблюдать в период подготовки спортсменов к соревнованию, во вре¬мя разминки. Физиологический конфликт быстро разрешается, и наблюдается «стадия сложивших¬ся координаций» (А.А.Ухтомский, 1952; Е.Ф. Поле¬жаев, 1974).

Двигательные акты приобретают до¬минантное значение, подавляется активность прочих функциональных систем, хотя и имеется воз¬действие посторонних раздражителей. Доминиру¬ющая система находится под контролем сознания спортсмена. В процессе соревнования спортсмены волевым усилием продолжают выполнять действия, несмот¬ря на нарастающее чувство усталости, неудачи и другие факторы, сигнализирующие о включении второй и третьей функциональных

систем. Проти¬водействие включению этих систем должна оказы¬вать развитая способность к психорегуляции. Рассмотрим значение психорегуляции в со¬ревнованиях. В процессе подготовки к стартам идет настройка спортсмена на предстоящую деятельность. Используемые для этого приемы при¬званы помочь устранить влияние ненужных отвле¬кающих факторов, «выключить» посторонние мыс¬ли, создать оптимальное психическое состояние, соответствующее соревновательной деятельности.

Формирующаяся функциональная (рабочая) сис¬тема должна стать доминирующей. Ее формиро¬вание связано со специальной тренировкой уме¬ния вызывать соответствующие эмоции, чувства. Средства психорегуляции здесь выполняют роль актуализации и становления наиболее рациональ¬ной центрально-периферической интеграции. Для успешного выступления на соревновани¬ях спортсмену необходимо сохранить доминиру¬ющее положение сформированной функциональ¬ной системы.

Главным здесь выступает умение в необходимой степени сконцентрировать свои воз¬можности. На решение этой задачи и должна быть направлена психорегуляция как деятельность спортсмена. Как в первом, так и во втором случае для использования методов и приемов психорегу¬ляции следует овладеть ими в тренировочном про¬цессе до закрепления прочных условно-рефлек¬торных связей. Сохранение доминирования одной конкретной (необходимой) функциональной системы в услови¬ях соревнований

— довольно редкое явление в спорте. Часто спортсмены находятся в негативном психическом состоянии при наличии конкуриру¬ющей функциональной системы. Роль психорегу¬ляции в этом случае сводится к устранению фак¬торов, поддерживающих негативные тенденции. Дальнейшее решение проблемы психорегуля¬ции в спорте должно осуществляться в соответ¬ствии с принципом "от общего к специальному". Общим здесь выступает развитие у спортсменов психорегуляции вообще (базовой части), а специ¬альным

— обучение спортсменов этому приему применительно к конкретному виду спорта исходя из специфики его соревновательной деятельнос¬ти [18 и др.]. Проведенное исследование [19] позво¬лило разработать и обосновать методику овладе¬ния психорегуляцией, которая включает два этапа. Первый — подготовительный, предусматрива¬ющий развитие и совершенствование психичес¬ких функций, обуславливающих способность к психорегуляции. К таким функциям относятся: концентрация, устойчивость, распределение

и пе¬реключение внимания; мысленные представле¬ния; воображение, включающее воссоздание в со¬знании образов, ситуаций, явлений; воспроизведе¬ние и дифференцирование мышечных усилий. Второй этап — основной — предполагает разви¬тие умений управлять своим психическим состоя¬нием, используя приемы психорегуляции. Результаты исследования по разработке ме¬тодики овладения психорегуляцией и внедрения ее в практику работы с юными боксерами [19] позво¬ляют рекомендовать ее как общую (базовую) часть обучения

психорегуляции применительно к любому виду спорта. В дальнейшем она может быть использована во всех периодах годичного цикла спортивной тренировки для решения конкретных целей и задач. В подготовительном периоде целью психорегуляции является оптимизация закрепле¬ния в центральной нервной системе условно-реф¬лекторных связей и центрально-периферических отношений. В соревновательном периоде целью психорегуляции является:

1) обеспечение психи¬ческого состояния для успешного выступления; 2) устранение неактуальной и актуализация доми¬нирующей (необходимой) для данного момента функциональной системы. Проведение двух педагогических эксперимен¬тов со взрослыми спортсменами высокой квали¬фикации и с юными (12-13 лет) боксерами [19] пока¬зало, что у юных спортсменов формированием на¬выков психорегуляции осуществляется более ус¬пешно, чем у взрослых спортсменов.

С учетом того, что данная методика овладения психорегуляцией более продуктивна в занятиях с юными спортсме¬нами, была пред¬принята попытка ее усовершенствования с использованием мас¬сажа. Для этого было разработано два варианта овладения психорегуляцией. Первый предусмат¬ривал одновременное использование массажа и психорегулирующей тренировки. Во втором мас¬саж предшествовал психорегулирующей трени¬ровке.

Проведение педагогического эксперимен¬та, в котором приняли участие взрослые пловцы высокой квалификации, показало, что второй ва¬риант овладения психорегуляцией более продук¬тивен. Это позволяет рекомендовать данную методику в работе с взрослыми спортсменами. Применительно к тяжелой атлетике с харак¬терными для нее психологическими особенностя¬ми разработана и апробирована в трехлетнем пе¬дагогическом эксперименте с юными тяжелоатле¬тами методика развития психорегуляции

[3]. Она предусматривает развитие необходимых психи¬ческих функций, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности тяжелоатлетов. Методика рассчитана на три года и включает раз¬витие следующих психических функции: сосредо¬точения внимания на выполняемом движении; умения управлять своим психическим состояни¬ем; устойчивости и концентрации внимания; так¬тического мышления; помехоустойчивости; моби¬лизации психических и физических возможностей в конкретный момент; стремления к достижению высоких результатов в спорте.

Результаты педаго¬гического эксперимента показали достаточно вы¬сокую ее эффективность: реализация соревновательных подходов у тяжелоатлетов составила от 80 до 100%. Коэффициент эффективности выступле¬ния на соревнованиях менее единицы наблюдал¬ся лишь у 20% выступавших. A.M. Рябковым [17] разработа¬на специальная часть психорегуляции примени¬тельно к волейболу. По результатам этих ис¬следований видим, что развитие психичес¬кой саморегуляции у юных волейболистов

должно осуществляться по следующим направлениям: 1. Формирование позитивного, конструктив¬ного отношения к развитию и совершенствованию психорегуляции и использованию ее в трениро¬вочной и соревновательной деятельности. 2. Развитие и совершенствование психичес¬ких функций, лежащих в основе психорегуляции. 3. Развитие помехоустойчивости к сбивающим факторам объективного и субъективного характера.

4. Обучение самоконтролю и саморегуляции психического состояния (успокоению, расслабле¬нию, мобилизации). 5. Обучение управлению направленности со¬знания на содержание выполняемой деятельности. 6. Повышение эмоциональной устойчивости. Автор [4] при разработке задач и содержания методики исходит из того, что овладение психорегуляци¬ей предусматривает повышение соревновательной результативности волейболистов, исключая при этом решение других задач подготовки с использованием психорегуляции преодоления

утомления, восстановления работоспособности и др.). В развитии психорегуляции у юных волейбо¬листов выделяется три этапа:  1-й — ознакомительный. Его цель — форми¬рование у занимающихся положительного, конст¬руктивного отношения к занятиям по развитию психорегуляции.  2-й — подготовительный. Его цель — разви¬тие необходимых психических функций, составля¬ющих основу (базис) для развития псих

о регуляции и овладения ею.  3-й — основной. Его цель — развитие саморе¬гуляции, умений управлять своими мыслями, чув¬ствами, действиями. Итоги педагогического экс¬перимента с юными волейболистами показали улучшение следующих показателей: об¬щей психологической устойчивости; результатив¬ности технических действий; навыков психорегуляции; показателей психической надежности. На соревнованиях отмечалось повышение процента положительных эмоций.

Заключение. Проведение многолетних экспе¬риментальных исследований позволило нам опре¬делить состояние проблемы психорегуляции в спорте; выявить неразработанные вопросы данной проблемы; определить место и содержание психо¬регуляции в структуре спортивной деятельности; изучить ее возможности в повышении эффектив¬ности спортивной деятельности; наметить пути дальнейшего решения рас¬сматриваемой проблемы. ЛИТЕРАТУРА 1. Алексеев А.В. Себя преодолеть. — М:

ФиС, 1985. — 192с. 2. Анохин ПК. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975 166с. 3. Бабушкин Т.Д Назаренко Ю.Ф. Методика развития пси¬хических функций, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности юных тяжелоатлетов //Тез. 2-го международного конгресса по спортивной психологии М 1995, с. 67 - 68. 4. Беляев А.В. Характеристика соревновательной деятель¬ности высококвалифицированных

волейболистов: Метод. разраб. – М.: ГЦОЛИФК, 1990 - 24 с. 5. Волков И.П. Задачи и формы психологического обеспечения высококвалифицированных спортсменов к сорев¬нованиям // Научные исследования и разработки и спорте. – 1994 №1 с. 5 – 10 6. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях М.: ФиС, 1981 112с. 7. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. –

М.: ФиС, 1986 - 182 с. 8. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов; Учебное пособие. – Краснодар: КГИФК. 1995 176 с. 9. Ивойлов А.В. Помехоустойчивость движений спортсмена. – М.: ФиС, 1986 110с. 10. Малкин В.Р. Психическая саморегуляция в тренировке легкоатлетов // Психическая саморегуляция и спорте Алма-Ата. – 1977. – с.

92 - 95. 11. Некрасов В.П. и др. Психорегуляции в подготовке спорт¬сменов М.: ФиС, 1985 132 с. 12. Общая и спортивная психология: Учебник дли высших физкультурных учебных введений / Под ред. Г.Д. Бабуш¬кина, В.М. Мельникова. – Омск: СибГАФК, 2000. – Ч. 2. – с. 10-13 13. Плахтиенко В.

А Блудив Ю.М. Надежность я спорте М.: ФиС, 1983 176с. 14. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат М.: ФиС, 1983 - 112 с. 15. Родионов А.В. Психофизическая тренировка - М.: ТОО "ДАР", 1995 64 с. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, - М.: Педагогика, 1989 460 с.

17. Рябкон A.M Смоленцева В.Н Бабушкин Г.Д. Исследова¬ние развития психорегуляции у волейболистов различной квалификации // Психология и педагогика средней и выс¬шей школы. – 1999 № 2 с. 68 - 69. 18. Смоленцева В.Н Бабушкин Г.Д. Психорегуляция в годичном цикле тренировки //Психология и педагогика средней и высшей школы. – 1999 № 2 с. 56 - 59, 19. Смоленцева В.Н. Развитие самообладания у боксеров на этапе начальной подготовки с учетом индивидуально-

пси¬хологических особенностей: Канд. дис. Омск, 1997 – 147с. 20. Хаупшев М.Х. Развитие точности двигательных действий у юных волейболистов 13 — 16 лет: Автореф. канд. дис. — М 1995 29 с. 21. Цзен H.В Пахомов Ю.В. Психотехнические игры в спорте М.: ФиС, 1985 160с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.