Реферат по предмету "Культура и искусство"


Что выплавляют из тонн словесной руды или попытка реабилитации чатов

Отношение к чатам среди «шакалов ротационных машин», пишущих о русском интернете, весьма любопытно. Из прессы (как «бумажной», так и «сетевой») о чатах можно узнать только то, что они существуют, потому как иногда о них упоминают. Изредка встретишь — есть, мол, такая «тинэйджеровская тусовка», но говорить о ней особо нечего — молодежь время расстреливает, да и только. Эдакая «массовая культура рунета», внимания солидных людей не заслуживающая.
Между тем, хотим мы того, или нет, чаты были и остаются одними из самых посещаемых русских ресурсов. К примеру не в самом популярном (но одном из немногих, где ведется статистика) чате «Отель „У Максима“ зарегистрированных пользователей превышает 8 тысяч, за день его посещают, в среднем, около 1000 человек, а одномоментно в чате иногда находится более сотни.
Обратившись к статистике, мы видим, что по всем рейтингам обращений чаты располагаются весьма высоко. Если же говорить об отвлекаемых на себя „человеко-часах“, то вряд ли я ошибусь, предположив, что в этом отношении чаты лидируют — количество времени, проводимого в чатах завсегдатаями, стало притчей во языцах. И все это при том, что в большинстве своем чаты столь же далеки от целенаправленной „раскрутки“ как декабристы от народа и никакого продвижения продукта на рынок просто не ведут — популярность набирается „самотеком“.
Все вышеизложенное позволяет говорить о чатах, как о некоем социальном феномене. Позволю себе предположить, что „феномен чатов“ возникает оттого, что эти ресурсы представляют собой нечто большее, чем просто „болталку“, а их социальная функция гораздо значимей.
»Дали вчера мне волю — что я с ней делать буду?"
В большинстве публикаций интернет-ресурсы рассматриваются как нечто исключительно утилитарное и узкоспециализированное. Интересует, что в мире творится — почитайте сетевую прессу, хочется посмеяться — на юмористические сайты, беллетристика нужна — электронные библиотеки к вашим услугам. Соответственно отношения «пользователь-ресурс» локализованы во времени, необходимом на удовлетворении своих потребностей.
Если следовать такому подходу, разумно предположить, что чаты обслуживают потребности в новых знакомствах и общении. Однако в таком случае общение в чате заканчивалось бы сразу после того, как знакомство состоялось и перенесено в реальный мир. «Общение по проводам» можно понять, если «ты сейчас далеко-далеко, между нами снега и снега», но в чате иногда общаются люди, живущие не только в одном городе, но и в одном доме.
На мой взгляд, ответ в следующем. Чаты — ресурс не фрагментарный, а универсальный, пользование им не утилитарно, а самоценно, они самодостаточны. Коммуникативную нагрузку чат, безусловно, несет, но возьму на себя смелость утверждать, что восполнение потребности в расширении круга общения является безусловно важной, но все-таки не единственной функцией чата. Часто гораздо притягательней для посетителей чатов оказывается удовлетворение потребности в самовыражении, если хотите, в творчестве.
Начну несколько издалека. При использовании большинства интернет-ресурсов позиция рядового пользователя исключительно потребительская. Между тем сегодняшняя культурная ситуация, как это отмечает большинство исследователей, характеризуется предельной пассивностью пользователя — от него не требуется даже конструирование образов (как, например, при чтении книг), он получает все в готовом виде с этикеткой «употреблять не разжевывая». Однако потребность в самовыражении через творчество является базовой потребностью человека. И Интернет, задуманный исключительно как средство получения информации, в итоге стал средой, едва ли не культивирующей творчество. Можно вспомнить «домашние странички», разнообразнейшие творческие конкурсы в Интернете, но достаточно просто обратить внимание на то, что с ростом популярности ресурса растет и его «завязанность» на самовыражении потребителей (электронная переписка с создателем, гостевые книги, форумы). Да что там — многие популярнейшие ресурсы рунета СОЗДАЮТСЯ пользователями («Анекдоты из России» и его клоны, сервера знакомств, многие ресурсы «Чертовых Куличек»).
Наиболее доступным, демократичным и предлагающим максимальные возможности для самовыражения ресурсом интернета является именно чат. Дело в том, что он предоставляет человеку уникальные возможности для самовыражения, которые отсутствуют в реальном мире. Некоторые из этих возможностей универсальны для любых социальных коммуникаций в Сети, другие присущи только чатам. Что я имею в виду:
— Свобода творения образа. Человек в Сети изначально анонимен, в чатах же эта анонимность культивируется — подавляющее большинство посетителей используют «ники» и зайдя в чат под реальным именем и фамилией человек будет выглядеть в лучшем случае белой вороной. Сменив имя на ник, человек уже дистанцируется от своего реального «Я». Кроме того, «растворенная телесность» — отсутствие тела как такового, упраздняет все социальные характеристики реального человека — внешность, пол, возраст и т.п., что делает невозможным использование привычных средств самопрезентации. Таким образом, при полном отсутствии телесности и негласно обязательном отречении от своей реальной личности человек вынужден творить ОБРАЗ. Вливаясь в виртуальный социум чата, человек получает полную свободу в сотворении самого себя, которая ограничена только его фантазией. И здесь все зависит от творческого потенциала человека. Кто-то «за неумением лучшего» воссоздает, примитивизируя, самого себя, другие буквально фонтанируют персонажами. Но по сути, нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные люди, в чатах живут созданные ими образы.
— Свободу творения пространства. В большинстве интернет-ресурсов, коммуникация проистекает в «Великом Нигде». Исключением являются только чаты. Практически с самого возникновения чаты не ограничивались одной лишь прямой речью. Впоследствии это обернулось принятой только в чатах возможностью работать не только в функции «Сказать», но и в функции «Сделать», что позволило включить в действо не только персонажей, но и пространство действия — «Розовый слон влетает через окно и робко замирает неподалеку от беседующих».
— Свободу творения предмета коммуникации. Подавляющая часть коммуникаций в Сети задает тематику общения. В гостевых книгах высказываются о конкретном сайте. Форумы и конференции обязательно тематические, причем заданность тематики культивируется — отступление от темы считается нарушением правил общения и зачастую наказывается. В MUDs игроки взаимодействуют в уже созданном пространстве и по установленным правилам. И только в чатах пользователям предоставлена полная свобода.
Все эти возможности, предоставляющие полную свободу самовыражения, естественно, на практике оборачиваются как плюсами, так и минусами. Увы, но творческий потенциал пользователей различен. При неразвитых способностях самовыражения общение в чатах просто поражает своей убогостью. Свобода творения образов приводит к появлению бесчисленных одинаково кокетничающих «катюшенек» и безостановочно матерящихся для доказательства своей крутизны «алексов». Свобода творения пространства практически не используется и только редкие «таланты» додумываются до «Алекс дает Сержу пинка и тот улетает в угол!!!!!!!!!!!», а свобода творения предмета коммуникации замыкается в пределе от рассказов про свои вчерашние героические пьянки до истошных воплей «ДИВЧЕНКИ, У КОГО АСЯ ЕСТЬ?????????».
Однако, пускай пока и не очень часто, но в чатах встречаются и истинные таланты. Я не буду приводить примеры удачных образов, ограничусь лишь замечанием, что творчество начинается еще на стадии придумывания ника. Не удержусь, и приведу небольшой список: «О без Янь», «С+ равно де Бержерак», «Свиной творог», «Козе Байан», «Наемный самоубийца», «Застегнутый Врасплох», «Святой Врааль», «Приватьnick», «Замоченная скважина», «Виртрезвитель», «Обмороченная наворочка», «Самородина», «Брюз Вылез», «Мел с Гипсом», «Джон 3 вольта», «Похмелеон», «Хэ Мин Гуэй», «Экологическая Ницша», «Бедная Виза», «Клацающая Клава», «Статус Ква», «Летальный Исходец», «болгарин Рулон Обоев. Если же говорить о свободе творения пространства, то в качестве примера приведу следующий лог:
* Тиль: Goede middag!
* Тиль делает серь+зное лицо и улыбается глазами
* Теххи заворачивается в плед в гордом одиночестве и что-то бубня себе под нос, снова собирается засыпать…
* Тиль заслоняет креслом плакат „Все на выборы!“
* Теххи: Или: У меня есть специально обученная болелка :):)
* Теххи: Тиль: У тебя сегодня политически-бодрое настроение?
* Или одним глазом подглядывает в гордое одиночество, где сидит завернутая Теххи…
* Тиль выпускает на волю специально обученную лечилку и натравливает е+ на Теххи
* Теххи прикрывает от Или гордое одиночество ладошками — нечего, смылась, так не подглядывай :)
* Тиль: Теххи, отнюдь :-) Просто я сч+л, что призыв к выборам здесь будет неуместен :-)
* Или вешает на шею лечилке горшочек с м+дом… теперь она похожа на маленькую Сару Бернар.
* Или: Или на сенбернара? :-)
* Теххи визжит, от ужаса взлетает на люстру, и оттуда спокойным истерическим голосом шепотом просит: „ТИЛЬУБЕРИЯБОЮСЬ!!! !!“:)
* Или встрепенувшись, спросонок требует изгнать торговцев из храма…
* Тиль доста+т из кустов случайно оказавшийся там тромбон и тихонько наигрывает „I know why (and so do you)“
* Или навостряет ушки…
* Теххи. мерно покачиваясь на люстре, с жалостью смотрит на плед и говорит
— »Точно, Тиль, призыв тут ни к черту"
* Тиль отзывает лечилку — вс+ равно та не умеет по люстрам лазать…
* Теххи показывает лечилке сверху язык :)
* Или скатывается с колен Тиля и обживает опустевший бесхозный плед и опустевшее бесхозное кресло.
* Или: (авторитетно. из складок пледа) Или — или!
* Тиль с трудом удерживает лечилку, возбудившуюся от вида воспал+нного языка
* Теххи с завистью наблюдает за Или, мерно покачиваясь…
* Или на всякий случай молчит в теплую тряпочку…
* Теххи прячет язык и взбирается повыше, втихаря вытаскивая из кармана леденцы от кашля :)
* Теххи Или: Мягко тебе, душа моя? :)
* Тиль находит старое костровище, разводит там ма-асенький костерок и подвешивает над ним чайник
* Лечилка злобно воет при виде леденцов и заходится кашлем.
* Теххи гордо чихает и падает с люстры рядом с костерком, чихает еще раз :)
* Тиль негромко покашливает, так, для виду
* Или размеренно и методично говорит Теххи «будьте здоровы..», «будьте здоровы..», «будьте здоровы..»
* Теххи успевает чихать гораздо быстрее, чем Или успевает выговаривать :):):)
* Или с завистью поглядывает на костерок, но боится оставить кресло и плед… пусто место свято не бывает.
* Теххи: Апчхапчхапчхи!:):)
* Теххи: Тиль: Ладно, давай свою ле-апчхи!-лку :)
* Тиль науськивает лечилку обратно, та обиженно упирается
* Или вприпрыжку бежит кормить лечилку бактериями с рук… сколько там микробов передается при одном поцелуе? :-)
* Лечилка слизывает с ладошки Или подношение, не переставая с жадностью смотреть на Теххи.
«Палитрой красок дышит карнавал»
Как видно даже из приведенного примера, чат — это рождающаяся на наших глазах новая форма самовыражения через творчество, которая «по маминой линии» берет свое начало в литературе, а «по папиной» — из театра.
Родство с литературой особого доказательства не требует — в чате люди не могут быть представлены друг другу иначе чем через тексты и только лишь через тексты и в пределе текст и человек, родивший его, становятся тождественными.
Однако, если и можно рассматривать чат, как вид литературного творчества, то только как весьма своеобразного. Дело в том, что литературное творчество в чате происходит в рамках достаточно жестких формальных ограничений. Объем реплики обычно органичен двумя-тремя нераспространенными предложениями. Именно по этой причине в чатах достаточно сложно вести глубокомысленные беседы, которые являются основным достоинством и недостатком другой распространенной формы интернет-общения — конференций и форумов. И именно этому мы обязаны тем, что зачастую лаконичные, как армейские команды, реплики скрывают коротенькие, как у Буратино, мысли. Но не худа без добра — вынужденные не растекаться мыслью по древу, обитатели чатов иногда выдают на гора настоящие «перлы народного творчества», поражающие своей глубиной и афористичностью.
Второе ограничение — временное. Так как со-творение происходит в режиме реального времени, то на формулирование мысли отводится 1-2 минуты. Таким образом, чат представляет собой не что иное, как литературную импровизацию, практически забытую в последние годы. Не могу удержаться и не привести пример такой «литературной игры»:
* Эxo: Собакевич: Похоже, мы с тобой одни. Не нравится мне это:-)))
* Глэдис еще здесь.
* Собакевич: Эхо, (невозмутимо) когда втроем — известно что делать. А вдвоем… Партейку в шахматы?
* Эxo: Глэдис: Е2-Е4
* Эxo: Глэдис: Sorry, это не вам
* Глэдис: Ранен.
* Собакевич: «гроссмейстер ответил матом» :-)
* Глэдис: :-)
* Глэдис: Ж-7
* Собакевич: (самодовольно) мимо… :-)
* Собакевич заходит лошадью
* Собакевич: Эхо, а в Чапаева умеешь?
* Собакевич складывает взятые фигурки на Глэдисов базис. Вот Вам и надстройка.
* Глэдис вспоминает, что когда не знаешь, чем ходить, следует ходить с бубей.
* Собакевич, пользуясь тем, что игроки отвлеклись, незаметно сует в карман вражескую ладью
* Собакевич: Хорошо, бубновую ладью:-)
* Глэдис: Семь на бубях.
* Собакевич: Да ладно бы только — «Чем», а то ведь и «куда» — не знаешь :-)
* Глэдис: Эй… Тут ладья стояла!
* Глэдис не знает. Но это не повод.
* Собакевич: (оскорблено)Она же в сносе!
* Глэдис: А канделябром?
* Собакевич предлагая уйти «без трех», быстро сымает еще и двух слонов
* Глэдис: Б-9!
* Собакевич: :-))) Это не по-джентельменски.
* Глэдис принимает Собакевича за своего.
* Глэдис: Сочтемся…
* Собакевич яростно вистует: Б-Б, П-Б и еще раз Б-Б
* Собакевич: Ну какой между своими счет? Давайте во-он те подвески, что Вам все равно не идут, и мы в расчете :-)
* Глэдис предлагает Собакевичу недорого десять взяток на мизере… Полный комплект. В хорошем состоянии.
* Глэдис: (смущенно) ну не комплект… Еще две на балу какая-то дамочка срезала. В качестве сувенира, видимо.
* Собакевич меньше двенадцати брать не согласный
* Глэдис увлеченно пасует.
* Собакевич сосредоточенно мусолит пятую семерку в рукаве
* Глэдис: Распасовка.
* Глэдис: У Вас перебор. :-)
* Собакевич: По рукам! А ручки попрошу над столом держать.
* Глэдис: Тогда и я попросила бы далеко не убирать хитрую рыжую морду. :-)
* Собакевич: Банкомета на мыло!
* Собакевич: Простите, обедать пора :-).
* Глэдис желает Собакевичу приятного аппетита. И прощается.
Именно он-лайновость чатовского действа роднит его с действом театральным. Как и в театре, в чате притягательно именно то, что творчество происходит на твоих глазах, как и театр, чат существует только «здесь и теперь». Подобно тому, как любой театральный спектакль «в записи» что-то безвозвратно теряет, впечатление от прочтения любого скопированного лога лишь бледная тень тех эмоций, которые испытывали участники.
Но и сравнение с театром весьма условно. В чатовском действе, в отличие от театра, участвуют все присутствующие. На мой взгляд, пожалуй, наиболее близкой к чату формой самовыражения является средневековый карнавал в его интерпретации Михаилом Бахтиным — "… карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей.… Карнавал не созерцают, — в нем живут и живут все… в этом отношении карнавал был… как бы реальной (но временной) формой жизни, которую не разыгрывали, а которой жили на самом деле (на срок карнавала)". Вот мы и добрались до самого главного. Первичная функция чата не коммуникативная, даже не игровая, а — бытийная. Чат — это не клуб знакомств и не представление, это реальная жизнь, проживаемая в иначе организованном мире. Посетители чата не общаются в нем, они в нем живут.
Попробую прояснить свою мысль.
Прежде всего — в отличие от театрального и карнавального представления, чат не локализован во времени, он бесконечен, его девиз — «Show must go!» В популярных чатах народ присутствует всегда, а в силу того, что пользователями являются люди, проживающие в самых разных часовых поясах, действо обычно не прекращается в любое время суток. Как и сама жизнь, чат существует сам по себе, в определенной степени независимо от участников. При входе ты попадаешь в уже существующую реальность, которая продолжит существование и после твоего ухода. Во-вторых, чат — это не только игра. Игровой, карнавальный характер чата является важнейшей, но не единственной составляющей этого феномена. Да, в чатах действуют образы, но за каждым образом стоит реальный человек и рано или поздно каждый стремится пробиться к личности, стоящей за заинтересовавшей его маской. Тогда карнавальный характер общения замещается или дополняется общением, которое я называю доверительным.
«В разверстке строк — душа чужая».
Прежде всего попытаюсь ответить на вопрос, поставленный мною в начале — а что мешает людям реализовать свои коммуникативные потребности в реальной жизни, не подменяя улыбку смайликом, а жесты ремарками?
Причин много. Прежде всего, в Сети круг общения человека расширяется лавинообразно и возможность встречи с близким по духу человеком увеличивается на порядок. Кроме того, вследствие анонимности исчезают многочисленные социальные барьеры в виде возраста, внешности, социального положения, манер и тому подобного. А ведь именно они служат критериями, по которым мы даже неосознанно «отбраковываем» человека при самом первом, визуальном контакте. Надо ли говорить, сколько духовно близких нам людей остаются вне нашего внимания и насколько увеличивается возможность знакомства с потенциально близким человеком в виртуальности?
Понятно, что в виртуальности многих барьеров просто не существует, но по причине того, что свято место пусто не бывает, в виртуальности визуальный принцип отбора заменен принципом, который в реальной жизни детерминирует не начальное, а дальнейшее развитие отношений и определяет, станет ли простое знакомство чем-то большим. Имеется в виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они подобны нашим, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости.
И из этого вытекает самая важная особенность доверительного общения в Сети — оно очень часто эмоционально окрашено. Людей связывает не просто совместное времяпрепровождение, а совершенно искренняя дружба или даже любовь. Подобный характер отношений определяется многими факторами. Во-первых, резкое увеличение числа социальных контактов в 20 столетии имело своим следствием и обратную сторону — количественный рост сказался на качестве и снизилась «глубина» отношений между людьми. Подавляющая часть наших социальных связей утилитарна, их возникновение и содержание функционально, а на близкие отношения зачастую просто не остается времени.
Жизнь современного человека эмоционально обеднена, что вырабатывает различные механизмы компенсации. К примеру, иногда расцвет массовой культуры в современном обществе связывается именно со слабой насыщенностью эмоциональной жизни, а боевики, фильмы ужасов, эротика и т.п. являются не чем иным, как суррогатной компенсацией. Посмотрел боевичок, адреналин в кровь пошел, состояние нормализовалось. На мой взгляд, общение в виртуальном социуме часто выполняет ту же функцию (хотя это и не является единственной функцией такого общения), однако, в отличие от приведенного примера с массовой культурой, чувства, переживаемые в Сети, отнюдь не являются суррогатом.
Не последнюю роль в том, что в современном мире именно Сеть стала мощнейшим средством для ликвидации «эмоциональной бедности» сыграло то, что в виртуальности человек большей частью полностью выключен из суеты реальной жизни. Войдя в чат, человек оставляет за экраном монитора большую часть своих социальных ролей. Это значит, что исчезает детерминированность поступков, поведения. Человек делает не то, что должен, а то, что хочет, по сути, он свободен в реализации своих желаний. Удовлетворение утилитарных потребностей в Сети проблематично — в чатах нет ни деловых партнеров, ни продавцов-покупателей и человек решает здесь свои не материальные, а духовные проблемы.
Но не стоит все списывать только на некоммерционализированность интернета. Даже если удастся включить интернет в сферу функционирования свободного рынка, что, судя по всему, почему-то является для нас проблемой номер один, человеческие контакты в Сети вряд ли повсеместно приобретут характер деловых связей. Существуют особенности виртуальных коммуникаций, которые прямо провоцируют их эмоциональный характер.
Во-первых, даже назвавшись в «приватности» своим реальным именем, человек остается не более чем образом, «строчками на экране монитора». От реального человека остаются только мысли, эмоции и т.п. в меру способностей переданные в письменном виде. В силу этого его собеседник не имеет о своем визави никакой информации, даже первичной, считываемой при визуальном контакте. Поэтому каждый встреченный человек в Сети — это изначально ТАЙНА, ЗАГАДКА. Непонятное же всегда притягивает, загадка требует отгадки. И если человек открывается, причем только тебе, то это придает отношениям определенную интимность.
Весьма значимо и такое следствие анонимности, как отсутствие ответственности. Случайность встреч плюс всегда существующая возможность в любой момент прервать связь и навсегда исчезнуть в не имеющей границ Сети позволяет людям вести себя несколько иначе, чем в реальности. Как правило, этот фактор позволяет собеседникам быть более откровенными, открытыми, чем в реальности. Возникает эффект «разговора в поезде», когда незнакомым людям выворачивают душу наизнанку, потому что понимают, что при малейшем желании возможности встретиться после разговора уже не будет.
Мне могут возразить — если карнавальность действительно присуща только чатам, то доверительное общение может возникнуть (и возникает) практически на всех ресурсах, где есть возможность знакомства людей и их последующего общения. Абсолютно согласен. Но есть одно «но».
Практически всегда доверительность возникает, развивается и заканчивается в так называемых приватных средствах интернет-коммуникации, которые предназначены только для двоих и закрыты от всех остальных — e-mail, ICQ и др. Но только в чатах подобные средства («шепот», «приват») встроены в ресурс изначально и существует возможность перейти на доверительную ступень, оставаясь в общем пространстве действа, не покидая его. И это не случайно.
Дело в том, что в чатах наиболее комфортные условия для того, чтобы доверительные отношения могли реализовываться не только «путем взаимной переписки», но и в социуме, а близкие, эмоционально окрашенные отношения объединяли не только двоих, но целую группу людей. Стабильность состава «завсегдатаев», взаимное переплетение доверительных отношений, очень часто в итоге оборачивается тем, что «сумма разрозненных индивидов» становится теплой компанией друзей.
Именно в доверительном общении, которое в чатах возникает не только «за кадром», но и в «открытом эфире», реализуется вторая социальная функция чата — коммуникативная. Чат становится не только любимой и захватывающей игрой, но и местом (часто — единственным), где человек может встретить дорогих и близких ему людей.
Замечу в скобках, что хотя обе функции чата — и коммуникативная, и творческая взаимопереплетены, тем не менее чаще всего именно в «карнавальном» общении человек оценивает людей и производит «первичный отбор» тех, кто ему интересен. Таким образом, карнавальность является весьма значимым условием формирования «виртуальных компаний», которые в дальнейшем общении активно используют уже как карнавальное, так и доверительное общение, свободно переходя от задушевных разговоров к карнавальному шоу.
А так как подобных социальных групп в пространстве чата может быть множество и они большей частью взаимопересекаются, то мы можем говорить о формировании на базе чатов полноценных социумов в виртуальном пространстве с общей идеологией, культурными традициями, своеобразной историей и т.п.
Но, как говорится в сказках: «Виртуальные социумы — это уже совсем другая история...»
Вадим Нестеров


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Эстетическая культура
Реферат Традиции и обычаи Индии
Реферат Азработка элементов системы менеджмента качества для проекта общедоступного кафе CAnFEtka в г
Реферат П.Л. Капица и современные глобальные проблемы
Реферат Влияние типа гендерной идентичности на уровень развития агрессивности в юношеском возрасте
Реферат «Божественной комедии»
Реферат Сучасні парадигми інформатизації суспільства в умовах глобалізації
Реферат Професиональная ориентация молодежи при подготовке кадров для служб социальной защиты населения
Реферат Распаусюджванне хрысцiанства на Беларусi
Реферат Поражающее действие радиации
Реферат Разработка технологии горячей объёмной штамповки детали цапфы правой
Реферат Мінерально-сировинні ресурси Південної Африки
Реферат Воскресение души по роману Воскресение
Реферат Принципы охраны воздушного пространства
Реферат Ценовой маркетинг библиотеки