--PAGE_BREAK--
ТЕМА: «Школьный роман»
Театрализованный вечер, посвященный
юбилею учителя
Обоснование выбора темы
Среди множества праздников и торжеств, проведение которых ложится на плечи режиссера досуговых программ, на особом месте стоят личностные праздники и, в частности, юбилеи.
Я всегда испытывал к подобного рода мероприятиям живой интерес, рождавшийся из непреодолимого интереса к индивидуальности, к человеку как личности, ведь жизненный путь каждого человека по-своему прекрасен и неповторим. Именно по этому с нескрываемым удовольствием я принял предложение разработать сценарий и срежиссировать вечер, посвященный 60-летнему юбилею преподавателя русского языка и литературы Черепановской средней школы №4 Н.А. Братцевой.
Я знал, что труд предстоит нелегкий, и хорошо понимал: организация таких праздников требует серьезной работы, имеет свои особенности и трудности.
В центре любого личностного торжества – многогранный облик конкретного человека – главного героя праздника. При создании сценария и постановке представления я, естественно, желал добиться определенного эффекта, имея перед собой четкую цель: вызвать у юбиляра чувство гордости за свою профессию, стимулировать у него ответственность за свое дело.
Личностные праздники дают возможность каждому человеку в яркой художественной форме найти выход чувствам, связанным со стремлением отметить знаменательное событие своей биографии особенно торжественно, коллективно, поделиться своей радостью с близкими, друзьями. В то же время личностный праздник всем своим содержанием и формой должен подчеркивать общественный характер события, вызвать у людей дополнительные чувства взаимной ответственности.
Одной из самых характерных черт, присущих праздникам такого рода является их документальность. Поэтому представление естественным образом опирается на факты из биографии, поскольку без такой опоры невозможно сформировать активное восприятие действительности, ее оценки. Использование же театрализации в данном случае лишь облегчает восприятие фактов гостями праздника. (тем более, что театрализация эта носит большей частью юмористическую направленность).
Я очень надеюсь, что окончательный результат, которого я желал достичь с самого начала работы над сценарием, совпал с предварительно намеченной целью.
Было также интересно опробовать в юбилейном вечере ассоциативный подход, основанный на использовании символов и метафор, что придало всему представлению особую зрелищность.
ТЕМА: «Школьный роман».
Идея: «Спасибо, дорогой учитель, за твой нелегкий труд».
Сценарный план
Сценарный план
Пролог
1 эпизод. «И я у ваших ног»
2 эпизод. «Главный учитель»
3 эпизод. «Счастливые годы»
4 эпизод. «Юбилейный водевиль»
5 эпизод. «Есть только миг».
Пролог
В зале звучит торжественная музыка («Марш открытия»). Входит юбиляр, ее у дверей встречает цветами один из первых ее учеников, Шпигарь Д.В, затем ведет к трону, расположенному в центре зала.
Диктор на фоне музыки:
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
2. Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая, искренняя, бескорыстная, и очаровательная, готовая любить весь мир, Наташа была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка.
Iэпизод. «И я у ваших ног»
На сцену выходит ведущий (Онегин)
Онегин: Дамы и господа! Я давно уже оставил свет и светская суета стала чуждой мне. Но сегодня я здесь, с вами. На мое имя пришло приглашение, и я не мог не ответить взаимностью. Вот оно: «Евгений! Учителя и ученики 4-ой школы надеются, что вы не откажете в их просьбе помочь в проведении вечера, посвященного знаменательно дате – юбилею Нины Антоновны Братцевой. Безгранично полагаемся на вашу милость». Естественно я не мог не принять приглашение, зная какое уважение питает юбиляр к моей особе, и какое уважение питаю сам к Нине Антоновне я, Евгений Онегин. (Кивает головой в знак почтения).
На сцену вбегает ведущая (Ростова)
Ростова: Ах, Онегин, вы уже здесь! Сегодня такой праздник, такой замечательный праздник. Я не чувствовала себя такой счастливой наверное с того самого дня рождения, когда Борис признался в любви ко мне. Вот и Пушкин, Нина Антоновна спешит вам передать:
«Я вам желаю в День Рожденья:
Пусть будут в жизни вновь и вновь
И божество, и вдохновенье,
Восторг, и слезы, и любовь!»
Онегин: В пресс-центре празднования юбилея скопились десятки телеграмм с поздравлениями дорогому юбиляру. Давай зачитаем некоторые из них. (В руках у Онегина 6 телеграмм. Сначала он читает телеграмму сам, следующую подает Наташе и т.д.) Вот Грибоедов вопрошает:
И я у ваших ног.
В свои 60 вы расцвели прелестно,
И поэтому скромны, не смотрите на свет.
Не влюблены ли вы? Прошу мне дать ответ.
Ростова: Некрасов предвидит:
В каком году — рассчитывай,
В каком дому – угадывай,
В нарядной светлой горнице
Сошлись двести человек.
Хлеб, соль на стол поставили,
Хозяйку дружно славили,
Ей пожелали в здравии
И в счастье жить свой век!
Онегин: От Маяковского:
А если в раздумье
свести брови все же,
Тебе от души пожелаю того же!
А это от благодарного Вознесенского:
Спасибо! За то, что ты есть,
Спасибо! За то, что позвала
На свой юбилей
Спасибо за угощения,
За компанию эту спасибо!
И мне за мое поздравление
Тоже скажи «спасибо»!
Ростова: Добродушный Заходер признается:
В день 60-летия тебя
Видеть так приятно,
Ну, приятно, просто очень,
Так приятно, сто нисколько
Скрыть я не могу!
Онегин: И наконец пожелания от Блока:
Покой тебе, как прежде снится,
Жизнь, работа – вечный бой…
Пусть дальше мчится колесница,
Что управляется тобой!
Ростова: Какие прекрасные, волнующие слова! Поэты умеют быть благодарными. Тем более, если это касается людей любимых и уважаемых, выполняющих на этой земле очень важную задачу.
IIэпизод. «Главный учитель».
Онегин: Знаешь, по пути сюда, я думал: какое это счастье, наверное, посвятить всю свою жизнь одному, любимому делу. Вложить всего себя, всю свою душу и энергию в идею, в процессы.
Ростова: Да, это действительно – великое счастье, так как эти процессы, как ты сказал, направлены на воспитание детей. Ведь такие учителя, как Нина Антоновна не просто дают материал, который нужно вызубрить, а учат детей думать, мыслить и сеют на самом деле разумное, доброе и вечное в детских душах.
Онегин: И это разумное, доброе и вечное впоследствии начинает прорастать в человеке. Кто-то являет собой благодатную почву для подобного семени, у кого-то в душе камни, но и в том и в другом случае семя уже посеяно и дело опять-таки заключается в процессе, в самом процессе прорастания. У кого-то он длится дольше, кто-то начинает пользоваться ими совсем рано.
Ростова: И остается благодарным своему учителю на протяжении всей жизни. А учитель этот влюблен в школу, у него со школой роман. Да, да. Именно роман: настоящий, любовный. Такие люди особенно ценны. Про таких говорят: этот человек на своем месте.
Онегин: В этом смогли убедиться два предыдущих выпуска Нины Антоновны. В нынешнем учебном году она взяла под свою опеку новое поколение учеников. Пятому «Б» классу повезло, дети попали в прекрасные добрые руки.
Ростова: В подарок они приготовили свои рисунки, в которые, как могли, вложили всю свою любовь. (Показывает налево, где на стене зала висят рисунки пятиклассников). Но это не все. В подарок своей учительнице они приготовили еще и песню. (ведущие уходят за кулисы)
Пятеро пятиклассников исполняют песню И. Николаева «День рожденья» под фонограмму. После исполнения поздравляют ее устно и дарят подарок. На сцену выходят ведущие.
Онегин: В 1992 году у Нины Антоновны состоялся первый выпуск в 4-ой школе. Те ученики пришли сегодня поздравить своего самого главного учителя.
Первые выпускники устно поздравляют юбиляра и дарят ей
подарок.
IIIэпизод «Счастливые годы».
Онегин: Наташа, ты что-то хотела спросить у Нины Антоновны?
Ростова: Да. Нина Антоновна, когда вы становились на преподавательскую стезю, то есть когда вы поступали в Горно-Алтайский педагогический институт, вы окончательно были уверены в правильности своего выбора? Не было ли у вас хотя бы искорки сомнения: туда ли направлены мои усилия? Словом, почему вы решили стать именно педагогом? Расскажите нам пожалуйста.
Юбиляр отвечает на предложенный вопрос.
Онегин: Спасибо за откровенность. Эх, наверное, и веселые они – эти студенческие годы!
Ведущие уходят. На сцену выносят стол и стул. Бокарев С.
(11 класс) разыгрывает сценку «Урок зарубежной
литературы». Выходит на сцену:
Здравствуйте! Что хи-хи, ха-ха? Здравствуйте! Заходит преподаватель, что «здрасьте»? Вставать надо! «Здрасьте» она.
Садится за преподавательский стол:
Так, значит, давайте сразу договоримся: либо в ладушки хлопаем, либо лекцию слушаем, а то это – хватит тут каждый раз.
Значит, давайте познакомимся. Зовут меня Арбат Иваныч. Запишите. Я сам не всегда помню. Фамилия моя Камикадзе. Хорошая украинская фамилия, чо вы… Вести я у вас буду зарубежную литературу, да.
Значит, ну, меня вы знаете. Щас познакомимся с вами поближе. Я, значит, называю ваши фамилии, вы громко отвечаете «здесь — нет», «будет — не будет». Шучу. Я шутник вообще, да.
Первый раз чью фамилию неправильно назову… Вух, а где ручка? Где девушка тут, которая ходила все, выступала, в сером. «Мне нравилась женщина в сером». Теперь я люблю голубых, а, в голубом. Так, ну, ладно, ручки нет. Я так, пальцем отмечу.
Так, я предупреждаю сразу: ха-ха и хлоп-хлоп давайте там оставим – вот там вот, и все.
Входит девушка, приносит ручку.
Моя хорошая ассистентка на кафедре. Зря взяли… Все, спасибо, идите, хорошо, ага. (Ей вслед). Скромней ходи, первокурсница.
Значит, я фамилию называю, громко отвечаем. Хорошо, договорились? Не слышу. Договорились? Хорошо.
Трубочкова кто? Кто Трубочкова?
Голос из зала: — Болеет.
Болеет? Выживет теперь уже, нет?
Ага, давайте дальше, чо же. Пошли дольше. Так Трубочкова болеет, ага. Это, как его, Шпигарь, он – она?
Голос из зала: — Они.
Они? «Видал Сасун» два в одном, а?
Девушка, я разговариваю – вы постоянно крутитесь. Я разговариваю – вы постоянно… Какие невнимательные, девушка. Парень, я не с тобой разговариваю.
Дальше поехали. Поехали, кто такой? Ну, не повезло человеку с фамилией. Ладно, хорошо.
Братцы-ва. А, видимо не –ва, видимо два. Братцы-два. Ну, двое братцев, чо же. Близнецы, наверное сиамские, братцы-то, ага. А фамилия одна.
Ну, все, познакомились, здорово! Веселая группа. Мне нравится, молодцы, чо же. Я тоже веселый вот. До сессии. Дальше грустить начинаем. Вы.
Так, значит, записывайте: тема лекции. Записывайте. Открывайте, записывайте, чо вы смотрите. Открывайте, записывайте смело. Значит, Вольтер: Кто такой Вольтер, а?
Голос из зала: — Еврей.
Ха-ха, а я думал французский писатель – сатирик. Ну, в принципе одно и тоже, я понял.
А как фамилия, вот разговорчивый такой? Как фамилия? Чтобы я сразу запомнил.
Голос из зала: -Тоже еврейская.
Тоже еврейская? Сложная фамилия. Через дефис? Тоже – еврейская, да? Хорошо, хорошо.
Значит, Вольтер. Записываем: родился, запятая, вырос, запятая, и умер, восклицательный знак! Нет, поставьте три восклицательных знака!!! Слава Богу, что умер.
Так, хорошо. Все на сегодня, хватит!
Зря, кстати, радуетесь. Поэтому что я на занятиях все спрошу про Вольтера. Все, что давал, все спрошу. От точки до точки. Кто не вспомнит, сразу выгоню и все, и все. Ладно. Что-то разошелся я а? Девчонки молодые сидят, вах. Первый курс, первый раз. И запомните, все запомните: либо вы будете любить мой предмет, либо я буду любить вас.
Значит, щас если выйдете в коридор, кого-нибудь встретите из ректората и, значит, это, вас спросят: чо вас Арбат Иваныч пораньше отпустил? Знаете, чо ответьте… чо ответьте… А ничего не отвечайте, убегайте нахрен и все. Нечего по коридорам шастать, все.
Уходит. Со сцены выносят стол и стул.
IVэпизод «Юбилейный водевиль»
Онегин: Село Долгово, Тогучинский район. Здесь прошли школьные годы нашей героини, когда ее звали еще не Ниной Антоновной, а просто Ниной.
Ростова: Счастливые детские годы. Именно в это время закладывается характер и привязанности человека на всю жизнь. Именно тогда, очевидно, стала проявляться устойчивая склонность Нины Антоновны к литературе.
Онегин: Любовь к романам превратилась в школьный роман длинною в жизнь.
Ростова: Нынешние школьники любят этот предмет не меньше. Любовь эта вылилась у них в захватывающее представление.
Ведущие уходят. На сцене разыгрывается театрализованное
представление «Юбилейный водевиль», подготовленное
старшеклассниками. (9-10 классы).
Звучит фонограмма из мультфильма «Пластилиновая
ворона». («Одну простую сказку, а может и не сказку…»)
Под «Частушки Бабок-Ежек» из мультфильма «Летучий
корабль» на сцену появляются Шера, Машера, и Ягуся.
Шера: Слыште, старые, сегодня в 4-ой школе праздник русского языка, У Нины Антоновны Братцевой сегодня юбилей.
Машера: Как? Юбилей? У Нины Антоновны? Неужто сегодня? И Русский Язык, конечно, там будет. И нас, конечно, не пригласили. А помните, девки, она нам тройки по русскому языку за год влепила? Пришлось в Бабки-Ежки подаваться.
Шера: Да, больше никуда не берут!
Ягуся: А мне-то, сестренки, пятерку поставила, один раз Ой, люблю я русский язык. И что я вообще тут с вами делаю с безграмотными?
Машера: Ничего не делаешь, пока.
Ягуся: И не собираюсь. Знаю я вас, сейчас опять что-нибудь придумаете гадкое. Не пригласили вас! И правильно сделали, что не пригласили. Нас вообще никуда пускать нельзя. Одни проблемы от нас.
Уходит
Машера: Ну, подождите вы у меня. Сколько лет прошло. А как сейчас перед глазами: ставит тройку.
Шера: Срывать праздник надо!
Машера: Надо, Шера, надо. Профессия наша такая!
Шера: Ну что, поймаем этот Русский Язык да спрячем. А без него какой праздник, какой юбилей?
Машера: Точно! Будут знать как нас не приглашать! Но как нам его похитить?
Шера: Будем брать на живца.
Машера: Не понял.
Шера: Очень просто. Тут у меня письмецо завалялось от Русского Языка.
Машера: Ты что с ним переписываешься?
Шера: Да нет. В прошлом году за мной один почтальон бегал…
Машера: Да ну?!
Шера: Я у него сумку с почтой сперла, так он за мной целый день по лесу гонялся. Наша Ягуся же страдает по Русскому Языку. Вся прям иссохлась. Ну так вот, дадим нашей бедненькой, несчастненькой сестрице адрес Русского Языка. Она ему напишет. Он, естественно приедет.
Машера: А мы его схватим и спрячем. Здорово!
Шера и Машера: Ягуся! Иди сюда!
Под фонограмму выходит Ягуся («Нам с тобой уже давно
вместе быть не суждено…»)
Шера: Кончились твои страдания, Ягуся.
Машера: У нас есть адрес твоего любимого.
Ягуся: Где он? Дайте мне его. (Уходит)
Машера: Сработало!
Шера: Ну, пойдем готовиться к встрече дорогого гостя. (Уходят)
Выходит Русский Язык. Ему навстречу Ягуся.
Русский Язык: Здравствуй, Ягуся! Получил твое письмо. Писала ты, чтобы приехал я. Так зачем я тебе был нужен?
Звучит фонограмма («Ты не спрашивай больше, молчи…»)
В то время как Ягуся поет Шера и Машера похищают Рус-
ский Язык, заворачивая его в простыню.
Ягуся: Русик! Язычок! Где ты?
Входит Литература.
Литература: Что случилось? А где Русский Язык?
Ягуся: (плачет) Его похитили мои противные сестры.
Литература: Что же делать? Где же нам их искать? Как же нам освободить Русский Язык?
Ягуся: Я не знаю. Все пропало. Не будет никакого праздника.
продолжение
--PAGE_BREAK--