Реферат по предмету "Культура и искусство"


Сексуальная символика в культуре 2

Сексуальная символика в культуре
 
Сексуальная культура неразрывно связана с более общими социокультурными явлениями и изменяется вместе с ними.
Социальные, нормы определяющие, чем должны или не должны заниматься мужчины и женщины, называются социальными половыми ролями. Мужские роли и мужской стиль жизни являются преимущественно “Инструментальными”, а женские “экспрессивными”. Мужчина обычно бывает кормильцем, добытчиком, а в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей тогда как более эмоциональная по своей природе женщина поддерживает групповую солидарность и обеспечивает детям необходимое эмоциональное тепло. Радикальное изменение этой структуры по Парсонсу не возможна. Как бы не вовлекалась современная женщина в общественно-трудовую жизнь, женская роль “продолжает корениться, прежде всего, во внутренних делах семьи, где женщина выступает как жена, мать и хозяйка дома, тогда как роль взрослого мужчины коренится, прежде всего, в профессиональном мире, в его работе, которая обусловливает и его функции в семье – обеспечение ей соответствующего статуса и средств к существованию. Даже если, что вполне возможно, кажется, что средняя замужняя женщина начнет работать, в высшей степени маловероятно, чтобы это относительное равновесие было нарушено, чтобы мужчина и женщина поменялись ролями или чтобы качественное дифференциация ролей в этих отношениях полностью изгладилась”. Теория “взаимодополнительности” мужских и женских ролей подтверждалась тем, что этот тип ролевой дифференцировки (инструментальность мужских и экспрессивность женских ролей) широко распространен в обществах разного типа Различие и взаимодополнение социальнополовых ролей можно найти в символике. Так, например, символизация мужского и женского начал в древних мифологиях довольно близка к теории В. А. Геодокяна по которой мужской пол воплощает обновление и изменчивость, а женский сохранение и устойчивость.
Мужское и женские начало трактуются в древнейших религиях то как взаимодополнительные, то как конфликтные, то как иерархически соподчиненные. Не чуждо мифологическому сознанию и идея андрогинии совмещение в одном лице мужского и женского начала. Тема андрогинии или перемена пола играет важную роль во многих обрядах. Так у австралийцев инициация мальчиков включает его временное ритуальное превращение в женщину.
В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского начал вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами. Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское и женское начало, хотя в женщине больше представлено “Инь”, а в мужчине “ЯН”; на разделение органов по этому принципу покоится вся китайская медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: “Душа” анима персонифицирующая женское начало и дух анимус персонифицирующий мужское начало. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.
Религиозно – философский половой символизм оперирует глобальными космическими образами, претендующими на невременное и внепространственное бытие. Стереотипы мускулинности и фемининности обыденного сознания гораздо конкретнее в них яснее прослеживается связь с социальными реалиями. Существует глубокая асимметрия в принципе описания и критериев оценки мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное культурное начало, а женщина – как пассивное природная сила.
С точки зрения социологии сексуальное поведение – лишь определенный аспект социального поведения человека. Однако сексуальность обладает известной автономией от прочих полоролевых свойств.
Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть культуры человечества. Не говоря уже о непосредственных изображениях гениталий, они представлены в самых разнообразных религиозных и иных мифопоэтических символов. Например, крест во многих культурно-исторических традициях воплощает плодородие, активное мужское начало и непосредственно соотносится с фаллосом. Такова, например, древнеегипетская эмблема рождения и жизни “Анх”. Сочетание креста с кругом обозначает соединение мужское и женского начал.
Еще разнообразнее вербальные обозначения и символы. П. Геро насчитал во французском языке более 1500 слов и словосочетаний, обозначающий половой акт, около 600 обозначающий половой член и почти столько же влагалище. Их семиотический анализ показывает, что наряду с культурно-специфическими в них представлены некоторые универсальные значения, общие для всех народов и языков. Отчасти это объясняется анатомически, однако, соответствующие символы имеют более емкий не только физиологический смысл.
Греческое слово “Эрос” обозначало не только любовь, но и универсальную космогоническую силу, соединяющую первоначальные элементы мира. Семиотика мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в половом акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают активность, субъектное начало, а также инструмент средство деятельности. Напротив влагалище чаще описывается как пассивное начало, сосуд, отверстие или какая-то ограниченная часть пространства. С этими образами связаны и древние архетипы мужского и женского начала вообще.
Мужские гениталии, особенно половой член чаще сего символизирующее силу, могущество власть. Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим страх и почтение. Женские гениталии обычно описываются в мифологиях как таинственное темное начало, таящая в себе опасность и угрозу смерти.
Изучение полового символизма убедительно показывает его полисемантичность, причем сексуальные явления часто интерпретируются в иносказательном, расширительном смысле. В древних шумерских текстах для обозначения мужчины и женщины использовали упрощенное соответствие соответствующих гениталий, а женатый человек описывался знаком, в котором мужские и женские гениталии совмещались. В этом не было ничего эротического: гениталии как самый характерный признак пола становится социальным знаком, элементом культуры.
Человечество наследовало от своих животных предков не только фаллическую символику, но и отождествление фемининной сексуальной позы с подчиненным, а маскулинный с господствующим положением. Это проявляется в отношениях между мужчинами и демонстрирует нам семантику гомосексуальных контактов.
Интересен вопрос о связи сексуальности с едой. Мифологическое сознание связывает эти действия столь тесно, что во многих языках понятия “вкушать” и “совокупляться” передаются одним и тем же словом. Если давать этому факту психофизиологическое объяснение, то придется вспомнить о взаимосвязи оральных и сексуальных ощущений.
Для изучения семантики полового символизма большой интерес представляет инвективная лексика — язык ругательств. Встречающиеся в нем многочисленные сексуальные намеки распадаются на несколько крупных блоков.
1. Упоминание женских гениталий и отправление ругаемого в зону рождающих производительных органов. Это не что иное, как пожелание смерти.
2. Намек на то, что имярек обладал матерью ругаемого. Это зачисляет ругаемого в низшую социально-возрастную категорию.
3. Обвинение в кровосмешении (широко представленное в английских ругательствах)
4. Обороты речи с упоминанием мужских гениталий означая помещение ругаемого в женскую сексуальную позицию.
Здесь сексуальные символы обозначают главным образом статусно-иерархические отношения или притязания.
В итоге, можно сказать, что вся культура была и есть пропитана сексуальной символикой.
 
Литература
1. И. С. Кон Введение в сексологию


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Marijuana Reform Essay Research Paper Stop Punishing
Реферат Развитие аналитической геометрии
Реферат Down On The Factory Farm Essay Research
Реферат Формирование кыргызского народа
Реферат Правовое регулирование вексельного обращения
Реферат Чорнобильський біосферний заповідник 2
Реферат Классификация инвестиций 3
Реферат Рынок кисломолочных напитков
Реферат Narcissistic Personality Disorder Essay Research Paper The
Реферат Формы проявления коррупции в России
Реферат Правовые отношения студента
Реферат Полинаркомания (опийная, кокаиновая), II стадия, с психотическими эпизодами, суицидальное поведение
Реферат Здоровьесбережение молодежи, как направление социальной работы образовательных учреждений
Реферат Реализация права граждан на оружие в РФ
Реферат Анализ деятельности автотранспортного подразделения сельскохозяйственного предприятия и обоснование мероприятий учетно-аналитического характера, направленных на дальнейшее улучшение работы автогаража хозяйства