Реферат по предмету "Разное"


Аушра Аугустинавичюте Дуальная природа человека

Аушра АугустинавичютеДуальная природа человекаСодержание1. Природа эротических чувств2. Проблемы психологической дополняемости3. Преимущества типологии К.Г. Юнга4. Чувство юмора и 16 типов ИМ5. Что кого интересует и кто в чем разбирается6. Сознательность любви7. Качества человека, которые следует учитывать при подборе партнера А. Шизотимность - циклотимность Б. Экстравертность - интровертность В. Логика - этика Г. Сенсорика - интуиция Д. Статика - динамика Е. Другие качества8. Что дает человеку психическое дополнение9. Проявление чувств в предбрачной дружбе А. Логические экстраверты и этические интроверты Б. Этические экстраверты и логические интроверты В. Сенсорные экстраверты и интуитивные интроверты Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты Приложение. Список известных лиц и литературных героев, квалифицированных по типам ИМ^ 1. Природа эротических чувствГде причина эротической любви?В очеловеченном половом инстинкте.Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а две, совершенно независимые друг от друга потребности: потребность снятия сексуального напряжения и потребность психической связи с другим человеком. Обе зависимы от интеллекта, культуры, социальных условий, взаимосвязанных между собой, но не являются причиной друг друга. Наиболее убедительной нам кажется гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как парного существа. Об этом размышляли многие философы. "Один человек еще не человек, - писал Фейербах, - только в паре он обретает гармоничную целостность". Истинная сущность любви состоит в том, - читаем у Гегеля, - чтобы отказаться от самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя, забыть и обладать самим собой. /Гегель. Соч., Т.N13, 1940, стр. 108/ Подобным образом рассуждает Эрих Фромм: "Любовь позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадоксом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя". Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками использовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диалоге Платона "Пир". Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело - две пары рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэтому каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстановления своего прежнего полного Я. Похоже звучат строки Ю. Рюрикова: "Это физическое ощущение своей слитности с другим человеком - ощущение совершенно фантастическое. Мы знаем, что в обычном состоянии человек не может ощущать чувства другого человека, переживать их, и только в апогее сильной любви есть какой-то странный психологический мираж, когда разные Я как бы исчезают, сливаются друг в друга, и люди делаются психологическими андрогинами... это чуть ли не буквальное "переселение душ" - как будто часть твоей "души" перебралась в тело другого человека, слилась с его нервами, и теперь ты чувствуешь его чувства точно так же, как свои... почему это бывает только у любящих, только у близких людей, - неясно, психологам и физиологам еще предстоит разрешит эту загадку". /Ю. Рюриков. "Три влечения". М., 1968, стр. 157-158/ Если эротическая любовь является последствием психической структуры человека, то о ней можно говорить не только на языке искусства, но и на точном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для того, чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как и психическое одиночество в браке, ненормальные явления, заставляют смотреть на брак более серьезно.^ 2. Проблемы психологической дополняемости Если человек ищет психические дополнения, значит его дополняет не каждый физически приятный партнер, а лишь индивидуум с определенными психическими качествами. Эти качества и нужно установить. В какой-то мере правы утверждающие, что для дополнения нужны противоположные качества. Но наши исследования показали, что не каждую противоположность можно назвать дополнением. Есть противоположности, дающие постоянную напряженную конфликтность или погашение активности другого. А есть и дополняющие противоположности, ведущие к уравновешиванию психики человека, к активации его жизни. Ответ лежит за каждой из типологий, которыми пользуются психиатры, начиная от П.Б. Ганушкина, Э. Кречмера, К.Г. Юнга, А. Кемпинского, кончая А.Е. Личко, К. Леонгардом. За каждой! Просто есть совместимые типы людей и несовместимые. И каждый, кто знает хоть одну из этих типологий, может для себя это проверить. В общем - как и при всех открытиях - ответ настолько прост, что уму непостижимо, почему до сих пор до этого никто не додумался ни у нас, ни за границей. Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей является типология К.Г. Юнга. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все другие типологии имеют описательный характер. Мы с нее и начнем. Что касается других типологий, то для желающих приводим сравнительную таблицу (рис. 3), по которой видно как те же типы людей называются у других авторов. Может возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости человека человеком. Во-первых, наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в познание качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодействием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии. Хотя, например, А.Е. Личко недвусмысленно говорит, что определенные акцентуации появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем добавить, что тип личности определяет склонность человека не только к разным психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.^ 3. Преимущества типологии К.Г. Юнга Об одном из преимуществ мы уже говорили. Это - структурный подход. Кроме того, автор классифицирует здоровых, а не больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными названиями как другие (рис. 3). За его названиями не психические отклонения, а самые сильные стороны психики человека, называемые автором психическими функциями. Основные функции - это способности человека с особым умением разбираться в определенных аспектах мира. Мы эти функции будем называть элементами информационного метаболизма человека. К сожалению названия К.Г. Юнга нам тоже не совсем подходят. Поэтому то, что он условно называл мышлением, мы условно назовем логикой, то, что он называл эмоциями, - этикой. Не беремся утверждать, что наши названия идеальны и что в будущем не удастся подобрать ничего подходящего, но они более точны, чем юнговские. Например, когда К.Г. Юнг противопоставляет мыслительные типы эмоциональным, создается впечатление, что первые "мыслят", а вторые "живут эмоциями". На самом деле же они все мыслят, только мыслят о другом: первые об объективном, вторые о субъективном в окружающем их мире. Поэтому, если мы про этих последних говорим: "у этих людей преобладает этическое мышление", это не прозвучит такой несуразицей, как если бы мы сказали "у этих людей преобладает эмоциональное мышление". У людей с "этическим" мышлением - склонность оценивать и судить окружающее с точки зрения этичности- неэтичности отношений и поступков. Людей с "логическим" мышлением в основном интересует логичность - алогичность отношений и поступков. Итак, с одной стороны, мы остались при принципе К.Г. Юнга строить названия, опираясь на наиболее развитые стороны психики человека, а с другой стороны, эти названия немного изменили. Поэтому вместо юнговских:мышление, эмоции, сенсорика, интуиция появились:логика, этика, сенсорика, интуиция Вторая поправка, которую нам пришлось внести, - сдвоение названий. И сам Юнг утверждал, и мы в своей практике убедились, что характер человека определяется не одной, а двумя "функциями". Когда, например, говорим "логический тип", то не знаем, который логический: тот, что с сенсорикой, или тот, что с интуицией. Они очень сильно отличаются. Тот, что с сенсорикой, - практичный, деятельный человек. Второй более стратег, чем тактик, склонен к теориям, философствованию, строительству того, что называют воздушными замками. Они отличаются во всей повседневности, во всех мелочах. Первый всегда опрятный, знает, что красиво, что нет, всегда собранный. Второй - рассеянный, старается сколько может быть опрятным и сосредоточенным, но это ему далеко не всегда удается. Юнговские термины экстравертированный-интровертированный мы заменили на ныне распространенные экстраверт-интроверт, хотя считаем, что еще более подходящими были бы термины экстратим-интротим, сделанные по аналогии с кречмеровскими терминами шизотим-циклотим, потому что после работы Айзенка, согласно тестам которого распространилась тенденция каждого общительного человека называть экстравертом, а каждого замкнутого - интровертом, эти термины стали двусмысленными.^ 4. Чувство юмора и 16 типов информационного метаболизма (ИМ) В связи с тем, что различия в типе личности это не что иное как различия в обмене информационного сигнала с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче - типами ИМ.^ Причем здесь информационный метаболизм? Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на определенные составные части или аспекты. И каждый тип личности про одни из этих аспектов получают очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую информацию, а про другие аспекты воспринимает недифференцируемую, в сжатом виде. Поэтому разные типы личности, побыв в одних и тех же ситуациях, помнят и рассказывают совершенно другое и другими словами. Рассказ сопровождают другой мимикой, акцентируют другие моменты, происшествия. Основной причиной того, почему один человек приятен, нравится, а другой - неприятен, утомляет, является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какими мимикой, жестами, интонациями эти слова сопровождает. Когда один человек задевает другого, он это делает не столько своими поступками, сколько тем, как он эти поступки объясняет, которые из своих мотивов выдвигает. Поэтому одному за одно и то же прощается, другому - нет. Можно напомнить, что термин ИМ мы заняли у классика польской психиатрии Кемпинского. По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологического дискомфорта человека лежит нарушение его ИМ. Теперь мы знаем, что этим нарушением является ни что иное, как недополучение нужных сигналов, раздражителей от людей с дополняющими психиками и перегрузка ненужными, утомляющими, раздражающими, от людей, контакт с которыми затруднен, потому что из-за своего типа ИМ они свои мысли выражают мало понятными и неприемлемыми способами. Люди с неподходящим типом ИМ очень часто травмируют какими-либо замечаниями и шутками, которые не дают ни информации, ни успокоения, а лишь раздражают. Любая шутка до нас доходит лишь в том случае, если она как бы невзначай дает ответ на какой-то назревший вопрос и успокаивает. У каждого чувства юмора ограничено, потому что каждый хочет успокоения в чем-то другом. И поэтому часто, когда кто-то обижается на нашу шутку, нам просто кажется, что у этого человека нет чувства юмора. Дело же в том, что он склонен шутить другими словами и совершенно о другом. Всего есть 16 типов ИМ. Одни из них из окружения лучше отбирают одни сигналы, другие - другие. Что доступно одним, недоступно другим. Одни рассеяны и забывчивы на одно, другие на другое. Как эти типы появились? По-видимому, на долгом пути развития человека, психика отдельной личности специализировалась, обретая при этом некоторую односторонность. Образовались своеобразные пары психических свойств: если одно из них у ребенка развивается интенсивно, рост другого задерживается. Поэтому психическая структура индивида, его характер асимметричны и односторонни. Человек - общественное существо не только потому, что производство является общественным, но и потому, что из-за определенным образом одностороннего развития психики ему необходимо психическое дополнение, которое он получает в своем социальном окружении при общении и сотрудничестве с лицами, имеющими другие психические структуры. Несколько сообща действующих людей действуют более целенаправлено, более решительно и результативно, когда они имеют психическую опору в людях с другим психическим складом. Это один из секретов простой кооперации. В общении людей и их взаимопонимании важными моментами являются уровень интеллекта и культура, к которой индивиды относятся. Но когда говорим о психическом дополнении и психической совместимости, самое главное - тип ИМ. Он определяется порядком селекции и обработки психикой получаемой информации. Этот порядок определяет многие психические свойства человека: склонности, способности, интересы, целенаправленность и мотивацию поведения, отношения с другими людьми, эстетические и эротические вкусы. Каждому желательно другое поведение близкого человека. Каждому нужна не вообще "ах, любовь", а такие формы симпатии любящего индивида, которые являются приемлемыми и убедительными, удовлетворяют психику.^ 5. Что кого интересует и кто в чем разбирается Для удовлетворения своих собственных нужд человеку необходимо представление о всей окружающей действительности. В обслуживании социума люди кооперируют. Механизм этого явления, по нашим представлениям, достаточно прост: отдельные аспекты действительности отражается в мозгу с разной степенью дифференциации и осознанности. Те аспекты, которыми пользуется лишь сам индивид отражаются сравнительно обобщенно, запоминаются как образы, опыт, навыки. Те же, информация о которых передается обществу, воспринимаются дифференцированно с большей точностью, позволяющей осмыслить эту информацию и представить ее в словесной форме.^ Что это за аспекты? Приспособление организма к окружению - непрекращающаяся цепь актов физической активности. Все, что происходит вокруг человека в объективном мире, тоже не что иное как цепь актов физической активности. Можно сказать, что то, что происходит с нами и вокруг нас, это те же цепи актов физической активности. А цепь актов физической активности - нечто иное, как четыре такта двигателя внутреннего сгорания: 1) потенциальная энергия, 2) превращение потенциальной в кинетическую, 3) кинетическая энергия, 4) использование кинетической энергии. Это и является четырьмя аспектами восприятия окружающего мира, которые из-за своей типной природы человек воспринимает с разной осознанностью: один лучше разбирается в потенциальных возможностях другого человека, его способностях (1 такт), другой в его эмоциональной жизни (2 такт), третий в том как он работает (4 такт). Каждому из этих аспектов присвоим символ и будем их называть интровертными элементами информационного метаболизма человека:- использование кинетической энергии- превращение потенциальной в кинетическую- кинетическая энергия- потенциальная энергия Благодаря этим элементам человек получает информацию о:- активности объекта и субъекта, их способности трудиться;- возбужденности и возбуждаемости объекта, настроениях и эмоциях человека;- мобилизованности, воле и силе, красоте наблюдаемых объектов и субъектов;- потенциальной энергии наблюдаемого объекта и субъекта, о его физических и психических возможностях. Однако, окружающий нас мир состоит не только из движущихся тел, но и из полей их взаимодействия. Их можно называть психологическими полями. Составные части этих полей - отношения между объектами и процессами, воспринимаемые людьми как определенные чувства. Так появляются еще четыре измерения окружающего мира, которые из-за своей типной природы человек тоже воспринимает с разной осознанностью. Каждому из них тоже присвоим символ и будем их называть экстравертными элементами информационного метаболизма человека.- объективные отношения между двумя объектами и отдельными их свойствами отношения объектов или измерение объекта объектом;- субъективные отношения между двумя объектами или субъектами - притяжение-отталкивание;- отношения между процессами, происходящими в одно и то же время-пространство;- отношения между следующими друг за другом процессами - время. Благодаря этим элементам ИМ человек получает информацию:- об объективных соотношениях между объектами, их весе, величине, ценности и т.п., то есть о любых соизмеряемых параметрах;- о притягательной или отталкивающей силе объектов и субъектов, о их нужности и ненужности друг другу, симпатиях и антипатиях, любви и ненависти;- о качествах пространства, то есть о том, что в нем происходит, о самочувствии находящихся в этом пространстве людей;- об отношениях между процессами, событиями и поступками во времени, о наличии или отсутствии времени, опасности или безопасности будущего. Несколько слов о происхождении графических символов. Экстравертную сенсорику мы обозначили кружком , фигурой, которая создает впечатление наиболее полного соприкосновения со всем внешним миром. Интуицию - треугольником , который отлично вписывается в круг. Логика и этика - это внешняя форма и внутреннее содержание одного и того же процесса. Поэтому если логику обозначили квадратом , как символом строгости мышления, то для внутренней стороны того же явления эмоционального накала нужно подобрать символ, помещающийся в квадрате. Так появился квадрат без угла . Однородным экстравертным элементам присвоены те же символы, только другого цвета: , , , . Итак, в процессе информационного метаболизма каждый человек пользуется 8 элементами ИМ, каждый из которых отражает один из объективных аспектов окружающего мира. Теперь, каждому из этих элементов присвоим условное название, которым в будущем и будем пользоваться. 6. Сознательность любви^ Любовь - осознанное явление или неосознанное?Когда любят того, кого по собственной воле выбирают среди других, потому что он отличается какими-то преимуществами, является более интересным, ценным или доступным, любовь подчинена сознанию. Это любовь по выбору. Если объект не осуществляет надежд и имеется возможность найти другой объект, более подходящий, от него довольно спокойно отказываются. Но так любят не все. Так любят только личности с сенсорно-этическим типом ИМ. кого элементы сенсорики и этики не развиты (все логические и интуитивные) любят потому, что выбрали. Они выбирают того, кого любят. Любовь - не то, что они делают, а то, что с ними происходит. Есть люди, чувства которых сознательны, а влечение неосознано (все интуитивно-этические). И есть такие, влечение которых сознательно, а чувства не подчиняются контролю сознания (все сенсорно-логические). Все этические (этический элемент на первом или втором месте) отлично разбираются как в своих собственных, так и в чувствах и эмоциях других людей. Они их не стесняются, легко о них говорят (это относится ко всем видам чувств: любовь, страх, восхищение), если не объекту любви, то друзьям, так как чувства и переживания это то, что облагораживает человека, делает его более ценным. Все логические чувства вытесняют и молчат, так как любое чувство считают слабостью, противоположной рассудку. Так оно и есть, потому что в их чувствах мало сознательного, они не подчинены контролю разума. Все сенсорные хорошо понимают как свои, так и чужие физические потребности. Умеют оценивать свои физические данные и ими пользоваться. Это они элегантностью грациозностью движений открыто привлекают внимание партнера. Интуитивные в лучшем случае верят в то, что им говорят. И только до тех пор, пока говорят. Поэтому всегда боятся попасть в зависимость от говорящего комплименты. Как логический не склонен верить, что его любят, так интуитивный постоянно сомневается в том, что является привлекательным, красивым, нужным. Сенсорный элегантен для того, чтобы его замечали. Интуитивный часто еще более элегантен, но только для того, чтобы не выделяться, быть менее заметным. Он как будто прячется за своей элегантностью. Сенсорный в своем влечении легко признается не только себе. Влечение - обыкновенное, понятное явление, часть его прекрасной здоровой натуры. Интуитивный стесняется своего влечения, не смеет это влечение навязывать другому. Обобщая, можно сказать, что одни хотят любить другие быть любимыми, одни желать, другие быть желаемыми. Одних с полным основанием можно назвать субъектами любви, других - объектами. Поэтому есть люди, которые всю инициативу полностью берут в свои руки. Есть склонные к частичной инициативе и такие, которые оставляют ее всю партнеру. Вот здесь и начинается отбор психически дополняющего партнера, потому что, когда оба инициативны или одинаково неинициативны, дружба легко обрывается. Или устают от конкуренции в инициативе, или образуется напряжение из-за обоюдного недоверия к чувствам партнера. То, что один тип ИМ называет любовью, благодаря чему чувствует себя любимым и уважаемым, другому может быть лишь доказательством отсутствия чувств. Поэтому если в дружбе появляются обиды (что часто неразумно скрывается), по-видимому, есть психическое несоответствие о котором нужно думать заранее. Когда партнеры полностью подходят друг к другу, они не могут обидеть неосторожным словом или жестом, потому что видят мотивы каждого поступка, слова и настроения. Это и есть тот красный цвет, которым природа обеспечила человека, чтобы он сумел выбрать подходящего для себя партнера. Человек же часто этих сигналов не хочет видеть, прячет свои настоящие реакции, думает, что в будущем что-то изменится. Но не может измениться то, что вытекает из психической структуры, которая образовалась в детстве. Противоречия лишь обостряются.^ 7. Качества человека, которые следует учитывать при подборе партнера Как мы уже видели на рис. 2, есть 16 разных типов людей. По своим основным качествам, т.е. - свойствам, определяющим тип личности или тип ИМ, они делятся на противоположные восьмерки: 1. 8 шизотимов - 8 циклотимов 2. 8 экстравертов - 8 интровертов 3. 8 логических - 8 этических 4. 8 сенсорных - 8 интуитивных Первое из этих качеств - шизотимность-циклотимность - врожденное. Остальные приобретаются детьми в возрасте до 5 лет под влиянием ближайшего воспитывающего человека, чаще всего матери. Несмотря на все свое несовершенство, используемые нами термины имеют то большое преимущество, что по названию можно определить кто кого дополняет. Если один экстраверт, то другой обязательно - интроверт. Если один логический, то другой - этический, если один сенсорный, то другой - интуитивный. Итак, в хорошо сложенной паре-диаде, в которой люди друг друга дополняют, являются дуалами, в названиях обоих мы в обязательном порядке найдем все названия, т.е. логику, этику, сенсорику, интуицию, а кроме того, экстраверсию и интроверсию. Вот одна из таких диад: логико-сенсорный экстраверт, этико-интуитивный интроверт. Правда, есть еще одно правило: оба дуала всегда являются шизотимами или циклотимами. Но шизотимов от циклотимов тоже отличаем по названию. Все шизотимы в названии на первом месте имеют логику или этику, а все циклотимы - интуицию или сенсорику. Поэтому, например, вот такую пару нельзя назвать диадой, хотя все термины на лицо: логико-сенсорный экстраверт, интуитивно-этический интроверт. Этих двух людей связывает не отношение дополнения, а отношение конфликта, которое не подходит ни для какой совместной деятельности. На рис. 3 даем таблицу, в которой все типы ИМ спарены в диады. Там же показано, как те же типы ИМ называются у других авторов, т.е. за какими акцентуациями или психопатиями они у них спрятаны. ^ 8. Что дает человеку психическое дополнение Ни один человек не может быть одновременно экстравертом и интровертом, сенсорным и интуитивным, логическим и этическим. Его психика напоминает образованный из двух индивидуальных полюсов магнит. Только полюсы магнита всегда вместе, а человек асимметричен, его вторым полюсом является другой человек. Отношения между двумя типами ИМ, когда второй имеет нужные дополняющие качества, мы называем отношениями дополнения, сам процесс дополнения - дуализацией. Жизнь человека в обществе осложняется его дуальностью и, тем более его 16-типностью, при которой обзавестись своим вторым полюсом не всегда удается. А без дополнения, т.е. недуализированный, человек - неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват. Он чувствует, что его "не понимают", но кто в этом виновен - он сам, "трудное детство", супруг или общество - не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со всем мором, нагромождаются всевозможные конфликты, противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в своих отношениях. Трудно найти нужное, если сами собой не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда. Для самочувствия человека и функционирования его как общественного организма исключительно важна психическая структура супруга. Нет отдельной гармонической личности. Гармонична экзистенция человека, когда он имеет не только любящего, но и психически дополняющего партнера - дуала. Брак - право не только на сексуального партнера, но и на психическое дополнение и на продолжение своей личности в другом, на дуализацию психики. Поэтому один из моментов подготовки молодежи к семье - умение распознавать различия психических структур для отбора полностью подходящего партнера или приспособления к не полностью подходящему. При понимании, что неприемлемое поведение для партнера определяется не его волей, а объективной психической структурой, появляется возможность хотя бы частичного сознательного приспособления. Кроме того, при сознании, что не полностью удовлетворяющий партнер и сам не может быть полностью удовлетворен, будет легче искать компромисс. Более глубокий анализ взаимоотношений молодых людей показал, что психическая структура определяет не только поведение в браке, но и поведение в добрачной дружбе. То, как человек берется за инициативу или избегает ее, как он привлекает, кокетничает, как и то, каким образом он подчеркивает свою сдержанность, независимость, является сложным оборонительным механизмом. Этот механизм в какой-то мере отгораживает от внимания психологически неподходящего партнера и привлекает подходящего. Каждая психическая система отвергает другую систему принятия симпатий, другими словами, психика сама умеет позаботиться о себе, если обстоятельства ей не мешают. К сожалению, этот механизм предназначен, по-видимому, действовать в условиях, когда молодые люди знакомы с детства, т.е. с того времени, когда не было опасности перепутать психические и сексуальные потребности. Или когда ошибки совершались и исправлялись, не расплачиваясь браком. Сегодня к натуральному предчувствию необходимо добавить немного психологических знаний. Лишь отношение дополнения дает полную сексуальную совместимость. Но таких браков, как мы видели, маловато. Нельзя утверждать, что браки заключаются слишком рано. Скорее, люди знакомятся слишком поздно, когда для проверки характеров уже нет условий. И из-за слишком узкого круга знакомых - друзей и из-за незнания законов психической совместимости. Поздновато выбирать, подходит человек по характеру или нет, когда знакомятся люди, которым просто пора вступать в брак, которые лишь для этого и знакомятся. Сексуальное влечение в этом возрасте не дремлет, оно постоянно наготове и легко принимается за "настоящую любовь". А ведь каждый от супруга ожидает не чего-то другого, а только полного психического дополнения и уравновешивания психики. Как люди с дополняющими психиками воспринимают друг друга? Как самого "человечного" человека, самого мягкого, гуманного, доступного, отзывчивого. Таким он и является. Кроме того, это партнер, который всегда знает, что и когда нужно делать, как ответить, что посоветовать, какой шуткой рассеять напряжение. Который все понимает, всегда умеет поддержать, защитить, никогда не обидит и, что возможно еще важнее, сам никогда не обижается. При дуале каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Недулизированный человек постоянно, в проявлении любой активности, как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называется отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстановления равновесия психики. Многие люди не знают, не чувствуют, что такое дуализация психики, и потому не ищут ее. В период предбрачной дружбы довольно часто проявляется склонность искать не дуализации спокойным духовным комфортом, а великой самоотверженности и страданий. Бытует уверенность, что чувство любви должно сопровождаться духовными страданиями. Но это верно только для тех случаев, когда влюбленные не дополняют друг друга. Дуализация повышает самоуважение человека. Благодаря ей постоянно осознается и собственная полезность другим людям и собственное место в обществе. Второй постоянно обеспечивает достоверной информацией об этом. Пропадают все чувства неполноценности и страх почувствовать себя выскочкой. На дополняющего не смотрят как на недосягаемого принца, с ним сами становятся королями. У каждого бывает кислое настроение, проявляющееся в какой-то ворчливости. Примечательно, что ворчливость дуала никогда не воспринимается как град попреков. Часто именно ворчание - та форма общения, которая отличается самой большой непосредственностью и обоюдосторонней понимаемостью, когда все понимают с полуслова, когда за самое минимальное время партнеру передается самая обширная информация и про то, что происходит в объективном мире, и - самое главное - про свое замешательство, неопределенность отношения к этому происходящему. Ворчливость - лишь обращенная к партнеру полусознательная просьба объяснить что-то непонятное. На это ворчание никто, кроме дуала, правильно прореагировать, дать нужный ответ или объяснение, а иногда просто промолчать, не умеет. Источником раздраженности и конфликтов между людьми на работе и в семейном быту бывает столкновение в проявлении инициативы или неумение одного подхватить и поддержать инициативу другого. У дуалов такие конфликты невозможны. Действуют они слаженно, этой слаженностью активизируя и уравновешивая друг друга. Один подхватывает инициативу другого для того, чтобы в нужный момент вернуть ее в первые руки. Попеременная активность не оставляет вниманием обойденных звеньев в исполняемой работе, повышает результативность труда, сокращает необходимое на его выполнение время, не оставляет места фрустрации. То, что делается одним, другим воспринимается как проявление исключительно сильных и редких качеств, умения. Постоянное удивление и нужные (не любые, а нужные) похвалы подзадоривают и распаляют эмоционально. Дуалы не только не хотят, но и не могут деструктивно влиять друг на друга. У них нет такой возможности, потому что нет слов, которыми можно обидеть другого. Ведь один человек обижает другого не столько своими поступками, сколько тем, какими словами он эти поступки объясняет, какие мотивы выдвигает на первый план, какой мимикой сопровождает свои объяснения. Как сходятся при появлении общих интересов, так и расходятся при их отсутствии очень просто, без компликаций. Если это супружеская пара, то они как бы сращиваются в одно общее Я. Такому партнеру не нужны сознательные уступки. Все идет как бы само собой. Отношения между ними могут быть серьезно деловыми или шутливыми, но никогда злобными или агрессивными. Феномен дуальности человека можно объяснить и таким образом. Основой дуализации является определенная последовательность, с которой "раскручивается" механизм информационного и энергетического метаболизма (ИМ и ЭМ) дуалов. В этой последовательности есть тождественность. Но при этом те звенья ИМ и ЭМ, которые ярко выражены у одного дуала, у другого находятся в наиболее неразвитом состоянии. Проявляется эта тождественность и дополняемость в любой совместной активности. Особенно явно она заметна в начале нового рабочего дня, когда слова и жесты одного служат как бы пусковым ключом зажигания другого, а также при сексуальных играх. По этому вопросу психологи И. и А. Обозовы в статье "Диагностика супружеских затруднений (Психологический журнал, 1982, N2, с.147) пишут: "... для психологического общения партнеров имеют значение не только чисто сексуальные характеристики (тип половой конституции, половая потенция и т.п.), но и реактивность организма, психодинамические характеристики поведения... Вследствие этого причиной неудовлетворенности некоторых супругов является не сексуальный контакт в узком смысле слова, а форма эротических игр, проявление сексуальной заинтересованности." Поэтому, добавим мы, кто однажды попал в объятия дуала, тот не склонен менять их на что-либо другое. При отношении дополнения нет сексуально холодных мужчин и фригидных женщин. Супруги долго остаются сексуально активными. Сексуальное поведение разных типов ИМ очень отличается. Поэтому о настоящей сексуальной совместимости можно говорить лишь между дополнениями. Проиллюстрируем это примером двух противоположных диад - диады сенсорно-этического экстраверта и диады сенсорно-этического интроверта. Эти противоположные сенсорики диктуют своим партнерам и противоположное "сенсорное поведение. В диаде сенсорно-этического интроверта "любят" кожей, всей поверхностью. Здесь нет резких движений, партнеры как бы растаивают в объятиях друг друга. В диаде сенсорно-этического экстраверта, наоборот, избегают прикосновения кожей и слияния тел. Здесь много резких движений, поз и почти гимнастических упражнений. Интересно, что сенсорные экстраверты вообще не терпят прикосновения другого человека, даже, например, прикосновения врача. Руку другому подают и то лишь по собственной инициативе. И в браке дуалов возможны временные недоразумения. Это иногда происходит с людьми, которые не чувствуют своих дуальных склонностей из-за того, что росли в семьях, в которых не видели отношений психического дополнения, не почувствовали, как свободно ведет себя человек, каким он является спокойно натуральным, когда его кто-то дополняет. Дуала нужно уметь "программировать". Программируют, когда ведут себя импульсивно, "по велению души". В тех случаях, когда хотя бы у одного эта непосредственность имеется, второй очень быстро обучается как "принимать программу", так и давать ее, то есть программировать первого. В слаженных семьях, где муж и жена имеет дополняющие типы личности, дети, как правило (если только у шизотима не родится ребенок циклотим и наоборот), приобретают такие же типы ИМ, как и у родителей. Дочери чаще всего вырастают с типом, идентичным материнскому, сыновья - отцовскому. Дочери дополняются типами отца и братьев, сыновья - типами матери и сестер, при условии, что воспитывают сами родители. Это лучшие, наиболее гармоничные семьи. Воспитывать таких детей легко, про родителей говорят, что у них врожденный талант воспитателей. Отношения идентификации, как и отношения дополнения, необходимы для формирования устойчивой психики детей: никто не может стать лучшим у


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат A Streetcar Named Desire Themes Essay Research
Реферат Библейский контекст романа Братья Карамазовы
Реферат Опала Николя Фуке как акт репрезентативной политики Людовика XIV
Реферат Оказание первой помощи при различных травмах
Реферат Oscar Romero Essay Research Paper Oscar Arnulfo
Реферат Развитие потребительского кредитования в РФ
Реферат Педагогічна оцінка уроку фізичної культури як спосіб підвищення його ефективності
Реферат Влияние обстановки, микроклимат помещения для занятий студента
Реферат Стратегии обеспечения материальными ресурсами различных предприятий
Реферат Годы Великой Отечественной войны в Могилеве
Реферат Общие и индивидуальные свойства правовых систем стран Дальнего Вост
Реферат Bad Temper Essay Research Paper My father
Реферат Теория генов бизнеса
Реферат Технічне обслуговування системи живлення
Реферат Расчет и анализ производительности труда