Федеральное агентство по образованию РФ
Волгоградский Государственный Педагогический Университет
Вклад А.Л. Чижевского в информационную социодинамику
Выполнила
Студентка ф-та СКП
группы Пл-41
Житенева Е.В.
Проверил
Яриков В.В
Волгоград, 2010г.
Введение
Социальная динамика рассматривается как раздел общей и специальной социологии, изучающий особенности возникновения и изменения социальных систем, явлений и процессов под воздействием определенных сил. Под этими силами имеются ввиду внутренние и внешние социальные, политические, а также экономические факторы.
Александр Леонидович Чижевский - российский биофизик, археолог, основоположник гелиобиологии. Установил зависимость между циклами активности Солнца и многими явлениями в биосфере. Родился в семье артиллерийского офицера. Отец - Леонид Васильевич, продолжая семейную традицию, стал военным, окончил Александровское училище. Мать Чижевского - Надежда Александровна, умерла от туберкулёза, когда сыну не было еще и года. Воспитанием Александра занимались родная сестра отца Ольга Васильевна Чижевская-Лесли, которая с 1899 и до самой своей смерти жила вместе с ними, и мать отца - Елизавета Семёновна (урожденная Облачинская). Как впоследствии писал сам Александр Леонидович, его тётушка стала для него второй, настоящей, действительной матерью.
Домашнее образование, которое получил Чижевский, включало в себя естественнонаучные и точные дисциплины, но наибольший интерес у него вызывали гуманитарные предметы, которые отвечали его склонностям. С раннего детства Александр полюбил музыку, поэзию и живопись. В возрасте четырех лет он уже учил наизусть русские, немецкие и французские стихотворения, которые бабушка заставляла его читать вслух. Понемногу начал сам писать стихи.
В 1913 Александр поступил в частное реальное училище Ф.М. Шахмагонова. В старших классах средней школы он мечтал стать профессиональным художником или литератором, хотя уже в это время его серьезно занимают вопросы науки. Так еще в 1906 он стал интересоваться астрономией. Результатом этого увлечения стало написание в 1908 - 1909 годах «трактата» «Самая краткая астрономия д-ра Чижевского, составленная по Фламмариону, Клейну и др.».
К 1914-1915 годах относится важный факт, определивший всю дальнейшую жизнь Чижевского. В начале апреля 1914 он познакомился с Константином Эдуардовичем Циолковским. Отношения Циолковского и Чижевского, начавшиеся как отношения учителя и ученика, с годами переросли в дружбу. Чижевский все лето 1915 посвятил наблюдениям за Солнцем. Во многом это сыграло решающую роль в его будущей жизни. Многое, что было осуществлено потом, началось именно тогда. То, что Солнце - основа существования жизни на Земле, причина большинства протекающих на ней физических и химических процессов, было известно давно. Чижевский заметил и впоследствии научно доказал, что для органического мира важны и периодические изменения солнечной активности. Чижевский предположил, что колебания интенсивности разнообразных массовых процессов на нашей планете синхронны солнечным циклам. Сейчас трудно представить, что может происходить как-то иначе, но в те годы - это было поистине революционная гипотеза.
Первые свои соображения о связи солнечной активности и процессов на Земле Чижевский высказал в октябре 1915 в докладе «Влияние пертурбаций в электрическом режиме Солнца на биологические явления». Доклад вызвал бурную дискуссию, где мнения и студентов, и преподавателей разделились полярно.
В марте 1918 Чижевский представил на историко-филологический факультет Московского университета диссертацию на степень доктора всеобщей истории: «Исследование периодичности всемирно - исторического процесса». Тема диссертации была достаточно сенсационной, но в те голодные месяцы мало кто думал о науке.
Через шесть лет Чижевский по рекомендации тогдашнего наркома просвещения А.В.Луначарского издаёт книгу «Физические факторы исторического процесса», в которой в краткой и доступной форме излагает свою докторскую диссертацию. Публикация вызвала бурную критику. Были опубликованы статьи, направленные против этой работы. Впоследствии Чижевский в своих воспоминаниях напишет: «Сразу же ушаты помоев были вылиты на мою голову... Я получил кличку «солнцепоклонника» - ну, это куда ещё не шло, - но и «мракобеса».
Издание книги имело большое, в основном - негативное, значение для дальнейшей научной и личной судьбы Чижевского.
В 1918 Чижевский начинает исследовать отдельные элементы возможного механизма солнечно-земных связей. На первое место он ставит проблемы ионизации воздуха. Так как надежд на работу в государственном учреждении не было, Чижевский решил устроить лабораторию дома на собственные весьма скудные средства. К концу 1919 получены первые научные результаты и в декабре в Калужском обществе по изучению природы прочитан доклад о результатах экспериментов. Этот доклад способствовал знакомству Чижевского с выдающимся физиком Петром Петровичем Лазаревым, с именем которого связано зарождение и становление отечественной физики. Лазарев с интересом ознакомился с результатами исследований Чижевского и в дальнейшем всячески поддерживал научную деятельность молодого ученого. Кстати, в 1922 Чижевский сверхштатно работал в Институте биофизики у Лазарева.
Постепенно работы русского исследователя стали привлекать внимание международных научных кругов. Одна из первых проблемами аэроионизации и космической биологии заинтересовалась французская медицина.
Вклад А.Л. Чижевского в проблематику космической информационной социодинамики.
1918 г. - диссертация «Исследование периодичности всемирно исторического процесса» (МГУ).
1924 г. - брошюра «Физические факторы исторического процесса»
1930 г. - брошюра «Гелиотараксия»
1995 г. - Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия.
Изучение А.Л. Чижевским динамики массовых социальных процессов под углом зрения гелиобиологии. Открытие ученым одиннадцатилетних (в среднем) циклов исторического процесса и выдвижение гипотезы о гелиогеофизической обусловленности таких циклов (историометрия А.Л. Чижевского). Социологические наблюдения А.Л. Чижевского за изменениями текущего физиологического состояния и поведения людей и животных в фазу повышенной активности Солнца. Циклически повторяющиеся годы солнечной повышенной активности, как установил А.Л. Чижевский, «раскачивали» социальную действительность. В унисон бурям, четко различимым на солнечном диске, по планете прокатываются различные катаклизмы: политические конфликты, вооруженные столкновения, революции и т.д.
Через полвека после А.Л. Чижевского этих проблем в своих трудах будет касаться и Л.Н. Гумилев, введя понятие «пассионарность».
Статистический анализ массовых явлений в биосфере за длительный период времени. Соединение науки о жизни с наукой о звездах. Основание науки гелиобиологии. Закладка фундамента космической биологии и космической эколого-динамики, значение этого для социальной прогностики.
Методические особенности информационного анализа в его исследованиях.
Обнаружение синхроничности статистических рядов, характеризующих динамику социальных и политических процессов, с одной стороны, и солнечной активности - с другой.
Помимо общеизвестных экономических и общественных факторов необходимо принимать во внимание физические факторы Космоса и учитывать их при анализе проблем информатизации общества в целом, а также в отдельных его сферах - экономике, праве, психологии, социологии, в сфере политического управления и государственной службы, образовании, социальной работе.
Информационный аспект социодинамики - информационная социодинамика. Информационные процессы (связи) как превращенная форма практически реализуемых человеческих отношений и как фактор социальной самоорганизации социума и управления (самоуправления). Социальная информация как необходимое условие интеграции и гомеостаза самоорганизующейся социальной целостности. Зависимость интегрального качества любой самоорганизующейся системы, эффективности ее функционирования, жизнеспособности и сопротивляемости внешним неблагоприятным воздействиям от качества ее информационной инфраструктуры и адекватности циркулирующей информации критериям устойчивости развития системы. Нарушение этого принципа чревато внутренними и внешними противоречиями, болезненными последствиями для социальной макро- и микросистемы.
Особый вопрос об отражении на повседневной жизни людей внезапных и резких (короткопериодических) скачков в деятельности Солнца.
Количественная оценка тесноты связи между двумя рядами явлений разной природы.
Фаза «пик» - момент начала коллективной реакции (интеграции социально выраженной нервно-психической энергии масс) на возбуждающее действие гелиогеофизических факторов - названа А.Л. Чижевским «гелиотараксисом», а теория, предложенная им «гелиотараксией» (от греч.: «гелиос» - Солнце, «тараксио» - возмущаю).
Совершенствование методов информационной социометрии (информационного анализа социальных изменений, социодинамический мониторинг), математико-статистического анализа нелинейных динамических рядов с применением ЭВМ способствует углублению исследований на пути, указанном А.Л. Чижевским.
Разделение науки на различные дисциплины началось примерно во второй половине XV века и привело к появлению колоссального количества научных направлений, одно перечисление которых в универсальном десятичном классификаторе (УДК) занимает солидный том. Казалось бы, такой объем знаний не может поместиться в одной голове, и ученые-универсалы эпохи Возрождения безвозвратно ушли в прошлое.
И все же... Яркий пример ученого, успех научной деятельности которого связан именно с его энциклопедическими знаниями, представляет собой Александр Леонидович Чижевский. Биофизик, художник, поэт, скрипач, Чижевский открыл миру новые научные дисциплины - гелиобиологию и аэроионификацию, стал пионером космической биологии. «Леонардо да Винчи ХХ века» - так назвали Чижевского участники Международного конгресса биофизиков, проходившего в Нью-Йорке в 1939 году: «Гениальные по новизне идей, по широте охвата, по смелости синтеза и глубине анализа труды поставили профессора Чижевского во главе биофизиков мира и сделали его истинным Гражданином мира, ибо труды его достояние Человечества».
А началось все со страсти к астрономии: уже в девять лет Саша погружается в эту науку, мгновенно проглатывает все доступные по теме книги. В 1913 году семья Чижевских переезжает в Калугу, где благосклонная судьба сводит 16-летнего юношу с К. Э. Циолковским. Константин Эдуардович фактически стал крестным отцом Чижевского в науке, благословив его поиски влияния Солнца на Землю, людей, природу. Еще тогда Циолковский предрек: «Было бы совершенно непонятно, если бы такого действия не существовало. Такое влияние, конечно, существует и спрятано в любых статистических данных, охватывающих десятилетия и столетия. Вам придется зарыться в статистику».
В 1935 году Чижевский обнаруживает явление предварительной реакции бактерий на возмущение солнечно-земных связей (так называемый эффект Чижевского - Вельховера), позволяющее прогнозировать солнечные бури, опасные для человека как на Земле, так и в космосе. Возможно, это обстоятельство до поры служило ему «охранной грамотой». А причин для опасения было хоть отбавляй. Чего стоил один только интерес к «Исследованию периодичности всемирно-исторического процесса» - так называлась докторская диссертация Чижевского, защищенная в первые годы советской власти. Идеи молодого ученого в корне расходились с господствовавшей идеологией.
Например: «Если бы ход исторических событий был предоставлен всецело самому себе и ни один из космических факторов не влиял бы на него, мы никогда бы не обнаружили в нем закономерных коле*аний *олее или менее точного периода и их одновременности на всей территории планеты». И дальше: «...поэтому возникает предположение, что увеличение пятнообразовательной деятельности Солнца, связанное с увеличением его электрической энергии, оказывает сильнейшее влияние на состояние электромагнитного поля Земли, так или иначе возбуждая массы к действию и способствуя внушению». Сказано это было в эпоху, когда единственной движущей силой народных масс считались классовые противоречия.
Подобных вольностей Чижевскому не простили. Даже международный авторитет ученого не спас от репрессий, и в 1942 году его арестовали; 15 лет провел он в лагерях и ссылках. Этот тяжелый этап жизни стал проверкой Александра Леонидовича на верность самому себе, своему «внутреннему человеку». Солагерники Чижевского вспоминали такой эпизод: заключенные должны были носить на коленях, на фуражке и на спине нашитые номера. Александр Леонидович категорически отказался выполнять это требование как унижающее человеческое достоинство. Карцер, избиения тюремщиками не смогли заставить его изменить свою точку зрения. В конце концов лагерное начальство оставило Чижевского в покое.
Находясь под надзором в Караганде и Челябинске, он работал в медицинских учреждениях, стремясь оставаться полезным Родине, так жестоко сошедшейся с ним... Но вернемся к истории. Чижевскому принадлежит гениальная догадка о том, что Солнце задает ритм историческим (и не только историческим) процессам на Земле. Он писал: «Более или менее длительные исторические события, продолжающиеся в течение нескольких лет и получающие решительное проявление в эпоху максимума солнце деятельности, а также сопутствующая этим событиям эволюция идеологий, массовых настроений и пр. протекают по всеобщему историческому циклу, претерпевая следующие ясно обнаруживаемые этапы:
I период минимальной возбудимости, равный 3 годам;
II период нарастания возбудимости, равный 2 годам
III период максимальной возбудимости, равный 3 годам;
IV период падения возбудимости, равный 3 годам.
Произведенный нами за 500 лет (с XV по XX века) по указанному ранее методу статистический учет событий всемирной истории показал распределение их по четырем периодам цикла, а именно:
в I периоде цикла (3 года) имеют начало 5% всех исторических событий;
в II периоде цикла (2 года) имеют начало 20% всех исторических событий;
в III периоде цикла (3 года) имеют начало 60% всех исторических событий;
в IV периоде цикла (3 года) имеют начало 15% всех исторических событий...»
Первый период цикла характеризуется минимумом возбудимости людей, «отсутствием желания какой бы то ни было борьбы за идею или право, а потому влечет за собой легкую капитуляцию, сдачу в плен, бросание оружия, бегство с поля битвы и пр.»
Второй период цикла отличается нарастанием возбудимости. В нем выделяют «три главных фазы в порядке постепенного их развития: 1) возникновение в массах идей; 2) группировка идей и 3) выявление одной основной идеи в массах данного человеческого сообщества к начальному моменту III периода». Таким образом, активность людских масс постепенно возрастает, хотя единства еще нет. В этот период возникают многие идеи, появляются вожди, создаются партии и т. д. Но в следующем периоде получит наивысшее развитие только одна, прошедшая отбор данного этапа.
Третий период цикла - это время максимальной возбудимости народа. «Никогда влияние вождей, полководцев, ораторов, прессы и пр. не достигает такой огромной силы, как в период максимального напряжения пятно образовательной деятельности Солнца. В этот период иногда бывает достаточно одного вовремя сказанного слова или одного жеста, чтобы двинуть целые армии и народные массы. Одно мановение вождя увлекает под знамена разнородные национальности, входящие в состав государства, противоречащие партии, составляющие сообщество. В эту эпоху слово вождя - крылатое слово - делает изумительное дело: его слушают, ему повинуются, а между тем целые потоки увещеваний, раздававшиеся в период минимума на каждом шагу, не могли».
Четвертый период цикла характерен спадом возбудимости: «Вожди, полководцы, ораторы теряют те силы, которые в предшествовавший период сковывали массы и принуждали их к повиновению. Массы уже с трудом подчиняются внушению».
В самом деле, почти все крестовые походы были начаты в период максимальной солнечной активности (кроме четвертого, совершенного не религиозно настроенными массами, а Людовиком IX с небольшим войском).
Мы и сами можем сопоставить события недавней истории и годы максимальной активности Солнца: в ХХ веке на самые активные периоды «солнцедеятельности» приходятся годы 1900-1906, 1916-1921, 1926-1930, 1936-1941, 1947-1951, 1957- 1961, 1967-1972, 1979-1983, 1989-1994 и с 1998. Нетрудно заметить, что именно тогда происходили наиболее значимые исторические события: в начале века - все три революции в России, приход к власти Гитлера в Германии, начало Второй мировой войны, распад Советского Союза и т. д.
И как обобщение всего сказанного: «Течение всемирно-исторического процесса составляется из непрерывного ряда циклов, занимающих промежуток времени, равный, в среднем арифметическом, 11 годам, и синхроничных в степени своей активности периодической пятнообразовательной активности солнца»; «Поэтому возникает вопрос: уж не в кабале ли мы у Солнца, не в рабстве ли у его электрических сил? Если хотите - да, но кабала наша относительна, и мы сами можем управлять цепями, одетыми на наши запястья, и работами, предназначенными нам к исполнению. Солнце не принуждает нас делать то-то и то-то, но оно заставляет нас делать что-нибудь. Но человечество идет по линии наименьшего сопротивления и погружает себя в океаны собственной крови.
Солнце - великий военно-политический показатель: его показания безошибочны и универсальны. И тогда будет оправдано и провозглашено: чем ближе к Солнцу, тем ближе к Истине»
Заключение
Вопросы планетарной социоэкологической безопасности, поднятые на Всемирном форуме ООН в Рио-де-Жанейро (июнь 1992 г.). Техногенез приводит социосферу к исчерпанию своей экологической емкости. К ней следует добавить противоречивость социально-исторического процесса, которая способна усугубить ее.
Прогностическая важность выводов А.Л. Чижевского в связи с возрастающей масштабностью роли человеческого фактора и остротой проблемы надежности функционирования сложнейших систем управления, взаимодействия «человек-машин».
Известный принцип Гамильтона гласит: система, приведенная в крайнее напряженное состояние, легко выводится из равновесия, - последствия такого рода ситуаций могут быть необратимы. Триггерным механизмом катастрофических для планетного социума процессов может при известных условиях послужить солнечно-земной фактор. Космическая экология приобретает в связи чрезвычайную важность. Экологический императив в единстве земных и внеземных аспектов диктует свою объективную волю, побуждающую человечество перестраивать свою стратегию в направлении ноосферогенеза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов. - Пер. с англ. - М., 1992. – С. 531.
2. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. - М.: Мысль, 1995.
3. Штомпка П. Социология социальных изменений. - М., 1996.
4. Затуливетер Ю.С. Информационная природа социальных перемен. – М., 2001.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |