Формысоциальной организации любого народа тесно связаны с его общественнымустройством. Исходя из марксистских положений о доклассовом и классовомобществах считается, что ханты XVII—XIX вв. находились на рубеже этих формаций,у них разрушались древние первобытно-общинные отношения, предполагающиеравенство людей. По этому вопросу среди ученых тоже велись дискуссии, инебезосновательно. Если довериться преданиям самого народа, то в прошлом ухантов были и князья, и прислужники, и даже рабы.
Все,кто общался с хантами в мирное время, отмечают их честность, миролюбие игостеприимство. За нарушение норм общественной морали и обычного права внекоторых случаях наказывал сам пострадавший, но чаще решение выносило народноесобрание. Оно обсуждало и много других общественных дел, например, об очисткерек от заломов, о времени охоты на водяную дичь, о мерах помощи нуждающимся ит. д. На собрании присутствовали все желающие, но право решающего голоса имелитолько взрослые мужчины, старики. Действенность резолюций нынешних собранийлюбого уровня не идет ни в какое сравнение с теми народными решениями. Для ихисполнения не требовалось принудительных действий, достаточно было правосознаниячеловека. М.Б. Шатилов описывает ситуацию, которую он наблюдал на р. Вах в 1926г. [42]. Молодая жена пожаловалась старикам, что ее муж нарушил супружескуюверность, и попросила развода. Старики развели молодоженов. А через некотороевремя они помирились и стали просить разрешения сойтись снова, но собраниестариков пока отказывает им в этом. Молодые угнетены отказом, но не решаютсясойтись, хотя, казалось бы, что им мешает? Мешает сознание того, что волясобрания безусловно обязательна. Ведь в случае нарушения воли собрания человекставит себя как бы вне общества и предоставляется самому себе. В борьбе состихией, в промыслах он должен будет полагаться только на самого себя, а этонемыслимо.
Социальнаяструктура хантов и манси, описанная в героических сказаниях хантов, началаскладываться с рубежа бронзового и железного веков (I тысячелетие до н. э.).
1858 годКастрен:
“У остяковкаждый род состоял из нескольких сотен и даже нескольких тысяч человек, изкоторых многие не помнят первоначального происхождения. Семьи живут вместе, ипо обычаю богатый делится с бедным. В таком обществе преступления весьма редки:каждый род имеет своего старшину, который при преступлении, без всякихюридических формальностей, выносит свой вердикт. Если ребенок оставался безродителей, его забирали ближайшие родственники. Остякам было запрещенозаключать браки, если молодые люди происходили из одного рода. Каждый долженбыл помогать старому, беззащитному, бедному человеку.”
Из другихисточников:
Когдаребенок попадает в школу-интернат и его главной работой становится посещениеуроков, он сразу лишается возможности проявлять себя как самостоятельнаятворческая личность, его только учат, причем словесно. Дома же он учился большесам — путем подражания, следования примеру отца или матери. Те относились кнему уважительно, как к равному, а в школе между ним и взрослыми проводитсярезкая грань. Дети леса и тундры острее, чем городские, воспринимают социальноенеравенство, ибо им почти не приходилось слышать в семье о зависимости от«начальства». И школьно-интернатская форма означает для них обезличивание.Покрой и узоры домашней одежды — это своего рода удостоверение личности; по нимможно судить о том, с какой реки или какого рода человек. Все это, к сожалению,мало учитывается теми, кто решает судьбы детей народов Севера.
Укладсемейной жизни был в целом патриархальным. Главой считался мужчина, а женщинаво многих отношениях подчинялась ему, при этом каждый имел свои обязанности,свою функцию, благодаря чему регулировались межличностные отношения,создавалась гарантия от конфликтов. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум излегких шестов воздвигала женщина; рыбу и мясо добывал мужчина, а готовила их накаждый день и впрок женщина; нарты и лыжи изготовлял мужчина, а одежду — женщина.В некоторых сферах существовало и более тонкое разграничение: например, посудуиз бересты делала женщина, а из дерева — мужчина; почти всеми приемамиорнаментации владела женщина, но штампованные узоры на бересту наносил мужчина.Конечно, распределение обязанностей было не абсолютным. Мужчина принеобходимости сам мог приготовить пищу, а среди женщин были замечательныеохотницы. В современных молодых семьях все чаще мужья помогают женам в тяжелыхработах — доставке воды, дров. Разной интенсивностью мужского и женского трудаобъяснялось его дозирование. Мужчине иногда приходилось несколько дней гнатьлося, после чего требовался длительный отдых для восстановления сил. Женскиеежедневные хлопоты начинались с разведения огня ранним утром и заканчивались лишьс отходом ко сну. Даже в пути по ягоды женщина иногдассучивала на ходу нитки.Взаимоотношенияродственников подчинялись этическим установкам, сложившимся в течение веков.Основные из них — почитание старших и забота о младших, беззащитных. Было непринято возражать родителям, даже если те бывали, не правы. Не повышали голос иуж тем более не поднимали руку на ребенка. Обращаясь, друг к другу или говоряоб отсутствующем, пользовались чаще не именами, а терминами родства. Онисоставляли сложную систему с учетом возраста, родства по мужской и женскойлиниям, кровного или по браку. Например, старшая и младшая сестры называлисьпо-разному — эним и текаем, а старший брат и младший брат отцаодинаково — этим; брат мужа назывался иначе, чем брат жены,— икими емкёлям', дети детей, т. е. внук и внучка, обозначались одинаково,независимо от пола,— кылхалим. В этой сложной системе женщиныориентируются лучше, чем мужчины.
Владениеугодьем означало не частную собственность, а только право пользования. Уважаяэто право, хант считал чужое угодье неприкосновенным и не позволял себеохотиться там или ловить рыбу. Когда во время охоты зверь перебегал на чужоеугодье, то охотник прекращал преследование, если же все-таки убивал зверя, тошкуру отдавал владельцу территории, а мясо брал себе. Даже срубить дерево длядолбленой лодки на чужом угодье считалось проступком. Однако в этих нормахобычного права были разумные границы. Голодный человек не только мог наловитьсебе рыбы на чужом угодье, но даже взять ее из чужой ловушки — правда, лишьстолько, чтобы поесть. Владение территорией не давало права закладывать илипродавать ее, можно было лишь сдать ее в аренду, да и то с согласия другихжителей селения. Арендаторами были преимущественно русские рыбопромышленники,которых особенно влекли «пески» — удобные места для лова, дающие устойчивуюприбыль в течение многих лет. По договору владелец угодья и арендатор делилидобычу пополам и, кроме того, первый получал от второго плату деньгами. Ееразмер зависел от качества, удобства «песка».
Чтобысвести к минимуму экологический урон, вызванный необходимостью существованиятолько за счет природы, приходилось жить маленькими поселениями. Они былиудалены друг от друга на многие десятки и сотни километров, разделены болотами,тайгой и реками. Реки разъединяли людей, но благодаря лодкам одновременно исоединяли; тайга и тундра разъединяли, но лыжи, олени и нарты соединяли. Небудь этих средств передвижения, непреодолимы были бы реки, тайга и болота.Именно в таких малых разобщенных коллективах сформировался и развился обычайтаежного сибирского гостеприимства, который так украшает хантов и по сей день.Сохранялся он и позднее, когда значительная часть народа была втянутарыбопромышленниками в большие артели, а поселения стали крупнее прежних.
Скольковидов или типов построек создал за свою историю этот народ? Только жилых — более 30. Столько их описал в конце XIX в. финский ученый У. Т. Сирелиус. Кромежилых нужны были хозяйственные сооружения, где могли укрыться животные, гдеготовили или хранили продукты и разный скарб. Их можно насчитать более 20разновидностей. С добрый десяток наберется и так называемых культовых построек- священных амбарчиков, домиков для рожениц, для изображений умерших,общественных зданий. При ограниченной площади жилища межличностные отношениячастично нормализуются тем, что много времени люди проводят на улице. Дом впредставлениях хантов не ограничивается рамками жилой постройки, а включаетвесь обжитой участок леса, тундры или берега реки. В этом отношении мировосприятиехантов экологично, ведь в переводе с латинского «экология» буквально означает«учение о доме». Таким образом, наш дом везде, где мы бываем.
В1989 г. в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах созданыассоциации «Спасение Югры» и «Ямал — потомкам». В это общественное движениевключилось не только коренное население, но и представители разных народов,приехавшие в Сибирь и болеющие за нее душой. Ассоциации выступают за защиту иуважение национальных культур, обычаев и языка граждан всех национальностей,проживающих в округе. Ассоциации отстаивают право коренных народов сохранять насвоей этнической территории исторически сложившийся образ жизни и культуру,оберегать национальную самобытность.
Всовременном мире малочисленным народам Севера оказывается всесторонняя помощь. Эстония,Финляндия, Венгрия активно участвуют в развитие коренных народов. В этихстранах находятся главные институты развития финно-угорских народов, к которымпринадлежат ханты, манси и др. В России центры находятся в Петербурге и насевере страны. Коренные народы обеспечены почти всеми социальными удобствами.Некоторые вопросы и проблемы решаются на Всемирном Конгрессе финно-угорскихнародов, который проходит раз в четыре года на разных территориях проживанияфинно-угров.