Реферат по предмету "Социология"


Социальная реадаптация

С О Д Е РЖ А Н И Е
 
                                                                                                           Стр.
 
Введение.                                                                                                     2-4
1.        Личность бывшегоосужденного и основные проблемы               5-11
ее социальной реадаптации.
2.        Способыпсихологического воздействия на личность                  12-15
бывшего преступника.
3.        Факторы, влияющиена успех социальной реадаптации.             16-20
4.        Меры, направленныена социальную реадаптацию                      21-23
бывшего преступника.
Заключение.                                                                                               24-25
Список литературы.                                                                                   26-27

Введение.
Социальная реадаптацияосвобожденных из мест заключения — сложный и многогранный процесс. Онохватывает комплекс вопросов их нравственной, психологической, практическойподготовки к жизни в обществе, освоения ими новых социальных ролей,постановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательныхфакторов, препятствующих возвращению данной категории граждан в русло честногосогласующегося с законом существования. А также разумеется активного управленияэтим процессом со стороны государственных и общественных организаций.
Положение ранее судимыхосложняется тем, что в период лишения свободы они повседневно подчиняясьстрогим правилам тюремного распорядка, утрачивают способность ксамостоятельности, отвыкают от необходимости заботиться о себе во всемполагаются на предусмотрительность администрации. И при выходе на волю невсегда готовы проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовуюдеятельность, подчас склонны идти по пути наименьшего сопротивления преступнымрецидивом. На личность преступника, отбывшего наказание практически нельзявоздействовать эффективно, не внося коррективы в непосредственно окружающую егосоциальную среду, не меняя способы взаимодействия с этой средой.
Завершающим и наиболее ответственным этапом ресоциализациибывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, какправило, в новых, порой трудных условиях, при бытовой неустроенности, разрушенностипрежних социальных связей, отсутствии жилья, больших сложностях втрудоустройстве и т. д. Все это требует от освобожденного значительных душевныхусилий, терпения, выносливости, что под силу далеко не каждому. В результатенередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершаютпреступления. Эти проблемы обусловливают необходимость проведения в условияхисправительного учреждения специальной работы по психологической подготовкеосвобождающихся к жизни в новых условиях. Причем необходимо отметить, чтотолько нравственной и практической подготовки осужденных к жизни в нормальныхусловиях недостаточно. Необходима еще их психологическая подготовка, котораясостоит в активизации психики, формировании установки на соответствующееповедение в условиях свободы. В результате таких целенаправленных воздействий уосвобождаемого формируется психологическая готовность жить в новых условиях,которая обеспечивает безболезненное вхождение в новую социальную среду идеятельность в ней без дополнительной затраты энергии на преодолениевнутреннего сопротивления и напряжения.
Процесс адаптации, приспособления к условиям жизни на свободев нормальной социальной среде после длительного срока лишения свободы сложен,он требует от личности мобилизации всех ее лучших качеств. Человеку необходимов короткий срок восстановить или приобрести целый ряд навыков: научитьсярасходовать заработанные за период нахождения в местах лишения свободы деньги,обеспечивать себя питанием, одеждой, жильем, мобильно перемещаться в пределахдовольно значительных расстояний и т. д. Материально-бытовая необустроенность,неприятие обществом, не просто нежелание оказать помощь или содействие вчем-либо, но категоричный отказ по той лишь причине — «ранее судим», приводятбывшего осужденного, даже совершенно исправившегося в период отбываниянаказания, к совершению нового преступления. Отсюда вытекает другая, еще болееострая социальная проблема — борьба с рецидивом преступлений. И особенноактуальна она по отношению к несовершеннолетним преступникам, которые еще могутвернуться в нормальную социальную среду, стать полноценными гражданамиобщества. Все это определяет социально-практическую значимость темы курсовойработы, актуальность вопросов, затронутых в ней.
Задачи работы состоят в том, чтобы раскрыть психологическиечерты личности бывшего преступника, основные проблемы ее социальнойреадаптации, способы и методы психологического воздействия на личность бывшегоосужденного; рассмотреть основные факторы, влияющие на успех социальной реадаптациибывших преступников и меры, направленные на это.

1.        Личностьбывшего осужденного и основные проблемы ее социальной реадаптации.
Проблема социальной реадаптации(приспособления) освобожденного к условиям нормального существования внормальной социальной среде на свободе тесно связана с проблемой борьбы срецидивной преступностью. Большое значение для решения этих обеих социальныхпроблем имеет изучение личности осужденного к моменту его освобождения изисправительно-трудового учреждения.
Главным видом готовойпродукции исправительно-трудовых учреждений, как отмечает В. Л. Васильев всвоем учебнике «Юридическая психология», является социально-значимыйчеловеческий материал, который должен представлять собой освобожденный иззаключения. К сожалению, еще нередки случаи, когда лица, вышедшие изисправительно-трудовых учреждений, вновь совершают преступления. В этой связивстает проблема доказательства исправления человека, которая не менееактуальна, чем проблема доказательства виновности[1].  
Всех лиц, освобождающихсяиз мест заключения, можно разделить на три категории.
1. Лица, вполнеисправившиеся в период отбытия наказания. После освобождения они стремятся активновключиться в честную трудовую жизнь. Иногда это стремление способно преодолетьзначительные трудности, с которыми освобожденный сталкивается в периодадаптации.
2. Лица с дефектамивоспитания. Эти дефекты у освобожденных могут быть в мировоззрении, вправосознании, в моральных и нравственных программах, а также в областитрудовых навыков. Положительный прогноз поведения лиц этой категории послеосвобождения в значительной степени зависит от условий окружающей среды, вкоторую они попадут.
3. Лица, не исправившиесяв процессе отбытия наказания. В процессе пребывания в местах лишения свободы поряду причин они не избавились от своих преступных взглядов, наклонностей,установок, а порой даже преступного мировоззрения. Что еще хуже, в иных случаяхэти лица в местах лишения свободы обогатили свой преступный опыт, развилипреступные навыки и преступное мировоззрение. Освобождение этого лицарассматривают как возможность продолжения преступной деятельности.
Социальная адаптациязависит от степени социальной отчужденности личности, характера преступнойдеятельности, ее продолжительности, состояния микросреды, в которую он входит.Труднее всего адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, атакже грабителям, ворам; легче — расхитителям, спекулянтам, взяточникам ипроч.  
Показателямиинтенсивности рецидива преступлений признаются его интервалы, то есть отрезкивремени, прошедшие после освобождения лица от отбывания наказания в виделишения свободы до совершения нового преступления.
Основная масса новыхпреступлений, совершаемых лицами, которые отбывали наказание в виде лишениясвободы, приходится на период до 3 лет с момента освобождения. При этом большаячасть преступлений совершается в первый год после освобождения — 52,4%, впоследующем интенсивность рецидива постепенно снижается.
Таким образом, процессадаптации освобожденных из учреждений исполнения наказаний завершается обычно ктрем годам, а преобладающей их части — к одному году. Самое трудное время дляадаптации — период до 3 (6) месяцев. Именно в это время требуются наиболееинтенсивная работа по управлению процессом социальной адаптации освобожденных,строгий контроль за их поведением в быту, в общественных местах, за сферой ихобщения. В противном случае высокая эффективность профилактики рецидивнойпреступности среди освобожденных от наказания обеспечена не будет. Еслиосвобожденные из мест лишения свободы не устраиваются на работу или послетрудоустройства оставляют ее, не имеют постоянного места жительства илисистематически меняют его, нарушают общественный порядок и правила общежития,это свидетельствует о том, что процесс социальной адаптации протекаетнеудовлетворительно и есть реальная почва для рецидива. 
Примерно в 60% случаевнаблюдается успешная социальная адаптация, то есть констатируются совпадение(гармония) ожиданий-требований социальной среды и уровня притязаний конкретноголица, наличие устойчивых положительных связей. В процессе успешной социальнойадаптации вырабатываются такие личностные качества, которые позволяют человекустать активным субъектом деятельности[2].
Процесс адаптации,приспособления к условиям нормального существования в нормальной социальнойсреде после длительного срока лишения свободы — сложное явление, требующееактивных волевых усилий, высоких нравственных и моральных качеств, хорошоразвитого правосознания. Человек должен в короткий срок восстановить илиприобрести целый ряд навыков. Он должен уметь тратить заработанные деньги,обеспечивать себя одеждой, питанием, жильем, активно перемещаться в пределахиногда довольно значительных расстояний и т. д.
К объективным факторамотносится то, что к моменту освобождения из мест лишения свободы человекутрачивает определенные социальные связи: семью, трудовой коллектив, жилуюплощадь, квалификацию и т. д. Процесс его возвращения в сферу нормальныхобщественных отношений возможен лишь через трудовую деятельность в коллективе.Вместе с тем, переход предприятий на хозяйственный расчет, принципысамостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости, ведущие к снижениючисла занятых в основном производстве, ставят под угрозу вопрос своевременногоустройства на работу по желаемой специальности лица, отбывшего наказание. Этотмомент нельзя не учитывать, так как невозможность удовлетворять свои, дажесамые простые потребности трудом неминуемо толкнет ранее судимого на путьсовершения преступления повторно. Анализируя эту проблему нужно подчеркнуть,что в определенной степени общество само способствует рецидиву, не обеспечиваягарантированного трудоустройства, продолжая ограничивать прописку лицам,освободившимся из мест заключения. 
К специальным факторамрецидивной преступности относится распространенность пьянства и алкоголизмасреди лиц, ранее судимых, а также недостатки в деятельности правоохранительныхорганов, направленной на предупреждение рецидива. Несовершенной, например,является сама процедура освобождения из мест отбытия наказания. Именно по этойпричине признанный особо опасным рецидивистом гражданин М. при освобожденииполучил на руки 45 рублей. Часть из них, по его словам, он потратил на:приобретение билета к месту предполагаемого жительства. На оставшуюся частьденег он вынужден был «существовать», а не жить, ожидая прибытия вслед за нимдела вместе с паспортом и трудовой книжкой, питаясь тем, что собирал с могилкладбища в родительский день, проживая в апреле месяце в неотапливаемомстроящемся доме. Ясно, что вероятность совершения гражданином М. преступления повторнозначительно возрастает, о чем он сам неоднократно заявлял, приходя в отделвнутренних дел на отметку как лицо, состоящее под административным надзором[3].   
Нельзя не отметить вкачестве одного из самых серьезных обстоятельств затрудняющих реадаптацию,мощное действие субкультуры, процветающей в зонах изоляции правонарушителей,нередко привязывающей случайно оступившихся накрепко к преступной среде.
Неоднократно проводимыесоциологические опросы осужденных о том, с какими трудностями они опасаются столкнутьсяпосле освобождения, показывают следующее: большинство указывают на сложностьвключения в нормальную жизнь, приблизительно одинаковое количество опрошенныхбоятся столкнуться с предвзятым отношением по месту работы и месту жительства.
Также опросы показывают, чтобольшая часть населения с предубеждением относится к бывшим преступникам. Около50% респондентов не желает видеть лиц, отбывших наказание, в качестве своихсоседей, друзей, родственников, коллег по работе.
Незначительное числозаконопослушных граждан (5%) допускает возможность общения с бывшимипреступниками как друзьями. Очень мало людей (всего 3% опрошенных) согласныподдерживать отношения с такими лицами в кругу семьи[4].
Хотя около половины респондентоввоспринимают их спокойно,  преобладает позиция ярко выраженного неприятия какпотенциальных преступников, настороженного отношения к ним. Многие из них видятреальную социальную опасность отбывших уголовное наказание. Отчетливее всехпридерживаются такой точки зрения работники правоохранительных органов,руководители, служащие, горожане, то есть те, от кого чаще, чем от остальныхзависит судьба этих людей. Возможность установления с ними родственных связейпроблема только для десятой части опрошенных, остальная же масса пытаетсясвести всякие контакты до минимума. Примерно 1/5 высказалась совершеннокатегорично: не желаем иметь рядом с собой бывших заключенных. Здесь явнообнаруживается противоречие мнению большинства (62,6 %) о нецелесообразностиограничения места жительства таких граждан[5].
На уровне общихрассуждений респонденты мыслят гуманно, но когда дело касается их лично,взгляды нередко меняются. Стерео типизированное мышление не вникает вовсевозможные подробности и «тонкости» (скажем, за что и на сколько осужденчеловек), оно подавляется одним соображением — был в тюрьме, значит преступник,во всяком случае, скрытый злоумышленник. Общественное предубеждение создает уподвергаемых гонениям острое ощущение своей социальной исключительности иотринутости, что естественно сближает между собой, заставляет держаться другдруга. Неприязнь, а подчас откровенная враждебность к этим «изгоям», может бытьисточником разного рода конфликтов, возникновения криминогенной обстановки,провоцирования рецидивной преступности.
В ходе опроса выделяласьпозиция женщин по ряду пунктов. Пример тому — распределение приводимыхреспондентами ответов на один из заданных вопросов. Женщины более лояльны,терпимы, не очень категоричны к осужденным в прошлом. Очевидно, сказываютсяпсихологические свойства и то обстоятельство, что среди женщин немало матерей,жен, подруг, тех, кто находился в местах лишения свободы. Поэтому они менееподвержены влиянию стереотипа.
Сами ранее судимые,оценивая отношение окружающих, бесспорно не могут не замечать, что все такимногие пробуют им помочь, в первую очередь, родные, друзья, гораздо реже — коллеги по работе и учебе, соседи.
Утверждение моральнонравственных ценностей в сознании бывших заключенных — неотъемлемая составнаяих социальной реадаптации. Совершивший преступление и понесший за это каручеловек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. Впервое же после «отсидки» время он, и без того униженный и оскорбленный самимнаказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного.Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особыенормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости.
В оценке жизненныхперспектив ранее судимые обычно проявляют сдержанность, характеризуя таковыекак неопределенные, неясные; питают надежду на решение своих проблем. С разнойинтенсивностью, у многих опрошенных возникает ощущение своей ненужности,несправедливого к ним отношения.
Сложность ихвзаимоотношений с окружающим миром, отчужденность иллюстрируются и тем фактом,что преобладающее большинство или не очень обращают внимание на общественноемнение о себе или вовсе выражают полнейшее безразличие. А это не что иное, какпотеря доверия к обществу, его гуманности, объективности, неприятие егоустановок. Итог закономерен — механизм воздействия на процесс реадаптациистановится трудноуправляем.
Молодым людям, склонным ксовершению преступлений свойственен разрыв между теми нравственными ценностями,которые они вроде бы признают, и теми, которым фактически следуют. Показательвозможности рецидива — отношение к требованиям закона — лишь небольшая часть респондентовсчитают их выполнение необходимым; большинство же готовы им следовать до техпор, пока не затрагиваются собственные интересы. Оттого то вряд ли можносчитать основную массу выходцев из уголовно-исполнительных учрежденийзаконопослушными гражданами. Готовность преступить закон — прямой путь крецидиву[6].         

2. Способыпсихологического воздействия на личность бывшего преступника.
Обобщение опытадеятельности исправительно-трудовых учреждений убеждает в необходимостипроведения специальной работы по психологической подготовке осужденных к жизнив новых условиях. Значение психологической подготовки существенно возросло всвязи с тем, что в последние годы в криминологии подвергся глубокому анализупсихологической фактор и, в частности, его роль в рецидивной преступности.Именно в последние годы была выделена недостаточность нравственной и практическойподготовки осужденного к жизни в новых условиях. Психологическая подготовкавыступает начальным и завершающим звеном в процессе исправления иперевоспитания осужденных. Психологическая подготовка осужденных заключается вактивизации их психики, настрое их чувств, привычек, психических состояний иформировании установки вести себя подобающим образом в новых условиях. Врезультате таких целенаправленных психических воздействий у осужденногоформируется психологическая готовность жить в новых условиях, котораяобеспечивает быстрое включение его в новую социальную среду и деятельность вней без дополнительной затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивленияи напряжения.
Необходимостьпсихологической подготовки вызвана тем, что человек, попадая в новые условияжизни и социальную среду, встречается со специфическими трудностями, кпреодолению которых он не всегда психологически готов. Такая встреча дляосужденных часто бывает неожиданной и вызывает реакции, их адекватные условиямситуации и требованиям норм морали. Нередко это усугубляется неправильнымотношением окружающих к осужденным, что ведет к чрезмерному возбуждению илиторможению нервных процессов и к нервным срывам. Осужденный начинает невернооценивать свое поведение и поступки других людей и, как следствие, неправильнодействовать. Психологическая подготовка помогает преодолеть инертностьчеловеческой психики, ускоряет ее перестройку в связи с изменениемобстоятельств.
Выделяют: 1)психологическую подготовку осужденных к отбыванию уголовного наказания вконкретном виде исправительно-трудового учреждения; 2) психологическуюподготовку при перемещении осужденных в рамках учреждений, исполняющихуголовные наказания, в связи с изменением условий их содержания; 3)психологическую подготовку осужденных при переводе из воспитательно-трудовых висправительно-трудовые колонии при достижении совершеннолетия; 4)психологическую подготовку освобождаемых к жизни на свободе.
Важнее всегоактивизировать положительные качества личности в процессе психологическойподготовки осужденных к жизни в новых условиях. Это можно сделать обращением  клучшим сторонам личности, напоминанием ее былых заслуг, активизацией позитивныхустановок, морально-политических и правовых чувств, выражением уверенности, чтоосужденный оправдает доверие воспитателей и т. п. Можно напомнить и о прошлыхошибках, но излишне напоминание об отрицательных качествах личности осужденногои неправильном поведении у людей, решивших порвать с преступным прошлым, обычновызывает психологический барьер, делает личность невосприимчивой кпсихологическим действиям.
По современным воззрениямпсихологическая подготовка состоит из двух основных разделов: общей испециальной психологической подготовки. Система общего воздействия наосужденных является неотъемлемой частью их исправления и перевоспитания. В нейпринято различать способы индивидуального и коллективного (группового)психологического воздействия. Индивидуальное психологическое воздействиеосуществляется воспитателем на отдельную личность; коллективное — направлено нагруппу осужденных с целью вызова таких групповых психических состояний, которыеблагоприятно влияли бы на всех членов данного трудового коллектива по законупсихологической инерции. Психологическое воздействие при котором осужденныйполучает информацию непосредственно, называется прямым. Иллюстрацией этого видавоздействия могут служить психотерапевтические беседы с осужденным и совместныйс ним анализ причин его прошлых действий и поступков.
Психологическоевоздействие называется косвенным, когда процесс психопрофилактической беседыосужденный делает вывод о том, как ему поступить в том или ином случае наоснове опыта других людей. Следовательно, как индивидуальное, так иколлективное воздействие могут быть прямым и косвенным.
Методы внушения(суггестии) с их основным средством воздействия — словом — могут помочьосужденным в подготовке к жизни в новых условиях. Внушение в отличие отубеждения — это психологическое воздействие, рассчитанное на некритическоевосприятие осужденным воспитательной информации, в силу авторитетности личностивоспитателя. Внушение может осуществляться только в бодрствующем состоянии.Воспитатель не имеет права пользоваться гипнозом и наркогипнозом; эти методывнушения могут применять только врачи: психотерапевт, психиатр или психолог.Выделяют два способа проведения внушения: словесное — путем прямого речевоговоздействия на осужденного и косвенное, опосредованное каким-либо предметом илидействием.
Механизм самовнушениязаключается в реализации заданной воспитателем схемы осужденным самому себе. Поэтому самовнушением осужденных воспитатель может управлять. Механизмсамовнушения схож с механизмом психологической тренировки, при которойвоспитатель стремиться развивать у осужденных стремление заниматься определеннойдеятельностью (например, становление адаптационных механизмов к ближайшемуокружению).
Есливосстановление правового статуса освобождаемого до статуса обычного гражданинав основном зависит от поведения самого лица, то для бытового и трудового устройстваему необходима помощь.
Этимпроблемам уделяется внимание уже в ходе исполнения наказания. С осужденнымпроводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, емуразъясняются его права и обязанности.

3. Факторы, влияющиена успех социальной реадаптации.
Успех адаптации зависит,по крайней мере, от трех групп факторов.
К первой группе относитсяличность самого освобожденного: его мировоззрение, черты характера,темперамент, интеллект, мораль, правосознание, этика, нравственность, образование,специальность, трудовые навыки и т. д.
Ко второй — условиявнешней среды, окружающей личность освобожденного. Наличие жилья, прописки,семья и взаимоотношения с ней, работа, удовлетворенность ею и взаимоотношения струдовым коллективом, отношения с членами малых групп, в которые освобожденныйвходит по месту работы, жительства и т. п., тактика работников милиции, которыеосуществляют надзор.
К третьей группеотносятся условия, в которых находился осужденный и которые сказываются на егоповедении в первые месяцы свободы: организация трудового процесса, структураколлектива осужденных, срок пребывания в исправительно-трудовых учреждениях,учеба, воспитательное воздействие администрации, структура малых групп, вкоторые входил осужденный.
Социальная реадаптациявозможна только в случае, если будет сопровождаться: 1) включением человека всферу труда (учебы); 2) установлением здоровых семейных отношений (и вродительской, и в своей семье); 3) восстановлением коммуникативных общественныхсвязей; 4) укреплением системы нравственных ценностей как регуляторасоциального поведения.
Профессиональнаяреадаптация состоит из множества компонентов: поиск работы или выбор профессии,проблема производственного адаптирования, степень удовлетворенности своимтрудом как фактор закрепления на рабочем месте и т. д. Согласно даннымпроводимых социологических опросов большая часть побывавших в заключении — работала, некоторые учились. Почти половина из них испытали при трудоустройствесерьезные препятствия, хотя внушительное количество молодых людей владели тойили иной профессией. Главной причиной отказа использовать их рабочие руки, чащевсего называлась судимость. К сожалению, общество в лице конкретных егопредставителей вместо того, чтобы позаботиться о тех, кому особенно сложносориентироваться в непростой нынешней ситуации, подчеркивает их гражданскуюущербность, подвергает, быть может, еще более жестокому наказанию,способствует, по сути, распространению тунеядства, являющегося почвой длярецидивной преступности.
Выбор определенногопредприятия, организации для части опрошенных проходил под влиянием друзей,родителей или по направлению службы занятости. То, что лишь 7 из 10 из нихпришли на новое место работы, так как им нравилась будущая профессия, и почтивсе указали на безвыходность своего положения, говорит, с одной стороны, обограниченности возможностей выбора, с другой же, об отсутствии особойзаинтересованности в труде[7].
Воспроизводствонормальных семейных отношений также является важным фактором успеха или неудачисоциальной реадаптации. Подавляющее большинство освобожденных стремитьсявернуться в семью. От того, как встретят родные, как сложатся взаимоотношения,во многом зависит их дальнейшая судьба.
По мнению некоторыхисследователей, преступное поведение молодежи не находится в тесной взаимосвязиот таких характеристик, как образование или квалификация родителей, структурнаянеполноценность семьи, материально-бытовые условия жизни. Все это обретаетзначение в связи с социально-психологической атмосферой в семье — еенравственными и правовыми взглядами, установками, ценностными ориентациями.Молодые правонарушители, возвращаясь в родительский дом, зачастую встречаются стой же житейской обстановкой, которая, так или иначе, способствовала ихпротивозаконным поступкам.
Если же учесть, что дозаключения имели место напряженные, а порой и конфликтные отношения в этихсемьях, то нетрудно предположить: условия реадаптации вряд ли будутблагоприятными.
Воссоздание нормальныхкоммуникативных связей — еще один из важнейших процессов реадаптации бывшихзаключенных, установление бесконфликтных отношений в обществе. Поиск общениячаще ведется в знакомой среде, где легче ориентирования, получать информацию,находить сочувствие. Заметим, около 70% освобожденных вновь попадают в тосоциальное окружение, которое в свое время пагубно воздействовало на них. Вотпочему от того, как сложатся отношения между ними и государственнымиструктурами, призванными оказывать им содействие и осуществлять социальныйконтроль, зависит многое.
Между тем, повсеместноеотсутствие специальных учреждений, центров, которые занимались бы реадаптациейотбывших уголовные наказания, создает парадоксальную ситуацию — забота об ихблагополучии возложена на карательные органы. Практически все молодые людипосле выхода на свободу берутся на учет органами внутренних дел. При этом формыконтроля не отличаются разнообразием — посещения на дому, беседы.Целесообразность подобной превентивности вызывает серьезные сомнения, ибоставит всех без исключения освободившихся в положение подозреваемых, создаетпочву для досужих обывательских толков и пересудов, хотя вполне оправданной сиямера выглядит по отношению к рецидивистам или осужденным условно, как излостным нарушителям режима в период лишения свободы, то есть тем, ктодействительно требует повышенного внимания.
Почти половина опрошенныхэкспертов — работники правоохранительных органов (46,9%) — полагают,своевременным формирование фонда материальной помощи бывшим заключенным. По ихмнению, это будет содействовать преодолению многих трудностей. Однако 37,7%придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая такие финансовыезатраты излишними. Столь же неоднозначно реагируют эксперты на вопрос, нужно лисоздавать центры социальной реабилитации. Вероятно, некоторые из нихусматривают в этом дополнительные для себя обязанности либо плохо представляютхарактер деятельности данных учреждений.
Реально оцениваявозможности в оказании содействия вернувшимся из тюрьмы, 45% сотрудниковмилиции указали, что могут в основном помочь им трудоустроиться, но 11,7%практически признали свою беспомощность в решении их проблем. Симптоматично,что число разуверившихся увеличивается в зависимости от возрастания служебногостажа. По-видимому, низкая, а нередко отрицательная оценка реадаптационнойработы общественностью, необходимость постоянно преодолевать бюрократическиепреграды, и на этом фоне высокий уровень рецидивной преступности, принастороженном, порой враждебном общественном мнении о ранее судимых, приводитмилицейских служащих к мысли о бесполезности своих усилий.
Следствием многолетнейкарательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестокихрепрессий в борьбе с преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30до 55% граждан оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73%исходят из того, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдается закон, 53%требуют расширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы. Это самопо себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинаетсвязывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации,усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногдазлое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное настереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмыслениеявления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение,которое отражает установку определенных общественных групп[8].                   

4.Меры, направленные на социальную реадаптацию бывшего преступника.
Российскоеуголовно-исполнительное законодательство с целью облегчения процесса социальнойреадаптации лиц, отбывших уголовное наказание предусматривает следующиесоциальные гарантии для бывших заключенных. Согласно ч. 1 ст. 180Уголовно-исполнительного кодекса РФ не позднее, чем за 2 месяца до истечениясрока ареста либо за 6 месяцев до истечения срока ограничения свободы илилишения свободы администрация уч­реждения, исполняющего наказание, уведомляеторганы местного самоуправления и федеральную службу занятости об избранномосужденным месте жительства после предстоящего освобождения, наличии у негожилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
Осужденные,являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные мужчиныстарше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет по их просьбе и представлениюадминистрации уч­реждения, исполняющего наказание, направляются органамисоциальной защиты в дома инвалидов и престарелых.
Всоответствии со ст. 181 УИК РФ осужденным, освобождаемым от ограничениясвободы, ареста или лишения свободы, в целях способствования им в адаптации кусловиям жизни открытого общества, особенно при выходе на свободу, а также изсоображений гуманности и профилактики право нарушений им оказываетсяматериальная помощь в разных формах: освобождаемые обеспечиваются бесплатнымбилетом до конечного пункта назначения и продуктами питания или, по их желанию,деньгами на проезд по установленным нормам. Обычно освобождаемым оплачиваетсяпроезд в общих железнодорожных вагонах. Однако с учетом особенностейтранспортного сообщения с тем или иным населенным пунктом им можетобеспечиваться проезд водным (каюты третьего класса), автомобильным иливоздушным транспортом. Лицам, нуждающимся в постороннем уходе,несовершеннолетним в возрасте до 16 лет, беременным женщинам и женщинам,следующим вместе с малолетними детьми, выдаются билеты в плацкартные вагоны иликаюты 2-го класса. Больные, а также беременные женщины и жен­щины с малолетнимидетьми снабжаются питанием, исходя из норм, установленных в учреждениях длясоответствующих категорий осужденных.
Приотсутствии у освобождаемого на лицевом счете денег ему может быть выданоединовременное денежное пособие в размере установленного законом месячногозаработка, если иное не установлено нормативными правовыми актами. Законом незапрещено использование в этих целях и иных средств, например, из общественныхфондов помощи осужденным, за счет финансовых поступлений из благотворительныхорганизаций.
Приотсутствии у освобождаемого из мест лишения свободы необходимой по сезонуодежды и обуви либо средств на ее при­обретение он обеспечивается одеждой иобувью за счет государства.
Законне обязывает администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание,ставить заранее в известность родственников осужденного или иных лиц о времениего освобождения. Исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних,беременных женщини женщин, имеющих малолетних детей, а также больныхосужденных, нуждающихся в постороннем уходе. При необходимости об освобождениив известность ставятся органы опеки и попечительства, органы здравоохранения.При неприбытии родственников и иных лиц, способных сопровождать освобожденныхназванных категорий, они направляются к месту жительства в сопровожденииработника исправительного учреждения.
Статья182 УИК РФ дублирует конституционно закрепленные права граждан на труд, жилище,получение социальной помощи (ст. 37, 39, 40 Конституции РФ). Отдельныеположения указанных норм нашли свое закрепление в иных законах и нормативных правовыхактах. Так, в период вынужденной безработицы лицо, освобожденное от наказания изарегистрированное в службе занятости, вправе получать пособие, размер которогозависит от его среднего заработка в период отбывания наказания, но не менееустановленного размера минимальной заработной платы.      
Бытовоеустройство освобождаемых, не имеющих собственного жилья, является особенносложным вопросом. В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ освобожденныеот отбывания наказания (как и осужденные, находящиеся в местах лишения свободы)вправе обратиться в соответствующие органы о восстановлении их права наутраченную жилую площадь.
Наличиеу освобожденного жилой площади до осуждения, согласие проживающих там нарегистрацию служат основанием для возвращения его для проживания по прежнемуместу жительства.
Вцелях решения жилищных вопросов освобожденных в ряде регионов созданы центрысоциальной реабилитации, предназначенные в том числе и для решения вопросоввременного проживания лиц, не имеющих жилья.

Заключение.
Социальная адаптациясчитается успешной, когда социально полезные связи освобожденного от наказанияв основных сферах жизнедеятельности установлены и не имеют существенныхотклонений (нормальные отношения в семье, наличие жилья, регистрации по местужительства, постоянного места работы, участие в общественной работе, полезноепроведение досуга, повышение общеобразовательного и культурного уровня и т.д.). Нормально адаптированный освобожденный порывает связи с преступной средойи другими лицами, чье поведение характеризуется как антиобщественное, незлоупотребляет алкоголем, не допускает правонарушений.
Основными проблемами всфере социальной реадаптации лиц, отбывших наказание являются: ихпрофессиональная ориентация и трудоустройство, благополучная обстановка всемье, в кругу родственников, а также друзей, знакомых, соседей. Как уже былосказано, в большинстве случаев, у бывшего осужденного складываются напряженныеотношения с окружающими, как правило, он наталкивается на стену неприятия иравнодушия.    
Из всех рассмотренных вработе факторов, способствующих социальной реадаптации бывших заключенных, нетни одного, который сколько-нибудь полно реализуется в нашем государстве.
Анализ статистики иитогов социологических исследований наглядно выявляет остроту затронутой темы.Незамедлительно требуются специальные меры законодательного порядка, и, впервую очередь, гарантирующие соблюдение прав отбывших уголовные наказания,обеспечивающие изменение форм и направленности профилактической работы. В этойсвязи есть, наверное, смысл обратиться к опыту прошлых лет, в частности, широкоиспользовать деятельность детских судов и инспекций (братьев и сестерсоциальной помощи), патронажных (попечительских) служб. Важно освободитьмилицию от несвойственных ей функций в работе с трудновоспитуемыми. Всеучреждения, где перевоспитываются подростки, должны обрести гражданскогохозяина. Сокровенными делами этой возрастной категории надобно заниматьсяпсихологам, педагогам, социологам, психиатрам, а не тем, кто представляет карающуюдесницу, и вряд ли может рассчитывать на доверительное отношение подопечных.
В стране с трудом, но всеже возникают и начинают действовать центры, фонды, движения, комитеты, целькоторых — не оставить без всесторонней общественной заботы наших заблудшихсынов и дочерей, облегчить всем искупившим вину возвращение к нормальной жизни.Словом, появляется необходимое осознание насущной проблемы, ее масштабов ивозможных последствий.   
В качестве новых подходовпредлагается в отношении ряда категорий освобожденных организовать через центрысоциальной адаптации патронат (данная форма социального контроля несколькостроже общественного наблюдения, но значительно мягче административногонадзора), в случаях, когда отсутствует необходимость жесткого контроля заповедением индивида. В то же время за лицами, которые не подпадают подадминистративный надзор, не встали на путь исправления во время отбываниянаказания или нарушают правопорядок после освобождения от наказания, также поинициативе Совета центра социальной адаптации и под их контролем следуеторганизовать общественное наблюдение.
Общественными являютсямиротворческие усилия церкви, ее вклад в восстановление и учреждениеобщечеловеческих норм и ценностей. Представляется, что речь идет не орелигиозных объединениях как коллективном субъекте центра социальной адаптации,а об участии в работе центра верующих и религиозных деятелей в качествеотдельных лиц[9].  
Сложный процессресоциализации, перевоспитания и возвращения в общество лица, совершившегопреступление, начавшийся на первом его допросе у следователя, заканчиваетсяпосле его полной адаптации к условиям нормального существования в нормальнойсоциальной среде.

Список литературы.
 
1.        Конституция РФ от12.12.1993.//Российская газета от 25.12.1993.
2.        Уголовно-исполнительныйкодекс РФ от
3.        Васильев В. Л.Юридическая психология. Учебник для вузов. — М.: Юрид. лит., 1991.
4.        Волков Ю. Г.,Мостовая И. В. Социология: Учебник для вузов./Под ред проф. В. И. Добренькова.- М.: Гардарики, 2000.
5.        Воробьев А. М.,Дубовцев В. А. О некоторых причинах рецидивной преступности.//Социологическиеисследования. 1991. № 5.
6.        Гилинский Я. И.Кризис системы уголовных наказаний.//Социологические исследования. 1991. № 5.
7.        Зубков А. И.Уголовно-исполнительное право. Учебник для вузов. М., 2000.
8.        Казаринова Н. В.,Филатова О. Г., Хренов А. Е. Социология. Учебник для вузов./Под общ. ред. проф.Г. С. Батыгина — М.: НОТА-БЕНЕ, 2000.
9.        Касьянов В. В.,Нечипуренко В. Н. Социология права. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
10.     Кравченко А. И.Введение в социологию: Учебное пособие. — М.: Новая школа, 1995.
11.     Кравченко А. И.Социология: учебник для вузов. — М.: Академический проект, 2001.
12.     Маркович Д. Ж.Общая социология. Учебник. — М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998.
13.     Немов Р. Л.Психология. Учебник для вузов. — М., 1990.
14.     Основы социологиии политологии: Учебник: Под общ. ред. В. П. Сальникова, Г. Д. Ковалева, Д. З.Мутагирова — СПб.: Изд-во «Лань», Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2002.
15.     Социально-энциклопедическийсловарь. М., 1998.
16.     Социология.Учебник для вузов./В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, С. Г.Лукашова. Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
17.     Тайбаков А.А.Профессиональный преступник (опыт социологического исследования).//Социологическиеисследования. 1993. № 8.
18.     Татидинова Т.Г.Социальная реадаптация бывших заключенных.//Социологические исследования. 1993.№ 3.
19.     Трубников В. М.Социальная адаптация освобожденных от наказания. Киев, 1990.
20.     Фролов С. С.Социология: Учебник — М.: Гардарики, 2001.
21.     Шиханцев Г. Г.Юридическая психология. — М., 2005.
22.     Шурухнов Н.Г.Личность пенитенциарного преступника.//Социологические исследования. 1993. № 8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.