Реферат по предмету "Краеведение и этнография"


Записки журналиста: Корея

Кафедра психологии
Курсовая работа
Записки журналиста:Корея

Оглавление
Статья1. Введение
Статья2. История, география, климат
Статья3. Национальный деловой стиль в Корее
Статья4. Основные особенности национальной психологии и поведения
Статья5. Корейская семья, особенности национальной социализации
Статья6. Корейская культура, ее основные достижения
Статья7. Национальные одежда, кухня, жилища
Статья8. Заключение
Библиографическийсписок
Приложение

Статья 1. Введение
«Аннёнхаси-мникка?» (букв.: Все ли у вас благополучно?) –первое, что я услышала, выйдя из самолета в аэропорте города Сеул. Так приветствуютдруг друга жители Кореи – удивительной страны, в которую я отправилась позаданию редакции газеты для того, чтобы написать цикл статей о ней. По пути якое-что почитала об этой стране Восточной Азии.
Сегодня на Корейском полуострове находятся двагосударства — Республика Корея (РК) и Корейская Народно-Демократическая Республика(КНДР). Объединение — заветное чаяние обеих сторон, но на пути его стоят поканепреодолимые преграды. Отношения РК и КНДР — вопрос чрезвычайно сложный иболезненный. Корейцы никогда не забывают о расколе своей страны. Он влияет наих экономику, политику, идеологию, культуру, язык. По полуострову проходитдемаркационная линия, установленная в 1953 г. соглашением о перемирии в Корее(на западе — южнее, в центре и на востоке — севернее 38-й параллели), шириной 4км и протяженностью 240 км. Оказывается, привычное всему миру название «Корея»как обозначение всего полуострова в целом в современном корейском языке несуществует. Южнокорейцы называют свою страну «Хангук», а северокорейцы —«Чосон». Однако на полуострове проживает один народ, связанный родственными,историческими, культурными узами, имеющий один язык, одних предков, одни мифы илегенды, один менталитет, одну историю до 1945 г., что позволяет говорить оКорее в целом, не разделяя ее на Северную и Южную.

Статья 2. История, география, климат
Гаоли, Коре, Соланга, Чосон, Страна утренней свежести,Страна утреннего спокойствия, Королевство людей в белых одеждах, Три тысячи лирек и гор, Страна-отшельница — так в разные времена называли Корею сами еежители или иностранцы. В этих названиях отразилось многообразие восприятияКореи теми, кто с ней так или иначе соприкасался, неоднозначность имноголикость этой небольшой по территории страны, которая до сих пор остаетсяодной из самых загадочных на Востоке. И не только для россиян, хотя Россия вотуже 140 лет граничит с Кореей, но и для других.
Корею, как я уже сказала, иногда называют Странойутреннего спокойствия. Однако ее историю спокойной никак назвать нельзя.
В начале н. э. сложилось 3 корейских государства — Пэкче,Силла и Когуре. В конце 10 в. Корейский п-ов был объединен под властьюгосударства Коре. В 1876 году Япония, а также ряд европейских государствнавязали Корее наравноправные договоры, закрепившие за ними различныепривилегии в торговле и др. После русско-японской войны 1904-1905 годов Японияустановила протекторат над Кореей и в 1910 году аннексировала ее, превратив вколонию. Разгром Японии во 2-й мировой войне положил конец японскому господствув Корее. По договору между союзниками по антигитлеровской коалиции Корея былаподелена на советскую (к северу от 38-й параллели) и американскую (к югу отнее) зоны ответственности. В южной части Кореи в мае 1948 г. было сформированоправительство (на многопартийной основе) Республики Корея. В северной частиКореи в сентябре 1948 г. провозглашена Корейская Народно-ДемократическаяРеспублика, сформировано правительство во главе с руководящим ЦК Трудовойпартии Кореи (коммунистическая, создана в 1945 Ким Ир Сеном).
Итак, становление корейских государств шло в постояннойборьбе с соседними политическими образованиями (монголы, Китай, Япония), и нетолько с соседними. Относительно небольшой по численности единый народ Кореи втечение свыше пяти тысячелетий подвергался влиянию завоевателей. Поэтому напротяжении многих веков Корея следовала политике изоляции, наглухо закрывшисьот внешнего мира. Она не выпускала из своих пределов иностранных моряков,потерпевших кораблекрушение у ее берегов. Ее законы сурово карали за любойконтакт с иностранцами. Благодаря политике изоляции, проводившейся судивительной настойчивостью, закрытости страны, корейцам удалось сохранить своюсамобытность. Настойчивость, по-моему, – основная национальная черта корейцев.
Корея – небольшая по территории полуостровная страна(вернее, две страны), имеющая протяженность с севера на юг чуть более 1000 км,а с запада на восток – от 175 до 645 км. Территория всей Кореи — 220,8 тыс. км2. Корея омывается Желтым, Восточно-Китайским и Японским морями, которые корейцыназывают соответственно Западным, Южным и Восточным.
Значительную часть (до 70%) территории страны занимаютгоры. Корейцы то ли в шутку, то ли всерьез говорят, что хотя их полуостров потерритории чуть меньше Британских островов, но если его мысленно раскататьгигантской скалкой, то его территория покроет весь земной шар. В Корее крупныхравнин немного, поэтому их эксплуатация требует бережного отношения и упорноготруда. На протяжении многих веков корейцам приходилось приспосабливаться ксуровым географическим и климатическим условиям. Природа в Корее удивительнокрасива и разнообразна, но почва требует постоянного возделывания и тяжелоготруда в течение всего года. На протяжении многих веков корейцы настолько упорнотрудились, что это порождало легенды об их силе и выносливости. Интересно, чтово время Корейской войны солдаты подразделений ООН часто отмечали способностьсвоих корейских товарищей стойко переносить трудности. На долю многих поколенийкорейцев выпадали серьезные трудности, но народ всегда преодолевал их ивыживал. Кроме того, корейцы очень настойчивы и трудолюбивы. Китайские писателиобратили внимание на эти черты корейцев еще 12 столетий назад. И сегодня этинациональные черты присущи корейцам.
Корейцы очень трепетно относятся к природе, большиесредства идут на охрану животных и растений. Флора Кореи насчитывает 4200 видоврастений. Многие из ее видов сохранились с третичного периода почти внеизменном виде. Животный мир также богат, как и растительный.
Статья 3. Национальный деловой стиль в Корее
Первым этапом в моей работе было посещение корейскойфирмы с целью понять, почему же не так уж и легко вести переговоры с корейскимибизнесменами. Попасть на деловые переговоры – дело непростое. Но мне помог одиниз знакомых корейских журналистов.
Корейцы – относительно новые участники международногобизнеса, ведь выход страны на мировой рынок всерьез начался лишь в 60-х годах.За столь короткий срок традиционная мораль и психологические ценности, конечно,не могли измениться и весьма часто вступают в противоречие с внешним миром.Отличия «кодекса делового поведения» этой страны от западных стандартовзаставляют европейских и американских бизнесменов считать корейцев одними изсамых «трудных» деловых партнеров в мире.
Самая большая трудность, которую приходится преодолевать,- это барьер взаимного непонимания, причем часто та или другая сторона не осознает,что ее не понимают. Как мне показалось, это связано, во-первых, с языковымбарьером (корейцам не так просто дается английский язык, на котором ведутсяпереговоры) и, во-вторых, с различной системой понятий, более предметнымхарактером мышления корейцев: они избегают абстрактных построений и стремятся кпростым и конкретным категориям, логичной последовательности, четкимвзаимосвязям.
Для Кореи характерна весьма высокая степень ритуализацииделовых контактов (что неудивительно, если вспомнить, какое значение придавалоритуальным вопросам конфуцианство). Жизнь служащего, особенно в том, типичномдля Кореи, случае, когда он работает в частной фирме, немыслима без постоянныхделовых контактов.
Корейцы весьма тщательно относятся к представлениювпервые встретившихся собеседников друг другу. Если знакомство происходит впомещении фирмы или на официальном банкете, каковые являются обычной частьюкорейской учрежденческой жизни, то представление третьего лица считается почтиобязательным. В то же время это не исключает и спонтанного знакомства.
Установлению контактов помогает то обстоятельство, чтолюбой корейский служащий всегда носит с собой свои визитные карточки. Одна изпричин исключительной популярности визиток в Корее связана и с тем, чтовизитная карточка позволяет при встрече быстро и без проблем выяснить статуснового знакомого, и, соответственно, понять, как его статус соотносится ствоим. Визитки есть в Корее, пожалуй, у большинства.
В деловом общении необходимо учитывать национальнуюгордость и особую ранимость корейцев. Многие века они были нацией угнетаемой,переносившей жестокие страдания. Именно поэтому они так горды своимисегодняшними экономическими успехами, так болезненно воспринимают любоепосягательство на свое достоинство (например, в случае неадекватного, по ихмнению, уровня представительства партнеров). Такая гордость иногда граничит свысокомерием. Здесь необходимо отметить традиционно негативное отношение кяпонцам, о действиях которых в колониальный период корейцы хорошо помнят.Усугубляет это и явное отношение японцев к корейцам как к людям второго сорта.Именно поэтому корейцы не выносят сравнений их страны с Японией.
Корейцы считаются весьма напористыми и агрессивными приведении дел. Однако традиционное воспитание и привычки не всегда позволяютсразу перейти к проблеме, ради которой проводится встреча. Переговоры, наблюдателемкоторых я была, имели довольно длительную протокольную часть. В отличие отяпонцев, корейские бизнесмены не склонны долго обсуждать второстепенные моментыв стремлении обеспечить плавный переход к главному вопросу.
Корейцы в массе своей являются весьма открытыми иобщительными людьми, поэтому закрепление контактов с представителями деловыхкругов обычно не представляет значительных трудностей. Следует, однако, иметь ввиду, что неформальные встречи в баре и ресторане не воспринимаются корейцамикак отдых и развлечение, а рассматриваются как продолжение делового общения вболее свободной атмосфере. Правда, в целом протокол в отношениях с деловымикругами Южной Кореи соблюдается менее строго, чем, например, в Японии.
Статья 4. Основные особенности национальной психологии иповедения
Директор корейской фирмы разрешил мне не только побыватьна переговорах, но и провести целый день в корейской фирме. И вот что язаметила.
Корейцы очень трудолюбивы. Трудолюбие корейцев — факт, понынешним временам, общеизвестный. Корейское «экономическое чудо», равно как идругие дальневосточные «экономические чудеса», стало возможным, в первуюочередь, именно благодаря этой черте национального характера. Корейцы работаютхорошо и много. Даже по официальным, скорее всего, заниженным, данным в 1992году средняя продолжительность рабочей недели в стране составила 47, 5 часа.Корейцы за последние три десятилетия стали жить несравненно лучше, но работатьот этого хуже (или, по крайней мере, меньше) они не стали.
После весьма продолжительного рабочего дня корейцамнередко приходится посещать деловые ужины или же они отправляются куда-нибудьперекусить с друзьями. Деловые встречи бизнесменов или коллективные походы вресторан сослуживцев часто завершают застолья с поглощением довольно большогоколичества спиртных напитков.
Пить корейцы любят – этот вывод я сделала, побывав вресторане со служащими фирмы после непривычно длительного рабочего дня. Спиртныенапитки весьма популярны у мужской части населения Корейского полуострова, и в1992 г. 34,7 % корейских мужчин (но только 2,6% женщин) пили спиртное в среднемне реже 2 раз в неделю. В то же самое время, представления о культурепотребления алкоголя, существующие в Корее, по-прежнему весьма отличны отевропейских. Во-первых, в Корее как и в других странах Дальнего Востока,никогда не пользовались особой популярностью легкие алкогольные напитки,подобные европейским виноградным винам. С другой стороны, не очень жаловаликорейцы и по-настоящему крепкое спиртное с содержанием алкоголя 40, 50 и болееградусов. Связано это, по-видимому, с тем, что, с одной стороны, в старойКорее, насколько можно судить из литературы, прочитанной мною в самолете,всегда больше ценили эффект опьянения, а не сам вкус напитка, а с другой — стем, что корейцы, как и все их соседи по Восточной Азии, весьма подверженыдействию алкоголя и легко пьянеют даже после очень небольших доз спиртного.
К тому же корейские мужчины в большинстве своем страстныекурильщики. По данным корейского Министерства здравоохранения в настоящее времяв Корее курят примерно три четверти мужчин, причем, среди этих курильщиков 70 слишним процентов имеют привычку выкуривать ежедневно не менее одной пачкисигарет. Так что удивительное трудолюбие корейцев вполне сочетается с любовью калкоголю и табачным изделиям.
Для корейского общества свойственна иерархичность –способ существования корейца. По-моему, выход из иерархической структурыравносилен выходу из корейского общества/>.
Разумеется, влияние, которое оказывает иерархичность нажизнь современного корейского общества, нельзя оценить однозначно. С однойстороны, нравится это кому-нибудь или нет, но именно иерархичность и тесносвязанный с ней конформизм во многом способствовали корейскому «экономическомучуду», ибо дисциплинированность рабочей силы, готовность корейцев без ропотасносить лишения и без пререканий исполнять приказы стали одним из факторов,который обеспечил и политическую стабильность, и высокую производственнуюдисциплину. С другой стороны, излишняя иерархизированность становится впоследнее время серьезной проблемой, ибо она во многом сковывает инициативу итворческое мышление. Процитирую Ли Кю Тхэ: «Существует мнение, что в Корееневозможна настоящая академическая дискуссия, в частности, столь успешнопроводящиеся на Западе семинары. Причина этого заключается в том, что из-заприсутствия на этих собраниях учителей и учеников, а также выпускников болееранних и более поздних лет, никто не решается поставить под сомнение илиопровергнуть мнение, высказанное учителем или старшим коллегой». По-видимому,именно дух иерархии и конформизма, от которого не свободны ни наука, никультура, ситуация, при которой старший по возрасту, званию или должностивсегда прав, как говорится, по определению, во многом ответственны за то, что заметнаячасть крупнейших корейских ученых и деятелей искусства (особенно – художников имузыкантов) предпочитает работать за границей и бывает дома только наездами.
Корейцы вежливы и невежливы одновременно – эта мысльпришла мне в голову после того, как я вышла за двери фирмы, в которой побывала.Бесчисленные угощения, неожиданные подарки постоянно и полностью отвечающиевашим желаниям: все это и даже больше ваше, если Вы были приглашены. Это невыдумка, традиционно одно из названий Кореи было «Восточный ОстровВежливости». «Обязанности хозяина превыше всего, обязанность гостяпринимать это как должное».
С другой стороны, невоспитанность и грубость корейцевтакже легендарны и засвидетельствованы тысячами людей, кому довелось гулять поулицам Кореи (в том числе и мною). Многочисленные толпы, неожиданные толчки,постоянное и почти полное невнимание к тому, куда направляются другие люди: всеэто для вас, если Вы вышли наружу. А вот это выдуманное: в наши дни одним изназваний Кореи может быть «Восточный Остров Невежливости». Стремленияличности превыше всего, обязанность жертвы – дать дорогу.
Уроженцы с Запада проходят сквозь нелегкое времяпривыкания к этим двум имиджам Кореи столь различных линий поведения. Нашихозяева ОЧЕНЬ радушны, наши водители такси ОЧЕНЬ противные. Неужели Кореядействительно объединяет два совершенно противоположных типа людей, живущих наодном полуострове? ФАКТИЧЕСКИ ДА.
Для корейцев мир делится на две части – тех, кого онизнают и тех, кого не знают. Если Вы знаете кого-либо, с кем поддерживаетеотношения, кому Вы обязаны, то относитесь к нему или к ней вежливо,доброжелательно, обходительно. Но если Вы не знаете такого человека, если Выникогда формально не «встречали» таких людей, тогда они не существуют, они неличности, они не в счет и Вам ничего не нужно делать.
Корейцы уважительно относятся к власти, законопослушностьостается и поныне заметной чертой корейского национального характера. Хорошоизвестно, что конфуцианство воспринимало государство как своего рода большуюпатриархальную семью. В наше время эти представления не только сохранились, нои оказались также перенесены и на фирму, на отношения в ней. В большинствекрупных компаний даже ведется целенаправленная пропагандистская (или, может,лучше было бы сказать — «воспитательная»?) работа, направленная на то, чтобысформировать у работников дух единства. Эта «семейная» атмосфера (реальная илинаигранная – не важно) играет, если подходить к ней с точки зрения наемногоработника и его интересов, двоякую роль. С одной стороны, власть руководствакомпании является беспрекословной, сотрудники должны не только отвешиватьруководителям поясные поклоны, но и мгновенно выполнять любые приказы, ни прикаких обстоятельствах не высказывать недовольства, с готовностью оставаться насверхурочные и воздерживаться от того, чтобы напрямую обсуждать перспективыповышения заработка. С другой стороны, компания, особенно крупная, берет насебя ряд функций по социальной защите работника, предоставляет ему различныельготы, что очень важно в стране с почти полностью отсутствующей системойгосударственного страхования, и, наконец, гарантирует ему пожизненнуюзанятость: пока существует фирма, ее сотрудник может быть переведен с места наместо, из подразделения в подразделение, но уволить его могут лишь в исключительныхслучаях (относится это, правда, только к квалифицированным работникам – мужчинам).
Другой частью конфуцианского наследия, которая не толькосохранилась в современной Корее, но и сыграла едва ли не определяющую роль в«корейском экономическом чуде», является традиционная трудовая этика.Конфуцианство всегда высоко ценило напряженный систематический труд,самодисциплину и способность к работе в коллективе. Дело тут, скорее, не всамой конфуцианской доктрине, а в том, что Дальний Восток – это цивилизацияполивного риса. Рис, особенно поливной, — растение очень специфическое.Возделывание рисового поля не может вестись индивидуально, силами однойкрестьянской семьи или даже небольшой группы семей. В отличие от, скажем,пшеничного или ячменного поля, рисовая плантация существует не сама по себе, апредставляет из себя часть сложной гидротехнической машины, состоящей издесятков и сотен небольших полей, разделенных дамбами и соединенныхспециальными каналами. Вода в это систему подается из реки, по каналу длиной вдесятки километров, или из водохранилища. Сооружение такой системы иподдержание ее в рабочем состоянии в доиндустриальном обществе требовалосоединенных систематических усилий сотен и тысяч человек. Однако без этихусилий никакое сельскохозяйственное производство на Дальнем Востоке, а, значит,и физическое существование его многочисленного населения было бы невозможно.Отсюда особая роль государства, которое с очень раннего времени взяло (не моглоне взять!) на себя функции контроля и руководства экономической жизнью, отсюдаи огромное значение коллектива в жизни индивида, отсюда, наконец, и привычка корганизованному упорному труду.
На следующий день после посещения фирмы я зашла в один изкорейских университетов. Оказалось, что коллективизм проявляется не только втрудовой жизни, но и в студенческой среде. По мнению корейцев, один студентничто. Толпа студентов сильнее университета, большая толпа студентов сильнееправительства. Корея – коллективное общество. В то время как американцы большеценят индивидуума и считают, индивидуальные права и индивидуальное развитиесамое лучшее в обществе, корейцы полагают, что группа гораздо важнееиндивидуума. Это – один из главных факторов, работающих против индивидуальнойинициативы у корейских студентов.
Корейцы очень высоко ценят образование, особенно высшее.Процент образованных людей в стране достигает 98%. Иногда государство тратилоденьги, предназначавшиеся для строительных проектов, на оплату обучения взарубежных вузах особо одаренных корейских студентов. Результатом подобныхшагов стали значительные достижения в области машиностроения и науки, а такжепоявление высокообразованных государственных служащих. Иностранцам труднопонять преданность корейцев их суровой системе образования, и уж тем более онине испытывают ни малейшей зависти к ней. Очень часто образование получают вочто бы то ни стало, не обращая внимания на значительные финансовые траты ивозникающие проблемы со здоровьем.
Еще одной характерной чертой корейского менталитета,которая объединяет его с японским и китайским, является стремление кбесконфликтности, гармонии. При том, что соперничество и столкновенияразнообразных группировок пронизывают все корейское общество, внутри его, таксказать, «базовых элементов» — семьи и фирмы — открытого конфликта стремятсяизбегать всеми силами. В большинстве случаев, неприязнь не найдет выхода воткрытой ссоре, а будет скрываться и подавляться. В служебных и семейныхотношениях корейцев прямые «выяснения отношений» встречаются крайне редко.
Несмотря на стремление к гармонии, сочетание духасоревновательности в сфере образования и авторитарной модели общества частосоздает напряжение, и у людей возникает потребность «выпустить пар», что иногдапроявляется чрезвычайно агрессивно. Крупные студенческие выступления идемонстрации стали уже вполне обычными явлениями. Крупные демонстрации иливыступления рабочих также часто привлекают внимание мировой общественности.Неудивительно, что выступления, организуемые для того, чтобы «выпустить пар»,чаще всего имеют место весной. Они могут организовываться с целью отпраздноватькакую-нибудь победу университетской или национальной сборной или победукорейцев в чемпионате по гольфу, проходившем где-то заграницей. Для подобныхмероприятий характерны энтузиазм, энергия и сверхактивность. Безусловно, это течерты корейского характера, которые помогают иностранцам понять корейскийдинамизм.
Однако чаще корейцы создают впечатление народауслужливого, вежливого, трудолюбивого, опрятного, скромного и послушного. Они добродушны,честны, гостеприимны, храбры, всегда готовы прийти на помощь ближнему. Еще одначерта национального характера корейцев — беспредельная благодарность.

Статья 5. Корейская семья, особенности национальнойсоциализации
Иерархичность, столь характерная для всего корейскогообщества, заметна и в корейской семье. Конечно, времена, когда кореянкавстречала вернувшегося домой мужа, распростершись перед ним ниц на полу, ужеминовали. Однако проведенный мной опрос показал, что и поныне большинство мужейне без основания рассчитывают на то, что встречающая их после работы женавозьмет из рук портфель и поможет снять плащ или куртку, а то и, встав наколени, разует супруга. В некоторых семьях пожилые жены по-прежнему обращаютсяк своему мужу с использованием гоноративных форм (примерно соответствует оченьвежливой русской речи на «Вы»), в то время как супруг отвечает своейблаговерной короткими, усеченными фразами так называемого панмаля, что примерносоответствует грубоватому русскому «ты». У молодежи эта традиция исчезла, но исреди молодых корейцев жена временами пропускает мужа вперед, уступает емуместо, берет наиболее тяжелый груз. Конечно, часто эти традиции лишькамуфлируют реальные отношения, и во многих семьях решающее слово по всемважнейшим вопросам принадлежит жене, однако традиционный декор соблюдается.Разумеется, и детей воспитывают в духе беспрекословного повиновения старшим, впонимании того, что отцовское слово – закон.
Корейцы очень любят своих детей. Их чадолюбие, ихпристрастие к детям поразительны. Вопрос о сыне или внуке способен смягчитьдаже самого недружелюбного и настороженного из ваших корейских собеседников.Детям в семье отдаются все душевные силы, все материальные возможности. В то жевремя детей не балуют, воспитание в целом происходит в соответствии страдиционными конфуцианскими канонами, которые, как известно, считалиуважительное отношение к родителям высшей из человеческих добродетелей. Всемье, в которой я жила, было несколько детей. Ребенку, не достигшему 5-6 лет,позволялось очень многое. Малолетних детей в Корее вообще воспитывают оченьлиберально. Ребенок может ходить по квартире, брать в руки и смотреть все, чтоему угодно, на свои просьбы он редко получает отказ. Малыша редко ругают ипочти никогда не наказывают, он постоянно находится рядом с матерью. Отношение,однако, меняется, когда ребенок достигает возраста 5-6 лет и начинаетготовиться к поступлению в школу. С этого момента либерализм и потаканиекапризам малыша сменяются новым воспитательным стилем — жестким, суровым,ориентированным на воспитание в ребенке уважения к родителям, учителям и вообщеко всем, кто занимает более высокие места в возрастной или социальной иерархии(так относились к старшим детям в принявшей меня семье). Ребенка учатобращаться к старшим в вежливых формах, отдавать им поясные поклоны, держатьсебя в их присутствии тихо и скромно, беспрекословно выполнять их распоряжения.
Как одно из ярких свидетельств иерархичности: в корейскомязыке нет слова для «брата». Нет такого слова. В корейском есть словодля «старшего брата» («хён») и для младшего брата(«тонсэн»), но нет слова «БРАТ».
В ходе проведённого десять лет назад в Сеуле опросамолодые корейцы называли «сыновнюю почтительность» первым среди техтрадиционных качеств корейского национального характера, которые следуетсохранять и в будущем. Выражения «почтительный сын» (хё-чжа) или«почтительная дочь» (хёнё) считаются одними из высших комплиментов.
Еще одним фактором, необходимым для понимания корейскогохарактера, является глубокая преданность семье и друзьям. Эта черта былаусилена конфуцианством. Людям, которые не являются членами семьи корейца, илииностранцу довольно непросто завоевать преданность корейца. Но если человексумел завоевать эту преданность, то лишается он ее лишь в редких случаях.Пытаясь завязать теплые дружеские отношения, корейцы могут оказаться гораздоболее непосредственными и общительными, чем их азиатские соседи. Со своимизнакомыми и друзьями корейцы тактичны, полны энтузиазма и открыты. Если однаждыустановились дружеские отношения, и появилась взаимная преданность, они уже неисчезнут. Преданность семье и друзьям является важной чертой корейскогохарактера.
Статья 6. Корейская культура, ее основные достижения
Национальные особенности корейского народа отражены в егогосударственной символике, в особенностях национальной одежды, жилищ, втрадиционном искусстве, в языке и т.д.
Например, меня очень заинтересовал государственный флагРеспублики Корея — тхэгыкки, который представляет собой прямоугольное белоеполотнище с соотношением длины к ширине 3:2. Строго по центру белого полярасполагается круг тхэгык. Круг разделен S-образной линией на две части:верхняя — красного (ян), нижняя — синего цветов (ым). Символика тхэгык восходитк древней китайской натурфилософии. По мнению корейцев, он воплощает дуализмвселенной, любая материя в которой имеет две формы существования: ым (темное,пассивное, женское, отрицательное) и ян (светлое, активное, мужское,положительное). В их непрерывном движении и взаимодействии возникает баланс игармония мироздания. Белый цвет означает чистоту и миролюбие корейского народа.В целом флаг олицетворяет стремление корейского народа к гармонии со вселенной.По углам полотнища расположены триграммы — комбинации из непрерывных ипрерванных линий. Они выражают ту же идею универсума. Три непрерывные линии вверхнем левом углу символизируют Небо, противоположные им три прерванные линиив правом нижнем углу — Землю. Две непрерывные линии с прерванной между ними влевом нижнем углу символизируют Огонь (корейская традиция связывает этот знак сСолнцем), противоположные им две прерванные линии с непрерывной между ними вправом верхнем углу — Воду (Луну).
На протяжении многих веков корейский народ выработалсамобытные культурные традиции. Высокий уровень культуры получил отражение ужев самых ранних образцах корейского искусства: изделиях из голубого стекла(IV—VII вв.), астрономической башне столицы Силла Кёнджу (VII в.), пещерномхраме Соккурам близ г. Кёнджу с его настенными барельефами и статуей Будды(VIII в.) и т. д. Выдающееся событие в истории корейской культуры — появление в1443 г. национального буквенного алфавита, которым пользуются до сегодняшнегодня (ранее была распространена китайская письменность).
Корейская архитектура – пример импровизации в рамкахканонов, чуткого следования законам Природы. Загнутые кверху карнизы черепичныхкрыш — характерная особенность традиционных построек на всем Дальнем Востоке.Для непосвященного — и в Китае, и в Корее, и в Японии они одинаковы. Однаковнимательный наблюдатель непременно заметит разницу в ритме линий, т. е. в том,как эти карнизы закругляются. В Китае они строго симметричны и решительноустремлены вверх. Их линии рукотворны, они — словно траектории стрелы, пущеннойметкой рукой и затем той же рукой оборванные. В них отразилось стремлениеповелевать природой и господствовать над ней — идея, веками определявшая сутьискусства Срединного государства. Изгибы японских крыш геометрично-диагональны.Они значительно ближе к прямой, чем в Китае и Корее, и эта «мелкость» линийделает здания приземленными. Линии корейских крыш образуют мягкие закругления итекут плавно к небесам, в унисон с ритмами природы. Лишенные идеальнойсимметрии, они естественно, словно без вмешательства человека; растут на глазахи тают в пространстве. Эти прихотливые кривые — квинтэссенция корейскогоискусства, его главная характерная и определяющая черта. Их можно найти повсюду— в струящихся формах традиционного костюма, призванного повторять формы тела —в форме рукавов, носков и обуви, в теплой естественности корейской керамики,живописи и скульптуре, орнаментах и ювелирных украшениях. Поэты сравнивают их сулыбкой красавицы или взмахом крыльев взлетающего журавля.
В культуре корейцев нашли отражение их энергичнось иактивность. Корейская народная музыка и танцы далеки от чопорного стилябального танца менуэт. Они обычно очень энергичны, экспрессивны и динамичны.Однако некоторые корейские сентиментальные лирические песни могут вызывать испокойные эмоции.
Статья 7. Национальные одежда, кухня, жилища
В один из свободных дней командировки я попросилапринявшую меня семью показать национальную корейскую одежду. Характерныеособенности корейского народа хорошо заметны при рассмотрении национальнойтрадиционной одежды (ханбок), которая структурно делится на верхнюю и нижнюючасти, отражая традиционные представления корейцев о дуализме всего сущего воВселенной (ым и ян). По мнению корейцев, ханбок идеально приспособлен кклиматическим условиям их страны, его текучие линии являются воплощением национальнойэстетики, а не имеющие определенного размера чхима и паджи выражаютсвойственные их народу щедрость и теплоту души. Скрывающий формы и закрывающийтело с головы до ног этот костюм отразил также ценности конфуцианскогообщества, где высшей добродетелью мужчины считались честность и чистота, аженщины — целомудрие.
Конечно, я не могла побывать в другой стране и непопробовать блюда национальной кухни. Корейская кухня очень специфична и имеетсравнительно мало общего с кухнями Японии и Китая — двух соседних стран,которые оказали на Корею немалое влияние (в случае с Японией это влияние быловзаимным). Именно отсутствие привычной пищи становится для корейцев, которыеоказывались за рубежом, одной из самых острых проблем. Пища для корейцев имеетособое значение, ведь всего лишь два десятилетия прошло с той поры, как голодперестал быть постоянной реальностью корейской жизни.
Корейская еда содержит мало жиров и сахара, однако онаочень острая. Острота сделала корейское питание мало приемлемым для меня, нобольшинство корейцев, похоже, привыкает к ней с ранних лет.
Главным поставщиком калорий в питании корейца являютсязлаки и, в первую очередь, рис (пожалуй, единственное не острое блюдо). Нарядусо злаковыми, большое значение в корейской кулинарии имеют и весьма калорийныебобовые культуры, в особенности — соя.
Традиционная корейская кухня почти не знала мяса.Природные условия Кореи и отсутствие пастбищ привели к тому, что до самогонедавнего времени мясо в стране было продуктом крайне дефицитным, дорогим, иподавляющему большинству населения малодоступным. Мясо стало частьюповседневного питания только в 1970-е гг., а до этого мясные блюда былипринадлежностью лишь праздничного стола. По данным опросов, наибольшейпопулярностью среди корейцев пользуется: свинина, которую своим любимым блюдомназвала почти половина (46,7%) опрошенных, говядина (26,1%), куриное мясо (16,9%), и столь специфический для Кореи вид мяса как собачатина (6,9%).
Поскольку Корея представляет из себя полуостров, со всехсторон окруженный морем (максимальное расстояние до моря даже в самых«континентальных» районах страны не превышает 300 км, а подавляющее большинствонаселения сосредоточено в прибрежных районах), то нет ничего удивительного втом, что рыба и морские продукты играют особую роль в корейском питании,являясь главными (а до самого недавнего времени — и практически единственными)поставщиками животных жиров.
Из овощей в Корее наибольшее распространение имеет,пожалуй, дальневосточная листовая капуста (латинское название Brassicacampestris), которая отличается от европейской тем, что не образует кочанов.Европейская кочанная капуста тоже в последнее столетие получила в Корееопределенное распространение, но все-таки в целом остается некоей экзотическойредкостью. Широко применяется в корейской кулинарии и редька, которая, так жекак и капуста, служит главным сырьем для приготовления острых маринованныховощей кимчхи — одного из важнейших блюд повседневной корейской кухни, котороев последние годы становится своего рода национальным кулинарным символом. Крометого, маринованная редька очень часто подается на стол в качестве приправы. Издругих овощей следует назвать морковь, огурцы, помидоры (впрочем, последние покорейским представлениям относятся к… фруктам). Кроме того, корейцы часто едяти листья некоторых растений: корейской полыни, которая, в отличие отроссийской, не обладает горьким вкусом, пастушьей сумки, аралии и др. Листьяэтих растений обычно потребляют в сыром виде, заедая ими те или иные блюда. Всостав очень многих корейских блюд в изрядных количествах входят лук и чеснок,которые едят также и сырыми.
Поскольку корейцы едят довольно мало сладкого, рольдесертов в корейской кулинарии выполняют фрукты и ягоды. Наибольшейпопулярностью в Корее пользуются яблоки, груши, персики, абрикосы, дыни(небольшие, специфической формы), мандарины, хурма, а также клубника.
Едят корейцы три раза в день, хотя некоторые обходятсябез завтраков, и соблюдают привычное время приема пищи, особенно обеда, сисключительной пунктуальностью. Традиционно корейцы ели с низких, высотой всеголишь 30-40 см, переносных столиков. Сейчас столы могут быть и низкими, ивысокими (европейского типа).
Из всех областей повседневной жизни современной Кореиименно питание осталось наиболее традиционным и по-прежнему упорносопротивляется любым инновациям. Пожалуй, нет в корейском быту области, менеевестернизированной, чем кулинария. Те немногие иностранные блюда, которыесмогли проникнуть в Корею, пользуются там достаточно ограниченнымраспространением и, как правило, являются либо кулинарной экзотикой, которуюедят только по праздникам, либо же различными типами легких закусок и напитков.В целом же и структура питания, и сами блюда по сравнению с прошлым изменилисьсравнительно мало. «Экономическое чудо» привело лишь к существенному улучшениюкачества питания. Мясо, фрукты, дорогие сорта рыбы, которые до недавнеговремени были доступны только представителям верхушки, стали частьюповседневного стола. Можно даже сказать, что по своему составу современное повседневноекорейское питание ближе к питанию дворянской семьи прошлого века.
Тем не менее, нельзя сказать, что корейская кулинарияостается чужда изменениям. Это не так. Однако в этой области инновации связаныне столько с прямым копированием зарубежных образцов, сколько сраспространением западных по своему происхождению технологий. Холодильник,газовая плита, микроволновая печь и электрические кухонные приборы хотя и несмогли существенно изменить саму корейскую пищу, но преобразили весь ход ееприготовления. В еще большей степени это относится к промышленностиполуфабрикатов и к системе общественного питания, которая в старой Кореепрактически отсутствовала. Желание усовершенствовать и ускорить процессприготовления традиционной корейской пищи привело к появлению специальныхустройств, наиболее распространенным из которых стала электрическая рисоварка,которая сейчас есть буквально в каждом городском доме.
Очень интересны жилища корейцев. Основные отличия ихдомов: теплые полы, низкая мебель, крыши с загнутыми вверх краями, отсутствиеполной симметрии (что, однако, не означает отсутствия гармонии), близость кприродным формам.
Современное корейское городское жилище носитсинкретический характер. С одной стороны, дома традиционной конструкциипрактически исчезли из городов, хотя их по-прежнему довольно часто можновстретить в деревнях. С другой стороны — в укладе жизни корейского домасохранилось множество традиционных черт. В особой степени это относится к егоинтерьеру и меблировке, а также к принципам его отопления, которые оказываютособое влияние на быт обитателей жилища. В то же время и мебель, и интерьер, иотопление претерпели существенные изменения под влиянием западных традиций итехнологий, а внешний вид дома, в свою очередь, подвергся определеннойкореизации и не может считаться абсолютной копией западных образцов (последнеев особой степени относится к индивидуальным домам).
В Корее принято выделять четыре основных типа жилыхдомов. Классификация эта общеизвестна и носит вполне официальный характер,фигурируя всюду — от правительственных постановлений и юридических актов дорекламных объявлений. Грани между зданиями разных категорий достаточно четки ивполне осознаются самими корейцами.
К первому типу современных корейских жилищ, которыйсчитается, хотя и с некоторыми оговорками, наиболее престижным, относятся такназываемые «апатхы» — многоквартирные жилые дома современного типа, высотой в10-20 этажей, располагающиеся отдельными микрорайонами и в целомсоответствующие западным традициям жилищного строительства. Второй тип домовпредставлен жилыми зданиями, которые в Корее называют «ёнрип» — по сути теми же«апатхы», только малоэтажными (от двух до четырех этажей) и с более примитивнымоборудованием. Третий тип — это так называемые «многосемейные дома» (кор.таседэ чутхэк) — сравнительно небольшие (два-три этажа и одна лестничнаяклетка) строения, часть которых хозяева сдают жильцам под квартиры, а в другойчасти живут сами. Наконец, четвертым, самым разнообразным, типом современногокорейского жилища является индивидуальный жилой дом.
Традиция иметь зимой теплые полы способствовалаукоренению привычки сидеть больше на полу, чем на стульях. Корейцы непоследовали примеру китайцев, которые около Х в. начали использовать стулья сжесткими спинками и высокие столы, что, по мнению некоторых корейскихфилософов, привело их к «утрате части скромности». Корейцы остались сидеть наполу — ближе к земле и природе. Большинство японцев также до недавнего временисидели, ели и спали на полу, что в некоторой степени повлияло на сохранение ими«близости к природе».

Статья 8 (она же последняя). Заключение
Для корейского общества характерно соседство чертпрежнего мировосприятия (которые сохранились в корейском обществе до нашихдней) с чертами новыми. В сознании современного корейского горожанинатрадиционные ценности и идеалы переплетаются с теми, что восприняты скапиталистического Запада.
Для корейского массового сознания, в отличие от,например, американского, понятия «высокооплачиваемая работа» и «престижная работа»- не синонимы. Старинная максима «благородные мужи думают об общем деле, мелкиелюдишки стремятся к частной выгоде» во многом определяла равнодушное (хотя бывнешне) отношение старого конфуцианского интеллигента к деньгам. Во многом этатрадиция жива и в наши дни, однако и заработная плата тоже немаловажна. Так чтопрестижность и прибыльность той или иной деятельности образуют сложныйкомплекс, который и определяет степень ее привлекательности.
В Корее созданы такие крупнейшие промышленныеконгломераты, как Samsung (по-корейски произносится «Самсон» и означает «Тризвезды»), Hyundai («Хёнде», то есть «Современность»), LG (Lucky Goldstar),Daewoo. Эти названия известны сегодня любому россиянину.
Таким образом, идеалы и ценности, свойственныетрадиционным обществам (коллективизм, уважительное отношение к государству состороны личности и забота государства о человеке, уважение старших и значениеиерархии в обществе, стремление к бесконфликтности и гармонии в социальныхотношениях, приоритет дисциплины и порядка, забота о крепости семьи, важностьсогласия) – это и есть слагаемые национального характера корейцев, ихфеноменальных успехов в экономике и технологии, которые переплетаются с чертаминовыми (деловитость, желание сделать карьеру).

Библиографический список
1. БугайН.Ф. Российские корейцы: новый поворот истории. 90-е г.г. – М.: ООО«Торгово-издательский дом «Русское слово – РС». – 2000. – 112 с.
2. ИсторияДревнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-ВосточнойАзии/А.Н.Бадак, И.Е.Войнич, Н.М.Волчек и др. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. –848 с.
3. КальвокорессиП. Мировая политика после 1945 года: в 2-х кн. Кн. 1 /Пер. с англ. – М.:Междунар. отношения, 2000. – 592 с.
4. КорейскаяНародно-Демократическая республика: Справочник / Иргебаев А.Т., Тимонин А.А. –М.: Политиздат, 1988. – 109 с.
5. Корея.Карманная энциклопедия/Сост. С.В.Волков, Т.М.Симбирцева. – М.: ИД«Муравей-Гайд», 2000. – 512 с.
6. Народыи религии мира: Энциклопедия/Гл. ред. В.А.Тишков, Редкол.: О.Ю.Артемова,С.А.Арутюнов, А.Н. Кожановский и др. – М.: Большая Российская энциклопедия,1999. – 928 с.
7. Россияи Восток: Учеб. пособие/Под. ред. С.М.Иванова, Б.Н.Мельниченко. – СПб.: Изд-воС.-Петерб. ун-та, 2000. – 456 с.
8. ТолораяГ.Д. Республика Корея. – М.: Мысль, 1991. – 118 с.
9. ФастДж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. Пер. с англ. – М.: Вече,АСТ, 1997. – 432 с.
10. asiapacific.narod.ru/
Курбанов С.О. Россия и Корея.
11. grachev62.narod.ru/
Вызов экономико-технологический.
12. koryoplanet.narod.ru/
Л.Б.Хван. На благо мира и прогресса.
13. liber.rsuh.ru/
Беглецова Н.О. Особенности культурологических стандартов поведения в азиатскихстранах и их влияние на ведение бизнеса.
14. world.lib.ru/
Герман Ким. Современные этнические процессы.
15. world.lib.ru/Кан
Джордж. Неформальное эссе о корейской культуре. Внутри и снаружи.
16. world.lib.ru/Ланьков
Андрей. Корея: будни и праздники.
17. www.congress-center.ru/ Е. Емышева, О. Мосягина. Некоторые особенности ведения переговоров спредставителями разных стран.
18. www.humanities.edu.ru/ Маслов А.А… Методические указания по изучению курса «Антропология иэтнопсихология стан Востока» (Раздел Корея).
19. www.icfks.ru/ Сайт Международного центра корееведения МГУ им. М.В.Ломоносова.
20. www.infokorea.ru/ Корейская Культурно-Информационная Служба в Москве.
21. www.lankov.oriental.ru/ Ланьков Андрей. Конфуцианские традиции и ментальность современного южнокорейскогогорожанина.
22. www.loveletters.ru/ Холопова Т.И… Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей.
23. www.tatmir.ru/ Андрей Ланьков. Отцы и дети по-корейски: почитай старших — тебя станут чтитьмладшие.

Приложение
Некоторые показатели развития Кореи в эпоху«экономического чуда» (в долларах, в текущих ценах) /> ВНП на душу насел. (доллары США) Объем экспорта (млн.дол. США) 1965 105 175 1970 243 882 1975 591 5.003 1980 1.589 17.214 1985 2.150 26.442 1990 5.659 ??? 1995 10.039 100.000
Особенности корейского рациона Корея (1965) Корея (1988) США (1986) Япония (1985) Жиры 7,2% 14,0% 36% 24,5% Белки 12,5% 18,9% 18% 15,1% Углеводы 80,3% 67,1% 46% 60,4%
Изменение состава семьи в Корее /> Число поколений в семье /> Одно (супруги) Два (родители и дети) Три Четыре Одиночки Прочие 1966 5,50% 65,58% 23,31% 2,52% 2,32% 0,77% 1985 9,57% 66,99% 14,45% 0,42% 6,91% 1,67%
Предметы, изучаемые в корейской школе в 1995 г.
Цифры — количество часов по данному предмету в неделю.Данные для 1 класса средней школы (соответствует российскому 7-му классу) и длядля 1 класса полной средней школы (соответствует российскому 10-му классу). Вдругих классах список предметов и время, отведенное на их изучение, несколькоотличаются./> 1 класс средн. школы (=7 кл.) 1 кл.полн.средн школы (=10 кл.)
 Корейская история
Кор. язык и лит-ра
Английский язык
Литература
Сочинение
 1
5
5
-

 -
2
5
1
1
 Математика
Естественные науки: *Физика *Биология *Физ.география
 5
2
1

 4
-
1
1
 Нравственность
Физкультура
Музыка
Экономика
География
 2
4
3
-

 2
3
2
1
2
 Рисование
Иероглифика
Общество
Труд
Военное дело
 3
1
2
-
1
 2
2
-
3
2 Предметы по выбору
 2*2
(2 из 4):
*труд
*домоводство
*компьютер
*экология 1*5
Специализация кафедр корейских университетов (4 -летний курсобучения) по областям знания./> Число кафедр Число студентов ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (философия, филология, религиия, история, этнография и др.) 719 155.624
 ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ
НАУКИ 1.799 467.291 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ (право, экономика, социология, психология и др.) 844 286.990 МЕДИЦИНА И ФАРМАКОЛОГИЯ 184 41.969 ПЕДАГОГИКА 447 62.228 ИСКУССТВО И СПОРТ 415 77.962
Некоторые зарплаты корейских горожан в конце 1990-х гг.(примерные долларовые экиваленты здесь и далее приводятся по«послекризисному» курсу 1998 г., и читателю следует иметь в виду чтодо декабря 1997 г. долларовый эквивалент был в полтора раза выше):
— молодой человек с высшим образованием, только чтопоступивший на конторскую работу — 700.000-800.000 вон (550-700$) в месяц;
— девушка-сотрудница фирмы — 500.000-600.000 вон(400-500$) в месяц;
— сотрудник с высшим образованием и стажем работы в 15-20лет — 1.200.000-1.600.000 (1000-1300$) вон в месяц;
— кадровый сотрудник — женщина средних лет (что большаяредкость, ибо женщины после замужества уходят с работы) — 1.000.000-1.200.000вон (800-1000$) в месяц;
— инженер высокой квалификации, в проектном бюро или напроизводстве — 2.000.000 вон (1.600$) в месяц;
— старший офицер (полковник или подполковник) — 1.800.000вон (1.500$) в месяц:
— адвокат с неплохой частной практикой — 3.500.000 вон(3.000$) в месяц.
Наиболее высокооплачиваемыми профессиональными группами,относящимся к среднему слою, являются университетские профессора, врачи, юристы(статус и доходы последних, впрочем, не так высоки, как на Западе, но все равнозначительны). Зарплата профессора университета составляет от 2 до 4 миллионоввон (1600-3.200$) в месяц; врач получает от 2 до 5 миллионов (1600-4000$).Президент средней фирмы или высокопоставленный чиновник получает 3-4 миллионавон в месяц, но представители всех этих групп относятся уже скорее к«высшему слою».
(Знакомясь с размерами зарплат, следует помнить, что всеэти цифры не учитывают так называемых «бонусов», то есть премий,которые 1-2 раза в год выплачиваются большинству служащих частных компаний игосударственных учреждений).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Літературнотеоретичне мислення в київських поетиках XVII першої половини XVIII століття
Реферат До бессмертия остался один шаг
Реферат Афанасьев, Фёдор Афанасьевич
Реферат География Израиля
Реферат Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться
Реферат Социальные и психологические аспекты жизни города (на примере Оренбурга)
Реферат Метрологическое обеспечение в сфере здравоохранения
Реферат Ozymandias C Despair Essay Research Paper Ozymandias
Реферат 1. Общая характеристика процесса познания: чувственная и логическая ступени познания
Реферат Воспитательное мероприятие по математике
Реферат Общество – государство – право
Реферат Особенности работы с Microsoft Access 2
Реферат Проблеми використання роботів /Укр./
Реферат Виды справедливости
Реферат Особенности управления Российским государством на разных этапах его развития