Реферат по предмету "Государство и право"


Должностные лица местного самоуправления: особенности правового статуса

Северо — Западная академия государственной службыРеферат
 
по курсумуниципального права России
Тема:«Должностные лица местного самоуправления: особенности правового статуса»
Выполнила
студентка 3-го курса
юридического факультета
группы 302 юд
Колзукова Т. В.
Преподаватель: 
Овчинников В. АСанкт-Петербург
2005

План:
1. Введение
2. Основная часть.
2.1 Полномочиядолжностного лица местного самоуправления
2.2 Ответственностьдолжностного лица местного самоуправления
3. Заключение
Список используемойлитературы

Введение
 
Однимиз актуальных вопросов современного муниципального права России являетсяюридическое оформление института главы муниципального образования, иноговыборного должностного лица местного самоуправления. Есть все основания дляутверждения, что именно этот институт вынес на себе основнуюорганизационно-правовую, идеологическую и психологическую тяжесть при сменепарадигмы власти в 1993 году и последующие годы.
Цельюлюбой модели организации власти на местном уровне должно быть эффективноерешение всех вопросов местного значения. В современных социально-экономическихусловиях развитие инициативы и самодеятельности граждан в форме местногосамоуправления является необходимым  решением насущных проблем населения.
Основным правовым актом,регулирующим отношения по данной теме, является ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в РФ», который определяет полномочиядолжностных лиц местного самоуправления.
Цель данного реферата:
1.        рассмотретьполномочия должностного лица местного самоуправления;
2.        рассмотреть ответственность должностноголица местного самоуправления.

1. Основная часть
 
Полномочиядолжностного лица местного самоуправления
Главамуниципального образования является высшим должностным лицом муниципальногообразования и наделяется уставом муниципального образования собственнымиполномочиями по решению вопросов местного значения.
Всоответствии в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципальногообразования:
1)        избирается на муниципальныхвыборах либо представительным органом муниципального образования из своегосостава;
2)        в случае избрания на муниципальныхвыборах либо входит в состав представительного органа муниципальногообразования с правом решающего голоса и является его председателем, либовозглавляет местную администрацию;
3)        в случае избрания представительныморганом муниципального образования является председателем представительногооргана муниципального образования;
4)        не может быть одновременнопредседателем представительного органа муниципального образования и главойместной администрации;
5)        в случае формированияпредставительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части4 статьи 35 настоящего Федерального закона является председателемпредставительного органа муниципального района (ст. 36)1.
Так,согласно Уставу города Элисты Республики Калмыкия, глава города Элисты – Мэргорода Элисты является высшим выборным должностным лицом города Элисты,наделяется Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местногозначения и возглавляет Мэрию города Элисты.
Главойгорода Элисты – Мэром города Элисты может быть избран гражданин РоссийскойФедерации, достигший 21 года, обладающий избирательным правом.
Главагорода Элисты – Мэр города Элисты избирается на муниципальных выборах сроком на5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайномголосовании в соответствии с федеральными законами, законами РеспубликиКалмыкия и настоящим Уставом.
ПолномочияГлавы города Элисты – Мэра города Элисты начинаются со дня его вступления вдолжность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Мэрагорода Элисты.
Днем вступления Мэра города Элисты в должность считается день публичногопринятия им присяги (ст. 29)1.
Мэргорода Элисты не может быть депутатом Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации, депутатом Народного Хурала (Парламента) РеспубликиКалмыкия, законодательного (представительного) органа государственной властииного субъекта Российской Федерации, занимать иные государственные должностиРоссийской Федерации, государственные должности Республики Калмыкия,государственные должности иных субъектов Российской Федерации, а такжегосударственные должности государственной службы и муниципальные должностимуниципальной службы, заниматься предпринимательской, а также другойоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческойдеятельности.
ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепляетследующие полномочия главы муниципального образования:
1)        представляет муниципальноеобразование в отношениях с органами местного самоуправления другихмуниципальных образований, органами государственной власти, гражданами иорганизациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2)        подписывает и обнародует впорядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовыеакты, принятые представительным органом муниципального образования;
3)        издает в пределах своих полномочийправовые акты;
4)        вправе требовать созывавнеочередного заседания представительного органа муниципального образования(ст. 36)1.
Главагорода Элисты – Мэр города Элисты обладает следующими полномочиями:
1)        представляет город Элисту вотношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований,органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенностидействует от имени города Элисты;
2)        подписывает и обнародует впорядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятыеЭлистинским городским Собранием, за исключением правовых актов, затрагивающихвопросы организации работы Элистинского городского Собрания;
3)        издает в пределах своих полномочийправовые акты;
4)        вправе требовать созывавнеочередного заседания Элистинского городского Собрания;
5)организует выполнение нормативных правовых актов Элистинского городскогоСобрания в рамках своих полномочий;
6)обладает правом внесения в Элистинское городское Собрание проектов решений;
7)представляет на рассмотрение и утверждение Элистинского городского Собраниябюджет города Элисты и отчет об его исполнении;
8)представляет на рассмотрение Элистинского городского Собрания проекты решенийоб установлении, изменении или отмене местных налогов и сборов, а также другиеправовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета городаЭлисты.
9)формирует Мэрию города Элисты и руководит ее деятельностью в соответствии снастоящим Уставом и Положением о Мэрии города Элисты;
10)назначает и освобождает от должности с согласия Элистинского городскогоСобрания первого заместителя Мэра города Элисты.
11)назначает на должность и освобождает от должности заместителей Мэра городаЭлисты, руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов иструктурных подразделений Мэрии города Элисты;
12)дает согласие на назначение на должность и освобождение от должностизаместителей руководителей и главных бухгалтеров отраслевых (функциональных),территориальных органов Мэрии города Элисты;
13)рассматривает отчеты и доклады руководителей отраслевых (функциональных),территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты;
14)организует проверку деятельности отраслевых (функциональных), территориальныхорганов и структурных подразделений Мэрии города Элисты в соответствии сфедеральными законами, законами Республики Калмыкия и настоящим Уставом;
15)принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным имдолжностным лицам;
16)организует и обеспечивает исполнение полномочий Мэрии города Элисты по решениювопросов местного значения;
17)организует и обеспечивает исполнение отдельных государственных полномочий,переданных в ведение органов местного самоуправления города Элисты федеральнымизаконами, законами Республики Калмыкия;
18)исполняет бюджет города Элисты, утвержденный Элистинским городским Собранием,распоряжается средствами города Элисты в соответствии с бюджетнымзаконодательством Российской Федерации и бюджетом города Элисты;
19)принимает меры по обеспечению и защите интересов города Элисты в суде,арбитражном суде, а также в соответствующих органах государственной власти иуправления;
20)от имени города Элисты подписывает исковые заявления в суды;
21)назначает на должность на контрактной основе и освобождает от должностируководителей, дает согласие на назначение на должность и освобождение отдолжности заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальныхпредприятий и учреждений;
22)получает от предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территориигорода Элисты, сведения, необходимые для анализа социально – экономическогоразвития города Элисты;
23)вносит предложения об изменении и дополнении Устава города Элисты;
24)осуществляет личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматриваетпредложения, заявления и жалобы граждан, принимает по ним решения (ст. 30)1.
ВСША существует такая схема «совет-мэр». Эта схемапользуется популярностью в муниципальных образованиях США. Она наиболее полноотражает традиционное стремление американцев к разделению властей на всехуровнях. Прямые выборы мэра способствуют тому, что он чувствует себянезависимым от совета, и это в некоторой степени позволяет ему определятьместную политику. Кроме того, социальный статус мэра весьма значителен, так какон получает он народа2.
Мэры городов – весьма влиятельные фигуры, облеченные значительнойвластью и призванные решать многочисленные проблемы населения. Этот посттрадиционно рассматривается как трамплин для выхода на общенациональнуюполитическую арену, шаг к посту президента.
Мэр имеет право обращаться с посланиями к муниципальному совету, определяясодержание местного нормотворчества. Мэр вправе присутствовать на заседанияхсовета и выдвигать свои предложения по решению тех или иных проблем.Большинство мэров обладает правом вето, которое является весьма действеннымсредством проведения определенной политики. Известны многочисленные примеры,когда лишь угроза применения этого права заставляла муниципальный советприслушиваться к мнению мэра по спорному вопросу и даже не ставить его наголосование. В ряде муниципалитетов мэры обладают правом выборочного вето, тоесть могут отклонять отдельные положения местных актов. В некоторыхмуниципалитетах мэр обладает правом освобождать от ответственности местныхордонансов (но не законов штата). Практически мэр в системе отношений смуниципальным советом является более сильной фигурой. В результатемуниципальный совет крайне редко претендует на проведение политики независимоот мэра.
Институтмэра в том виде, в каком он существует при схеме «совет-мэр», позволяет достичьвесьма положительных результатов в организации местного управления. Пониманиеэтого заставляет муниципалитеты вносить соответствующие изменения в свои хартиии учреждать пост мэра там, где его еще нет.
Кособенностям правового положения мэра следует отнести акцентирование на такомего элементе, как гарантии деятельности и выполнение своих функций и задач.Перечислим наиболее существенные из них:
1.        декларирование сведений обимуществе и доходах производится в соответствии с федеральнымзаконодательством;
2.        гарантируются условия длябеспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, честии достоинства;
3.        не может быть задержан натерритории муниципального образования (за исключением случаев задержания наместе преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы,арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурораобласти;
4.        должностной оклад устанавливаетсяв 5-кратном размере средней месячной заработной платы работников в отрасляхпромышленности муниципального образования на основе представляемых областнымкомитетом по государственной статистике данных;
5.устанавливается надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
6.        устанавливается дополнительныйоплачиваемый отпуск за выслугу лет, производится дополнительная выплата котпуску в размере его 2-кратного месячного должностного оклада;
7.        жизнь, здоровье и имущество мэраподлежат обязательному государственному страхованию из средств местного бюджетана сумму его 7-летней оплаты труда;
8.        подлежит обязательномумедицинскому и социальному страхованию;
9.        обеспечение связью производится втечение трех месяцев с момента вступления его в должность за счет средствместного бюджета;
10.     в целях осуществления должностныхполномочий обеспечивается персонально закрепленным за ним транспортнымсредством;
11.     повышение квалификацииосуществляется за счет средств местного бюджета, производится в формекраткосрочного или долгосрочного обучения;
12.     обеспечение всех компенсаций вслучае служебных командировок;
13.     предоставляются льготные ссуды;
14.     предоставляется в течение года вразмере не более 2-кратной месячной оплаты труда по решению Думы материальнаяпомощь;
15.     для приобретения жильяпредоставляется беспроцентная ссуда и (или) льготный кредит1.
Представленныйперечень льгот требует определенной апологетики, поскольку может показаться,что он достаточно велик. Наша точка зрения сводится к тому, что каждое лицо,становясь мэром, лишается многих возможностей поддержания собственногосоциального статуса за счет источников, связанных с его профессиональныминавыками и способностями. Достойный уровень существования как на должности, таки на какой-то период после ее оставления, кроме всего прочего являетсягарантией объективности и взвешенности принимаемых мэром решений. В противномслучае, лицо будет рассматривать свою должность как возможность кормления, опоследствиях которого говорить не приходится.
Послеоставления должности мэр как бы выпадает из местного пространства, посколькуего предыдущая работа, связанная с решением вопросов общественного значения,вполне может нарушать корпоративные интересы и интересы отдельных, частовлиятельных, личностей. Гарантии в этом случае служат не столько компенсатором,сколько тормозом от искушений корыстного порядка1
В Уставе муниципальногообразования должны содержаться положения о полномочиях выборного должностноголица местного самоуправления: о процедуре вступления в должность: о формахвзаимодействия с органами местного самоуправления и органами государственнойвласти: о гарантиях деятельности: о формах контроля за деятельностью: обответственности выборного должностного лица местного самоуправления: о порядкевременного замещения должности выборного должностного лица местногосамоуправления при невозможности исполнения им своих полномочий, а также иныеположения в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Наличие подобнойбланкетной нормы вполне оправдано и необходимо, так как позволяет упорядочитькруг вопросов, подлежащих закреплению в уставах муниципальных образованиях. Припоследующей экспертизе принимаемых уставов возможна властная коррекция предметауставного регулирования, что позволяет держать практику локальногонормотворчества в определенной желаемом русле1.
Сформулируем наиболееважные принципы осуществления мэром своих полномочий:
1.        приоритет прав исвобод человека и гражданина;
2.        законность;
3.        гласность;
4.        подконтрольностьпредставительному органу местного самоуправления;
5.        самостоятельностьв пределах собственной компетенции;
6.        ответственностьперед населением муниципального образования, физическими и юридическими лицами,перед государством в соответствии с федеральным и областным законодательством;
7.        экономическая,социальная и правовая защищенность выборных должностных лиц местногосамоуправления.
Главаадминистрации муниципального образования является высшим должностным лицомисполнительного органа местного самоуправления и руководит деятельностьюадминистрации на принципах единоначалия в пределах полномочий, определенныхуставом муниципального образования, а также делегированных муниципальнымсобранием.
Главаадминистрации входит в состав депутатов муниципального собрания и можетпредседательствовать на его заседаниях, а также быть избранным на должностьпредседателя муниципального собрания (в этом случае глава администрациимуниципального образования называется главой муниципального образования).
Главаадминистрации муниципального образования:
1.Представляет на утверждение муниципального собрания:
·         проект бюджета муниципальногообразования;
·         план комплексногосоциально-экономического развития муниципального образования;
·         предложения по введению местныхналогов, штрафов и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемыемуниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
·         программы приватизациимуниципальной собственности;
·         проект генерального плана развитиямуниципального образования;
·         предложения по порядкуиспользования земельных, водных и иных ресурсов, находящихся в ведении органовместного самоуправления муниципального образования;
·         проекты решений по вопросамместного значения;
2.Обеспечивает исполнение решений муниципального собрания.
Формирует и осуществляетруководство деятельностью администрации муниципального образования:
·         назначает и увольняет с должностисвоих заместителей по согласованию с муниципальным собранием (процедурасогласования определяется регламентом работы муниципального собрания);
·         назначает и увольняетруководителей подразделений и служб
муниципалитета (администрации муниципального образования);
·         назначает и увольняетруководителей муниципальных предприятий, учреждений и организаций.
1.        Осуществляет функции распорядителякредитов при исполнении местного бюджета.
2.        Подписывает договоры и соглашенияот имени муниципального образования в отношениях с органами исполнительнойвласти других муниципальных образований и органами государственной власти.
3.        Исполняет другие полномочия,возложенные на него законом и Положением об администрации муниципальногообразования.
Полномочиявыборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно вслучаях:
1.        отставки (добровольного сложенияполномочий);
2.        прекращения гражданства РоссийскойФедерации;
3.        выезда на постоянное местожительства в местность, удаленную от муниципального образования, если этопрепятствует осуществлению полномочий выборного должностного лица местногосамоуправления;
4.        вступления в силу решения суда опризнании выборов, в результате которых было избрано выборное должностное лицоместного самоуправления, недействительными;
5.        досрочного прекращения полномочийпредставительного органа местного самоуправления (в случае, если выборноедолжностное лицо местного самоуправления было избрано представительным органомместного самоуправления из своего состава);
6.        упразднения в установленномпорядке муниципального образования, упразднения должности выборного лицаместного самоуправления;
7.        наступления обстоятельств,свидетельствующих о фактическом прекращении его деятельности;
8.        длительной (неменее четырех месяцев) неспособности по состоянию здоровья осуществлятьполномочия выборного должностного лица местного самоуправления;
9.        отзываизбирателями – при избрании непосредственно населением в результатемуниципальных выборов;
10.     несоблюденияограничений, связанных с осуществлением полномочий выборного должностного лицаместного самоуправления;
11.     вступления в силузакона области о досрочном прекращении полномочий выборного должностного лицаместного самоуправления;
12.     вступления в силуобвинительного приговора суда в отношении гражданина, осуществляющегополномочия выборного должностного лица местного самоуправления;
13.     вступление в силурешения суда о признании гражданина, осуществляющего полномочия выборногодолжностного лица местного самоуправления, умершим, безвестно отсутствующим,недееспособным;
14.     смерти1.
Каквидим, список практически предусматривает все случаи, возможные в жизни2.
2.2 Ответственность должностного лица местного самоуправления
 
ФЗ «Об общих принципах организацииместного самоуправления в РФ» закрепляет, что должностные лица местногосамоуправления несут ответственность перед населением муниципальногообразования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии сфедеральными законами (ст. 70)1.
Во-первых, должностныелица местного самоуправления несут ответственность перед населениеммуниципального образования.
Основаниянаступления ответственности выборных должностных лиц местного самоуправленияперед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяютсяуставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом (ст. 71 ФЗ).
Так,основаниями для отзыва главы Екатеринбурга являются неоднократные (два и болеераза в течение года) административные правонарушения, за которые закономпредусмотрено наказание в виде ареста, факт совершения которых этими лицамиустановлен в судебном порядке (ст. 62)2.
Во-вторых,должностные лица местного самоуправления несут ответственность передгосударством.
Ответственностьдолжностных лиц местного самоуправления перед государством наступает наосновании решения соответствующего суда в случае нарушения ими КонституцииРоссийской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов,конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, уставамуниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществлениядолжностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (ст. 72ФЗ).
Высшеедолжностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образованияили главы местной администрации в случае:
1)издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативногоправового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральнымконституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законамсубъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такиепротиворечия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо втечение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иногопредусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мерпо исполнению решения суда;
2)совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в томчисле издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущихнарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальнойцелостности Российской Федерации, национальной безопасности РоссийскойФедерации и ее обороноспособности, единству правового и экономическогопространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций изфедерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если этоустановлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло впределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.
Срок,в течение которого высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации(руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъектаРоссийской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главымуниципального образования или главы местной администрации, не может быть менееодного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимогодля издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со днявступления в силу этого решения суда.
Главамуниципального образования или глава местной администрации, в отношении которыхвысшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данныйправовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официальногоопубликования.
Суддолжен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дняее подачи (ст. 74 ФЗ).
В-третьих,должностные лица местного самоуправления несут ответственность передфизическими и юридическими лицами.
Ответственностьорганов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления передфизическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленномфедеральными законами (ст. 76 ФЗ).
Какотмечает К. Амирбеков1, ответственность перед населениеммуниципального образования по существу является политико-
юридическойответственностью избранных лиц перед избирателями и реализуется путем их отзывав результате утраты доверия.
Такимобразом, наличие или отсутствие «доверия» становится в данном случае критериемответственности.
Наибольшийразброс точек зрения связан именно с определением понятия «утрата доверия»: отсовершения уголовного преступления до отказа от приема жалоб избирателей.
Возникаетпроблема, суть которой том, что термин «доверие» носит не правовой,неюридический характер. Им обозначают «уверенность в чьей-либодобросовестности, искренности, в правильности чего-нибудь и основанное на этомотношение к кому чему-нибудь». Отсюда, логичные вопросы: кто определяеткритерии доверия или недоверия? При какой степени «недоверия» (или процентномсоотношении) органы местной самоуправлении и должностные лица привлекаются кответственности?
Законлишь определяет, что условия наступления ответственности перед населением ипорядок привлечения к ней должны устанавливаться уставами муниципальныхобразований.
Другойвопрос, вызывающий споры на практике – вопрос определения «населениямуниципального образования». Как вытекает из смысла статьи, вопрос о недовериивыносится именно населением муниципального образования. Однако в федеральномзаконодательстве отсутствует правовое определение термина населениемуниципального образования, и, восполняя этот пробел, субъекты РоссийскойФедерации в законодательстве о местном самоуправлении вводят юридическоепонятие населения.
Какотмечает Ю. Тихомиров, «эти новации не во всем соответствуют Федеральномузакону. Например, Закон о местном самоуправлении в Саратовской областиопределяет население как физических лиц, постоянно или преимущественно либовременно проживающих на его территории. Одновременно с понятием населениявводится понятие жителей муниципального образования, под которыми понимаютсяграждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие натерритории этого муниципального образования, а также временно проживающие наней учащиеся и студенты, военнослужащие и члены их семей, а также физическиелица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев. Правом насамоуправление согласно данному Закону обладают только жители муниципальныхобразований, что формально не соответствует терминологии Федерального закона.Однако анализ содержания норм последнего (ст. 2, 3) позволяет сделать вывод,что под населением муниципального образования следует понимать именно лиц,отнесенных Законом Саратовской области к категории жителей»1.
Формамиответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением,государством, физическими и юридическими лицам являются уголовная,административная и дисциплинарная и гражданская ответственность.
Нормы о такойответственности конкретизируются в соответствующих кодифицированных актахРоссийской Федерации: Уголовном, Административном, Трудовом, Гражданскомкодексах.
При этом важно отметить,что применение уголовной, административной и дисциплинарной ответственностивозможно только к должностным лицам местного самоуправления, так как эти видыответственности носят личный характер. К гражданско-правовой ответственностимогут быть привлечены лишь органы местного самоуправления.
Нормативные основания дляпривлечения должностных и выборных лиц местного самоуправления к уголовнойответственности нашли отражение в уголовном законе Российской Федерации и рядестатей законодательных актов о местном самоуправлении.
Препятствованиепроведению выборов уже действующими должностными лицами – очень частый пример вюридической практике.
Всоответствии с нормой ст. 8 Уголовного кодекса РФ, основанием уголовнойответственности должностного лица местного самоуправления может являться толькосовершение им деяния, содержащего все признаки состава преступления,предусмотренного настоящим Кодексом. Перечень этих деяний содержится в гл. 30«Преступления против государственной власти, интересов государственной службы ислужбы в органах местного самоуправления». Данная глава включает семь статей,содержащих составы преступлений, наличие которых в деяниях, совершенныхдолжностными лицами местного самоуправления, влечет наступление уголовнойответственности.
Так,в соответствии со ст.285 УК РФ уголовной ответственности подлежит должностноелицо местного самоуправления, виновное в злоупотреблении должностнымиполномочиями. Под злоупотреблением должностными полномочиями понимаетсяиспользование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересамслужбы, если это деяние совершено из корыстной или иной личнойзаинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересовграждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества илигосударства (ч.1 ст.285 УК РФ). Квалифицирующими признаками данного деяния,отягчающими ответственность за это преступление, являются совершение его главойоргана местного самоуправления (ч.2 ст.285) или наступление тяжких последствий(ч.3 ст.285).
Условияприменения административной ответственности к должностным лицам местного самоуправлениямогут устанавливаться как федеральными нормативными актами, так и принятыми всоответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов РоссийскойФедерации.
Нафедеральном уровне основным нормативным актом, определяющим условия применения административнойответственности к должностным лицам местного самоуправления, является Кодекс РФоб административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. В соответствии со ст.2.4 названного Кодекса, административной ответственности подлежит должностное лицов случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнениемлибо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Вкачестве примера можно выделить следующие статьи: статья 5.21 (Несвоевременноеперечисление средств избирательным комиссиям, кандидатам, зарегистрированнымкандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативнымгруппам по проведению референдума); статья 5.36 (Нарушение порядка или сроковпредоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче навоспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихсябез попечения родителей); статья 14.9 (Ограничение свободы торговли) и т. д.
Главымуниципальных образований и другие выборные должностные лица местного самоуправленияподотчетны не только населению, но и представительному органу местногосамоуправления.
Подотчетностьпредставительному органу местного самоуправления вытекает из статуса членства ипредполагает возможность применения санкций к подотчетному лицу за определенныепроступки и отступления от установленных требований. Этим обусловлено право представительногооргана местного самоуправления на применение к выборным лицам местногосамоуправления санкций, предусмотренных нормами Трудового Кодекса РФ, кромеувольнения от должности, которое является исключительной компетенциейнаселения, осуществляемой в форме проведения отзыва.
Однакоотсутствие законодательного закрепления такой ответственности представительныхорганов местного самоуправления может вызвать на практике злоупотребления состороны выборных органов, а отсюда долгие споры и разбирательства. На нашвзгляд этот пробел вместе с рядом других, уже обозначенных в работе, долженбыть в ближайшее время восполнен законодателем1.
Такимобразом, выборные лица местного самоуправления, исполняющие свои обязанности напостоянной основе, не относятся к категории лиц, труд которых не подлежитконтролю. На них также распространяются те меры взыскания за нарушение трудовойдисциплины, которые предусмотрены ТК РФ, но с соблюдением особых гарантий. Игарантии эти состоят в том, что самую строгую меру — увольнение от должности —к ним может применять только население и только путем проведения процедурыотзыва, а такие меры, как замечание, выговор и строгий выговор — только представительныйорган муниципального образования, чьими выборными лицами они являются.
Икак отмечает К. Амирбеков, для полной гарантированности выборных лиц местногосамоуправления от субъективного подхода к их деятельности следовало бы такжезаконодательно решить вопрос об их личных делах, где сосредоточивалась быинформация об их личности, семейном и социальном положении, а также овзысканиях и поощрениях, возложив эту функцию не на представительный органместного самоуправления, которому эти лица подотчетны, а на территориальныеизбирательные комиссии, действующие в муниципальных образованиях, поскольку онинезависимы от органов муниципальных образований и территориальные избирательныекомиссии, входящие в единую систему избирательных комиссий РоссийскойФедерации, могут действовать в качестве избирательных комиссий муниципальныхобразований, еслиэто будет предусмотрено федеральным законом илизаконом субъекта РФ. Решение вопроса в такой форме целесообразно еще потому,что именно эти комиссии проводят выборы указанных лиц, дают оценку результатамих выборов и вручают им мандаты об избрании, и дополнительное возложение на нихведения личных дел и трудовых книжек выборных лиц не влечет особыхдополнительных затрат и трудностей»1.
Надолжностных лиц местного самоуправления полностью распространяются нормыгражданского законодательства и каким-либо иммунитетом в гражданскихправоотношениях они не пользуются, что согласуется и с Конституцией РФ, и сособым статусом органов и должностных лиц местного самоуправления.
Согласност. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации», органы местного самоуправления являются юридическими лицами. Этоозначает, что они самостоятельно выступают в гражданском обороте и несутответственность за совершаемые ими действия.
Вслучае нарушения должностными лицами местного самоуправления прав физических июридических лиц, причинения им имущественного или морального вреда они могутбыть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет судили арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним извидов неблагоприятных последствий для должностных лиц может быть признаниесудом недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненныйими.
        
3. Заключение
Итак, мы рассмотрели:
·         полномочиядолжностного лица местного самоуправления;
·         ответственностьдолжностного лица местного самоуправления.
Взаключение отметим, что за последние пять лет состоялся динамичный транзитправового статуса главной фигуры местного сообщества по дистанции между пунктомвторичной инкорпорированности в партийную государственность до пунктадостаточной организационной и правовой автономности в системе муниципальнойдемократии, относительно зависимой от государственно-властных и финансовыхобстоятельств. Регионально правотворчество ушло довольно далеко по сравнению сфедеральным уровнем законодательства, но протекает в нише, обусловленнойуказной властью Президента.
Тенденцией в юридическомоформлении статуса главы муниципального образования становится поиск правовыхсредств включения этого института в государственную управленческую вертикаль.

Список используемойлитературы:
 
1.        КонституцияРоссийской Федерации от 1993г.
2.        ФЗ от06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРФ» (ред. от 19.06.2004г.).
3.        Закон Иркутскойобласти от 07.12.1998г. № 51 «О статусе главы муниципального образования, иноговыборного должностного лица местного самоуправления в Иркутской области».
4.        Устав города Элисты Республики Калмыкия от16.06.2004г.
5.        Уставмуниципального образования «Город Екатеринбург». Е., 1995.
6.        Амирбеков К. Местноесамоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблемаответственности // Право и жизнь. 2000. №30.
7.        Амирбеков К. Юридическаяответственность муниципальных образований и прокурорский надзор // Право ижизнь. 2000. №31.
8.        Коваленко А. И. Муниципальноеправо. М., 1997, с. 390.
9.        Кутафин О. Е., Фадеев В. И.Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2002, с. 559.
10.     Модин Н.Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия //Российская юстиция. 2000. №1.
11.     Постатейныйкомментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации» // Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 1996.
12.     Шишкин С. И. Отрансформациях статуса главы муниципального образования // СибирскийЮридический Вестник. 1999, № 1.
13.     Шугpина Е. С. Муниципальное право.Н., 1995, с. 410.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.