Реферат по предмету "Финансовые науки"


Анализ государственных финансов Удмуртской республики 2006-2009 гг.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ/>Курсовая работа
по дисциплине: Финансы
2010 г.

Содержание
Введение
1. Основные макроэкономическиетенденции развития региона
1.1 Валовый региональныйпродукт и его структура
1.2 Промышленность
1.3 Сельское хозяйство
1.4 Строительство
2. Анализ основныхмакроэкономических тенденций развития
2.1 Социальные показатели
2.2 Бюджетная системаУдмуртской республики
2.3 Приоритеты финансовой политики Удмуртской республики на 2010 г.
Заключение
Список литературы

Введение
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств.
Объектомисследования в данной работе выступают финансы, как экономические отношения,связанные с формированием и распределением фондов денежных средств в целяхобеспечения условий расширенного воспроизводства, выполнения функций и задачгосударства. Предметом исследования выступают, в частности, государственныефинансы как центральное звено финансовой системы государства, а также бюджеткак один из основных финансовых документов.
Цельюнастоящей работы является рассмотрение основополагающих вопросов, связанных сфинансами, а также рассмотрение на примере отдельно взятого региона функционированияодной из основных составляющих финансов – бюджета.
В рамкахданной цели поставлены следующие задачи:
1/>. Дать определение финансов,рассмотреть их функции и признаки
2.Рассмотреть категорию государственных финансов
3.Подготовить анализ финансового состояния отдельно выбранного региона (такимрегионом была выбрана Удмуртская республика):
3.1 рассмотретьосновные макроэкономические тенденции развития региона;
3.2рассмотреть бюджетную систему региона;
3.3представить приоритетные направления развития региона.
Настоящаяработа состоит из введения, основной части (состоящей, в свою очередь, из 2глав – теоретической и практической), заключения и списка использованнойлитературы. Во введении определяются предмет и объект исследования, актуальностьвыбранной темы, ставятся цели и задачи.
Втеоретической части данной работы рассматриваются основополагающие вопросы,касающиеся финансов – понятие, признаки и функции финансов. Актуальность данныхвопросов состоит в том, что только при четком понимании фундаментальных основпредмета становится возможным рассматривать и изучать частные вопросы финансов.Кроме того, в данной работе рассматриваются некоторые общие теоретическиевопросы, касающиеся государственных финансов, их структуры и функций.
Впрактической части работы делается анализ финансового состояния выбранногорегиона (в настоящей работе таким регионом является Удмуртская республика).

1. Основные макроэкономическиетенденции развития региона
1.1 Валовый региональный продукт и его структура
Основноймакроэкономической тенденцией развития республики в последние годы (с 2006 по2008 гг.) является стабильный прирост валового регионального продукта. Анализиндекса физического объема ВРП показывает, что в 2006-2008 гг. валовыйрегиональный продукт постоянно рос и достиг к 2008г. 240,4 млрд. руб. В 2009г.динамика прироста ВРП стала отрицательной (рис. 1).
/>
2006                       2007             2008            2009
Рис. 1. Динамика индексафизического объема валового регионального продукта, %
В сравнении с2006 годом структура произведенного валового регионального продукта к 2009 годусущественно не изменилась. Основной объем формировался в отрасляхпромышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи,торговле.
В структуре ВРП (табл. 1)преобладающую роль играют отрасли, производящие товары, на которые приходится56% ВРП. При этом на промышленные и обрабатывающие производства приходитсяпорядка 30% ВРП. На втором месте стоит добыча полезных ископаемых (18%), натретьем – сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (8%).

Таблица 1. Структуравалового регионального продукта на 2008 г. (%)
Отрасли, производящие товары:
56 Промышленные и обрабатывающие производства 30 добыча полезных ископаемых 18 сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 8
Отрасли, производящие услуги:
19 оптовая и розничная торговля 8 транспорт и связь 8 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 3
1.2 Промышленность
Промышленные иобрабатывающие производства, на долю которых приходится порядка 30% всего ВРПреспублики, представлены следующими отраслями (Рис. 2):
1. машиностроение и металлообработка(43%);
2. черная металлургия(21%);
3. деревообрабатывающаяпромышленность (15%);
4. энергетика (9%);
5. другие отрасли (12%)./> />
Рис. 2 Структура промышленных иобрабатывающих производств на 2008г. (удельный вес, %)

Закономерно, чтокризисное ухудшение общеэкономической ситуации в конце 2008 – 2009 гг. сразупривело к спаду производства: как сообщает Удмуртстат, по итогам 2009 годазафиксировано снижение объема промышленного производства в реальном выражениина 3,8%. Следует отметить, что промышленность играет огромную роль в экономикеУдмуртии: по итогам 2008 года она обеспечила 43% всего оборота экономикирегиона.
С наступлением 2009 годаситуация в промышленном секторе Удмуртии ухудшилась: индекс физического объемапроизводства к аналогичному периоду прошлого года составил 92,6%. Сложившийсярегиональный индекс промышленного производства оказался значительно нижесреднего как по Приволжскому федеральному округу, так и по России в целом: онисоставили 88,9% и 89,1% соответственно. Кроме Удмуртии в ПФО оказался лишь ещеодин регион, продемонстрировавший по итогам года отрицательную динамику –Нижегородская область (93,1%).
В частности, объемпроизводства добывающей промышленности снизился на четверть: –25,2%. Спад на62,6% к январю 2009 года зафиксирован в транспортном машиностроении, на 50% – вметаллургии, на 35% – в машиностроении. Вообще единственной отраслью,продемонстрировавшей положительную динамику, стала полиграфия, ее индекссоставил 113,1%. Однако невысокий удельный вес этой отрасли в структурепромышленного сектора Удмуртии вряд ли оказался в состоянии сгладить провал.При этом цены производителей промышленных товаров в обрабатывающихпроизводствах в 2009г. возросли (к 2008 году) на 6,2%.
1.3 Сельское хозяйство
Ситуация в сельскомхозяйстве выглядит неоднозначной. Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всехкатегорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г., составили 1632 тыс.га, или 39% всех земель республики, пашня – 1262 тыс. га, или 30%.Сельское хозяйство республики специализируется на молочно-мясномживотноводстве, свиноводстве и птицеводстве. Выращивают кормовые культуры,пшеницу, рожь, овес, ячмень, а также картофель. Надолю Удмуртии приходится 1,3% от общероссийского объема валовой продукциисельского хозяйства и 5 % — от объема Приволжского федерального округа.
В 2009 году по даннымУдмуртстата наблюдалось снижение производства сельскохозяйственной продукции посравнению с 2008г. в части технических и кормовых культур, а также овощей. Вчасти зерновых, а также масличных культур и картофеля количество площадей подпосев увеличилось по сравнению с 2008г. в среднем на 5%. В таблице 2 приведеныданные по размерам посевных площадей под урожай 2009 г.
Таблица2 Размеры посевных площадей под урожай 2009 года в хозяйствах всех категорий,га 2009 2008 2009 в % к 2008 Сохранилось озимых к концу сева яровых на зерно 77186 71858 107.4 Технические культуры 9200 11448 80.4 Масличные культуры 527 508 103.7 Картофель 37733 35766 105.5 Овощи — всего 6212 6495 95.6 Кормовые культуры 535772 583062 91.9
О производительностисельского хозяйства можно судить по данным таблицы 3, в которой указаны данныепо снятому урожаю в 2008 и 2009 годах:
Таблица 3 Уборкаосновных сельскохозяйственных культур в 2008-2009гг. Январь-сентябрь В % к 2008г.
2008
2009 Скошено зерновых и зернобобовых культур (без кукурузы), тысяч гектаров 373,3 354,5 94,9 Намолочено зерна — всего, тысяч центнеров 6413,5 6714,3 104,7 Накопано картофеля, тысяч центнеров 647,0 707,6 109,3 Собрано овощей, тысяч центнеров 23,5 14,0 59,5
1.4 Строительство
С 2006 по2008 год в республике наблюдался положительный прирост строительства жилья.Особенно динамичным он был в 2007-2008гг. Однако в 2009 году в республикенаметился спад в строительстве. В частности было введено в эксплуатацию на 4,4%меньше жилья, чем в 2008г. При этом на 6,1% выросла доля жилья, построенного засчет средств индивидуальных застройщиков. В таблице 4 приведены данные поитогам строительства по Удмуртской республике за 2009г. в сравнении с 2008г.Таблица 4. Основные итоги строительства поУдмуртской Республике за 2009 годНаименование показателей Единица измерения 2009г. в % к 2008 году Ввод в действие: Жилья, всего, в том числе: кв. м 464775 95,6 за счет средств индивидуальных застройщиков -"- 346558 106,1 Введено квадратных метров на 1000 человек 303,7 Х в т.ч. индивидуальное строительство 226,4 Х Общеобразовательных учреждений уч. мест 536 86,7
Динамика ввода жилья вреспублике за 2006-2009гг. по данным Удмуртстата приведена на рис. 3:
/>
          2006    2007     2008    2009
Рис. 3 Динамика ввода жилья в республике за2006-2009гг. (тыс. кв. м.)

В 2009 году значительно сократились объемыипотечного кредитования. Если на начало года ипотечные кредиты выдавал 31 банк,то на сегодняшний день только 13 банков выдают ипотечные кредиты, при этом настадии строительства – лишь 3 банка.
Инвестиционнаяпривлекательность.Инвестиционный рейтинг региона — 3В1, что означает пониженный потенциал –умеренный риск. Среди регионов России по инвестиционному риску республиказанимает 58-е место, по инвестиционному потенциалу – 42-е место. Наименьшийинвестиционный риск – экологический, наибольший – социальный. Наибольшийпотенциал – трудовой.
Антикризиснаяустойчивость. Порейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе значительного спада,по рейтингу экономической устойчивости – к группе умеренного спада, по рейтингусоциальной устойчивости – к группе глубокого спада и по комплексному рейтингуантикризисной устойчивости – к группе глубокого спада.
Напряженностьна рынке труда региона повышается и в первом квартале 2009 г. составила 4176 зарегистрированных безработных на 1000 вакантных рабочих мест, против 816 впервом квартале 2008 г.
Основные показатели,характеризующие развитие народно-хозяйственного комплекса республики в 2006-2009гг., показаны в таблице 5.
Таблица 5 Основныепоказатели экономического положения республики в 2006 – 2009 гг. 2006 2007 2008 2009 Валовый региональный продукт, млрд. руб. 164,8 205,8 240,4 226,9 Объем промышленного производства, млрд. руб. 87,8 90,6 92,9 85,4 Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. 21,8 24,3 33,3 34,5 Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 40,1 44,5 48,8 45,4 Ввод в действие жилья, тыс. кв. м 294,3 332,7 486,2 464,7 Оборот розничной торговли, млрд. руб. 49,7 56,2 89,3 81,8

2. Анализ основных макроэкономических тенденций развития
2.1 Социальные показатели
Социальная ситуация вУдмуртской республике характеризуется преимущественно негативно. В 2006-2008гг. наблюдались определенные улучшения в социальной ситуации, однако в конце2008 – 2009 году ситуация в некоторых аспектах (например относительно уровнябезработицы) резко ухудшилась, в других – осталась на прежнем уровне.
Среднемесячнаяначисленная заработная плата в целом по республике за 2008 год составила12121,8 рубля, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2007 годана 27,5%. В 2009 году также бал заметен рост среднемесячной заработной платы.По сравнению с 2008 годом данный показатель увеличился на 12,5% и составил13631,3 рубля.
Денежные доходы на душунаселения в среднем за месяц в 2009 году составили 10437,2 рубля, и увеличилисьпо сравнению с 2008 годом на 4%. Динамика увеличения доходов населения с 2006по 2009 год представлена в таблице 6.
Таблица 6 Доходынаселения в 2006-2009гг (рублей\мес) 2006 2007 2008 2009
Доходы, в среднем на члена домохозяйства, в месяц, рублей 6283,8 7562,7 10013,5 10437,2 из них: валовой доход 5626,7 6688,7 8854,9 9209,0 в том числе: денежный доход 5204,7 6184,7 8222,6 8551,5 стоимость натуральных поступлений 422,0 503,9 632,3 657,5 сумма привлеченных средств и израсходованных сбережений 657,1 874,1 1158,6 1204,9

Сравнительный анализсреднемесячных доходов на душу населения в Удмуртской республике и в среднем поРоссийской федерации представлен на рисунке 4.
/>
         2006        2007    2008   2009
/> Российская федерация /> Удмуртская республика
Рис. 4 Доходы в среднемна душу населения (руб.)
Одновременно следуетотметить, что с 2006 по 2009 год инфляция в основном соответствовала уровню,среднему по РФ.
Сводный индекспотребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в декабре 2008 года по отношению кдекабрю 2007 года по Российской Федерации составил 113,3%, в Удмуртской республике– 113,1%. ИЦП на товары и услуги в декабре 2009 года по отношению к декабрю2008 года в Удмуртской республике составил 9,5%. Сводные данные показаны нарис. 5.
/>
            2007           2008          2009
/> Российская федерация /> Удмуртская республика
Рис. 5 Индекспотребительских цен, %

С 2006 по 2009 гг.средняя величина прожиточного минимума в Удмуртской республике выросла на 46% иво IV квартале 2009 года составила всреднем 4392 рубля. Динамика роста минимального прожиточного минимумапредставлена на рисунке 6:
/>
          2006     2007      2008    2009
/> Величина прожиточногоминимума, руб.
/> Доля населения с доходами нижепрожиточного минимума, %
Рисунок 6 Прожиточныйминимум и доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
В 2007 году снизилсяпоказатель численности населения с доходами ниже прожиточного минимума к общейчисленности населения с 17,4% до 16% по сравнению с 2006г. Однако, начиная с2008 года удельная доля населения, живущего за чертой бедности, начала расти, исоставила 18, и 18,9 в 2008 и 2009 гг. соответственно.
Уровень регистрируемойбезработицы в республике достаточно высок и держится на уровне 6,5 – 7% отобщего количества трудоспособного населения. В 2008 г. данный показатель вырос до 8,4% в связи с кризисом и массовыми увольнениями работников. Концу2009 года данный показатель вернулся на докризисный уровень и составил 6,9%(динамика уровня безработицы показана на рис. 7)

/>
        2006     2007       2008     2009
Рисунок 7. Уровеньбезработицы
Удмуртская республикаотличается более благоприятной демографической ситуацией, коэффициент естественногоприроста населения заметно ниже среднего по стране (-0,6‰ при среднем по РФ-2,5‰ в 2008 г.). Среди регионов Урало-Поволжья республика уступает только Башкортостану(-0,3‰). Сокращение естественной убыли населения за счет повышения рождаемостии снижения смертности отмечается в последние три года во всей стране, но через5-10 лет, с приходом в детородный возраст малочисленного поколения, рожденногов кризисный период 1990-х годов, эта тенденция должна смениться обратной.
Основныесоциально-экономические показатели Удмуртской республики приведены в таблице 7
Таблица 7 Основныесоциально-экономические показатели Удмуртской республики 2006-2009 гг. 2006 2007 2008 2009 Средняя заработная плата, руб. 11567,9 11978,4 12121,8 13631,3 Денежные доходы на душу населения, руб. 5204,7 6184,7 8222,6 8551,5 Индекс потребительских цен, % 112,8 113,1 113 109,5 Прожиточный минимум, руб. 3002 3650 4093 4392 Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % 17,4 16 18,1 18,9 Уровень безработицы, % 7 6,6 8,4 6,9 Коэффициент рождаемости 10,4 11,3 11,9 13,8 Коэффициент смертности 16,1 15,2 15,6 15,4

2.2 Бюджетная система Удмуртской республики
За январь – сентябрь 2009года в Удмуртской Республике налоговые органы мобилизовали в консолидированныйбюджет РФ налоговых и неналоговых платежей на сумму 43 млрд. 810 млн. рублей(без учета единого социального налога). По сравнению с аналогичным периодом2008 года объем поступления налогов и иных платежей снизился на 21 млрд. 288млн. рублей (на 32,7 %).
В структуре налоговыхпоступлений налоговые платежи распределены следующим образом: в федеральныйбюджет – 24 млрд. 677 млн. рублей (56,3%), в территориальный – 19 млрд. 133млн. рублей (43,7%), в том числе в республиканский бюджет УР – 14 млрд. 854 млн.рублей, в местные бюджеты территориальных образований УР – 4 млрд. 278 млн.рублей.
Кроме того, быломобилизовано единого социального налога 12 млрд. 853 млн. рублей, в том числе вПенсионный фонд РФ – 11 млрд. 141 млн. рублей.
Поступления в федеральныйбюджет в отчетном периоде снизились на 17 млрд. 436 млн. рублей (на 41,4 %),поступления в консолидированный бюджет Удмуртской Республики – на 3 млрд. 852млн. рублей (на 16,8 %). Поступления единого социального налога в январе –сентябре 2009 года в сопоставлении с аналогичным периодом 2008 года снизилисьна 280 млн. рублей (на 2,1 %).
За 9 месяцев 2009 вконсолидированный бюджет РФ мобилизовано платежей за пользование природнымиресурсами 13 млрд. 982 млн. рублей (31,9 %), в том числе налога на добычуполезных ископаемых – 13 млрд. 944 млн. рублей (31,8 %), НДС – 10 млрд. 580 млн.рублей (24,1 % от общего объема поступлений), налога на прибыль организаций – 5млрд. 948 млн. рублей (13,6 %), налога на доходы физических лиц – 8 млрд. 156млн. рублей (18,6 %), акцизов – 1 млрд. 361 млн. рублей (3,1 %), налогов наимущество – 2 млрд. 679 млн. рублей (6,1 %), налогов на совокупный доход – 861млн. рублей (2,0 %).
Доходная частьконсолидированного бюджета УР, контролируемая ФНС, была сформирована следующиминалоговыми доходами: поступления налога на прибыль организаций составили 5 млрд.435 млн. рублей (28,4 % в общем объеме доходов), налога на доходы физическихлиц – 8 млрд. 156 млн. рублей (42,6 %), налогов на имущество – 2 млрд. 679 млн.рублей (14,0 %), акцизов – 1 млрд. 194 млн. рублей (6,2 %), платежей запользование природными ресурсами поступило 704 млн. рублей (3,7 %), налогов насовокупный доход – 861 млн. рублей (4,5 %).
По сравнению саналогичным периодом 2008 года в январе – сентябре 2009 года снизилась доляплатежей за пользование природными ресурсами в общем объеме поступлений вконсолидированный бюджет республики на 2,7 процентных пункта, а также налога наприбыль – на 7,4 %.
Наиболее напряженнойостается ситуация в промышленности, которую определяют три ее основные отрасли:добыча нефти, машиностроение и металлообработка, металлургия. По сравнению свосемью месяцами 2008 года объем отгруженной продукции — товаров собственногопроизводства — сократился на 16 %, объем добычи нефти — на 1 %, прокат черныхметаллов — на 20 %, сортовой прокат — на 49 %. Сальдированная прибыльуменьшилась на 60 %, доля прибыльных предприятий — на 10 %. Индекспромышленного производства по основным видам экономической деятельностисоставил 92,3 % по сравнению с данными за восемь месяцев 2008 года.
Резкое снижениепромышленного производства привело к тому, что за девять месяцев 2009 годареспубликанский бюджет по доходам был исполнен на 34,9 млрд. руб. Поступлениеналоговых и неналоговых доходов составило 30,3 млрд. рублей или 79 % ксоответствующему периоду прошлого года. В основном рост доходов произошел благодаряувеличению налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц,налога на добычу полезных ископаемых. Вместе с тем достигнут рост по доходам отуплаты акцизов на нефтепродукты на 76 %, или на 456,4 млн. руб., за счетувеличения ставок и изменения нормативов отчислений.
Расходная часть республиканскогобюджета исполнена в сумме 36,1 млрд. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2008года расходы возросли на 3,8 млрд. руб.
В части исполнениядоходов местных бюджетов ситуация несколько лучше республиканской, но некотораянапряженность в поступлении есть. В местные бюджеты с учетом безвозмездныхпоступлений (9,6 млрд. руб.) поступило 14,9 млрд. руб. По сравнению саналогичным периодом прошлого года поступление налоговых и неналоговых доходовв текущем году ниже на 16 %. С учетом безвозмездных перечислений из бюджетареспублики расходы местных бюджетов по оперативным данным составили 15,7 млрд.руб.
Структура доходов ирасходов консолидированного бюджета Удмуртской республики 2006-2009 гг., млн.руб. 2007 2008 2009 сумма % сумма % сумма %
Доходная часть Доходы, всего 25 339,7 100 29956,82 100 34913,55 100 В том числе Налоговые доходы, всего 18604,52 73,2 22241,83 76,8 26778,69 76,7 Из них Налог на прибыль 6915,35 27,3 8017,32 26,7 9935,56 28,5 Налог на доходы физических лиц 5955,79 23,5 7283,4 24,3 8656,7 24,8 Акцизы 1028,34 4 1084,2 3,6 1194,36 3,4 Платежи за пользование природными ресурсами 729,44 2,8 720,63 2,4 704,85 2 Налог с продаж 1661,23 6,5 1983,32 6,6 2177,28 6,2 Налог на имущество 1234,19 4,8 1887,24 6,3 2679,35 7,7 Налог на совокупный доход 525,21 2 693,1 2,3 861,7 2,5 Местные налоги и сборы 87,08 0,4 92,7 03 97,3 0,3 Прочие налоговые доходы и сборы 467,89 1,8 479,92 1,6 471,59 1,3 Неналоговые доходы, всего 3178,01 12,5 3372,08 11,2 3633,61 10,3 В том числе Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций 1026,9 4 1102,54 3,7 1241,67 3,5 Доходы от продажи земли и нематериальных активов 724 2,8 792,39 2,6 863,11 2,5 Административные платежи и сборы 983,02 3,9 1002,43 3,3 1025,84 2,9 Штрафные санкции, возмещение ущерба 265,92 1,1 302,57 1 316,17 0,9 Прочие неналоговые доходы 178,17 0,7 172,15 0,6 186,82 0,5 Безвозмездное перечисление из бюджетов других уровней 3335,59 13,1 4011,57 13,4 4168,95 11,9 Доходы целевых бюджетных фондов 106,78 0,45 155,1 0,5 173,19 0,5 Доходы от предпринимательской и другой приносящей доходы деятельности 114,8 0,55 176,24 0,6 201,8 0,6
Расходная часть Расходы, всего 26 442,6 100 32282,09 100 36154,7 100 В том числе Управление 2274,64 8,6 2482,17 7,6 2583,4 7,7 Судебная власть 26,26 0,1 144,8 0,4 160,4 0,5 Правоохранительная деятельности 713,95 2,7 789,11 2,4 806,88 2,4 Промышленность, энергетика и строительство 1322,13 5 1427,14 4,4 1549,35 4,6 Сельское хозяйство и рыболовство 1084,14 4,1 1174,79 3,6 1248,43 3,7 Транспорт дорожное хозяйство, связь и информатика 237,98 0,9 245,67 0,7 265,32 0,8 Охрана окружающей среды 1057,70 4 1194,2 3,7 1259,22 3,8 ЖКХ 4891,88 18,5 4892,1 15,2 4935,21 14,8 Социально-культурная сфера 14305,45 54,1 19932,11 61,7 20461,36 61,5 В том числе Здравоохранение 4230,81 16 4908,32 15,2 5380,83 16,2 Образование 5738,04 21,7 5728,34 17,7 5983,68 18 Культура 793,27 3 839,23 2,6 841,51 2,5 СМИ 105,77 0,4 106,2 0,3 107,36 0,3 Социальная политика 3437,5 13 4092,32 12,6 5262,85 15,8 Обслуживание государственного долга 105,77 0,4 205,3 0,6 405,07 1,2 Дорожное хозяйство 2406,27 9,1 2503,2 7,7 2304,2 6,9 Прочие 264,42 1 349,2 1 175,86 0,5
Как видно из приведенныхданных, основными источниками доходов являются налоги. На них приходится 73-76%всех доходов. В другой стороны, основной статьей расходов бюджета республикиявляется социально-культурная сфера (на нее в 2008-2009 году пришелся 61% всехрасходов бюджета), при этом наибольший вклад сделан в здравоохранение (16,2%) исоциальную политику (15,8%)
2.3 Приоритеты финансовой политики Удмуртскойреспублики на 2010г.
Приоритеты бюджетнойполитики республики на 2010 финансовый год остаются неизменными: выплатазаработной платы работникам бюджетной сферы, реализация мер социальнойподдержки населения, финансирование программ занятости и поддержки малогобизнеса, предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районови городских округов, реализация приоритетных национальных проектов. Главный ихсмысл заключается в том, что бюджетные деньги должны в приоритетном порядкеработать на выполнение социальных обязательств перед гражданами и обеспечиватьусловия для поддержания работоспособности хозяйствующих субъектовреспубликанской экономики.
При планировании основныхпараметров республиканского бюджета на 2010 год соблюдалось два основныхусловия: обязательное исполнение публичных обязательств перед гражданаминезависимо от экономической ситуации и переход к режиму жесткой экономиибюджетных средств с целью достижения социального и экономического эффекта отиспользования каждого бюджетного рубля. Прежде всего речь шла о выборесбалансированного варианта расходования бюджетных средств за счет эффективногоисполнения действующих расходных обязательств и обеспечения их взаимодействия среальными возможностями бюджета и конечными целями социально-экономическогоразвития республики.
Ситуация в экономикеоказывает непосредственное влияние на изменение бюджетообразующих показателей иобъем доходов бюджета республики. По данным экономических ведомств России иУдмуртской Республики, в 2010 году рост валового продукта практически непрогнозируется. Ожидается дальнейшее сокращение доходов от прибыли, зачисляемойв республиканский бюджет, что существенным образом отразится на показателяхдоходной части бюджета 2010 года. Для сравнения: в 2008 году доходыреспубликанского бюджета Удмуртской Республики составили 29,9 млрд руб., пооценке 2009 года — 34,9 млрд руб., по прогнозам 2010 года — 26,9 млрд руб.Налоговые и неналоговые доходы в структуре доходов республиканского бюджета на2010 год предусматриваются в сумме 20,6 млрд руб., безвозмездные поступления изфедерального бюджета — 6,3 млрд руб., которые будут уточнены после принятияФедерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год».
Надо сказать, что одна изпричин сокращения доходов республиканского бюджета Удмуртской Республики в 2010году связана с изменением налогового и бюджетного законодательства. За счетстопроцентного зачисления с 1 января 2010 года НДПИ в федеральный бюджет (ранее— 95 %) сумма выпадающих доходов республиканского бюджета в очередномфинансовом году возрастет более чем на 1 млрд руб. Частично компенсироватьвыпадающие доходы планируется путем предоставления из федерального бюджетадотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности в 2010 году в объеме60 % от прогнозных поступлений НДПИ, индексации ставок по акцизам на пиво, винои нефтепродукты, а также увеличения ставок транспортного налога, установленныхстатьей 361 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, всевышеназванные условия потребовали значительного ужесточения подходов кформированию расходной части проекта республиканского бюджета. Почти 67 %бюджетных расходов в 2010 году имеет ярко выраженный социальный характер. Чтокасается структуры социальных расходов бюджета, то наибольший процент составятрасходы на социальную политику — 19,6 %. На образование предусмотрено 8,3 %,здравоохранение, физическую культуру и спорт — 9,6 %, культуру — 2,6 %. Весомыйудельный вес в структуре соцрасходов занимают межбюджетные трансферты местнымбюджетам — 56 %. Средства будут использованы на поддержание доходов граждан,предоставление качественных услуг в области медицины, лекарственноеобеспечение, поддержку современных образовательных центров и жилищных программ.
В связи с усилениемадресного характера социальных выплат уточнены исходные данные по количествульготных категорий граждан. При этом финансирование социальных выплат, такихкак ежемесячное пособие на ребенка, на содержание детей, находящихся под опекойи переданных на патронатное воспитание или в приемные семьи, ветеранам труда итруженикам тыла запланировано в полном объеме. Независимо от экономическойситуации в том же объеме будут сохранены обязательства по выплате заработнойплаты работникам бюджетной сферы, стипендий, закупке медикаментов и расходныхматериалов медицинского назначения, социальному обеспечению населения.
В то же время расходыбюджетных учреждений на оплату услуг связи, транспортные услуги, арендную платуза пользование имуществом, расходы по увеличению материальных запасов и другиетекущие расходы на содержание учреждений определены исходя из сокращениярасходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом в среднем на 15%.

Заключение
В процессе рассмотренияпоставленных во введении к данной работе задач было выяснено, что финансыпредставляют собой экономические отношения, связанные с формированием ираспределением фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенноговоспроизводства, выполнения функций и задач государства. Они имеютотличительные черты и выполняют определенные функции.
Также было установлено,что государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы страны иявляются ее центральным звеном. Сущность государственных финансов состоит втом, что они служат инструментом мобилизации финансовых ресурсов всех секторовэкономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.
В практической частиработы был проведен анализ финансового состояния Удмуртской республики в2006-2009 годах. Выли рассмотрены основные макроэкономические показатели,характеризующие финансовое состояние региона, в также были выявленыопределенные закономерности в его развитии. Кроме того, был проведенсравнительный анализ бюджетов региона за последние 3 года и сделан краткийотчет по доходам и расходам бюджета. Были указаны приоритетные направленияразвития Удмуртской республики в 2010 году.

Список литературы
1.        Бочаров В.В.,Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы – СПб: Питер, 2009. – 400 стр.
2.        Голодова Ж.Г.Финансы и кредит – М.: Инфра-М, 2008. – 448 стр.
3.        Ковалева А.МФинансы – М.: Финансы и статистика, 2008. – 416 стр.
4.        Финансы /под ред.Архипова А.И., Погосова И.А. / — М.: Проспект, 2007. – 632 стр.
5.        http://bujet.ru
6.        http://www.gks.ru
7.        http://www.raexpert.ru
8.        http://susanin.udm.ru
9.        http://udm.business-class.su
10.     http://udmstat.gks.ru
11.     http://udmurtstat.htc-cs.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.