ПЛАН.
1. Конституция — основнойзакон демократического государства. 2
2. Цели классификации. 3
3. Основныекритерии, используемые при классификацииконституций разных государств. 4
4. Юридическиеи фактические конституции. 5
5. “Старые”и “новые” конституции. 6
6. Унитарныеи федеративные конституции. 6
7. Федеральные конституции и конституции субъектов федерации. 6
8. Демократические и реакционные (авторитарные)конституции. 7
9. Временные и постоянные конституции. 7
10. Писанныеи неписаные конституции. 8
11. Жесткие,особо жесткие и гибкие конституции. 11
12. КонституцияРоссийской Федерации 1993 года. 17
13. Списокиспользованной литературы 22
Конституция — основнойзакон демократическогогосударства
Слово “Конституция” — латинского происхождения, онопроисходит от constitutio, что означает “установление, устроение”. Традиционнов государствоведении этим термином определяется Основной закон государства,определяющий его общественное и государственное устройство, политический строй,избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти иуправления различных уровней, основные политические, экономические и социальныеправа, свободы и обязанности граждан данного государства.
Основной Закон — этофундамент законодательства любой страны, регулирующего взаимоотношения гражданмежду собой, с различными органами власти и с государством. Конституция нужнадля того, чтобы законы не вступали в противоречие друг с другом и не нарушализаконные права и свободы граждан, защищаемые законом.
Сфераконституционного регулирования весьма широка. Однако большинство нормКонституции посвящено государству. Конституция не только провозглашает исходныеположения, как, например, о том, что Российская Федерация — демократическоефедеративное правовое государство с республиканской формой правления, но иподробно регламентирует систему федеральных государственных органов, отношениямежду ними, их права и обязанности, формы и методы деятельности.
Развитие и становлениемолодого Российского государства подтверждает общее правило нашего времени:каждая страна, считающая себя или хотя бы претендующая на званиецивилизованной, имеет свою конституцию. Это явление закономерно. Конституцияважна и необходима для любого современного государства прежде всего потому, чтов ней, как в основном законе, закрепляются исходные принципы и назначениегосударства, функции и основы его организации, формы и методы его деятельности.Конституция устанавливает пределы, характер, способы и методы государственногорегулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношениягосударства с отдельным человеком и гражданином. Самое главное заключается втом, что конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам исвободам человека, защищает его честь и достоинство, в этом и состоит ееосновное предназначение. Исключений на сегодняшний день практически несуществует. Даже Великобритания, в которой нет единого и кодифицированногоосновного закона (что собственно и подразумевается под писаной конституцией),располагает целым комплексом разнородных юридических актов, принятых в разныеэпохи и различающиеся по своему происхождению, объединяет которые их суть исодержание. Это “Хабеас корпус акт” и “Билля о правах” (оба приняты еще в XVIIв.), а также другие законы и даже традиции, составляющие в совокупности ееуникальную неписаную конституцию.
Более того, для ХХ столетия,особенно его второй половины, характерно обновление и стремление демократизацииконституционного строя, отмеченное во многих странах всего мира, включаяФранцию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Этопродиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими вназванных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новойКонституции в России тоже отражает серьезнейшие общественные потребностей,возникшие в нашей стране в последние десятилетия, хотя необходимо отметить, чтонезаметная для простого наблюдателя подготовка таких изменений проходила ужедавно, а их появление можно назвать своего рода революцией.
Конституцию справедливоназывают главным, основным законом любого государства. Если представить себемногочисленные правовые акты, действующие в каждой стране, в виде определенногоорганизованного, взаимосвязанного и взаимообусловленного целого, некоейсистемы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источникразвития всего существующего права. На базе конституции происходит становлениеи развитие всех остальных отраслей права, как традиционных, существовавших ещев прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен и новых явлений вэкономическом, социальном, политическом, культурном развитии и других сферахобщественной жизни страны.
Цели классификации.
Значительное сходствокомпозиционного состава многих конституций, круга вопросов, ими регулируемых,внешних формальных признаков этих актов дают возможность их классифицировать. Вданном случае имеется в виду классификация главным образом юридическихконституций, хотя обращение к фактам действительности также должно иметь место(когда, например, идет речь о фактических, фиктивных или нефиктивныхконституциях).
Классификация конституций,их разнесение по различным классам на основе общих свойств позволяеториентироваться в многообразии конституций, способствует установлениюзакономерно существующих связей между ними, определению места того или иногоакта во всей их совокупности, помогает лучше их различать, сопоставлять друг сдругом, уяснять особенности их содержания и структуры. Классификация облегчаетвосприятие общей картины конституционного законодательства в мире. В то жевремя классификация конституций, как и любая классификация вообще, носитдовольно условный характер, поскольку конституции отличаются друг от другаспецификой принятия, особенностями соотношения политических сил в период ихвыработки, историческими и национальными традициями и др.
С помощью классификации,создания систем представлений с родо-видовым соподчинением выявляются общие,существенные признаки конституций; классификация позволяет точнее определить ихприроду и особенности, глубже вникнуть в их содержание. Она ведет к четкомуоформлению наших знаний о конституции.Основные критерии, используемые
при классификации конституцийразных государств.
В настоящее время более 100 стран, различающихся формамигосударственного и территориального устройства, политически, экономически икультурно, имеют свои конституции. История конституции как основополагающегозакона государства насчитывает всего чуть более двух столетий. Первой, самойстарой, но действующей и поныне является конституция США, принятая в 1787 году,претерпевшая ряд изменений (в основном дополнений), но по своей сути остающаясяпрежней. Все ныне действующие конституции имеют много общего по своемусодержанию и по форме, однако несомненно, что все они также обладают рядомразличий, отражающих политические, экономические, культурные, религиозные,социальные, этнические, исторические и другие особенности соответствующейстраны.
Классификацию конституций можно производить поразнообразным параметрам и признакам.
По времени принятия конституции можно подразделитьна “старые” и “новые”.
По фактическому применению можно выделитьконституции юридические и фактические.
В зависимости от формы территориального устройствагосударства принято выделять конституции унитарные и федеративные,различающиеся в первую очередь сферой и детальностью регулирования.
По принадлежности самому федеративному государствуили его субъектам конституции делят на федеральные и конституции субъектовфедерации.
По способу объективирования конституции бываютписанными и неписаными, это деление отчасти близко к выделению юридических ифактических конституций.
По степени сложности процедуры внесения поправок,изменений и дополнений конституции подразделяют на гибкие и жесткие, иногдатакже выделяют особо жесткие конституции.
В большинстве случаев конституции действуют напостоянной основе, однако вполне реально принятие конституции, предназначеннойдля применения в течение какого-то определенного, обычно переходного периода вистории государства. Таким образом, конституции могут быть постоянными ивременными.
Возможная классификация конституций по ихсодержанию, по фактическому предоставлению прав и свобод гражданам, по степениих защищенности, на реакционные и демократические.
Юридическиеи фактические конституции.
Все конституции можно разделить на юридические ифактические. Под юридической конституцией государства подразумеваетсяфактически существующий документ, закрепляющий основы государственного,политического и экономического устройства данной страны, принятый установленнымзаконом образом. Однако, юридическая конституция по своей сути это простодокумент, бумага, при ее реальном применении в жизни возникает масса проблем инеясностей, разрешить которые призваны конкретные законодательные акты,принимаемые различными органами власти и должностными лицами во исполнениеположений конституции. Так в российской конституции прямо указана необходимостьпринятия ряда конституционных законов, т.к. фактически сама конституция являетсякостяком, общим планом законодательной базы государства, и не может даватьрешения конкретным вопросам. Она содержит лишь базовые принципы,руководствоваться которыми должны граждане, должностные лица и организации всехтипов и форм собственности данной страны. Таким образом, нормативно-правовыеакты, конкретизирующие положения конституции можно назвать фактическойконституцией данного государства.
Предпочтительной является ситуация, когдаюридическая и фактическая конституции полностью совпадают, т.е. основнойдокумент, определяющий основы государственного устройства, действует в реальнойжизни.
Существенные расхождения между юридической ифактически действующей конституциями говорит о нестабильности политическогостроя государства, о фиктивности законно принятой конституции, что типично длятоталитарных или военных государств (это было характерно для ранеедействовавших в России и Советском Союзе конституций, которые были прекрасны по своему содержанию, однако тедемократические принципы, которые были закреплены в них, не просто непретворялись в жизнь, а нарушались самым грубым образом).
“Старые”и “новые” конституции.
Как уже было указано выше история конституций вмире насчитывает чуть более 200 лет. Таким образом, в зависимости от времени иэпохи принятия, срока действия конституции довольно условно подразделяются настарые, принятые в 18 –19 веках. К ним можно отнести конституцию США 1787 года,являющуюся древнейшей, Норвегии – 1814 год, Бельгии – 1831 год, Люксембурга –1868 год, Швейцарии – 1874 год.
Для этих конституций типичен более общий характер,так например Конституция Соединенных Штатов Америки содержит лишь общиепринципы организации центральной государственной власти и распределениякомпетенции между Союзом и штатами, она изначально не содержала раздела,который бы закреплял права и свободы граждан, этот раздел “Билль о правах” –первые 10 поправок, были добавлены несколько позднее.
Конституции, созданные и принятые в 20 веке, в основномпосле Второй мировой войны, разработаны, как правило, гораздо более детально,чем их предшественницы с учетом накопившегося опыта конституционногорегулирования общественной жизни государства.
Унитарные и федеративные конституции.
Все государства в зависимости от формы государственногоустройства подразделяются на федеративные, состоящие из республик, земель,кантонов, провинций, штатов и других субъектов федерации, и унитарные,представляющие собой одно, единое, неделимое государство. Соответственновыделяют конституции унитарные и федеративные. Они будут различаться по кругурегулируемых вопросов, т.к. федеративные конституции в обязательном порядкедолжны содержать раздел, посвященный предметам совместного ведения иопределяющий сферы, регулируемые законодательством на уровне субъектовфедерации.
Федеральные конституции и конституции субъектов федерации.
Конституции данного типа могут существовать только вфедеративных государствах со сложным устройством. В таких случаях федеральныеконституции являются главенствующими, а то время как конституции субъектовфедерации будут вторичными по отношению к ним и не должны противоречитьосновному закону государства. Конституции субъектов федерации обычно имеютболее детальный и конкретный характер, они должны регулировать вопросы болееместного, локального значения, чем общегосударственные конституции, которыелишь очерчивают и определяют общие принципы государственного устройства.
Демократические и реакционные (авторитарные) конституции.
В зависимости от характера политического режимаконституции подразделяются на демократические и реакционные. Конечно, этоделение в значительной мере условное. С моей точки зрения, данное деление лучшеиспользовать говоря о фактических конституциях, т.е. о тех, которые реальнодействуют и положения и принципы которых действительно используются вуправлении государством, т.к. юридическая конституция может содержать скольугодно много идеальных, демократических принципов, но существовать они могуттолько на бумаге, не имея ничего общего с действительностью. Демократическиеконституции гарантируют и защищают определенный круг прав и свобод для своихграждан, допускают свободное образование и деятельность политических партийразного толка, предоставляют свободу в осуществлении экономической деятельностии т.п.
Реакционные конституции могут ограничивать или запрещатьдеятельность политических партий или других организаций, устанавливать диктатодной партии (что было типично для советских конституций), определять пределыосуществления прав и свобод, ограничивать граждан в практической реализациинеотъемлемых, естественных прав.
Для авторитарных, а особенно тотальных конституцийхарактерна повышенная по сравнению с демократическими идеологическаянасыщенность вплоть до упоминания конкретных идеологий, враждебныхсуществующему в стране строю, или, наоборот, признания приверженности однойопределенной идеологии (коммунизма, ислама и т.п.). В авторитарных конституцияхподчас провозглашаются иные принципы организации государственной власти, чем вдемократических, например, создание государственных органов на корпоративнойоснове. дует, однако, иметь в виду, что демократические конституции иногдаслужат прикрытием авторитарного политического режима, порой, хотя и реже,наоборот, демократический режим сохраняет на какое-то время авторитарную конституцию.
Необходимо отметить, что большинство юридическихконституций, действующих в настоящее время, являются демократическими, однако вреальной жизни дело очень часто выглядит несколько по-иному.
Временные и постоянные конституции.
Обычно конституции принимаются и действуют на постояннойоснове, конечно, понятно, что даже наиболее тщательно разработанная конституцияможет раньше или позже устареть и перестать отвечать вновь сложившимся условиям(обычно политическим или экономическим). Однако при принятии новой конституциипредполагается, что она будет постоянной, т.е. ее действие рассчитано на болееили менее длительный срок. Постоянство конституции страны – весьмаположительный признак, говорящий о стабильности данного государства, отщательности разработки базовых положений основного закона страны, о том, чторазвитие страны идет в направлении предусмотренном при создании конституции.
Однако временный характер конституции не говорит об ееущербности или неполноценности. Это скорее признак того, что в стране ожидают иготовятся к серьезным изменениям, к изменениям настолько важным и коренным, чтопринятие постоянной конституции не представляется целесообразным, т.к.ожидаемые изменения либо трудно предсказуемы, либо временная конституциявыступает в роли своего рода палочки-выручалочки, она – своего рода страховка,обосновывающая существование и функционирование государства в течение какого-топериода.
Временные конституции могут приниматься на установленныйсрок или впредь до наступления определенного события. Например, КонституцияТаиланда 1959 г., включавшая всего 20 статей, действовала до выработки проектапостоянной Конституции Учредительным собранием.
Большинство конституций, естественно, являютсяпостоянными. Например, Конституция Мексики 1917 г., содержащая наибольшее числопоправок или самая старая конституция – конституция США, являются постоянными,устойчивыми.
Многие государства, обычно латиноамериканские, засравнительно недолгий период своего существования сменили десятки конституций,так например Боливия – 20 конституций, Колумбия – 11, Доминиканская Республика– 15, Гаити – 23, Венесуэла — 22. Этобыло следствием частных военных переворотов, характерных для этих стран, атакже стремлением военных, пришедших к власти насильственным путем, закрепитьсяу власти более легальным и законным способом.
Писанные и неписаные конституции.
По способу объективирования Основного закона, то есть потому, как внешне, реально и объективно выражена воля учредителя, конституцииподразделяются на писанные и неписаные. Писаные конституции составлены в видеединого документа, построенного по определенной схеме и имеющего стандартнуюструктуру, разделы и содержание, естественно, различающиеся в каждом конкретномслучае, но в целом имеющем много общего. Обычно писаная конституция включаетпреамбулу, основной текст и переходные положения или сопроводительныеприложения.
Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулупровозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки к прежнейконституции и некоторым другим документам. По общему правилу преамбула, хотя иявляется составной частью текста конституции, но обычно она не носитнормативного характера. Ее положения считаются чисто вводными и декларативными,за исключением тех, которые являются отсылочными нормами (например, преамбула кКонституции Франции). Очень часто современные конституции (Австрия, Бельгия,Дания, Исландия, Италия, большинство стран Латинской Америки) не имеютпреамбулы, но общая тенденция все-таки сводится к тому, что новейшие конституции(в том числе российская) имеют в своем составе небольшой преамбулой.
Основной конституционный текст обычно подразделяется начасти, главы, разделы, статьи. Так, например, текст Конституции Италии состоитиз раздела «Основные принципы» и двух частей — «Права иобязанности граждан» и «Государственный строй Республики». Частиподразделяются на главы, главы на разделы, разделы на статьи. Схожую структуруимеют конституции ФРГ, Японии, Франции, Индии, Малайзии и некоторых другихстран. Обычно наиболее крупные структурные подразделения текста имеют названия,но их может и не быть ('США). Некоторые конституции (Индия, Бангладеш)сопровождаются дополнениями, в которых конкретизируются и уточняются общиеположения конституции по определенным вопросам. В отдельных конституцияхимеются переходные положения (Италия).
Неписаныеконституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время онисуществуют только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная конституцияимеет тот же круг предметов правового регулирования, что и писаная. Инымисловами, неписаная конституция закрепляет форму правления, формугосударственного устройства, структуру высших органов государственной власти,правовое положение личности и т.д., но ее предписания содержатся не в единомдокументе, а в огромном числе источников права. Таким образом, формаобъективирования неписаной конституции неопределенная. Например, в Британии втечение небольшого срока (1653 — 1660 гг.) действовала писаная конституция — орудие управления О. Кромвеля, но она не оставила заметного следа в развитиибританского конституционализма. Современная неписаная конституция Британиипредставляет собой весьма сложный конгломерат различного рода источников. Этаконституция непрерывно дополняется и изменяется. Она весьма гибки и удобна впрактическом смысле, и в отличие от своих писаных собратьев, не нуждается всложной процедуре принятия дополнений и изменений. Для этого существует массаболее простых способов — от парламентского закона до создания новогопрецедента.
Собственно“конституция” Великобритании содержит и письменные источники. Писаная часть включает в себя статусное право, т.е.принятые в различные годы и даже эпохи парламентом акты, регулирующие вопросыконституционного характера, но ни один из этих законов не является основнымзаконом, каким считается Конституция страны, и судебные решения (прецеденты),имеющие своим предметом вопросы, носящие тот же конституционный характер. Хотясудебные решения объективно имеют писанный, т.е. зафиксированный на бумаге,характер, тем не менее доктрина относит их к неписаной части права. выражение“писанный” закон означает закон, формально принятый парламентом, неважнозафиксирован он на бумаге или нет, а термин “неписаный” закон употребляется дляобозначения закона, не принимавшегося парламентом. Судебные решения составляютсистему “общего права”; они затрагивают главным образом права и свободы граждан(что входит в любую писанную конституцию), а также отношения различныхгосударственных органов. Судебных прецедентов огромное множество; наибольшеезначение из них имеют решения высших судебных инстанций, особенно палаты лордов- верховной судебной инстанции страны. Ее решения обязательны для всех судов.
К собственно неписанойчасти относятся конституционные соглашения, нигде юридически незафиксированные, но регулирующие, как правило, важнейшие вопросыгосударственной жизни. Эти соглашения, или система обычного права,рассматриваются в Великобритании как основа конституционного права. Обычайпредставляют сложившиеся на практике правила, не пользующиеся судебной защитой.Королевские прерогативы, например, составляют часть обычного права. Онивключают нормы, регулирующие назначение министров, коллективную ответственностькабинета министров, роспуск парламента, заключение международных договоров,объявление войны и др. На практики эти прерогативы осуществляются короной(монархом) по получении одобрения правительства, находящегося у власти.Суверенитет парламента — фундаментальный принцип британского конституционногоправа — также является принципом обычного права. Он неоднократно признавалсясудами; в частности, в 1840 г. судом было подтверждено право парламента судитьсвоих членов за нарушение своих прав и привилегий, в 1884 г. судом былоподтверждено полное право парламента распоряжаться своими внутренними делами.
Исторически конституционныесоглашения имеют различное происхождение. Они возникают в силу обстоятельств врезультате межпартийной борьбы; играет роль и медленная эволюция существующейпрактики, приспособление ее к меняющимся условиям. Никто не может заставитьсоблюдать конституционный обычай; для этого нет какого — либо специальногооргана. Парламент — теоретический хранитель суверенитета — в любой момент можетпредложить новое правило, отменив или упразднив предыдущий обычай. Не существуетточного списка конституционных соглашений. Практически они действуют во всехэлементах британской политической системы.
Статусное право носитфрагментарный характер; парламентских актов по конституционным вопросамнасчитывается около четырех тысяч, и это число постоянно увеличивается.Некоторые акты парламента могут рассматриваться как чисто конституционные,целиком посвященные какому — либо вопросу конституционного регулирования. Кним, в частности, относятся несколько законов о составе, взаимоотношениях иполномочиях палат парламента (законы о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрах 1963 г.), законы о правовомположении личности, — например, Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689г., (правда, эти акты теперь носят скорее исторический характер, поскольку былипостепенно почти полностью заменены позднейшими законами в областиуголовного и уголовно — процессуального права), законы обизбирательном праве (акты о народном представительстве 1949, 1969, 1974 гг. идр.); законы о местном управлении (акты о местном управлении 1972 и 1985 гг.).Конституционные нормы содержатся и в законах, в которых регулирование подобныхнорм является частью акта наравне с другими вопросами, Например, в Акте оминистрах короны 1975 г. наравне с вопросами конституционного характерасодержится много положений, относящихся к административному праву.Конституционные нормы могут содержаться и в актах делегированногозаконодательства.
Своеобразная системаанглийского конституционного права в целом, безусловно, охватывает все стороныэтого регулирования, но каждый из входящих в это право компонентов — судебныерешения, закон или какой — либо обычай — не претендует на роль общих принципов;все они, как правило, обязаны своим происхождением частным случаям, отдельнымпотребностям, вызвавшим необходимость в дополнении, приспособлениисуществующего порядка разрешения тех или иных вопросов к новым обстоятельствам.
По своему характеру можно сказать, что неписанаяконституция весьма близка по сути к фактической конституции. В настоящее времябольшинство конституций различных государств являются писанными, т.к. этооблегчает работу государственных органов власти, имеющих единый, четкийисточник положений, которыми данные органы должны руководствоваться приосуществлении своей деятельности.
Жесткие, особо жесткие и гибкие конституции.
По способу изменения, внесения поправок и дополнений иотмены конституции также подразделяются на две, иногда три группы.
Жесткие конституции изменяются и дополняются в особомпорядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательнойпроцедуры. Как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенциизаконодательной власти, а функционирует она в соответствии с более строгимипроцедурными правилами, чем власть законодательная.
Гибкие конституции изменяются идополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы. Никакихособых процедур для этого случая не предусмотрено. К этому типу относятсяконституции Великобритании и Новой Зеландии (из неписаных конституций). Однакоесть и писаные, кодифицированные конституции, которые не предусматриваютособого порядка своего изменения. В качестве примеров можно упомянуть Статуткоролевства 1848 года короля Карла Альберта (Италия), Конституцию Монако 1911года, конституционные документы Саудовской Аравии (писаная некодифицированнаяконституция), Конституцию Ганы 1960 года, конституцию Индии. Обычно длявнесения изменений достаточно принятия нового законодательного акта. Так каждыйпоследующий закон, содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещаетпредыдущий или устанавливает положения,ранее не регулировавшиеся либо регулировавшиеся обычным правом. Принятиепоследующего нового закона производится в том же порядке, что и предыдущего.
Гораздо сложнее обстоит дело,когда нужно изменить жесткую конституцию. Жесткость конституций имеет цельюобеспечить их стабильность, которая, в свою очередь, способствует укреплению ихавторитета и относительному постоянству конституционного строя. Есть разныеспособы обеспечения жесткости конституций.
Чаще всего для измененияконституции устанавливается требование квалифицированного большинства в палатахпарламента. Иногда требуется повторное голосование парламента того же созывачерез определенный срок. Для изменения особо жестких конституцийпредусматривается утверждение поправок на референдуме или определеннымбольшинством субъектов федерации или повторное принятие поправок парламентомследующего созыва. Например, для изменения Конституции США необходимо, чтобыпоправку одобрили 2/3 общего числа членов каждой палаты Конгресса изаконодательные собрания в 3/4 (т.е. в 38) штатов. В Италии для измененияКонституции нужны два последовательных обсуждения в Парламенте с промежутком неменее трех месяцев и одобрение при втором голосовании абсолютным большинствомголосов в каждой палате; если же большинство не составило 2/3 в каждой палате,то 1/5 членов любой палаты, 500 тыс. избирателей или пять областных Советовмогут потребовать референдума по изменению Конституции, на котором необходимо одобрениебольшинством действительных голосов.
Жесткость является одной изпричин неизменности таких конституций, как Конституция Японии 1946 года,Конституция Дании 1953 года.
В конституциях смешанного типаразличные их части изменяются по-разному. Таких конституций немного. Например,для внесения поправок в большую часть положений Конституции Мальты требуетсяабсолютное большинство голосов всех членов Палаты представителей (для обычногозакона нужно простое большинство присутствующих и голосующих членов Палаты).
Другаячасть Конституции (например, о составе и порядке избрания Парламента, оПрезиденте Республики) может быть изменена лишь единогласным решением всехчленов Палаты. Отдельные же положения Конституции изменяются решением двухтретей всех членов Парламента с последующим утверждением на референдуме.
В индийскойКонституции ряд положений (о выборах Президента Республики, об исполнительной исудебной власти и др.) изменяется по решению двух третей присутствующих иголосующих членов обеих палат Парламента с последующим одобрением не менееполовины легислатур (законодательных собраний) штатов. Такие же положенияКонституции, как перечень штатов и союзных территорий, изменяются попредложению Президента Республики простым большинством голосов в обеих палатахПарламента.
Наиболеераспространенный способ инкорпорирования поправок в текст конституции — простаязамена прежних положений вновь утвержденными, либо исключение прежнихположений, либо добавление новых (Италия, Германия и др.). Однако известен идругой способ включения поправок, а именно прибавление новых положений кдействующему тексту без формального исключения тех норм, которые пересталидействовать. США первыми применили такой способ: поправки публикуются отдельнопосле первоначального текста Конституции. Конституция Венесуэлы 1961 года дажеурегулировала этот порядок в абз. 6 ст. 245: “Поправкам будут присваиватьсяпоследовательные номера, и они будут публиковаться вслед за текстом Конституциибез изменения ее текста со ссылкой после какой измененной статьи на номер идату поправки”. Этот способ используется в Югославии и частично использовался вбывшей Чехе-Словакии.
Первыйспособ имеет то преимущество, что не требует от пра-воприменитеяя или другоголица сравнения прежних и новых норм для установления того, которые из нихдействуют в настоящий момент а кроме того, обеспечивает легкую обозримостьвсего действующего нормативного материала. Второй же способ позволяет всегдавидеть все действовавшие ранее конституционные тексты, что может оказаться необходимымправоприменителю или другому заинтересованному лицу.
Главнаяпричина внесения изменений в конституции заключается в новом соотношенииполитических сил в обществе. Для реформирования жестких конституций этосоотношение должно измениться в значительной мере, причем изменение должно бытьболее или менее устойчивым.
Наиболеечасто влияние изменившегося соотношения сил заметно при преобразованияхкоренных положений конституций — о правах и свободах, о форме правления и т.п.Однако есть поправки, которые носят технический характер и не вызывают остройборьбы в парламенте и обществе.
Вбольшинстве конституций не содержится оговорок в отношении их пересмотра,однако в некоторых встречаются такие ограничения либо по существу, либовременного характера. Чаще всего они касаются формы правления в стране. ВоФранцузской Третьей Республике ст. 2 Конституционного закона 1884 года гласила:“Республиканская форма правления не может служить предметом предложений опересмотре”. Идентичная формулировка содержится в ст. 95 Конституции Франции1946 года и почти такая же в ст. 89 основного закона этой страны 1958 года.Аналогичные положения мы находим в ст