Реферат по предмету ""


Окружение Николая II

Реферат по истории
“Окружение НиколаяII”
Коростелёва Яна
11 ”В” класс
2005 год
                                          План:    
                                                                                       стр.
Введение…………………………………………………………….3
Основная часть
1.     Детство и юность Николая II……..……………….……………6
2.     Правитель милостью Божией ………………………….…….....9
3.     Принцесса Гессен-Дармштадтская………………………….....12
4.     Распутин — кто он? …………………….…………………..…..…15
5.     Окружение царя..............................................................................17
6.     Смутное время………………………………………..…………..19
Заключение………………………………………………………….21
Список используемой литературы…………………………………..25
Введение
 
 
Человечествовсегда будет интересовать жизнь Николая II и его семьи. Ведь он был последним русским императором, а вего биографии до сих пор остаётся немало загадок и тайн. Некоторые считаютэтого человека кровожадным тираном, другие- слабым и безвольным исполнителемчужой воли. Известно, что на  Николая IIоказывало влияние и его жена- Александра Фёдоровна, и Распутин, и отецимператора- Александр III,и приближенные царя. Николай II был хорошим семьянином, но плохим политиком. Всвоей работе я постаралась показать, влияние многочисленных “ соправителей” напоследнего русского императора. А также осветить самые важные аспекты жизни иправления Николая II.
Я решиланаписать реферат именно про этого человека, во-первых потому, что из всехрусских царей он был одним из самых правильных и добропорядочных венценосныхособ. Кроме того, про жизнь Николая II известно довольно много фактов, чтопозволяет дать более объективную оценку его действиям.
Но несмотря на многочисленныеположительные качества, судьба Николая II довольно трагична.Трагедия жизни Николая II состояла в противоречии междуего глубочайшим убеждением хранить основы и традиции России и нигилистическимипопытками значительной части образованных слоев страны разрушить их. И речь шлане только о сохранении традиционных форм управления страной, а также о спасениирусской национальной культуры, которая, как он чувствовал, была в смертельнойопасности. Всё это причиняло ему серьёзные моральные страдания. Образцомправителя для Николая II был царь АлексейМихайлович, бережно хранивший традиции старины.
 Также как отецбольшого семейства заботится о нём, Николай II проявлял заботу о вверенной емустране- о России. И не стоит его винить за то, что он оказался плохимправителем: мне кажется, этот человек просто не был готов нести такое бремя в одиночку.
Николай IIсын Александра III и императрицы Марии Федоровны. Он взошел на престол довольнопоздно в 26 лет, из-за внезапной смерти отца (он умер от нефрита).К моментуначала правления Николая II в стране был проведен ряд реформ, обстановка в страненесколько улучшилась.
Годыправления Александра III 1881-1894. В личности Александра III существенную рольиграли именно такие качества, которых требовало время: твердость,последовательность, здравый смысл и тонкая политическая интуиция. В правлениеэтого императора Россия имела лучших за свою историю министров финансов — Бунге, Вышеградского, Витте. Он считал, что раньше, чем  вводить новые  реформы,  надо дать России привыкнуть к реформамАлександра II. Он  решил  укрепить самодержавную власть, чтобысоздать  спокойную  и мирную  обстановку  в стране.
Александр IIIвысоко ценил таких своих ближайших помощников как публициста М. Н. Каткова,обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, министра внутренних дел Д. А. Толстого.Некоторые из них, например Сергей Юльевич Витте, впоследствии оказали большоевоздействие на Николая II. Александр III принял ряд льгот, касавшихсятрудящихся: усиление административной опеки над крестьянством, консервацияобщины и большой патриархальной семьи, введение фабричной инспекции, поэтапнаяотмена подушной подати понижение выкупных платежей по реформе 1861 года,создание Крестьянского поземельного банка, учреждение Дворянского поземельногобанка, ослабление (или даже прекращение) ограничений для старообрядцев. Ксередине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавитьреволюционное движение, прежде всего «Народную волю». Кроме того были введеныограничения на доступ к среднему и высшему образованию детей трудящегосянаселения. Крестьянское самоуправление с 1889 было подчинено земскимначальникам— чиновникам из местных помещиков, соединявших в своих рукахсудебную и административную власть. Земское и городовое положения ужесточиликонтроль администрации над местным самоуправлением, ограничили праваизбирателей из низших слоев общества. Эта противоречивость действий императора отчастиобъяснялась следованием принципу Победоносцева, который говорил: “Россию надоподморозить”.
В 80-е гг. XIX вв. России начался спад экономического роста. Поэтому ссамого начала правления Александр III поставил перед правительством задачу — вывести российскую экономику из кризисного состояния. Для этого решено былопривлечь научные силы страны. Главные должности в правительстве занимали выдающиефинансисты, экономисты, юристы, историки, правоведы, математики, статисты. Потемпам развития Россия при Александре III вышла в мировые лидеры. Потенциалстраны удвоился, была сформирована основа крупной индустрии. Стратегияфинансового ведомства тех лет состояла в активном накоплении золотого запаса,поддержании бездефицитного бюджета, разумном использовании займов, а также встимулировании экспорта, сохранении низких налогов на промышленность, иобеспечении таможенной защиты местного рынка. За сравнительно короткий срокзолотой запас был удвоен, бюджет стал бездефицитным и экспорт превысил импорт вполтора-два раза. Венцом финансово-экономической стратегии стал переход в концеXIX века к устойчивой национальной валюте — золотому рублю.
В 90-е гг. начинается заметное оживление всех отраслей экономики,особенно металлургической, машиностроительной, химической, текстильной,пищевой. Больших успехов при Александре III достигла индустриализация  страны. Бурно развивались отраслипромышленности, связанные с новыми видами топлива — углём и нефтью. Также большоевнимание уделялось развитию транспорта: за время правления АлександраIII были сооружены Закаспийская железная дорога, Сибирская  железная дорога, Закавказская железная дорога.
Такжеправительство предпринимало меры к снижениюналогообложения крестьянства. В 1881 г. были понижены выкупные платежи за землю,а временнообязанные крестьяне переводились на обязательный выкуп.
В правление Александра IIIнаблюдалось развитие российской науки. Личная заслуга императора была в этомвесьма значительна. Активно развивалось краеведение. В естественных,технических, математических науках формируются оригинальные школы. Мировуюизвестность получает геолого-географическая, минералогическая, почвоведческаяшкола В.В. Докучаева. Никто из русских правителей не придавал столько значенияразвитию исторической науки, сколько Александр III. Он был одним из инициаторовсоздания Русского исторического общества и его председателем. Император былзнатоком русской археологии. Он поощрял издание Русского БиографическогоСловаря, труды по изучению памятников отечественной истории, научные изысканияотдельных исследователей.
Внешняяполитика России при Александре III в основном направлялась самим царем иотличалась прагматизмом, стремлением уберечь страну от втягивания вмеждународные конфликты. Главным содержанием этой политики был поворот оттрадиционного сотрудничества с Германией к союзу с Францией.
Во внешней политике Александр III и его министриностранных дел Н.К. Гирс проводили сугубо осмотрительную политику безэксцессов. Поэтому Александр III и получил свое прозвище “Миротворец”. Ему удалось,без войны отразить попытки агрессивного вмешательства Великобритании, бескровноприсоединить к России обширные пространства в Средней Азии. Однако, союз сГерманией оказался невозможен из-за очевидной агрессивности прусской военщины. ТакжеРоссия получила право держать флот на Черном море, но флота не существовало. 6сентября 1881 года Александр III созвал Особое совещание, на котором было приняторешение создать флот.
Вообще Александр III много занимался вооруженными силамистраны, ему принадлежит известный афоризм: “У России только два союзника —армия и флот”.
Некоторые считают правление Александра III периодомреакции. Но оно не будет казаться реакционным, если вспомнить, чтомногие, с кем боролось тогда правительство, или их потомки оказались прямопричастными к кровавой смуте, которая стоила миллионов жизней и сталавеличайшей трагедией России ХХ столетия.
В целом годыправления Александра III принесли стабильностьРоссии, страна вышла на новый экономический и политический уровень. Простойнарод, как и более обеспеченные слои населения принимал его реформы довольнолояльно.
Для написания реферата я пользовалась многочисленнымиисточниками литературы, но подробнее остановлюсь на некоторых из них.Большинство книг представляет собой мемуары- воспоминания людей, частообщавшихся непосредственно с Николаем II и его семьей. Личное мнение свидетелейкакого-либо события имеет большое значение, потому что таким образом можнолучше узнать приближенных императора и их отношение к своему государю. Кто-толюбил его, кто-то испытывал к нему негативные чувства — из всего этого искладывается образ Николая II.
С.С. Ольденбург«Царствование Императора Николая II». В этой книге материал изложен последовательно, может быть,не очень подробно, но в ней я нашла большое количество необходимой информации,которой нет в других изданиях.
Жильяр«Император Николай II  и его семья».Книга написана близким другом семьи Романовых — Жильяром, который былвоспитателем детей Николая II. В книге передается рассказ о семейной жизнитрагически погибшей Царской семьи с начала русской революции вплоть до еерасстрела в подвале дома в Екатеринбурге.
Э. Радзинский «Николай II: жизнь или смерть». Эта книгаоснована на  художественно-историческомисследовании жизни последнего русского царя, в ней представлены ранее непубликовавшиеся архивные документы. Собственной оценки тех или иных событий вкниге почти нет, но материал, представленный в ней является большой ценностью.
Т. Мельник(рожденная Боткина) «Воспоминания о царской семье и ее жизни до и послереволюции». Автор писала книгу на основании личных воспоминаний и  воспоминаний ее отца- лейб-медика Николай IIЕвгения Сергеевича Боткина. Как и в большинстве мемуаров, в этой книге тожеприсутствует субъективная оценка всех событий, но это наоборот придает книгенекую специфичность и неподражаемость.
Подредакцией П. Щеголева «Отречение Николая II». Данный сборник дает исчерпывающийнабор свидетельских показаний, рассказывающих о том, как происходило отречениепоследнего русского царя. В книге собраны воспоминания таких ближайших к царюлиц, как генерал Дубенской, генерал Рузский, полковник Мордвинов и др. Эти людичасто общались непосредственно с самим императором, поэтому хорошо знали егохарактер, привычки и т. д. Книга раскрывает образ императора во время самоготяжелого в его жизни периода- 1917-1918 года.
ЭлизабетХереш «Николай II». В книге описана практически вся жизнь императора- срождения до его расстрела летом 1918 года. Жизнеописание основывается напервоисточниках: собственных дневниках императора, письмах, воспоминаниях,окружавших его людей. Эта книга не является простой биографией или сборникомдокументов. В ней выстроена последовательность эпизодов, которые позволяютсудить, как складывалась судьба этого человека. Особое внимание уделяетсясобытиям, вследствие которых и произошел развал некогда могучей империи. Такжеособое внимание уделяется императрице- Александре Федоровне, которая играла непоследнюю роль в политической жизни страны.
А. А. Мослов«При дворе последнего императора». Автор- начальник канцелярии Министерства императорскогодвора- хорошо знал царя и его семью. Он всю свою жизнь оставался искренниммонархистом, что накладывало отпечаток на его взаимоотношения с Николаем II.Тем не менее автор совсем не приукрашивает императора, отмечая егомногочисленные слабости. Воспоминания Мослова, конечно, субъективны и кое в чемнеточны, однако это живое повествование свидетеля и участника событий, окоторых написана книга. Кроме Николая II даются описания, таких ключевых фигур,как Распутин, Александра Федоровна, Сергей Юльевич Витте и другие.
Также былиспользован учебник для 10 класса. Б. Буганов, П. Зырянов «История России». Хотяучебник не является источником для написания реферата, он пригодился каккраткий справочник основных событий, на основании которого можно подобратьинформацию в более научных книгах.
Основная часть
1. Детство июность Николая II
IX.Воспитание иобразование Николай II получил под личным руководством своего отца, натрадиционной религиозной основе, в спартанских условиях. Преподавание предметоввелось выдающимися русскими учеными К.П. Победоносцевым, Н. Н. Бекетовым, Н. Н. Обручевым, М. И. Драгомировым и др. Большоевнимание было уделено военной подготовке будущего царя.
КромеНиколая в семье было еще четверо детей: Георгий, Ксения, Михаил и Ольга.Старший мальчик был живым, любознательным и с ранних лет отличалсявоспитанностью. Он, как и другие, шалил, но всегда беспрекословно подчинялсяотцу и матери. Мария Федоровна с малолетства приучала Николая к неукоснительномувыполнению своих обязанностей, и под ее постоянным контролем сын выросаккуратным, даже педантичным человеком. Отец не хотел, чтобы его дети рослинеженками и неумехами, поэтому они не были так сильно ограничены в свободе какпредыдущие поколения царей. Первая воспитательница великого князя НиколаяАлександровича А.П. Олленгрэн вспоминала, что получила от Александра III, тогда наследника,цесаревича, великого князя Александра Александровича, следующую инструкцию,которой ей надлежит руководствоваться: «Ни я, ни великая княгиня не желаетделать из них (Николая и его брата Георгия) оранжерейных цветов. Они должныхорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру.  Учите хорошенько, повадки не давайте,спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени в особенности. Есличто, то адресуйте прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать. Повторяю, что мнефарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся – пожалуйста. Нодоказчику – первый кнут. Это – самое мое первое требование».[1]
     Мария Федоровна с малолетства приучалаНиколая к неукоснительному выполнению своих обязанностей, и под ее постояннымконтролем сын вырос аккуратным, даже педантичным человеком, редко позволявшимсебе расслабиться и отложить исполнение своих обязанностей. Она придавалаогромное значение  соблюдению писанных инеписаных норм и правил, всему тому, что называлось «приличием». «Никогда незабывай, — писала в письме, — что все глаза обращены на тебя, ожидая, каковыбудут твои первые самостоятельные шаги в жизни. Всегда будь воспитанным ивежливым с каждым, так, чтобы у тебя были хорошие отношения со всеми товарищамибез исключения, и в то же время без налета фамильярности или интимности, иникогда не слушай сплетников»[2].
Преподавателивыбирались тщательно и должны были не только давать сумму знаний, но ипрививать отроку духовно-нравственные представления и навыки: аккуратность,исполнительность, уважение к старшим. Ведь их ученики были не простыми детьми,а «зеркалом», отражением всей страны. Другие монархи и представители высшегосвета могли судить о семье Романовых прежде всего, глядя на детей.Невоспитанные, избалованные дети не могли произвести хорошего впечатления наокружающих.
Регулярныезанятия великого князя начались в восьмилетнем возрасте. Весь день расписывалсяпо минутам. Ежедневно надо было проводить по несколько часов на уроках. Дажелетом, когда семья оказывалась вдалеке от дома, в гостях, распорядок маломенялся. Преподаватели не могли ставить оценки высокородному ученику, но всеотмечали усидчивость и аккуратность Николая Александровича. Он прекрасно владеланглийским, французским и немецкими языками, очень грамотно писал по-русски.
С детствапоследний русский царь испытывал большой интерес к военному делу. Это было уРомановых в крови. Два летних сезона он проходит службу в рядах кавалерийскогогусарского полка эскадронным командиром, и, наконец в рядах артиллерии. В то жевремя отец вводит его в курс дела управления страной, приглашая участвовать взаседаниях Государственного Совета и Кабинета Министров. Последний императорбыл прирожденным офицером. Согласно традиции, первого внука императораАлександра II сразупосле рождения зачислили в списки гвардейских полков и назначили шефом 65-гопехотного Московского полка. В декабре 1875 г. Николай Александрович получилсвое первое воинское звание – прапорщика, а в 1880 г. – подпоручика.
Самым примечательным из всехучителей будущего царя был Константин Петрович Победоносцев. Национализм ифанатизм лежали в основе убеждений Победоносцева. Россия – какую описывалПобедоносцев на уроках своему ученику – царевичу Николаю, не имела ничегообщего с той неугомонной гигантской страной, жизнь которой виднелась из окондворца. Конечно же жизненные принципы, выдвигаемые Победоносцевым, оставлялислед в душе Николая Александровича. Следуя логике Победоносцева, можно сделать вывод,что царь, который правит не как самодержец, плохо выполняет свои обязанностиперед Богом. Для Николая  II самодержавие было символомверы, который не подлежал обсуждению и пересмотру. По его мнению, Россия исамодержавие — вещи неразделимые. Вера в Бога и в свой долг Царского служениябыли основой всех взглядов Императора Николая II. Он считал что ответственностьза судьбу России лежит на нем, что он отвечает за них перед престолом Всевышнего.Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович, бережнохранивший традиции старины. Поэтому, Николай II, придя к властистарался следовать тем моральным нормам, которые он запомнил еще во временасвоей учебы.
Николай II был воспитан в духебезусловного подчинения старшим, поэтому многие его родственники навязывалибудущему правителю свои мнения, а тот, в силу природной деликатности иполученного воспитания не мог их отклонить. Эти черты проявились во времяцарствования Николая II, когда им манипулировали практически все родственникии  приближенные.
С ранних лет НиколаяАлександровича отличала черта, которая с одной стороны, свидетельствовала онравственном облике, а с другой – предвещала трудную жизнь: он не умел врать. Емутрудно давалась дипломатичность, которая была принята на Руси, и к чему давнопривыкли и управители, и управляемые. Его отец, император Александр III, «умел поставить наместо», мог бездельника назвать бездельником, а труса трусом или выгнать сослужбы и лишить репутации. Николай II в силу природной деликатности иблагожелательного характера, подобного никогда не делал. Если даже не любилкого-то, то никогда публичного этого не демонстрировал. Эти черты характерасыграли большую роль во время правления Николая II, будь он пожестче, он бы непопал под влияние своих чиновников и приближенных. Его мягкосердечностьюпользовалось большое количество народу, которые впоследствии стали “помогать”Николаю II управлять государством. Если бы не эти его качества, то, возможно, историясемьи Романовых не закончилась бы так печально.
1 марта 1881 г. отец НиколаяАлександровича стал императором, а сам он – наследником престола. В его жизнипроизошло немало изменений. Родители стали очень занятыми и меньше временипроводили со своими детьми. Куда бы теперь не приезжали, везде встречали иноеотношение.
1883 г. оказался наполненным событиями и впечатлениями. Вмае в Москве состоялись пышные коронационные торжества, и цесаревич был вцентре событий. Каждый день наполняли торжественные церемонии, праздничныешествия, официальные приемы и другие мероприятия.
В молодости у  Николая II было четыре сердечных увлечения. Впервые он увлекался своейкузиной-ровесницей, дочерью Альберта-Эдуарда и Александры, английскойпринцессой Викторией Уэльской. Какое-то время русский престолонаследниксимпатизировал княжне Ольге Александровне Долгорукой, а позже у него возникласвязь с Матильдой Кшесинской, которая была балериной на сцене императорскоготеатра. «Разрыв между балериной и цесаревичем произошел за несколько месяцев доего помолвки. Инициатором был Николай. У него была своя судьба. У нее – своя.»[3]Главная причина этого разрыва- никто иной, как принцесса Гессен-Дармштадтская-будущая великая императрица Александра Федоровна. Некоторые историки, да и людидалекие от науки приписывают браку Николая II и Аликс роковой для Россиихарактер. Она, по словам историков, подчинила его своей воле и заставлялапроводить гибельную для страны политику. Сам Николай II пишет о ней такиеслова: «Вечером у Мама втроем с Апракрассуждали о семейной жизни теперешней молодежи из общества: невольно этотразговор затронул самую живую струну моей души, затронул ту мечту и надежду,которыми я живу изо дня в день… Моя мечта – когда-либо жениться на Аликс Г. Ядавно ее люблю, но еще глубже и сильнее с 1889 года, когда она провела шестьнедель в Петербурге! Я долго противился моему чувству, стараясь обмануть себяневозможностью осуществления моей заветной мечты. Но когда Eddy (сын принца Эдинбургского, делавшийпредложение Алисе, но получивший отказ) оставил или был отказан, единственноепрепятствие или пропасть между нею и мною – это вопрос религии! Кроме этойпреграды, нет другой; я почти уверен, что наши чувства взаимны! Все в волеБожией. Уповая на Его милость, я спокойно и покорно смотрю в будущее».[4]
Относительно этого брака уНиколая II и его семьи было разное мнение. Брат Александра III великий князь Сергей Александрович иего жена, великая княгиня Елизавета Федоровна считали, что такой брак оченьвыгодной партией. Ведь принцесса Аликс принадлежала к одному из самых богатых изнатных домов Европы, она была умна, образована, за ней не было замечено ничегокомпрометирующего ее. Благодаря такому браку Россия могла бы заручиться помощьюАнглии и других государств Западной Европы. Императрица Мария Федоровнанапротив считала этот брак невозможным. Прежде всего она думала о личномсчастье сына, а не политике. Скромный по природе Николай проявил в этом вопросене обычную для него твердость и решительность и настоял на заключении бракаименно с гессенской принцессой. Это характеризует его как человека, с однойстороны часто думающего не головой, а сердцем, но с другой стороны, он могстановиться довольно целеустремленным человеком, особенно если дело затрагивалоего личные интересы. Такие люди не слишком хорошо разбираются в людях, ипоэтому часто ошибаются при выборе друзей.
К 23-м годам своей жизни НиколайРоманов стал высокообразованным молодым человеком с широким кругозором, онпрекрасно знал историю и литературу и в совершенстве владел основнымиевропейскими языками. Блестящее образование сочеталось у него с глубокойрелигиозностью и знанием духовной литературы, что было нечасто длягосударственных деятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветнуюлюбовь к России, чувство ответственности за ее судьбу. С детства ему сталаблизка мысль, что его главное предназначение- следовать российским основам,традициям и идеалам.
Николай II был ближе к народу,чем предыдущие императоры, он не любил рисоваться на публике, но вместе с тем,это был довольно коммуникабельный и контактный человек. «Император Николай II — это признавали и его враги — овладел совершенно исключительным личностнымобаянием. Он не любил торжеств, громких речей, этикет был ему в тягость. Емубыло не по душе всё показное, искусственное. В тесном кругу, в разговоре сглазу на глаз, он умел обворожить своих собеседников, будь то высшие сановникиили рабочие посещаемой им мастерской. Его большие серые лучистые глазадополняли речь, глядели прямо в душу. Эти природные данные ещё болееподчеркивались тщательным воспитанием.»[5]
До начала правления Николай IIпочти всегда был в тени своего отца. Внешний мир мало что знал о нем. Такиеобстоятельства негативно отразились на начале правления Николая II, так какникто не знал, чего можно ожидать от нового правителя, и поэтому относились кнему осторожно и недоверчиво. Николаю II такое отношение нисколько не придавалоуверенности, вследствие чего он еще сильнее искал поддержки от тех, кого считалсвоими друзьями.
20 октября1894г. император Александр III внезапно умирает. Для Николая смерть дорогогоему человека стала настоящим потрясением и ввергла его в смятение. Он не знал,что ему делать дальше и еще не был готов управлять многомиллионной страной. Человек,не принимавший до этого момента никаких ответственных решений, стал главойогромной империи.
2. Правитель милостью божией
Многие говорили о том, чтоНиколай II не был готовк царствованию, что он был слишком молод, неопытен для того, чтобы управлятьогромной империей и принимать ответственные решения. Он действительно еще небыл посвящен в тайны государственного управления, но знал, что стоит продолжатьвести политику своего отца, ведь при Александре III страна добилась социальнойстабильности и получила мировое признание.
Коронация состоялась 14 (26) мая1896 года. Мероприятие было очень торжественным и масштабным, однако именно этамасштабность закрепила за Николаем II недобрую славу. На Ходынском поле былаорганизована бесплатная раздача угощения и напитков. В результате количествонароду превысило ожидаемое, и праздник превратился в катастрофу. Погибло около2 тысяч человек, несколько тысяч получило травмы. «Когда царь узнал об этом, онхотел отменить все намеченные пункты программы и отправиться молиться за погибших.Однако его окружение, в первую очередь трое его дядьев, имевших на него сильноевлияние с самого начала правления, отговорили его: ведь подобные несчастьяимели место и при других коронациях, в Англии погибших было гораздо больше- иникого это не волновало.»[6] Молодоймонарх не оставил это происшествие без должного внимания. Было организованноследствие для выяснения причин катастрофы. Ответственными за организациюгулянья были министр двора Воронцов-Дашков и великий князь СергейАлександрович. Царь решил уволить обоих, но остальные великие князьяпригрозили, что подадут в отставку, если Сергей не останется на своем посту.Николаю пришлось принять требования князей, а единственным виновником былобъявлен Воронцов-Дашков.
Он вступил на престол в 26 лет,когда его характер еще не сложился полностью и когда он по недостатку опыта ещене приобрел навыка понимать людей. Видно, что с самого начала правления,император не мог самостоятельно принимать решения, а все время полагался наболее компетентных по его мнению людей. Такое, слишком пассивное отношениеуправлению настроило людей на негативное отношение к новому монарху. Николай IIпосле этого инцидента получил прозвище «Кровавый», а сам инцидент подорвал егоавторитет.
 «Николай II был скромен и застенчив. Онслишком сомневался в самом себе: отсюда все его неудачи. Его первое движениебыло чаще всего верным, но несчастье заключалось в том, что, сам себе недоверяя, он редко ему следовал. Он искал совета у людей, которых считал более сведущими,чем он, и с той минуты переставал владеть положением- оно ускользало из егорук; он колебался между противоположными мнениями и часто кончал тем, чтоприсоединялся к мнению, наиболее противоречащему его собственному чувству.
Государь стремился бытьсправедливым и делать добро. Если он и не всегда достигал этого, то вина лежитвсецело на тех, которые всячески старались скрыть от него правду и совершенноотдалить его от народа. Все его великодушные начинания разбивались о пассивноесопротивление всесильной бюрократии или заведомо не исполнялись теми, кому ондоверял проведение их в жизнь. Он считал, что личная инициатива человека, какбы могущественна и гениальна она не была, ничто в сравнении с высшими силами,которые руководят событиями. Отсюда проистекала его своего рода мистическая покорностьсудьбе, которая его побуждала скорее подчиниться обстоятельствам, чемруководить ими. Это одна из отличительных черт русской души.»[7]
ЛичностьНиколая II играла огромную роль в церковной жизни России, гораздо большую, чемроль его царственных предшественников. Глубокая вера царя, его постоянныепаломничества к православным святыням сближали его с коренным русским народом.
Вдуховной жизни царь был довольно ограниченным человеком. Его интересыограничивались историей, военным делом и искусством в небольшой степени. Но этоне помешало ему быть примерным семьянином. Фрейлина Анна Вырубова удивляласьсердечности отношений Николая с детьми и женой.
Такая черта характера Николая IIни в коей мере не способствовала укреплению его авторитета: из истории любогогосударства видно, что только люди с твердым характером добивались чего-либозначимого в жизни. Зачастую их политика характеризовалась принятием слишкомжестких реформ и законов (как, например политика Ивана Грозного), но народныемассы не пытаются открыто выступать против таких правителей. Неуверенные в себеимператоры сами часто провоцируют народ на революцию.
Последний русский самодержецпоначалу старался держаться строго в рамках поставленной Александром задачи, нос течением лет он начинает  понемногуотклоняться от предписанной линии, пытаясь найти золотую середину междупреемственностью и новыми задачами политики. Это было вполне естественно, ведь мирне стоит на месте, и то что вполне подходило при Александре III, изжило себяпри его сыне. Неудивительно, что Николай II искал новые пути решениясуществующих задач, чем незамедлительно воспользовались недоброжелатели.
Николай IIпоначалу не пытался проводить никаких существенных реформ, да это и нетребовалось: государственная система работала в ранее заданном режиме, положениедел в империи выглядело вполне благополучно. «С 1881 по 1893 год выплавкачугуна в империи поднялась с 27,3 до 70,8 млн. пуд. (+160%), выплавка стали – с18,7 до 59,3 млн. пуд. (+59,3%), добыча угля с 200,9 до 460,2 млн. пуд. (+129%),нефти – с 21,4 до 337 млн. пуд. (+1475%). Если средний показатель сбора хлебов за 1881-1887 года составлял 263млн. четвертей, то в 1894 году превысил 332 млн. четвертей. Протяженностьжелезнодорожного пути к 1 января 1881 года в России составляла 21226 верст, а к1 января 1894 года – 33869 верст (+60%).»[8]Отец Николая II оставил сыну довольно развитую страну. Такоеведение дел не лишено смысла: трагедия на Ходынском поле вызвала недовольство уосновной массы народа, и Николай II справедливо решил, что нейтральная политикалучше внезапных изменений уже сложившейся жизни. Тем не менее вскоре Николай IIпоказал себя, как хорошего хозяина и справедливого правителя. Страна постепеннопревращалась из аграрной в аграрно-индустриальную. По темпам среднегодовогоприроста промышленной продукции Россия в этот период обгоняла все европейскиестраны и шла вровень с США. Царствование Николая II —самый динамичный период в росте численности русского народа за всю его историю.Менее чем за четверть века население России увеличилось на 62 млн. человек.Быстрыми темпами росла экономика.
Существовал строгаяадминистративная вертикаль власти, которая вела к тому, что все так или иначезамыкалось на пик пирамиды иерархии — на самого монарха. Всякое сколько-нибудьзначительное решение почти на любом уровне в итоге санкционировалось царем. Этасистема, работавшая эффективно не одно столетие, начала давать заметные сбоикак раз в период правления Николая II. В этом нет большой вины самого императора, дело в том, чтоисторические возможности монархического авторитаризма подходили к концу. Такимобразом можно сделать вывод: революция все равно бы произошла, не зависимо оттого, каков был император. Его пассивность только ускорила приближение этогособытия.
Мысль огрядущем крушении самодержавной империи в конце XIX века казалось совершенно абсурдной.Все кругом представлялось надежным, крепким, импозантным. Николай II уверен был, что надо лишьподдерживать и развивать то, что создали его предшественники.
Одной из негативных чертхарактера Николая II было недоверие к министрам, интересы которых он стремилсяучитывать как можно меньше. «Царь взялся за осуществление поставленных целейрешительнее, чем ожидали его министры и советники, зная его вялый, поначалудаже робкий характер.» [9]Ссорясьс людьми, обладающими некоторой властью, и


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конфликты в святоотеческой и светской психологии
Реферат Коррекция внимания в подростковом возрасте
Реферат Коррекция и развития свойств внимания у детей младшего школьного возраста
Реферат Экономические связи России с зарубежными странами
Реферат Концепции Протагора, У. Скотта, В.Д. Шадрикова
Реферат Консультирование подростков с рискованными формами поведения
Реферат Коррекция депрессивных состояний у подростков
Реферат Конформизм
Реферат Коррекционная педагогика при задержке в психическом развитии
Реферат Концепция стресса Г. Селье и общий адаптационный синдром
Реферат Концепция пенитенциарной школы
Реферат Конфликты в управленческой деятельности
Реферат Конфликт в трудовом коллективе
Реферат Критика психоанализа, Юнг Карл Гюстав
Реферат Конфлікти в організації Переміни та стреси 2