Реферат по предмету "Международные отношения"


Экономические связи России с зарубежными странами

/>Экономические связи России с зарубежными странами
Вхождение России в мировой рынок иукрепление ее внешнеэкономических позиций в значительной степени зависят отвосстановления и развития связей со странами СНГ.
Длительное существование Советскогогосударства способствовало глубокой экономической взаимозависимости входивших внее республик. Степень интеграции республик СССР была много выше, чем у стран,входящих в ЕЭС. В межреспубликанском обмене продукцией положительное сальдоимели Россия, Азербайджан и Туркмения. Остальные республики больше получали,чем отдавали. Распад СССР сопровождался резким спадом экономики во всех постсоветскихреспубликах. Спад почти на 30% объемов производства промышленной продукции вРоссии вызван разрушением сложившихся традиционных кооперационных связей.Значительный спад производства отмечается и в других постсоветских республиках.Сложившееся состояние экономики обусловливает необходимость реинтеграции странСНГ на новой экономической и политической основе.
Даже в относительно болееблагополучной и более способной к самостоятельному экономическому развитиюРоссии политика реинтеграции в рамках СНГ представляется единственноправильной. Будет обеспечено некоторое сглаживание негативных последствийраспада СССР, значительно обостривших кризисные процессы во всех странах СНГБлижнее зарубежье является традиционным рынком российских товаров, где ониконкурентоспособны и на них приходится половина внешнеторгового оборота России.Кроме того, ввоз сырья и комплектующих изделий из стран СНГ не может бытьбыстро заменен ни собственным производством, ни импортом из других стран.Сложившуюся экономическую ситуацию реально оценивают и страны СНГ.
Внешнеторговый товарооборот России состранами СНГ в 1996 г. составил 35,5 млрд долл. и возрос по сравнению с 1992 г. на 89%. В то же время удельный вес государств содружества в общем объеме товарооборота Россиис зарубежными странами составил всего лишь 23,5%. При этом экспорт продукции иуслуг увеличился на 53,5% — с 11,2% до 17,2 млрд долл. Объем импорта возрос заэтот же период почти в 3 раза и составил 18,3 млрд долл. Вторгово-экономических взаимоотношениях России со странами СНГ основными партнерамиостаются Украина, Казахстан, Белоруссия. На долю этих государств приходится 87%внешнеторгового товарооборота, при этом в товарной структуре экспортанаибольший удельный вес приходится на топливно-энергетические ресурсы, хотя ихпоставки по сравнению с 1982 г. значительно сокращены.
В структуре импортных товаров,поступающих в Россию из стран СНГ, преобладают продовольствие, сырье дляпищевой промышленности, рудное сырье, металлопродукция и продуктынефтепереработки.
Вместе с тем, необходимо отметить,что до настоящего времени не отрегулированы до конца двухсторонниеэкономические отношения России с большинством стран СНГ. Несмотря на тяжелоеэкономическое и финансовое положение Россия продолжает оставаться основнымкредитором государств содружества. Сумма задолженности по кредитам России к 1996 г. возросла до 5,8 млрд долл. Ни одна из стран СНГ своевременно не погашает кредиты, вызывает сомнениеи их возврат в установленные сроки. Кроме того, большая задолженность стран СНГРоссии, исчисляемая по состоянию на 1 января 1996 г. в сумме 15,6 трлн руб., сохраняется за поставку электроэнергии. Это свидетельствует онеэквивалентном обмене во внешнеторговом товарообороте РФ со странами ближнегозарубежья. В связи со сложностью выплаты долгов все соглашения о поставкахэнергоносителей со странами СНГ и Молдавией будут обеспечиваться собственностьюна территории посредников. Подписав кредитное соглашение на 20 млрд руб. напокупку энергоносителей и запасных частей в России, Грузия отдала под залогэтого кредита 25% акций АО «Электровозостроитель» и 10% акций по«Чиатурмарганец». Украина и Белоруссия получили предложения обобеспечении новых кредитов проходящими по их территориям магистральными нефте-и газопроводами.
Формирование рациональной системыэкономических связей стран СНГ может быть лишь результатом совместной работывсех государств содружества. Главными задачами, требующими решения в первуюочередь, являются: определение и согласование стратегической целисоциально-экономического развития стран СНГ; оценка объемов ресурсов,необходимых для реализации поставленных целей; установление принциповформирования цен на основные товары межгосударственного обмена, а также порядкарасчетов в условиях существования различных национальных валют; разработкамеханизма поэтапного сближения межстрановых различий хозяйственного механизма.
Значительную роль в развитиипроцессов интеграции стран СНГ сыграла встреча глав правительств странсодружества в Москве, прошедшая в октябре 1996 г. В результате были рассмотрены и приняты конкретные решения по вопросам формированиятранснациональных промышленных групп, создание общей транспортной системы,торгово-экономического и платежно-расчетного механизма. Сформирован таможенныйсоюз между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. В ближайшее времяожидается присоединение к нему Узбекистана и Таджикистана.
В октябре 1996 г. был создан Совет министров финансов. Главной задачей межгосударственного органа странСодружества являются координация и осуществление налоговой и бюджетнойполитики, определение принципов взаимодействия на рынке ценных бумаг и унифицированиенациональных законодательных актов в этой области.
За 1992-1996 гг., прошедшие современи создания СНГ, на уровне глав государств и правительств было подписаноболее 800 совместных документов о координации и сотрудничестве в различныхсферах деятельности. Благодаря достигнутым между странами СНГ какмногосторонним, так и двусторонним соглашениям в пределах их территорийналажено движение различных видов транспорта: в основном осуществлен разделармии и имущества, а также раздел долгов СССР. Был созданКоординационно-консультативный комитет для согласования действий в сфереэкономического развития; достигнуто соглашение о формировании единойэкономической системы Содружества и создании Межгосударственного экономическогокомитета (МЭК). Завершается переходный период в рамках СНГ к формированиюобщего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы.Происходит процесс юридического оформления единого торгового пространства странСодружества. И как результат этих мероприятий — рост товарооборота.
С середины 1990-х годов начался новыйэтап в развитии интеграционных процессов. В марте-апреле 1996 г. возникли два новых государственных образования — «Союз четырех» в составе России,Белоруссии, Казахстана и Киргизии и «Союз двух», созданный Россией иБелоруссией. В апреле этого года был также заключен союз между Казахстаном,Киргизией и Узбекистаном.
В четырехстороннем и двухстороннемдоговорах основное внимание уделяется дальнейшему углублению интеграционныхпроцессов в сфере экономики, в частности согласованию направленийэкономического развития.
Особенность двухстороннего договорамежду Россией и Белоруссией состоит в том, что эти государства создаютсовместные межгосударственные и надгосударственные органы, решение которыхобязательно для правительств обоих государств. Кроме того, предусматриваетсяформирование совместного бюджета за счет ежегодных отчислений изгосударственных бюджетов сторон для финансирования общих программ и содержаниясовместных органов. Новым в договоре является то, что с 1997 г. начнет осуществляться единая структурная политика в промышленности, которая позволитобеспечить взаимное дополнение экономик двух стран. Предполагается завершитьработу по адаптации денежных систем.
За последний период отмечаютсяположительные сдвиги в отношениях со странами СНГ в области научно-техническогосотрудничества. Подписаны соглашения с Украиной, Молдавией, Узбекистаном,Туркменией, Азербайджаном. Создан межгосударственный научно-технический совет.Однако результаты этой деятельности незначительны, так как наука в странах СНГв настоящее время находится в еще более тяжелом положении, чем в России.
В концепции среднесрочной программыПравительства Российской Федерации на 1997-2000 гг. «Структурнаяперестройка и экономический рост», утвержденной на заседании Правительства13 декабря 1996 г., значительное внимание уделено вопросу сотрудничества Россиисо странами СНГ. В ней приоритетная роль отводится развитию внешнеэкономическихсвязей со странами СНГ. Намечается рост удельного веса стран СНГ вовнешнеторговом обороте России, что предполагает активные действия как внаправлениях, предусмотренных в Договоре о создании экономического союза, так ипо линии углубления двухсторонних связей с каждой из стран Содружества. Приэтом будут учитываться возможности демократических преобразований и продвиженияпо пути экономической интеграции стран СНГ и курс их экономической политики поотношению к России.
Первоочередная роль отводитсяреализации договоренностей о начале интеграционных процессов с Белоруссией,Казахстаном и Киргизией. Для этого необходимо решение следующих основных задач:
·    углубления взаимодействия впроизводственной и инвестиционных сферах;
·    формирования общегонаучно-технологического пространства, объединения научных и образовательныхпотенциалов государств содружества с целью проведения совместныхисследовательских программ и программ подготовки специалистов дляхозяйственного комплекса;
·    последовательного формированиятаможенного союза государств — участников СНГ;
·    создания эффективной системыплатежно-расчетных отношений, а в перспективе и валютного союза;
·    последовательного сближенияхозяйственных механизмов путем скоординированного проведения реформенныхпреобразований и унификации хозяйственного законодательства.
Положительные процессы, происходящиев последнее время во внешнеторговых отношениях с высокоразвитыми странами мира,позволяют сделать вывод о том, что одним из главных факторов высоких темповроста товарооборота России со странами Европы, Северной Америки и Азии являетсясоздание благоприятного режима торгово-экономического сотрудничества с ними.Это обеспечивается активным формированием общей экономической и правовой среды,стимулировавшей взаимную деловую активность в этой области в условияхдемонополизации внешней торговли.
Сотрудничество России с европейскимистранами. Основноеместо во внешнеэкономических связях России традиционно занимают страны Европейскогорегиона, доля которых во внешнеторговом обороте России превышает 50% (без учетастран СНГ).
Одним из крупнейших партнеров Россиивыступает Германия. Между Россией и Германией существуют многолетние,крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи и политическиеотношения, отличающиеся стабильностью. На долю ФРГ приходится свыше 9%экспортной продукции России в страны дальнего зарубежья и около 20% импорта.Россией и Германией создано большое число совместных предприятий. В Москвеработают около 800 представительств германских фирм, а на территории Германииболее 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а такжепредставительства многих государственных и коммерческих организаций России.
Германия — ведущий поставщик в Россиисовременных технологий и оборудования, товаров народного потребления,крупнейший кредитор. В свою очередь Россия является для Германии одним изосновных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых длянемецкой экономики.
Торгово-политические отношенияРоссийской Федерации с Федеративной Республикой Германией в целом благоприятны.Отношение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС, подписанное наКорфу, а также временное Соглашение с ЕС по торговле закрепляют действующиймежду Россией и ФРГ торгово-политический режим, устанавливают обязательствастран ЕС по дальнейшей либерализации торговли с Российской Федерацией.
Однако действующие в ФРГ в отношенииРоссии антидемпинговые процедуры, количественные ограничения, в том числе поэкспорту стальных изделий и текстиля, нетарифные ограничения, строгие нормы истандарты, в первую очередь по безопасности и экологичности по отношению кмашино-техническим изделиям, выступают сдерживающим фактором в развитиивнешнеэкономических связей. Несмотря на реорганизацию системы КОКОМ*в рамках ЕС установлен строгий контроль за вывозом товаров военного и двойногоназначения.
Доля России в Германском экспорте непревышает 2%, а в импорте составляет немногим более 2%. Товарооборот имееттенденцию к росту за счет укрепления экспортных поставок. За последние годыотмечается положительное сальдо внешнеторгового товарооборота России сГерманией. Структура взаимною товарооборота на протяжении рада лет существенноне изменяется. В российском экспорте около 60% составляют топливно-энергетическиеи сырьевые ресурсы, 30% составляют полуфабрикаты: цветные металлы (медь,алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения и продукция химическойпромышленности. Возрастают поставки в Германию готовых изделий, их доля за последниегоды выросла с 8 до 11%. Машины и оборудование занимают незначительный удельныйвес (около 3%), несмотря на некоторое увеличение их доли. Устойчивым спросом нарынке Германии продолжают пользоваться российские легковые автомобили,электротехнические изделия, станки, приборы, оптика, силовые установки.Основным препятствием их экспорта остаются низкое качество, не соответствующеемировым стандартам, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокойтехнологии и недостатки дизайна.
Ведущие позиции в структуре импортаиз Германии занимают готовые изделия (более 80%), где основная доля приходитсяна машинно-техническую продукции (более 60% от общего объема импорта — автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование длямашиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, АПК, товарыэлектронной оргтехники). В значительном объеме закупаются в Германии ткани,одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия,искусственные материалы, продукция черной металлургии. Высокую долю в импорте(около 18%) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились запоследнее время.
Таким образом, структурароссийско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствуетрасширению взаимной торговли. Очевидно, что без поиска своего места, без новыхтоваров и высоких технологий России на германском рынке не обойтись.
В настоящее время на рынке ФРГактивно работают более 500 российских внешнеэкономических объединений и фирм,отдельных предприятий, акционерных обществ, а также совместных предприятий.Однако многие из них осуществляют операции по весьма широкому и нередкослучайному ассортименту товаров, что способствует созданию среды длянедобросовестной конкуренции отечественных участников внешнеэкономическогосотрудничества на рынке ФРГ.
Состояние дел в отрасляхобрабатывающей промышленности не позволит в ближайшие годы кардинально изменитьноменклатуру предлагаемых на экспорт товаров и увеличить экспортный потенциалотечественной индустрии.
Приоритетами экспорта в Германиюостаются товары топливно-сыръевой группы, потребности Германии в которыхсущественно возрастают в условиях динамичного подъема ее экономики. Наряду сэнергоносителями имеются большие возможности увеличения поставок продукциичерной и цветной металлургии, отдельных видов химической, легкой идеревообрабатывающей отраслей.
Важным направлением экономическихсвязей с Германией становится инвестиционное сотрудничество. Объем германскихинвестиций в российскую экономику оценивается в 240 млн немецких марок. Однакоэто в 10 раз меньше, чем в экономику Чехии и Венгрии. Инвестиционноесотрудничество с Германией имеет в значительной степени региональный характер.Наиболее активно развивают экономические связи деловые партнеры Баварии,Северной Рейн-Вестфалии, Бранденбурга, Берлина. Субъекты Российской Федерации — Пермская, Тюменская, Челябинская, Оренбургская, Свердловская области — подписалирамочные кредитно-торговые соглашения. Среди германских инвесторов выделяются«Дойче Банк», инвестирующий проект «Тюмень 1»,«Даймлер Бенц» сотрудничает с Ульяновским автомобильным заводом,«Дойче Аэроспейс — МТУ» сотрудничает с НПО «Авиадвигатель»,«Кредитаншталь фюр Видерауфбау» совместно с «Винтерсхалл» иАО «Газпром» участвуют в финансировании проекта модернизации нефтяныхскважин в Западной Сибири.
Значительную роль вовнешнеэкономических связях играет создание совместных предприятий на территорииРоссии. В настоящее время насчитывается около 1,5 тыс. СП с участием германскойстороны, размещающихся главным образом на территории европейской части России,преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Лишь одна треть из них имеетпроизводственный профиль, остальные занимаются торговлей, сферой услуг ипосреднической деятельностью.
Неплохие перспективы имеетнаучно-техническое сотрудничество с Германией. Однако огромный научныйпотенциал России не востребован и не задействован в достаточной степени вэкономическом сотрудничестве с ФРГ. Приоритетными областями здесь могут статьзащита окружающей среды, энергетика, безопасность АЭС, авиакосмическаяпромышленность, информатика, создание новых материалов и другие направления.Использование Германией научно-технического потенциала России способствовало быукреплению конкурентоспособности выпускаемой совместной продукции на мировых рынкахвысоких технологий.
Перспективы развитиявнешнеэкономических связей России и Германии в значительной степени зависят отобщественно-политической стабильности в России, проведения радикальныхэкономических реформ, создания благоприятных условий для отечественныхпроизводителей и иностранных инвесторов.
Среди западных торговых партнеровРоссии Великобритания занимает одно из ведущих мест вовнешнеэкономической деятельности. На мировом рынке Великобритания выступает какэкспортер готовой продукции, в том числе машин и оборудования. За 1992-1995 гг.товарооборот России с Великобританией увеличился почти в два раза и достигпочти 5 млрд долл. По величине товарооборота России с европейскими странамиЗападной Европы Великобритания занимает третье место, уступая Германии иНидерландам.
В структуре экспортной продукции вВеликобританию преобладают сырьевые товары, увеличение поставок которых былодостигнуто за счет сырой нефти и нефтепродуктов, а также алмазов. В последнийпериод отмечается рост поставок цветных металлов (меди, алюминия, никеля,магния), осуществляются поставки олова, кобальта, циркония, титана. Постоимости экспорта цветные металлы существенно опережают такие традиционнопоставляемые Россией в Великобританию товары, как черные металлы и лес. Заметноеместо в экспорте России занимает древесина и изделия из нее, продуктынеорганической химии, органические химические соединения. Вместе с тем,отмечается снижение доли машин и оборудования, удельный вес которых в продукцииэкспорта России не превышает 1%.
Несколько возрос за последние годы вРоссию и импорт из Великобритании, превысив 1 млрд долл.
В результате проводимых реформ всебольше число предприятии — производителей, а также торгово-посреднических икоммерческих структур выходят на рынок Великобритании. В российско-британскойторговле участвуют почти 300 российских экспортеров и импортеров. На долювнешнеэкономических объединений Министерства внешних экономических связейприходится около 30% ее стоимостного объема. Увеличение числа российских участниковдвухсторонней торговли с негосударственными структурами способствовало значительномуросту импорта товаров повышенного спроса — телевизоров, легковых автомобилей,другой продукции.
В то же время в последние годыпрактически прекратились поставки британского комплексного оборудования вРоссию. Причинами этого стали нестабильность экономического и политическогоположения России и проблема задолженности.
Развитию двухстороннегосотрудничества способствует достаточно широкая договорно-правовая база торгово-экономическихотношений. Соглашения между Россией и Великобританией предусматриваютпредоставление друг другу режима наибольшего благоприятствования в торговле имореплавании.
Со стороны британских деловых круговповысился интерес к российским высокотехнологичным разработкам предприятийвоенно-промышленного комплекса как в военной, так и в гражданской областях.Сотрудничество предполагает экспорт товаров и услуг этой отрасли хозяйстваРоссии в Великобританию.
Стабилизация экономическогоположения, изменение структуры хозяйственного комплекса России будутспособствовать совершенствованию структуры внешнеторгового товарооборота засчет снижения доли экспорта сырья и импорта продовольственных товаров иувеличения доли машин и оборудования.
Решение проблемы задолженности,превышающей 2 млрд долл., позволит реализовать крупные инвестиционные проекты,предусматривающие закупку в Великобритании оборудования для модернизации вРоссии промышленных предприятий и развития информационной сети. Кредитыпредполагается использовать для модернизации городской телефонной сети в Москвекомпанией «Комстар», закупок медицинского оборудования икомплектующих изделий известной в России фирмы «Филипс» с цельюорганизации в стране рентгенодиагностики и рентгенотерапевтического оборудованиядля лечения онкологических заболеваний, а также на приобретение оборудованиядля производства на Московском электроламповом заводе (МЭЛЗ) светильниковуличного освещения и др.
В перспективе Великобританияостанется для России важным торговым партнером.
В последние годы в отношениях Россиии Франции наметились положительные сдвиги. Этому способствовалиофициальные визиты президентов обеих стран и премьер-министра ФранцузскойРеспублики в Россию и его переговоры с Председателем Правительства РФ. Согласнодоговоренности учреждена Российско-Французская комиссия на уровне главправительств, которая должна стать руководящим органом, определяющим стратегиюи направления развития сотрудничества в торгово-экономической,научно-технической и других областях. В ее задачи входит содействие созданиюблагоприятных условий для функционирования российских и французскихпредпринимателей и осуществления конкретных проектов сотрудничества. В работеКомиссии будут принимать участие представители деловых кругов обеих стран.Основной рабочей структурой Комиссии являются заседания, а также сессииРоссийско-французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговымвопросам, которые намечено проводить два раза в год.
Объем взаимной торговли за 1992-1995гг. увеличился на 5,5% и составил 2,5 млрд долл. На долю экспорта продукцииРоссии приходилось 1,6 млрд долл., импорта — 1,1 млрд долл. Россия расширилапоставки во Францию нефти, газа, нефтепродуктов, черных и цветных металлов,товаров химической промышленности, продукции лесного комплекса.
В российском импорте возросла доляпромышленного оборудования и товаров широкого потребления, закупалосьпродовольствие.
Важное место в экономических связяхзанимают подготовка и реализация ряда совместных проектов. Так, с фирмой«Тоталь» подписано соглашение об освоении Харьягинского нефтяногоместорождения в Республике Коми. Французская компания «Эльф Акитен»совместно с партнерами из России участвует в российско-германском проектесоздания нефтеперерабатывающего завода в Германии.
Совместно с Францией осуществляетсяразработка новых поколений реакторов для атомных электростанций, системповышения безопасности действующих АЭС, решается проблема захоронениярадиоактивных отходов.
В авиакосмической промышленностисотрудничество заключается в совместном освоении космоса, предполагающемпилотируемые полеты и запуск спутников, создание системы управления воздушнымдвижением в России в целях повышения его безопасности, создание авиационныхдвигателей, самолетов и вертолетов. Совместно с фирмой «Серибо»завершается строительство в России предприятия по производству мебели, присотрудничестве фирмы «Сервье» на Московском химико-фармацевтическомзаводе налажено производство медикаментов. Французские фирмы участвуют вмодернизации предприятий пищевой промышленности. Разработаны проектысотрудничества в области автоматической телефонной связи, железнодорожноготранспорта, металлургии, конверсии оборонных предприятий, подготовки кадров.
Развиваются финансово-кредитныеотношения. Предоставленные Францией кредиты используются для проведенияреконструкции мусоросжигательного завода в Москве, систем водоснабжения иканализации Санкт-Петербурга, поставок оборудования для комбината детскогопитания в г. Азове, гостиничного хозяйства Москвы.
Подписаны протокол о финансированиифранцузской стороной нефтяного сектора, а также межправительственные соглашенияо сотрудничестве в области топлива и энергетики, охраны окружающей среды иинформатизации.
Российско-французские отношениявыходят в настоящее время на качественно новый уровень, обеспечивающийдиверсификацию экономического и инвестиционного сотрудничества.
Сотрудничество России с США. Все большее значение для внешнеэкономическихсвязей России с зарубежными странами приобретают отношения с СоединеннымиШтатами Америки. Торгово-экономическое сотрудничество становится все болееважным элементом российско-американских отношений и способствует их выведениюна качественно новый уровень, позволяющий строить эти отношения на стабильнойполитической и экономической основе, на принципах взаимного доверия иравноправия.
Российская Федерация придает большоезначение расширению экономических связей с Соединенными Штатами, рассматриваяих в качестве одного из наиболее важных и перспективных для России партнеров.
Коренным образом изменился впоследние годы и подход США к вопросам сотрудничества с Россией. Очевидно, чтопричины такого изменения связаны не только с политическими, но и экономическимифакторами, так как рынок России является весьма емким и перспективным дляамериканского бизнеса, активно его осваивающего.
Среди подписанных в 1990-е годыдвухсторонних документов особое значение имеют Соглашение о торговых отношениях(вступило в силу в 1992 г.), а также подписанное президентами двух стран всентябре 1994 г. совместное заявление «Партнерство для экономическогопрогресса», которое явилось первым российско-американским документомкрупномасштабного характера, определяющим главные направления двухстороннегоэкономического сотрудничества и учитывающим реалии перехода России к рыночнойэкономике.
Улучшение условий и климатароссийско-американских торгово-экономических отношений не могло не сказаться напоказателях товарооборота между двумя странами. В 1995 г. товарооборот между двумя странами возрос примерно на 1/4 по сравнению с предшествовавшимгодом и достиг почти 7 млрд долл., а по сравнению с 1992 г. он вырос примерно в два раза. Особенно быстрыми темпами рос в этот период российский экспортв США. Основу экспорта в США по-прежнему составляют сырьевые товары (более 90%поставок). В импорте основное место принадлежит сельскохозяйственным товарам ипродуктам их переработки, а также машинам и оборудованию.
Заметную роль в экономическомвзаимодействии между обеими странами в последние годы начинает игратьинвестиционное сотрудничество. Американские компании лидируют среди иностранныхинвесторов по совокупному объему инвестиций в России, причем особенно заметноих присутствие в нефте- и газодобывающих отраслях российской экономики. Однакообщий объем американских инвестиций, составляющий по разным оценкам от 2 до 4млрд долл. все еще не соответствует потенциалу российского рынка.
Российская сторона заинтересована втом, чтобы инвестиционное сотрудничество было направлено в первую очередь наструктурную перестройку экономики России и на поддержку наукоемких иориентированных на экспорт производств, на модернизацию российских предприятийи освоение передовых технологий в наиболее важных отраслях. Поэтому важноезначение придается развитию совместного предпринимательства. Примером служитсовместное с фирмой «Дженерал Моторз» производство легковыхавтомобилей в Елабуге, фирма «Катерпиллар» участвует в производствеземлеройных машин и электрогенераторных установок для бурового оборудования, атакже дизельных двигателей и тяжелых грузовиков, самолетов ИЛ-96МТ с участиемфирм «Прейт и Витнер» и «Роквелл». Совместно с фирмами ИБМи «Американ Эйр-лайнс» разрабатывается автоматизированная системауправления перевозками на воздушном транспорте «Сирена-3».
Несмотря на существенныеположительные сдвиги отношения между Россией и США в торгово-экономическойобласти носят сдержанный характер. Ряд положений американского законодательстваявляются тормозом в развитии торговых связей. Так, по отношению к российскимтоварам применяются более жесткие антидемпинговые процедуры, чем к товарамподавляющего большинства других стран. Устанавливаемые антидемпинговые пошлиныносят фактически запретительный характер. Они применяются в отношении такихтоваров нашего экспорта, как уран, ферросплавы, магний, титановая губка и др.Россия в отличие от большинства посткоммунистических стран все еще подпадаетпод действие доктрины Джексона-Вэника и пользуется режимом наибольшего благоприятствованияв торговле с США на временной, а не на постоянной основе.
Многие из существующих проблем вовзаимоотношениях между Россией и США могли бы быть решены при достижениидоговоренности о создании зоны свободной торговли между Россией и США. Зонасвободной торговли позволила бы создать более благоприятные условия длявзаимовыгодного сотрудничества.
Проблемы двухстороннихторгово-экономических отношений между двумя государствами могут быть решены. Обэтом свидетельствуют достигнутые в последние годы договоренности по радунаправлений. Среди них можно отметить договоренности, связанные с взаимнымдоступом на внутренние рынки, финансированием совместных проектов с участиемЭкспортно-импортного банка США, Корпорации зарубежных частных инвестиций(ОПИК), Агентства по торговле и развитию США.
Большое значение вторгово-экономических отношениях между двумя странами приобретаетсотрудничество на региональном уровне. Особенно большие перспективы имеетразвитие сотрудничества с США регионов Сибири и Дальнего Востока.
В процессе развитияроссийско-американских экономических отношений могут несовпадать интересы поотдельным вопросам, жестче становиться конкуренция на мировом рынке. Однакоблагодаря совместным усилиям могут быть найдены компромиссы и такого родапроблемы преодолены. Накопленный за последние годы опыт взаимодействия — томуподтверждение.
Сотрудничество России со странамиЦентральной и Восточной Европы. Важным направлением внешнеэкономической политики России вевропейском регионе являются страны Центральной Европы. Вопросы сотрудничествас государствами этого региона нашли отражение в принятой в 1995 г. Концепции внешнеэкономических связей Российской Федерации со странами Восточной Европы напериод до 2000 г. исходя из задач структурной перестройки экономики России.
В 1995 г. впервые за последние пять лет была преодолена тенденция сокращения доли стран ЦентральнойЕвропы во внешней торговле России. Товарооборот с этим регионом за 1992-1995гг. возрос на 21,2% и составил в 1995 г. 11,2 млрд долл., в том числе экспорт — 7,7; импорт — 3,5 млрд долл. Доля стран Центральной Европы в общем объеме торговлиРоссии со странами дальнего зарубежья повысилась до 12,7%. Страны ЦентральнойЕвропы продолжают оставаться важными торговыми партнерами России.
За последние годы в торговыхотношениях между Россией и Польшей отмечается период подъема, главнымобразом за счет экспорта в эту страну энергоносителей и импорта в значительныхобъемах продовольствия. Товарооборот России с Польшей возрос с 1840 в 1992 г. до 2926 млн долл. в 1995 г. (59%).
Второе место в торгово-экономическихотношениях занимает Чехия. Товарооборот России с этой страной в 1995 г. составил 2511 млн долл. и увеличился за четыре года на 36,5%, несмотря на сокращение закупокРоссией чешской продукции машиностроения, вытесняемой продукцией западных фирми российских конверсионных предприятий.
Выплата российской задолженности Венгриитоварными поставками топлива и рост импорта продовольствия в Россиюпозволяет Венгрии занять третье место в торговле России со странами ЦентральнойЕвропы. Внешнеторговый товарооборот России с Венгрией оценивается в 2451 млндолл.
Особенностью позиции Словакии являетсябольшая степень ориентированности на развитие торговли с Россией, поэтомуприрост товарооборота составил 35,2%.
Болгария и Румыния играют скромную роль в товарооборотеРоссии.
Важнейшими факторами, оказавшимивлияние на темпы роста взаимного обмена, явились: оживление хозяйственнойконъюнктуры в странах Центральной Европы; снижение внутреннего потреблениятоплива и сырья в России и уменьшение поставок энергоресурсов в ближнеезарубежье вследствие продолжения там экономического спада; значительный роствнешнеторговых цен. Внешнеторговый товарооборот России со странами ЦентральнойЕвропы за 1992-1995 гг. увеличился на 21,2%, в том числе экспорт — на 9,3%,импорт — почти на 60% и составили 7748 млрд долл. и 3488 млрд долл.соответственно.
Высокие показатели российскогоэкспорта явились результатом увеличения объемов вывоза энергоносителей, а такжежелезной руды, черных металлов и других товаров, в том числе машин иоборудования. Сокращение разрыва в темпах роста экспортных и импортных поставокпривело к некоторому уменьшению активного сальдо России до 4,2 млрд долл. в 1995 г. по сравнению с 4,8 млрд долл. в 1992 г.
В товарной структуре торговли Россиисо странами Центральной Европы существенных изменений не отмечается: российскиетопливно-энергетические ресурсы продолжают обмениваться главным образом напродовольствие, химические товары, машинно-технические изделия. Обращает насебя внимание крайне неэффективная структура российского экспорта: доля нефти игаза в экспорте в страны Центральной Европы составляет 60%, а доля изделий машиностроения,являющихся по величине второй группой товаров российского экспорта, составляет8,3%. Экспорт машинно-технических изделий во многом обусловлен погашениемроссийской задолженности Словакии, Венгрии, Чехии. Из-за низкойконкурентоспособности спросом пользуются лишь отдельные виды машин иоборудования для гражданских отраслей (тракторы, комбайны «Дон»,автомобили, отдельные элементы для АЭС и др.). Из военной техники Россияпоставляет главным образом запасные части, комплектующие изделия, а в счетпогашения задолженности Венгрии и Словакии — самолеты МиГ-29 и другоеспециальное имущество. Значительную долю российского экспорта занимаетпродукция химической промышленности (синтетический каучук, продуктыорганического синтеза), а также железосодержащее сырье, металлы в слитках,заготовки для проката.
В импорте продукции из странЦентральной Европы наибольший удельный вес приходится на группупродовольственных товаров (38% его общего объема). Доля машин и оборудования вструктуре импорта невелика, особенно по сравнению с ввозом из развитых странмира, и имеют тенденцию к сокращению. По объему поставок машин и оборудования вРоссию лидируют Польша, Венгрия, Чехия. В импорте химических товаровпреобладают товары высокой степени обработки — медикаменты,парфюмерно-косметические, пластмассы и др. В товарной структуре импорта вновьпоявились традиционные позиции: суда из Польши, глинозем из Венгрии.
Значительные возможности длярасширения товарооборота созданы новой договорно-правовой базой взаимногосотрудничества, восстановлением и развитием инфраструктуры товарооборота(межправительственные комиссии, рабочие группы, совместные торгово-промышленныепалаты, банки, торговые дома и др.). Растет роль создания крупных совместныхпред приятии в развитии взаимного товарооборота. Созданные за последние двагода торговые дома, акционерные общества, такие, как: «Панрусгаз» вВенгрии, «Топэнерджи», «Росбуль-нефть» в Болгарии,«Европольгаз», «Топгаз», «Газдрейдинг» в Польшеспособствуют реализации российских нефти и особенно газа. Небольшие по размерамторгово-посреднические СП не оказывают заметного влияния на развитие взаимноготоварообмена.
Техническое содействие Россияоказывает в основном Болгарии (на сумму 9,5 млн долл.) в реконструкции такихобъектов, как АЭС «Козлодуй», Кремиковский металлургический комбинати др.
На территории России организации изБолгарии, Польши, Словакии и Румынии осуществляют в небольших объемах работы построительству и реконструкции (на Магнитогорском металлургическом комбинате,объектах газовой промышленности и жилищного строительства).
Наряду с небольшими объемамисохранившихся производственных связей (выпуск автомобилей ВАЗ), в последние двагода были восстановлены кооперационные связи между родственными предприятиямиРоссии и стран Центральной Европы. Так, с Болгарией налажено производствоконтрольно-кассовых аппаратов, со Словакией — учебного самолета Як-130Д, сПольшей — автобусов, троллейбусов, автомобилей УАЗ, с Венгрией — автобусов«Икарус». Объемы кооперационных поставок и сотрудничество в этойобласти невелики в силу действия факторов, сдерживающих развитие этойпрогрессивной формы сотрудничества (высокие налоги, неконкурентоспособностьвыпускаемой продукции, переход на стандарты ЕС).
На основе расширения связей с Россиейстраны Центральной Европы стремятся обеспечить стабильный экономический рост.Однако среди приоритетов внешнеэкономической политики стран Центральной Европына первом месте стоит членство в ЕС, на втором — развитие сотрудничества внутриэтой группы стран и лишь на третьем месте — формирование отношений с Россией идругими странами СНГ.
В настоящее время Россия придаетбольшое значение активизации своей внешнеэкономической политики вазиатско-тихоокеанском регионе (АТР).
Особое значение для России имеютторгово-экономические отношения с Китаем. Несмотря на имеющиесятрудности, торгово-экономические связи с Китаем развиваются наиболее динамично.Объем торговли в 1995 г. составил 4,9 млрд долл. Большое значение приобрелаприграничная и межрегиональная торговля, за счет которой уже сейчас реализуетсяоколо 80% товарооборота. Большие возможности имеются для развитияинвестиционного сотрудничества с Китаем, который проявляет значительный интереск поставке из России комплектного оборудования для модернизации ранеепостроенных и строительства новых промышленных объектов, в том числе в областиэнергетики, угольной промышленности, металлургии и др.
Важным объектом сотрудничества станетнамеченное строительство крупной АЭС на северо-востоке КНР. Китай такжезаинтересован в поставках вооружения из России.
Однако следует иметь в виду, чтобыстрое наращивание экономической мощи Китая и продолжающийся кризис вроссийской экономике могут вызвать разрыв в уровнях экономического развития,особенно в приграничных районах, и иметь серьезные последствия, в том числе иполитического характера. Дальнейшее наращивание российского экспорта в Китай засчет увеличения поставок сырьевых товаров должно строго контролироваться. Темболее, что российский рынок близок к насыщению китайскими потребительскими ипродовольственными товарами. Необходимо диверсифицировать товарную структурувзаимной торговли, инвестиционного сотрудничества. Большого эффекта можнодобиться от развития производственной кооперации между Китаем и Россией,особенно регионов Сибири и Дальнего Востока. Например, некоторые предприятияДальнего Востока можно полностью или в значительной степени переориентироватьна выпуск интересующей Китай продукции.
Внешнеэкономические отношения с Япониейосложнены непростыми межгосударственными политическим отношениями,связанными с претензией Японии на ряд российских островов Курильской гряды, атакже с внешним долгом, унаследованным Россией от бывшего СССР частным фирмам вразмере 1,5 млрд долл. За последние годы продолжился процесс сокращениявзаимной торговли. Внешнеторговый товарооборот за 1992-1995 гг. уменьшился на25% и составил 2,1 млрд долл. При этом экспорт товаров снизился на 13% до 1, 36млрд долл. а импорт на 55% — до 763 млн долл. Доля России во внешней торговле сЯпонией не превышает 1%, что свидетельствует о слабом развитии взаимных связей.Сдерживающим фактором внешнеэкономической деятельности является проблемафинансирования продукции, поставляемой в Россию из Японии. Наиболее негативноевоздействие на динамику российско-японской торговли оказывает нестабильноевнутриэкономическое и политическое положение Российской Федерации.
Товарная структура российско-японскойторговли значительно отстает от соответствующих требований научно-техническогопрогресса. В экспорте России доля сырья превышает 50%, продукция низкой степенипереработки — около 40%, тогда как на машины и оборудование приходится менее1%. В российском импорте из Японии сохраняются низкая доля современногопромышленного оборудования и других средств производства, необходимых для осуществленияструктурных преобразований в России и подъема экономики.
В настоящее время обсуждениеэкономических и политических вопросов двухсторонних отношений на различныхуровнях ведет к положительным тенденциям в российско-японских отношениях. Междустранами в последние годы подписана Декларация о перспективахторгово-экономических и научно-технических отношений, подтвержденанеобходимость дальнейшего развития сотрудничества по мере продвиженияроссийских реформ, а также определены приоритетные области — топливно-энергетические отрасли, металлургия, лесная и деревообрабатывающаяпромышленность, конверсия военно-промышленного комплекса, транспорт, связь идр. Также был подписан ряд важных экономических соглашений, среди которыхвыделяются соглашения о поддержке экономических реформ в России, осотрудничестве в налоговой, валютной, промышленной сферах, а также в областикоммуникаций, транспорта, таможенных пошлин, о реструктуризации кредита,выделенного ранее на страхование торговых рисков в России (180 млрд долл.), исоглашение о содействии России в принятии ее во Всемирную торговую организацию.
Заметное место в российско-японскихотношениях занимают региональные связи. Особенно активно эти отношенияподдерживают предприятия и организации Приморского и Хабаровского краев,Сахалинской области, Республики Саха (Якутия), Амурской, Иркутской и Камчатскойобластей. С японской стороны в региональное сотрудничество вовлечены 16префектур и муниципальных округов.
Прогресс в торгово-экономическомсотрудничестве России и Японии в значительной степени зависит от рыночныхпреобразований в российской экономике и ее инфраструктуре, стабилизации иподъеме, прежде всего в промышленности, от региональной динамики процессоврасширенного воспроизводства капитала. Развитию взаимовыгодных и деловых связейспособствовали бы и новые региональные отношения партнеров, свободные от«территориальной проблемы», решение которой лежит в совместномхозяйствовании России и Японии на спорных территориях.
Индия традиционно занимала важное место вторгово-экономических связях бывшего СССР, что было обусловлено какэкономическими, так и политическими факторами. Переход от клиринговой к гибкойсистеме расчетов, предоставляющей организациям сторон возможность выборанаиболее приемлемой формы расчетов по коммерческим сделкам (расчеты в СКВ илиспециальные счета, открываемые российскими экспортерами в индийскихкоммерческих банках) отразились на внешнеторговом товарообороте двух стран,составившем 1,2 млрд долл. в 1995 г. по сравнению с 1,5 млрд долл. в 1992 г.
В товарной структуре российскогоэкспорта преобладают цветные и черные металлы, удобрения, газетная бумага, надолю их приходится около 75% экспорта России в Индию. В меньшей степени поставляютсямашины, оборудование, транспортные средства, а также продукция химическойпромышленности. В структуре российского импорта значительный удельный весприходится на продукцию сельского хозяйства — чай, орехи кэшью, специи. Растетдоля машинотехнической продукции, программного обеспечения, а также лаков,красок, драгоценных камней и ювелирных изделий. Подписано межправительственноесоглашение о долгосрочных закупках в Индии ежегодно 30 тыс. т чая, 20 тыс. ттабака, 100 тыс. т соевого шрота, медикаментов на 100 млн долл. с оплатой засчет средств, поступающих от Индии, в погашение кредитов СССР.
Одним из факторов, стимулирующих росттоварооборота между двумя странами, является использование средств, поступающихот Индии в погашение государственных кредитов СССР. В соответствии смежправительственными договоренностями эти средства (примерно 30 млрд индийскихрупий в год) можно использовать для импорта из Индии в Россию различных товарови услуг.
Однако рост товарооборота достигаетсяпреимущественно за счет увеличения экспортно-импортных операций, в то время какразвитие других форм экономического сотрудничества в последнее времяпрактически прекратилось.
Можно надеяться, что существующиетрудности и проблемы в развитии двухсторонних торгово-экономических связейбудут преодолены и выйдут на уровень, отвечающий интересам обеих стран.
В концепции среднесрочной программыПравительства Российской Федерации на 1997-2000 гг. значительное вниманиеуделено внешнеэкономической политике. Внешнеэкономическая деятельность будетоставаться одним из важнейших элементов в реализации основных задачэкономической политики Правительства.
Основной задачей вовнешнеэкономической сфере является осуществление дальнейшей равноправнойинтеграции страны в мировые хозяйственные связи с целью реализации преимуществмеждународного разделения труда.
В связи с практическим исчезновениемвозможностей экстенсивного наращивания поставок на внешние рынки сырья иматериалов дальнейшее увеличение экспорта должно осуществляться за счетмашинотехнической и наукоемкой продукции.
Для повышения эффективностивнешнеэкономической деятельности, прежде всего при поставках продукциитопливно-энергетического комплекса, других сырьевых товаров и полуфабрикатов,составляющих основу российского экспорта, будет оказываться внешнеэкономическоеи иное содействие российским компаниям в налаживании производственно-сбытовойкооперации с иностранными фирмами, в создании за рубежом предприятий подальнейшей переработке и реализации поставляемой продукции.
Уделяется внимание развитию иуглублению торгово-экономических отношений России с зарубежными странами,совершенствованию их договорно-правовой базы, расширению практики использованияпрогрессивных форм международного сотрудничества. Особое значение придаетсяразвитию торгово-экономических отношений с Европейским союзом, со странамиЦентральной и Восточной Европы, Балканскими странами. Важное направление — создание зон свободной торговли с наиболее важными торговыми партнерами России.
Активная внешнеторговая политика будетпроводиться с Китаем, Индией, странами Среднего и Ближнего Востока,Азиатско-Тихоокеанского региона и другими государствами.
Одна из важнейших задач в областивнешнеторговой политики — вступление России во Всемирную торговую организацию,ВТО (World Trade Organisation, WTO).

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.  Гранберг А.Г. Основы региональнойэкономики: Учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
2.  Лексин В.Н. Швецов А.Н. Государство и регионы:теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.:УРСС, 1997.
3.  Орешин В.П., Потапов Л.В.Управлениерегиональной экономикой. М.: ТЕИС, 2003.
4.  Региональная экономика /Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998.
5.  Проблемы территориальногоразвития. Словарь-справочник. Составители А.П. Сысоев и И.В. Усов. М.: ТЕИС,2003.
6.  Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И.Видяпина и Р31 М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, 2007.-666 с.
7.  Фетисов Г.Г., Орешин В.П.Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.