Реферат по предмету "Психология"


Конформизм

План
Введение
1. Зарождение психоанализа. З. Фрейд и еготеория
2. Развитие психоанализа
2.1 Психоаналитическоенаправление. К. Юнг, А. Адлер
2.2 Неофрейдизм
Заключение
Литература

Введение
По мереразвития психологии как отдельной науки, обширнее становилось поле изучаемых еюявлений. Успехи развития биологии изменили взгляд на все жизненные функции, втом числе и психические. Восприятие, память, навыки, мышление, установки ичувства трактовались отныне как своего рода «инструменты», работающие нарешение организмом задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.
Рушилосьвоззрение на сознание как на замкнутый в себе внутренний мир. Психическиепроцессы стали исследоваться с точки зрения развития.
Новые объектытребовали и новых объективных методов исследования. Ученые перешли изуниверситетских лабораторий в детский сад, школу, психиатрическую клинику.Практика реальной исследовательской работы изменила взгляд на психологию какнауку о сознании. Созревало новое понимание предмета, которое по-разномупреломилось в теоретических воззрениях и системах, каждая школа отстаивалаотличный от других собственный предмет. Вслед за структурализмом, представителикоторого считали, что психологи призваны заниматься поисками строительногоматериала непосредственного опыта и его структурами, получило распространениенаправление, которое считало главным делом выяснение, как эти структурыработают, когда решают задачи, касающиеся актуальных нужд людей, т.е. изучалипсихические функции, а не элементы.
В начале ХХвека возникает мощное направление, утвердившее в качестве предмета психологииповедение, понятое как совокупность реакции организма, обусловленная егообщением со стимулами среды, к которой он адаптируется. Кредо направлениязапечатлел термин «поведение» (англ. «бихевиор»), а само оно получило названиебихевиоризм.
Наряду сбихевиоризмом и в те же самые времена до основания подорвал психологию сознанияпсихоанализ, на характеристике которого мы и остановимся подробнее.

1.        Зарождениепсихоанализа. З. Фрейд и его теория
Безпреувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейдявляется одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитиепсихологии.
Ни однопсихологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределамиэтой науки, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей на искусство,литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные счеловеком.
З. Фрейд былсыном от второго брака торговца тканями и скотом Якоба Фрейда. С ранних лет идо самой смерти матери, та была центральной фигурой в жизни сына. Поведениеотца, проявившееся в пассивности на оскорбление его национальной принадлежности(он был евреем), разочаровал мальчика и в дальнейшем он всегда смотрел на отцасверху вниз[1,6].
Смерть отцавызвала в душе мальчика гнетущее чувство вины. Он ревновал отца к матери,всегда хотел отвлечь ее внимание на себя и в глубине души всегда хотел, чтобыотца не было рядом с ним и матерью. Анализируя впоследствии свои чувства ижелание единолично обладать матерью, Фрейд пришел к выводу, что ситуациянапоминает ему античную драму о «Царе Эдипе», который сам того не ведая, убилотца и женился на матери. Так был открыт Эдипов комплекс – основа основпсихоанализа.
Став врачом,занявшись лечением больных психическими расстройствами, Фрейд на первых порахпытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов. Однако чем больше онуглублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. Ни внейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств,позволяющих объяснить причины патологических изменений в психике своихпациентов.
 В поискахвыхода Фрейд обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоевпсихической активности личности. До него они не были предметом психологии,после него стали его неотъемлемой частью [3, 113].
Первыйимпульс к их изучению дало применение гипноза. Внушив загипнотизированномучеловеку какое-либо действие, с тем, чтобы он выполнил его после пробуждения,можно наблюдать, как он, хотя и совершает его будучи в полном сознании, ноистиной причины не знает и начинает придумывать для него мотивы, чтобыоправдать свой поступок. Истинные причины от сознания скрыты, но именно ониправят поведением.
Фрейдовскаятеория складывалась постепенно, как конструктор из кубиков. Для начала онзаменил гипноз методом свободной ассоциации. К нему он пришел в ходепсихотерапевтических сеансов, столкнувшись однажды с клиенткой, котораяпротестовала против того, что ей мешали беспрепятственно излить поток своихмыслей. После этого случая Фрейд изменил тактику и перестал вмешиваться вспонтанный рассказ больного [5,261]. Фрейд использовал «свободные ассоциации»для того, чтобы проследить ход мыслей своих пациентов, скрытый не только отврача, но ит от них самих. В их содержании Фрейд искал ключ к бессознательному.Он пытался выяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов,а во внутреннем мире субъектов.
Затем З.Фрейд объявил подавленную сексуальность основной причиной нервных расстройств.В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальноеначало – либидо. Еще одним кубиком психоанализа стала тенденция к символизации,т.е. подмена реальных действий символами. Теорию дополнили объяснения такихпроявлений подсознания, как сновидения, непроизвольные действия (оговорки,описки). Была сформулирована концепция вытеснения, согласно которой неприятныемысли изгоняются из области сознательного в подсознание. Отдельные работыученый посвятил Эдипову комплексу, инстинктивному влечению человекаодновременно к жизни (эрос) и к смерти (танатос).
ВзглядыФрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психическихзаболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системыявляются его взгляды на развитие и структуру личности.
Фрейд считал,что психика состоит из трех слоев: сознательное, предсознательное,бессознательное, в которых и располагаются основные структуры личности.
Сознательное– это мысли, которые мы помним, понимаем откуда они появились, можем имиуправлять.
Бессознательное– это все остальные психические поцессы того же человека. Подсознательныйпсихический процесс проявляется обычно как противоречие сознательным процесса.
Предсознательное– состояние на грани перехода от бессознательного к сознательному. Во времена Фрейдасчиталось само собой разумеющимся, что вся психика – сознательная заисключением некоторых мелочей, вроде снов. Фрейд долгие годы боролся с этимубеждением, доказывая, что есть и другая часть психики – бессознательная.
Вбессознательном расположена одна из структур личности – Ид, которая фактическиявляется энергетической основой личности. В Ид содержаться врожденныебессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, кразрядке и таким образом доминируют деятельность субъекта. Существуют дваврожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и смерти, которыенаходятся в антагонистических отношениях, создавая основу внутреннегоконфликта.
С точкизрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия,формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд иего ученики, и является той специальной энергией, которая связана с инстинктомжизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не далсобственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.
Втораяструктура личности – Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной ирасполагается как в сознательном слое, так и в подсознании. Таким образом, мывсегда можеи осознать свое Я.
Третьяструктура личности – Супер-Эго – не врожденная; она формируется в процессежизни. Механизмом его формирования является идентификация с близким взрослымсвоего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. Впроцессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков)или комплекс Электры (у девочек).
Важнейшееместо в теории Фрейда занимал его метод – психоанализ, для объяснения работыкоторого и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейдисходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя,доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этомустанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергиеймежду терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этомутерапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушаетему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин егоневротического состояния. Этот анализ происходит на основе символическойинтерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т.е. следов его вытесненноговлечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушаетему свое толкование.
Открывобъективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытуюза «кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предметапсихологии. Проделанная им и множеством последователей работа обнажилаважнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, независимых от того, что нашептывает «голос самосознания»[3,114].

2.Развитие психоанализа
 
2.1.Психоаналитическое направление. ( К. Юнг, А. Адлер)
 
Фрейдаокружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшимисобственные направления, были К. Юнг и А. Адлер. Первый назвал свою теориюаналитической, второй – индивидуальной.
Первымнововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если,согласно Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления,вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогдане могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков.Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькимиархетипами.
Будучискрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются всновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большуюпопулярность приобрело Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенныйвовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь,сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг, вслед за Фрейдом дал имя«либидо». Однако, следует отметить, что Юнг не считал правомерным отождествлятьлибидо с сексуальным инстинктом.
Адлер,модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развитияличности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телеснымидефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации исверхкомпенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексенеполноценности» скрыт источник неврозов.
Адлер отрицалположения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательныхинстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которыепротивопоставляют человека обществу и отдаляют от него. Не врожденныеинстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующеесоциальные контакты и ориентацию на других людей – вот та главная сила, котораяопределяет поведение и жизнь человека, считал Адлер [5,277].
Однако было инечто общее, объединяющее концепции трех названных психологов: все онипредполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одномуприроду, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейпридавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг – первичным типаммышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов.
Психоаналитическоедвижение широко распространилось в различных странах. Возникали новые вариантыобъяснения и лечения неврозов динамикой неосознаваемых влечений, комплексов,психических травм. Менялись и представления самого Фрейда на структуру идинамику личности. Ее организация выступила в виде модели, компонентами которойявляются: Оно (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и Сверх-Я (уровеньморальных норм и запретов, возникающих в силу того, что в первые годы жизниребенок идентифицирует себя с родителями).
Дальнейшееразвитие психоанализ получил в группе исследователей, которые принятообъединять под именем неофрейдистов.
2.2 Неофрейдизм
Этонаправление, усвоив основные схемы и риентации ортодоксального психоанализа,пересмотрело базовую для него категорию мотивации. Был развит, намеченный А.Адлером подход, где решающая роль была предана влияниям социокультурной среды иее ценностям.
Лидером неофрейдизма признано считать К. Хорни.Испытав влияние марксизма она доказывала в теории на которую опиралась в своейпсихоаналитической практике, что все конфликты, возникающие в детстве,порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этихотношений у него возникает чувство тревоги, отражающее беспомощность ребенка впотенциально враждебном мире. Невроз не что иное, как реакция на тревожность, аописанные Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причинойневроза, а его результатом.
Для того чтобы избавиться от тревоги, человекприбегает к психологической защите. Но если Фрейд считал, что психологическаязащита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие между двумяструктурами личности – Ид и Супер-Эго, то с точки зрения Хорни, психологическаязащита направлена не на преодоление конфликта между обществом и человеком,поскольку задача защиты – привести в соответствие мнение человека о себе имнение о нем окружающих, т.е. два «образа Я».
Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понятьсамого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорник понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современнойпсихологии.
Наиболее социально-ориентированным средипоследователей Фрейда считается Эрих Фромм. Главное значение его работ состоитв том, что они оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали и нановые, возникшие уже во второй половине ХХ века вопросы, соединяя идеи Фрейда ис Адлером, и с гуманистической психологией. Его попытки на языке психоанализапоказать противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, рольобщества в развитии личности имели большое значение не только для психологии,но и для смежных наук – истории, социологии, философии, педагогики.
Развитиепсихоанализа не могло идти изолированно от новых тенденций. Влияние открытий,сделанных в смежных психологических школах, отразилось на концепциях такихисследователей как Г.С. Салливен, Э. Берн, Э. Эриксон.

Заключение
Зигмунд Фрейдсоздал оригинальную, и как показало время жизнеспособную теорию, хотя в основуее положил явление, не подвластное осознанию. Поэтому исследователь может лишьстроить предположения по поводу бессознательного и накладывать его гипотетическиепризнаки на реальность человеческой жизни.
Фрейдовская теория привела к появлению многочисленныхмодификаций (Адлер, Юнг, Хорни, Фромм, Эриксон и др), содержание главныхпонятий теории Фрейда при этом существенно изменились. Но все же представителейпсихоанализа объединяет признание позиции « сознательное-бессознательное».
Оценивая психоанализ Фрейда, нужно, прежде всего,помнить две вещи. Во-первых, во времена Фрейда психология делала свои первыешаги как наука. Во- вторых, эти первые шаги были сделаны именно в областиподсознания (бессознательного).
Взгляды З. Фрейда вышли за границы психологии иналожили отпечаток на состояние развития разных форм культуры ХХ столетия.Созданное им направление положил основу психологической помощи человеку и темсамым утвердил психология как науку, которая имеет свою реальную практику.

Литература
1.Войнаровский М.ОФрейде и его теории // Открытия и гипотезы.- 2003.-№12. — С. 6-7, 11-12.
2. М’ясоїд П. А. Загальна психологія.-К.:Вища школа, 2001. — 487 с.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.Психология.-М.: Академия, 2001. — 512 с.
4. Роменець В.А., Маноха І.П. Історіяпсихології ХХ століття. — К.: Либідь, 1998. — 989с.
5. Ярошевский М.Г. История психологии отантичности до середины ХХ столетия. — М.: Академія, 1998.-416с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат А. С. Пушкин и античность, 10 класс. Цель литературного образования становление духовно-нравственного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности в непрерывном совершенствовании. Программа
Реферат «Ими гордится страна», тщательно выбирая материалы об очередной выдающейся личности. В старших классах, когда готовился к выпускным и приемным сочинениям, я понял, что надо подобрать одну универсальную кандидатуру, способную «закрыть» как «российскую
Реферат Анализ факторов, влияющих на систему управления персоналом
Реферат Проблемы идентификации таможенного контроля, таможенного оформления ввозимых из РФ лесоматериалов
Реферат Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей с ЗПР
Реферат 197755 г. Санкт-Петербург, п. Лисий Нос, ул. Новоцентральная дом 21 Т/ф: (812) 434-93-63. E-mail: Center Int@lokos
Реферат Определение оптимальной возрастной структуры лесного фонда Республики Беларусь
Реферат Культура современных Индии и Китая
Реферат Демократическая контрреволюция и белое движение в гражданской войне России
Реферат Специальные внебюджетные фонды РФ
Реферат 1. Цели и задачи бжд
Реферат Meet Me In St Louis Essay Research
Реферат Норки и их разведение
Реферат Разработка процессорного модуля аппарата искусственной вентиляции л гких
Реферат Организация ресторанного бизнеса на примере открытия ресторана "Le Honorи"