Крейсер «Варяг» — герой?
Артем Платонов
Статьяпредставляет собой попытку беспристрастно рассмотреть события 27 января 1903года на рейде Чемульпо...
Рождение легенды
“Триумфискусства и техники. Ни один корабль в мире не достигал еще такого!”
ОтзывЧарльза Крампа о первом круге испытаний «Варяга»
“Привсех конструктивных дефектах, делавших невыносимой даже повседневную мирнуюслужбу, он оставался крейсером — кораблем, предназначенным прежде всего длябоевых действий в океане”.
Капитан1-ого ранга Бэр о “Варяге”
10мая 1899 года на верфи завода “Чарльз Уильям Крамп и сыновья” в Филадельфии безизлишней помпы состоялась официальная церемония закладки крейсера 1 ранга длярусского флота. По заводскому номеру корабль числился как “301”, хотя еще 11января 1899 года приказом Императора по Морскому Ведомству в состав флотаРоссии был официально зачислен строящийся в Америке крейсер 1-го ранга«Варяг». Предназначался он для усиления Тихоокеанской эскадрыРоссийского императорского флота. Корабль являлся полуэкспериментальным – кромекотлов нового типа, в конструкцию и вооружение были внесены некоторыеизменения.
Осенью1899 года стала известна окончательная дата спуска крейсера на воду – триждызабастовка рабочих на заводе срывала планы Адмиралтейства. В конце концов, 31октября американские рабочие, ежась под холодным осенним дождем, перерезалитолстый дубовый брус, удерживающий крейсер на стапеле. Заиграл оркестр, 565русских моряков из команды крейсера рявкнули “Ура!”, на мгновение заглушив дажемедные трубы. Американские инженеры, узнав, что крестить корабль будут порусскому обычаю – с попом и святой водой – пожали плечами и открыли бутылкушампанского. Ту самую, которую, по американской традиции, следовало разбить окорпус корабля. Глава комиссии Адмиралтейства Э.Н. Щенснович сообщил своемуначальству: “Спуск прошел благополучно. Деформаций корпуса не обнаружено,водоизмещение совпало с расчетным”. Знал ли кто-нибудь из присутствующих, чтоон находится не только при спуске корабля, но и при рождении легенды русскогофлота?..
Теперькрейсеру предстояли ходовые испытания на соответствие его техническому заданиюАдмиралтейства. Но вскоре после их начала погода в районе стала резкопортиться. Ветер и волнение усилились настолько, что американская сторонапредложила испытания свернуть и продолжить позже, при более благоприятныхусловиях. Глава комиссии Щенснович резко возражает: “Крейсер на то и крейсер,чтобы выполнять боевую задачу в любых условиях. Если сегодня дать ему поблажку,завтра погодные условия станут для него возможной причиной отказа от заданияили слишком большой осторожности на поле боя… И с каких это пор шесть балловсчитается погодой, непригодной для разведчика и рейдера?”. Поэтому членыприемной комиссии с беспокойством продолжали наблюдать за тем, как изящный,грациозный крейсер продолжает выполнять галсы.
Внезапнона мерную линию обрушивается жестокий шквал, волнение достигает 10 баллов. Всеневольно задерживают дыхание и… вопреки всем ожиданиям (встречный ветердолжен уменьшить скорость!) “Варяг” показывает мировой рекорд для крейсеровсвоего класса по скорости – 24,59 узла. Щенснович, пряча усмешку, затем напишетв своем рапорте: “Если бы лучше правили рулем, скорость в середине последнегогалса составила бы более 25 узлов”…
Правда,он не упомянул о том, что американская заводская команда в машинном отделенииработала в дождевиках – приходилось поминутно поливать подшипники холоднойводой. Машинное вообще было похоже на ад – люки топочных котлов были раскаленыдокрасна, а температура в котельном отделении перевалила за 70 градусов поЦельсию. Это еще даст о себе знать – 2 сентября 1901 года по причине перегревав машинном отделении на “Варяге” вспыхнет пожар в центральном угольном бункере,к счастью, без человеческих жертв.
Послевсех испытаний, которые завершились успешно, 2 января 1901 года по телеграфномуразрешению Императора «Варяг» впервые поднял вымпел. Затрепетав нагафеле, он ознаменовал собой новую страницу в истории крейсера. Очень непростуюстраницу – ремонт, ремонт и еще раз ремонт ходовой части будет сопровождатькрейсер везде, где бы он ни был...
Вскореревизионная проверка показала, что состояние ходовой части у крейсеранаходится, мягко говоря, в изношенном состоянии. Ходовая крейсера выгляделатак, как будто его уже не первый год использовали где-нибудь в океанскомколониальном регионе. Чарлз Крамп, стремившийся выполнить условия контракта ибуквально выдавивший из “Варяга” мировые рекорды, безнадежно подорвалдвигательную установку крейсера. Кроме того, присутствовала изначальнозаложенная американскими инженерами ошибка в расчете парораспределения. Позжеглава инженерной комиссии Кронштадского порта скажет: “Такое впечатление, чтокорпус и машины принадлежат двум разным крейсерам с разницей в возрасте околодесяти лет”...
Закончивтекущий ремонт (накануне разорвало цилиндр паровой динамо-машины), вечером 10марта крейсер уходит из Филадельфии. Его путь лежит в Льюис, где крейсер долженбыл загрузиться углем и направиться в Кронштадт. Американцы потерли руки –контракт выполнен! – и вместо использовавшегося на испытаниях качественногоанглийского угля подсунули русским крайне плохой уголь местного производства. Врезультате из 1300 принятых на борт тонн к использованию было пригодно менееполовины…
ПослеКронштадта крейсер совершает долгий переход, прибывает в Порт-Артур и встаеттам на ремонт. Из-за частых поломок он, к досаде своей команды, не можетполноценно участвовать в учениях и в основном стоит в доках. Но все-таки, когдав учениях участвовать удается, артиллеристы крейсера показывают исключительнометкую стрельбу. Например, 29 мая 1902 года при проведении сложныхконтргалсовых стрельб “Варяг” занял первое место и удостоился похвалы адмиралатихоокеанской эскадры Н.И. Скрыдлова. И это на крейсере с недостатком опыта встрельбах и заниженным метацентром (очередная ошибка американских инженеров)!Восхищенный адмирал затем скажет: “Огромный потенциал уже сплаванного экипажа — с сильной волей, с незаурядной отвагой и выдержкой, столь редкой у нынешнеймолодежи, с прекрасными мудрыми командирами и честными душой матросами,готовыми на все за Отечество — совершенно не реализуется из-за постоянныхремонтов. «Варяг» и в самом деле лучший в моей эскадре, лучший не пофизическому состоянию, а по воле своей… Просто удивительно, как это он до сихпор держится”.
Зиму1902-1903 года крейсер провел в вооруженном резерве в Восточном бассейнеПорт-Артура. После зимнего сезона испытания показали, что ходовая установканаходится все в том же плачевном состоянии – не успевали механики починитьочередную неисправность, как тут же что-то прорывало, ломалось илидеформировалось снова. Адмирал Старк для поднятия духа экипажа (не всю же жизньстоять у причальной стенки на ремонте!) назначил “Варяг” стационером в японскомпорту Йокогама. Но неисправные машины подвели крейсер еще раз, и к назначенномусроку в Японию ушел не “Варяг”, а “Аскольд”…
Черезнесколько недель после этого адмирал решает поменять своего стационара в Корее– для этого оттуда отзывается крейсер II ранга “Боярин”, а на его местоназначается “Варяг”. Но, учитывая без конца ломающиеся машины крейсера, адмиралвместе с ним посылает курьера – канонерскую лодку “Кореец”. Ветерантихоокеанской эскадры, со сплоченным, проверенным в боях экипажем “Кореец” сталдля “Варяга” не просто мальчиком не побегушках, а настоящим боевым товарищем...
Построеннаяв 1886 году на шведских вервях завода “Бергзунд”, парусно-винтовая канонерка“Кореец” была зачислена в состав Сибирской флотилии как головной корабль серии.В 1889 году прибыла на Дальний Восток и с тех пор уже не покидала Тихий океан.“Кореец” участвовал в изучении морей Тихого океана, а также нес стационарнуюслужбу в портах Китая, Кореи и Японии. В мае 1900 года в составе отдельного отрядабоевых кораблей Тихоокеанского флота “Кореец” участвовал в освобождении русскойдипломатической миссии в Китае. В ночной артиллерийской дуэли с фортом Таку“Кореец” доказал, что даже небронированная канонерка со смелым экипажем ихрабрым командиром может нанести врагу немалый урон.
Путь в легенду
Наверхвы, товарищи! Все по местам!
Последнийпарад наступает.
Врагуне сдается наш гордый «Варяг»,
Пощадыникто не желает…
Итак,согласно предписанию, 29 декабря 1903 года «Варяг» прибыл в Чемульпо(Инчхон) для исполнения обязанностей стационера на переговорах ведущих мировыхдержав по вопросу о нейтралитете Кореи. В порту уже стояли иностранные кораблимногих стран – Великобритании, Италии, Германии, Японии, Франции и США. В 6часов вечера “Варяг” принял консульские флаги от уходящего в Порт-Артур“Боярина” и передал на флагман сводной военно-дипломатической эскадры (имявлялся британский крейсер “Тэлбот”) всю положенную документацию сподтверждениями своих полномочий как стационера России.
Темвременем отношения между Кореей и Японией, а также между Японией и Россиейначали потихоньку накаляться. Японское командование готовилось к войне, тайноперебрасывая войска на Корейский полуостров. 25 января из Чемульпо в 23:30 безходовых огней неслышно уходит крейсер “Чиода”, японский стационер.Обеспокоенный капитан “Варяга” В.Ф. Руднев просит послать “Корейца” вПорт-Артур для выяснения обстановки. Однако глава российской дипломатическоймиссии граф Павлов, ничего не знающий о расторгнутых дипломатических отношенияхмежду Россией и Японией из-за неработающего телеграфа, приказал “Варягу” и“Корейцу” оставаться на месте. Как оказалось позже, телеграф испортили японскиешпионы...
Вполдень 26 января “Кореец” все же направляется в Порт-Артур с особым поручениемПавлова и дипломатической почтой. Как только канонерская лодка выходит запределы нейтральных вод, на горизонте вырастают приземистые силуэты боевыхкораблей с развивающимися красно-белыми флагами страны Восходящего Солнца.Прямо навстречу “Корейцу” двигается уже знакомый крейсер “Чиода”, ведущий засобой еще 5 крейсеров и три транспортника. Слева от крейсеров также вкильватерном строю дымят 4 миноносца. Капитан 2-ого ранга Беляев, не имея натот момент никаких сведений о начавшейся войне между Японией и Россией, вызываеткараул для отдания чести флагу японского вице-адмирала. Японцы не отвечают, иэто настораживает командира русской канонерской лодки...
Черезнесколько минут японский флагман что-то сигналит своим кораблям флажнойазбукой. Это был приказ о перестроении – и в результате маневра миноносцев“Кореец” принуждается пройти между двух кильватерных колонн. Тут Беляевзамечает, что орудия японских крейсеров расчехлены и направлены по траверзу, аорудийная прислуга замерла около них в полной готовности. Судя по всему,творится что-то нехорошее...
Когда“Кореец” миновал “Чиоду”, третий по счету в японской колонне крейсер “Асама”застопорил машины, развернулся к “Корейцу” лагом и направил восьмидюймовыепушки на канонерку, явно давая понять, что дальше идти не следует. Но опытного46-летнего капитана 2-ого ранга Г.П. Беляева так просто не напугать – и“Кореец”, не изменив курса, продолжает двигаться дальше. Одновременно онприказывает передать на “Варяг” предложение о разводке паров ввиду приближениявражеской, что уже понятно, эскадры.
Видя,что канонерская лодка не слушается, японский адмирал отдает новый приказ.Согласно ему, миноносцы “Аотака”, “Хато”, “Кари” и “Цубаме” разворачиваются дляатаки, выходя на русскую канонерку попарно. Беляев, поняв, что дальше ему ивправду пройти не дадут, командует поворот и одновременно боевую тревогу.Артиллеристы тотчас же занимают положенные места, орудия заряжены и наведены наминоносцы…
Вскореяпонцами по канонерке выпускаются три самодвижущиеся мины. Умело маневрируя, “Кореец”уходит от двух, а третья тонет, лишь чуть-чуть не дотянув до борта. Чтобыяпонцы не считали, что они могут безнаказанно атаковать корабли русского флота,Беляев приказывает сигнальщику сыграть “короткая тревога” и “открыть огонь”.Впрочем, почти сразу же он отдает приказ “перестать стрелять”, так как “Кореец”уже входит на рейд Чемульпо, а стрельба в нейтральных водах запрещена.Выполнить приказ не успел только один орудийный расчет – в то время, какраздавался сигнал “перестать огонь”, он сделал два выстрела из 37-ммскорострельной пушки.
Однако,несмотря на внятное предупреждение и наплевав на суверенитет Кореи, миноносцыпреследования не прекратили. Один из них обогнал канонерку с правого борта иначал сближаться. Беляев приказывает повернуть, намереваясь идти на таран, нояпонский капитан резко кладет руль на борт, миноносец описывает круг иотстает...
Ворвавшисьв бухту, “Кореец” отрапортовал флагами о произошедшем “Варягу” и замер нарейде. Как бы подтверждая слова Беляева, следом за канонеркой на рейдвваливается японская эскадра и, нарушив все международные конвенции, на виду устационеров начинает высаживать десант. Когда на рейде бросает якорь флагманяпонцев “Нанива”, флагман представительской интернациональной эскадры,английский крейсер “Тэлбот” тут же сигналит ему, требуя принять делегациюбританских офицеров. Контр-адмирал Сотокити Уриу легко соглашается, ведьопасности это не представляет. Япония и Британия находятся в военном союзе, иУриу ожидает, что Джеймс Бэйли, капитан “Тэлбота”, наоборот, окажет ему скрытуюподдержку…
СамБэйли попался в “вилку” — с одной стороны, он, как флагман интернациональнойбригады, должен препятствовать японцам в нарушении конвенций, а с другойстороны – имеется четкий приказ содействовать японцам от собственногокомандования. Как истинный джентльмен и дипломат, Бэйли выбирает честныйвариант. Он сообщает японскому адмиралу, что не потерпит никаких боевыхдействий в бухте, а если таковые начнутся, то “Тэлбот”, следуя букве закона,первым делом утопит “Наниву”. Тем более что этот крейсер несколько ранее непостеснялся утопить британский транспорт, заподозренный в контрабанде в пользуКитая в японо-китайской войне…
Уриус непроницаемым лицом выслушивает Бейли. Махнув рукой, как будто рубанувсамурайским мечом, он соглашается со словами англичанина, но уже утром 27января он посылает капитану “Варяга” ноту следующего содержания: “В связи сначалом боевых действий между Россией и Японией, до полудня покиньте портЧемульпо со всеми вверенными вашему командованию силами. В противном случае ябуду обязан открыть огонь против вас в порту”. Иностранные стационеры получаютнесколько другие ноты: “В связи с началом боевых действий между Россией иЯпонией, убедительно прошу вас ради вашей же безопасности удалиться из портаЧемульпо до шести часов пополудни. В противном случае я не в силахгарантировать вам жизнь”.
Поинициативе командора Бэйли был созван совет, который без участия Руднева икомандира американской канонерской лодки “Виксбург” Маршалла (тот отказался участвоватьв совещании) принял резолюцию следующего содержания:
Японскаясторона нарушила нейтралитет корейских территориальных вод, в связи с чемдействия Японии могут быть рассмотрены в Суде особой Комиссии.
Иностранныекорабли не только не покинут внешний рейд Чемульпо, а наоборот, переместятся навнутренний. То, что места там хватает либо для японских транспортов, либо дляиностранных стационеров, Бэйли не интересует – японцы могут убираться свнутреннего рейда ко всем чертям, если их такое положение дел не устраивает.
ПросьбаРуднева о моральном содействии русским кораблям путем демонстративного выходаза границу нейтральных вод отклонена.
Капитану“Варяга” не оставалось ничего, кроме как объявить, что он намерен дать бой вненейтральных вод, чтобы не подвергать опасности иностранные корабли...
Командир“Тэлбота” Бэйли, мучаясь некоторыми угрызениями совести за действия японцев (аскорее, за невозможность им помешать) предлагает “Варягу” интернироваться подбританским флагом как “не способному к боевым действиям” – проблемы с ходовойчастью русского крейсера были известны всем иностранным стационерам в Чемульпо.Американский капитан вообще предлагает русским сдаться в плен “во избежаниененужных потерь”. Но Руднев не согласился: “Безусловно, мы идем на прорыв ивступим в бой с неприятельской эскадрой, как бы сильна она ни была. Никакихвопросов о сдаче не может быть… Сражаться будем до последней возможности и допоследней капли крови”. Позже, когда капитан повторил эти слова на палубекрейсера перед стоящей во фрунт командой, русские моряки встретили эти словадружным “ура”. Больные из лазаретов добровольно встали в строй, а вольнонаемныеотказались съехать на берег…
Ночьпрошла беспокойно – орудийная прислуга спала возле орудий, велось непрерывноенаблюдение за действиями японцев. В 9:30 на “Варяге” начали разводить пары иготовиться к бою. На “Корейце” обе крюйт-камеры были изготовлены к взрыву,чтобы корабль ни в коем случае не попал в руки японцев. Также был срублен ивыброшен за борт весь деревянный рангоут. Как оказалось, отсутствие стеньг мачтспасло жизнь многим русским морякам – из-за этого японские артиллеристы несмогли правильно определить расстояние до канонерки, и все их снаряды ложилисьс перелетом.
Послеокончания подготовки в 11 часов 20 минут “Варяг” снимается с якоря и идет квыходу с рейда. По сигналу, переданному семафором с крейсера, “Кореец” такжеснимается с якоря и вступает ему в кильватер. Иностранные стационерывыстраиваются во фронт и приветствуют русских, идущих на верную смерть. Наитальянском крейсере “Эльба” играют русский гимн. Когда “Варяг” поравнялся скрейсером “Паскаль”, французские моряки, выстроенные на палубе, сломали стройи, размахивая фуражками, провозгласили “Виват!”. Следом за этим над водойпослышались торжественные звуки “Марсельезы”. Позже капитан “Паскаля” скажет:“Мы салютовали этим героям, шедшим столь спокойно и гордо на верную смерть”…
Начиналсяотлив, что вынуждало “Варяг” идти строго по фарватеру. К тому же крейсер,двигающийся по течению, хуже слушался руля. После 16 часов должен был начатьсяприлив, и японские корабли будут иметь больше маневренности на рейде Чемульпо,на что и рассчитывал японский адмирал...
“Варяг”еще не покинул пределы нейтральных вод, а на фок-мачте “Нанивы” уже взвились сигнальныефлажки. Японец предлагал русским “капитуляцию на почетных условиях”. Рудневдаже не стал отвечать. Все было понятно заранее – с таким состоянием ходовых“Варяг” не смог бы уйти от японцев. Не мог он и оставаться на рейде. О сдаче немогло быть и речи. Оставалось одно – идти и умереть.
Навыходе с рейда русские корабли уже поджидала японская эскадра. В 11:45 спредельной дистанции по русскому крейсеру открывает огонь японский крейсер“Асама”. Через две минуты полыхнул дымом и борт “Варяга” – русские принималибой...
Навстречу“Варягу” и “Корейцу” японцы выстроились двумя колоннами – бронепалубныекрейсера “Нанива”, “Нийтака”, “Такачихо” и “Акаси” в одной, и бронепалубныйкрейсер “Чиода” с броненосным крейсером “Асама” в другой. Один из первых залповяпонцев тут же угодил в русский крейсер и снес верхний мостик фок-мачты,уничтожив первый дальномерный пост. В штурманской рубке возник пожар. Осколкиснарядов перерезали ванты, и фок-мачта накренилась, ухудшив остойчивостькорабля. “Варяг” в ответ сосредоточил свой огонь на “Асаме”, обстреливая егобронебойными снарядами.
Японскиеартиллеристы быстро пристрелялись, и снаряды один за другим посыпались на“Варяг”. Вскоре у того были выбиты орудия номер 3 под полубаком, номер 8 и 9кормового плутонга на шканцах, а также одна 75-миллиметровая и две47-миллиметровые пушки. Несмотря на то, что почти вся прислуга орудий и подачиснарядов была убита или ранена осколками, моряки не покидали боевые посты допоследнего.
После12:15 “Варяг” сближается с “Асамой” на расстояние менее 20 кабельтовых, истановится ясно, за какие заслуги артиллеристы русского крейсера считаютсялучшими в тихоокеанской эскадре – “Асама” вынужден два раза покидать строй длятушения пожаров и исправления повреждений. “Кореец” тем временем ведетартиллерийскую дуэль с крейсером “Такачихо”, всаживая в него снаряд за снарядомиз 8-дюймого орудия правого борта. Вскоре, после сокращения дистанции, “Кореец”также начинает обстреливать фугасными снарядами и “Асаму”, подключив кормовое6-дюймовое орудие. Японские же снаряды, летевшие в “Корейца”, после трехнедолетов начали давать сплошные перелеты. Вскоре на “Асаме” раздается мощныйвзрыв около кормовой башни, который русские моряки приветствуют громким“ура”...
Однакоповреждения на “Варяге”, на котором сконцентрирован огонь всех японскихкрейсеров, становятся все более тяжелыми. Горят шканцы, в рундуках броневойпалубы и провизионном отделении также возник пожар. Точным попаданием уничтожендальномерный пост №2, и централизированное управление огнем становитсяневозможным. На уровне третьего котельного отделения пробит подводный борт, ивода начинает заливать котельную. Полузатопленное левое машинное отделениевыходит из строя, привод руля перебит, и крейсер начинает двигаться поразмашистому кругу, чуть было не вылетев на отмель. Чудом выживший послеразрыва снаряда на шканцах, раненый и контуженый Руднев отдает приказ вернутьсяна рейд, произвести необходимый ремонт и повторить попытку прорыва. Медленно,как смертельно раненое животное, почти неуправляемый крейсер начинает разворот.
“Кореец”прикрывает начавшего маневр “Варяга”, при этом обратив в бегство “Такачихо”.Вскоре японские миноносцы набрасываются на канонерку, но ни одна самодвижущаясямина не находит цель. В ответ “Кореец” метким огнем сильно повреждает лидеряпонских миноносцев “Хайабуса”, и тот вынужден выйти из боя. Еще один миноносец– “Цубаме” из-за плохой выучки экипажа чуть было не налетает на отмель ивынужден резко маневрировать, чтобы избежать посадки на мель. Миноносцыотстают...
Тогдаза русским крейсером в погоню бросаются “Асама” и “Чиода”. Вскоре “Чиода”вынужден прекратить погоню, так как сильные повреждения, полученные в бою, недают шансов догнать русских. Как же был поврежден японский крейсер, еслиучесть, что и без того изношенные ходовые системы “Варяга” подорваны еще инеработающим левым машинным отделением!..
Вскореи второй крейсер отказывается от погони. По словам дежурного стационера побухте Чемульпо, итальянского крейсера “Эльба”, выглядела “Асама” неважно –кормовая башня с восьмидюймовыми орудиями уничтожена, штурманский комплекс надходовой рубкой выгорел дотла, а на палубе чернели проплешины восьми очаговпожаров. По сообщению русских, британских, французских и итальянских офицеров,японцы также потеряли один миноносец, который затонул во время боя. Крейсер“Такачихо” после дуэли с “Корейцем” выглядел настолько плохо, что его дажеупомянули на страницах английских газет в списках потерь – но, к сожалению, этоне соответствовало реальности. Повреждения различной степени тяжести получилитакже все остальные японские корабли…
Первичныйосмотр вползшего в бухту “Варяга” показал, что ремонт своими силами невозможен.Некогда белоснежный красавец крейсер выглядел ужасающе. Палуба была во многихместах пробита, залита кровью и завалена неубранными телами погибших. Верхнееколено третьей трубы было начисто снесено. Косо повисло крыло капитанскогомостика, на котором погибло большинство сигнальщиков и офицеров корабля. Издвенадцати шестидюймовых пушек оставались годны к использованию только четыре –и то при условии их немедленного ремонта. Уничтожены все 47-мм пушки и 10 из 12152-мм.
Всеметаллические шлюпки были сплошь продырявлены, а все деревянные – сожжены.Четверть команды была убита или тяжело ранена, примерно треть — легко ранена,но такие не уходили со своих постов. Их можно было только унести в лазарет –потерявших сознание на месте от болевого шока или потери крови. Так, например,санитарная команда подобрала артиллерийского мичмана Губонина, который с осколочнойраной ноги с повреждением кости и тяжелым ожогом оставался около орудия вплотьдо выхода из боя. Один из выживших сигнальщиков больше часа оставался на боевомпосту, лишь остановив кровь из изрубленной осколками руки…
Вофицерских каютах и кают-компании продолжается пожар, тушить который не хваталорук. Водоотливные насосы в трюме не справляются с тоннами поступающей сквозьпробоины воды, и крейсер начинает тяжело крениться на левый борт. “Варяг”медленно умирает на глазах интернациональной эскадры...
Видятакое положение дел, иностранными стационерами к крейсеру немедленно посылаютсяшлюпки с медиками и ремонтниками. В стороне остались только американскиеморяки, отрешенно наблюдая за суетой вокруг искалеченного “Варяга”. Взбешенныйкапитан “Паскаля” Виктор Сенэ, не сдерживаясь в выражениях, сигнализирует онедопустимости такого поведения “Виксбургу”, как флажной азбукой, так и порадиотелеграфу. Только после этого к русскому крейсеру подходит шлюпка самериканскими медиками. Впрочем, к этому времени большинство раненых ужеэвакуировано, и Руднев отсылает американцев обратно…
Английский“Тэлбот”, итальянская “Эльба” и французский “Паскаль” взяли на борт всехрусских в Чемульпо. “Паскаль” принял у себя 42 раненых и 40 здоровых с“Варяга”, а также команду “Корейца” и посольского парохода “Сунгари” в полномсоставе. Бэйли едва уговорил отдать на “Тэлбот” часть русских моряков, и вконце концов Сенэ передал англичанам часть экипажа “Сунгари”. Взамен этого“Паскаль” тут же принял на борт весь состав русской миссии в Чемульпо,мотивируя это тем, что об этом уже была предварительная договоренность. “Эльба”молчит – она и без того перегружена ранеными так, что крейсеру впору былоподнимать не итальянский флаг, а флаг Красного Креста. Только “Виксбург” отказалсяпринять на борт раненых даже с потерпевшего бедствие (то есть тонущего)“Варяга”, хотя по всем международным законам он имел на это право. Американскийкомандир сослался на отсутствие на этот счет разрешения американскогоправительства…
Безумнаяскученность людей на кораблях могла вызвать повальную эпидемию – у некоторыхуже началась гангрена, а на “Паскале” от ран умерло 8 моряков. Нужно былопредпринимать какие-то меры. Вскоре четверо раненых, пребывание которых вкорабельном госпитале было признано опасным, были эвакуированы на берег, внейтральный госпиталь. Странно, но японцы, объявившие “всех находившихся вгороде подданных России пленными”, обошли этот госпиталь стороной…
Таккак “Варяг” спасти не удавалось, Руднев объявил о решении совета кают-компаниикрейсера – “Кореец” взорвать, а “Варяг” потопить. Бэйли попросил лишь об одном– чтобы канонерку уничтожили не на территории порта, так как взрыв можетповредить стоящие там корабли. Командир “Корейца” Беляев согласился и, выведякорабль на фарватер, сам поджег бикфордовы шнуры.
Чутьв отдалении за гибелью тихоокеанского ветерана с любопытством наблюдаетяпонский крейсер и два миноносца со следами недавнего боя. “А ведь это “Чиода”,сволочь”, — скрипнул зубами Беляев. “Жалко, что не подошел поближе – может, изадело бы его взрывом”...
“Варяг”в это время открыл кингстоны на месте своей стоянки. Впрочем, это был чистоформальный жест – вода непрерывно поступала сквозь пять подводных пробоин, иводоотливные насосы были не в силах с ней справиться. Крейсер сильно просел накорму и почти завалился на левый борт. Наконец холодные воды залива сомкнулисьнад ним, скрыв “Варяг” под собой. Вдалеке “Чиода” победно выпустил из пробитойтрубы дым и, легко развернувшись, пошел на встречу со своей эскадрой. Его местозаняли два миноносца – “Чидори” и “Касаги”, которые будут осторожновысматривать, что же твориться в бухте...
Экипажирусских кораблей и личный состав миссии были вывезены иностранными стационерамив Шанхай, а оттуда уже на нейтральных транспортах через океан отправлены вСевастополь. Руднев представил отличившихся к наградам, а Император не толькоутвердил присланные представления, но и пожаловал ордена Святого Георгия всемучастникам битвы.
Аяпонцы тем временем, заняв Чемульпо, принялись к поднятию на поверхность“Варяга”. Обследовав лежащий на дне крейсер, генерал-лейтенант инженерныхвойск, специалист по судоподъемным работам огорошил адмирала Сотокити Уриу,сообщив ему, что его эскадра “целый час не могла утопить безнадежно неисправныйкорабль”. Далее Араи-сан высказал соображение, что подъем и ремонт крейсераэкономически невыгоден. Но Уриу все равно приказал начать подъемные работы. Длянего это было делом чести...
Путь в вечность
Жизнь- Родине,
Душу- Богу,
Честь- никому.
Девизна полях одного из вахтенных журналов «Варяга»
Одиннадцатьлет “Варяг” под другим именем – “Сойя” находился в японском флоте, а затем вмарте 1916 года был куплен русским правительством. Укомплектованный командой,“Варяг” в июне-ноябре перешел из Владивостока в Мурманск для усиления ФлотилииСеверного Ледовитого океана.
Ноэто уже был не прошлый красавец, а реанимированный монстр наподобиеФранкенштейна. Как боевая единица крейсер не выдерживал никакой критики, и егобыло решено поставить на капитальный ремонт в английский док. Вскоре послеприбытия в Ливерпуль в России произошла революция, и половину команды отозвалив Россию – на фронт. На корабле остались лишь восемь моряков, один боцман иодин унтер-офицер. Англичане вскоре бросили ремонт, потому что у нового советскогоправительства денег на это не нашлось.
Вскоре“Варяг” был отбуксирован из дока под дула наведенных на него полевых пушек.Затем британские морские пехотинцы штурмом взяли искалеченный корабль,десятерых русских моряков избили и кинули в тюрьму – рядом с немецкими морякамис потопленной подлодки. После признания Великобританией Советской власти, в1918 году корабль был продан военно-морским атташе царской России Н. А.Волковым на слом частному владельцу. При буксировке к месту слома крейсер селна мель, да так жестко, что сдвинуть его с места не было никакой возможности.Месяц корабль разваливался по частям, не в силах противостоять ударам волн, и,наконец, осенью 1925 года последняя черневшая на камнях носовая часть ушла подводу...
Сделанныйна американских верфях и служивший одно время японцам, “Варяг” все равнооставался русским – русским по духу. Ведь на нем служили русские моряки,готовые, в случае необходимости, пожертвовать своими жизнями ради Родины...
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.statya.ru