Реферат по предмету "История"


Тенденции развития потребительской кооперации в послевоенные годы

Тенденции развитияпотребительской кооперации в послевоенные годы
В послевоенные годы основным направлением деятельности системыпотребительской кооперации продолжало оставаться начатое в 1943 г. восстановлениехозяйства, особенно материально-технической базы системы потребительскойкооперации, разрушенной войной. Продолжая ориентацию на постановление от 21августа 1943 г. «О восстановлении народного хозяйства страны в районах,освобождённых от немецко-фашистской оккупации», система потребительскойкооперации была нацелена на организацию питания сельских жителей, выпусктоваров народного потребления, обеспечение товарами и услугами населения. Нарегиональном уровне в соответствии с постановлением был намечен ряд мероприятийпо улучшению работы потребительской кооперации: «добиваться организациикооперативных мастерских по ремонту обуви и одежды, предметов домашнего обихода…организация при сельпо… бригады по лову рыбы… немедленно приступить корганизации небольших кирпично-черепичных предприятий и гончарного производствапри колхозах, сельпо или промышленной кооперации».
По окончании войны был выработан пятилетний план восстановления иразвития народного хозяйства страны. «Основная хозяйственно-политическаязадача пятилетнего плана СССР на 1946-1950 г. г. состоит в том, чтобывосстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровеньпромышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень взначительных размерах», — докладывал Вознесенский на I сессии ВерховногоСовета СССР 15 марта 1946 г. «В пятилетнем плане имеется ввиду предусмотретьполное восстановление народного хозяйства районов СССР, подвергшихся немецкойоккупации, послевоенную перестройку народного хозяйства и дальнейшее развитиевсех районов СССР, в результате чего должен быть значительно превзойдендовоенный уровень развития народного хозяйства СССР». В соответствии срешениями правительства предполагалось расширить производство предметовширокого потребления, увеличить товарооборот, при этом постепенно перейдя скарточной системы распределения к свободной торговле.
Окончание войны способствовало постановке новых задач вдеятельности потребительской кооперации и освободило ее от некоторых,свойственных системе в военные годы — необходимости обеспечения нужд фронта, авскоре и распределения среди населения нормированных товаров. Правительствоподдерживало развитие производственной и торговой деятельности предприятийпотребительской кооперации.9 ноября 1946 г. было принято постановление «Оразвитии кооперативной торговли в городах и посёлках продовольственными ипромышленными товарами, и об увеличении производства продовольствия и товаровширокого потребления кооперативными предприятиями», в котором былиопределены основные направления по деятельности кооперации в послевоенные годы.«Центросоюз должен развернуть торговлю не только в сельских местностях, нотакже в городах и рабочих поселках как промышленными, так и продовольственнымитоварами широкого потребления. Потребительской кооперации следует широкоорганизовать производственную деятельность, переработку сельскохозяйственныхпродуктов, организовать пошивочные, сапожные, ремонтные мастерские,парикмахерские и мастерские по производству товаров широкого потребления. Развернутьна основе цен, складывающихся на рынке, закупку излишков сельскохозяйственныхпродуктов в деревне после выполнения государственных обязательств иорганизовать ими торговлю в городе».
Меры, принятые правительством, дали свои результаты. В 1945 годупо стране было открыто около 25 тыс. магазинов и торговых палаток; в 1946 г. — 40тыс., в 1947 г. — более 60 тыс. К концу 1947 г. в стране насчитывалось 256магазинов и 89,3 тыс. палаток. Количество предприятий общественного питаниявозросло с 73,4 тыс. на конец 1945 г. до 82,1 тыс. к концу 1947 г. В 1950г. товарообороткооперативных организаций по Сталинградской области составил (сельскаяместность) 838,5 млн. руб. (в 1940 г. — 488,3 млн. руб). Доля кооперативныхорганизаций в товарообороте — 70%, по г. Сталинграду главенствующую рользанимала государственная торговля, товарооборот городской кооперации составил 33,6млн. руб., или 2%. К концу послевоенной пятилетки спросом начинают пользоватьсянепродовольственные товары (как видно из приведенных выше диаграмм, в военныегоды востребованность продовольственных товаров была значительно вышенепродовольственных). В Сталинградской области в 1950 г. продовольственныетовары занимали 57,5%, непродовольственные — 41,8%. Не только товарооборотхарактеризовал состояние системы потребительской кооперации Сталинградскойобласти после войны. К 1948 году была полностью восстановлена вся довоеннаяпроизводственная мощность хлебопекарен, 1950 г. была восстановлена основнаямасса разрушенных производственных и торговых предприятий. Были, конечно, вработе и значительные трудности. Так, успешно начавшийся 1946 год — первыйпослевоенный — был отмечен необычайно сильной засухой, которая охватилазначительную территорию европейской части страны (такого стихийного бедствия небыло с конца XIX века). В связи с неурожаем намеченная на 1946 год отменакарточек была перенесена на 1947 год, в то же время произошло существенноесокращение контингента снабжаемого хлебом населения, преимущественно, за счетсельских жителей, а также сокращение фондов коммерческой торговли хлебом. Однакоцентрализованная система распределения товарных ресурсов позволила обеспечитьна определенном, хотя и весьма низком, уровне снабжение социально незащищенныхкатегорий населения.
Некоторые из новых форм работы системы потребительской кооперации,освоенных в условиях военного времени, не потеряли своей актуальности и впоследующие годы. На III Всесоюзном съезде потребительской кооперации (1948 г) былиприняты решения о развитии торговли товарами широкого ассортимента, активногорасширения собственного производства, расширения хлебопечения и общественногопитания, заготовок и закупок сельхозпродуктов. На этом же съезде былаопределена цель работа сельских потребительских обществ — удовлетворение спросатружеников села на товары, предметы и услуги.
В послевоенное время продолжала развиваться торговая,заготовительная, производственная деятельность потребительской кооперации. Меньшеераспространение получила организация бытового обслуживания населения, снижаетсяактивность потребительских обществ в плане заготовки дикорастущих плодов иягод, что было обусловлено меньшей востребованностью. Не находит дальнейшегоразвития организация подсобного хозяйства, лова рыбы — эти направлениядеятельности отходят, соответственно, совхозам и рыбхозам. В целом,потребительская кооперация, поддерживаемая государственными органами, довольнобыстро наращивала обороты своей деятельности, достигнув наибольшего развития кконцу 80-х гг. XX в. Торговая сеть на 1 января 1988 года была представлена 4449магазинами, торговой площадью 250,8 тыс. м.; членов — пайщиков по Волгоградскойобласти — 512,3 тыс. чел., что составляло 75% всего взрослого населения области.Довольно широко была развита продажа товаров, закупленных по договорным ценам,в магазинах «сельхозпродукты». Таких предприятий в области работало379. Значительное развитие получило общественное питание. В 1988 году в областиработало 512 предприятий общественного питания на 22223 места. Дальнейшеераспространение получила организация заготовок. К 1 января 1989 г. в областиработало 420 приемозаготовительных пунктов, 63 овощехранилища, емкостью 17,5тыс. тонн, 2 фруктохранилища емкостью 1550 тонн. Система потребительскойкооперации закупала мясо, птицу, кроликов, масло животное. (Функции по закупкескота и молока у населения были переданы хозяйствам агропрома). Производственнаядеятельность была представлена хлебопекарнями (на 1 января 1989 г. — 148предприятий); колбасными цехами (41 цех); предприятиями по производствубезалкогольных напитков (22) и консервными заводами (на 1 января 1989 г. пообласти их насчитывалось З). Развитие получило транспортное хозяйствопотребительской кооперации (В 1988 г. — в системе насчитывалось 1971автомобилей). Потребительская кооперация конца 80-х гг. имела довольноустойчивое положение, регулируемая государственными органами системаобеспечивала четкую, хорошо налаженную работу отраслей деятельности. Уставныйфонд системы потребительской кооперации Волгоградской области на 1 января 1989г. определился в сумме 158,6 млн. руб., собственные оборотные средствасоставляли 95,4 млн. руб. Потребительская кооперация 70-80-х гг. являласьорганичной частью агропромышленного комплекса, «принимала участие на всехстадиях воспроизводства его конечного продукта, но главным образом — в сфереобмена». Доводя товары непосредственно до потребителя, она служиласвязующим звеном между производством и потреблением. В 80-е годы доляпотребительской кооперации в розничном товарообороте СССР составляла 27%, вобороте общественного питания — около 20%. Торговля играла доминирующую роль вовсей деятельности потребительской кооперации. В структуре розничноготоварооборота кооперативной торговли в конце 80-х годов наблюдалось изменениесоотношения продовольственных и непродовольственных товаров в сторонуувеличения доли последних, что говорит, в целом, о росте благосостояниясельского населения.
С переходом на рыночный путь развития система потребительскойкооперации пережила глубокий кризис. Отсутствие законодательной базы,применимой к новым условиям и ряд других объективных и субъективных причинсодействовали значительному сокращению объемов производственной и торговойдеятельности, заготовительная же практически перестала существовать, неиспользовалась организация бытового обслуживания и другие отрасли деятельности.Либерализация цен и отсутствие системы индексации денежных средств обесценилисобственные оборотные средства кооперативных организаций. Резко возрослиналоговые платежи, цены и тарифы на электроэнергию, топливо, коммунальныеуслуги, транспорт. Эти объективные факторы привели к убыточности основныхотраслей деятельности потребительской кооперации. К 1995 году кооперацияосталась без собственных оборотных средств, к началу 1998 г. образовался ихдефицит. Убыточными явились основные отрасли кооперативной деятельности — торговля,общественное питание. Заготовительная деятельность практически прекратила своесуществование. Несколько лучшее положение в сфере производства, однако масштабыпроизводственной деятельности недостаточны для того, чтобы оказать существенноевлияние на экономические результаты всей системы.
Во второй половине 90-х гг. XX в. начинается процесс осмысленияглубины кризиса экономики потребительской кооперации России и попыткиреформирования в плане диверсификации деятельности организаций потребительскойкооперации с целью повышения их конкурентоспособности, стабилизации финансовогосостояния и выхода из кризиса. Согласимся с мнением И.Д. Барчука, утверждающим,что «диверсификационным развитием в новых направлениях деятельностиявляется сохранение кооперативных принципов и ценностей, но при этом развитиекоммерческого предпринимательства как основу финансовой стабилизации». Вто же время нельзя не учитывать основные направления развития, указанные В.В. Кашириным,в числе которых: открытие кооперативного банка, содействие правительства впроцессе формирования кооперацией своей собственности, участие первичныхкооперативов в распределении общей кооперативной прибыли, выплате налогов,создании общественных фондов и др. В то же время нельзя согласиться с выводомисследователя о необходимости «минимизации количества членов кооператива»,ведь известно, что кооператив — организация массовая, существующая,преимущественно, за счет средств пайщиков и для удовлетворения их потребностей.
Современное состояние потребительской кооперации Волгоградскойобласти представлено следующими цифрами: в 2000 году в системе облпотребсоюзачислилось 88 сельских и районных потребительских обществ, членами состояло 250тыс. пайщиков. Система потребительской кооперации обслуживала 500 тыс. жителей,или 20% населения области, работало 1553 магазина, торговой площадью 142 тыс. м,82 предприятия общественного питания на 3973 посадочных места, 68 хлебозаводови пекарен мощностью 235 тонн в сутки, 26 цехов по производству колбасныхизделий мощностью 20 тонн за смену, 13 цехов по производству безалкогольныхнапитков, 26 овощекартофелехранилищ емкостью 6,5 тыс. тонн, 4 фруктохранилищана 250 тонн, 6 квасильно-засолочных пунктов емкостью 640 тонн. Как видим, за 10лет в системе потребительской кооперации Волгоградской области осталось лишь35% от общего числа магазинов, 16% предприятий общественного питания, 41%овощекартофелехранилищ, 50% производственных предприятий; информация оприемозаготовительных пунктах не представлена, а ведь в 1989 году их в областиработало 420. В настоящее время как руководящий орган системы потребительскойкооперации — Центросоюз, так и правительство России понимают необходимостьразвития потребительской кооперации как системы, способной предоставитьсоциальную защиту своим членам в условиях нестабильных рыночных отношений, ведьпотребительская кооперация остается основной торгующей организацией в сельскойместности. «Интерес государства к сотрудничеству обусловлен тем, что онопризнает важную роль, которую сыграла и играет сейчас потребительскаякооперация в решении социально-экономических задач российского общества,особенно в сельской местности». При этом необходимо обратиться к опытудеятельности потребительской кооперации в наиболее сложные этапы жизни идеятельности страны. Широко пропагандируемое в настоящее время выполнениекооперацией социальной миссии, а не увеличения экономических показателейтрадиционно было доминирующим в ее деятельности. В этом отношении показателенопыт ведения кооперативного хозяйства в годы Великой Отечественной войны.
Современные направления развития кооперации видятся большинствуученых, как и практических работников (Ермакова В.Ф., Барчука И.Д., Ващенко А.Н.и др.) в диверсификации направлений деятельности, и, в то же время, объединениявсех направлений в едином центре. Обращает на себя внимание, что предложенный впрограмме развития «магазин — центр кооперативного участка» предполагаетразвитие всех тех различных форм деятельности, которые получили свое развитие вгоды войны. Это и развитие различных форм надомничества (выпечка хлеба вкрестьянских печах, сушка фруктов), развитие заготовительной деятельности повсем возможным формам и направлениям (например, сбор и заготовка грибов илекарственных растений), восстановление забытых форм доставки товаровпотребителям с целью наибольшего удобства для них (передвижных лавок вотдаленные районы и др.), развитие производства, преимущественно, из местногосырья. И, конечно же, на первое место выдвигается выполнение кооперацией своейсоциальной миссии, ведь, как известно, она представляет собой единство хозяйственнойи общественной структуры организаций. Рассмотрим направления хозяйственнойдеятельности потребительской кооперации:
/>/> />
Перестройкавсей системы политических и социально-экономических отношений, развернувшаяся вРоссии, способствует активизации поиска новых форм и методов хозяйствования. Причем,зачастую речь идет не столько о возрождении чего-то совершенно нового и вмировой практике неизвестного, сколько о возрождении форм ранее ужесуществовавших. Именно такой, вновь возрождаемой формой собственности ихозяйствования является потребительская кооперация. «Главным в участиипотребительской кооперации в трансформации отношений собственности при переходек смешанной экономике является ее возрождение как подлинного, реальногособственника, имеющего свои факторы производства, свое место в экономике, своюнишу в хозяйственной жизни». Предприятия потребительской кооперациипреодолевают создавшийся кризис, вызванный как объективными, так исубъективными причинами. В 2002 году совокупный объем хозяйственнойдеятельности потребительской кооперации достиг 83 млрд. рублей, 67,7%потребительских обществ завершили 2001 год с прибылью, которая составила 2,3млрд. рублей. При этом в деятельности потребкооперации сохранена социальнаянаправленность как в отношении устойчивого снабжения населения в отдаленныхрайонах (на содержание убыточных магазинов в отдаленных поселках с числомжителей менее 100 человек потребкооперации ежегодно направляет свыше 150 млн. рублей),так и в отношении обеспечения льгот своим пайщикам (доставка товаров, продажахлеба по ценам ниже себестоимости его производства, содержаниепланово-убыточных магазинов и др.).
Т.о. можно утверждать, что новые направления, формы и методыдеятельности потребительской кооперации, к которым вынуждена в настоящее времяприбегнуть система потребительской кооперации ввиду низкой рентабельности приобслуживании удаленных сельских, а также социальная деятельность кооперации неявляются принципиально новыми, так, как широко использовались потребительскойкооперацией в годы Великой Отечественной войны, использование же рассмотренногоопыта прошлого вполне способно оказать определенное влияние в выработкенаправлений развития кооперации в будущем. При этом приоритетными направлениямиявляются диверсификация отраслей деятельности потребительской кооперации: организациябытового обслуживания, сбора и заготовки и переработки продукции сельскогохозяйства, лекарственных трав, грибов и ягод; мобильные формы доставки товаровдо потребителей, выпечки хлеба, переработка овощей на дому с целью развитияпроизводственной, торговой, заготовительной отраслей деятельности, а такжеиспользования труда в подсобных хозяйствах с целью ликвидации безработицы всельской местности.
Заключение
Рассматривая деятельность потребительской кооперации в предвоенныеи годы и во время Великой Отечественной войны, можно сделать выводы, что сначала войны потребительская кооперация была подвержена огосударствлению вбольшей степени, чем в мирное время. Система работала по государственнымзаказам; потребительская кооперация стала организовывать общественное питаниедля категорий жителей, которые ранее были вне поля ее деятельности как членскойорганизации — эвакуированных жителей, инвалидов Отечественной войны,детей-сирот и детей фронтовиков и др. — изыскивала возможности для обеспеченияих одеждой, необходимыми товарами повседневного обихода, т.е. деятельность еезначительно расширилась и кооперация приобрела несвойственные ей ранее функции.Однако государственное вмешательство в управление хозяйственной деятельностьюстраны и системы потребительской кооперации было вызвано объективнойнеобходимостью. Справедливости ради отметим, что инициативы кооператоров наместах не игнорировались, а, наоборот, поощрялись.
Новым направлением, которым необходимо было заниматься системепотребительской кооперации, явилось снабжение армии товарами, необходимыми длябоевой деятельности. Кроме того, потребительская кооперация снабжала сотнитысяч рабочих и колхозников, занятых на строительстве оборонительных рубежей.
Заготовительная деятельность потребительской кооперации претерпелазначительные изменения. С самого начала войны перед кооперацией были поставленызадачи: заботиться об использовании местных продовольственных ресурсов,увеличить заготовку сельскохозяйственных продуктов. Важным мероприятием дляувеличения количества продуктов явилась организация вылова рыбы Волжским иДонскими кооперативами. Большое значение для организации торговли иобщественного питания сыграла организация децентрализованных закупок продуктовсельского хозяйства.
Потребительская кооперация организовала продовольственные базы вцелях резервного накопления продуктов питания. Для обеспечения продуктамипредприятий общественного питания кооперацией производился засев собственныхполей. Система потребительской кооперации в годы войны имела тенденцию ксамодостаточности и независимости. Нарушение транспортных связей, поставокпродукции она старалась компенсировать засевом собственных полей, задачуобеспечения спецконтингента и нужд фронта — заготовкой плодов и ягод и ихпереработкой, откормом скота.
Несомненно, наряду с теми положительными изменениями в расширениикруга обязанностей и видов и форм деятельности системы потребительскойкооперации наблюдались и негативные явления, характерные для экстремальныхусловий военного времени. Кооперативные принципы, такие как добровольноечленство, демократическое управление и контроль, распределение прибыли междучленами в зависимости от их вклада в хозяйственные операции отошли на второйплан.
Положение потребительской кооперации Сталинградской области напервом этапе войны, в 1941-1942 годах, было сложным. Во время оккупации врагамибыло захвачено 14 районов области. В них были разрушены 14 складов, 206кооперативных магазинов, 10 хлебопекарен, был угнан рабочий и продуктивныйскот, разграблены товары и нанесен громадный ущерб предприятиям и подсобнымхозяйствам. На оккупированных территориях были уничтожены все денежные иматериальные ценности потребительской кооперации, был практически полностьюразрушен город Сталинград, в том числе уничтожено и здание облпотребсоюза. Сотрудникиоблпотребсоюза продолжали свою работу в слободе Николаевской. Существенноизменился и кадровый состав кооператоров. Большинство их составляли женщины. Несмотряна значительные потери, потребкооперация продолжала свою работу. Даже во времяоккупации на территории Сталинградской области продолжали функционировать 55районных союзов потребительских обществ.
После разгрома немецких войск под Сталинградом, с начала 1943года, и по мере освобождения захваченных районов области, к ним прибавилисьвосстанавливаемые райпотребсоюзы. Система потребительской кооперации приступилак восстановлению разрушенного кооперативного хозяйства. С 1943 года началсянекоторый подъем производства предметов потребления, потому что, во-первых,стали функционировать предприятия легкой и пищевой промышленности,эвакуированные в восточные районы; во-вторых, были расширены некоторые ранеедействовавшие в этих районах предприятия; в третьих, стала восстанавливатьсясельскохозяйственная база, а также промышленные предприятия в районах, освобождавшихсяот оккупации.
Социальная работа системы потребительской кооперации в годы войныусиливается. С начала войны кооперативы занимаются заготовкой и производствомотдельных видов продуктов питания — для обслуживания нужд фронта иэвакуированных жителей, заготовкой и изготовлением некоторых видов снаряжениядля армии, сбором лекарственных ягод и растений, организацией собственныхподсобных хозяйств, откормом скота; выделение кооперативным организациямгосударственными органами фондов нормированных товаров и долгосрочных денежныхкредитов, без которых реализация планов, поставленных перед кооперативнымиорганизациями во время войны, не была бы возможна. Потребительская кооперацияпроявила себя как система, способная к адаптации к сложным условиям, имеющаявнутренние резервы для своего развития.
Окончание войны способствовало постановке новых задач вдеятельности потребительской кооперации и освободило ее от некоторых,свойственных системе в военные годы — необходимости обеспечения нужд фронта, авскоре и распределения среди населения нормированных товаров.
В послевоенное время продолжала развиваться торговая,заготовительная, производственная деятельность потребительской кооперации. Меньшеераспространение получила организация бытового обслуживания населения, снижаетсяактивность потребительских обществ в плане заготовки дикорастущих плодов иягод, что было обусловлено меньшей востребованностью. Не находит дальнейшегоразвития организация подсобного хозяйства, лова рыбы — эти направлениядеятельности отходят, соответственно, совхозам и рыбхозам. В целом,потребительская кооперация, поддерживаемая государственными органами, довольнобыстро наращивала обороты своей деятельности, достигнув наибольшего развития кконцу 80-х nr. XX в.
В настоящее время кооперация в своем историческом, философском иэкономическом развитии становится все более привлекательной для решенияжизненно важных проблем в различных сферах деятельности. В современном миревозрастает количество проблем, которые решает кооперация как в пределахгосударств, так и в международном масштабе. Кооперативная идеология и практика,прошедшая более чем полуторавековую адаптацию и кристаллизацию может стать вусловиях XXI века инструментом построения новых отношений между людьми,предлагая мирный и сознательный путь эволюционных преобразований.
Однако при всех оптимистичных перспективах современное положениекооперации в России не соответствует ее возможностям. Более того, в стольскромном положении кооперация не находилась ни в дореволюционное время, ни впериод плановой экономики. Основной показатель — розничный товарообороткооперативной торговли в настоящее время составляет 3% всего товарооборотастраны. В то же время вполне оправдывается прогноз Л. Лендлоу, высказанный наКонгрессе МКА в 1980 г. «есть все основания утверждать, что к 2000 годусреда, в которой будут действовать кооперативы, не будет адекватнакооперативным ценностям». В практической деятельности современнойкооперативной системы недостаточно или даже практически не используется имеющийсяопыт деятельности кооперативных организаций. Поэтому необходимыми элементамиоздоровления экономики кооперации России представляются: разработка единогокооперативного законодательства, включающего все направления деятельности ивиды кооперации (сельскохозяйственную, кредитную, производственную и др.) сучетом кооперативных принципов и ценностей. _Государственная поддержка в планекредитования «низовых» звеньев кооперации — производственных,сельскохозяйственных, кредитных кооперативов, потребительских обществ. Всемернаяпропаганда кооперативных принципов и ценностей. Отличительными признакамикооперативной организации должны выступать: общественная цель деятельности; равенствомежду всеми членами в правах, в том числе в управлении делами кооператива (одинчлен — один голос); личное экономическое участие в деятельности кооператива; добровольноеи открытое членство; честность; сотрудничество между кооперативами; приоритетноераспределение доходов на развитие организации, повышение квалификации кадров; кооперативнаяформа собственности и принципы ее реализации в интересах общества. Необходимостьразработки фундаментальной теории кооперации с учетом исторического наследияпрошлого, переосмысления с адаптацией к современным условиям трудов теоретиковмирового кооперативного движения XIX-XX вв.
В настоящее время как руководящий орган системы потребительскойкооперации — Центросоюз, так и правительство России понимают необходимостьразвития потребительской кооперации как системы, способной предоставитьсоциальную защиту своим членам в условиях нестабильных рыночных отношений, ведьпотребительская кооперация остается основной торгующей организацией в сельскойместности. «Интерес государства к сотрудничеству обусловлен тем, что онопризнает важную роль, которую сыграла и играет сейчас потребительскаякооперация в решении социально-экономических задач российского общества,особенно в сельской местности». При этом необходимо обратиться к опытудеятельности потребительской кооперации в наиболее сложные этапы жизни и деятельностистраны. Широко пропагандируемое в настоящее время выполнение кооперациейсоциальной миссии, а не увеличения экономических показателей традиционно былодоминирующим в ее деятельности. В этом отношении показателен опыт ведениякооперативного хозяйства в годы Великой Отечественной войны.
Анализируя деятельность потребительской кооперации на современномэтапе, мы возвращаемся к мысли, что она должна выполнять свое основноепредназначение — наиболее полное удовлетворение нужд потребителей. Все большеезначение приобретает выполнение системой потребительской кооперации своейсоциальной миссии. «Кооперативное движение становится важным элементомобщегосударственной политики в социальной сфере». Однако выполнениесоциальных мероприятий должно быть подкреплено поддержкой со стороныгосударства как в области законодательной базы, так и в области кредитования.
Исследователи экономики кооперации выделяют основные направлениядеятельности потребительской кооперации, по которым необходимо развиватьсясистеме для достижения стабильного положения на рынке: «очень важнойзадачей, которую… может выполнять и отчасти выполняет, преимущественно,только потребкооперация, является закупка у населения, колхозов, кооперативов,фермеров сельскохозяйственных продуктов, дикорастущих плодов, ягод, грибов,лекарственных трав… Задачей, приобретающей все большее значение в условияхсмены методов хозяйственного управления,… является организация производствапродуктов питания на базе местных ресурсов». «Освоение кооперативнымиорганизациями… ниши бытового обслуживания на селе… развитие малыхпроизводств… развитие подсобного сельского хозяйства… широкогоиспользования надомничества, в том числе для выпечки хлеба...


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реформирование налоговой системы в Российской Федерации
Реферат Реструктуризация отрасли и предприятий
Реферат Рефинансирование кредитных организаций 2
Реферат Реструктуризация предприятия 5
Реферат Формування дитячих неврозів
Реферат Экономические механизмы природопользования
Реферат Проектирование автоматической установки пожаротушения в помещении цеха вальцевания в процессе производства которого используется резина
Реферат Реформа по монетизации социальных льгот
Реферат Резервный фонд и фонд национального благосостояния
Реферат Новые требования к построению организаций будущего
Реферат Резервный фонд РФ
Реферат Рентабельность предприятия и пути ее повышения
Реферат Реструктуризация, как стратегия развития финансовых институтов
Реферат Резервный фонд и его роли для экономики России
Реферат Лицензирование туристической деятельности на Украине