Министерство общего ипрофессионального образования РФ
Экзаменационныйреферат
за курс общей школы
по предмету “МироваяХудожественная Культура”
ученика 11 “А” классасредней общеобразовательной школы №535 ЮЗАО МКО
Бурыкина ДмитрияСергеевича
наТему “Архитектурныесооружения Индии. Буддийские реликвии, скальные храмы и монастыри”
учитель:Маринина Елена Анатольевна
Москва 2002г.
Индия-государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана. Истокииндийской художественной культуры восходят возникшим на берегах рек Инд и Гангдревнейшим цивилизациям, которые послужили основой и для развития культуры.Археологические находки свидетельствуют о наличии в Индии человеческогообщества уже в периуд каменного века. В отложениях этой эпохи найдены каменныеорудия. Первые датированные остатки бронзовой культуры найденные в далине рекиИнд, относятся к началу 3-го тысячалетия до нашей эры.На северо-западе полуострова, там, где сейчаспроходит граница между Пакистаном и Индией, и далее на запад, в соседствующих сними районах Ирана и Афганистана, архиологические раскопки последнихдесятилетий обнаружили большое количество древних оседло- земледельческихпоселений ХХΥIII-ХХХIIIвеков до н.э., которым наследует удивительно высокая городская культура (ХХV-ХХII вв., в некоторыхпоселениях ХХ-ХIХ вв., упадок её относится к ХVII-ХVвв. до н.э.). Считается,что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во второй половинетретьего тысячелетия до нашей эры- первой половины второго тысячелетия до нашейэры.
По важнейшим местам раскопок, проводившимсяв нынешнем Пакистане, индийскую древнейшую цивилизацию обычно называют хараппской культурой. Настоящегодревнего имени народа, населявшего эти места, и названия его городов мы не узнаем до тех пор, пока не будутрасшифрованы имеющиеся письмена или же пока не будет обнаружено какое-либосообщение об этом более позднего времени.
Одной из самых ярких в историидревнеиндийской культуры является Хараппская цивилизация. Это высокоразвитаяцивилизация складывалась на местной основе. Ее следы обнаружены на огромнойтерритории: более чем на 200 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток.Наиболее вероятной датировкой Хараппской цивилизации считается следующая:2500(2300) – 1800(1700) гг до нашей эры. Археологические раскопки обнаружиликрупные города в Мохенджо-Даро и в Хараппе в бассейне реки Инда( нынетерритория Пакистана). В 50гг нашего столетия археологами были открыты другие,подобные им однотипные города и более мелкие поселения в районах бассейна Гангаи западного полуострова Катхиавара. Хараппская культура имела могущественноецентрализованное управление, способное установить на многие века определенныйстрогий порядок, ввести стандартизацию итипизацию в строительстве, канонизацию в искусстве.
Обуровне развития Хараппской культуры свидетельствует строгая планировка привозведении городов, монументальная архитектура, письменность и т.д. Главныецентры строились по заранее разработанному плану: улицы шли параллельно другдругу, ориентированные по сторонам света и пересекались под прямым углом;магистральные улицы были довольно широкими – до 10 метров. Вокруг городавозводились стены, здания были высотой в 2-3 этажа, из обожженого кирпича,штукатурились глиной и гипсом. Дома строившиеся в несколько этажей имелидеревянный верх и по всей вероятности, на оштукатуренных стенах могли бытьнесохранившиеся росписи и резные деревянные украшения. По сохранившимсяразвалинам дворцов, общественных зданий и бассейнов для религиозных омовений видно,что система водотоков была самойсовершенной в древности. Почти все крупные города состояли из двух частей:крепостного сооружения, которое возвышалось над городом, и «нижнего города». В «нижнем городе» проживало основное население, а в цитаделях находились,видимо, городские имущие слои.
Уровеньустройства большинсктва городских жилых построек был по тому времени довольновысок. Большинство жителей Хараппы было обеспечено благоустроенным жилижем.Почти при каждом доме имелись выложенные из кирпича колодцы, ванная комната,мусоропровод, вентиляционные каналы. Однако сооружения грабниц и дворцов великих повелителей здесьне встречаются. Тем не менее над городом возвышается укрепленная цитадель скрупными общественными жилыми комплексами, в которых размещались представителивысшей административной власти. Большие просторные многокомнатные жилые зданиядля наиболее обеспеченных слоев населения были сосредоточены в центре города:по окраинам теснились более скромные жилища для простых тружеников; совсем крошечныеоднотипные жилые ячейки; напоминающие рабочие казармы, сконцентрированные врайоне производственных сооружений, предназначались, по–видимому, для рабов ислуг. Бросается в глаза такая особенность этих городов, как отсутствие зданий,которые однозначно можно было бы определить как постройки чисто культовогоназначения – храмы и культовые памятники, — и, с другой стороны, наличиеотдельных общественных сооружений, найденных в крепости, заставляютпредположить их отнюдь не культовое назначение и использование. Примером могутслужить большие зернохранилища в Мохенджо-Даро и в Хараппе, а также весьмавпечатляющий док речного порта в Лотхале. Знаменитые купальни внутри цитаделиМохенджо-Даро могли, конечно служить и культовым целям. Однако сами по себе постройки,оборудованные под купальни, могут быть истолкованы и как здания общественногоназначения, так как демонстрируют, тот же бытовой гигиенический комфорт, окотором свидетельствуют многие большие дома в жилой части города. Тщательнаяпланировка, тенденция к прямолинейности, размах, широта замысла этих техническисовершенных сооружений свидетельствуют о высоком уровне развития строительногоискусства. Об этом же говорят, например, строго выдержанные пропорции и размерыкирпичей.
Другой особенностью этих городов, какотсутствие храмов, является отсутствие дворцов или каких- либо другихсооружений, которые могли бы служить резиденцией властителя. Создаетсявпечатление, что здесь, в Индии, речь идет о больших поселениях примерно равныхв материальном и социальном отношении горожан, которые все вместе представляютсобой господствующий слой, в то время как подчиненный им трудовой народ -–массыкрестьян-земледельцев – проживает вне города в бедных, непрочных жилищах, акакой-то другой подвластный горожанам слой населения, возможно рабы, выполняетв самом городе всю необходимую черную работу.
Самые драгоценные образцы художественного творчества, дошедшие до нас отэпохи Хараппы, — это тысячи печатей квадратной формы с короткой ручкой наоборотной стороне. Обычная величина такой печати – около двух с половинойсантиметров, материал, как правило, — стеатит (камень). Впечатляющим мастерствомисполнения выделяются образцы бронзового литья, ювелирного и прикладногоискусства Мохенджо-Даро и Хараппы. Многочисленные печати из Мохенджо-Даро иизображения на них исполнены искусной резьбой, очень напоминает шумирийскоголегендарного героя Гильгамеша, сражающегося со зверями. Изображения животныхвыполнены тонко и с большой наблюдательностью: горный козел с длинными рогами,тяжело выступающий слон, величественный священный бык и другие. В отличие отживотных фигуры людей на печатях строго условны. Так, на одной из печатейразмещено трехликое божество. Голова его увенчана круто загнутыми кверхурогами. Вокруг него олень, носорог, буйвол, слон и другие священные животные.Сохранился пример ваяния – мужской торс (3 тыс. до нашей эры), в которомпередана так называемая «прана»,внутреннее напряжение,единство силы и полнотыдыхания.
Необходимо принять во внимание, что даже самый большой город этой эпохи,Мохенджо-Даро не раскопан до основания и нижние слои его так и осталисьнедоступными для иссследования.
После расцветанаступил упадок культуры. Жители Хараппы погибли в середине 2 тыс. до нашей эрыв результате вторжения в долину Индаариев, стоявших на более низкой ступени развития.
Цветущие города погибли вскоре после прихода сюда новых кочевых племенсмешавшимся с коренным населением страны. Племенная знать называла себя «ариями» — благородными, откудаи произошло наименование племен.
Древнейшие произведения устной литературы — «Веды» — содержат интересные сведения о жизне и быте их создателей, обобщественном строе и ремеслах древних ариев. В это время уже оформилось делениеобщества на четыре сословно-кастовые группы (варны):жрецов-брахманов, воинов-кшатриевЭ земледельцев, ремесленников и торговцев –вайшиев, а также низшую варну – шудр (слуги, подметальщики улиц, сжигателитрупов), которая была бесправной и наряду с рабами подчинялась первым трем.
Хотя от этого периода до нас почти не дошлопамятников материальной культуры, мы знаем, в частности из вед, что в севернойИндии велось интенсивное строительство. В ведах повествуется о городах свысокими оборонительными стенами, дворцах из дерева, украшенных резьбой иколоннами, о многоэтажных зданиях.
Памятники древнеиндийской архитектуры раннейэпохи не дошли до нас. Это объясняется рядом причин, и прежде всего тем, чтодеревянная архитектура не сохранилась, а также дальнейшими переселениями ариевв иные области страны.
О планировке поселений начала нашей эрыможно судить по образцам, воспроизведенным в своде архитектурных правил«Манасара», входящим в состав санскритских религиозно-канонических книг «Шильпа-шастра», которые служилируководством для индийских ремесленников, художников и архитекторов. В трактате«Манасара» даются разработанные правила строительства городов и деревень,строго определяются детали, пропорции зданий, их украшения и расцветка.
В трактате «Манасара» описывается восемьтипов планов поселений («дандака», «падмака» и другие). План «Нандиаварта»свидетельствует о четком расселении по кастам. Это – прямоугольник, вытянутый свостока на запад. Продольные улицы пересекаютсяпоперечной осевой магистралью. Четверо ворот в середине каждой стороны оградыдеревни расположены по сторонам света. К этому времени относится ивозникновение надвратных башен — «гопурам» («коровьих ворот»), получивших вдальнейшем широкое распространение.
Вдоль ограды поселения совершала дозорныйобход сельская стража. Ввпоследствии он лег в основу ритуального шествия вбуддийских культовых сооружениях.
В центре селения на пересечении главныхулиц находилось место для собраний совета старейшин, проходивших обычно подразвесистой смоковницей – баньяном. Здесь или у западных ворот возводилсяглавный храм. В центральных кварталах жили купцы, далее – ремесленники, околоворот размещались базары.
Планировка городов и селенийосуществлялась по древним правилам «Шильпа-шастра» в течение многих столетий.Одним из последних был спланирован по этим правилам город Джайпур, основанный в1728 году.
В древнем эпосе встречаются описаниягородов долины Ганга и сведения о художественных ремеслах в период образованияв Индии могущественных рабовладельческих государств. Города сильно укреплялись,но материалом для зданий и крепостныхстен попрежнему служило в основном дерево. Такими были столицы местныхгосударств – Айодхья ( современный Аудх), где, по преданию, правил Рама,Идрапрастха (Дели), Каши (Бенарис), Паталипутра (Патна) и другие.
Архитектура и искусство древней Индиидостигли подъёма к середине Iтысячелетия до нашей эры, когда в нижнем теченииГанга образовалось мощное рабовладельческое государство Магадха. Под покровительствомправителей этой державы процветают земледелие, ремесло и торговля, науки иискусства.
ИСКУССТВО ПЕРИОДА БУДДИЗМА
В 326 году до нашей эры всеверо-западную Индию – Пенджаб вторглись греческие войска под предводительствомАлександра Македонского. Но владычество их было недолгим, восстание индийцеввозглавил Чандрагупта, который, захватив власть, основал новую могущественнуюдинастию Маурья (322-185 гг. до н.э.). При правителях этой династии,завладевшей обширными землями, происходит интенсивная застройка столицыгосударства – Паталипутры. Судя по описанию, город Паталипутра, занимавшийплощадь в два квадратных километра, был обнесен укрепленной, массивнойдеревянной оградой и окружен широким рвом, наполненным водой. Его охранялисемьдесят дозорных башен, а войти в него можно было через одни изшестидесятичетырех ворот.. Дворец властителя был также построен из дерева. Архиологическиераскопки, к сожалению, дают слишком мало, однако подтверждают, что в качествестроительного материала в Паталипутре, действительно использовалось дерево(найдены были только остатки укрепленной стены).
Особое развитие получило строительство привыдающимся правителе этой династии – Ашоке, внуке Чандрагупты (IIIвек до нашей эры). Источникирассказывают, что его дворец стоял на высоком стилобате и имел три зала,расположенных один над другим. Главный из них был украшен каменными колоннами.Обвитыми золотыми виноградными лозами и фигурками птичек из серебра.
В эпохуправления Маурьев, впервые в Индии был использован камень и в строительстве идля создания больших скульптур. Так, например, в Кумрахане когда-то частьгорода Паталипутры) раскопки обнаружили остатки дворцовой колоннады. Колоннысделаны из полированного гранита. Это большое сооружение – зал со ста колоннами- напоминает зал дворца царя Дария издинастии Ахеменидов в Персеполе. Создается впечатление, что властители династииМаурьев сознательно перенимали у Ахеменидов определенную символику величияцарской власти, нашедшую своё отражение в искусстве.
Техникаобработки камня, замечательная полировка, сохранившаяся до наших дней,характерна также и для знаменитых каменных колонн, из которых высечены эдиктыАшоки. Следы такой полировки можно распознать, и на стенах искусственных пещер,вырубленных в скалах в Гайе, наиболее древние из которых относятся ко времениправления Маурьев.
Процветающие города эпохи Маурьев (4-2 вв. донашей эры) оставили великолепные образцы культовой архитектуры. Среди нихступы, скальные храмы и «стамбха»- мемориальные столбы.Ступы являлись вместилищемкартинка
буддийских реликвий. Были случаи, когдаони посвящались отдельному лицу из правителей и жрецов. Их происхождение ведетот погребальных холмов. Чаще всего это сооружение из монолитной массы наподобиеполусферы на террасе. На вершине ступы размещался реликварий, предназначенныйдля хранения буддийских реликвий, оно воздвигалось в честь самого Будды, а иногда лица или событий, чтимыхбуддистами. Реликвариум обносился вокруг оградой с четырьмя воротами«торана», ориентированный по сторонам света. Внутри ограды проходила дорожка(называемая прадакшинапатха), по которой совершалась церемония обхода ступа. Наворотах обычно сосредотачивались рельефы, изображающие отдельные эпизоды излегендарной жизни Будды. Ступа мог быть любых размеров. Маленькая ступа, чащецилиндрической формы, ставились внутри храмов – чайтья.Из 84000 ступа,сооруженной лишь Ашокой, уцелели немногие. Наиболее известные из низ ступа вБхархуте, сохранившийся лишь в фрагментах(2-ой век до нашей эры), в Санчи(2-ойвек до н.в.) и в Амаравати (2-ой век до н.э.). Традиции первой ступы в Пиправепродолжили сотни памятников этого типа. Отметим ступу в Санчи (1 век до нашейэры). Это круглое в плане сооружение, выложенное снаружи красным песчаником.Высота ступы вместе с увенчивающим ее стержнем – 23,6 м, диаметр основания –36,6 м. Четыре торана, объединивших архитектурно-скульптурные элементы, — этовоспроизведение деревянных ворот. Однако форма торанов растворена обильнойпластикой, декорирующей памятник. Каменная конструкция тяжела, но смотрится какторжественный портал. Рельеф передает массивность группы слонов и дриадой.Среди круглых скульптур, меньших по размерам, угадываются крылатые животные,всадники, духи природы. По своемусодержанию это целое сказание об индийской жизни того времени, причембуддийские сюжеты здесь богато расцвечены фольклором, иллюстрированы множествомбытовых сцен. На одной из них изображена осада города, стены которого окруженыкольцом пеших воинов и лучников, восседающих на колесницах. По этим рельефамможно получить полное представление об архитектуре древнего укрепления, изучитьвооружение того времени. Боковые кронштейны ворот выполнены в виде фигурякшини, качающихся на ветвях. Весь облик этих здоровых, грациозных и сильныхдевушек, словно напоенных соками земли, воплощает изобилие силы природы. На волютах архитравов разместились крылатыельвы. «Колесо закона» Будды, естественно, в центре композиции. Нашлось место иЛеахамайе – матери Будды, сидящей наслонах.
Помимо ступ, в древнеиндийской культовойархитектуре были распространены пещерныесооружения. По преданию, Будда призывал учеников удалиться от суетногомира. После смерти великого учителя его последователи стали основыватьмонастыри в горных местностях, вырубая в толще скал пещеры. Одни из этих пещербыли храмами – чайтья, другие –монастырскими кельями – вихара. Впещерных храмах во многом воспроизводились формы наземной деревяннойархитектуры. Например, сохранившиеся под сводами чайтьи каменные ребра – этостволы, первоначально образующие короб, на который накладывались ветвифиниковых пальм.
Первые храмы и монастыри были созданы приАшоке в холмах Барабара и Нагарджуни. И хотя эти пещеры еще не велики и простыпо отделке, они положили начало развитию монолитной скальной архитектуры.Снаружи пещерные храмы выглядели скромно. Голая скала на каменистой местности,маленькая прорезь с аркой в виде подковы ведет внутрь – такова пещера в Барбаренедалеко от Гайи. Внутри прямоугольный зал, в конце его – помещение сзакругленными стенами и выступающими карнизами.
Другим примером может служить известнаясвоими украшениями над входом пещера Ломас Риши. Она была местом пребывания иотправления культа сектов аджвиков. Пещерные монастыри, расположенные вблизиБхуванешвара в Ориссе, служившие жилищем для джайнских монахов, также относятсяк наиболее древним.
Основное место расположения скальных храмов,точнее, чайтий и вихар – Западная Индия, где они вырубались в склонах ЗападныхГат для буддийских монахов.
Проще всего объяснить поразительный консерватизм архитектурногооформления тем, что возникающую потребность в храмовом строительствеудовлетворяли строители, привыкшие работать с деревом.
Архитектурачайтья существовала примерно с IIвека до нашей эры до VIII века нашей эры.
До строительства чайтьи религиозные обрядыпроводились на открытом, иногда лишь огороженном пространстве.
Буддийская чайтья– это храм-молельня, в которой молящиеся совершают обряд поклоненияступа.
Форма чайтья, по всей вероятности, былазаимствована из гражданского зодчества, в котором большое распространениеполучили подобные здания, перекрытые деревянным сводом. В более крупныззданиях, когда возникала трудность в перекрытии большого пролета, внутриставились столбы, на которые укладывались деревянные сводчатые перекрытия.Центральная часть, таким образом, могла быть приподнята, чтобы создатьдополнительную возможность освещения при помощи верхних боковых световыхпроемов. О внешнем облике здания типа чайтья дает представление высеченная измонолита скалы так называемая ратха Бхима в Махабалипураме. Продолговатый залразделенный внутри колоннами на три части, был, как правило закруглен в торцеапсидой, в которой ставилась ступа. Перед чайтья обычно размещались открытый вестибюль и внутреннийдворик. Перед входом для торжественности нередко ставились колонны соскульптурным завершением. Чайтья сооружалась из кирпича, и других, частонедолговечных строительных матариалов и, как правило, не сохранились, заисключением тех, которые были высечены в скалах Аджанты, Бхадже, Насике, Карли инекоторых других местах.
Классическим памятником этого типапризнается высеченная в скале чайтья в Карли (1 век до нашей эры). Храм в Карливырублен в скале на глубину 40 м и превосходит другие храмы размерами ивеликолепием отделки. Внутри чайтья, как и другие храмы, делится двумя рядамиколонн на три продольных нефа – центральный, более широкий, а по бокам – болееузкие. Колонны утяжелены сложной скульптурной группой из лошадей и слонов свсадниками и упираются в потолок, на котором в подрожание деревянному сводувысечены стропила. Каждая колонна установлена на квадратном ступенчатом цоколе,затем идет луковицеобразное основание, высеченное в форме большого горшка,имеющего дно и стенки. Подобное основание тоже восходит к деревянномузодчеству, так как для защиты от муравьев-древоедов и других насекомыхвосьмиугольные деревянные колонны и несущие столбы устанавливались вспециальный глиняный сосуд с водой. В полуциркульном завершении среднего нефапомещается монолитная каменная ступа. В интерьере заметны следы росписей ипозолоты, — роскоши и великолепия, которыми окружали себя монахи в то время.Храм в Карли отличается большими размерами по сравнению с предыдущими храмами, дает впечатление простоты изначительности. Размеры этой чайтьи, самой крупной в Индии, 37,8 м длины и 13,7м высоты. Портик храма частичьно разрушен, но сохранившиеся детали позволяютпредположить, что он был шире, чем сам храм. Портик состоял из мощныхвосьмигранных столбов, поддерживающих верхнюю часть. Она в свою очередь, имелаколлонаду из четырех колонн с пилястрами. Сквозь малую коллонаду и черезсолнечное окно внутрь храма проникал дневной свет. Несмотря на зной снаружи,внутри всегда веяло прохладой. Прямоугольный зал ведет к «чреву» «мировойгоры». В полумраке сбоку и сверху из-за величественных колонн выступают статуилюдей, якшей, богов, коней, слонов. Стены тщательно отполированны. Стрельчатыеребра молельни, имитирующие деревянные стропила, создают движение всего объемавверх. Холл молельни заканчивается полукруглой камерой с главным святилищем.Коридор для ритуального обхода опоясывает пространство храма.
Чайтья подземного храма в Карли тщательноотделана снаружи, по фасаду у нее широкий центральный и два боковых входа,украшенные небольшими франтонами и рельефными фризами под ними, изображающимивлюбленных. Благодаря такому оформлению, ступенчатому входу, портику,коллонадам и т. д., чайтья постепенно приобрела черты надземного храма.
Скальные храмырадуют глаз в регионе современного Бомбея, в западных горных районах Гхат. Пещерные храмы имели деревянную архитектуру со всембогатством деталей. Замысел пещерного храма, высеченного в глубине скалы,отразил представления древних индийцев о слиянии святилища с природой.
Храмы создавались на склонах гор, наотвестных скалах из плотного однородного гранита. Большая часть такого склонапосле обработки выглядела совершенно вертикальной. Внизу расчищалась площадка,имевшая очертания основания фасада. Затем вынималась основная масса породы.Таким образом, строители не нуждались в строительных лесах, поскольку до техпор, пока не заложен свод работа не продвигалась. Процесс создания храмасовершался руками одних и тех же мастеров. Нет сведений о разделении труда архитектора и скульптора. Авторов-архитекторов можно считать скульпторами и строителями резчиками.
Вестибюль перед входом выделяется своимбогатым декором. Весь внутренний фасад украшен деревянными решетками с резьбой.На боковых стенах вестибюля множество рельефных декоративных арочек. Это былраспространенный прием украшения плоскостей стен храмов. Стена с входами,идущими внутрь храма, декорирована рельефами. Среди них выделяются двеобнаженные фигуры, изображающие покровителей храма.
Главный зал производит таинственное ивеличественное впечатление. Вглубь идет могучая колоннада. В колоннахповторяется выразительная декоративная деталь – скульптурная капитель.Скульптурнаягруппа каждой капители состоит из коленопреклоненных слонов. На них находятсямужская и женская фигуры. Большое значение в архитектурном решении объемавнутреннего зала имеет эффект освещения. Он являет собой решетчатый фильтр,дающий мерцающий и таинственный свет.
.
Статуя Будды из Сарнатха. Vв.
Буддизм–древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почетноготитула, ее основателя Будды, что означает «Просветленный». Будда жил в Индии в V-IVвв. до н.э. За два с половиной тысячелетиясвоего существования буддизм создал и развил не только религиозныепредставления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, системуобразования – иными словами целую цевилизацию.
Самибуддисты ведут отсчет времени существования своей религии от кончины Будды, однако среди них нетединого мнения о годах его жизни. Согласно традиции считается, что Будда жил с624 по 544г. до н.э.
Более 25веков назад в одном из маленьких государств на северо-востоке Индии у царяШуддходаны и его жены Майи после долгого ожидания родился сын Сиддхартха. Егородовое имя было Гаутама. Принц жил в роскоши, не ведая забот, со временемзавел семью и, наверное, сменил бы на троне своего отца, если бы судьба нераспорядилась иначе.
Узнав отом, что на свете существуют болезни, старость и смерть, принц решил избавитьлюдей от страданий и отправился на поиски рецепта всеобщего счастья. Непростымоказался этот путь, но зато он увенчался успехом. В местности ГАЯ он достиг Просветления, и емуоткрылся путь спасения человечества. Случилось это, когда Синддхартхе было 35лет. В городе Бенаресе он прочел свою первую проповедь и, как говорят буддисты,«повернул колесо Дхармы». Онстранствовал с проповедями по городам и селам, у него появились ученики ипоследователи, собиравшиеся послушать наставления Учителя, которого они и сталиназывать Буддой.
В возрасте80 лет Будда скончался. Но ученики ипосле смерти Учителя продолжили проповедовать его учение по всей Индии. Онисоздавали монашеские общины, где это учение сохранялось и развивалось.
Мифологическое жизнеописание гораздосложнее. Согласно легендам, будующий Будда перерождался в общей сложности 550раз (83 — раза был святым, 58 — царем, 24- монахом, 18- обезьяной, 13-торговцем, 12- курицей, 8- гусем, 6- слоном; кроме того, рыбой, крысой,плотником, кузнецом, лягушкой, зайцем и т. п. Рождение Будды в семье кшатриябыло его последним рождением.
Незадолгодо смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлитьсвою жизнь на целый век, и потом Ананда долго сожалел, что не догадалсяпопросить его об этом. Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было пообычаю кремировано, а прах разделен между восемью последователями, шесть изкоторых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах,и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия– ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зубБудды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме вгороде Канди на острове Шри-Ланка. Две другие реликвии Будды – это локон и кость.
Зуб Будды – главная реликвия буддизмма,известная во всех странах буддийского мира. Его история таинственна и богатаневероятными приключениями, как, впрочем, и история любой другой значительнойреликвии.
Как гласит легенда, в момент кремации земного телаБудды один из его учеников выхватил из погребального костра зуб. В течениевосьми веков он хранился в Индии; за тем, когда между отдельными княжестваминачались феодальные войны, зуб в целях безопасности был переправлен наШри-Ланку. Считается, что туда его привезла, спрятав в свои прически, принцессаХемалатха. Один из местных правителей построил в честь Зуба Будды храм иустановил ежегодный праздник. Он длился две недели, сопровождался шествиемслонов (один из которых вез на спине ларец с реликвией), музыкантов и танцоров,а также специальными службами в храме. Судя по описания путешественников,наблюдавших этот праздник в седьмом и девятнадцатых веках, порядок егопроведения за несколько столетий почти не изменился.
В 1560 вовремя войны которую вели сингалы (коренное население Шри-Ланки)с португальскимивойсками, ЗубБудды был захвачен португальцами и понастоянию главы католической миссииистолчен в порошек и сожжен. Так, во всяком случае, утверждают португальскиеисторические хроники. В сингальских хрониках, наоборот, сказано, что ничего подобногос Зуббом Будды не случалось и случиться не могло. Он был спрятан, а португальцызахватили и сожгли какую-то фальшивку. Зуб уцелел и после окончания войнывернулся в свой храм, где храниться и по сей день. Праздник в честь Зуба Буддыи сейчас отмечается в горде Канди, привлекая большое количество людей.
Существует набор из восьмипредметов, который ставится на алтаре в буддийском храме, но может стоять вдоме и даже в юрте, где живет семья, исповедующая буддизм. Эти предметыназываются «восемь драгоценностей», «восемь эмблем славы», «восемь знаковсчастья», «восемь благоприятных символов», «восемь жертв».
- Зонт, защищающий от злыхпомыслов, — атрибут царской власти.
- Две рыбы, символизирующие единство идуховное освобождение: «как вода позволяет рыбе плыть свободно, так ибуддийская вера освобождает душу».
- Ваза, наполненная напиткомбессмертия,- сокровищнница благих помыслов.
- Лотос– символ чистоты и залогспасения.
- Раковина, закрученная вправо, — символ блаженства. Используется в богослужениях в качестве трубы или сосуда дляпожертвований и символизирует «произнесенное слово».
- Узел– символ бесконечного циклаперерождений, а также благополучия, единства всех вещей и переменчивогохарактера времени.
- Штандарт– символ горы Меру, центрабуддийской вселенной; символизирует также победу над невежеством и смертью.
- Колесо учения– колесо с восьмью спицами,символ восьмеричного пути к совершенству.
- Священный буддийский символ ваджра.
По мере того как буддизм все большестановился на службу интересам господствующих классов, в целях усиления егоидеологического воздействия на народные массы все шире привлекались вместе сархитектурой средства изобразительного искусства. В ранний периодраспространения буддизма, когда образ Будды сохранял свой человеческий обликучителя и проповедника, изобразительное искусство ограничивалось сюжетами излегендарной жизни Будды и оставалось, как прежде, непосредственным, жизненным иправдивым. В раннем буддийском искусстве изображения самого Будды невстречаются; они заменялись изображениями предметов, связанных с событиями егожизни, как, например: дерева пипал под которым якобы произошло просветлениеБудды и которое с тех пор стало священным; символического колеса –обозначения закона вращения мировыхсудеб человечества ( Будда якобы привелэто колесо в движение ); лотоса, считавшегося священным цветком у индийцев снезапамятных времен. В изображении лотоса скорее можно усмотреть образ солнца,которому поклонялись в древности.
В Iвеке нашей эры в Гандхаре появляются антропоморфныеизображения Будды. Прототипами фигур стоящего Будды послужили