Реферат по предмету "История"


Античность - средние века - новое время. Причины и механизмы смены эпохи

Античность – Средние века –Новое время.
Причины и механизмы сменывеков.
Античность, Средние века и Новое время – три великихэпохи в истории Западной Европы. Под античностью мы понимаем историю ДревнейГреции и Древнего Рима.
Древняя Грецияили Эллада – общее название территорий древнегреческих государств на югеБалканского полуострова, островах Эгейского моря, побережье Фракии, по западнойбереговой полосе Малой Азии. Первые государства на территории Греции (Кнос,Фест, Микены, Тиринф и др.) образовались в начале 2-го тысячелетия до н. э.Вторжение дорийцев (ок. 1200 г. до н. э.) повлекло за собой распад государств иоживление родовых отношений. В результате борьбы  демоса с родовой аристократией в 8-6 веках дон. э. в Греции сформировались города-государства – полисы. Крупнейшими из нихбыли Афины, Спарта, Коринф, Аргос.
Греки уделялиособое внимание воспитанию, что позволило им создать культуру, установившуюэталон прекрасного в архитектуре, скульптуре, музыке, литературе, полностьюсохраняющийся и в наше время. Огромным влиянием в Греции пользовались философыПлатон, Аристотель, Сократ и близкие к ним Пифагор, Евклид,  Архимед, известные нам больше как математики.В греческой системе воспитания искусство, наука и спорт были неразрывносвязаны. Хилое тело, отсутствие музыкального слуха и неграмотность осуждались,(это не касалось низших слоев населения и рабов). Воплощением эллинского духабыли Олимпийские игры, проводившиеся в 8-4 веках до н. э. и включавшиеспортивные состязания, театральные и религиозные действия.
5-4 века до н.э. – период наивысшего расцвета полисов. Он был связан с возвышением Афин врезультате победы греков в греко-персидских войнах. Борьба между Афинами иСпартой за гегемонию в Греции к концу 5-го века до н. э. привела к Пелопонесскойвойне, в которую были втянуты все полисы. Афины потерпели поражение, но уронбыл нанесен всей Греции. Греция потеряла свою силу, что выразилось впрекращении Олимпийских игр. В середине 4 века до н. э  Греция была завоевана царем МакедонииФилиппом, а его сын Александр направил свои завоевания на весь остальной древниймир. Вскоре после распада державы Александра Македонского Греция стала одной изримских провинций, а с 4 века н. э. – основной частью Восточной Римскойимперии.
Согласнопреданию Древний Рим был основан в 753 году до н. э. В 8-6 веках до н. э. Римомправили цари. В 510-509 до н. э. году была установлена республика. К середине 3века, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство,добивавшееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению сКарфагеном. В 146 до н. э. году после трех Пунических войн, одержав победу надКарфагеном, Рим становится крупнейшей средиземноморской державой.
Римляне почтине создали своей культуры, но восприняли и преобразили греческую. К вопросамрелигии они подходили с позиций практицизма. Жрецы выбирались на определенныйсрок, как должностные лица, богов рассматривали как помощников в делах.
В Древнем Римедостиг апогея институт рабства. К середине 2 века до н. э. окончательнооформились два антагонистичных класса – рабы и рабовладельцы, противоречиямежду которыми вылились в крупные восстания рабов (Сицилийское восстание,восстание Спартака). Усилившееся в связи с ростом крупного землевладенияразорение крестьян вызвало широкое революционное движение сельского плебса ипервые вспышки гражданской войны на улицах Рима. В социально-политической жизниРима в 1 веке до н. э. все большую роль стали играть армия и ее вожди. В результатегражданской войны 49-45 годов неограниченным правителем государства сталЦезарь. В 44 году Цезарь был убит сторонниками республики. После нового периодагражданских войн, завершившегося победой Октавиана, Рим стал империей.
Средние векаследует отсчитывать от времени, когда поздняя Римская империя (III-Vвв.) была завоевана германскими и другими племенами. Так что период позднейИмперии оказывается одновременно эпилогом прежней эпохи – Античности, ипрологом новой – Средневековья. Переход от древности к Средневековью занимаетдлительный исторический период. Историки стараются объяснить, почему палаРимская империя, и обращают внимание на те стороны жизни позднего Рима, которыесвидетельствуют об исторической неизбежности гибели этого огромногогосударства.
К рубежу II и IIIвеков Римская империя достигла максимальных размеров. На западе империю омываливоды Атлантики, на севере, на острове Британия, граница проходила в нынешнейШотландии, на континенте граница шла по правобережью Рейна, потом по Дунаю доЧерного моря. На востоке римские владения простирались вплоть до верховьевТигра и Евфрата и до пустынь Аравийского полуострова. На юге, на Африканскомконтиненте, Империю ограничивали пески Сахары, и в Египте – первый порог Нила.
Для поддержанияпорядка в Империи, для обороны границ и завоевания новых территорий нужна былаогромная армия, на содержание которой требовались колоссальные средства.  А чтобы никто не мог уклонить­ся от уплатыналогов, имперская власть перешла к политике при­крепления подданных к месту ихжительства и к закреплению их в той профессии, которой они занимались. Нагорожан, и в том числе членов городского управления, была возложенаколлективная ответ­ственность за сбор и уплату налогов. В случае недоимок онидолжны были расплачиваться собственным имуществом.
Так свободныйгражданин города превратился в зависимого от государства налогоплательщика. Тоже самое произошло и с массой сельского населения. Бедные земледельцы,арендовавшие участки у земельных собственников — КОЛОНЫ (поселенцы) — тоже былилишены права покидать место жительства.
Наряду с колонами массу трудового населения по-прежнему со­ставлялирабы, но труд их был весьма малопроизводительным, пото­му что раб совершенно незаинтересован в хозяйстве и трудится только по принуждению. Сохранение рабскоготруда было главной причиной того, что техника почти совершенно не развивалась:вла­дельцу раба было выгоднее использовать его дешевую рабочую силу, чемтратиться на какие-либо технические усовершенствования. Вы­ход находили в том,что часть рабов наделяли маленькими участками земли.
Тем не менее, в Империисохранялись и приумножались огром­ные богатства. В городах строились храмы,общественные здания и цирки. И у правительства, и у богатых людей былодостаточно средств для устройства праздников, цирковых и театральных зрелищ,глади­аторских боев и императорских триумфов. В крупных городах и, преждевсего, в Риме, концентрировались массы свободных людей, которые не занималисьпроизводительным трудом и паразитировали за счет общества. Для того чтобыдержать их в повиновении, прави­тельство старалось обеспечить их «хлебом изрелищами».
Опорой императора были армия и чиновничество, а это приводи­лок тому, что военщина выдвигала на престол своих предводителей, которых нередковскоре свергали другие претенденты на власть. Борь­ба между разными военнымигруппировками вылилась в III в. в се­рию внутренних войн, смут и восстаний.
Углублялся кризис и в духовной жизни. Вместе с уничтожениемгражданских свобод происходит моральный упадок общества. Римс­кая религия быланеспособна противостоять этому упадку. Язычес­кие боги — воплощения тех илииных природных сил и человечес­ких качеств — не были носителями высокихдобродетелей. По тог­дашним верованиям, боги могли вмешиваться в человеческуюжизнь, они требовали поклонения и жертвоприношений, за которые опла­чивалилюдям некими благами, но нравственными идеалами они не были. Римское язычествотерпимо относилось к верованиям других народов, входивших в Империю, и сплошь ирядом после покорения новой провинции местные божества присоединялись кримскому пан­теону (сообществу богов) и в Риме отправлялся культ этих богов.Главным же был культ императорской власти и поклонение особе императора.
Во II—Ш вв. срединаселения Империи стала приобретать влия­ние новая религия — христианство.Первоначально христианство было СЕКТОЙ (относительно небольшая группа,отделившаяся от какой-либо религии) ИУДАИЗМА — веры евреев, выделявшейся нафоне иных религий признанием единого Бога.
Учение Христабыло «не от мира сего». Главной в нем являлась проповедь любви к ближнему,бессмертия человеческой души и брен­ности телесного мира. Христос и егопоследователи проповедовали высокую нравственность и осуждали греховный образжизни, кото­рый грозит гибелью души. Все другие существовавшие в Империирелигии были религиямиплеменными: их боги были богами того и иного племени или народа. Между тем,христианство отрицало в национальные различия, как, впрочем и иные различиямежду людьми, в том числе между свободными и рабами. Оно исповедовало веру вединого Бога, творца мира и человека. Христианство не призывало бедняков ирабов к неповиновению, как не призывало оно подданных к выступлению противмирских властей. Но оно как бы игнорировало эти власти, и придавало решающеезначение не общественному или имущественному положению человека, а только лишьего отношению к Богу, внутреннему миру человека, который должен отрешиться радиБога от всех земных привязанностей. В этой отрешенности от земного мира, вигнорировании господ и правителей императорская власть не могла не увидеть большойопасности для себя. Поэтому попытки некоторых римских императоров привлечьхристианские общины на свою сторону сменялись жестокими гонениями на христиан:их заточали в темницы и подвергали казням. Нередко наряду с гладиаторскимибоями в городах Империи устраивались зрелища, во время которых на христианнатравливали диких зверей. Может быть то, что на подобные зрелища собиралисьгорожане, наслаждавшиеся муками христианских жертв, лучше вес характеризует моральныйупадок римского общества.
Христианскимобщинам приходилось прятаться в укромных местах и в подземельях-катакомбах, гдеони продолжали чтить своего невидимого Бога. Показательно, что несмотря на жестокиегонения, численность приверженцев новой религии продолжала возрастать,складывалась организация христианской церкви, а культ святых  мучеников,пострадавших за веру, оказывался более влиятельным, чем поклонение языческимбогам.
Несмотря навсе трудности и внутренние противоречия, Империя продолжала существовать. В нейсохранялись традиции древней уче­ности, образованности, искусства и права.Между разными частями Империи поддерживались торговые связи. Она выстояла,несмотря на все перевороты и войны Ш века, хотя центр тяжести в Империипереместился в более богатые восточные провинции. В 330 г. импе­раторКонстантин основал на берегу пролива, отделяющего Европу от полуострова МалаяАзия, новую столицу Империи — Константи­нополь. Однако Рим сохранил значениецентра римского культурно­го мира.
Вместе с темхозяйственная и общественная жизнь больше не сосредоточивалась в центре. Провинциивнутренне обособились и от центрального правительства, и одна от другой. Всеболее усиливался натиск варваров на границы Империи. Миновали времена, когдаРим вел завоевательные войны против окружавших его варваров, теперь все чащеони вторгались в пределы Империи. Часть этих племен приходилось расселять впограничных районах, чтобы с их помощью оборонять Империю. В V векенажим варваров, прежде всего германцев, привел к катастрофе.
Отношения междуРимской империей и варварами были напря­женными и даже враждебными напротяжении столетий. Римляне стремились подчинить себе варваров, превратитьпленных в рабов, которые были нужны им для ведения хозяйства и продолжения при­вычногообраза жизни. Варвары, со своей стороны, искали в римс­ких владениях богатуюдобычу и более плодородные, чем в Герма­нии, земли. Начавшиеся еще во II в. дон. э. войны между Римом и варварами сменялись периодами относительногоспокойствия. Жив­шие неподалеку от границ Империи племена вступали в торговлю сримлянами, усваивали некоторые хозяйственные и бытовые навыки, им присущие. Нонажим варварских племен на Империю со време­нем усиливался. Рост численностинаселения побуждал германцев искать новые территории. Германские племена,жившие в северных и восточных частях Евро­пы, постепенно перемещались в южном изападном направлениях.
Резкий переломв отношениях между Римом и варварами наступил после того, как гунны — воинственный народ, живший вЦентральной Азии в I—II вв. н. э. стал переселяться на пространстваВосточной Европы, тесня жившие там тогда племена готов.
Гунны из всех варваров, с которыми пришлосьстолкнуться римлянам, внушали им наибольший страх. Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих одетых в шкурывсадниках непривычного монгольского типа римляне видели не столько людей, сколько порождения демонов. Под напором гуннов готы, жившие вСеверном Причерноморье, перешли Дунай и стали передвигаться на северБалканского полуос­трова, в римские владения. Константинопольский императорразре­шил им поселиться в римской провинции Фракии в качестве союз­никовИмперии. Но насилия и злоупотребления римских чиновни­ков привели к тому, чтоготы оказались перед угрозой голодной смерти и восстали. В 378 г. в битве междуготами и римскими легионами при Адрианополе императорская армия быларазгромлена и сам импера­тор погиб. Войска готов подошли вплотную кКонстантинополю, но властям удалось достичь с ними соглашения, расселить их всвоих владениях на Балканском полуострове и часть готских вождей вклю­чить с ихлюдьми в императорскую армию.
Вторжениев Европу полчищ гуннов явилось тем историческим толчком, который превратилборьбу между варварами и Римом в завоевание ими Империи. Движение германских ииных племен под влиянием этого толчка получило название Великого переселения на­родов.Но, несмотря на поражение при Адрианополе восточная поло­вина Империи устояла.Иной оказалась судьба западной части Импе­рии.
В конце IV, в Vи в 1-й половине VI в. запад Римской империи был завоеван племенами германцев инекоторых иных народов, которые расселились на ее территории. Завоеватели былине столь уж много­численны и составляли небольшой процент населения в захвачен­ныхими провинциях. Но под их ударами рушилась имперская систе­ма управления.Разрушение и разграбление городов и имений вели к окончательному распаду старыхсвязей внутри Империи.
Местноенаселение было терроризировано. Однако отношение его к завоевателям было двойственным.Захватчики внушали страх. «В городах, страдания, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии,сгоревшей во всеобщем пожаре», — писал очевидец.
И вместе с темот взгляда свидетелей германских нападений не укрылось то, что порядки, которыенесли с собой варвары, сулили облегчение тяжелого положенияподданных Империи. «Римляне самисебе были врагами худшими, нежели внешние враги, — писал в V в. священникСальвиан Марсельский — и не стольковарвары их разгромили, сколько сами они себя уничтожили. Чтобы непогибнуть под тяжестьюгосударственного бремени, они идутискать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сносить варварской бесчеловечности римлян».
На завоеванных территориях возникли первые германскиекоролевства. Конечно, это еще не были государства в прямом смысле. Стоявшие воглаве их короли были, прежде всего, племенными вождями, предводителями боевых дружин. В их королевствах не существовало единой системы права, и местное населениепродолжало жить по римским законам, тогда как германцы придерживались ихправовых обычаев. Не было и системы управления. Единственной организацией,уцелевшей после завоевания, была церковь, епископы которой сохраняли своерелигиозное и общественное влияние.
Германцы постепенно приняли христианскую религию, хотязначительной мере внешне, потому что их старое язычество все сохраняло своюсилу.
Наиболее, пожалуй,драматичным моментом в истории падения Западной Империи был захват Рима готами.Король вестготов (западных готов) Аларих двинулся с Балкан на Италию и в 410 г.захватил и разграбил Рим. Завоевание это не имело длительных практическихпоследствий, потому что вестготы вскоре перешли в Южную Галлию и Испанию.Однако тот факт, что, как его называли римляне, Вечный Город пал под ударамиварваров, произвел огромное впечатление на современников. Взятие Рима готами в476 году ознаменовало конец эры высокой античной цивилизации и начало периодасредних веков.
Средневековье –эпоха в истории Европы, охватывающая более тысячи лет, которые отделяют временапоздней Римской империи, когда она была завоевана и заселена германскими идругими племенами, от времен Великих географических открытий, когда ХристофорКолумб достиг Америки (1492 год) и было положено начало колониальным захватам;мир перестал быть разобщенным, и началась подлинная эпоха всемирной истории.
Средневековье –это эпоха, когда были заложены многие основы современного мира. В Средние векаразвились те языки, на которых и поныне говорит население Европы, исформировались – к концу этой эпохи – европейские нации с их укладом жизни иособенностями психологии. В ту эпоху сложились основные европейскиегосударства, многие парламенты и судебные системы.
Однако длямногих Средневековье – период застоя, тысячелетней спячки Европы. Всеобщееобразование, характерное для Древнего Рима, сменилось в Средневековье всеобщейнеграмотностью. Грамотность была доступна немногим, ее проводниками былимонастыри. Монахи вели летописи с рассказами о происходящих вокруг событиях,художественная литература исчезла. Средние века – эпоха господства обычая, традиции,уважения к «седой старине». К новшествам в народе сплошь и рядом относились сподозрительностью, а церковь, которая контролировала многие стороны жизниобщества, нередко видела в новых идеях ересь, отход от истинной веры, и суровонаказывала еретиков. Так как церковь была господствующей силой в средневековомобществе, то перемены в общественной и духовной жизни, в науке и техникепроисходили очень медленно.
ЗавершениемСредневековья мы счи­таем начало XVI в. Однако любое завершение в истории естьне единовременная дата, а относительно длительный переходный пери­од. Новоевремя, в которое мы живем, характеризуется процессами, приведшими к господствурыночной экономики, политической демократии, научного взгляда на мир, кпромышленной, а затем и научно-технической революции. Специалисты обычноотсчитывают начало Нового времени в Западной Европе с середины XVII в., сАнглийской революции. Таким образом, период от начала XVI до середины XVII в.является неким историческим промежутком, который мы назвали кануном Новоговремени.
Характерным для Новоговремени является сложение особого новоевропейского типа личности. Этот типличности весьма отличен от средневекового. Человек Средневековья был в первуюочередь частью некоего большего или меньшего коллектива — церкви, сосло­вия,общины, цеха и т.п. Человек Нового времени отделен от коллек­тива, основы длясвоего существования он ищет в самом себе, даже с Богом он предпочитаетсноситься напрямую, а не через церковную иерархию.
 Период «канунов», о котором мы говорим, и естьвремя сложения этого нового типа личности, сложения новых отношений людей другс другом, с Богом, с окружающим миром. Европа знала различные и переплетающиесямежду собой пути к этому. Исторические явления, благодаря которым сталивозможны указанные перемены, которые сами возникли в результате этих перемен, — Возрождение и Рефор­мация. Исход феодальной эпохи, формированиераннекапиталистических отношений породили духовную культуру, уникальную посвоей выразительности. Ее идеологической основой стал гуманизм, главноесодержание которого – культ человека, поставленного в центр мироздания, связанногос Божественным и земным мирами.
Люди,жившие в Средние века, не знали, что они — люди Средне­вековья. ЛюдиВозрождения знали, что их время — эпоха Возрожде­ния. По их воззрениям.Античность — некий идеальный историчес­кий период. Тогда процветали науки иискусства, государства и об­щественная жизнь. Потом пришли варвары, и светзнаний померк, вместо латыни появились грубые наречия. А в их время — в ИталииXIV—XVI вв. — снова возродился «золотой век», снова возродилась классическаялатынь. Отсюда и название эпохи — Возрождение, или, как стали говорить позже,на французском языке — Ренессанс.
Возрождение Античности былонужно не просто ради нее самой. Люди позднего Средневековья порывали страдицией, но сознание их оставалось все же традиционным. Основания для новыхценностей они искали по-прежнему в прошлом. Это прошлое, известное, почтенное,но не сходное с настоящим, они и обнаружили в Античности. В ней они искали инаходили те знания, те ценности, которые им были нужны в настоящем.
 Словом «гуманизм» мыныне называем любовь к людям, а также такую философию, которая проповедует этулюбовь, считает человека высшей ценностью в мире. Но первоначально это слово, родивше­есяв эпоху Возрождения, значило нечто иное. В XIV в. возникает понятие «studia humanitatis», что можно перевести как«изучение человеческого», от латинского «homo» — «человек». Тех, кто занимался «изучением человеческого», сконца XV века стали называть гуманистами.
Чтобы статьгуманистом не требовалось ни аристократического происхождения, ни крупногосостояния. Следовало лишь владеть язы­ком Цицерона. Это заменяло и знатность ибогатство. В гуманисти­ческих кружках, представлявших собой сообщества друзей,могли запросто сходиться и беседовать — на латыни, разумеется, — будущийправитель Флоренции банкир Козимо Медичи, монах Луиджи Марсильи, канцлерфлорентийской республики, сын небогатого купца Леонардо Бруни. Перед великойАнтичностью все они были равны. До середины XVI в. высшие государственные должности,как во Флоренции, так и в других городах Италии, посты секретарей пап игосударей занимали гуманисты, ибо сограждане и правители считали, что толькогуманистические знания, только духовная близость к Античности могут датьчеловеку возможность стать настоящим госу­дарственным деятелем. ТоммазоПеретунчелли, переписчик рукопи­сей, сын сапожника благодаря знакомству с «изучениемчеловечес­кого» стал римским папой Николаем V.
Впервые взападноевропейской истории элита, т.е. совокупность лучших, наиболее уважаемыхлюдей, формировалась не по признаку происхождения, а по принципу обладанияопределенными познания­ми и способностями.
Гуманисты былиискренними христианами, но центром в их воз­зрениях на жизнь был человек,отличающийся добродетелями не только и даже не столько христианскими.Центральными моральны­ми принципами гуманистов были те, которые они называли«досто­инством» и «доблестью».
 Гуманист Джованни Пико делла Мирандолла(1463—1494) в своей «Речи о достоинстве человека» восклицал: «Великое чудо естьчело­век!». Суть человеческого «достоинства», по Пико, в том, что чело­век неимеет определенного места во Вселенной. Он сам, по своей воле может стать ивыше ангелов, и ниже скотов. Его судьба откры­та, он сам ее творец.
  Обладающий «доблестью», полагали людиРенессанса, есть чело­век-герой, перед которым открыт весь мир и который своимиусили­ями, мужеством и познаниями может добиться всего, притом не в ином мире,а в этом. Он — человек-титан, человек, являющийся как бы вторым Богом. Причемдостичь всего желаемого этот титан мог как на поприще «изучения человеческого»,так и в иных сферах — искусствах, государственной деятельности. Все познания,все уме­ния, все способности объединяются в одном лице, «универсальномчеловеке» — вот совершенная личность Возрождения, вот его идеал. Идеал этот —открытый, каждый способен стать таким, но не каж­дый становится, потому идеалэтот одновременно демократичный и элитарный. Ценности ренессансного человека —земные ценности, он мало думает о небесах. Даже в посмертной судьбе его большеволнует вечная слава, а не вечное блаженство.
Когдамы говорим о Возрождении, то первым делом вспоминаем ренессансное искусство — изобразительное и словесное. Если писатели Ренессанса были, как правило,гуманистами, то художники скульпторы, даже и стоявшие близко к кружкамгуманистов, сами не предавались «изучению человеческого». Но гуманистическиеидеал выражались в их творчестве с не меньшей силой, чем в гуманистическихтрактатах или поэмах. Эти идеалы, провозглашенные гуманистами, находили откликсреди всех тех, кого можно, с некоторой натяжкой, назвать интеллигенцией, тоесть совокупностью людей, впервые в европейской истории положивших себеосновным занятием интеллектуальную или художественную деятельность. В эпохуВозрождения жили и творили писатели Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо,Франсуа Рабле, художники Джотто де Бондоне, Сандро Ботичелли, Леонардо даВинчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти и многие другие.
Гуманистывидели в своем времени эпоху расцвета, счастья и красоты. Но не только это былохарактерным для Возрождения. Восторг перед будущим соседствовал со страхомперед ним же, упоение новым – с сознанием опасности от него.
Человек Ренессанса ощущал свою судьбу как открытую,незавершенную. Человек мог сам выбирать себе судьбу и творить ее. Возможностьвыбирать была ценней самого выбора. Но непрерывное состояние этого выборапорождало неуверен­ность. Людям Ренессанса присуща «меланхолия», но не внынешнем смысле — «легкая печаль», а в значении — «тягостное раздумье», «уныние».Если будущее открыто, то в нем может быть все, в том числе и самое ужасное.Современные исследователи установили, что ужас, охвативший Европу в 1000 г.,когда все якобы ждали конца света, сильно преувеличен и преувеличен именноренессансными историками, переносившими в прошлое страхи своего времени. В 1500г. светопреставления ожидали напряженнее, чем в 1000 г. и во всем — паденииКонстантинополя, открытии Америки видели знаки близя­щегося пришествияАнтихриста. Стремление к красоте вдруг обора­чивалось тягой к богатству,нескованность устаревшими моральны­ми нормами — безнравственностью,всемогущество человека — все­властием правителей.
Ощущение хрупкости гуманистического мирка вызывалось узос­тьюего. Даже в Италии, даже в ее городах, даже во Флоренции гуманистические идеине охватывали всей толщи населения, да и не могли его охватить. Гуманизм неаристократичен, но элитарен, гуманистические добродетели открыты каждому, номало кто может вме­стить их в полной мере, ибо они требуют напряжениядоблестной души, а это есть не у всех. Искусство Ренессанса представляетсянаиболее полным воплощением гуманистических идеалов, но и это искусство не былотогда общепризнанным: значительная часть художников продолжала жизнь цеховыхмастеров, работала в старой манере и их произведения пользовались популярностьюсреди рядовых сограждан.
И все же, при всех трудностях, трагизме, неуверенности, узостисоциальной базы Ренессанс закладывал основы новоевропейской культуры,новоевропейского светского мировоззрения, новоевропей­ской суверенной личности.
Эпоха Возрождения породила в Западной и Центральной Европеширокое общественное движение, вошедшее в историю как Реформация.
31 октября 1517 года невысокий человек в одежде монаха орденаавгустинцев прибил к дверям дворцовой церкви в городе Виттенберге большой листбумаги. Монаха этого звали Мартин Лютер. Текст, выставленный на всеобщееобозрение, содержал 95 тезисов, направленных против индульгенций. Эти тезисыпроизвели впечатление разорвавшейся бомбы. Не только в Виттенберге, но и повсей Германии их приняли с восторгом. Папа римский требовал Лютера к ответу инастаивал на отречении от высказанных идей. Кончилось это тем, что в 1520 годуЛютера отлучили от церкви.
Слово это возникло еще до эпохи, им обозначенной. В конце XIV— начале XV в. в Европе развернулось движение, участники которо­го выступали за«реформу церкви во главе и членах», за искорене­ние злоупотреблений, заулучшение ее организации. Но критики ве­роучения в движении за реформу не было.Само слово «реформа­ция» (лат. «преобразование») появилось в XV в. в Германии,но оно в то время означало «проект политического переустройства Империи».Теперь же сторонники Лютера, сторонники религиозных, да и поли­тическихперемен, применили этот термин к своему движению. Почему же так много людейподдержали Лютера.
Что такоеиндульгенция? По учению католической церкви, Хрис­тос и святые совершили столько«добрых дел», способных спасти род человеческий, что образовался как бы излишекблагодати, находя­щейся в распоряжении церкви («сокровище церкви»). Этотизлишек благодати мог быть использован священнослужителями для отпуще­ниягрехов. Сам грешник, либо его родные и близкие должны были совершить некиедела, чаще всего, внести сумму денег на благотво­рительные цели или на нуждыцеркви, и тогда душа этого грешника освобождалась от мук Чистилища, либо срокпребывания в нем су­щественно сокращался. Подобные идеи привели в конце концовк появлению индульгенций — выданных от имени папы письменных отпущений грехов.Такую индульгенцию, в которой перечислены отпускаемые грехи, можно было купитьза деньги. Цена индульген­ции увеличивалась с ростом тяжести грехов.
Подобная практикавызывала возмущение у людей с чуткой сове­стью. Как же так? — вопрошали они.Неужели можно без внутрен­него раскаяния очиститься от грехов, только заплативза это деньги? Вспомним: в позднее Средневековье происходит процесс индивидуа­лизациирелигиозного сознания. Верующего волнует личное отно­шение его самого, его душик Богу. Ему непонятно как кто-либо, даже святой, может передать другому своизаслуги, свою благодать, т.е. как бы часть своей души, своей личности? Иконечно, в особенности стал тревожить людей факт торговли индульгенциями, самфакт продажи благодати за деньги.
Эти мысли и эмоции обобщил Лютер в своих тезисах. С его точизрения, человек уже искуплен страстями Христа, этим доброволь­ным актом любви клюдям. Разумеется, человек грешен, но только Бог может прощать грехираскаявшемуся, внутренне переродившемуся индивиду. Человек может спастись, лишьуверовав, причем вера понимается не как убежденность в существовании Бога, акак внутреннее доверие к Нему, приятиеЕго воли.  
Но если человек спасается только верой, только в результатеакта божественной любви, то индульгенции не только нечестивы, — они бесполезны.Бесполезны все обряды, заупокойные молитвы, так называемые «добрые дела» —паломничества, пожертвования, даже дела милосердия и пр. Если человек не верит,все эти дела его не спасут. Никаких«сверхдолжных заслуг» не существует, а значит, излишни культ святых реликвий исвященных изображений. Не нужна в сущности, если развить эту мысль, и самацерковь как подательница всех благ, ибо блага раздаются милосердным Богом поЕго усмотрению.
Но если вераисходит от Бога, то повиноваться следует лишь Его повелениям, изложенным в Св.Писании. Постановления Соборов, пап, творения отцов церкви — есть лишь мнениелюдей, не обладающих никаким авторитетом. Все, заповеданное Богом, уже сказанов Писании, надо лишь правильно понять его. А чтобы понять, каждый должен читатьПисание и толковать его в соответствии с собственным разумом (впрочем, в этомвопросе Лютер колебался), правильное толкование обеспечит Дух Святой, осеняющийлюбого человека, а не только профессионального богослова.                   
Лютер пришел к такому заключению, размышляя о возможностиспасения собственной души: этот монах боялся, что,  оставаясь пра­воверным католиком и повинуясьпредписаниям церкви, он угодит в ад. Подобные же страшные сомнения терзалимногих его современ­ников. Эти сомнения и выразил Лютер в своих тезисах.       
Падениеавторитета церкви, религиозный индивидуализм – все это способствовало распространениюидей Лютера. Реформационное движение постепенно охватывает всю Европу. Виднымдеятелем Реформации был Жан Кальвин, живший в Швейцарии. Он основалкальвинистское направление–Реформации.
Основной в егоучении является идея предопределения. Душа каждого человека предопределена кспасению или к погибели. В течение своей жизни человек может получить от Богазнак, намек на то, что ему суждено. Если он преуспевает в делах – это можноистолковать как указание на избранность, если нет,  нужно удвоить усилия. Таким образом, человекдолжен всю жизнь трудиться не ради наживы, но ради уверенности в том, что онизбранник божий.
Идеиизбранничества и предопределения, выдвинутые Кальвином, оказались учением,которое отвечало глубоким потребностям нарож­давшейся буржуазии. Эти идеираспространились из Женевы в те страны, где в XVI в. начали развиваться капиталистическиеотноше­ния.
Кальвинизмспособствовал выработке нового типа психологии, глубоко отличного от психологиичеловека Средневековья. Если куп­цы и банкиры предшествующего периода, стяжаябогатства, действо­вали в интересах личного обогащения, мучились своейгреховностью перед Богом, то кальвинисты в процессе обогащения лишь утвержда­лисьв уверенности своей избранности. Земная практика
оказалась в гармонии с религиозными убеждениями. Появляются люди, уверен­ные вправильности своего поведения, трудолюбивые, бережливые, скромные по образужизни и чуждые расточительству.
Одним из требований сторонников Реформации в самом начале еебыл созыв Вселенского собора, которому предназначалось рефор­мироватьвероучение. Однако такой Собор был созван лишь тогда, когда раскол междукатоличеством и протестантизмом полностью обнаружился. Этот Собор,  созванный в 1545 году в городе Тренто (лат. Tridentum) и получивший название Тридентского,продолжался с пе­рерывами и переносом места заседаний до 1563 г. Он былсобранием только католиков, озабоченных борьбой с Реформацией, соборомКонтрреформации. Собор этот подтвердил все католические догма­ты, резковыступил против свободы вероисповедания, потребовал осуществления строгогоконтроля со стороны духовенства над ума­ми и душами верующих, провел некоторыереформы, направленные на улучшение образования священников, повышение ихморального уровня, на усиление дисциплины. Настаивая на безоговорочной вла­стипап внутри церкви, Собор, вместе с тем, не потребовал подчине­ния светскихвластей духовным.
В результате Реформации и Контрреформации было покончено сцерковным единством средневекового Запада. В обстановке крайне­го религиозноговозбуждения все общественные и политические про­тиворечия XVI в. неизменнополучали религиозную окраску и пото­му до крайности обострялись. Споры о смыслеверы выплеснулись за пределы собраний богословов на улицы и площади городов исел» разделяли народы и государства и даже семейные и дружеские со­юзы. Любойчеловек мог оказаться поставленным перед проблемой, какой религиипридерживаться для того, чтобы спасти свою собствен­ную душу. Вера пересталабыть традиционной, унаследованной от дедов и отцов, сплошь и рядом онастановилась делом личного выбо­ра.
Все это не могло не наложить своего неизгладимого отпечатка напсихологию людей. Идеи реформаторов стали силой, преобразившей Европу.Антифеодальная направленность этого общественного движения, принявшего формуборьбы против католической церкви в конечном итоге привела к победе буржуазныхотношений.Список использованной ли


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.