Контрольнаяработа
На тему:
Реформаторскаядеятельность Петра Великого
Содержание
Введение
Глава 1. Первые реформаторские шаги
Глава 2. Государственная казна и еёопределяющая роль в государственном строительстве
Глава 3. Сопутствующие реформы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальностьреформ Петра I Великого может представать в оченьразных ипостасях. Сравнивая тогдашние преобразования Петра с сегодняшнимипреобразованиями, политический деятель может предугадывать реакцию населенияили возможный результат реформ на «российской почве». А простой обыватель можеттаким нехитрым образом постигнуть само понятие реформы, оценить глубинусовременных экономико-политических изменений, продуманность или поспешностьгосударственной политики.
Болеетого, российское государство в очередной раз преодолело внутриполитическийкризис, который подорвал практически все, что обеспечивало вескость словароссийских дипломатов во внешней политике. Отправная точка похожа на ту, накоторой наше государство находилось после Октябрьской революции, после Смутноговремени, и, соответственно, после той смуты, которую развязали придворные послесмерти Федора Алексеевича и последующее неудачное царствование царевны Софьи. Ихотя накал страстей в конце 17 века был не столь велик, как, например, в первойчетверти 20-го века, кризис внутреннего экономико-политического развития былналицо. И порождал ещё более неприятный внешнеполитический кризис. Когда смотришьна петровские преобразования с точки зрения выживания российского государства,очень многое в делах Петра приобретает логические очертания. Это, конечно,объясняет далеко не все, но в данный момент нас интересуют не столькопротиворечия, сколько основное направление петровской реформаторской стратегии.
Отсюдамы можем обозначить цель данной работы: добиться понимания общей стратегииреформ Петра Первого. Чтобы достичь указанной цели также требуетсясформулировать задачи данной работы: выявить основные направления и определитьхарактер преобразовательской деятельности Петра Первого на начальном этапеправления; обозначить «ядро» реформ Петра Первого на завершающем этапе егоправления; определить перечень реформ, не относившихся предположительно косновному направлению, но оказавших серьезное влияние на российское общество.
Исходяиз обозначенных цели и задач, представляется разумным разделить работу на триглавы:
Глава1. Первые реформаторские шаги.
Глава2. Государственная казна и её определяющая роль в государственномстроительстве.
3. Сопутствующиереформы.
Несмотряна то, что историческая наука постоянно развивается, маловероятно, что современныеисторики готовы представить о времени Петра Великого какие-либо новыефундаментальные факты, способные перевернуть все представления об указанномвремени, нам представляется достаточным использовать фактический материалисториков конца 19 века, а также некоторые работы советских историков 60-80-хгодов 20 века, поскольку в эти периоды российская (советская) историческаянаука испытывала подъем.
Всвете же нашего времени, связанного с более широким взглядом на историю, необремененным идеологическими условностями советского времени, представляетсявозможным использовать при подготовке данной работы литературупублицистического характера. Взгляд на петровские реформы и сейчас не лишеннекоторых перекосов, которые происходят из стремления современной публицистики ксенсации, нелицеприятным подробностям событий. К счастью, от этого все ещёзастрахованы специализированные – экономические, научно-исторические журналы.
Глава 1.Первые реформаторские шаги
«Первойласточкой», обозначившей в Петре будущего великого полководца и правителя сталиусилия по преодолению итогов первого Азовского похода, который закончился неудачейдля российского войска. Наперекор всему Петр не только ни «сложил руки», нопринялся готовиться к новому походу на крепость Азов с удвоенной энергией. Следовалоисправить недостатки первой осады Азова: блокировать крепость с воды, увеличитьэффективность артиллерии и инженерной подготовки штурма, поднять боеспособностьпехоты. При строительстве флота выявилась одна из главных особенностейпетровских деяний в начальный период правления: необходимая рабочая сила длясоздания флота была согнана (принудительно доставлена) в Воронеж изокрестностей, а специалисты кораблестроения со всей России. Это быласравнительно новая повинность для податного населения, очень тяжкая, так какфлот строился, начиная с зимних месяцев.
Дляуспешного завершения Второго Азовского похода оказалось достаточно и той армии(в большей части — стрелецкой), и той конницы (дворянское ополчение, донскиеказаки и калмыки), и того флота (9 галер и 40 лодок), что были у Петра на тотмомент. Несмотря на то, что Второй Азовский поход удался и окончился взятиемАзова, это не было достаточным для Петра Первого достижением, так как Османскаяимперия все ещё надежно закрывала России выход к южным морям.
Чтобысломить Османскую империю требовались союзники, требовалась более сильнаяармия, все ещё требовался серьезный военно-морской флот, для строительствакоторого у России не было ни одного специалиста. Чтобы заполучить необходимыхспециалистов были предприняты такие меры как отправка молодых дворян на учебу вЕвропу, найм иностранных мастеров. Для овладения прогрессивным опытом Европы, атакже для поиска союзников в войне с османами было организовано Великоепосольство.
Главнымитогом Великого посольства стала коренная смена внешнеполитического курсаРоссии: при поддержке Саксонии, Речи Посполитой и Дании было решено«пробиваться» к Балтийскому морю посредством войны со Швецией и возвращения подроссийское подданство земель Прибалтики с бывшими русскими городами Выборг,Ивангород, Орешек. Швеция в конце 17 в. – страна более развитая, чем Россия, ссамой лучшей армией и одним из лучших флотов в Европе. Уповая на союзников и нарепутацию короля Швеции Карла XII –беспечного юноши, склонного к развлечениям, Петр начинает подготовку к войне соШвецией.
Причинойреформы сухопутной армии стала не только необходимость подготовки к грядущейвойне, но и бунт стрельцов, которые являлись основой армии старого типа. Сутьюреформы стало создание регулярной армии, основным занятием которой должна быть тольковойна. В то время как стрельцы в свободное от службы время занималисьпромыслами. Регулярная армия требовала людей, денег на обмундирование ивооружение. Первая проблема была решена путем заманивания «охотников» изнезакрепощенных людей через обещание хорошего жалованья (вдвое больше, чем устрельцов) – указ от 8 ноября 1699 г., а также введением рекрутских наборов –указ от 17 ноября 1699 г. Поскольку крестьяне на тот момент учитывались по дворам,то в армию привлекался один годный к службе человек податного сословия от 25дворов духовных феодалов, от 30 дворов феодалов, находящихся на гражданскойслужбе, от 50 дворов феодалов, служащих в армии. Поначалу рекрутировалисьподатные, не занимавшиеся производительным трудом: холопы, служки, конюхи. Изнабранных людей было сформировано 29 пехотных и 2 драгунских полка. Реформа почтине коснулась конницы, которая формировалась по принципу дворянского ополчения.Регулярную армию стали обучать приемам ведения боя. Офицерский состав, занеимением русских военных специалистов, укомплектовали иноземцами.
Втораяпроблема – финансы на содержание армии – решалась более непоследовательно, ногораздо более напористо. Во-первых, введение новых поборов – налог с дубовыхгробов и введение гербовой бумаги, а также ряд других прямых и косвенныхналогов (бороды, бани и т.д.). Во-вторых, попытка повысить эффективностьсобирания налогов, особенно, с посадского населения – городская реформа 1699 г.Согласно указам от 30 января 1699 г. создавались Бурмистерская палата в столицеи выбирались бурмистры на местах в провинциях. В ведение бурмистров перешлифункции сбора налогов с посадского населения и суд над посадскими людьми.Бурмистерская палата в Москве создавалась в обязательном порядке, а на местахвыбор бурмистров был добровольным, но обязывал выплачивать двойную подать.Естественно, что в провинциях указ не получил поддержки, тогда он был изменен:выбор бурмистров сделали обязательным, но с выплатой одинарной подати. Такимобразом, реформа эта обнажила ещё одну черту многих петровских преобразований вдальнейшем: когда население не принимало «полезные для общества» изменения,Петр проводил их силой и угрозами.
Строительствовоенно-морского флота продолжилось, так как созданный к тому моменту галерныйфлот был чересчур мал для борьбы с новым врагом. Финансирование создания флотабыло произведено очень оригинальным способом: создавались кумпанства –сословные объединения, которые от определенного числа дворов должны былиизготовить и оснастить корабль.
Средипервых преобразований Петра Первого встречаются незначительные изменения вгосударственном управлении, попытка кодификации законодательства, а также рядкультурных начинаний. Государственное управление в первые годы правления Петране столько совершало революционные скачки, сколько эволюционировало.Происходила эволюция приказной системы. Выразилась эта тенденция в следующихизменениях: некоторые приказы были устранены за ненадобностью (Стрелецкий иРейтарский), другие были соединены друг с другом (Великороссийский с Разрядом),появились новые приказы с появлением новых государственных задач (Адмиралтейский,Провиантский, Рудоконный). Управление приказами перешло к Ближней канцелярии(позднее, Консилиум), состоявшей из доверенных лиц царя, которая постепенно истала правительством. Роль Боярской думы в государственном управленииснижается. Сокращается её численный состав вдвое, из аристократическогозаконодательного органа дума превращается в учреждение по утверждению царскихименных указов. Можно также отметить, что немалую часть государственных делПетр вершил лично на местах или через своих доверенных лиц, назначаемыхруководителем того или иного целевого проекта.
Культурныепреобразования, в числе которых – отправка дворянских детей на обучение заграницу, основание школы математических и навигацких наук – заботы не столькособственно об образовании, сколько воспитание отечественных военныхспециалистов для нужд армии. Обрезание бород и кафтанов – насаждение новой моды– европейских платьев и нравов для оживления российского дворянского икупеческого общества, повышение его мобильности, что в свою очередь сулилогосударству множество активных и легких на подъем служителей. В областикультуры Петр Первый посчитал необходимым установить дату празднования новогогода 1 января и порядок летоисчисления от Рождества Христова, но оставил Юлианскийкалендарь.
Всеэти преобразования проводились до начала войны со Швецией. Большинство из нихсоставляли часть подготовки к началу войны. 19 августа 1700 года Швеции былаобъявлена война, и начался поход, ставивший своей целью взятие Нарвы. Сражениепод Нарвой с шведским войском обнаружило небоеспособность российской армии – нетолько дворянской конницы, но и регулярной пехоты. Таким образом, на первомэтапе преобразований самая центральная из реформ Петра – создание регулярнойармии – потерпела крах. Благодаря счастливой случайности – решению Карла XII не преследовать и не добиватьроссийскую армию, а сосредоточить шведскую военную мощь против Речи Посполитойи Саксонии, главой которых был Август II, Россия получила значительную передышку.
Петр I использовал эту передышку для восстановления военной мощи России.На этот раз опять потребовались люди и деньги. Для пополнения армии людьми былиприняты те же меры, что и перед началом войны. Поскольку дальнейший план войныпредусматривал наступательный характер со стороны России, первым делом вкороткий срок было сформировано 10 драгунских полков, то есть теперь военнаяреформа вплотную коснулась кавалерии. С восстановлением артиллерии и изысканиемсредств на содержание армии все обстояло несколько сложнее. Финансовый вопросПетр Первый решил путем денежной эмиссии и выпуска монет меньшего веса (порчи).Эти меры привели к падению курса российского рубля и снижению его покупательнойспособности, отчего пострадали в первую очередь те, основным источником доходакоторых было жалованье. Однако государство получило от этой акции немалыйдоход. Поэтому можно считать, что финансовая реформа своей цели достигла. В1704 г. был построен первый сереброплавильный завод, который дал странедополнительные финансовые ресурсы. Артиллерия была восстановлена посредствомнапряженной работы по форсированию развития промышленности: увеличение добычижелеза на уральских заводах и интенсивного литья пушек из этого железа иколокольной меди.
Посколькувоенные силы восстанавливались постепенно, на данном этапе указанныхпреобразований вполне хватило для определенных успехов вплоть до взятия в 1704г. той самой Нарвы, которая не покорилась российским войскам в 1700 г., иовладения выходом к Балтийскому морю. Успехи, как и поражения, потребовалидополнительных ресурсов, поскольку завоеванное необходимо было удержать. Комплектованиеармии солдатами, благодаря рекрутской системе, теперь осуществлялось вдостаточной мере. Указ от 20 февраля 1705 г. установил новую норму рекрутскогонабора – 1 человек с 20 дворов раз в 5 лет или 1 человек со 100 дворовежегодно, что окончательно утвердило рекрутскую систему комплектования армии. Комплектованиеармии офицерскими кадрами потребовало создания целой системы образования: 14января 1700 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук,а затем артиллерийская и инженерная школы. Социальная политика Петра вотношении дворянства также была направлена для пользы армии: Петр обязал дворянучиться грамоте и наукам и служить в армии или на государственной службе.
Закреплениевоенных достижений задумано было Петром Первым в качестве строительства новыхкрепостей в устье Невы – Кроншлота (позднее, Кронштадта) и Санкт-Петербурга в1703 г. Одновременно со строительством Санкт-Петербурга была заложена верфь,названная Адмиралтейской, для создания российского морского флота на Балтийскомморе. Проекты эти потребовали привлечения значительных ресурсов, в том числебольшого количества рабочей силы, которая традиционно была доставлена кстроительству в принудительном порядке. Для нового строительства иукомплектования гарнизонов, вновь приобретенных крепостей опять потребовалисьденьги. Для увеличения эффективности пополнения казны и для активизациитоварного оборота в 1704 году проведена новая денежная реформа, сделавшаябазовой денежной единицей копейку, которая была приравнена к 2 деньгам. Былтакже отменен неразменный рубль, который использовался как эталон при денежномобмене.
Изученныйфактический материал – суть, методы и цели преобразований – наталкивает нас намысль, что первой и главной заботой Петра Первого в эти годы были армия и флот,обеспечивавшие России выживание и успех в войнах. Учитывая, что российскаяармия к 1709 г. одержала ряд ключевых побед, мы можем констатировать успешностьпетровской политики этапа царствования с 1699 по 1709 гг. Преобразования в этигоды характеризуются только одной целью – все для победы, и не отличаются нипродуманностью, ни систематичностью. Успех этих мер предопределен энергиеймолодого царя, его личным участием и его волей.
Глава 2.Государственная казна и её определяющая роль в государственном строительствепри Петре Первом
Армия,получившая боевой опыт сражений со шведскими войсками в Прибалтике, показаласвою истинную силу в битвах при деревне Лесной в 1708 г. и при Полтаве в 1709г. В результате последней была уничтожена сухопутная армия шведского короляКарла XII, и Россия впервые за годы Севернойвойны смогла спокойно вздохнуть. После этих побед Петр Первый взял курс навсемерное закрепление достигнутого. Взор Петра с внешнеполитических проблем плавноперешел на внутриполитические. Благодаря полученной передышке, а затем иокончанию Северной войны в 1721 г., государственное строительство Петраприобретало более осмысленный, гармоничный и глубокий характер. Реформы этойчасти царствования Петра не были идеальными и не всегда преобразованиядостигали цели, но под неутомимым оком царя они эволюционировали и приобреталивсе более определенные формы.
Первое,на что пал взгляд царя, как и в прежние времена – пополнение казны, котораятрадиционно испытывала острый дефицит. На этот раз решение проблемы властьвидела в эффективности сбора податей. Именно на это и была рассчитана областнаяреформа, начавшаяся в 1708 году созданием 8 губерний с губернаторами во главе.Низовым делением губерний на первом этапе стали уезды. Укрепление вертикаливласти преследовало и другие цели: губернаторам придавались воинскиеподразделения, с помощью которых губернаторы обеспечивали спокойствие вгубернии – подавляли бунты недовольных поборами и рекрутской повинностью. Слабостьи неэффективность прежней администрации – городских воевод – показали восстанияна юге: «стрелецкое» в Астрахани и под руководством Кондратия Булавина на Дону.Дальнейшее развитие областной реформы выразилось сначала в увеличении числагуберний до 10, затем введением новой административной единицы – доли.Завершилась реформа упразднением «долей» и образованием провинций, которыеделились в свою очередь на дистрикты. В руках губернского правления к 1710 г.сосредоточилась административная и судебная власть. Надо упомянуть, что начинаяс 1699 года Петр Первый предпринял попытку отделить судебную власть отадминистративной путем создания вертикали независимых от администрации судов.Но поскольку избежать влияния администрации на суды не удалось, а также оттого,что население не оценило пользы новшества и по привычке обращалось за судебнымразбирательством к административным властям, судебная власть вернулась кгубернскому правлению. Однако и здесь судебная власть не осталась надолго. Собразованием провинций, которыми руководили воеводы, назначаемые Сенатом иподчинявшиеся коллегиям, судебная и административная власть перешла к ним. Губернаторамвоеводы подчинялись только в военном плане (в том числе, сбор рекрутов).
Преодолениедефицита казны на областной реформе не закончилось. Следующей мерой в изысканиифинансов для государства стали меры по учету податного населения – переписьнаселения 1710 г. Сама перепись населения – не есть реформа, но результаты еёпоказали, что подворная подать неэффективна. Ради сокращения налогового бремени,крестьяне шли на хитрость: обносили нескольких дворов одним плетнем (забором) содними воротами, что считалось одним двором. Количество дворов, естественно,сокращалось. А казне от этого был прямой убыток. Решено было заменить подворнуюподать подушной. Однако фактическое завершение реформа получила только в1718-1723 гг., когда была проведена дополнительная перепись, а затем ревизияпереписи. На 1722 г. в России проживало лиц податного состояния мужского пола 5 967 313человек. Размер основной подати был рассчитан арифметически: расходы насодержание армии и флота были разделены на количество душ. Помещичьи крестьянеобязаны были платить 74 копейки, так как ещё платили оброк помещику,государственные крестьяне платили 1 рубль 14 копеек, городское население 1рубль 20 копеек. Доход государственной казны после этих мер существенно возрос.
Финансовойреформе сопутствовали социальные преобразования в сфере податного населения иусиление администрации, так как одних финансовых мер для пополнения казныоказалось недостаточно. Перепись, а затем введение новой податной системы,обозначили и закрепили социальные группы внутри податного населения. Государственныекрестьяне – лично свободные, не крепостные по тогдашним меркам, но прикрепленныек земле. Государственные крестьяне могли быть переведены в крепостные путемпожалования царем кому-то из дворян. Крепостные крестьяне в свою очередьделились на помещичьих крестьян, которыми помещик мог распоряжаться по своемуусмотрению, и приписных (приписанных к промышленным предприятиям), которыхпродавать можно было только вместе с предприятием. Городское податное население– лично свободное, находящееся в ведении городских властей.
Дополнительнок подушной подати были приняты очень жесткие меры по борьбе с бегством крестьян,так как крестьяне повально бежали от новых тяжких повинностей. Параллельно споследней ревизией вводилась паспортная система. Теперь крестьянин,находившийся более чем за 30 верст от места жительства без паспорта или отпускногосвидетельства от помещика, считался беглым.
Напути получения государственной казной «объективного» дохода стояло не тольконежелание податного населения платить, но и нечистоплотность властей на местах,которые часто прибегали к казнокрадству и взяточничеству ради личной выгоды. Дляборьбы с этими недостатками государственной системы Петр Первый создает службунегласного контроля за работой административных органов – институт фискалов воглаве с обер-фискалом в 1711 г. Суть контроля состояла в выявлениизлоупотреблений властей на местах и тайное донесение об этих нарушениях царю.Со временем выяснилось, что один только тайный контроль влечет за собой большенедостатков, нежели пользы, так как бесконтрольные фискалы, получавшие позакону часть имущества уличенного в должностном преступлении, шли на серьезныезлоупотребления ради опять же собственной выгоды. В порядке совершенствованияконтроля работы администрации деятельность фискалов была ограничена, а затемслужба фискалов была дополнена гласной системой контроля – Генерал-прокурора ипрокурорами на местах с 1722 г. Обязанности гласного контроля касались уже нестолько выявления свершившихся злоупотреблений, сколько профилактики(предупреждения) нарушений законности в работе административного аппарата.
Третьямера для благополучия государства, в том числе и для сбора средств в казну,явилась реформа государственного управления. Зачатки этой реформы, как мы ужеупомянули, имелись уже в начале правления Петра в лице Ближней канцелярии.Однако устаревшая система государственных органов нуждалась в более глубокихпеременах. Поводом для создания главного органа государственного управления –правительствующего Сената – стал отъезд Петра Первого в Прутский поход, ижелание оставить вместо себя у «государственного руля» компетентных людей.Сенат был создан указом от 22 февраля 1711 г. Этим же указом был определен егопервоначальный состав – 8 человек из числа приближенных к царю. Несмотря на то,что Сенат был «правительствующим», в его основные обязанности входило не толькоадминистративное руководство страной, но и судебные и законосовещательныефункции. Функции и компетенция Сената менялись со временем и были закрепленыуказом от 27 апреля 1722 г. Реформа государственного управления продолжиласьзаменой аппарата исполнительной власти.
Указамиот 11 и 15 декабря 1717 г. были учреждены 9 коллегий, призванные заменитьустаревшие приказы, которыми на первых порах своего существования вынужден былпользоваться Сенат. К 1721 году коллегий стало 12: коллегия Чужестранных (иностранных)дел, Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Вотчинная коллегия, Камер-коллегия,Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия,Юстиц-коллегия, Духовная коллегия (позже Святейший Правительствующий синод). Реформагосударственного управления завершилась созданием относительно стройнойбюрократической системы, которая по задумке царя, должна была работать четко,как часы. Завершающий этап административной реформы, а именно созданиепровинций под руководством воевод, а также создание аппарата некоторых коллегийна местах, а затем введение 28 февраля 1720 г. Генерального регламента – единойсистемы делопроизводства в стране – явились звеньями одной преобразовательнойцепи, которая привела к созданию мощной бюрократической системы управления. Следуетотметить, что чуда, которого ждал Петр от этой системы, не произошло. Западнаяидея, упав в российскую «почву», привела к тому, что недостатки бюрократиистали довлеть над её достоинствами. Бюрократы, следуя Генеральному регламенту,больше внимания уделяли процессуальной и бумажной стороне вопросов, нежелирешению дел по существу. Кроме того, традиционные казнокрадство ивзяточничество нашли в этой бюрократической системе свои пути.
Говоряо глубине свершившегося переустройства аппарата государственного управления,отметим, что с 1699 по 1724 годы и органы центральной власти, и органы властина местах, за исключением разве что очень частных случаев (сохранилсяПреображенский приказ), были заменены полностью. Суть изменений была закрепленаунифицированной инструкцией работы для всей вертикали власти, и частнойинструкцией Правительствующему Сенату.
Еслиже проследить пользу указанных мер для государственной казны, более-менееудачной выглядит только реформа по введению подушной подати. Так как созданиеаппарата по сбору денег (административная и областная реформа) и аппарата поконтролю за сбором денег (институт фискалов) требовало того же денежногосодержания. А если учесть значительно выросшую численность этих аппаратов иуровень злоупотреблений, то совершенно неизвестно, больше приобретала илитеряла государственная казна благодаря им. Особенно показателен тот факт, чтопри передаче функций по сбору налогов с городского населения от магистратов(бурмистров) губернаторам, государство передавало эти функции от органа,который сам себя содержал, органу, который требовал содержания.
Впериод после 1709 года получили свое завершение создание военно-морского флотаи регулярной армии созданием юридической базы для их функционирования. В 1716году был утвержден Воинский устав. А в 1720 году Устав морской. Оба документабыли очень прогрессивными для своего времени. Несмотря на постепенный спадвоенной активности и последующее окончание Северной войны, армия и флот неперестали занимать центральное место в мыслях Петра. Однако вес решенийпостепенно перешел от собственно армейского строительства к сопутствующимсферам: содержанию армии и обеспечению юридической стороны её функционирования.
Глава 3.Сопутствующие реформы
Израссмотренного двух первых главах материала видно, что в первую очередь ПетраПервого занимала забота о военной мощи страны, во вторую очередь забота о государственнойказне, которая была залогом военной мощи, в третью очередь все, что хотя быотдаленно могло усилить ту же самую военную мощь.
Сталацерковь жертвой одной из указанных забот или Петр Первый просто воспользовалсяудобным моментом для превентивного удара по возможному политическомупротивнику, установить сложно. С одной стороны, патриарх умер в тот момент,когда Петр уже вершил свои дела по подготовке к Северной войне, проводил вжизнь культурные преобразования и вообще наметил курс развития страны. Возможно,на тот момент церковь обнаружила свою неприязнь к новому монарху. И, врезультате, поплатилась подчинением её царской власти. С другой стороны, Петр сновым взглядом на обязанности каждого слоя общества по отношению к отечествуподчинил бы церковь, даже если бы новый патриарх был выбран. О верностипоследнего свидетельствует не столько мера по назначению в 1700 г. цареваставленника Стефана Яворского «блюстителем патриаршего престола» вместо выборовпатриарха, сколько последовавшие за этим назначением указы 1701 г. пореформированию монашеского быта, обязанностей монастырей, управлению церковнымимуществом, передачу контроля монастырскими доходами восстановленномуМонастырскому приказу. Отчасти монастырские доходы помогли в эти годы восстановлениюармии. Отчасти Петр Первый не удовлетворился такой мерой подчинения церкви ипродолжил наступление в 1721 г., создав Духовный регламент, ликвидировавшийавтономию духовенства от власти. Венчало подчинение церкви создание Духовнойколлегии (позднее, Святейшего Синода) – коллегиального органа управлениядуховенством, все члены которого приносили присягу царю.
Привилегированноесословие во времена Петра тоже подверглось реформированию. Целью реформы сталосоздание единой прослойки общества, которая должна была стать опоройсуществующей власти. Кроме мер по объединению бояр и дворян в одно сословие подобщим термином «шляхетство» и придания этому сословию единых прав иобязанностей, Петр Первый открыл доступ в дворянство достойнейшим из низшихсословий через создание «Табели о рангах» от 1 февраля 1721 г., по которому прихорошей службе простолюдин мог получить как ненаследственное, так инаследственное дворянство. Итогом должно было стать вливание «новых кровей» взастоявшееся сословие, а также его укрепление в верности государю. Посколькуновые дворяне, обязанные своим положением времени Петра, а часто и лично Петру,активно поддерживали его правление. Обязанностей дворянства по обучению грамотеи государственной службе со временем стало недостаточно для комплектованиякадрами разросшихся армии и бюрократического аппарата. Петр Первый предпринялещё одну попытку принудить дворян служить отечеству – издал указ оединонаследии от 1714 г., когда помещик имел право передавать имение понаследству только одному из сыновей. Остальным же ничего не оставалось, какидти служить. Такая мера не вызвала популярности у привилегированного сословияи была отменена вскоре после смерти Петра.
Многоепри Петре Первом не столько реформировалось, меняло форму, сколько создавалось.К такого рода деяниям можно отнести военно-морской флот. Или, например,образование в России, которое к тому времени не существовало, так какединственное учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия – находиласьв упадке. Отчасти термин «создание» применим к промышленности, книгопечатанию, науке,архитектуре и многому другому, что расцвело при Петре.
Преобразованияв промышленности и торговле были двоякими. С одной стороны, Петр Первыйвсячески поощрял развитие товарно-денежных отношений внутри страны и с другимистранами, поощрял и даже сам развивал тяжелую и легкую промышленность. Сдругой, то ли от недопонимания сути буржуазного мира, то ли от понимания, нонежелания подрывать основу своей власти – помещичье землевладение, строилпромышленное производство на основе принудительного труда. В то время какразвитие промышленности требует прямо противоположной основы – свободнойрабочей силы. Основными мерами по активизации предпринимательской деятельностистали льготы промышленникам: избавление от податей, от воинской повинности,постойной повинности, разрешение беспошлинно ввозить необходимые дляпроизводства инструменты и материалы. Суд над промышленниками осуществлялаМануфактур-коллегия. Первоначально квалифицированные кадры – мастера – привлекалисьиз-за границы, затем необходимые отечественные специалисты стали готовиться вгорных и инженерных школах. Рабочей силой Петр Первый обеспечил мануфактуры темже путем, которым пользовался при всех своих крупных начинаниях. Крестьяне былиотданы (приписаны) к промышленным предприятиям. Позднее промышленникамразрешено было покупать крестьян для предприятий – это юридическое действиебыло названо «посессией, а крестьяне «посессионными».
Дляразвития тяжелой промышленности, особенно горнодобывающего дела, в 1719 г. былаиздана «Берг-привилегия», которая при уплате соответствующей подати разрешала каждомузаниматься поиском и разработкой месторождений полезных ископаемых. Эта мерапривела к серьезным результатам: были открыты месторождения горного хрусталя, сердолика,селитры, торфа, каменного угля. За утайку руды полагалось жестокое наказание.
Дляразвития торговли было сделано ещё больше. Государство со временем отказалосьот своих монополий на торговлю некоторыми товарами, передав эти монополии наоткуп купцам. Проводилась политика «протекционизма» — увеличение пошлин на ввозтоваров из-за границы и уменьшение пошлин на вывоз. Политика эта способствовалапревышению вывоза товаров над ввозом и вследствие этого притоку денежныхсредств. В царствование Петра поменялись торговые пути: основной торговойгаванью был определен Санкт-Петербург, через который царской волейосуществлялась вся внешняя торговля. Для удобства пути через страну к новойвнешнеторговой гавани были построены судоходные каналы: Вышневолоцкий,соединявший Волгу и Неву, и обводной Ладожский канал.
Итогомпетровских реформ в области промышленности не стало бурное экономическоеразвитие страны, которое, возможно, ожидал Петр Первый. Причинами были невернаяоснова промышленной реформы и излишний прессинг со стороны власти, посколькуотдачи государство требовало от торгового сословия большей, чем давало реальныхвозможностей. Следует даже отметить, что именно организация промышленности накрепостнических началах затормозила развитие капиталистического производства приблизительнона два столетия.
Где-томежду развитием промышленности, торговли и податной системы в перечнеэкономико-социальных преобразований находит место рационализаторство ПетраПервого. К таким мерам следует отнести введение в крестьянский обиход болеесовершенного орудия уборки хлеба – косы вместо серпа, попытка внедренияразведения мериносных овец для получения лучшей шерсти, новых пород скота –голландских коров, организация конезаводов и некоторые другие. Какие-то из нихполучили широкое распространение (литовская коса), другие сошли «на нет».
Культурныереформы Петра Первого не окончились на обрезании бород и кафтанов. Петрпоспешил вмешаться практически во все сферы культуры. Создание системыобразования проходило в нескольких направлениях: впереди других шло созданиешкол, призванных обеспечить армию специалистами. Школа математических инавигационных наук стала первым учебным заведением этого типа, Морская академия– завершающим. Параллельно Петр пытался внедрить образование «в массы» и развиватьнауку, венчающую образование. Образование в массы проводилось созданиемдемократичных гимназий, в которых мог учиться каждый. Будущее науки Петр виделв создании академии наук, которая была открыта уже после смерти Петра.
Дабысделать грамоту и арифметику доступной и полезной, Петр Первый предпринялреформу письменности, введя в оборот арабские цифры – более простые вначертании и оттого более понятные, а затем упростил алфавит. Не последнюю рольв распространении грамотности сыграло развитие Петром книгопечатания ипереводного дела.
Реформыв области культуры не ограничились только образованием и наукой. При ПетреПервом был введен в обиход новый метод общения дворян – ассамблеи, на которыхдворяне могли танцевать, обмениваться мнениями, пристойно развлекаться. Наассамблеи, в отличие от прежних пиров, были допущены женщины, которые современем будут играть не последнюю роль в придворной и государственной жизни,как и при любой другой монархии. При Петре создается первая в России газета. Архитектураи искусство развивались преимущественно на фоне строительства Санкт-Петербурга.Впервые город строился не стихийно, а согласно плану застройки.
Завершаярассмотрение петровских преобразований, отметим, что Петр Первый благодаря лисвоей природной внутренней энергии или по стечению обстоятельств с разнойстепенью успеха вмешался во все стороны государственной и общественнойдеятельности. Должно ли было это привести к какому-то определенному общемуитогу или все эти меры преследовали сиюминутные и локальные цели, неизвестно. Мыпопытаемся оценить это в заключении.
Заключение
Дажебеглый взгляд на первоначальные реформы Петра Первого убеждает нас в том, чтона первом этапе в них была только одна система – мобилизация сил страны длявойны, выживание Российского государства и его монархии. Однако с приходомоблегчения в Северной войне реформы приобретают большую глубину иосмысленность.
Чегохотел Петр Первый, проводя свои основные преобразования, начиная с серединысвоего царствования? Из фактического материала не следует, что царь хотелсделать, или, точнее, сделал из страны прогрессивную раннекапиталистическуюдержаву. Более того, в ходе социально-экономических преобразований и реформыгосударственного аппарата были оформлены, развиты и закреплены достижения эпохиАлексея Михайловича, который делал первые шаги на пути складывания абсолютноймонархии. При Петре Первом, благодаря его реформам абсолютная монархия в Россиистала свершившимся фактом. И хотя свой «золотой век» в этом строе Россияпереживет во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II, эти правительницы будут лишь пользоваться плодами чужихтрудов.
Чтоже касается экономического прогресса при Петре Первом, достижения по созданиюпромышленности, мануфактур, основанных на принудительном труде – эти достиженияследует считать сомнительными. Поскольку именно последствия этих шагов Россиипришлось преодолевать полтора века спустя, вновь сокращая отставание отразвитых капиталистических стран.
Такимобразом, направление реформаторской стратегии Петра Первого на протяжении егоправления менялось с простого выживания страны в войне к осмысленномустановлению абсолютной монархии и её укреплению.
петр реформагосударство казна
Списокиспользованной литературы
1. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.:Мысль, 1990. – 591 с.
2. Соловьев С. М. Публичные чтения оПетре Великом. — М.: Наука, 1984. – 232 с.
3. Муравьева Л.А. Денежная реформаПетра I/ Деньги и кредит. – 2007. — №1. – с. 63-71.
4. Болотина Н. Полтавская виктория 27июня 1709 г./ Наука и жизнь. – 2009. — №6 – с. 98-101.
5. Остапенко В.В. От Азова кКронштадту./ Военно-исторический журнал. – 2006. — №12. – с. 24-28
6. История России (Россия в мировойцивилизации): Курс лекций./ Сост и отв. редактор А.А. Радугин. – М.: Центр,2001. – 352 с.