Реферат по предмету "Исторические личности"


Цивилизация скифо-сарматская и аланскаяdoc

/>еждународнаяАкадемияПредпринимательства
РефератПокурсу
Историянародов СеверногоКавказа.
Тема:
Цивилизацияскифо-сарматскаяи аланская.

Подготовил:

Преподаватель:

2002 г.

Скифывпервыеупомянуты висточникахкак участникиантиассирийскойкоалиции 70-хгг. VII в. Однакоданному событиюпредшествовалии появлениескифов в ПереднейАзии, и изгнаниеими киммерийцевиз СеверногоПричерноморья.Согласно историческойтрадиции, скифыбыли вытесненыиз Южной Сибирисвоими восточнымисоседями — массагетамии заняли обширныепространствастепей междуДунаем и Доном.Территорияпроживанияскифов именоваласьантичнымиавторами Скифией.Согласно однойиз распространенныхгипотез, предкамискифов былиплемена срубнойкультуры.
Расселившисьна огромнойтерритории, скифы создалисамобытнуюкультуру, котораяоказала значительноевлияние насоседние племена, прежде всегона населениестепной и лесостепнойзон к северуот Черного моря(главным образомпо течениюСреднего Днепра, Верхнего Донаи Прикубанья).В  ареалескифской культуры, датируемойVII-III вв. до н.э., выделяетсямного локальныхвариантов, связываемыхкак со скифскими, так и с нескифскиминародами. Античныеавторы использовалиэтноним «скифы»применительноко всей этнокультурнойобщности, которуюсоставлялиотличные другот друга поязыковойпринадлежностии хозяйственномуукладу племена.Однако непосредственнопод этнонимом«скифы» следуетпонимать преждевсего скифов-кочевников.
Вследза киммерийцамискифы совершилисерию походовиз СеверногоПричерноморьяв Закавказьеи на БлижнийВосток. Основнойдорогой их сталПрикаспийскийпуть черезДербентскийпроход, иногдаиспользовалисьи другие перевальныетропы. Естественно, что не все населениестепной зоныСеверногоПричерноморьяи Предкавказьяушло со скифскимиордами в ПереднююАзию. Часть егоосталась и неисключено, чтоушедшие поддерживалиопределенныйконтакт составшимися.
В ходепребыванияв Передней иМалой Азиискифы сражалисьс Ассирией, Мидией, Нововавилонскимцарством.Неоднократноменяя союзников, скифы в течениенесколькихдесятилетийнаводили ужасна местноенаселение, — пословам Геродота,«все опустошалисвоим буйствоми излишествами.Они взималис каждого народаналоженнуюими дань, нокроме данисовершалинабеги и грабили, что было у каждогонарода». Военно-политическаяактивностьскифов в Азиидлилась вплотьдо начала VI в.до н.э., когда, побежденныеМидией, онивернулись насвои земли.
С момента возвращенияскифов из ПереднейАзии началсясобственноскифский периодв истории южнорусскихстепей, о которомсохранилисьболее или менеедостоверныесведения вантичных источниках.Вернувшисьиз походов, скифы составилигосподствующуюгруппу кочевников, так называемых«царских скифов», считавшихостальныхскифов своимирабами. Именноони образовалиядро формирующегосягосударства, центр которогонаходился внизовьях Днепра.
В концеIV в. до н.э. Скифскоегосударствопотерпело рядпоражений ввойнах на Балканскомполуострове.Могуществоскифов былоподорвано.Активное вытеснениескифов из СеверногоПричерноморьяначалось в IIIв. до н.э., когдана историческойарене сформировалсяновый мощныйплеменной союзсарматов.
На территорииСкифиижили различныеплемена. Южныеплемена занималистепи от НижнегоДуная до Донаи относилиськ североиранскойгруппе. Частьих и именоваласьГеродотом«царскимискифами». Назападе скифыбыли соседямифракийскихплемен, а навостоке граничилис савроматами.Граница междускифами и савроматамипроходила пор. Танаис. Междур. Ингул и Днепр, наряду с кочевниками, обитали«скифы-земледельцы».В Крыму обитали«скифы-кочевники».
На СеверномКавказе и вПрикубаньенаряду с кочевымискифами жилимеотыи синды. Севернуюлесостепнуючасть Скифиизаселяли нескифскиеплемена.
Ареалскифской культуры(VII-III вв. до н.э.) достаточноширок и представленаона многимилокальнымивариантами.За время многолетнегопребыванияв Передней Азиискифы испыталина себе влияниемногих восточных(урартская, ассиро-вавилонская)и греко-ионийскойкультур. Возвратилисьони в причерноморскиестепи с культурой, существенноотличавшейсяот той, котораяосталась унаселения, неучаствовавшегов походах наАзию.
От скифскоговремени сохранилосьогромное количествопамятниковархеологии.Самые значительныеиз них связаныс заупокойнымкультом. Нашироком пространствеюжнорусскихстепей исследованысотни кургановрядовых кочевников, представителейаристократиии племенныхвождей («царей»).Огромный интереспредставляютКелермесскиекурганы(левобережьеКубани), датируемыевременем возвращенияскифов из походов.В могилах вождейобнаруженбогатейшийпогребальныйинвентарь, часть которогосоставиливоенные трофеииз ПереднейАзии. Не менееизвестна игруппакурганов устаницы Елизаветинской(дельта Дона).Эти памятникидатируютсяболее позднимвременем — V-IV вв.до н.э. В одномиз курганову ст. Елизаветинскойобнаруженакаменная гробницас захоронениемвождя. Вооружениескифоввключало луки короткиймеч-акинак, копье и дротики., что позволялосражаться ив конном, и впешем бою. Оноизготавливалосьиз железа, заисключениемнаконечниковстрел, которыечасто терялисьв бою и на охоте(они отливалисьиз бронзы).
Поселенияскифскоговремени представленычаще всеговременнымистоянками изимниками.Последние, приблагоприятномстеченииобстоятельств, могли статьосновой дляформированиякрупных поселенийдревности(Елизаветовскоегородище).Именно онипозднее сталиочагами ремеслаи торговли, центрамигреко-варварскихэтно-социальныхконтактов.
Савроматы — одно из немногихэтническихназваний номадов, которых античныеавторы размещалина территориистепного Подонья.Впервые оноупомянуто втой части трудаГеродота, гдеон рассказываето походе персидскогоцаря Дария I. Встолкновенииперсов и скифовсавроматывыступили каксамые верныесоюзники последних.В составе скифскихотрядов савроматывели патрулированиесеверногопобережьяМеотиды — Азовскогоморя. Описываяместоположениесоседних соскифами племен, втянутых вскифо-персидскийконфликт, Геродотне только четкоопределяетграницы владенийсавроматов, но и обстоятельнопередает легендуо происхождениисавроматов.
Памятникисавроматскойархеологическойкультуры вомногом напоминаютскифские. Основухозяйства обоихнародов составлялокочевое скотоводство.Разводилисьглавным образомлошади и овцы- скот, наиболееприспособленныйк длительнымперекочевкам.Крупного рогатогоскота быломеньше. Жилищамислужили большиевойлочныекибитки начетырех- илишестиколесныхповозках. Ониже использовалисьдля сооружениякруговых укрепленийв случае нападенийврагов. Вбытуприменялисьбронзовыеполусферическиекотлы, глинянаяпосуда и другиевещи местногопроизводства, а также предметыгреческогоимпорта, которымипользоваласьв основномзнать племен.
Кочевники- как скифы, таки савроматы- всегда отличалисьбольшой воинственностью.Основным оружиему них был небольшойлук со стрелами, короткиемечи-акинаки, пригодные дляпешего боя, копья, дротики.Длинные всадническиемечи и тяжелыекопья, а такжеметаллическийдоспех началиприменятьсясавроматамигораздо раньше, чем скифами.
Особенностьюобщественногостроя савроматовбыла высокаяроль женщин.Многие из античныхавторов называютсавроматов«женоуправляемыми».Один из авторов, Псевдо-Гиппократ, писал, что «ихженщины ездятверхом, стреляютиз луков и мечутдротиками, сидяна конях, и сражаютсяс врагами, покаони в девушках, а замуж они невыходят, покане убьют трехнеприятелей.»Действительно, в погребенияхженщин-савроматокархеологи частонаходят предметывооруженийи конское снаряжение.Подобное погребениебыло обнаруженопри раскопкахСладковскихкурганов (НижнийДон). В коллективномзахороненииIV в. до н.э. останкиженщины находилисьна почетномместе. Помимоимпортнойпосуды и украшенийее сопровождалиразнообразныепредметы вооружения- копье, меч, колчансо стреламис бронзовымии железныминаконечниками.Рядом с «амазонкой»находилосьзахоронениеконя с упряжью.
Периоддружескихотношений междускифами и савроматамипродолжалсядостаточнодолго, до IV в. дон.э., пока Скифскаядержава былав силе. В течениеопределенноговремени имеломесто мирноепроникновениесавроматовв Скифию, как, впрочем, и скифов в средусавроматов.Это могли бытьи браки, и совместноеучастие в военныхпоходах и т.д.После развалав конце IV в. дон.э. Скифскойдержавы постепенноустановилосьполитическоегосподствосавроматов.Видимо, оносопровождалоськарательнымиэкспедициямина скифскиеземли, чем иследует объяснитьусилениеоборонительныхсооруженийна скифскихгородищахПоднепровья.Настоящий фактне означал покареальногоповсеместногоприсутствиясавроматовна покореннойтерритории.Соотношениесил в степяхрегиона существенноизменилосьс образованиемв III в. до н.э.военно-политическогосоюза сарматскихплемени его продвиженияв Приазовье-Причерноморье.
Геродотприводит интереснуюлегендуо происхождениисавроматов.По его словам, легендарныеамазонки, потерпевпоражение вбитвах с грекамиу р. Термодонта(река в Каппадокии- местности, где в свое времяобосновалиськиммерийцы), не по своейволе приплылина корабляхк побережьюМеотиды (Азовскогоморя), на которомжили скифы.Некоторое времяспустя онивступили всвязь со скифскимиюношами. Этопроизошло насеверном побережьеМеотиды, у местечкаКремны, недалекоот р. Танаис.После заключениябраков, не желаяоставатьсяв скифскихпределах, молодыесемьи прародителейсавроматовудалились изСкифии.Далее Геродотсообщает:«Переправившисьчерез Танаис, они шли к востокутри дня спустяот Танаиса итри же от озераМеотиды к северу.Пришедши вместность, которую занимаюти теперь, онипоселилисьтам. Отсюдасавроматскиеженщины исстариведут свойобраз жизни: они ездят верхомна охоту с мужьямии без них, выходятна войну и носятодинаковуюс мужчинамиодежду».
Не исключено, что в легендео происхождениисавроматовнашли отражениереальные события, связанные сформированиемнового союзародственныхплемен кочевников, живших на территорииПодонья-Приазовьяи части кочевников, вернувшихсяиз переднеазиатскихпоходов.
В IV-III вв.до н.э. срединомадов начинаетдоминироватьновое мощноеобъединениекочевников, известных подименем сарматов, которые надолгостановятсяведущей политическойсилой в евразийскихстепях и особеннов СеверномПричерноморье.Этноним "сарматы"первоначальнообозначалгруппу кочевников, живущих к западуот Танаиса (р.Дон) на правобережье, но постепенностал общим дляобширногокочевническогомира евразийскихстепей, заменивпрежнее имя- скифы.Плиний, описываянароды СеверногоПричерноморья, отмечает, что«имя скифовповсюду переходитв имя сарматов».
Сарматына всем протяжениисвоей историине представлялисобой единогосоюза родственныхплемен. Это былскорее конгломератномадов сосложнымивзаимоотношениямивнутри него, включающийв себя и несарматскиепо происхождениюнароды. Географическоепонятие Сарматия- т.е. областьрасселениясарматскихплемен — вполнеопределенноформируетсяу античныхавторов начинаяс IV в. до н. э., заменяяранний терминСкифия.
Успехрасселениямногочисленныхсарматскихплемен — языгов, роксолан, сираков, аорсов, алани др. — был связанне только сколичественнымсоставом ихорд, но и превосходствомв военном деле.Сарматы, будучивеликолепнымивсадниками, были вооруженыне только лукамии стрелами, нои длиннымимечами и тяжелымикопьями. Сарматыиспользовалии металлическийдоспех (пластинчатыйи кольчужный).Этот комплектвооруженияпозволял имвести успешныесражения слегковооруженнымиместными племенамии штурмоватьукрепленныепоселения.Римский авторписал о сарматах:«Племя воинственное, свободное, непокорноеи до того жестокоеи свирепое, чтодаже женщиныучаствуют ввойнах наравнес мужчинами».
Одиниз известнейшихпамятниковсарматскоговремени на Дону- курганХохлачпод Новочеркасском, где обнаруженыуникальныеювелирныеизделия сарматскихмастеров II в.до н.э. — I в. н.э. ипредметы античнойкультуры, хранящиесяныне в Эрмитаже.
Судьбасарматов быларазлична. Активноеих взаимодействиес греческимигородами СеверногоПричерноморьяи Боспорскимцарствомпривело ксарматизацииместного населения.В Танаисеи Елизаветовскомгородищесарматы такжесоставлялибольшинствонаселения. ВIII-I вв. до н.э. сарматыплемени сираков, проникшие наСеверный Кавказв среду меотов, практическиполностьюассимилировалиместное население, у которогораспространилисьмногие чертысарматскойкультуры, в томчисле курганныепогребенияс прямоугольнымимогильниками.
Сиракив II-I вв. до н.э. занималигосподствующиепозиции средидругих племен.Они враждовалис аорсами, чтобыло вызваноразличнымпроисхождениемсоюзов этихплемен: еслиаорсы создалиобъединение, включившеев себя племена, по происхождениюсвязанные срайонами Поволжья, Приуралья истепей Казахстанаи Средней Азии, то сиракскийсоюз имел местныекорни, восходящиек савроматам.Около II в. н.э. всарматскомсоюзе сталидоминироватьаланы, причемэтот этнонимбыл распространенна остальныесарматскиеплемена.
ОсновнымнаселениемПрикубаньяи Северо-ЗападногоКавказа являлисьмеоты.Собирательноеназвание «меоты»было употребленовпервые Геродотоми его современникомГелланикомМилетским, который сообщает, что «когдапроплывешьБоспор, будутсинды, выше жеих — меоты-скифы».Античные историкиназывали страноймеотов — Меотидой- территориюот Азовскогодо Черногоморей, а Азовскоеморе именовалиМеотским озером.Таманскийполуостровзанимало одноиз меотскихплемен — синды.
Очевидно, чтомеоты Прикубаньябыли не родственныскифам и сарматами относилисьне к иранскойязыковой группе, а к кавказскомупраэтносу, предками ихбыли кавказскиеплемена эпохибронзы. Названияплемен — синды, тореты, псессы, фатеи, досхи, керкеты, зихи- сохранилимногочисленныепосвятительныенадписи Боспорскогоцарства IV-III вв.до н.э. Локализациябольшинстваплемен меотовна сегодняшнийдень вряд ливозможна.
У меотскихплемен в раннемжелезном векесуществовалодва уклада: земледельческийу оседлых племени кочевоескотоводствоу кочевников.Оседлые племеназанимали восточноепобережьеАзовского моряи правобережьеКубани с притоками, кочевники — степную правобережнуючасть Прикубанья.
Древнейшиепамятникикультуры меотоввосходят кVIII-VII вв. до н.э., арасцвет приходитсяна период с Vв., когда создаютсямногочисленныемеотские городища, окруженныефортификационнымиукреплениями- рвами и землянымивалами. За пределамипоселенийнаходилисьгрунтовыемогильники.В отличие откочевников, погребенияблиз городищбедны заупокойныминвентарем.
Меоты зналиразвитое ремесленноепроизводствои металлургию, их керамикапользоваласьспросом у соседнихоседлых и кочевыхплемен. Меоты, находившиесяна торговыхпутях из античногомира к скифо-сарматскимномадам, выступалии в качестветорговых посредников.Развитиепроизводства, торговли, военныеконфликтыусиливалиразложениепервобытнообщинногостроя и приводилик выделениюродоплеменнойзнати, создававшейсобственныедружины.
В Причерноморьемеоты находилисьпод сильнымвлиянием Боспорскогоцарства, а в Прикубанье- под влияниемсарматов.Аланы.
Аланы — союз кочевых ираноязычныхплемен, оказавшийсяв поле зренияантичных авторовв середине I в.н. э. Термин «алан»происходитот древнеиранскогослова «ариана», популярногов этнонимикескифо-сарматскогонаселения.
Анализ историческихколлизий I в.н. э. и археологическихданных позволилобъяснитьпоявление аланв ВосточнойЕвропе какследствие ихусиления внутрисеверокаспийскогообъединениясарматскихплемен, возглавляемыхаорсами. Новаяэтнополитическаясила громкозаявила о себе.Упоминаниямио «неукротимых»,«храбрых», «вечновоинственных»аланах пестрятисточники тойпоры. Античнаятрадиция упоминаетих и в низовьяхДуная, и в СеверномПричерноморье, и в степяхПредкавказья.
Аланы совершалипоходы черезКавказ, пользуяськак («Аланскиеворота»), таки Дербентскимпроходами, разоряя Армению, Атропатенуи доходя доКаппадокии, как это былов 134 г. Установивконтакт с некоторымисеверокавказскимигорскими племенами, они стали подлиннымбичом Закавказья.Отголоски этихсобытий сохранились, кроме античных, в армянскихи грузинскиххрониках. ПравительКаппадокииФлавий Арриансчел важнымсоздать труд«Аланскаяистория».
Аланы принималиактивное участиев делах. В Фанагориисуществовалагруппа аланскихпереводчиков.Воинский авторитеталан был такзначителен, что в Римскойимперии создалиспециальноевоенное пособие- руководстводля борьбы сними, а римскаякавалериязаимствоваларяд тактическихприемов аланскойконницы.
Во II в. н.э. упоминается«Алания» кактерритория, заселеннаяаланами. Тогдаже р. Терек получиланазвание «Алонта».Не позднеесередины III в.в китайскихлетописяхпрежние владенияаорсов, локализуемыев арало-каспийскихстепях, переименовалисьв «Аланья».Одновременносо страницисточниковисчезли названияиных сарматскихплемен. Всё этовехи процесса, суть которогозаключаласьв том, что аланы, по словам автораIV в. АммианаМарцеллина,«мало-помалупостояннымипобедами изнурилисоседние народыи распространилина них своеимя». Преждеразобщенныеплемена, «стечением времениони объединилисьпод одним именеми все зовутсяаланами вследствиеединообразияобычаев, дикогообраза жизнии одинаковостивооружения».Собственноже аланы «высокогороста и красивогооблика, волосыу них русоватые, взгляд еслии не свиреп, товсе-таки грозен».
На СеверномКавказе аланыстали переходитьк оседлости.Тут возниклипервые аланскиепоселения, иименно здесьмы находимкатакомбы(подземныекамеры с узкимвходом) кактипично аланскоепогребальноесооружение.В общественномстрое аланскогосоюза сохранилисьчерты военнойдемократии.Еще не исчезлирядовые свободные.Вожди же избиралисьпо признакудлительныхвоенных заслуг.Однако археологическиеисточникисвидетельствуютоб уже шедшемсоциальномрасслоениивнутри алан.Возникли постоянныедружины, в которыхтаился зародышбудущего «упадкастариннойнародной свободы, и такую именнороль они сыграливо время переселениянародов». 
В эпоху территориярасселенияалан на СеверномКавказе подвергласьнападению. Втретьей четвертиIV в. гунны разгромилиалан Волго-Донскогомеждуречьяи степногоПредкавказья, обессилив их, по словам Иордана,«частыми стычками».Последнимэтапом этойборьбы явилосьподчинение и включениеих состав гуннскихорд.
Однако не всеаланы сталиполитическимпридаткомгуннов. Немалоих отступилов горы ЦентральногоКавказа. А встепях ВосточнойЕвропы частьалан вместес предпочлаискать спасенияв уходе на запад.В дальнейшемэти аланы, обосновавшиесявместе с вандаламив Паннонии, прошли по всейЗападной Европеи оказалисьна территорииСеверо-ЗападнойАфрики, гдеобразоваликоролевствовандалов иалан, просуществовавшеедо 534 г. Часть аланосталась натерриторииГаллии и принялаучастие в борьбеготов с империей.Однако в концеV в. галльскиеаланы растворилисьсреди другихплемен и народов.Подвластныегуннам аланыпосле распадапереселилисьв Нижнюю Мезию, где вскоре былипоглощеныместным романизированнымнаселением.
Иначе сложиласьсудьба алан, оставшихсяна СеверномКавказе. Основнойтерриториейих расселенияявлялся ЦентральныйКавказ от правыхпритоков Кубани(Зеленчук, Фарс)на западе дор. Аксай на востоке, от ГлавногоКавказскогохребта на югедо верховийКумы, теченияМалки и правобережьяСреднего Терекана севере. Соседямиаланскогообъединениябыли: в Прикубанье- адыги, в зонецентральнокавказскихперевалов — горные грузинскиеплемена, далеек востоку — предкичеченцев иингушей и племенагорного Дагестана.
Прижатые гуннамик горам Кавказа, аланы вступилив контакты смногочисленнымаборигеннымнаселением, включив егов свой состав.В условияхэтого межэтническоговзаимодействияпроисходилоразвитие Алания.
Аланское государствона СеверномКавказе сталооформлятьсяв серединепервого тысячелетиян.э. Большинствосовременныхисследователейсчитает, чтона территорииАлании к концуV — началу VI в. сложилисьдве этнокультурныегруппы: западная- протодигорцы(Асдигор) и восточная- протоиронцы(Ирхан). Перваялокализоваласьв верховьяхКубани, Пятигорьеи современнойБалкарии, вторая- в СевернойОсетии, Ингушетиии Чечне.
Восточныеаланы в своейвнешней политикеболее ориентировалисьна Иран. В 550-551 гг.они вместе ссавирами всоставе персидскихвойск вторглисьв Колхиду, а в562 г. совершилипоход на ВосточнуюГрузию, заставивее подчинитьсяИрану. Находкисасанидскихмонет на территорииВосточнойАлании говорятоб ее тесныхсвязях с Персией.
Западныеаланы традиционнопридерживалисьдружественныхотношений с.В середине VIв. происходитконсолидациязападных алан.С 558 по 572 гг. византийскиеисторики упоминают«вождя», «царя»западных аланСарозия (Сародия, Сароя) — другаи союзникаромеев. В VI в. натерриториюАлании из Византииначинает проникать.
К концу 70-х гг.VI в. аланы (вероятно, обитателиравнин и предгорий)попадают взависимостьот. Основаниемдля этого, возможнопослужили ихсоюзническиеотношения с (в 558 г. «царь» аланСарозий помогаварскому послудобраться доКонстантинополя).Однако из-завнутреннихнеурядиц вкаганате властьтюрок на ЦентральномКавказе вскореослабла.
Возникший всередине VII в.на обломкахтюркской державы сразу же сталпредъявлятьпретензии нагегемонию вСеверо-Кавказскомрегионе. Сведенияоб аланах почтиисчезают состраниц арабскихи византийскиххроник. Однакона основаниивесьма скудныхисточниковможно судить, что Алания досередины VII в.сохраняланезависимость, но оказаласьвтянутой в загосподствона Кавказе.
По мнениюряда исследователей, часть алан, невынеся тяготвойны, сняласьс насиженныхмест и переселиласьна среднеетечение СеверскогоДонца. Однакосуществуети другая точказрения, основаннаяна анализеархеологическогоматериала изДмитровского, Салтовскогои Маяцкогомогильников, появившихсяв верховьяхДона и СеверскогоДонца не ранеевторой половиныVIII в. Аланы-овсыбыли переселенысюда каганатомцеленаправленнодля созданияпограничногозаслона насеверо-западепротив славян, носителейромано-боршевскойкультуры.


В результатеарабо-хазарскихвойн Алания, по мнению многихисследователей, хотя и осталасьнезависимой, но попала подполитическоевлияние каганата, чтобы избежатьвласти болеежестоких завоевателей- арабов. Исходяиз сведенийдагестанскойхроники «Дербенд-наме», восточная частьАлании входилав состав каганатакак особаяадминистративно-территориальнаяединица, в которойнаходиласьставка наместника(возможно брата)кагана и постоянноразмещалосьхазарскоевойско. Правда, Ирхан располагали собственнымавтономнымправителем, проживавшимв столице данногорегиона и взимавшимдань с местнойиудейскойобщины, чтоуказывает насохранениесюзеренныхправ в отношенииземель и населениястраны дажепри наличииздесь хазарскогонаместникаи войска. Восточнуючасть Алании(Ирхан) обычноотождествляютсо странойасов/овсов/оссов- Асией.
Лишь отдельныеисследователисчитают, чтопод этим названиемскрываетсяЗападная Алания, полностьюсохранившаясвою независимость.КонстантинVII Багрянородный(945-957) в трактате«О церемониях»наряду с правителемАлании упоминаетархонта Асии, т. е. лицо, стоявшеев византийской«табели о рангах»ниже главыАланской державы, но обладавшегопрерогативамисамостоятельногоправителя.
Ценные сведенияо стране алансодержит сочинениеарабскогоавтора началаX в. Ибн Рустэ, который подробноочерчиваетее границу.Между владениямицарства Серирв горном Дагестанеи владениямицаря алан тридня пути по«горам и лугам».От восточнойграницы Аланиидо Дарьяладесять днейпути, т. е. восточнаяграница области, подчиненнойцарю алан, доходиладо началаТерско-Сулакскойнизменности, полностьюохватываяпредгорныетерриториисовременныхЧечни и Ингушетии.По сведениямИбн Рустэ, аланыделятся начетыре племени, что, вероятнеевсего, отражалоэтнополитическоеделение Алании.Современныеисследователивыделяют триосновных вариантааланской материальнойкультуры: западный(верховья Кубани), центральный(Кабардино-Балкария)и восточный- в СевернойОсетии, Ингушетиии Чечне.
Рост политическойсамостоятельностиАлании во второйполовине IX — первойполовине X в.сопровождалсяпостепеннымослаблениемполитическоговлияния Хазарскогокаганата. Арабскийгеограф X в. Масуди, характеризуяполитическуюи военную мощьАлании, писал, что царь алан«могущественен, мужественен, очень силен, ведет твердуюполитику средицарей» и «выступаетв поход с 30 тысячамивсадников».По свидетельствуанонимногохазарскогоеврея, жившегов X в., (Кембриджскийдокумент): «Изаключил царьсоюз с нашимсоседом, царемалан, так какцарство алан(было) сильнееи крепче всехнародов, которые(жили) вокругнас, (и) так сказали(себе)мудрецы: „Какбы не появилисьнароды войноюпротив нас ине присоединилсятакже и он кнашим врагам“.
В начале 30-х гг.X в., при каганеАароне, ситуацияизменилась.Аланский царь, подстрекаемыйвизантийскимимператоромРоманом I Лакапином(919-944), выступилпротив хазар.Аарон нанялдружественногохазарам „царятурок“ (гузовили печенегов), которые победилиалан: „и низвергсяцарь аланскийперед Аароном, и тот взял егоживым в плен.И оказал ему[царь большой]почет и взялдочь его в женысвоему сынуИосифу. Тогда[обязался] емуаланский царьв верности, иотпустил егоцарь Аарон [всвою землю]“.
Поражение ввойне со слабеющейХазарией немогло надолгоподорвать мощьАлании. В 944/945 гг.аланы вместес уже были союзниками в их походе вЗакавказье.Политическийальянс Аланиии, скрепленныйкровнородственнымисвязями (царькаждого из этихполитическихобразованийбыл женат насестре другого), своим остриембыл направленпротив каганата.Византия такжебыла заинтересованав союзе с Аланией, так как „властитель“этого независимогополитическогообразованияимел возможностьв силу своегоположенияоказыватьдавление наХазарию.
Победа киевскогокнязя Святославанад хазарамив 965 г., хотя онтогда же победили ясов, завершилаборьбу Аланииза освобождениеот политическоговлияния каганата.В 1032 г. аланы вместес русами совершилинабег на Ширван, а в 1033г. ими былсовершен неудачныйпоход в сторонуДербента (наКарах). Эти военныекампании русови алан противмусульманскихвладетелейВосточногоКавказа и Закавказья, видимо, былисвязаны сдеятельностьючерниговско-тмутараканскогокнязя МстиславаВладимировича.
В X-XII вв. Аланияпереживалапериод наивысшеговоенно-политическогои культурногоподъема. Именнов это время уалан происходитоформлениераннефеодальнойгосударственности, что нашло отражениев труде КонстантинаVII Багрянородного.Почти полностьюперейдя к оседлости, они сделалиосновой своегохозяйствапахотное земледелие, а отгонноескотоводствос предпочтительнымразведениемовец и коз являлосьлишь отголоскомпрежнего бытаскотоводов.Археологическиеисточникисущественнодополняютсведения хроники летописейи свидетельствуюто высоком уровнеразвития ремесла(металлургии, гончарного, ювелирногои оружейногодела, обработкикамня, костии дерева) с далекозашедшейспециализацией.На территорииЦентральногоКавказа существоваломножество. Оних писал ещеМасуди: „Царствоалан представляетбеспрерывныйряд поселенийнастолькосмежных, чтоесли кричатпетухи, то имоткликаютсядругие во всемцарстве благодарясмежности и, так сказать, переплетениюхуторов“.
Внутри аланскихгородищ появляютсяцитадели — огражденныервами и валамиместа обитанияплеменной иродовой аристократии.На рубеже X-XI вв.часть крупныхаланских поселенийпревращаетсяв селения городскоготипа полуаграрногохарактера.Среди них можноотметить НижнийАрхыз, Рим-гору, Верхний и НижнийДжулат, Алхан-Калу.Некоторыеисследователисчитают Алхан-калуранней столицейалан, которуюМасуди называл»благочестивыйМагас", поселениеу ВерхнегоДжулата (Татартупа)сопоставляютсо «славнымясским градомДедяковым».
Со второй половиныXII в. Алания вступаетв пору феодальнойраздробленности.Католическиймонах Юлиан, побывавшийв Алании переднашествиеммонголо-татар, отмечал, чтотеперь" сколькоселений, столькои вождей, и ниодин из них неимеет подчиненногоотношения кдругому. Тампостоянно идетвойна вождяпротив вождя, села противсела". Письменныеисточникибольше не упоминаютоб общеаланскихцарях, зато всечаще говорято «мтаварах»,«князьях»,«ханах», и «эмирах», то есть о местныхфеодальныхвладетелях.
Как особоеполитическоеобразованиегосударствоАлания просуществовалодо и установления над степямирегиона.

Список литературы:
1. Дон и Кавказв произведенияхантичных авторов.Ростов-на-Дону.1990.
2. Алексеев В.П.Происхождениенародов Кавказа.М. 1974.
3. Гадло А.В. Этническаяистория СеверногоКавказа. IV-X века.Л. 1979.
4. Гадло А.В. Этническаяистория СеверногоКавказа. X-XIII века.СПб. 1994.
5. История народовСеверногоКавказа с древнейшихвремен до концаXVIII века. М. 1988.
6. Кузнецов В.А.Алания X-XIII веков.Орджоникидзе.1971.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.