Реферат по предмету "Экономика"


Рынок, его функции и принципы функционирования

--PAGE_BREAK--1 рынок: Сущность и структура

1.1 Понятие рынка


Самое упрощенное определение рынка – это место, где люди в качестве продавцов и покупателей находят друг друга. Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

В современной неоклассической экономической литературе наиболее часто используется определение рынка, данное французским экономистом А.Курно (1801-1877гг.) и экономистом А.Маршаллом (1842-1924). «Рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться»[1]. В данном определении в качестве критерия определения рынка выступают свобода обмена и установление цен.

Английский экономист У.Джевонс (1835-1882) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара.

Основной недостаток приведенных определений состоит в том, что содержание рынка сводится только к сфере обмена.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обращения. Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового рыночные отношения включают:

─      отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной основе;   

─      обменные процессы совместных предприятий с зарубежными                          фирмами;

─      процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

─      кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

─      процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения[2].

Опыт показал, что современная рыночная система лучше, чем другие приспособлена для использования достижений на­учно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потреб­ностей общества. Лежащий в основе этой системы рынок об­наружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Можно дать несколько определений рынка.

Рынок — это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок — это механизм взаимодействия покупателей и про­давцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок — это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей про­дукции[3].

Углубленное понимание категории «рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:

1) производство, 2) распределение, 3) обмен, 4) потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни — это потребление, важнейшей сферой экономики является про­изводство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы — ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных про­изводственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные ре­зультаты производства, кто станет собственником произведен­ной продукции. Распределение играет огромную роль в фор­мировании социальных отношений между людьми, в опреде­лении материального положения различных слоев общества.

Но распределение — это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом за­висит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер эконо­мики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Рыночная система характеризуется господством частной собст­венности, общественным разделением труда, широким развитием обменных отношений, осуществляемых с помощью денег. Эта система базируется на принципе экономической целесообразнос­ти, т. е. на стремлении достичь максимального результата при ми­нимальных затратах.

Рыночная экономика – это такая форма организации хозяй­ства, при которой производители и потребители взаимодействуют посредством рынка. Исходя из этого, рынок – это механизм реали­зации рыночной экономики, это система экономических отно­шений между производителем и потребителями, при которой решение проблемы «что – как – для кого производить» осущест­вляется с помощью цен, спроса и предложения[4]. Рынок появля­ется везде, где имеет место производство продуктов для продажи.

Рыночная экономика в отличие от других форм организации хо­зяйства (традиционная экономика, командно-административная эко­номика) имеет свои, только ей присущие, основные признаки:

Частная собственность. Здесь важное значение имеют имуще­ственные права собственности.

Личная заинтересованность. В своей книге «Богатство народов» в 1776 г. великий шотландец Адам Смит описал принцип «невиди­мой руки», согласно которому каждый человек, если позволить ему преследовать свою личную выгоду без вмешательства государства, будет ведом как бы невидимой рукой к достижению наивысшего блага. Личная выгода в рыночной экономике преследуется через систему рыночных цен: потребители приобретают товары по самым низким ценам; предприниматели стараются максимизировать при­быль; ресурсовладельцы стараются получить за свои ресурсы наивысшую цену. Полученный в итоге результат во многих случаях приносит максимальную пользу обществу в целом.

Свобода выбора. Гарантией ей служит частная собственность. Это проявляется в свободе приобретать наиболее пригодные ресурсы для своей деятельности и продавать товары на рынках (фирмы), при­обретать какие угодно товары: самолеты, заводы, острова и т. д. (по­требители), работать там где душе угодно (ресурсовладельцы).

Конкуренция. Конкуренция – это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты внедряются технические новшества.

Система свободного ценообразования. В ценах фиксируется вы­бор фирм и отдельных лиц.

Ограниченное государственное вмешательство.

К субъектам рыночного хозяйства относятся:

1. Домашние хозяйства – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, является собственником ка­кого-либо фактора, стремится к максимальному удовлетворению сво­их потребностей, самостоятельно принимает решения, т. е. это все потребители.

2. Фирма (предприятие) – это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции в целях ее продажи, стремится к максимизации прибыли, самостоя­тельно принимает решения.

3. Государство – правительственные и государственные учреж­дения.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.Эти субъекты рыночного хозяйства всегда выступают в роли про­давца и в роли покупателя. Следовательно, рынок оказывается на середине всевозможных потоков: денежных – от покупателя к про­давцам в виде платы за купленные товары; материальных пото­ков – от продавца к покупателям в виде ресурсов, продукции, ус­луг, товаров. Такая ситуация формирует систему обратных связей, что является условием устойчивости и эффективности любой экономики и главной, основной функцией рынка.

Объектами рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги – это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2 Условия возникновения рынка


Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

Первое условие — общественное разделе­ние труда, возникшее в глубокой древно­сти. История знает ряд крупных ступеней общественного раз­деления труда. Первая из них — отделение скотоводства от земледелия, вторая — выделение ремесла как самостоятельной отрасли, третья — возникновение купечества. Затем стали дро­биться отрасли, углублялась специализация отдельных произ­водств. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ро­стом производительности труда.

Разделение труда неизбежно требует обмена. Уже древние скотоводы нуждались в продуктах земледелия, а земледельцы отнюдь не были вегетарианцами. Обмен все более расширялся. Сначала он шел лишь внутри общины, затем возник межоб­щинный обмен. Первоначально он имел примитивные формы. По наблюдениям этнографов, на о. Калимантан и в районах нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», поло­жив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возмож­ность «покупателям» подойти и посмотреть их. Если «покупа­тели» хотели приобрести предложенные им предметы, они ос­тавляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен ос­тавив свои.

Здесь мы имеем зародыш бартера — одной из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интересы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт получить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое рас­ширило стимулы к производству тех или иных товаров специ­ально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для соб­ственного потребления, а в качестве носителя стоимости, по­зволяющего получить взамен десятки других нужных для него предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других людей.

Второе условие — это экономическая обособленность про­изводителей. Товарный обмен обязательно предполагает стрем­ление к эквивалентности. Никто не хочет проиграть, т.е. хочет получить взамен своего товара эквивалентное количество дру­гого. А такое стремление возникает на основе экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта обособлен­ность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную соб­ственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предпри­ятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие — самостоятельность производи­теля, свобода предпринимательства. Внерыночное регулирова­ние хозяйства неизбежно в любой системе, однако, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.


1.3 Функции и принципы функционирования рынка

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. Утвердившиеся в обществе рыночные от­ношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд сущест­венных функций: (рис. 1)[5].

Функция информационная. Через постоянно меняющиеся це­ны, процентные ставки на кредит рынок дает участникам про­изводства объективную информацию об общественно необхо­димом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в ги­гантский компьютер, собирающий и перерабатывающий ко­лоссальные объемы точечной информации и выдающий обоб­щенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Функция посредническая. Экономически обособленные про­изводители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологиче­ская и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной эконо­мике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

          Функция ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отра­жение общественной стоимости, рассчитать которую не спо­собна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвиж­ная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

Функция регулирующая — самая важная. Она связана с воз­действием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок дает ответ на вопросы, столь остро по­ставленные П. Самуэльсоном: что производить? для кого про­изводить? как производить? Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из от­расли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды — одна из важнейших задач государственного регулирования, в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена — это сигнал к расширению производства, падает цена — сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулиру­ющая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный ин­терес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные инте­ресы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им»[6].

В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Функция санирующая. Рыночный механизм — это не благо­творительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает обще­ственное производство от экономически неустойчивых, нежиз­неспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в ус­ловиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капи­талистическом мире монополизация нигде не подавляет кон­куренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

Основные принципы рыночной экономики следующие:

-         свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная рыночная конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер предпринимательской деятельности (бизнеса). Свобода предпринимательства выражает свободное право частных фирм использовать экономические ресурсы для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;

-         равноправие рыночных субъектов;

-         экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической деятельности;

-         экономическая конкуренция. Конкуренция – это процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;

-         свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены складываются под воздействием спроса и предложения в условиях конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется характером и структурой между производителями и потребителями;

-         ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет количество денег и объем производства. От его функционирования зависят хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества. Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль – важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;

-         всеобщность рынка, то есть имеет место уменьшение ограничений вхождения в мировой рынок;

-         открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через границу;

-         государственное регулирование, то есть воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем;

-         социальная защита населения. Предполагает два взаимосвязанных понятия: с одной стороны – предоставление всем гражданам равных возможностей в том, чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой стороны – государственную поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества[7].

Часто говорят, что рынок – одно из величайших достиже­ний цивилизации. Это правильно, однако следует помнить, что возникновение и становление рынка — это не результат до­стижений разума, а следствие очень длительного исторического развития.

    продолжение
--PAGE_BREAK--1.4 Структура рынка


Рынок как развитая система от­ношений товарного обмена представляет собой систему отдель­ных взаимосвязанных рынков, элементов «большого» рынка. Рынок как сложное экономическое образование имеет свою структуру.

Рынок охватывает, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.

Критериев разграничения рынков много, и все они очень важны, так как характеризуют различные стороны рыночных от­ношений.Углубленное пониманиекритерия«рынок» требует учета его места в хозяйственной (экономической) деятельности. Можно выделить четыре сферы экономической деятельности:

1. Производство.

2. Распределение.

3. Обмен.

4. Потребление.

Хотя конечная, естественная цель экономической жизни – это потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где их еще нет. Если начинать с реформации обращения и не добиваться сначала крупных производственных результатов, то никакого рынка не возникнет.

Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Но распределение – это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса.

Хотя обмен занимает третье место в иерархии сфер экономики, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

          1.5 несовершенства рынка

Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной си­стемой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их ан­тагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению мно­гих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени су­ществования и развития общества. У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это по­рождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неиз­бежно возникают монополизированные структуры, ограничи­вающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными фун­кциями, создающие неоправданные привилегии для ограни­ченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не на­страивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фон­дов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), под­держка здравоохранения, образования, науки, искусства, куль­туры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. «Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напря­женность. Рыночные отношения создают благоприятные усло­вия для проявления корыстных интересов, порождающих спе­куляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в пере­ходной экономике, что подтверждает опыт стран СНГ.

Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической по­литики. Здесь особенно важны меры государственного регули­рования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обес­печены чисто рыночными источниками, а также меры соци­альной политики.

Итак, при рыночной системе ответы на основополагающие вопросы дает механизм свободного образования цен, которые формируются на соответствующих рынках под влиянием спроса и предложения.

Оценка роли рыночной системы:

Аргументами в пользу рыночной экономики являются:

·       эффективность в распределении экономических ресурсов;

·       гибкость и быстрая приспособляемость к постоянно изменяющимся общественным потребностям и нуждам НТП;

·       организация экономической жизнедеятельности на основе стимулирования, а не принуждения;

·       экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.

К аргументам против рыночной экономики относятся:

·       ограниченность рынка, учитывающего только индивидуальные потребности и не выделяющего или выделяющего недостаточно экономических ресурсов для производства социальных благ;

·       экономическая нестабильность, сопровождающаяся инфляцией и безработицей;

·       социальная дифференциация, потенциально вызывающая социальную напряженность в обществе;

·       естественное развитие конкуренции неизбежно ведет к монополизации и, следовательно, подавлению конкуренции[8].

Не должно быть иллюзий относительно возможности размежевания преимуществ и пороков рыночной экономики в целях сохранения первых и искоренения вторых. Пороки рыночной экономики – органическое продолжение ее преимуществ, т.е. их оборотная сторона. Как известно, самый радикальный способ борьбы с инфляцией – это уничтожение денег. Осуществляя переход к рыночной экономике, мы, образно говоря, покупаем „товар с нагрузкой“, что определяет характер и меру государственного регулирования, глубинный смысл которого заключается не просто в устранении недостатков, а скорее, в достижении компромисса между хозяйственными субъектами и социальными слоями по поводу распределения этих недостатков и преимуществ, что позволяет сохранять социальную стабильность и способствует общественному прогрессу[9].

    продолжение
--PAGE_BREAK--2 казахстанская модель рыночной экономики
         
2.1 Особенности и этапы развития рынка в Казахстане


Переходная экономика по своей природе есть особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху, эпоху экономических, политических и социальных преобразований. Отсюда и особый характер переходной экономики, отличающей ее от «обычной» экономики той или другой ступени.

Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером изменений в этот период.

Отсюда первая черта – характерная неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в процессе  ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

Переходная экономика характерна изменениями иного порядка. Они не просто временно нарушают устойчивость системы, с тем чтобы через другие изменения система вернулась в равновесное устойчивое состояние. Изменения развития в переходной экономики, можно сказать, носят «безвозвратный» характер. Они призваны усиливать неустойчивость существующей системы, с тем чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе.

Вторая черта, вытекающая из первой, – альтернативный характер развития переходной экономики. Конечно, альтернативность эта имеет определенные границы, но означает, что итоги развития переходной экономики могут быть варианты. Это вытекает из природы переходной экономики, в которой перемешаны элементы старого и нового состояний, а также из многообразия факторов, воздействующих на процесс развития в этот период.

Третья черта – появление и функционирование особых переходных экономических форм. В этом также проявляется «смешанность» старого и нового в этот период. Переходная форма, неся в себе «смешанное» содержание, уже выражает противоречие с традиционными системными формами, служит своеобразным сигналом о процессе умирания прежней системы.

Четвертая черта – особый характер противоречий в переходной экономике. Это противоречия не функционирования, а развития, то есть нового и старого, противоречия различных, стоящих за теми и другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, на которые направлена переходная эпоха, в экономическом аспекте всегда носят революционный характер: речь идет о смене экономических систем. Но и в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаются столь резким обострением противоречий, что связаны с революциями и социально-политическими.

Пятая черта – историчность переходной экономики. Эта историчность связана с двумя обстоятельствами. Во-первых, с историческим характером условий переходной экономики. Одно дело, когда общество переходит от традиционной к индустриальной рыночной экономике, другое – современные переходные процессы. В этих случаях различны и исходные состояния, и конечные результаты, и противоречия в обществе, поскольку различны и его экономический строй, и социальная структура, и т.д. Во-вторых, историчность переходной экономики зависит от особенностей региона, а также и от отдельной страны. К примеру, неодинаково переходные процессы протекают в условиях восточной или западной цивилизации, зависят они от конкретного уровня развития каждой страны.

Экономические реформы постсоциалистического периода как в Казахстане, так и в Восточной Европе обнаруживают известную цикличность. Ранний период активных преобразований сменяется, чаще всего под влиянием нарастания социально-экономической напряженности, замедлением реформ. Но в дальнейшем накопление проблем, порожденных недостаточной реформированностью экономики, вызывает к жизни новый этап энергичной трансформации. Так произошло и в Казахстане. Активные реформы 1992-1996 гг. уступили место эволюционному развитию рыночных институтов в 1994-1996 гг. Однако с 1997 г. правительство приступило к подготовке нового цикла реформ – в социальной, военной, жилищно-коммунальной и других сферах[10].

Представить полную периодизацию пока невозможно, поскольку Казахстан, как и другие страны, прошла пока лишь часть пути к рыночной экономике. Однако теоретический анализ позволяет предположить, что постсоциалистическая трансформация должна пройти через три этапа.

Первый этап – это макроэкономическая стабилизация и либерализация экономики. Основное содержание этого этапа – подавление инфляции, устранение наиболее резких дисбалансов в денежно-кредитной сфере и укрепление тенге. В Казахстане первый этап начался в январе 1992 г с либерализации цен и завершился в 1996-1997 гг., когда удалось победить инфляцию, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики и завершить первый (ваучерный) этап приватизации.

Второй этап – это переход к экономическому росту. Первые признаки оживления в нашей стране возникли в первом полугодии 1997 г., но они еще слабы и неустойчивы.

Третий этап – это будет этап завершения постсоциалистических реформ, когда сложится современная структура экономики с преобладанием наукоемких производств и информационных услуг, возникнет саморазвивающаяся рыночная система и начнут формироваться институты социального партнерства. Этот этап переходного периода продлится, видимо до конца первого десятилетия XXI в.

Могу отметить, что среди многочисленных изменений, происходящих в переходной период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности.

Их пять:

−     изменение роли государства;

−     макроэкономическая стабилизация;

−     приватизация;

−     трансформационный спад;

−     интеграция в мировое хозяйство[11].

Исторический путь нашей страны в сочетании с универсальными конечной целью социально-экономическими тенденциями свидетельствует о том, что постсоциалистической трансформации для Казахстана является смешанная либерально-регулируемая экономика с сильно выраженными социальными функциями государства.

Мы знаем, что сущность административно-командной системы составляло всевластие государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции.

Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему, поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.

Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либерализация внешней торговли). Всем памятен Указ президента о свободе торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим лицам.

Воздействие государства на формирование институциональной среды выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением законов.

Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум четыре основные части:

1)       права собственности;

2)       контрактные отношения (договоры между экономическими агентами);

3)       порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;

4)       поддержание конкурентной среды.

В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например, приватизация).

Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности в условиях рынка.

В результате приватизации основная часть государственной собственности перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит администрации и работникам предприятия или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности неспецифицированны, то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь урегулирования противоречий, взаимной «притирки» новых собственников и юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем появятся настоящие частные собственники.

Тем не менее уже сегодня изменение характера собственности привело к важным изменениям в функционировании казахстанских предприятий, компаний и других экономических организаций. В их экономической деятельности явственно проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство экономических организаций:

−       руководствуются рыночным принципом максимизации прибыли;

−       свободны и независимы в принятии экономических решений.

В отличие от развитого рыночного хозяйства переходная экономика характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием конкурентной среды. Это прямое наследие административно-командной системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с «параллелизмом» и «дублированием». Поэтому производство однородной продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.

В переходный период эти монополии сохранились и даже укрепили свои позиции. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень контроля и регулирования государства. Антимонопольная политика – наиболее слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние казахстанские предприятия – монополисты.

Институциональная неполнота – это отсутствие или крайне слабое развитие некоторых важных институтов рынка.

В Казахстане это отсутствие рынка земли. Эта черта специфична для переходного периода именно в нашей стране и связана с особо сложной  и противоречивой историей аграрных отношений в Казахстане. В большинстве других постсоциалистических стран такой проблемы нет.

Однако другое проявление институциональной полноты характерно для всех постсоциалистических государств – это отсутствие рыночной селекции в форме закрытия несостоятельных предприятий (банкротств).

В Казахстане и в других странах с переходной экономикой в самом начале рыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и созданы специальные государственные ведомства для претворения этих законов в жизнь. Однако на практике они почти не применяются. Видимыми причинами такого положения являются несовершенство правовой базы и процедуры банкротств, загруженность судов. Но на самом деле причина глубже. Она состоит в том, что в переходный период основная масса предприятий переживает глубокий кризис, и добросовестное применение законодательств о несостоятельности обернулось бы закрытием большинства предприятий и массовой безработицей.

Впостсоциалистический период распространение неплатежей первоначально было обусловлено крайней искаженностью цен, резким и неравномерным подорожанием топлива, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции и объективной неспособностью предприятий рассчитаться друг с другом в этих условиях. Позднее основным источником неплатежей стало государство, которое из-за бюджетного кризиса не может рассчитаться по госзаказам, что ведет к распространению долгов по «технологической цепочке» в виде неплатежей.

Вторая особенность постсоциалистического рынка – структурная асимметричность. Это означает, что различные сегменты рынка развиты неравномерно.

Так, товарный рынок и рынок услуг в Казахстане мало отличаются от аналогичных сегментов рыночной системы в западных странах по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках.

Но другие сегменты рынка – рынок капитала, труда и земли – развиты значительно слабее. Так, кредитование производства коммерческими банками, мобилизация финансовых ресурсов через продажу корпоративных ценных бумаг (акций и облигаций) и другие формы перелива капитала занимают пока незначительное место в финансировании производства. Очень низка мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на большинстве предприятий (за исключением «нового» частного бизнеса), а также отсутствия возможностей переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы.


    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2 Факторы производства


Рыночная система, как известно, состоит из рынка товаров (услуг) и рынка факторов производства.

Факторами производства являются труд, капитал, земля и предпринимательство. Для  того чтобы функционирование этих факторов приобрело рыночный характер, необходимо их свободное обращение в экономике, регулируемое спросом, предложением и рыночным вознаграждением каждого фактора.

Рынок капитала в форме торговли продукцией производственно-технического назначения стал складываться в нашей стране еще в конце 80-х годов в процессе либерализации материально-технического снабжения. Однако наиболее существенный компонент этого рынка – это обращение акционерного капитала, или фондовая торговля, – смог появиться, естественно, только в первой половине 90-х годов параллельно с акционированием, приватизацией и началом выпуска корпоративных ценных бумаг (это акции, облигации и другие документы, удостоверяющие право собственности на определенную часть имущества компании и дающие право на получение части ее дохода).

Различают, как известно, биржевой и внебиржевой оборот ценных бумаг. Торговля акциями и облигациями на бирже предусматривает довольно жесткую регламентацию и высокие требования к надежности ценных бумаг. Поэтому на казахстанских биржах сейчас обращается только 10-20% выпущенных акций и облигаций. Однако этот показатель выше, чем в других странах СНГ, что свидетельствует о быстром развитии рынка капитала в Казахстане.

Акции ведущих казахстанских компаний, довольно быстро растут в цене[12].

Рост котировок связан с хорошими перспективами многих казахстанских компаний, а также с убежденностью участников рынка в том, что стоимость компаний резко возрастет после экономически обоснованной переоценки их имущества, включая земельные участки. Так, в конце 1997г котировки акций упали, когда вслед за мировым финансовым кризисом западные инвесторы стали выводить капиталы из Казахстане. Вторая волна падения котировок пришлась на конец января 1998г, когда цена акций ведущих казахстанских нефтяных компаний пошла вниз в ответ на падение мировых цен на нефть.

Я думаю, несмотря на сложности в становлении рынка капитала, этот быстрорастущий рынок имеет огромные перспективы. Он будет расширяться по мере нормализации экономического положения и улучшения финансового состояния предприятий. О потенциале роста этого рынка свидетельствует то, что сейчас в Казахстане ежедневный оборот торговли корпоративными ценными бумагами составляет 20-30 млн.долл., тогда как в США этот показатель примерно в 10 раз выше.

Рынок труда, в отличие от рынка капитала, имеет значительно большую социальную составляющую. Это означает необходимость учитывать и регламентировать социальные аспекты взаимоотношений между работниками и работодателями, используя для этого экономические, законотворческие и судебные возможности государства. Работники в нашей стране не имеют защиты в лице сильных и эффективных профсоюзов. Средняя зарплата в нашей стране в 15-20 раз ниже средней зарплаты в Западной Европе.

В этом состоит один из парадоксов казахстанской экономики, потому что двукратный спад ВВП за последние восемь лет должен был бы сопровождаться значительно большим сокращением занятости. Это объясняется, во-первых, отсутствием массовых банкротств и увольнений на предприятиях, несмотря на резкое сокращение производства, во-вторых, широким распространением вторичной занятости, когда работник официально числится на работе и формально не считается безработным, арендатор на самом деле зарабатывает в другом месте, чаще всего в мелком бизнесе. По официальным оценкам в теневой экономике занято примерно 5 млн. чел., что составляет 12-13% самодеятельного населения.

Третий фактор производства – земля – совокупность всех ресурсов, предоставляемых природой. К ним относятся не только земля, но и полезные ископаемые.

В настоящее время центральный вопрос реформирования аграрных отношений решается путем предоставления земельного участка в долгосрочную аренду с правом выкупа.

Что касается других факторов производства природного характера – полезных ископаемых, то большинство из них тоже остаются в государственной собственности, но их добыча и переработка осуществляются частными компаниями. Речь идет, например, о нефти и газе. Добывающие компании рассчитываются с государством путем уплаты специальных налогов, после чего извлеченные полезные ископаемые поступают в их собственность. Сейчас в центре внимания государственных органов и добывающих компаний находятся соглашения о разделе продукции. Принципы раздела установлены  специальным законом. Но поскольку предметом соглашений чаще всего являются нефть и газ, реализация которых на рынке приносит огромную прибыль, пропорции раздела в каждом конкретном случае устанавливаются в результате напряженной борьбы между сторонами.

Наконец, последний фактор производства – предпринимательская инициатива. Либерализация условий хозяйственной деятельности в начале 90-х годов позволила заниматься бизнесом миллионам граждан. Однако реальная степень развития рыночных отношений в сфере предпринимательства зависит от многих дополнительных причин. В Казахстане по-прежнему широко распространен разрешительный порядок создания юридического лица, поскольку для многих видов деятельности нужна государственная лицензия. Официальный перечень насчитывает около 80 лицензионных видов деятельности.

В настоящее время на казахстанском фондовом рынке работают следующие институциональные инвесторы:

−     сберегательные отделения коммерческих банков

−     негосударственные пенсионные фонды

−     страховые компании

−     паевые инвестиционные фонды.

При этом процесс формирования инвестиционных институтов казахстанского фондового рынка отличается некоторыми особенностями, в частности, наличием ограничительных рамок развития конкретного направления инвестиционной деятельности, что дифференцирует уровень привлекательности институциональных инвесторов по показателям надежности, ликвидности и доходности.

Мне кажется, что на сегодняшний день наиболее привлекательным с точки зрения надежности и ликвидности вложений выглядит накопление средств страховой компании. Именно это институциональная структура обеспечивает возвратность инвестиций обязательным резервированием средств самой компанией. Вложения компенсируют потери при наступлении страхового случая, что является условием сохранности и ликвидности средств. Однако доходность вложений в страховые компании по сравнению с другими структурами ниже.

Таким образом, по критериям надежности и эффективности инвестиции среди российских институциональных инвесторов на первом месте стоят страховые компании, что подтверждается и количественными показателями функционирования данного институционального инвестора. (следует отметить, что финансовый кризис оказал весьма негативное воздействие на деятельность страховых компаний, объемы привлеченного ими капитала в долларовом исчислении значительно сократились.) На втором месте по условиям инвестированиям находятся коммерческие банки.

Соотношение оборота рынка институциональных инвестиций 2005 г. и суммы накоплений населения страны составляет около 15%, в то время как в странах с развитым рынком капитала через этот сектор проходит порядка 1/3 общего оборота капитала. Доля сбережений населения  в обороте инвестиционного капитала пока остается невысокой. Это создает огромные потенциальные возможности для развития в Казахстане рынка институциональных инвестиций.

По состоянию на конец 2008 г. накопленный иностранный капитал в экономике Казахстане составил 52,0 млрд. долларов США (здесь и да­лее данные приведены без учета органов денежно-кре­дитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая тенговые поступления, пересчитанные в доллары США). Доля прямых инвестиций составила 50,4%, портфельных -1,6, прочих – 48,0%.

В 2008 г. объем поступившего иностранного капита­ла составил 114,6% от объема предыдущего года, или 11,0 млрд. долларов США. В 2008 г. изменилась структура иностранного капита­ла, поступившего в Казахстан. Так, при снижении доли пря­мых инвестиций на 4,2 процентного пункта по сравне­нию с 2007 г. доля прочих инвестиций возросла на 3,2 процентного пункта.

По-прежнему привлекательными для иностранных инвесторов остаются предприятия и организации транс­порта, где объем иностранных инвестиций возрос в 2008 г. по сравнению с 2007 г. почти в 2,0 раза, связи – в 2,4 раза, пищевой промышленности – на 26,3%, торговли и обще­ственного питания – на 20,5%. Вместе с тем снизились объемы иностранных инвестиций в такую привлекатель­ную ранее для иностранных инвесторов отрасль, как топ­ливная промышленность (на 63,5%). Общая величина прямых инвестиций в транспорт, торговлю и обществен­ное питание, пищевую промышленность, а также топлив­ную промышленность составила в 2008 г. 3,0 млрд. долла­ров США, или 68,8% всех прямых вложений[13].

Могу отметить, что отраслевые предпочтения ино­странных инвесторов определяют и региональное распре­деление инвестиций – вложение капиталов в крупные цен­тры с развитой инфраструктурой рынка, со сравнительно более высокой платежеспособностью населения, а также в территории, обладающие значительными запасами сы­рья.

          В известный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала себя и целенаправленно шагнула к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму. Говоря о роли  рыночной системы в нашей стране на данном этапе,  хочется привести следующий тезис из учебника С.Л.Брю, К.Р.Макконела «Экономикс»: «Во многих экономически отсталых странах широко распространены коррупция и взяточничество. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития… Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим… сторонникам».

          Основным признаком всех экономически отсталых стран является низкий доход на душу населения. Семьи практически не имеют ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Более того, низкие доходы означают низкий спрос. В результате скудные ресурсы с одной стороны и отсутствие ресурсов с другой стороны препятствуют инвестированию в физический и человеческий капитал. Это означает, что производительность труда остается низкой. А поскольку удельная выработка определяет доход каждого работника, то и личный доход каждого работника низок. Невольно задумываешься: не о нашей ли стране идет речь?

          Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику Казахстана окажет рыночная система. Многие экономисты Казахстана и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное – найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития Казахстана[14].


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях (на примере финансового управления администрации Магдагачинского района)
Реферат Learning Through Computer Interaction Essay Research Paper
Реферат Личность как социальная структура
Реферат Проектирование колбасного цеха мощностью 9,5 тонн в смену
Реферат Китайско-Восточная железная дорога
Реферат "Ekran"-technology for collective of experts
Реферат Utilitarianism Vs Cultural Ethical Relativism Essay Research
Реферат Особенности религиозного воспитания осужденных
Реферат Барановский, Владимир Львович
Реферат Договр финансовой аренды (лизинга)
Реферат Cold War Paper Essay Research Paper Cold
Реферат Русско-литовская война 1507 1508
Реферат Политические аспекты деятельности предпринимательских структур: система взаимоотношений с органами власти, пути решений возникающих проблем; пути лоббирования
Реферат African Imperialism Essay Research Paper African Imperialism
Реферат Проектирование жилого здания