Реферат по предмету "Исторические личности"


Сравнительный анализ экономической политики США и СССР 19471973 годов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Экономической истории
Тема:
Сравнительный анализ экономической политики США и СССР 1947 – 1973 годов
Екатеринбург
2009
ПобедаСоветскогоСоюза в Отечественнойвойнебыла бы немыслима без самоотверженного титаническоготрударабочих икрестьян, инженеров и конструкторов, полной самоотдачи ведущих деятелейнаукии культуры, мобилизовывавших советский народ наразгромагрессора. С 1943 г. начался общий подъем производства.Заметно возрослинациональныйдоход,государственныйбюджет, продукция промышленности, грузооборот транспорта. Уже в 1943 г. ускорилось перевооружение армии и флота новейшими образцами военной техники. Кульминационной точки военное производство вСССРдостигло в 1944 г. Его высокий уровень базировался на прочном фундаменте непрерывного развития ведущих отраслей тяжелой промышленности. Рост продукции происходил за счет более эффективного использования мощностей действующих предприятий, ввода встройновых и восстановления заводов и фабрик в освобожденных районах. Тогда же продукция цветной металлургии, химической промышленности, машиностроения и металлообработки, включая производство вооружений и боеприпасов, значительно превысила довоенный уровень. Увеличились также по сравнению с 1943 г. продукция сельского хозяйства, капиталовложения и розничный товарооборот.Важнейшую роль в производстве продукции тяжелой промышленности играли восточные районы страны. Одновременно нарастал выпуск металла в центре и на юге страны.
В итоге в 1945 г. было выплавлено стали почти вдвое больше, чем в 1943 г. Особенно увеличилось производство проката, специальных сталей и цветных металлов. Расширялась топливно-энергетическая база. Добыча угля приближалась к довоенному уровню. Опыт военных лет убедительно доказал, что сложившаяся накануневойны команднаясистемауправленияпроизводством располагала большими возможностями для мобилизации экономического потенциала страны. Для нее были характерныгибкость и маневренность в сочетании с жесткой репрессивной системой управления производством и кадрами.
Большие успехи были достигнуты в области образования. С 1966 — 67 учебного года в стране начинается переход средней школы на новые учебные планы и программы, разработанные АН СССР и Академией педагогических наук. Новые программы характеризовали: учёт последних достижений науки и техники, преемственность в изучении материала с первого по десятый класс, более рациональное распределение учебной информации по годам обучения, начало систематического преподавания систем наук (предметное обучение) с 4 класса, освобождение программ от излишней детализации и второстепенных знаний в целях преодоления перегрузки учащихся. Для углублённого изучения предметов, развития интересов и способностей школьников вводились факультативные занятия по выбору учащихся, начиная с седьмого класса. Была осуществлена подготовка высококачественных учебников, пособий и методических руководств для педагогов силами ведущих учёных страны и опытных учителей.
В результате с середины 60-х гг. завершился переход ко всеобщему обязательному восьмилетнему обучению, а затем, в течение десяти лет (к середине 70-х гг.) — ко всеобщему среднему образованию. Возможность получить образование в объёме средней школы предоставили молодёжи средние ПТУ и техникумы. Необходимые условия для повышения уровня знаний рабочей и сельской молодёжи с последующим поступлением в вузы создавали возникшие в 1969 г. подготовительные отделения
Большое внимание уделялось развитию науки. На её развитие выделялись всё большие ассигнования. Наиболее ярким свидетельством расцвета советской науки являются достижения в области освоения космоса. СССР продолжил изучение Луны с помощью космических аппаратов. В 1965 г. автоматическая станция «Зонд-3» сфотографировала обратную сторону Луны. На основании этих и ранее сделанных снимков были впервые составлены полная карта и глобус Луны. Выдающимся достижением советской науки явилась доставка на Землю лунного грунта и его дальнейшее изучение. Советские космические аппараты достигли поверхности планеты Венера и передали на Землю ценные сведения о её атмосфере. В Институте атомной энергии им. И.В. Курчатова были сделаны открытия мирового уровня: пущена ядерная установка, с помощью которой осуществлено преобразование тепловой энергии ядерного реактора в электрическую. Учёные этого Института под руководством академика Л.А. Арцимовича заняли ведущее место в изучении свойств плазмы. Выдающиеся открытия были сделаны в области квантовой физики. Советские физики Н.Г. Басов и А.М. Прохоров стали лауреатами Нобелевской премии. Деятельность Академии наук СССР была сосредоточена на разработке наиболее перспективных направлений в области естественных и гуманитарных наук, способствующих развитию науки и культуры. Большое внимание уделялось деятельности академий наук союзных республик. Для поощрения советских учёных за развитие советской науки в 1966 г. были учреждены Ленинские премии, а в 1967 г. — Государственные премии.
Социальная политика. В правительственных документах определялась цель социалистического строительства: «Всё во имя человека и для его блага!». Общество было переориентировано на решение проблем потребления. В течение восьмой пятилетки реальные доходы трудящихся увеличились на 33%. Минимальная заработная плата рабочих и служащих возросла с 40-45 до 60-70 рублей. Главным достижением социальной политики в этот период стало государственное бесплатное жилищное строительство. 55 млн. чел. получили бесплатное или по льготным кредитам жильё. К началу 80-х гг. 80% семей имели отдельные квартиры. Важным социальным достижением явился перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями и оплачиваемым отпуском в 15 дней.Нарастание противоречий в экономике. С начала 70-х годов темпы роста экономики стали снижаться, а к 80 годам показатели производства перестали расти. Главной бедой советской экономики этого периода было то, что она почти не была связана с научно-техническим прогрессом (НТП). В нашей стране при разработке научно-технической политики не были учтены все тенденции научно-технической революции. Основное внимание было обращено на автоматизацию и производственных процессов, т.к. считалось, она содержит в себе возможность преобразования материального производства, управления и повышения производительности труда.Экономика 70-х и первой половины 80-х годов развивалась в целом на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов, что проявилось:в погоне за увеличением объемов. В 70-е годы нам удалось догнать США по выплавке стали, добыче угля, нефти, газа и других видов промышленной продукции;экономика СССР развивалась за счет увеличения числа рабочих;экономика страны была монополизированной, в которой не было конкуренции внутри каждой отрасли (например, в автомобилестроении);наличие гигантомании, т.е. строительств огромных предприятий, дорогостоящих и не всегда оправдываемых (например, БАМ).В стране вилась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Так, в 1971 году в промышленности действовало 89481 механизированных поточных линий.
Западные страны осуществляли продвижение в таких сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства.
В первые послевоенные годы в США испытывали острый дефицит долларов, и основным каналом их впрыскивания в международный оборот был план Маршалла. С 1950 года положительное сальдо платежного баланса США сменилось умеренным отрицательным, что позволило постепенно удовлетворить международный спрос на доллары, а с 1958-го наступила эра крупных дефицитов американского платежного баланса, которая длится до сих пор. Схема была совершенно гениальной и напоминала вечный двигатель или, скорее, саморасширяющуюся вселенную.
В 1960-е гг. экономика США вступила в состоянии кризиса. С 1962 по 1966 г. длился промышленный подъем, а с 1967 г. началось постепенное втягивание в очередной циклический кризис. Однако резкое увеличение военных расходов в связи с агрессией США во Вьетнаме и активная государственная политика стимулирования экономического роста позволили оттянуть его наступление вплоть. До 1969 г. Таким образом, 60-е гг. представляли собой период сравнительно устойчивого экономического роста.
Буржуазная пропаганда воспользовалась моментом, чтобы объявить наступление очередного «просперити». Предполагалось даже, что благодаря государственному регулированию экономике США удалось, наконец, избавиться от циклических кризисов. Тем более что кризис 1960-1961 гг. был по показателю сокращения промышленного производства слабее всех предшествовавших (8,6%), а фаза депрессии после него отсутствовала. Но и на этот раз (как и в 1920-е гг.) иллюзии относительно экономического «процветания» вскоре были рассеяны.
Промышленное производство в 1960-е гг. росло темпами, сравнимыми с самыми высокими темпами в истории США. В 1965 г., например, они составляли 8%, а в 1966 г. достигли 10%. Всего за 1961-1966 гг. индекс промышленного производства увеличился на 42%. Однако очевидно, что этот рост происходил на нездоровой, инфляционной основе.
Президенты Дж. Кеннеди и Л. Джонсон (1961-1969 гг.) за основу своей экономической политики приняли непрерывное увеличение государственной задолженности как средство поддержания производства на высоком уровне. Сбалансированный бюджет был признан устаревшим, а умеренная инфляция — даже полезной. В результате за 8 лет их президентства государственный долг вырос на 68 млрд. долл. (за 8 предшествовавших лет — только на 23 млрд. долл.), а количество средств обращения, в США увеличилось в целом за 1960-е гг. более чем на 50%. Именно в этот период складывались решающие предпосылки происшедшего в 1970-е гг. превращения «ползучей» инфляции в «галопирующую».
«Процветание» не распространялось на сельское хозяйство США, где и в 1960-е гг. продолжался тяжелый кризис перепроизводства. Правительство тратило около 5 млрд. долл. в год на выплату фермерам премий за сокращение посевных площадей. Однако воспользоваться этой «помощью» могли лишь крупные хозяйства. Процесс концентрации сельскохозяйственного производства получал, таким образом, дополнительный стимул, а удельный вес фермерского населения США продолжал сокращаться — с 8,7% в 1960 г. до 4,8% в 1970 г.
В 1960-е гг., несмотря на благоприятную внутриэкономическую конъюнктуру, началось заметное ухудшение внешнеэкономических позиций США. Страны Западной Европы и Япония, закончив послевоенное восстановление, значительно опережали США не только по темпам экономического роста, но и по темпам роста эффективности производства. «Технологический отрыв» США от основных конкурентов начал сокращаться. Этому способствовало, в частности, наиболее тяжелое бремя милитаризации, тормозившее технический прогресс в гражданских отраслях экономики США. Отрицательно влияли на конкурентоспособность американских товаров и более высокие темпы инфляции внутри страны. В результате с середины 1960-х гг. торговый баланс США постоянно ухудшалсяя а в 1971 г. впервые с 1893 г. был сведен с дефицитом. Доля США в мировом капиталистическом экспорте упала с 33% в 1947 г. до 15,5% в 1970 г. Особенно остро встала проблема дефицита платежного баланса. Главной причиной ее возникновения явились непомерные притязания США на мировое господство, милитаризм. Хронический дефицит платежного баланса привел к рассасыванию золотых запасов США. К концу 1960-х гг. сложились, таким образом, решающие предпосылки «кризиса» доллара как главной резервной валюты.
Падение доверия к доллару и массовое «бегство» от него на мировом капиталистическом рынке вынудило правительство США отказаться от обмена своей валюты на золото и дважды девальвировать ее (в 1971 г. и в 1973 г.). Рухнул оформленный в 1944 г. «бреттонвудсский» золото-долларовый стандарт. Начался продолжающийся до сих пор период валютных потрясений, в ходе которых США пользуются сохранением привилегированного положения доллара для финансовой эксплуатации всего несоциалистического мира, а также для нанесения прямого ущерба экономическим позициям своих конкурентов.
В то же время именно 1960-е гг. впервые показали, что огромные военные расходы не в силах укрепить внешнеполитические позиции американского империализма. Победоносная революция на Кубе, безуспешная война во Вьетнаме, рост антиамериканских настроений во многих развивающихся странах убедительно продемонстрировали это. В 1960-е гг. 3/4 прямых зарубежных инвестиций США направлялось уже в более «надежные» промышленно развитые страны и лишь 1/4 — в развивающиеся. Тем не менее развивающиеся страны по-прежнему оставались основным источником получения огромных прибылей от зарубежных инвестиций США.
Сомнительное «процветание» в США завершилось экономическим кризисом 1969-1970 гг. Кризис не был особенно глубоким- падение производства составило 8,1%. Однако он имел большое значение, так как произошел в условиях продолжающейся войны США в Индокитае. Военная конъюнктура перестала служить США лекарством от кризиса. Более того, именно военные, технически высокоразвитые отрасли пережили особенно значительный спад. В числе безработных оказались не только рабочие, но и десятки тысяч инженеров, ученых и технических специалистов этих отраслей. Кризис 1969-1970 гг. похоронил миф о наступлении «эры бескризисного развития» американской экономики.
Начало 1970-х гг. ознаменовалось и коренной ломкой ценовых пропорций на мировом капиталистическом рынке — изменением соотношения цен на готовые изделия и сырье в пользу последних. В основе такой ломки лежал кризис неоколониальной системы эксплуатации природных богатств развивающихся стран.
Список литературы
1.Вощанова Г.П. История экономики. М. 2003.
2. Гусейнов Р. История мировой экономики. Запад – Восток – Россия: Учеб. пособие. Новосибирск, 2004.
3.Страгис Ю.П. Экономическая история России VIII–XVII вв. Екатеринбург, 1996.
4. Абалкин Л. Экономические воззрения и государственная деятельность С.Ю. Витте // Вопросы экономики. 1999. № 4.
5.Анимица Е.Г., Тертышный А.Т., Кочкина Е.М.Цикличность модернизации российской экономики. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 1999.
6.Антуфьев А.А. Промышленность Урала накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1992.
7.Белоусов О. Советская экономика в предвоенный период в и годы Великой Отечественной войны // Вопросы экономики. 1995. № 5.
8.Веденеев Ю. Организационная реформа управления промышленностью в СССР (1957–1968 гг.). М., 1990.
9.Ханин Г. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат "И по-звериному воет людьё…" (человек в повести А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")
Реферат О возникновении тоталитаризма
Реферат Теория относительности: прямой эксперимент с кривым пучком
Реферат Умовивід та його види
Реферат Денежно кредитная и банковская система Регулирование денежного обр
Реферат Основные тенденции развития Российской политической элиты
Реферат Разработка школьного элективного курса Полимеры вокруг нас
Реферат Расчет насадочного абсорбера 2
Реферат Alas Babylon Essay Research Paper Alas Babylon
Реферат Русь в периоды правления Павла I и Александра I
Реферат Smile Essay Research Paper I never know
Реферат Природный рекреационный потенциал Западного района
Реферат Henry Ford 5 Essay Research Paper Henry
Реферат Пенсионная система и её реформа в РФ
Реферат Модернизация стенда сушки футеровок и разогрева погружных стаканов