Реферат по предмету "Исторические личности"


Политика просвященного абсолютизма в эпоху Екатерины II Золотой век российского дворянства

Население России составляло в середине ХУШ в. 18 млн. чел., к концу века 36 млн. 54 % крестьян проживали в сельской местности и принадлежали помещикам. 40% крестьян – государственные  и принадлежали казне, 6% принадлежали дворцовому ведомству.  Наблюдался рост крепостнических отношений  вширь и вглубь.  Они охватывали новые территории  и новые категории населения (вширь). Росло бесправие и эксплуатация крестьян (вглубь).  Во 2-й половине 18 в окончательно определились регионы. Где господствовали барщина (отработочная рента) и оброк (денежная или продуктовая рента). Барщина, доходившая до 6 дней в неделю,  была распространена в черноземных районах.  В нечерноземных районах крестьян переводили на денежный оброк. Здесь широкое распространение получили промысловые занятия и отход крестьян на заработки. Помещики стремились добиться увеличения производства зерна и для этого отбирали у крестьян наделы и переводили их на месячину  /работа за скудное месячное довольство/. Врос и размер денежного оброка. Зарабатывать деньги можно было, занимаясь промыслом (текстильный промысел,  охота, деревообработка, кожевнический и т.д.) или уходя на заработки. Крестьяне все больше теряли связь с землей, что вело к разложению крестьянского хозяйства. Отдельные помещики стремились увеличить свои доходы не трогая основ крепостного права. Они стали применять  технические устройства, вводился многопольный севооборот, разводились новые культуры (подсолнечник, табак, картофель). Екатериной 2 были приняты законодательные акты, при которых крепостное право достигло своего пика и крепостной уже мало чем отличался от раба.  Процветала торговля крестьянами, их можно было продать, проиграть в карты, право “первой ночи”. Крестьяне не имели подавать жалобы на помещика императрице / указ 1767 г./ Торговля осуществлялась на многочисленных торгах и ранках. Хлеб, текстиль, меха, соль, рыба и т.п. Через порты Прибалтики, Причерноморья велась внешняя торговля. Вывозила металл, парусное полотно, кожу, хлеб. Из зарубежных стран ввозился кофе, вино, фрукты, чай и т.п.  Правительство преследовало цель превратить городских ремесленников в одну из сословных групп тогдашнего феодального общества. Каждая категория населения / дворяне, духовенство, различные категории горожан, крестьян, казачества и др./  приобретала сословную замкнутость, которую определяли соответствующие привилегии, зафиксированные в законах и указах.  Насаждение сословного строя способствовало удержанию власти в руках дворян. Промышленность: Происходил дальнейший рост мануфактур ( металлургия, суконное, полотняное производство, и т.д.).  Работали крестьяне – отходники. Они зарабатывали необходимую сумму /оброк/ для уплаты своему помещику. Отношения заводчика и крестьянина   составляли производственные  капиталистические отношения.  Появились заводчики из купцов и крестьян вложившие свои капиталы в промышленность. Процесс складывания капиталистических производственных отношений  стал необратимым. Но господство крепостничества оказывало огромное влияние на формы, пути и темпы формирования  капитализма. Финансы  Доходы казны выросли в 4 раза. И в 5 раз выросли расходы. Доходы росли за счет повышения налогов. В расходной части стояли   затраты на армию и флот, расходы на управление, содержание двора. Незначительные средства  тратились на науку, просвещение и искусство.  Впервые бумажные деньги появились в 1769 г, бумажный рубль обесценился и стоил 68 коп. (серебром ).  Екатерина обратилась за внешними  займами.  Бюджет России был типичен для абсолютистских государств. Доходы росли за счет повышения налогов.   ХУШ в. – время господства просветительной идеологии. Французские просветители Вольтер, Дидро, Руссо  предложили пути достижения свободы, равенства, и братства. Одним из них было – правление на троне монарха-мудреца, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Но понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной монархии. Политика просвещенного абсолютизма в России так же как и в др. странах, заключалась в укрепление крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Эта политика  наметила курс на усиление внутренней и международной реакциии. Что означало конец “просвещенного абсолютизма”.   Наиболее ярким проявлением просвещённого абсолютизма был созыв уложенной комиссии (1767). Комиссия была созвана для разработки свода законов. В её состав входило более 500 депутатов разных сословий: от дворян, от торгово-ремесленного населения, от государственных крестьян, от казаков, от инородцев. Для Уложенной комиссии Екатерина написала “Наказ”. Почти 3|4 наказа составляли цитаты из сочинений просветителей. В Наказе Екатерина высказывает революционную идею равенства людей, но для каждого сословия свои права и обязанности. Утверждала, что только суд может признать человека виновным. Вводилось понятие презумпция невиновности, но только в сословной интерпретации. Наказ императрицы был встречен с восторгом и умилением депутатами, которые на первом же заседании присвоили Екатерине титул “Великой”, “Премудрой” матери Отечества. Но идеи Наказа не нашли отражения в практической деятельности Уложенной комиссии, которая свелась в основном к спорам между представителями разных сословий. Дворянство жаловалось на побеги крестьян, требовало расширения своих привилегий. Торгово-ремесленное население требовало им право владеть крепостными, также требовало ограничить их от конкуренции со стороны дворян и крестьянства. Все жаловались на тяжёлые налоги. Комиссия так и не выбрала новый свод законов. Под предлогом начавшейся войны с Турцией в 1769 году комиссия была распущена. Деятельность Уложенной комиссии показала, что русское общество не готово,  а восприятию идей “Наказа”. Созданное “Вольное экономическое общество”  сыграло огромную роль в поощрении в России земледелия, давало советы по ведению хозяйства. Политика просвещённого абсолютизма проявлялась и в деятельности “Вольного экономического общества”, которое было создано в 1765г по инициативе Екатерины 2.  “ВЭО”  печатало труды в которых помещикам давались советы по рациональному ведению хозяйства. В 1765г “Э.о” объявило конкурс сочинений на тему: “Что полезнее для общества: сохранение крепостного права или его отмена?”. На конкурс было прислано 162 работы, в основном иностранных авторов (7 российских). В основном осуждали крепостное право. Все эти сочинения держались в секрете. первую премию получила работа французского автора, который предлагал не спешить с отменой крепостного права и наделением крестьян землями, он считал, что необходимо подготовить крестьян к свободе, просветить их. Это была программа ни к чему не обязывающая. Важным проявлением политики просвещенного абсолютизма так же относится секуляризация церковных земель (1764). У церкви были изъяты земли и переданы в управление коллегии экономии. Этот шаг имел важные последствия. Во-первых, государственная казна получала дополнительные доходы, т. к на содержание церкви тратилось меньше чем государство получало. Во-вторых монастырские крестьяне были освобождены от барщины и переведены на денежный оброк, они получили монастырские земли.  В эпоху просвещённого абсолютизма в России крепостничество достигло своего пика, окончательно сформировалось (в 60е годы).  Вторая половина ХУШ в. называлась екатерининским периодом. Екатерина 2 немка по происхождению, желая узнать Россию, посетила много городов. Придавала огромное значение законодательству.  Считала, что законы издаются для воспитания граждан. За годы своего царствования она издавала по 12 законов в месяц. Провела сенатскую реформу, которая улучшила управление страной из центра. Отменила гетманство на Украине, автономия Украины была ликвидирована. Вся страна, считала Екатерина, должна управляться по единым принципам. Провела секуляризацию  церкви. Установились штаты и оплата  церковнослужителей. Был введен принцип веротерпимости. Проводилась реформа по упорядочению землевладения ( граница земельных владений и их юридическое закрепление). Самое крупное мероприятие – проект нового Уложения. Реформы Екатерины: губернская 1775 г. Создавались губернии (300-400 тыс. муж. населения) во главе с губернатором, который подчинялся императрице. При нем создавалось губернское правление, ему был подчинен губернский прокурор. Финансами  занималась казенная палата. Губернский землемер занимался землеустройством. Школами, больницами богадельнями  ведал Приказ общественного призрения (опекать, заботиться) .  Губернии делились на уезды по 20-30 тыс. муж. населения. Органом власти стал Земский суд. Каждое сословие получал свой суд. Крестьян судил помещик. Город был выделен в отдельную административную единицу. Во главе стоял городничий. Вводился полицейский контроль. После губернской реформы перестали существовать все коллегии, искл. Иностранной, Военной и Адмиралтейской. Сложившаяся система  управления территорией страны  решала задачу укрепления власти дворянства на местах и предотвращала народные волнения.  Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г. Дворянству представлялись огромные права:  освобождались от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. Имения объявлялись полной собственностью помещиков, они имели право заводить собственные заводы и фабрики. Дворяне могли судиться только с равными себе и только дворянским судом. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла  дворяновластие в России.  Грамота города определяла права и обязанности городского населения, систему управления в городах. Городское население делилось на шесть разрядов. 1- дворяне и духовенство; 2- купцы, делившиеся на три гильдии; 3- ремесленники; 4- иностранцы, постоянно живущие в городе; 5- именитые горожане, имеющие высшее образование и капиталисты; 6- посадские, которые жили промыслом или работой.   Реформа образования:  Создавались сословные учебные заведения Были открыты воспитательные дома, Смольный институт благородных девиц  и т.п. В уездах открывались 2-х летние народны училища, в губерниях –4-х летние. Создавалась методика преподавания, классная урочная система,  единые сроки начала и окончания занятий, единые учебные планы.
ХУШ в. славится  полководцами Суворов / русско-турецкая война/, Кутузов /взятие Исмаила/ Потемкин  — присоединение Крыма; стоял во главе управления юга России. За успехи по присоединению Крыма получил титул “князь Таврический”.
Емельян Пугачев предводитель крестьянской войны выпустил ряд манифестов и указов. Один из ярких его манифестов о жалованной грамоте крестьянам. Он жаловал свободу и вольность, землю, сенокосные угодья. Освобождал от податей. Отряд его с 80 казаков увеличивался  за 2 недели до 2,5 тыс. Армия была организована, дисциплинирована, однако в целом  движение оставалось стихийным.  Движение росло. Брались города. Екатерина послала правительственные войска. Война продолжалась в 3 этапа. Оренбург, Казань города Поволжья ( он отступал, но брал города). Во главе правительственных войск был поставлен Панин, был вызван Суворов. Но группа зажиточных казаков схватили Пугачева и выдали его властям. В деревянной клетке его отправили в Москву и казнили. В устрашение населения виселицы с заговорщиками были отправлены по Волге и др. рекам. Война заставила Екатерину реформы для укрепления своей  власти, укрепив при этом органы управления, сословные права  населения.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.