Реферат по предмету "Историческая личность"


Биография В.И. Ленина

Б И О Г Р А Ф И Я
                    В Л А Д И М И Р А  И Л Ь И Ч А
                             Л Е Н И Н А
     Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10(22) апреля 1870 года в
  городе Симбирске (ныне Ульяновск),  расположенном на берегу  великой
  реки Волги. Его родители принадлежали к передовой русской разночин-
  ной интеллигенции. Отец Ленина — ИльяНиколаевич Ульянов — был родом
  из бедных мещан города Астрахани.
     Дед Ленина происходил из крестьян Нижегородской  губернии и  сам
  был крепостным. До прибытия в Астрахань Н. В.Ульянов жил в Новопав-
  ловском селении Астраханской губернии.Позднее он числился государс-
  твенным крестьянином, а затем был приписан кмещанскому сословию как
  занимавшийся портняжным ремеслом; умер вбольшой бедности.
     Отцу Владимира  Ильича пришлось преодолеть немало трудностей, с
  которыми в условиях царизма было связанополучение  образования  для
  выходцев из народа.  В раннем детстве он лишился отца, и лишьпомощь
  старшего брата дала ему возможность получитьсреднее, а затем и выс-
  шее образование.
     Благодаря настойчивому труду и выдающимсяспособностям, преодоле-
  вая нужду,  И.  Н. Ульянов  сумел окончить Казанскийуниверситет и
  вскоре стал преподавателем математики ифизики в средних учебных за-
  ведениях Пензы,  а затем Нижнего Новгорода. Назначение ИльиНиколае-
  вича на эту должность было подписанознаменитым  математиком  Н.  И.
  Лобачевским, являвшимся в то время помощником попечителя Казанского
  учебного округа. По его же предложению на И.Н. Ульянова была возло-
  жена обязанность ведения метеорологических наблюдений на Пензенской
  метеорологической станции.
     И. Н. Ульянов был любим своими учениками. Один из них, П. Ф. Фи-
  латов, отец известного врача В. П. Филатова,вспоминал Илью Николае-
  вича как светлую личность,  как человека, принадлежащего к числу тех
  немногих учмтелей,  «которые вносили в нашу жизньчестный  взгляд  и
  высокие нравственные принципы… отвращение ккарьеризму и к матери-
  альной наживе».
     И. Н. Ульянову были близки взгляды русскихпросветителей 60-х го-
  дов XIX века. Побуждаемый высокими идеалами, он посвятил свою жизнь
  служению народу, его просвещению. В 1869 годуИлья Николаевич остав-
  ляет работу учителя и становится инспектором,а затем директором на-
  родных училищ Симбирской губернии.
     По выслуге лет он неоднократно награждалсяорденами  и  медалями.
  Орден, которым он был награжден в 1882 году,давал ему право на дво-
  рянство.
     Энтузиаст народного просвещения, педагогпо призванию, он страст-
  но любил свое дело и отдавался емуцеликом.  У И.  Н. Ульянова была
  глубокая вера в народ и скрытые в нем силы.
     Характер работы требовал от ИльиНиколаевича постоянных разъездов
  по губернии, по деревням и селам.  Он отлучалсяиз дому на недели и
  месяцы. В любое время года он ездил в самые глухие места,  создавая
  земские школы, помогая учителям налаживатьобучение крестьянских де-
  тей. Нелегкое это было дело. Приходилось бороться с сопротивлением
  чиновников, помещиков  и  кулаков, которые всячески препятствовали
  созданию школ,  нелегко было преодолевать  и темноту,  предрассудки
  отсталой части крестьян,  добиваться, чтобы они поняли необходимость
  и пользу грамоты.
     Чуждый чиновничьего  духа с  его прислужничеством икарьеризмом,
  пренебрежением к народу,  И. Н. Ульянов был подлинным демократом. Он
  часто общался с крестьянами,  дружескибеседовал с ними,  его можно
  было видеть сидящим на завалинке какой-нибудьизбы  или выступающим
  на сельском сходе.
     Большое внимание И. Н. Ульянов уделялпросвещению нерусских наро-
  дов, населявших Поволжье.  Он относилсяк ним с чувством уважения и
  понимания, заботился об организации народных школ для них. Старания
  И. Н. Ульянова принесли свои плоды: почти за20 лет его работы коли-
  чество школ в Симбирской губернии значительновыросло.  Он  воспитал
  много передовых народных учителей, которыхназывали «ульяновцами».
     Мать Владимира Ильча, Мария Александровна,была дочерью Александ-
  ра Дмитриевича Бланка,  образованного, талантливого, врача пионера в
  области физиотерапии. А. Д. Бланк происходилиз мещан. Он рано овдо-
  вел и остался с 6-ю малыми детьми.  Судьба бросала его в разные углы
  Росии: то в Смоленскую глушь,  то вОлонецкую губернию, то на Урал.
  Человек прямой,  самостоятельныхсуждений,  он не ладил с властями.
  Выйдя в отставку,  А. Д.  Бланк обосновался со своиммногочисленным
  семейством под Казанью,  в деревне Кокушкино (ныне село Ленино), где
  жил до самой смерти.  Выросшая в деревне,  Мария Александровна из-за
  отсутствия средств смогла получить лишьдомашнее образование под ру-
  ководством тетки,  заменившей детям мать. Но одаренная большимиспо-
  собностями, она овладела несколькими иностранными языками,  которым
  потом обучала своих детей, хорошо играла нарояле, много читала. Са-
  мостоятельно подготовившись, МарияАлександровна сдала экстерном эк-
  замен на звание учительницы.  Как и Илью Николаевича, ее влекло дело
  народного просвещения.  Но работать в школе ей не пришлось: забота о
  большой семье,  воспитание детей,  домашнее хозяйство,  которое надо
  было вести очень экономно,  чтобы сходились концы с концами, целиком
  поглощали ее время.
                            В семье и гимназии
     В доме Ульяновых всегда царили согласие илюбовь. Илья Николаевич
  был образцовым семьянином, горячо любящиммужем и отцом. В семье было
  восемь детей (двое из них умерли совсеммаленькими).  Владимир Ильич
  был четвертым по рождению.  Оставшиеся Анна,  Александр, Владдимир,
  Ольга, Дмитрий и Мария росли близкими по возрасту парами.  Родители
  старались дать им разностороннее образование,воспитывали их честны-
  ми, трудолюбивыми, чуткими к нуждам народа,трудящихся. Впоследствии
  все они, кроме рано умершей Ольги, сталиреволюционерами.
     Большое влияние на детей оказывал личныйпример  родителей.  Дети
  видели, сколько  сил  отдает отец делу народного просвещения, как
  строго относится он к себе и своимобязанностям,  какую радость при-
  носит ему открытие каждой новой деревенской школы.  Вся жизнь отца,
  его энергия, способность целиком отдаваться любимому делу,  внима-
  тельное отношение к людям труда, скромность во всем имели огромное
  воспитательное значение.  Очень простой в обхождении с  людьми и  в
  своих потребностях,  он и в этом отношении оказывал самоеблаготвор-
  ное влияние. Строгое Отношение к себе и своим обязанностям, высокое
  чувство долга,  которое отличало всегда Ленина,  было в значительной
  степени заложено у него с самых ранних летотцом.  Авторитет отца  и
  любовь к нему в семье были очень велики.
     Редким воспитательным талантом обладалаМария Александровна. При-
  ветливая, ровная, она никогда излишне не стесняла детей, но в то же
  время умела поддерживать дисциплину.  Всегда аккуратная, организова-
  ная, бережливая и скромная, особенно во всем,что касалось лично ее,
  она сумела все эти качество передатьдетям.  Хрупкая на  вид, Мария
  Александровна обладала  огромным  мужеством, самоотверженностью  и
  стойкостью, которые много раз и с такой удивительной силой проявля-
  лись в годы тягчайших испытаний, выпавшихвпоследствии на долю семьи
  Ульяновых.
     Семейная обстановка  и условия воспитания были благоприятными для
  развития ума и характера детей.  Родители не только не подавляли, но
  даже поощряли естественную живость и резвостьдетей. Когда маленький
  Володя, живя летом в деревне Кокушкино, решилсократить путь на ули-
  цу и стал лазить в окно,  родители его не бранили. Наоборот, для то-
  го, чтобы малышу было удобнее перелезать и чтобы он не ушибся, отец
  сделал в  комнате и на улице около окнадеревянные ступеньки.  Одно
  время старшие дети задумали издаватьдомашний  журнал.  Все в  меру
  своих сил сотрудничали в нем. Сколько радостии веселья доставлял им
  этот самодельный журнал,  написанный от руки, иллюстрированный кари-
  катурами, материалом для которых служилинаиболее забавные случаи из
  жизни семьи. Родители принимали живое участие в чтении и обслужива-
  нии домашнего журнала.
     Ульяновы заботливо приучали детей ктруду.  С самого раннего воз-
  раста они должны были сами обслуживать, помогать старшим;  девочки
  следили за тем, чтобы у них и у мальчиководежда была в порядке. По-
  зади дома Ульяновых был сад,  за которым любовно ухаживала мать.  Но
  все дети помогали ей в этом.  В летнее время они обязаны были напол-
  нять водой две большие кадки. Кто-нибудь из ребят качал воду, ос-
  тальные разносили ее в ведрах,  лейках и кувшинах.  Работали весело,
  дружно. Большое  удовольствие детямдоставляло семейное чаепитие на
  открытом воздухе в беседке.  Старший, Саша,  нес самовар, остальные
  стулья, посуду. Окончив пить чай, девочкипомогали матери мыть посу-
  ду, мальчики уносили стулья. Работа была посильная, и делали ее все
  охотно.
     Володя Ульянов рос резвым,  здоровым,, жизнерадостным  ребенком.
  Внешностью он был очень похож на отца,  отнего унаследовал и весе-
  лый, общительный характер.  Он былнеутомимым зачинщиком  различных
  игр и забав. Из воспоминаний родных известно,что он был очень спра-
  ведлив в играх, терпеть не мог драк:«Это не игра, это безобразие, я
  в  немучаствовать не буду»,  — заявлялон,  когда игра переходила в
  драку. Любознательный,  он пяти летнаучился читать и много времени
  проводил за книгами.
     С девяти до семнадцати лет Володя  Ульянов учился  в  Симбирской
  классической гимназии (Среднее учебноезаведение, в котором наряду с
  новыми языками изучались древние — греческийи латынь).  Уже  в  эти
  годы  вего поведении проявляется воспитанная в семье самодисциплина
  и организованность.  Каждое утро ровно в 7 часов он вставал спосте-
  ли, — причем его никто не будил, — бежалмыться по пояс, убирал пос-
  тель. До завтрака он всегда успевал повторитьуроки и в половине де-
  вятого был в гимназии,  идти до которойнадо было несколько кварта-
  лов. Так было ежедневно; в течение восьми летустановленный режим не
  нарушался.
     В гимназии сразу же проявились способностии  трудолюбие  Володи.
  Живой, пытливый ум, серьезное отношение к занятиям сделали его луч-
  шим учеником; переходя из класса в класс, онполучал первые награды.
  Среди молодежи  он  был известен как хороший пловец,  конькобежец и
  шахматист.
                  Формирование революционныхвзглядов
     Детские и юношеские годы ВладимираУльянова проходили в обстанов-
  ке жестокой реакции,  царившей в ту пору в России. Всякоепроявление
  свободной, смелой мысли  подвергалось  преследованию.  Впоследствии
  Владимир Ильич охарактеризовал этовремя,  как период «разнузданной,
  невероятно бессмысленной и зверскойреакции».  Поэтому  гимназия не
  могла способствовать формированию передовыхобщественных идеалов.
     Взгляды Ленина в годы его юностискладывались под влиянием семей-
  ного воспитания,  примера  родителей, под воздействием революцион-
  но-демократической литературы и  соприкосновения  с жизнью  народа.
  Очень сильное влияние на Володю имел его братАлександр, который был
  для него непререкаемым авторитетом.  Мальчик старался во всем  похо-
  дить на брата, и если его спрашивали, как онпоступит в том или ином
  случае, он неизменно отвечал:  «какСаша». С годами стремление рав-
  няться на старшего брата не прошло, а сталоглубже и осмысленнее. От
  Александра Володя узнал о марксистской литературе- впервые увидел у
  него «Капитал» К. Маркса.
     Александр Ульянов был исключительноодаренным юношей.  Он с детс-
  ких лет проявлял твердую волю,  высокие моральные качества.  «Саша,-
  вспоминала Анна Ильинична,- был на редкостьсерьезный,  вдумчивый  и
  строго относящийся к своим обязанностяммальчик.  Он отличался также
  не только твердым, но и справедливым, чуткими ласковым характером и
  пользовался большою любовью всех младших. Володя подражал старшему
  брату...»
     Еще в ранней юности Владимир Ильич начал пристально вглядываться
  в окружавшую его жизнь.  Искренний, не терпящей никакой лжи он поры-
  вает с религией.  Толчком к этому была сцена,  которая возмутила его
  до глубины души.  Однажды в беседе с гостем Илья Николаевичсказал о
  своих детях,  что  они плохо посещают церковь.  Глядя на Владимира,
  гость сказал: «Сечь,  сечь надо!»Гневный выбежал юноша из дому и в
  знак протеста сорвал с себя нательныйкрестик.  То, что зрело давно,
  вырвалось наружу.
     Наблюдая жизнь,  Владимир Ульянов видел, в какой нужде жилнарод,
  какому бесчеловечному обращению подвергалисьрабочие и крестьяне. Он
  внимательно вслушивался в рассказы отца отемноте и невежестве,  ца-
  ривших в деревне,  о самоуправстве властей и  бедственном положении
  крестьянства. Общаясь с людьми труда, онвидел также, каким особенно
  бесправным и унизительным было положениенерусских  национальностей:
  чувашей, мордвы, татар, удмуртов и других. Сердце юноши наполнялось
  жгучей ненавистью к угнетателям народа.
     О сочуствии  юного Ленина  к угнетенным царизмомнациональностям
  говорит такой факт.  В последних классах гимназии он вел  занятия с
  учителем чувашской школы Н. М. Охотниковым,готовя его к экзамену на
  аттестат зрелости.  Чуваш по национальности, человек большихматема-
  тических способностей, Охотников страстномечтал о получении высшего
  образования. Но для поступления в университет требовался  аттестат,
  зрелости, которого у него не было. Чтобыполучить аттестат, надо бы-
  ло сдавать экзамены по многим предметам,  в том числе и по  древним
  языкам. Самостоятельно изучить эти языки Охотникову было трудно,  а
  средств на то, чтобы нанять учителя, он неимел. Узнав о безвыходном
  положении Охотникова,  Владимир  Ильич взялся бесплатно подготовить
  его и в течение полутора летсистематически,  три раза в неделю, за-
  нимался с ним. Охотников успешно сдал экзаменна аттестат зрелости и
  поступил в университет.
     Революционные настроения  юноши проявлялись  даже в его классных
  работах. Однажды директор гимназии Ф. М.  Керенский (отец небезыз-
  вестного впоследствии эсера А.  Ф. Керенского), всегда ставивший со-
  чинения Ульянова в пример другим учащимся,предостерегающе сказал: "
  О каких это угнетенных классах вы тут пишите,при чем это тут?"
     Уже в юношеские годы Владимиру Ильичупришлось  пережить  тяжелые
  жизненные испытания.  В январе 1886 года в возрасте 54 летскоропос-
  тижно, от кровоизлияния в мозг,  умерИлья Николаевич.  Осиротевшая
  семья осталась без средств ксуществованию.  Мария Александровна на-
  чала хлопотать пенсию, в ожидании которойпрошло несколько месяцев.
     Не успела семья прийти в себя от одногоудара, как на нее обруши-
  лось новое горе — 1 марта 1887 года вПетербурге,  за участие в под-
  готовке покушения  на царя АлександраIII,  был арестован Александр
  Ульянов. Вслед за ним была арестована и егосестра Анна, учившаяся в
  Петербурге.
     О революционной деятельности АлександраИльича в семье не  знали.
  Окончив с золотой медалью симбирскуюгимназию,  он блестяще учился в
  Петербургском университете.  Его исследования в области  зоологии и
  химии обращали на себя внимание видныхученых, таких, как Н. П. Ваг-
  нер и А. М. Бутлеров; каждый из них желелоставить его в университе-
  те на своей кафедре.  Одна из его работ по зоологии,  выполненная на
  III курсе, была удостоена золотой медали.Александра Ульянова проси-
  ли в профессора. В последнее лето,проведенное им дома, он все время
  отдавал подготовке своей диссертации и,казалось целиком ушел в нау-
  ку. Никто  не знал ,  что, находясь в Петербурге,  АлександрИльич
  участвовал в кружках революционной молодежи ивел политическую  про-
  паганду среди  рабочих.  Идейно он находился на пути от народоволь-
  чества к марксизму.
     Об аресте Александра а Анны в Симбирскнаписала родственница Уль-
  яновых, но, боясь за Марию Алексаандровну,она послала письмо не ей,
  а близкому другу их семьи — учительницеВ.  В. Кашкадамовой. Та не-
  медленно вызвала из гимназии Владимира и далаему  прочесть  письмо.
  «Крепко сдвинулись брови Ильича, ондолго молчал...- вспоминала Каш-
  кадамова.- „А ведь дело-то серьезное,-сказал он,- может плохо  кон-
  читься для Саши“».  На Владимира легла нелегкая задача — подготовить
  к печальному известию мать и в эту тяжелуюминуту быть ей  моральной
  поддержкой.
     Весть о случившемся быстро облетела город.От семьи Ульяновых от-
  шатнулись все,  кто раньше у них бывал,  все либеральное симбирское
  «общество». Тогда-то впервыемолодой Ленин увидел трусливое лицо ли-
  беральных интеллигентов.
     Мария Александровна незамедлительно уехалав Петербург.  Она дея-
  тельно хлопотала, чтобы спасти сына от угрозысмерти, но все ее хло-
  поты оказались бесполезны.  Присутствуя на заседании суда над  Алек-
  сандром и его товарищами, она слышала речьсына, в которой тот смело
  обличал царское самодержавие и говорил обисторической  неизбежности
  победы нового общественного строя — социализма.
     8 мая 1887 года Александр Ульянов ввозрасте 21 года  был  казнен
  царскими палачами в Шлиссельбургскойкрепости.
     Казнь Александра Ульянова взволновала всехчестных людей и вызва-
  ла  их возмущение  произволом царскогосамодержавия.  Газеты многих
  стран писали тогда о мужестве АлександраУльяннова.  Так, английская
  «Daily News»  и  издаваемая в Швейцарии «DerSozialdemokrat» особое
  внимание уделили его речи на суде;  о его бесстрашии во время  казни
  писала французская  газета  «Cri du  Peuple».  В польской  газете
  «Przedswit» была опубликована поэма«Ульянов», посвященная его геро-
  изму и мужеству.  Гибель Александра Ульянова была огромнойутратой и
  для науки. Менделеев сожалел, что революцияотняла у него двух выда-
  ющихся учеников — Кибальчича и Ульянова.
     Казнь брата потрясла молодого Ленина ивместе с тем укрепила  его
  революционные взгляды.  Преклоняясь перед памятью брата, его мужест-
  вом, Владимир, однако, отверг избранныйАлександром путь террористи-
  ческой борьбы. «Нет, мы пойдем не такимпутем,- решил он. — Не таким
  путем надо идти».
     В трагические для семьи Ульяновых дни совсей силой сказались са-
  мообладание и стойкость юноши. Он видел, скаким мужеством переносит
  свое неутешное горе мать.  Пример матери не мог повлиять на него, и,
  как ни тяжело ему было,  он взял себя в руки и блестяще сдал экзамен
  на аттестат зрелости.  Самый молодой в классе,  он, единственный из
  всех, сдавших экзамен, получил золотуюмедаль. Гимназическое началь-
  ство колебалось:  давать ли брату казненного государственного прес-
  тупника медаль. Но необыкновенные способностии глубокие знания Вла-
  димира Ильича были так очевидны,  что не дать ему медаль было невоз-
  можно. В характеристике директора гимназииотмечалось:  «Весьма  та-
  лантливый, постоянно  усердный и аккуратный Ульянов во всех классах
  был первым учеником и при окончании курсанагражден золотой медалью,
  как самый достойнейший по успехам, развитию иповедению».
                 Перрвое революционное крещение
     В конце июня 1887 года семья Ульяновых покинула Симбирск.  Месяц
  она жила в деревне Кокушкино,  а потом поселилась в Казани, где Вла-
  димир Ильич поступил на юридический факультет университета.  Твердо
  решив посвятить себя революционнойборьбе,  он стремился изучать об-
  щественные дисциплины.  «Теперь,-  говорил он,- такое время,  нужно
  изучать науки права и политическую экономию»
     В Казанском  университете Владимир  Ильич  становится деятельным
  членом нелегального самарско-симбирскогоземлячества.  Царские влас-
  ти, насаждавшие сыск и шпионаж, запрещавшиелюбые студенческие орга-
  низации, преследовали  также землячества.  Университетским  уставом
  1884 года участие в них каралось исключениемиз высших учебных заве-
  дений. Установив связи с передовымистудентами,  Ленин принял актив-
  ное участие в революционном кружке,  который полиция характеризовала
  как кружок «крайне вредногонаправления».
     Студенты решительно  выступали против  установления полицейского
  режима в университетах. 4 декабря 1887 года вактовом зале Казанско-
  го университета состоялась сходкастудентов,  требовавших отмены ре-
  акционного университетского устава,  разрешения организации  студен-
  ческих обществ, возвращения ранее исключенныхучащихся и привлечения
  к ответственности лиц,  виновных в их исключении. Владимир Ильич был
  одним из деятельных участников студенческоговыступления. Попечитель
  Казанского учебного округа сообщал потом вдепартамент  просвящения,
  сто Ульянов «бросился  в актовый зал впервой партии»,  а инспектор
  университета отмечал его «как одного изактивнейших участников сход-
  ки, которого он видел в первых рядах,  очень возбужденного,  чуть ли
  не со сжатыми кулаками».  Уходя со сходки, Ленин одним из первых ос-
  тавил свой студенческий входной билет.
     Революционное выступление студентовсерьезно встревожило  казанс-
  кие власти. Во дворе соседнего с университетом здания находился на-
  готове батальон солдат.
     В знак протеста  Ленин решил уйти изуниверситета.  5 декабря он
  пишет на имя ректора следующее  прошение: «Не  признавая  возможным
  продолжать мое  образование в  Университете  при настоящих условиях
  университетской жизни,  имею честь покорнейше просить Ваше Превосхо-
  дительство сделать  надлежащее распоряжение об изъятии меня изчисла
  студентов Императорского КазанскогоУниверситета».
     Пораспоряжению казанского губернатора Ленин был арестован и зак-
  лючен в тюрьму.  В тюремной камере студенты делились мнениямии пла-
  нами на будущее. На вопрос товарищей, что ондумает делать после вы-
  хода из тюрьмы,  Владимир Ильич отвечат,  что перед ним одна дорога,
  дорога революционной борьбы. 5 декабря Ленинв числе других активных
  участников сходки был исключен изуниверситета.  Ему было воспрещено
  проживать в Казани,  и  7 декабря он был выслан в деревню Кокушкино
  под негласный надзор полиции.  (Там же находилась,  высланная из Пе-
  тербурга, старшая сестра Анна.)
     Выслав юношу в деревню,  жандармы не могли успокоиться.  Директор
  департамента полиции направил начальникуказанского губернского жан-
  дармского управления указание:  «Распорядитесь...  учредить строгое
  негласное наблюдение  за высланым в д.  КокушкиноЛаишевского уезда
  Владимиром Ульяновым».
     В ссылке Владимир Ильич усердно изучаетобщественно-политическую,
  экономическую и статистическую литературу. Спомощью родных он полу-
  чает из Казани книги и журналы,  подобранные в библиотеках.  Занятия
  юноши были строго систематизированы.  Он изучал университетские кур-
  сы, читая журналы«Современник», «Отечественные Записки», «Вестник
  Европы», «Русское  Богатство», художественную  литературу,  особенно
  произведения Н. А. Некрасова.
     Молодой Ленин зачитывался романом«Что делать?»- одной из любимых
  книг его казненного брата.  В этом романе Чернышевский облек в худо-
  жественную форму свои социалистическиеидеи,  первый в русской лите-
  ратуре создал образ революционера,самоотверженного борца за свободу
  и счастье народа.  Книга «Что делать?» так увлеклаВладимира Ильича,
  что летом 1888 года он в течение нескольких недель перечитал ее раз
  пять, находя в ней все новые и новыеволнующие мысли.
                Остальное придумайте сами ;-)
          Haпиcан Gena Denisov.                      M k l  Soft Co.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.