Реферат по предмету "Культура и искусство"


Первый русский фарфор

1. Первый русский фарфор
Первыми изделиями Невской порцелиновой мануфактуры,которые дошли до нас, являются образцы русского фарфора 1748 года. Предметы,изготовленные ранее, по-видимому, не сохранились до наших дней. Наиболее раннимобразцом виноградовского фарфора является уже упоминавшийся ставок. Ставок ещене имеет живописи, но украшен лепным рельефным рисунком. На нем нанесена подглазурнойкобальтовой краской марка. Она представляет собой как бы дробь, в числителекоторой стоит год изготовления «1748», а в знаменателе «W». Так Д.И. Виноградовпомечал свои изделия, ставя год изготовления и заглавную букву своей фамилиилатинским шрифтом.
В первые годы создания Невской порцелиновой мануфактурытам изготовлялись лишь изделия небольших размеров – «посуда малой руки», каквыражался Виноградов. Такие изделия менее капризны в производстве. Кроме того,объемы существовавших тогда обжигательных печей не давали возможности делатькрупные вещи.
Об ассортименте изделий, выпускавшихся на порцелиновоймануфактуре в 1749-1750 годах, можно судить по «Запискам о фарфоре»Д.И.Виноградова, где он упоминает о миске, чашках с крышками, о кофейнике, чайныхчашках и фарфоровых яйцах. В апреле 1750 года были изготовлены блюда, а такжекоробки с выпуклыми цветами. Д.И.Виноградов писал, что коробки, которые«цветами обложены», он сам возил «господину барону».
Из выполненных в 1749 году изделий до наших дней дошлачашка с рельефным украшением, изображающим виноградную лозу. На чашке имеетсямарка —, нанесенная подглазурной кобальтовой краской.
Этот редкий экземпляр первого русского фарфора хранитсясейчас в Государственном Эрмитаже в Ленинграде.
К числу первых виноградовских изделий принадлежит такжевысокая фарфоровая стопка с восьмигранным низом, хранящаяся в Русском музее вЛенинграде. Синей подглазурной краской на изделии изображена марка — --------, а также выдавленный в массе знак «4.16». Знак, очевидно, показываетномер массы, из которой было изготовлено изделие.
Та же, в Русском музее, среди образцов старого фарфораможно увидать несессер в виде спеленутого ребенка с маркой — — ;знак «СПБ» точно устанавливает, что это изделие было изготовлено на Невскойпорцелиновой мануфактуре.
В 1751 году на порцелиновой мануфактуре было начатоизготовление фарфоровых табакерок. Как известно, в то время в среде придворнойзнати была распространена мода нюхать табак. В 1753 году в большом ходу былифарфоровые табакерки, изображавшие запечатанный почтовый конверт со штампом ифамилией адресата. Они понравились Елизавете Петровне, и на порцелиновоймануфактуре было налажено их производство по заказу знатных особ.
В газете «Санктпетербургские ведомости» от 19 марта 1753года было опубликовано такое объявление:
« Господин бергмейстер Виноградов объявляет всем знатнымособам, а особливо придворным обоего пола, которые изволят иметь порцелиновыетабакерки в форме пакета с надписями, те б изволили присылать к господинуСоветнику Монетной канцелярии Ивану Андреевичу Шлаттеру, в Санктпетербург,формуляры, какую кто надпись и на каком языке изволит, которыми он господинВиноградов желает всех того требующих удовольствовать, а цена за табакерку снадписью, кроме обделки по 20 рублев» .
Кроме пакетовых табакерок, то есть имевших формуконверта, на порцелиновой мануфактуре делались также табакерки самыхразнообразных форм и размеров. Так, например, среди вещей, оставшихся послесмерти Д.И.Виноградова и хранившихся у него, значилось около ста круглых,овальных, четырехугольных табакерок, расписанных пурпуром, золотом и прочимикрасками.
В 1758 году порцелиновая мануфактура выпускала, крометабакерок, самые различные фарфоровые изделия: чайники, молочники, масленки,кружки, чайницы, чашки, колокольчики, пуговицы, сахарницы, чашкиполоскательные, блюдечки, подсвечники, кофейники, пуншевые ложки, курительныетрубки, шпажные эфесы и др.
Из перечня видно, что порцелиновая мануфактура в то времяпредставляла собой вполне налаженное производство.
Д.И.Виноградов был всей душой предан новому делу истрастно его любил. Он говорил: «Порцелинная фабрика ничто иное есть, какгорная манифактура и между всеми прочими великолепнейшая».
Когда в России не было фарфора
До появления собственного фарфора Россия, как и Европа,покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов. Это были фарфоровыеизделия из Китая, где впервые их стали изготовлять на рубеже VII-VIII веков. ВЕвропу фарфор завезли купцы в XIII веке
Несмотря на то, что ввоз фарфора в европейскиегосударства с годами заметно увеличивался, в описях королевского и княжескогоимущества XVI века фарфоровые предметы все еще находились среди самых ценных исчитались дорогими подарками. Вскоре фарфор стал модой, предметом собирательстваи украшения дворцов.
Фарфор начали употреблять также и в качестве параднойпосуды.
Европейцы пытались сами найти способ производствафарфора, но все их попытки до начала XVIII века кончались неудачами. Однако вовремя поисков был изобретен ряд превосходных материалов, по своему внешнемувиду очень напоминавших дорогостоящий китайский фарфор. Так появилосьвенецианское молочное стекло, испано-мавританская керамика, итальянскаямайолика, английские и голландские фаянсы.
Отдельные образцы китайского фарфора появились в России,по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, — в XIII-XIV веках. Обэтом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные в разное времяв старых культурных слоях на территории Московского Кремля.
С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русскойзнати стал преобладать саксонский фарфор.
В Европе фарфор называли порцелином. Это слова произошлоот итал. «porcellino», что значит поросенок или свинушка. Своим внешним видом(формой, цветом, блестящей поверхностью) фарфоровые черепки напоминали вынутыеиз воды морские раковины, очень похожие на маленьких бело-розовых поросят.Слово «фарфор» появилось в русском языке в середине XVIII века. О егопроисхождении среди ученых существуют различные суждения. По мнению наиболеевероятному, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значитимператорский, — так называли на Востоке лучший по качеству фарфор,предназначавшийся для царствующих особ.
Привозной фарфор по-прежнему стоил недешево. Им моглапользоваться только знать. Простые люди во всем мире пили и ели, используяглиняную, деревянную и металлическую посуду.
Не знавшая своего фарфора Россия достигланепревзойденного мастерства в обработке художественных изделий из дерева,металла и керамики, среди которых большое место занимала посуда.
Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкого переломав истории России, она становилась на путь промышленного развития. Только впервой четверти XVIII века было создано свыше двухсот навых предприятийметаллургической, текстильной, судостроительной и других отраслейпромышленности. Россия постепенно освобождалась от необходимости ввозить многиепромышленные изделия из-за границы. Некоторые отрасли промышленностиприходилось создавать заново. Тогда же, при Петре I, были сделаны попыткиналадить и производство фарфора.
Отсутствие фарфора чувствовалось все острее.
Тезисы
— Фарфор в течение многих столетий служит символомроскоши, достатка владельца. Фарфор – как и дорогие ювелирные украшения, например,- всегда в моде, он радует и восхищает, дорогой фарфор и антикварный фарфорпо-прежнему доступны немногим.
— До появления собственного фарфора Россия, как и Европа,покупала диковинный «звонкий товар» у иноземных купцов.
— Европейцы пытались сами найти способ производствафарфора, но все их попытки до начала XVIII века кончались неудачами.
— Отдельные образцы китайского фарфора появились вРоссии, по-видимому, в то же время, что и в европейских странах, — в XIII-XIVвеках. Об этом свидетельствуют черепки разбитых блюд и кувшинов, найденные вразное время в старых культурных слоях на территории Московского Кремля.
— С открытием Мейсенской мануфактуры в обиходе русскойзнати стал преобладать саксонский фарфор.
В Европе фарфор называли порцелином. Это слова произошлоот итал. «porcellino», что значит поросенок или свинушка. Своим внешним видом(формой, цветом, блестящей поверхностью) фарфоровые черепки напоминали вынутыеиз воды морские раковины, очень похожие на маленьких бело-розовых поросят.Слово «фарфор» появилось в русском языке в середине XVIII века. О егопроисхождении среди ученых существуют различные суждения. По мнению наиболеевероятному, оно произошло от арабского слова «фахфури», что значитимператорский, — так называли на Востоке лучший по качеству фарфор,предназначавшийся для царствующих особ.
— Рубеж между XVII и XVIII веками – период резкогоперелома в истории России, она становилась на путь промышленного развития.
— Тогда же, при Петре I, были сделаны попытки наладить ипроизводство фарфора.
Отсутствие фарфора чувствовалось все острее.
— Первые опыты организации фарфорового производства вРоссии относятся ко времени царствования Петра I. В 1718 году в Россию былвыписан голландский мастер Эггебрехт. Он имел свою фаянсовую фабрику в Дрезденеи отправился в Россию испытать счастье. Однако Эггебрехт пробыл здесь недолго,и получить фарфор ему не удалось.
— фарфоровое производство намечалось организовать наНевских кирпичных заводах, расположенных в 8 километрах от Петербурга. «Порцелинная ея императорского величества манифактура, что приСанкт-Петербурге на кирпичных заводах» — как назвал Д.И.Виноградов первыйрусский фарфоровый завод – разместилась на левом берегу реки Невы по дороге вШлиссельбург, на том самом месте, где ныне находится Государственный фарфоровыйзавод имени М.В.Ломоносова.
— Первыми изделиями Невской порцелиновой мануфактуры,которые дошли до нас, являются образцы русского фарфора 1748 года. Предметы,изготовленные ранее, по-видимому, не сохранились до наших дней.
— Наиболее ранним образцом виноградовского фарфораявляется уже упоминавшийся ставок. Ставок еще не имеет живописи, но украшенлепным рельефным рисунком. На нем нанесена подглазурной кобальтовой краскоймарка. Она представляет собой как бы дробь, в числителе которой стоит годизготовления «1748», а в знаменателе «W». Так Д.И. Виноградов помечал своиизделия, ставя год изготовления и заглавную букву своей фамилии латинскимшрифтом.
— В 1751 году на порцелиновой мануфактуре было начатоизготовление фарфоровых табакерок. Как известно, в то время в среде придворнойзнати была распространена мода нюхать табак. В 1753 году в большом ходу былифарфоровые табакерки, изображавшие запечатанный почтовый конверт со штампом ифамилией адресата. Они понравились Елизавете Петровне, и на порцелиновоймануфактуре было налажено их производство по заказу знатных особ.
— В 1758 году порцелиновая мануфактура выпускала, крометабакерок, самые различные фарфоровые изделия: чайники, молочники, масленки,кружки, чайницы, чашки, колокольчики, пуговицы, сахарницы, чашкиполоскательные, блюдечки, подсвечники, кофейники, пуншевые ложки, курительныетрубки, шпажные эфесы и др.
— Д.И.Виноградов был всей душой предан новому делу истрастно его любил. Он говорил: «Порцелинная фабрика ничто иное есть, какгорная манифактура и между всеми прочими великолепнейшая».
— Создатель первого русского фарфора Дмитрий ИвановичВиноградов твердо верил в то, что его труд не пропадет даром и будет продолженбудущими поколениями. Он писал:
«Дело порцелина..., которое в России… еще почти вначале своего ращения находится, чаятельно современем к совершенному созрениюпридя и желаемые плоды принесет».
Технология фарфора
Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный видкерамики. От всех других видов он отличается рядом особых свойств, например,тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела.Характерна также прозрачность в наиболее тонких местах черепка. Состоит фарфориз смеси различных сортов глины и просвечивающей глазури, которой покрытчерепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, какбыло принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики,медальонов, реже посуды, то образуется особый вид фарфора — бисквитный. Взависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкийфарфор. Промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором. Твердыйфарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина –тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего всоединении с белой слюдой – относительно легко плавится). К этим основнымвеществам добавляется кварц или песок. Свойства фарфора зависят от пропорциидвух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ееплавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затемвысушивают до тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которуюможно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованныепредметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом уже с глазурью – при1200-1500оС. Глазурь состоит из тех же компонентов, что и черепок, только вдругих пропорциях, и благодаря этому соединяется с черепком в совершеннооднородную массу. Глазурь нельзя ни отбить, ни отслоить. Твердый фарфоротличается крепостью, сильной сопротивляемостью температурам и кислотам,непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом, и, наконец, чистымколокольным звуком. В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене ИоганомФридрихом Бетгером. Мягкий фарфор, именуемый также художественным илифриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, такназываемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду,квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавления к этоймассе добавляют мергель, содержащий гипс и глину. Всю эту массу размалывают ифильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигаетсяпри 1100-1500оС, становясь сухим и непористым. Глазурь состоит преимущественноиз стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца исодержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделияподвергаются вторичному обжигу при 1050-1000оС, для соединения глазури счерепком. По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет егонежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфораниже, излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста. Сначалаевропейский фарфор в большинстве случаев был мягким, чему примером служатпрекрасные и очень ценимые изделия старого Севра. Изобретен он в XVI веке воФлоренции (фарфор Медичи). Костяной фарфор представляет собой известныйкомпромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и тамже около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата,он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной болеелегкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС. Здесь речь идет посуществу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженнойкости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, носодержит кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения счерепком. При соответствующей температуре эта глазурь плавится и прочносоединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимаетпромежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкогофарфора и менее проницаем, но у него довольно мягкая глазурь. Цвет его не такойбелый, как у твердого фарфора, но чище, чем у мягкого. Впервые костяной фарфорприменен в 1748 году в Бау Томасом Фраем. Выделяются два принципиально разныхвида декора: рельефный (пластическим образом налепливаемый декор) и роспись.Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета – гравернымпутем, перфорацией или посредством рельефообразных завышений. Предмет либоотливается в формах вместе с рельефом, либо рельеф или же пластические частидекора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формируютсяотдельно и потом наклеиваются. Красочный декор исполняется либо под глазурью(inglazed), либо над глазурью. Во время подглазурной росписи, особенно частовстречающейся на китайском фарфоре, окиси металлов, способные вынести большуютемпературу (кобальт, гематит), наносятся непосредственно на черепки и затемобжигаются вместе с глазурью. Современная технология нанесения подглазурногодекора так же основывается на высокой температурной выносливости декоров, всвязи с чем при обжиге 1100-1400 0С глазурь поднимается над декором изапекается над ним. Благодаря этой технологии получается вечный декор, а посудус «подглазурным» декором можно использовать в микроволновых печах и впосудомоечных машинах. Старейшая надглазурная техника – это роспись эмалевыми красками,палитра которых довольно ограничена. На твердом фарфоре краски частопластически выделяются на поверхности глазури, так как обжигаться при высокойтемпературе они не могут и поэтому не соединяются с глазурью. На мягком жефарфоре они нередко расплавляются вместе с глазурью и сливаются с ней. Такназываемые муфельные краски и позолоты также наносятся на глазурь. Муфельныекраски представляют собой окрашенные окислами металлов свинцовые или буровыеглазури, которые плавятся при низких температурах. Содержащаяся в краскеглазурь действует наподобие плавня, соединяя во время жара краску с фоновойглазурью, так что краска не выступает. Обжиг происходит при 600-800С.

Заключение
Создатель первого русского фарфора Дмитрий ИвановичВиноградов твердо верил в то, что его труд не пропадет даром и будет продолженбудущими поколениями. Он писал:
«Дело порцелина..., которое в России… еще почти вначале своего ращения находится, чаятельно современем к совершенному созрениюпридя и желаемые плоды принесет».
В результате “прилежного труда” (так он сам оценил своюдеятельность), был создан самобытный русский фарфор. Создан независимо отзаграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы.Фабрика достигла больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразиюизделий из него, и русский фарфор уже при Виноградове занял подобающее емуместо.
В заключение необходимо отметить, что немалое участие всоздании самобытного фарфора в России принял и М.В.Ломоносов, хотя доля егоучастия в этом деле была несравненно меньше, чем Д.И.Виноградова. Что, впрочем,не помешало впоследствии назвать Императорский завод именно именем Ломоносова,а не Виноградова.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия связи
Реферат Химия. Белки
Реферат Происхождение финского языка и родственные языки
Реферат Образ военного Белгорода в стихотворении И.А. Чернухина «Белгород. 5 августа 1943 года»
Реферат Нормативная база аграрной реформы Столыпина
Реферат Новое открытие в астрономии подтверждает существование антигравитирующего вакуума
Реферат Моё отношение к киникам, стоикам, эпикурейцам и скептикам
Реферат Title Of Paper Software Piracy
Реферат Роль и значение машиностроительного комплекса в структуре народного хозяйства России
Реферат Из истории создания дошкольных учреждений в Советской России в 1918 – 1920 гг.
Реферат Исповедальная лирика Марины Цветаевой 2
Реферат Зеленое черенкования растений
Реферат Характеристика экспедиторских компаний
Реферат 004. Уровень общей смертности населения в нашей стране в 1994 г
Реферат Гидравлический расчет трубопроводной сети. Подбор центробежного насоса