Реферат по предмету "Культура и искусство"


Первобытное искусство и архитектура

Контрольная работа по дисциплине" Культурология "
 
Первобытноеискусство и архитектура

ПЛАН
1 Начало искусства                                                                                   3
2 Взгляды на происхождение искусства                                                  7
2.1 Игровая теория происхожденияпервобытного искусства               7
2.2 Теория первостепенной роли трудав возникновении искусства     8
3 Хронология каменного века                                                                  10
3.1 Нижний (ранний) палеолит                                                                 12
3.2 Поздний палеолит                                                                               14
3.2.1 Искусство эпохи мезолита                                                               16
3.2.2 Искусство эпохи неолита                                                                 17
4 Общекультурное значениехудожественного творчества                    20
Список использованной литературы                                                       22

1 НАЧАЛОИСКУССТВА
Первобытное искусство территориальноохватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени всю эпохусуществования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих вотдаленных уголках планеты, до наших дней [5]. В изучении его древнейших формисторики изобразительного искусства находятся в более благоприятном положении,чем историки искусства слова, музыки и театра. Последние могут судить опервобытных песнях и зрелищах только по косвенным данным, по аналогии створчеством ныне живущих народов, задержавшихся вплоть до XIX века на стадии первобытнообщинногостроя. Эти аналогии приблизительны: каким бы ни был архаическим общественныйстрой народов, оттесненных с магистрального пути истории, все же протекшиетысячелетия не могли оставаться для них неподвижным временем без развития.Время само есть движение и развитие. И современное (то есть относящееся кпоследним двум столетиям) искусство коренных австралийцев или африканцев все жесовсем иное, чем у людей каменного века. Это можно сказать с уверенностью,потому что вещественные изобразительные памятники доисторических эпохсохранились.
Еще в начале прошлогостолетия их совсем не знали. Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможнымиблагодаря развитию научной археологии. Чуть не во всех концах земли были обнаруженыи раскрыты очаги материальной культуры незапамятных времен: стоянки пещерногочеловека, его каменные и костяные орудия труда и охоты – копья, палицы, дротики,рубила, иглы, скребки. И во многих стоянках найдены предметы, которые мы неможем назвать иначе как художественными произведениями. Силуэты зверей, узоры изагадочные знаки, вырезанные на кусках оленьих рогов, на костяных пластинках икаменных плитах. Странные человеческие фигурки из камня и кости. Большиескульптуры животных. Рисунки, резьба и рельефы на скалах. В потайных скалистыхпещерах, куда археологи проникали с трудом, ощупью, иногда вплавь – черезподземные реки, им случалось обнаруживать целые «музеи» первобытной живописи искульптуры. Каменные изваяния срастаются там с массивом скалы: какой-нибудьвыступ скалы, уже отчасти напоминающий тело зверя, его голову или хребет,обтесан и доведен до полного сходства с кабаном или медведем. Есть и скульптурыиз глины причем на них запечатлелись следы ударов копьем. В пещере Монтеспан(Франция) открыли «израненную» глиняную фигуру медведя без головы; у ног этойстатуи лежал череп настоящего медведя. Очевидно, к ней приставлялиокровавленную голову убитого зверя. На стенах и потолках пещер – многочисленныеизображения, большие и маленькие, частью вырезанные, а частью исполненныеминеральными красками. Это тоже почти сплошь изображения животных – олени,бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже неводятся – длинношерстные мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаютсяабрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее,уже в эпоху неолита (нового каменного века), стали изображать сцены из жизнипервобытного племени – охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды.Такие композиции приблизительно датируются (большой точности здесь быть неможет) VI – IV тысячелетиями до н. э. А самые ранние изображения, гдепреобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту (древнемукаменному веку), то есть были созданы сорок – двадцать тысяч лет тому назад[1].
Образ человека вискусстве палеолита оказывается на втором месте (по количеству памятников),уступая образу зверя. Для территории Испании и Франции, по данным А.Леруа-Гуруна, этот перевес выражается в соотношении: 1404 изображения животногок 118 изображениям человека [3].
Обращение первобытных людей к новому для них видудеятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества.Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающеммире, благодаря ему сохранились и передавались знания и навыки, происходилообщение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусствостало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял втрудовой деятельности [5].
Поиски начала – едва ли не самые трудные поиски, вкоторые пускается пытливый человеческий ум. Любое явление когда-то и где-тоначалось, зародилось, возникло – это кажется нам очевидным. Но шаг за шагом добираясьдо его истоков, исследователь находит бесконечную цепь превращений, переходовиз одного состояния в другое. Оказывается, что всякое начало относительно, оносамо по себе является следствием долгого предшествующего развития, звеномбесконечной эволюции. Не только происхождение жизни на земле и человеческогорода не мыслится как единовременный акт «творения» или появления, но и происхождениесобственно человеческих институтов, таких, как семья, собственность, государство,- также итог длительного процесса, звено в цепи превращений.
То же можно сказать и об искусстве. Когда, где ипочему оно «началось» — точный и простой ответ невозможен. Оно не началось встрого определенный исторический момент – оно постепенно вырастало изнеискусства, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.
Что натолкнуло человекана мысль изображать те или иные предметы? Он изображает только животных, и тотолько тех, на которых он охотится (или которые охотятся на него самого), тоесть лишь то, с чем непосредственно связана его борьба за жизнь. А как он изображаетсамого себя?
В искусстве палеолитаизображений человека вообще сравнительно мало. Но все-таки они встречаются [1].Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются такназываемые «палеолитические Венеры» — примитивные женские фигурки. Они ещеочень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущинекоторые общие черты: увеличенные бедра, живот и груди, отсутствие ступнейног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задачазаключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобысоздать некий обобщенный образ женщины – матери, символ плодородия ихранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Помиможенщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти всяпалеолитическая скульптура выполнена из камня или кости [5]. И в этихпроизведениях нам тоже бросается в глаза одновременно и мастерство и примитивность,только на этот раз примитивность очевиднее. Мастерство – в том, как цельно исильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительныи, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности.Нет даже лица – лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось какпредмет, достойный изображения. «Палеолитическая Венера» с ее вздутым животом,громадными мешками грудей – сосуд плодородия, и ничего сверх этого. Она болееживотна, чем сами животные, как они изображаются в искусстве палеолита [1].Важно также обратить внимание на нарушение количественных пропорций междуизображениями мужчины и женщины [3].
По данным З.А. Абрамовой, обобщившей в середине 60-х гг. по этой теме весь имеющийся натерритории Европы и Азии археологический материал, образ человека передан 512раз, в том числе женщины – 266, мужчины 24, человека без определенных признаковпола 128 раз; в 94 случаях изображены человекоподобные (зооморфные,антропоморфные) фигуры. Чем вызван этот разительный контраст? Что скрыто застоль очевидной ориентацией сознания древнего художника? [5]. Любопытный парадокс этого искусства: отношение кчеловеку – преимущественно животное, в отношении к зверю – больше человечности.В изображении зверей уже заметно, как сквозь глубокую кору инстинктивных,элементарных чувств просвечивали и прорывались «разумные» эмоции существ,начинавших мыслить и чувствовать по-человечески. Тут не просто отношение кзверю как к добыче, источнику питания – тут восхищение его силой, восторг передним, почтение к нему как покровителю рода и существу высшему. А как многозначительна,например, такая «жанровая» сцена, начертанная на скале в Алжире: слонихахоботом загораживает своего слоненка от нападения львицы. Здесь уже сочувствие,сопереживание, какая-то эмоциональная просветленность взгляда. Человекформировал свой духовный мир через познание и наблюдение внешней природы, миразверей, который он тогда понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя [1]. Какзнать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человекугадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его,придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужилаосновой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре?Определенного ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идееизображать предметы не одним, а многими путями.
До недавнего времениученые придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытногоискусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическуюживопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры.Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формыпоявились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древнихизображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека,и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глинепальцами той же руки [5]. Впрочем, и в этих примитивных орудиях, в этих обточенныхосколках камня, уже таилось будущее искусства, как дуб таится в желуде. Всякоеболее или менее развитое искусство есть одновременно и созидание («делание»чего-либо), и познание, и общение между людьми: этими своими гранями оносоприкасается и с наукой, и с языком, и с другими средствами общения. Значит,производство, делание («старейшая из этих функций») в возможности, в принципесодержит в себе зачатки искусства. По мере того как производство орудийформировало интеллект человека и пробуждало в нем волю к познанию, он начиналсоздавать вещи, все более похожие на произведения искусства в нашем смысле. Иэти «познавательные вещи» обособлялись от других, становились скульптурами ирисунками, какие мы находим в верхнем палеолите. Первоначальный, слитный,синкретический комплекс разветвлялся, одной из ее ветвей было искусство, хотявсе еще очень тесно сращенное с зачатками других форм общественного сознания.Постепенно в нем кристаллизуется и третья функция — общение людей, все болеесознающих себя членами достаточно уже сложного коллектива. Она поступает болееотчетливо в искусстве неолита, когда человеческое общество становилосьобществом земледельцев и скотоводов [1].
В эту эпохусодержание искусства становится шире, разнообразнее, а в его формах происходятзнаменательные перемены. Это был, конечно, прогресс противоречивый идвойственный: что-то очень важное приобреталось, зато что-то и утрачивалось –утрачивалась и первозданная непосредственность видения, свойственная искусствуохотников. Выражаясь привычным нам языком, искусство неолита более «условно»,чем палеолитическое. В неолите преобладают не разрозненные изображенияотдельных фигур, а связные композиции и сцены, где человек, наконец, занимаетподобающее ему главное место. Таких сцен много среди наскальных росписей вАфрике, в Испании. Их динамика и ритм иногда поразительны, захватывающи.Стрелки с луками настигают бегущего оленя; на другом рисунке они сражаются,стремительно мчась, припадая на колени, сплетаясь; на третьем – летят икружатся танцующие фигуры. Но сами фигуры – это, собственно, знаки людей, а нелюди: тощие черные силуэтные фигурки, которые только благодаря своей неистовойподвижности создают впечатление жизни. В упоминавшихся росписях в Сахаре многозагадочных сцен ритуального характера: здесь фигурируют люди с шарообразнымиголовами, напоминающими скафандры, — что дало повод исследователю назвать этиизображения «марсианскими». Какая-то чуждая, бесконечно далекая жизньотразилась в этих росписях, почти не поддающаяся расшифровке. Они полны дикой истранной выразительности [5].

2 ВЗГЛЯДЫ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕИСКУССТВА
 
Общепринятого объясненияпричин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождениеискусства объясняется трудовой деятельностью. Г. В. Плеханов писал по этомуповоду, что искусство – дитя труда, а не игры.
Согласно иным взглядам,искусство связано с религией. Магия охоты и магия плодородия находили отражениев деятельности первобытных художников, где образам искусства придавалосьзначение заклинания, а не наслаждения. Такая точка зрения во многом основана натом, что первобытные художники делали изображения в потаенных местах пещер, втемных камерах и коридорах, на значительном отдалении от входа, где и двачеловека не могли разойтись. Это объясняют желанием создать вокруг настенныхизображений атмосферу тайны, естественную для магических действий. Существуеттакже традиция связывать происхождение искусства с игровой деятельностью. Давнобыло замечено, что первобытные изображения постепенно становились менее реалистичными,более условными. Но для игры как раз и характерно создание человеком в условномпространстве и времени порядка, который определяется им самим. Играющий человеквыражает себя в условно независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствиевнешней, посторонней цели, когда целью становится сама деятельность, роднитискусство и игру. В книге «Утро искусства» академик А. П. Окладников писал, чтоу первобытных художников была лишь потребность в материализованном выражениивнутренних переживаний чувств и идей, творческой фантазии. Не исключено, чтопервобытные художники, проникавшие в потайные места пещер, делали это не длямагии, а чтобы избежать свидетелей своего творчества, которое могло казаться состороны пустым, непонятным из-за этого, может быть, вредным занятием [4].
2.1ИГРОВАЯ ТЕОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ИСКУССТВА.
Некоторые ученые связывают с игрой не толькоискусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру. Такой подходхарактерен для философской герменевтики. Г. Гадамер рассматривал историю икультуру как своего рода игру в стихии языка. Еще более показательны в этомотношении взгляды голландского историка культуры Й. Хойзинги (иногда пишетсяХейзинга). В своей книге «Человек играющий. Попытка определения игровогоэлемента в культуре» (1938) он универсализировал понятие игры, к которой свелвсе многообразие человеческой деятельности и рассматривал ее как основнойисточник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура кархетипам, т. е. чем более она первобытна, тем более она игра; но, отдаляясь отсвоих истоков, подобно тому, как человек отдаляется от своего детства, культураутрачивает игровое начало. Конечно, любая теория, в которой происхождениеискусства, равно как и культуры сводится к трудовой или игровой деятельности, кмагии, не бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности – этотруд. Но разве игра – не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра?Но и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет емурадость и удовлетворение, мало, чем отличается от игры. Наконец, разве культураи искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли и чувстваили пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не возникали? В вопросео происхождении искусства важно понять не столько причину, сколько цели,которые преследовал первобытный художник, создавая изображения. Ясно, что онимогли быть разными, что сами изображения потом использовались с различнымицелями. Но если художник, как писал А. П. Окладников, удовлетворял своюпотребность в материализованном выражении внутренних переживаний, которые длянего были идеальны, то целью его творчества служило изображение идеала. Еслидля культуры в целом характерно постоянное несовпадение целей и идеалов, то вначальной стадии культуры это совпадение все же происходило в силусинкретического характера первобытной культурной деятельности. Истина, добро икрасота были еще нераздельны, и все ценности обладали их единством [4].
2.2 ТЕОРИЯПЕРВОСТЕПЕННОЙ РОЛИ ТРУДА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ИСКУССТВА.
 
Орудия труда имели строгоопределенное назначение. Они были необходимы для поддержания жизни. Но жизньпостепенно выходила за рамки биологического существования. Она становилась надбиологической, социальной, и требовала иных средств. Искусство явилось одним изтаких средств.
В широком смысле словаискусство – это осуществление образа, запечатление его в звуке, в телодвижении,в веществе. Создание орудий труда – высокое искусство рук, чувств, мысли, таккак нужно, чтобы рука точно следовало образу, имеющемуся в сознании,воспроизводило его в движении. Возможно, сама рука является одним из первыхчеловеческих образов. Не зря ведь младенец может внимательно и подолгу разглядыватьее, запечатлевая ее вид в пробуждающемся сознании.
Вид руки стал первоймоделью, по которой были созданы когда-то простейшие орудия труда. И качествоэтих орудий определялось тем, насколько они удобны для рук. Но можнопредставить себе какой-нибудь инструмент высшего качества, который так хорошо иискусно сделан, что им по прямому назначению и пользоваться-то жалко. Это ужене просто инструмент, а настоящее произведение искусства. Это скорее несредство труда, а предмет, доставляющий непосредственно эстетическоенаслаждение – такое состояние, в котором человек удовлетворен созерцанием,сознанием того, что доставляющий ему радость или приятное волнение предметсуществует и вполне доступен для него. Но разве не ради подобного состояниячеловек напрягается, надрывается, испытывает лишения и далеко не всегда приятныеволнения?
Таким образом, труд исоответствующие орудия выражают, с одной стороны, неудовлетворенность человекасуществующим, а с другой – способ удовлетворения, способ его достижения. Спомощью орудий труда человек достигал то, что виделось ему в воображении [4].
Труд – отец всегочеловеческого, в том числе и искусства. Самые древние из найденных рисунков искульптур относятся не к раннему детству человечества, а скорее, к егоотрочеству. Элементарные орудия труда (кремневые скребки) человек начализготовлять, выделившись из первобытного стада, — то есть сотни тысяч лет томуназад. Сотни тысяч лет должны были пройти, чтобы рука и мозг созрели длятворчества [1].

3.ХРОНОЛОГИЯКАМЕННОГО ВЕКА
Любопытно, что мыпрактически не имеем изображений, где были бы представлены в рамках единойкомпозиции фигуры мужчины и женщины. Из семи известных памятников, где попредположению специалистов, даны такого рода изображения, по крайней мере, триследует признать весьма условными (мы имеем в виду выгравированные на плиткедве человеческие фигуры из Гурдан, где, по предположению А. Брейля, изображенмужчина, целующий в затылок женщину; а также перекрывающие одна другую фигурына плитке песчаника из пещеры Труа Фрер; к ним следует присоединить и двеантипоидально расположенные фигуры, вырезанные на блоке известняка изЛа-Мадлен). Более достоверны интерпретации трех других находок (изображениядвух горизонтально расположенных и следующих друг за другом фигур – мужской иженской – на костяной пластинке из Истюриц, мужской и женской фигурок накостяной пластинке из Мюрат и Рокамадур и двух человеческих фигур, по всейвидимости, мужской и женской – на каменной плитке из пещеры Труа-Фрер).Наиболее интересным в выделенном нами аспекте является комплекс находок изЛосселя. Согласно гипотезе, предложенной в свое время С. Н. Замятиным и отчастиподдержанной А. П. Окладниковым и З. А. Абрамовой, здесь мы имеем распавшуюсяна части композицию, объединявшую ряд фигур, в том числе фигуры мужчины,животного, женщин. В соответствии предложенными интерпретациями этой сцены тут,возможно, передан охотничий обряд (С. Н. Замятин) или культовая сцена,связанная с идеей плодородия (З. А. Абрамова), но так или иначе в сознании древнегочеловека образы мужчины и женщины выступали в какой-то связи друг с другом, чтовряд ли может быть признано случайным. Женские изображения, напоминающие оситуации распределения пищи у очага, учили человека подавлять своииндивидуалистические инстинкты, воспринимать себя через призму взаимоотношенийс другими людьми, осознавать свою связь с коллективом как части с целым, т. е.,иначе говоря, учили человека быть человеком. Искусство палеолита явилось тойновой силой, которая содействовала дальнейшему успеху в борьбе человека состихиями природы, способствовала росту его социального могущества, егодуховному возвышению.
В истории пещернойживописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокойдревности (примерно с ХХХ тысячелетия до н.э.) первобытные художники заполнялиповерхность внутри контура рисунка черной или красной краской. Позднее(примерно с XVIII и по ХV тысячелетия до н. э.) первобытные мастера стали большевнимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть,научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой икрасной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков лошадей и бизонов.Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые итеневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей,массивные загривки бизонов), передавая, таким образом, объем. В некоторыхслучаях контуры или наиболее выразительные детали древние художникиподчеркивали вырезанной линией. В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета.Живопись того времени передавала объем, перспективу, цвет и пропорции фигур,движение. Тогда же были созданы громадные живописи «полотна», покрывшие сводыглубоких пещер. В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещераАльтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустяиспанский археолог Марселино Саутуола, занимавшийся раскопками в этой пещере,обнаружил первобытные изображения на ее стенах и потолке. Альтамира сталапервой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территорииФранции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер, Фон де Гом и др. Сейчасблагодаря целенаправленным поискам только во Франции известно около ста пещер сизображениями первобытного времени. Выдающееся открытие было сделано совершеннослучайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала еще болеезнаменитой чем Альтаира обнаружили четыре мальчика, которые играя, забрались вяму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. Живопись пещеры Ласко– изображения быков, диких лошадей, северных оленей, бизонов, баранов, медведейи других животных – самое совершенное художественное произведение из тех которыебыли созданы человеком в эпоху палеолита. Наиболее эффектны изображениялошадей, например маленьких темных низкорослых степных лошадок, напоминающихпони. Интересно также расположенная над ними четкая объемная фигура коровы,приготовившаяся к прыжку через изгородь или яму-ловушку. Эта пещера превращенатеперь в прекрасно оборудованный музей.
В дальнейшем пещерныеизображения утратили живость, объемность, усилилась стилизация (обобщение исхематизация предметов). В последний период реалистические изображенияотсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чегоначиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, рядыточек, неясные схематические знаки [5].
От нижнего палеолита донас дошли однообразные и грубые орудия труда, оббитые гальки и кремневые сколы(ручные рубила). Ими пользовались обезьяноподобные люди – питекантропы,синантропы и другие. Они бродили мелкими группами, занимаясь собирательством иохотой, освоили огонь. Членораздельной речи, религии, искусства у них не было.Обитатели среднего палеолита, неандертальцы по телосложению – массивные иугловатые существа – связно изъясняться также не умели. Возможно, онивосполняли отсутствие звукового языка обильной жестикуляцией. Это уже – вполнелюди, хотя, с нашей точки зрения, примитивные, неразвитые. Их каменные орудияпоразнообразнее и получше обработаны, чем в нижнем палеолите. Неандертальцывыделывали из камня остроконечники, видимо, для оснащения копий и рогатин;скребла для резания и скобления кожи. В это время человечество переживалотяжелые времена: с севера на его место обитания надвигался ледник. Пришлосьизобрести одежду и обживать пещеры, освоить охоту на крупных животныхпослеледниковой зоны: мамонтов, зубров, пещерных медведей. Неандертальцы ужепытались выразить свои представления о мире не только жестикуляцией. Найденыследы первых художественных опытов наших предков. Правда, следы крайне редкие инехитрые: углубления в камне, насечки на кости, цветное пятно из красногоминерала (охры) – вот все. Неандертальцы хоронили своих покойников, (их предшественникибросали или съедали умерших). Значит, у них возник ритуал, зарождалисьрелигиозные верования. Наиболее убедительными признаками проблесковнематериальной культуры у этих ископаемых людей являются т. н. медвежьи пещеры.Сюда неандертальцы стаскивали кости убитых ими медведей – своих конкурентов напещерную «жилплощадь». Тут же они нагромождали камни, создавая своего рода«палеолитические сейфы». Для чего служили эти примитивные музеи-хранилища?Скорее всего, неандертальцы таким образом выражали свои эмоции и впечатления отопасной охоты и отправляли свои обряды.
         После палеолитаследует мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Этипериоды длились по несколько тысяч лет. Первобытные сообщества людей,сохранившиеся на Земле до нашего времени, были к моменту встречи с европейцамимезолитическими или неолитическими.
         Хронологияпервобытного прошлого человечества датируется весьма примерно, ее невозможноопределять с точностью до лет, десятилетий, даже столетий. До нас не дошлоимен, изображений, биографий, свидетельств людей того времени, названийчеловеческих сообществ, описаний их судеб и взаимоотношений. У первобытныхлюдей не было письменности, а у самых первых и языка. Наиболее долгая эпохачеловеческого прошлого безмолвна. От нее осталось то, что может сохранятьсятысячелетиями: камни, кости, зола, изображения на скалах. Первобытность не даетнам того, чем богато менее давнее прошлое: рассказов об исторических событиях.Поэтому первобытную эпоху иногда называю доисторией [2].
3.1 НИЖНИЙ(РАННИЙ) ПАЛЕОЛИТ
 
         Рассмотрим, какизменяется культура в нижнем палеолите по периодам.
1. Перигорд (35 – 20тыс. лет). Непосредственно следует за средним палеолитом. Найдены кремневые пластинкис ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий. В раннем перигордеотсутствуют изображения, но изобильны нарезки и насечки на костях, украшения,краски; в позднем появляются барельефы – выцарапанные в камне контуры животныхи человека.
2. Ориньяк (30 – 19тыс. лет). Кремневые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяныенаконечники. Многочисленные лампы-светильники, чашечки для приготовлениякраски. В палеолитических пещерах были найдены баночки с красной губнойпомадой. Люди знали 17 красок для грима, они раскрашивали себя в ритуальныхцелях. Изобразительная продукция представлена искусством малых форм: резьбой,мелкой скульптурой, гравюрами на кости и каменных обломках. Ранниехудожественные опыты ориньякцев скромны: контуры рук, обведенные краской,отпечатки рук на краске, так называемые меандры – борозды, проведенные пальцамипо влажной пещерной глине. Медленно, но неуклонно человек приближался кизобретению живописи. Из меандровых линий («макароны») вырисовываются контурныерисунки, сначала их наносят пальцами затем какими-то орудиями. Появляютсямаленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня. Изображениячеловека редки, но обнаруживается много знаков женского пола. Конец ориньякахарактерен массовым распространением женских статуэток. Эти палеолитическиеВенеры не очень-то красивы. Статуэтки всячески подчеркиваю признаки зрелойженщины-матери, очевидно, так отражается родовое устройство общества и рольженщины-прародительницы в нем.
3. Солютре (18 – 15тыс. лет). Временное отступление ледника несколько изменило образ жизнипалеолитических людей. Прослеживается самая высокая в палеолите техникаобработки кремня. Обработанные в форме ивового и лаврового листа кремни служилинаконечниками копий, дротиков, а также – ножами и кинжалами. Появилиськремневые скребки, резцы, проколки, костяные наконечники, иглы, жезлы,многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости.
4. Мадлен (15 – 8тыс. лет). Наступает ледник, климат стал суров. Мадленцы охотились на северногооленя и мамонта, жили в пещерах, часто кочевали, преследуя стада оленей.Высокая техника обработки камня исчезает. Зато в изобилии изделия из кости:гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня делаютрезцы, проколки, скребки. В позднем мадлене кремневые изделия начинаютминиатюризироваться, превращаясь в т. н. микролиты. Среди изображений многосимволов: круг, спираль, меандр, свастика. Это значит, что человек научилсяобобщать, сжато изображать свои представления о вещах. Вершиной мадленского (ивсего палеолитического, даже всего первобытного) искусства является пещернаяживопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи:Альтамира, Ласко, Монтеспан. Самую знаменитую из них, Альтамиру, называютСикстинской капеллой первобытности. Пещера находится в Северной Испании, уморя, состоит из ряда подземных зал длиной до 280 метров. Стены пещеры покрыты громадным количеством изображений животных – бизонов, кабанов,лошадей – черной, красной, желтой красками. Пещерный художник не заботился орасположении рисунка. Он рисовал животных и боком, и вверх ногами и одно поверхдругого. Но рисовал он превосходно. Лошади, мамонты, бизоны пещерных галерейвоссозданы точно, притом как в деталях, так и в целом, твердой рукой, котораямогла мгновенно прочертить мощную контурную линию. В изобразительной деятельностипалеолитического человека мы сталкиваемся скорее с «фотографическим»запечатлением образов, чем с эстетическим обобщением (как в «настоящем» искусстве»)[2].
Вот рисунок на потолкеАльтамирской пещеры – одно из изображений бизона. Он относится к такназываемому мадленскому периоду, то есть к концу эпохи верхнего палеолита, емуне менее двухсот тысяч лет. Экономными, смелыми, уверенными штрихами, всочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя судивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не толькоконтурное, но и объемное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклостиего массивного тела! Рисунок полон жизни, в нем чувствуется трепетнапрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовностьзверя ринуться вперед, наклонив голову, выставив рога исподлобья глядя налитымикровью глазами. Рисующий, вероятно живо воссоздал в своем воображении тяжелыйбег бизона сквозь чащу, его бешеный рев и воинственные крики преследующей еготолпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его «реалистическому мастерству»мог бы позавидовать современный художник-анималист. Предположение о «детскихкаракулях» первобытного человека решительно не подтверждается. В конце концов,это не должно нас удивлять. Ведь в пределах своего образа жизни, своих занятий,своего кругозора первобытный человек должен бал быть великим мастером – иначекак бы он смог выстоять в условиях жесточайшей борьбы за существование, окруженныйвраждебными силами природы, слабый, без когтей и клыков, почти безоружный?Некоторые способности, именно те, которые нужны были ему в борьбе за жизнь,должны были развиться у него до самого изощренного умения. О тысячах вещей,сейчас доступных любому ребенку, он не имел никакого представления, тысячиспособностей были у него совершенно не развиты, зато те которые были тогдажизненно необходимы, — развиты намного лучше, чем у современного человека.Разве современный человек смог бы охотиться на свирепого носорога или мамонта спомощью кремневого копья? Разве современный человек обладает таким знанием,таким чутьем лесной, дикой, звериной жизни, такой ориентацией среди шорохов, следов,запахов леса? Навыками, жизненно необходимыми человеку каменного века, были инавыки ручного труда – искусных манипуляций руки. Если присмотреться к орудиямтруда пещерного жителя, хотя бы к его костяным иглам, то видно, какая это былаутонченная и искусная работа: голыми руками, с помощью кремневых скребков,выточить тонкую, крепкую заостренную иглу да еще проделать в ней ушко. Рукатакого мастера была уже поистине мудрой: она прошла великую школу труда [1].
3.2 ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ
Обратите внимание на громадноеразличие в продолжительности меду нижним (ранним) палеолитом и другими этапамипервобытности. Чем ближе к нам хронологический период – тем меньше он длился,тем быстрее и чаще изменения в человеческой жизни. Это объясняется тем, что допозднего палеолита человек современного физического типа (homo sapiens) и его культура не сформировались. Иное дело –поздний палеолит. Здесь мы можем определенно говорить о человеческой культуре,как материальной, так и духовной.
Поэтому поздний палеолитзанимает ключевое место в каменном веке.
Во-первых, на рубежесреднего и верхнего палеолита заканчивается биологическая эволюция ископаемыхлюдей и появляется настоящий человек – homo sapiens.
Во-вторых, скачкообразноувеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные:вкладыши, наконечники, сшитая одежда.
Наконец, главнымсоциальным новшеством нижнего палеолита была экзогамия. Из брачных отношенийисключались ближайшие родственники – родители и дети, родные братья и сестры.Запрет инцеста (кровосмешения) означал появление общественной регуляции брака.Так появились род (объединение по общности происхождения нескольких поколенийродственников) и семья (родители и их дети).
Замена биологического,эволюционного развития на историческое, социальное принесла быстрые изменения вдовольно сжатые сроки. Результатом этих изменений и стало то единствочеловечества, которое называется культурой. Что мы включаем в культуру? Орудиятруда, жилище и предметы быта, язык, мораль, религию, искусство, знания о мире.Все эти составляющие культуры можно отметить не раньше верхнего палеолита,тогда как в начале антропогенеза (происхождении человека) можно говорить толькооб отдельных ее элементах, в частности об орудиях труда, которыми культура неисчерпывается.
Нам известно о верхнемпалеолите на материале археологических раскопок, сделанных во Франции и отчастина севере Испании. Этот уголок Европы был относительно благоприятен для жизничеловека при всех сменах климата и ландшафта. Поэтому он имел плотное населениена протяжении десятков тысяч лет. Люди, жившие здесь, по долинам рек и напобережье Бискайского залива, оставили богатые следы своего пребывания, носкрыли их в пещерах и гротах. В эти потайные места с прошлого века проникаютфранцузские археологи. После неутомимой работы они описали всюпоследовательность развития культуры в нижнем палеолите, дав его периодам,название мест, в которых были сделаны наиболее важные находки.
Культура верхнегопалеолита глубоко своеобразна. Основное занятие человека здесь – охота, и ононакладывает отпечаток на общественное устройство, искусство, верования, психикулюдей. Охотничьи сообщества отличаются от земледельческих (крестьянских) искотоводческих (кочевых) обществ [2]. Подобные памятники не сконцентрированыгде-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Ихнаходили в Испании (знаменитые пещеры Альтамиры, которые один исследователь,шутя назвал «первобытной Сикстинской капеллой»), во Франции (пещеры фон Гом,Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костенки), в Италии, Англии, Германии, вАлжире. Вплоть до недавно открытых и произведших сенсацию во всем мирегигантских многоцветных росписей горного плато Тассили в Сахаре, среди песковпустыни. Можно думать, что еще много находок предстоит впереди.
По данным современнойнауки, человек верхнего палеолита являл собой homo sapiens – то есть по своей физической конституции был вполнеподобен современному человеку. Он владел членораздельной речью и умелвыделывать довольно сложные орудия из камня, кости, дерева и рога. Родовыеколлективы жили охотой на крупного зверя. Роды начинали объединяться в племена,где возникал матриархальный уклад.
Казалось бы, у этогопримитивного человеческого общества, которое даже еще не возделывало землю и неприручало животных, не должно бы быть никакого искусства. Между тем оно было –доказательства налицо. Значит, искусство, во всяком случае, — один из самыхдревних атрибутов человеческого существования. Оно старше, государство исобственность, старше всех тех сложных взаимоотношений и чувств, в том числечувства личности, индивидуальности, которые складывались позже, развитом ирасчлененном человеческом коллективе; оно старше земледелия, скотоводства иобработки металлов. Но когда это искусство было, вероятно, до крайностипримитивным? Не видя его и рассуждая отвлеченно, мы могли бы предположить, чтоэто были беспомощные каракули, вроде каракулей двухлетнего ребенка. Так ли этона самом деле? [1].
3.2.1ИСКУССТВО ЭПОХИ МЕЗОЛИТА
В эпоху мезолита, илисреднего каменного века (XII – VIII тысячелетия до н.э.), изменилиськлиматические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли;им на встречу пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новыевиды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены,безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось ив искусстве.
Об этом свидетельствуют,например, наскальные рисунки в прибрежных горных районах Восточной Испании,между городами Барселона и Валенсия. Прежде в центре внимания древнегохудожника были животные, на которых он охотился, теперь – фигуры людей,изображенные в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисункипредставляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописимезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живовоспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кромеразличных оттенков красной краски применяли черную и изредка белую, а стойкимсвязующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мед.
Центральное место внаскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охоты, в которых охотники иживотные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следуили преследуют добычу, на бегу посылая в нее град стрел, наносят последний,смертельный удар или удирают от разъяренного раненного животного. Тогда жепоявились изображения драматических эпизодов военных столкновений междуплеменами. В некоторых случаях речь идет, видимо, даже о казни: на первом плане– фигура лежащего человека, пронзенного стрелами, на втором – тесный ряд стрелков,поднявших вверх луки. Изображение женщин встречаются редко: они, как правило,статичны и безжизненны. На смену большим живописным произведениям пришли малые.Зато поражают детальность композиций и количество персонажей: иногда это сотниизображений человека и животных. Человеческие фигуры очень условны, они скорееявляются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены.Первобытный художник освободил фигуры от всего, с его точки зрениявторостепенного, что мешало бы передавать и воспринимать сложные позы,действие, саму суть происходящего. Человек для него – это, прежде всеговоплощенное движение [5].
К концу мезолита женщинаизобретает весьма полезный в домашнем хозяйстве глиняный горшок. На влажнойглине кончиками пальцев можно нанести волнистые линии и палочкой – черточки.Для красоты и чтобы укрепить гончарное изделие магией. Так возникает орнамент –искусство женское [2].
3.2.2 ИСКУССТВО ЭПОХИНЕОЛИТА.
Таяние ледников в неолитеили новом каменном веке (5000 – 3000 гг. до н. э.), привело в движение народы,начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба заобладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель.В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей – другой человек! Новыепоселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, то есть вместах, защищенных от внезапного нападения.
Наскальная живопись вэпоху неолита становилась все более схематичной и условной: изображения лишьслегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разныхрайонов земного шара. Таковы, например, найденные на территории Норвегиинаскальные рисунки оленей, медведей, китов и тюленей, достигающие восьми метровв длину.
Наскальное искусствосуществовало во всех частях света, но нигде оно не было так широкораспространено, как в Африке. Вырезанные, выбитые на скалах и написанныекрасками изображения обнаружены на огромных пространствах – от Мавритании доЭфиопии и от Гибралтара до мыса Доброй Надежды. В отличии от европейскогоискусства африканская наскальная живопись не является исключительнодоисторической. Ее развитие можно проследить приблизительно от VIII – VI тысячелетий до н. э. вплоть до наших дней. Первые наскальныеизображения были обнаружены в 1847 – 1850 гг. в Северной Африке и пустынеСахаре (Тассилин-Аджер, Тибести, Феццана и др.).
Помимо схематизма ониотличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей иживотных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги,прямоугольники, ромбы и спирали и так далее), изображения оружия (топоры икинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живойприроды отходят на второй план. Первобытное искусство сыграло важную роль вистории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения(скульптурные, графические, живописные), человек приобрел некоторую власть надвременем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия –художественной, развитие которой прослеживается историей искусства [5].
Есть и такиенеолитические произведения, где полностью торжествует некая геометрическаясхема – изображение-значок, изображение-иероглиф, изображение-орнамент, толькоотдаленно напоминающие человека или животное. Орнаментальный схематизм –оборотная сторона прогресса обобщающего мышления и видение. Животные, какправило, изображаются более реально, чем человек, но, во всяком случае, уже невстречаются столь живые, непосредственные «портреты», с таким чувствомосязаемой формы, как альтамирские бизоны или «Олени, переходящие через реку»(резьба на куске кости из грота Лортэ во Франции).
Может быть, схематизмусиливается как раз потому, что слабеет наивная вера в изображения как в «двойника»,как в доподлинную реальность. И на первый план выдвигаются другие возможности,заложенные в изображении: возможности обозначения, сообщения на расстоянии,рассказа о событии. Чтобы рассказать, не обязательно соблюдать большую точностьи похожесть, достаточно изобразительного намека, достаточно показать предмет внемногих общих чертах. Здесь лежат истоки пиктографии – рисуночного письма.
Схематизируя и обобщаявидимые предметы, человек неолита делал огромный шаг вперед в развитии своегоумения абстрагировать и осознавать общие принципы формообразования. Онсоставляет представление о прямоугольнике, круге, о симметрии, замечетповторяемость сходных форм в природе, структурные сходства между разнымипредметами. Все это он применяет к тем вещам, которые изготовляет сам. Онвидит, например, что форма тела водоплавающей птицы очень удобна дляконструкции ковша, которым черпают воду, — и делает ковш с головой лебедя(древний-древний мотив, зародившийся в каменном веке и до сих пор применяемыйнародными мастерами). Так развивается искусство, где утилитарная конструкцияпредмета, изображение и узор представляют нечто единое. Изображение превращенов орнамент – в изображение, и этот художественный оборотень в свою очередьвыступает как нечто третье, как утилитарный предмет: сосуд-рыба,гребень-человек и так далее.
Прикладное искусствотакого рода зарождалось и в палеолитическую эпоху. Но в неолите оно развиваетсягораздо шире, а затем, в эпоху бронзу, на поздних стадиях первобытно-общинногостроя, становится господствующей формой изобразительного творчества, почтисовсем вытесняя «самостоятельные, не включенные в предметы обихода, живопись искульптуру. Последние получают новое могущественное развитие уже в эпохуцивилизации, в больших древних государствах [1].
Зрелая и поздняяпервобытность представлены неолитом (5 – 4 тыс. лет тому назад для наиболееразвитых областей Среднеземноморья). Это расцвет родового устройства, каменнойиндустрии. Особенно показательны среди орудий неолита прекрасно отшлифованныекаменные топоры. С помощью этого шедевра каменного века первобытный человек могбыстро срубить дерево, построить дом, выдолбить лодку. Он был необычайноискусным резчиком по кости и дереву. Колоритной приметой их деревень былистолбы из целых стволов кедра, иногда высотой более 20-ти метров. Столбыпокрывались богатейшей резьбой, изображавшей тотемных предков и персонажеймифа. Возведение резной колонны было большим событием. Сооружение прославлялосвоего хозяина и увековечивало его память. Церемония сопровождалась плачем,иногда человеческим жертвоприношением.
Разные изделия индейцевимеют четкую вертикальную композицию. Вот четырехфигурная группа: в основании –кит, на нем стоит мужчина, на голове мужчины стоит женщина, на голове женщинысидит орел. Смысл этой «спортивной пирамиды» ясен. Она символизирует мир и показываетего строение [2].

МЕГАЛИТЫ
В III – II тысячелетиях до нашей эры появились сооружения из огромных каменныхглыб – мегалиты (от греч. «мегас» — «большой» и «литос» — «камень»). К мегалитическимсооружениям относятся менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двухметров; дальмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой;кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров изогромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены вЗападной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. Водной только Франции их обнаружено около четырех тысяч. Назначение этихсооружений неизвестно. Самые знаменитые из них – кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до нашей эры), недалекоот города Солсбери в Англии. Стоунхендж построен из 120 каменных глыб весом досеми тонн каждая, а в диаметре составляет 30 метров. Любопытно, что горы Приселли в Южном Уэльсе, откуда, как предполагалось, доставлялистроительный материал для этого сооружения, находятся в 280 км от Стоунхенджа. Однако современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестностиСтоунженджа с ледниками из разных мест [5].

4 ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА.
Со временем целистановились все менее идеальными, все более реальными, все более земными итолько художественное творчество оставалось сферой совпадения целей и идеалов.Общество развивалось, идеалы как бы умирали, подменялись целями. Искусство былооткровением идеалов, их оживлением, напоминанием человеку об изначальном, пустьнеразвитом, единстве истины, добра и красоты. Но также и напоминанием о том,каким должен быть сам человек и окружающий его мир. В прошлом веке Филисов иисторик Э. Кинэ писал: «Человек в нетерпении войти в будущее. Он заранееовладевает им в искусстве.
Искусство как особый виддеятельности в узком смысле слова тоже есть выражение неудовлетворенности и способдостижения удовлетворения. Но без помощи каких-то орудий или средств. Конечно,такие средства были, но они играли меньшую роль, вспомогательную. На первыхпорах гораздо большее значение имели рука, тело, органы речи. С их помощьюпервобытный человек непосредственно выражал свое чувство, свое видение мира.Поэтому произведения первобытного искусства являются не простым отражениемпредметов или существ окружающего мира, но и выражением состояния человека.Искусство было преломленным в сознании первобытного человека миром. Ононаиболее показательно для характеристики первобытной культуры [4].
Необходима была и остраянаблюдательность, развитие, правда в узком, определенном направлении, — вовсем, что касалось звериных повадок и привычек. Зверь был источником жизни,средоточием помыслов, врагом и другом, жертвой и божеством.
Искусность руки иметкость глаза дали возможность создавать великолепные, и, мастерскиеизображения. Но сказать, что они ни в каком отношении не примитивны, было бытоже неверно. Примитивность сказывается, например, в отсутствии чувства общейкомпозиции, согласованности. На потолке Альтамирской пещеры нарисовано околодвух десятков бизонов, лошадей и кабанов; каждое изображение в отдельностипревосходно, но как они расположены, в их соотношении между собой царитбеспорядок и хаос некоторые нарисованы вверх ногами, некоторые накладываютсяодно на другое. И никакого намека на «среду», «обстановку». Тут действительновозможна какая-то аналогия с рисунками маленького ребенка, которые он наноситвкривь и вкось и не пытается согласовать их с форматом листа. Видимо, самомышление первобытного человека, очень натренированное в одном отношении,беспомощно и примитивно в другом – в осознании связей. Он пристально вглядываетсяв отдельные явления, но не понимает их причинных связей и взаимозависимостей. Аесли не понимает, то и не видит, поэтому его композиционный дар еще в зачатке.Но главным образом примитивность сознания первобытного «художника» проявляетсяв чрезвычайной ограниченности сферы его внимания
Но все же чем онруководствовался, создавая все эти произведения, иногда очень трудоемкие?Почему он тратил на них время и труд? Возможность их для нас объяснима, но вчем была их необходимость для самого человека?
Очевидно, это быланеобходимость в познании, в освоении мира. Она толкала человека к определеннымдействиям, которые он сам для себя объяснял как-то иначе и, конечно,фантастично, потому что и все его представления о причинных связях были достаточнофантастическими. И познание, и упражнение в охоте (вспомним глиняного медведя,пронзенного копьями) были для первобытных людей магическим актом, священным ивместе с тем вполне утилитарным. Даже именно потому священными, что они верилив его немедленный практический результат, в его прямое действенное влияние.Убивая глиняного зверя, верили, что таким способом овладеют его живым«двойником». Надевая на себя звериные маски и исполняя «танец буйволов»,считали, что это послужит призывом и привлечет буйволов в их края. Изображаялошадь с отвисшим животом и налитыми сосцами, надеялись повлиять на плодородиелошадей.
Это еще не былособственно религией, собственно искусством и собственно познавательнойдеятельностью (как мы теперь их понимаем), но было первоначальнымсинкретическим единством всех этих форм сознания. Причем более всего походиловсе-таки на искусство – по характеру и результатам действий, по силе эмоций, поспецифическому чувству целесообразной и выразительной формы, которое в этомпроцессе вырабатывалось. Вероятно, можно в этом смысле сказать, что искусствостарше религии и старше науки [1].

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Н. А. Дмитриева.Краткая история искусств. Москва «Искусство» 1985 г.
2. Учебный курс покультурологии. Ростов – н/Д.; Издательство «Феникс», 1996 г., 576 с. Под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г. В. Драча.
3. В. В. Селиванов.К вопросу становления образа человека в искусстве палеолита. Издательство«Наука» Сибирское отделение. Новосибирск 1983 г Ответственный редактор доктор исторических наук Р. С. Васильевский.
4. Полищук В. И.Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 446 с.
5. Энциклопедия Т.7. Искусство. Ч. 1/Глав. Э68 ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997. -688 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов (по Б.М. Гринштун)
Реферат Ранній дитячий аутизм (діагностика і корекція)
Реферат Комунальні проблеми Сутність проблеми вивезення сміття та її правове підрунтя
Реферат История кулинарии. Составления меню
Реферат The Neurosis Of Nathaniel Hawthorne Essay Research
Реферат Военно-психологические вопросы в сочинениях Джона Б. Уотсона - как основоположника бихевиоризма
Реферат «Творческий подход к обучению младших школьников иностранному языку»
Реферат Сергиевское (Коньково-Сергиевское)
Реферат Государство Кевская Рсь
Реферат Бухгалтерский учет и аудит производственных запасов предприятия
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины «Земледелие» наименование дисциплины для направления подготовки
Реферат Фундаменталистская идеология "исламского возрождения"
Реферат Платон. Федон.
Реферат Брахиоподы ассельского яруса
Реферат Освещение, основные свойства света, светофильтры