Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Разработка базы данных "Отдел сбыта"

Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский государственный технический университет
Кафедра: САПР
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
по дисциплине: «Технология разработки баз данных»
Тема: «Разработка базы данных „Отдел сбыта“
Руководитель
____________________________
(число) (подпись)
Студент
____________________________
(число) (подпись)
 
 
 
Караганда 2009

/>Содержание
Введение
1. Постановка задачи
2. Теоретическая часть
2.1 Основные понятия и определение теории баз данных
2.2 Системы управления базами данных
3. Обоснование выбора программного обеспечения
4.Структура базы данных
4.1 Структура таблиц
4.2 Структура хранимой информации
4.3 Концептуальная модель данных
5. SQL — запросы
6. Руководство пользователю
Заключение
Список используемых источников
Приложения
Введение
База данных — совокупность взаимосвязанных данных при такойминимальной избыточности, которая позволяет ее использовать оптимальным образомдля одного или нескольких приложений в определенной предметной областичеловеческой деятельности.
Использование БД обеспечивает в основном: независимостьданных и программ; реализацию отношений между данными; совместимостькомпонентов БД; простоту изменения логической и физической структур БД; целостность;восстановление и защиту БД и другое. К другим целям использования БД относятся:сокращение избыточности в хранимых данных; устранение несовместимости вхранимых данных с помощью автоматической корректировки и поддержки всехдублирующих записей; уменьшение стоимости разработки пакета программы; программированиезапросов к БД.
В настоящее время использование различных баз данныхявляется сильным инструментом для работы с большим количеством информации, дляавтоматизации процессов обработки информации, удобства в ее эксплуатации,надежности, а также для экономии времени. В связи с тем, что современныеинформационные системы оперируют большими объемами и сложными структурамиданных, средства управления базами данных позволяют выделить общую частьинформационных систем, отвечающую за управление сложными структурированнымиданными.
1. Постановка задачи
Задачей данного курсового проекта является разработкапрограммы управления базой данных „Отдел сбыта“, которая должнасодержать информацию об организациях, приобретающих продукцию завода, опродукциях и о продажах. Необходимо обеспечить хранение, добавление, удаление иредактирование информации, а также использование запросов и отчетов. Впрограмме должна быть продумана поддержка физически удаленной БД и возможностьработы нескольких клиентов с одной БД.
 
2. Теоретическая часть2.1 Основные понятия и определение теории базданных
Для организации оптимизированного хранения, выборки ипредставления информации применяются базы данных (БД). База данных — совокупностьвзаимосвязанных данных при такой минимальной избыточности, которая позволяет ееиспользовать оптимальным образом для одного или нескольких приложений вопределенной предметной области человеческой деятельности.
БД является динамической информационной моделью некоторойпредметной области, отображением внешнего мира. Каждому объекту присущ рядхарактерных для него свойств, признаков, параметров. Работа с БД осуществляетсяпо атрибутам объектов. Атрибут — некоторая характеристика, или параметр,представляемого в БД объекта.
Базой данных часто упрощённо или ошибочно называют СистемыУправления Базами Банных (СУБД). Нужно различать набор данных (собственно БД) ипрограммное обеспечение, предназначенное для организации и ведения баз данных (СУБД).
Одним из основных понятий теории баз данных является банкданных. Банк данных — это информационная система, включающая в себяматематические, технические, информационные, организационные, программные иязыковые средства, обеспечивающие в совокупности централизованную поддержкухранимых данным. Банк данных включает в себя БД и СУБД.
Схема, изображающая связи между типами элементов данных,называется моделью данных. Модели данных можно разделить на 3 категории:
объектные модели;
физические модели;
логические модели.
В свою очередь логические модели можно классифицировать на:
реляционные;
иерархические;
сетевые.
На уровне физической модели электронная БД представляетсобой файл или их набор в формате CSV, DBF, XML либо в специализированномформате конкретной СУБД. Также в СУБД в понятие физической модели включаютспециализированные виртуальные понятия, существующие в ёё рамках — таблица,табличное пространство, сегмент, куб, кластер и т.д.
В настоящее время наибольшее распространение получили реляционныебазы данных. Сетевые и иерархические базы данных считаются устаревшими,объектно-ориентированные пока никак не стандартизированы и не получили широкогораспространения. Некоторое возрождение получили иерархические базы данных всвязи с появлением и распространением формата XML.2.2 Системы управления базами данных
СУБД — специализированная программа (чаще комплекс программ),предназначенная для манипулирования базой данных. Для создания и управленияинформационной системой СУБД необходима в той же степени, как для разработкипрограммы на алгоритмическом языке необходим транслятор.
Основные функции СУБД:
управление данными во внешней памяти (на дисках);
управление данными в оперативной памяти;
журнализация изменений и восстановление базы данных послесбоев;
поддержка языков БД (язык определения данных, языкманипулирования данными).
Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:
ядро, которое отвечает за управление данными во внешней иоперативной памяти и журнализацию,
процессор языка базы данных, обеспечивающий оптимизациюзапросов на извлечение и изменение данных и создание, как правило,машинно-независимого исполняемого внутреннего кода,
подсистему поддержки времени исполнения, котораяинтерпретирует программы манипуляции данными, создающие пользовательскийинтерфейс с СУБД, а также сервисные программы (внешние утилиты), обеспечивающиеряд дополнительных возможностей по обслуживанию информационной системы.
СУБД классифицируются по следующим признакам:
а) по типу управляемой базы данных СУБД разделяются на:
Сетевые
Иерархические
Реляционные
Объектно-реляционные
Объектно-ориентированные
б) по архитектуре организации хранения данных
локальные СУБД (все части локальной СУБД размещаются наодном компьютере)
распределенные СУБД (части СУБД могут размещаться на двух иболее компьютерах)
3. Обоснование выбора программного обеспечения
Работа многочисленных пользователей с общей базой данных,высокая загрузка вычислительной сети, защита от сбоев оборудования — длярешения этих проблем предназначена архитектура клиент-сервер. Основная нагрузкапо поддержанию целостности базы данных, ее восстановлению после сбоев,обработке сложных запросов одновременно нескольких пользователей ложится насервер баз данных. Клиентская часть отвечает за интерфейс пользователя,обработку результатов запросов, двустороннюю связь с базой данных.
В традиционных многопользовательских системах с файловымсервером вся работа по обработке данных возлагается на приложение, работающее сфайловым сервером как с удаленным диском. Если для выполнения поиска необходимопроверить каждую запись, все содержимое базы данных последовательно должно бытьперекачено по сети через алгоритм поиска. Возможно, при этом придетсяостановить работу других пользователей, чтобы избежать изменений в базе данныхво время обработки запроса.
В системах с архитектурой клиент-сервер клиент посылаетзапрос серверу баз данных, находящемуся на высокопроизводительном компьютереили рабочей станции. Сервер баз данных, используя ресурсы аппаратуры рабочейстанции, производит обработку данных и передает клиенту только готовыйрезультат. Таким образом, резко снижается загрузка сети. Кроме того, сервер базданных обеспечивает параллельную обработку нескольких запросов, а такжегарантирует целостность базы данных и ее восстановление после аппаратных сбоев.
Используемая в курсовом проекте СУБД Microsoft SQL Server 6.0- одна из наиболее мощных СУБД архитектуры клиент-сервер. Эта СУБД позволяетудовлетворять такие требования, предъявляемые к системам распределеннойобработке данных, как тиражирование данных, параллельная обработка, поддержкабольших баз данных на относительно недорогих аппаратных платформах присохранении простоты управления и использования.
Для разработки программы была использована средапрограммирования Delphi с использование языкапрограммирования Object Pascal, тат как она является наиболее удобной и простой виспользовании.
4.Структура базы данных4.1 Структура таблиц
Вся информация, которая должна храниться в создаваемой БД,можно разбить на три таблицы. Первая таблица „Organizations“будет хранить информацию об организациях, приобретающих продукцию завода,вторая „Productions“ — информацию о продукциии третья „Sale“ — информацию о продажах.
Целесообразно будет, если включить в таблицу „Organizations“ следующие атрибуты:
»Organization_name"- уникальное название организации, выступающее в роли первичного ключа таблицы(char 20);
«Address» — атрибут,имеющий символьный тип и содержит информацию о местонахождении организации (char 30);
«Activity» — содержит информациюо виде деятельности организации (char 20);
«Phone» — контактирующийтелефон (char 15);
«E_mail»- адрес электронной почты (char 20);
Таблица «Productions» будетиметь следующие атрибуты:
1 «Production_name»- является уникальным названием продукции, выступающим в роли первичного ключатаблицы (char 10);
2 «Price_for_one» — цена за единицу (int);
3 «Num_in_depository» — количество единиц данной продукции наскладе (int);
И соответственно в таблицу «Sale»необходимо поместить следующие атрибуты:
«nakladnaya» — являетсяуникальным номером накладной, выступающим в роли первичного ключа таблицы (int);
«Organization_name»- название организации (char 20);
«Production_name»- наименование продукции (char 10);
«Number» — количествопроданной продукции (int)
«Date» — дата продажи (datetime)
«Payment» — вид оплаты (char 20)4.2 Структура хранимой информации
Поступающая от менеджера (пользователя) информация будет вноситьсяв основные таблицы базы данных («Organizations»,«Productions», «Sale»).
Существующие связи между этими таблицами служат дляобеспечения целостности данных. Наглядно связь между таблицами изображена на рисунке1.
/>
Рисунок 1 — Связь между таблицами БД «Отдел сбыта»
Вид связи между таблицами «один-ко-многим». Связующимиполями являются поле «Organization_name» таблицы «Organizations»с полем «Organization_name»таблицы «Sale», и аналогично поле «Production_name» таблицы «Productions» с полем «Production_name» таблицы «Sale».
4.3 Концептуальная модель данных
Концептуальное моделирование — это переход от неформализованногоописания предметной области к ее формальному изложению с помощью специальныхязыковых средств. В приложении А представлена концептуальная модель данной базыданных «Отдел сбыта».
5. SQL — запросы
Запрос 1 — Выводит организации с общим видом деятельности,указанным пользователем
select *
from Organizations
where Activity=activ,
где activ — указанный вид деятельности организации
Запрос 2 — Выводит список продукций с ценой за единицубольшей указанной цены:
select *
from Productions
where Price_for_one>=price
order by Production_name,
где price — указанная цена продукции за еденицу
Запрос 3 — Выводит список указанной пользователем продукции,которая имеет заявки на продажу превышающие указанного количества единиц:
select *
from Sale
where Production_name=prod andnumber>=col,
где prod — указанная продукция, а col — указанное количество единиц продукции
Запрос 4 — Выводит количество проданной продукции
select Sum (number) as Number_saled
from Sale
where Productio_ name] =prod,
где prod — указанная продукция
Запрос 5 — Выводит список организаций с указанного города суказанным общим видом деятельности:
select *
from Organizations
where Address=town and Activity=active,
где town — указанный город, active — вид деятельности организации
Запрос 6 — Выводит все информацию о проданной продукции зараз превышающей указанного количества единиц продукции:
select *
from Sale
where number>=col
где col — количество единиц продукции
Запрос 7 -Выводит информацию о максимальном количествепродукции, проданной за 1 заявку:
select Production_name, MAX (number) as МАХ
from Sale
group by Production_name
Запрос 8 — Выводит список организаций и наименованияпродукции с наибольшими партиями закупок:
select distinct Organization_name,Production_name, MAX (number) as МАХ
from Sale
group by Production_name,Organization_name
 
6. Руководство пользователю
При запуске приложения открывается главное окно программы сактивной вкладкой «Организации» (рисунок 3). Оно содержит главноеменю и четыре вкладки: «Организации», «Продукция», «Продажа»и «Запросы». Каждая вкладка имеет соответствующую названию вкладкитаблицу и компонент манипулирования этой таблицей. Для необходимо можно выделитьнужную организацию (признаком выделенности является черный треугольник напротиворганизации, на рисунке выделенным организацией является «Building»).
/>
Рисунок 3 — Главное окно программы
При нажатии на вкладке «Продукция» появитсятаблица со списком продукций и соответствующей им информацией. Аналогично, еслищелкнуть по вкладке «Продажа» — перед пользователем появится таблицас информацией о продажах.
/>
Рисунок 4 — Окно программы со списком запросов
Четвертая вкладка содержит список запросов (Рисунок 4). Здесьпользователь может выбрать из списка один из предложенных запросов, либо всписке запросов выбрать «создать запрос…», либо в меню Action выбрать Make query. В результате появится диалоговое окно (Рисунок 5), гдеможно ввести нужные критерии запроса и нажать «ОК». Результатзапросов отображается в таблице на вкладке «Запросы».
/>
Рисунок 5 — Окно создания запроса
В меню Action есть команда Show report,после нажатия которой появится окно отчета по запросу (Рисунок 6). Отчет будетсодержать информацию запроса, который выбран в списке запросов. Команда Show reportдоступна не всегда. Отчет предоставляется лишь следующим запросам:
список организаций (указать вид деятельности)
список организаций (указать город и вид деятельности)
максимальные заявки на продукцию
организации с макс числом куп продукции
/>
Рисунок 6 — Окно отчета
 
Для получения справки об использовании программыпользователю необходимо в меню About выбрать Program…. Появится окно справки программы (Рисунок 7).
/>
Рисунок 7 — Окно справки программы
Заключение
Результатом данного курсового проекта является разработаннаябаза данных «Отдел сбыта», которая включает в себя основнуюнеобходимую информацию об организациях, продукции и продажах. Эта информациябыла упорядочена в таблицы. Система выполняет следующие функции: хранение, добавление,удаление и изменение данных.
Разработанная база данных проста и легка в использовании. Ееприменение позволит уменьшить бумажной волокиты и сократит время сотрудниковзавода, работающих в отделе сбыта продукции.
Клиент-серверная технология SQL позволит организоватьцентрализованное хранение информации и возможность обращения к ней физическиудаленных сотрудников.
Список используемых источников
1.  Мартин Груббер, «Понимание SQL», Москва,2003 г
2.  Т. Карпова — Базы данных: модели, разработка, реализация. Питер, 2001
3.  Курс лекций по разработке баз данных, Терлецкая А.М., 2007 г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :