/>СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Постановка задачи
2. Математические и алгоритмические основы решениязадачи
3. Функциональные модели и блок-схемырешения задачи
4. Программная реализация решения задачи
5. Пример выполнения программы
Заключение
Список использованныхисточников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Единствозаконов обработки информации в системах различной природы (физических,экономических, биологических и т.п.) является фундаментальной основой теорииинформационных процессов, определяющей ее общезначимость и специфичность.Объектом изучения этой теории является информация — понятие во многомабстрактное, существующее «само по себе» вне связи с конкретнойобластью знания, в которой она используется.
Информационныересурсы в современном обществе играют не меньшую, а нередко и большую роль, чемресурсы материальные. Знания, кому, когда и где продать товар, может ценитьсяне меньше, чем собственно сам товар. В связи с этим большая роль отводиться испособам обработки информации. Появляются всё более и более совершенныекомпьютеры, новые, удобные программы, современные способы хранения, передачи изащиты информации.
Спозиций рынка информация давно уже стала товаром и это обстоятельство требуетинтенсивного развития практики, промышленности и теории компьютеризацииобщества. Компьютер как информационная среда не только позволил совершитькачественный скачек в организации промышленности, науки и рынка, но онопределил новые самоценные области производства: вычислительная техника,телекоммуникации, программные продукты.
Тенденции компьютеризацииобщества связаны с появлением новых профессий, связанных с вычислительнойтехникой, и различных категорий пользователей ЭВМ. Если в 60-70е годы в этойсфере доминировали специалисты по вычислительной технике (инженеры –электроники и программисты), создающие новые средства вычислительной техники иновые пакеты прикладных программ, то сегодня интенсивно расширяется категорияпользователей ЭВМ — представителей самых разных областей знаний, не являющихсяспециалистами по компьютерам в узком смысле, но умеющих использовать их длярешения своих специфических задач.
Пользователь ЭВМ должензнать общие принципы организации информационных процессов в компьютерной среде,уметь выбрать нужные ему информационные системы и технические средства и быстроосвоить их применительно к своей предметной области.
Важным звеном процессапсихологического анализа является тестирование и обработка результатов. Но длятого чтобы обработать результаты, необходимо их получить, протестировав группуиспытуемых, это можно сделать при помощи бланкового тестирования, что ведет засобой довольно трудоемкий процесс сбора и анализа данных. В последнее время всебольшее внимание заслуживает тестирование на персональных компьютерах.
Целью данной курсовойработы является реализация обработки результатов психологических тестов.
1. Постановка задачи
Тест (англ. test— проба,испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике,стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические иличностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Тесты начали применятьсяв 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся.Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф.Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числуиндивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.
Термин «тест»впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная имсерия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивныхпсихофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в товремя психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левойрук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)
Французский психолог А.Бине применил принципы тестологических исследований к высшим психическимфункциям человека: в его серию тестов (1891) вошли задания на испытание памяти,типа представления, внимания, эстетические и этические чувства и т.д.
Первыйстандартизированный педагогический тест был составлен американским психологомЭ. Торнодайком. Развитие тестирования было одной из причин, обусловившихпроникновение в психологию и педагогику математических методов.
Американский психолог К.Спирмен разработал основные методы корреляционного анализа для стандартизациитестов и объективного измерения тестологических исследований. Статистическиеметоды Спирмена— применение факторного анализа— сыграли большую роль вдальнейшем развитии тестирования.
Значительноераспространение тестирование получило в психотехнике для профессиональногоотбора. Интенсивное развитие психотехники приходится на время 1-й мировой войны1914-1918 года, когда первоочередными стали вопросы профессионального отборадля нужд армии и военного производства. В связи с этим широкое применение впсихотехнике имеет метод тестов.
Наибольшее развитиетестологического исследования получили в США (например, за время 2-й мировойвойны с 1939 по 45 год при мобилизации в армию было тестировано около 20миллионов человек). В России составление и применение тестов относится к 20-мгодам прошлого века, в 1926 году была опубликована первая серия тестов дляшкол.
С конца прошлого векаэксперимент стал применяться и в исследовании высших умственных процессов(суждения, умозаключения, мышления), хотя раньше неоднократно высказывалосьубеждение, что эксперимент может применяться только к элементарным психическимпроцессам.
Для чего нужныпсихологические тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачипока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание вотношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.
Составление тестовстроится по единой схеме: определение целей тестирования, составление тестов вчерновом виде, апробация тестов на репрезентативной выборке испытуемых иисправление недостатков, разработка шкалы измерений (на основе качественныхсоображений и статистической обработки результатов) и правил интерпретациирезультатов.
Качество тестовопределяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствиеполученных результатов цели тестирования), дифференцирующая сила заданий и др.
Валидность теста— это егопсихометрическая характеристика, действительная способность теста измерять тупсихологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен и указываетна степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическомусвойству.
Количественно валидностьтеста может выражаться через корреляции результатов, полученных с его помощью,с другими показателями, например, с успешностью выполнения соответствующейдеятельности. Совокупность характеристик валидности теста, полученныхэкспериментально-статистическим способом— валидность эмпирическая.
Практическоеиспользование тестирования связано главным образом с диагностированиемличностных характеристик человека, выражаемых через количественные показатели.
Требуется разработать программупо обработке результатов психологического тестирования.
Входные данные:
1) наименование теста;
2) количество вопросов;
3) количество тестируемых людей;
4) ответы тестируемых людей;
5) методика тестирования.
Выходные данные:
1) наименование теста;
2) номер тестируемого человека инабранное им количество балов;
3) интерпретация результатов всоответствии с методикой тестирования.
Пример.
Тест: «Любите ли выдоминировать?».
Количество вопросов: 7.
Количество тестируемыхлюдей: 2.
Методика тестирования: закаждый ответ «ДА» (1) присваивается 10 баллов, ответ «НЕТ»(0) – 0 баллов, ответ «НЕ ЗНАЮ» (-1) – 5 баллов.
Вопрос 1: Уже с детстваподчиняться другим для меня было проблемой
Ответы: 1 0.
Вопрос 2: Я считаю, чтопрогресс в науке и культуре обеспечивают люди с развитой потребностьюдоминировать над другими.
Ответы: 1 -1.
Вопрос 3: Я считаю, чтонастоящий мужчина, это тот, кто может подчинить себе женщину.
Ответы: 1 0.
Вопрос 4: По правдесказать, в глубине души я не переношу когда близкий человек оказывает мненежность, покровительство и абсолютную снисходительность.
Ответы: 1 0.
Вопрос 5: Меня вполнеубеждает утверждение, что истинной природой женщины есть покорность.
Ответы: -1 -1.
Вопрос 6: Не все знают обэтом, но в действительности это мое ежедневное превосходство над другимивозникает из-за опасения за них и необходимости.
Ответы: 1 0.
Вопрос 7: Большинство злавокруг нас возникает, по моему мнению, из-за малого количества руководителей ссильной рукой.
Ответы: 0 0.
Результатытестирования.
Подсчитываем для каждого тестируемогочеловека количество ответов «ДА», «НЕТ» и «НЕ ЗНАЮ»,и в соответствии с методикой тестирования выводим результат.
1 человек: количество набранныхбаллов = 55.
Результат: Из вашихответов вырисовывается образ великого диктатора, который руководствуетсявсецело своими собственными заповедями. Вы полагаете, что знаете как есть и какдолжно быть.
2 человек: количествонабранных баллов = 10.
Результат: Ваши ответырисуют все предметы бесхребетности. Вы в состоянии поглотить, даже если в этомнет необходимости в состоянии отдать всего себя, даже если никто этого нетребует. Часто, чувствуя бессилие, вы излучаете силу, часто чувствуябезвыходность вы находите в этом смысл, и поводы, которые дают вам надежду налучшую жизнь по вашим мерам
2. Математические иалгоритмические основы решения задачи
Составимматематическую модель для решения данной задачи.
Подсчетрезультатов:
1. За каждый ответ «ДА» приписывается10 очков.
2. За каждый ответ «НЕ ЗНАЮ»приписывается 5 очков.
3. За отрицательные ответы очки непишутся.
4. Подсчитывается сумма набранных очков.
5. Сумма сверяется с таблицей возможныхнабранных очков.
6. Выводиться результат психологическоготестирования.
Записи сгруппированы вфайл, который хранится на диске. Для получения списков выполняетсяпоследовательный поиск в файле.
Результаты заносятся вновый файл, который сохраняется на диске.
3. Функциональные моделии блок-схемы решения задачи
Функциональные модели иблок-схемы решения задачи представлены на рисунках 1 – 4.
/>
Рисунок 1 –Функциональная модель решения задачи для функции CREATE_LST: X – размерность списка, LST – создаваемый список
/>
Рисунок 2 –Функциональная модель решения задачи для функции SUM_COUNTER:VALUE – ответ, COUNTER – счетчик, суммирующий ответы
/>
Рисунок 3 – Блок-схемарешения задачи для функции CALC_RESULT COUNTER – счетчик, суммирующий ответы, I – рабочая переменная, INPUT_STREAM – входной поток, MAX_COUNT– максимальное количество очков, MIN_COUNT – минимальное количество очков, PRINT_RES – функция, печатающая результат тестирования
/>
Рисунок 4 –Функциональная модель решения задачи для функции PRINT_RES: NUM_PEOPLE – номер тестируемого человека, COUNTER – счетчик, суммирующий ответы, OUPUT_STREAM – поток вывода, RESULT – результат тестирования
4. Программная реализациярешения задачи
; ФУНКЦИЯСОЗДАЕТ НУЛЕВОЙ СПИСОК НА X ЭЛЕМЕНТОВ
(DEFUN CREATE_LST (X LST)
(COND
((EQL X 0) LST)
(T (CREATE_LST (-X 1) (CONS 0 LST)))
)
)
; ОТКРЫВАЕМ ФАЙЛ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
(SETQ INPUT_STREAM (OPEN " D:\TEST.TXT" :DIRECTION :INPUT))
; СЧИТЫВАЕМНАЗВАНИЕ ТЕСТА
(SETQTEMP (READ INPUT_STREAM))
(SETQ NAME_TEST (CAR TEMP))
; КОЛИЧЕСТВОВОПРОСОВ ТЕСТА 2 ЭЛЕМЕНТ В СПИСКЕ
(SETQNUM (CADR TEMP))
; КОЛИЧЕСТВОТЕСТИРУЕМЫХ
(SETQPEOPLE (CADDR TEMP))
; ПОДСЧИТЫВАЕМОТВЕТЫ
(SETQ COUNTER 0)
(DEFUN SUM_COUNTER (VALUE COUNTER)
; ЗАОТВЕТ «ДА» (1) — 10 БАЛЛОВ
; ЗАОТВЕТ «НЕ ЗНАЮ» (-1) — 5 БАЛЛОВ
; ЗА ОТВЕТ «НЕТ» (0) — 0 БАЛЛОВ
(COND
((= VALUE 1) (SETF COUNTER (+ COUNTER 10)))
((= VALUE -1) (SETF COUNTER (+ COUNTER 5)))
((= VALUE 0) (SETF COUNTER (+ COUNTER 0)))
)
)
; СОЗДАЕМНУЛЕВОЙ СПИСОК СЧЕТЧИКОВ РАЗМЕР КОТОРОГО РАВЕН КОЛИЧЕСТВУ ЧЕЛОВЕК
(SETQ LST_COUNTER (CREATE_LST PEOPLE NIL))
(DO
((I 0))
((>= I NUM))
; СЧИТЫВАЕМ СТРОКУ LST
(SETQ LST (READ INPUT_STREAM))
; ПОЛУЧАЕМОТВЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ СТРОКИ LST
(SETQANSWER (CADR LST))
; СУММИРУЕМСЧЕТЧИК РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА
(SETQ LST_COUNTER (MAPCAR 'SUM_COUNTER ANSWER LST_COUNTER))
(SETQ I (+ I 1))
)
; ЗАКРЫВАЕМ ФАЙЛ TEST.TXT
(CLOSE INPUT_STREAM)
; СЧЕТЧИКДЛЯ ВЫВОДА КОЛИЧЕСТВА ЧЕЛОВЕК
(SETQNUM_PEOPLE 1)
; ПЕЧАТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ
(DEFUN PRINT_RES (RESULT COUNTER)
; ВЫВВОД КОЛИЧЕСТВА НАБРАННЫХ БАЛЛОВ
(PRINT (LIST NUM_PEOPLE 'PEOPLE '= 'COUNTER COUNTER) OUTPUT_STREAM)
; ВЫВВОДРЕЗУЛЬТАТА ТЕСТИРОВАНИЯ
(PRINTRESULT OUTPUT_STREAM)
; УВЕЛИЧИВАЕМСЧЕТЧИК ДЛЯ ВЫВОДА КОЛИЧЕСТВА ЧЕЛОВЕК
(SETQ NUM_PEOPLE (+ NUM_PEOPLE 1))
)
; ОТКРЫВАЕМФАЙЛ CALC_RESULT.TXT ДЛЯ ЧТЕНИЯ
(DEFUNCALC_RESULT (COUNTER)
; ОБЪЯВЛЯЕМВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ
(DECLARE (SPECIAL INPUT_STREAM))
(DECLARE (SPECIAL RES))
(DECLARE (SPECIAL MAX_COUNT))
(DECLARE (SPECIAL MIN_COUNT))
(SETQ INPUT_STREAM (OPEN " D:\CALC_RESULT.TXT" :DIRECTION:INPUT))
(DO
((I0))
((>=I 3))
; СЧИТЫВАЕМВАРИАНТ РЕЗУЛЬТАТА
(SETQ RES (READ INPUT_STREAM))
; СЧИТЫВАЕММАКСИМУМ И МИНИМУМ
(SETQMAX_COUNT (CAR (CAR RES)))
(SETQ MIN_COUNT (CADR (CAR RES)))
; ЕСЛИКОЛИЧЕСТВО НАБРАННЫХ БАЛЛОВ СОВПАДАЕТ С ТРЕБУЕМЫМИ
; ВЫВОДИМРЕЗЛЬТАТ ТЕСТИРОВАНИЯ И ВЫХОДИМ ИЗ ЦИКЛА
(IF (AND (= COUNTER MIN_COUNT))
(PROGN
(PRINT_RES (CADR RES) COUNTER)
(SETQ I 3)
)
)
(SETQ I (+ I 1))
)
; ЗАКРЫВАЕМ ФАЙЛ
(CLOSE INPUT_STREAM)
)
; ОТКРЫВАЕМФАЙЛ RESULT.TXT ДЛЯ ЗАПИСИ
(SETQ OUTPUT_STREAM (OPEN " D:\RESULT.TXT" :DIRECTION :OUTPUT))
; ВЫВВОД НАЗВАНИЯ ТЕСТА
(PRINT (LIST 'TEST NAME_TEST) OUTPUT_STREAM)
(MAPCAR 'CALC_RESULT LST_COUNTER)
; ЗАКРЫВАЕМ ФАЙЛ RESULT.TXT
(TERPRI OUTPUT_STREAM)
(CLOSEOUTPUT_STREAM)
;END
5. Пример выполненияпрограммы
/>
Рисунок 5 – Входныеданные
/>
Рисунок 6 – Входныеданные
/>
Рисунок 7 – Выходныеданные
Пример 2.
/>
Рисунок 8 – Входныеданные
/>
Рисунок 9 – Входныеданные
/>
Рисунок 10 – Выходныеданные
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Компьютерная обработкапредполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичныхопераций обработки данных, что практически исключает появление случайныхошибок, обыкновенно присущих ручнойобработке.
Разработанная в даннойкурсовой работе программа для обработки результатов психологических тестов делаетнаиболее простой работу пользователя в данной области и сокращает время навыполнение соответствующих операций.
В результате выполнениякурсовой работы составлена функциональная модель для решения поставленнойзадачи. Проведён анализ полученных результатов, и сделаны необходимые выводы.
Созданная функциональнаямодель и ее Лисп-реализация могут служить органической частью решения болеесложных задач.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и литературы
1. Бронштейн, И.Н. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов[Текст] / И.Н.Бронштейн, К.А.Семендяев. – М.: Наука, 2007. – 708 с.
2. Выготский,Л.С. О психологических системах [Текст] / Л.С.Выгодский – М.: Питер, 2001. С. 467.
3. Гайда, В.К.Психологическое тестирование: учебное пособие. [Текст] / В.К. Гайда, В.П. Захаров– M.: Мир, 1999. С. 625.
4. Пиаже, Ж.Экспериментальная психология. [Электронный ресурс] / Ж. Пиаже – М.: Прогресс, 2003.С. 318.
5. Симанков,В.С. Основы функционального программирования [Текст] / В.С.Симанков,Т.Т.Зангиев, И.В.Зайцев. – Краснодар: КубГТУ, 2002. – 160 с.
6. Степанов, П.А.Функциональное программирование на языке Lisp. [Электронный ресурс] /П.А.Степанов, А.В. Бржезовский. – М.: ГУАП, 2003. С. 79.
7. Холодная,М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? [Текст] / М.А.Холодная – М.: Педагогика, 200. С. 216.
8. Хювенен Э. Мир Лиспа [Текст] / Э.Хювенен, Й.Сеппянен. – М.: Мир, 1990. –460 с.