Рефератпо истории Турции
РЕЛИГИЯВ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
1 Ритуальные предписания и религиозные обряды
Жизнь каждого правоверного мусульманина размерена не только подням, но и в течение всего года религиозными обрядами. Ритуальные предписанияопределяют пять молитв ежедневно, большую молитву в пятницу, соблюдение большихрелигиозных праздников, которые перечислены в мусульманском календаре. Многиеповседневные дела также пропитаны религиозным духом: «Дай тебе Господь долгойжизни» (Аллах узуи омюрлер версии) —говорят тому, кто приносит добрую весть;«Защити тебя Господь» (Аллах корусуи) — говорят, покидая друга, и т.д.Бисмилла, то есть формула «Именем Господа милостивого и справедливого»,произносится в самых разных ситуациях: перед началом работы, при встрече сдругом на улице, при приеме гостей, перед началом каждой трапезы, передомовением и во многих другихслучаях. Но больше всего религиозный отпечаток несут главные семейные события:вступление в брак, рождение, обрезание, похороны.
В повседневной жизни налагаются запреты на пищу, которые касаютсямяса животных, зарезанных без соблюдения определенных правил, употребления мясасвиньи, нечистой по определению (Коран считает это животное как «нечисть изнечистей»), и вина.
С юности благочестивый мусульманин должен совершать пять раз вдень ритуальные молитвы (намаз), на турецком языке они имеют название взависимости от момента произнесения:
сабах (утро), молитва, произносимая на заре, перед появлениемсветила;
егле(полдень), после перехода солнцем зенита;
икииди, послеполуденная молитва, которую читают примерно через тричаса после полудня, около четырех часов дня;
актам (вечерняя), молитва при истечении дня, когда диск солнцаисчезает за горизонт;
йатси, молитва, которая произносимая через один-два часа послезахода солнца в зависимости от времени года.
Мусульманин узнает о наступлении времени молитвы благодаря призыву(эзап), произносимому муэдзином с балкона минарета каждой мечети. По этиммолитвам особенно четко ощущается распорядок дня. Молитвы сабах, актам и йатсиобычно совершаются дома; две другие — на месте работы или, предпочтительно, вближайшей мечети (джами) либо в молельне (месджид). Где бы он ни находился,правоверный может занять необходимое ему для земных поклонов пространство,непосредственно перед ним, которое никто не должен пересекать. Обычно такоеместо обозначается небольшим молитвенным ковриком (седжаде), на котором вытканорнамент, изображающий михраб(нишг. в мечетях, указывающая направление наМекку). Во всех случаях, чтобы молитва была действительной, правоверный никогдане забудет совершить до нее омовение: омоет лицо (рот, нос, уши, затылок), рукии запястья, ступни, для чего во дворах мечетей и вдоль стен построены фонтаны.Эти омовения являются частью мер по ритуальному очищению, которые должныпредшествовать участию в собирании пожертвований, молитвам и земным поклонам(рекат), в обычное время пять раз.
Полуденная молитва в пятницу непременно для всех мусульман. Онаобязательно проходит в большой мечети или в заменяющем ее помещении. Руководитмолитвой имам. Молитва сопровождается толкованием строф Корана и иногдапроповедью (хутба), во время которой проповедник (хагпиб) должен в специальномвоззвании просить Всевышнего, чтобы он распространил на султана своеблагодеяние.
Усердие благочестивого мусульманина не ограничивается молитвами.Он должен следовать и другим предписаниям календаря и выполнять некоторыерелигиозные обязанности:
шахада, или дело веры: (буквально «свидетельство»), произноситсяустно. Мусульманин провозглашает единственность Всевышнего: «Нет бога кромеАллаха и Мухаммед его пророк»;
закат, или установленная милостыня: под этим понятиемподразумевался финансовый взнос, который каждый мусульманин платит общине илигосударству с целью очищения от грехов и распределения средств в пользу болеенуждающихся;
пост; он длится в течение месяца рамадана, девятого месяцамусульманского календаря. Он предписывает воздерживаться от любого питья, отпищи, курения табака и сексуальных отношений на протяжении всего дня от восходадо захода солнца в течение месяца. Исламский пост не является покаянием, вотличие от поста христианского, а представляет собой духовное воздержание сцелью обуздать свои инстинкты и черпать силы в религии;
хадж, или паломничество в Мекку и Медину. Тот, кто совершил его,носит почетный в глазах собратьев по вере титул хадж, по-турецки хадджи;
джихад, для каждого мусульманина это религиозный долг,коллективный в наступлении, индивидуальный в обороне. Обычно переводимый как«Война во имя веры», буквально он означает «усилие», а в более узком смысле,согласно кораническому толкованию, «усилие во имя Аллаха». Если некоторыетрактуют это понятие в военном смысле, то для других оно подразумеваетприложить усилия, совершенствоваться и помогать в том людям в нравственном идуховном смысле.
2ОСНОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Для суннитов этот праздник напоминает тот день, когда Ной вышел изковчега и приготовил из семи компонентов, которые он смог найти, кушанье,называемое агиура (это также день поминания пророка и посланников аллаха. —Прим. ред). Для шиитов этот день напоминает об убийстве Хусейна, потомкапророка Мухаммеда, в битве при Кербеле в 61 г. от хиджры (680 от Р.Х.). В знакпоминовения Хусейна фанатики-шииты предаются самоистязаниям, чтобы приобщитьсяк страданиям Хусейна.
Ночь поста и молитв. Эта дата была введена в 1588 г. Мурадом IIIдля того, чтобы отмечать рождение пророка Мухаммеда.
Ночь поста и молитв, восславляющая зачатие пророка.
Ночь поста и молитв, напоминающая о «ночном путешествии» пророка,когда он, сопровождаемый ангелом Джабраилом, совершил ночное вознесение кАллаху из Иерусалима. Молитвы оканчиваются раздачей молока в память о том, какэто делал пророк той ночью.
27-е рамадана, «ночь судьбы» (кадир геджеси)
1-е шевваля, «Праздник сладостей»
10-е зильхадже, «День жертвоприношений» (курбан байрамы)
За исключением болезни и немощи или в случае таких обстоятельств,как, например, поход или странствие, что мешает воздержанию.
Эта ночь, называемая «ночью судьбы», или предопределения,отмечается в память о той ночи, когда пророк получил первое откровение Корана.Ее называют «ночью судьбы», потому что, согласно народному поверью, этой ночьюкаждый год определяется судьба каждого человека.
Этой датой завершается месячный пост на протяжении рамадана.Отмечается праздник, который называется в Турции «Праздником сладостей» (Шекербайрамы), в арабском мире — «Праздником окончания поста» (айд алъ-фитр),сопровождающимся весельем и гуляниями, длящимся на протяжении трех дней,обменом поздравлениями, посещением родных, а также раздачей, сладостей, пирожныхи т.д.
Называемый по-арабски айд эль-кебир, «великий праздник», онсоответствует дню великого паломничества, когда паломники, собирающиеся возлеМекки, приносят жертву в память о покорности Авраама, согласившегося принести вжертву Господу своего сына Исмаила. Каждый свободный мусульманин, будучи всостоянии сделать это, также должен принести в жертву животное, чаще всегобарана (процедура жертвоприношения ориентирована в сторону Мекки), при этом онупотребит в пищу лишь часть туши, а остальное раздаст нуждающимся. Этотпраздник длится четыре дня.
3ПАЛОМНИЧЕСТВО
Каждый мусульманин, если он в состоянии, должен, по крайней мереодин раз в жизни, совершить паломничество в Мекку и Медину, священные городаислама. В отличие от паломничества в Иерусалим, предусмотренного для иудеев ихристиан, у мусульман оно является не просто достойным похвалы делом, арелигиозной обязанностью. Но эта обязанность распространяется лишь направоверных, обладающих достаточными средствами для путешествия и материальногосодержания своей семьи во время отсутствия. Предусмотрено, что душевнобольные ирабы подлежат освобождению; больные, увечные и старики могут заменить себя вэтой миссии, возложив на кого-нибудь паломника свой поклон святым местам.
Каждый год паломничество начинается между 7 и 10 числами месяцазилхиджеи его кульминацией является великий праздник жертвоприношения исемикратный обход храма Кааба. Заключающее в себе Черный камень, это кубическойформы сооружение расположено в центре большой мечети Мекки; его также называют«Жилищем Господа» (Байт Аллах), и для всех мусульман это самое священное местосвятого города.
Хадж, или паломничество в Мекку, на протяжении всей историиислама, имел огромный социальный, культурный и экономический резонанс. Каждыйгод правоверные из самых разных уголков мусульманского мира, принадлежащие ксамым разным народам и социальным группам, покидали свои жилища и преодолевализначительные расстояния для того, чтобы принять участие в общем ритуале. Такиеперемещения не имели ничего общего с массовой миграцией народов в эпохуАнтичности и Средневековья. Паломничество, действительно, добровольный акт,люди участвуют в нем, приняв личное решение, поскольку это возможность пережитьособое событие в своей жизни и приобрести богатый опыт. Если паломникзажиточен, он отправляется в путь в сопровождении своих рабов, которых,случается, он был вынужден по ходу продавать, для того чтобы покрыть издержки.Если он торговец, он может воспользоваться путешествием для того, чтобы подороге купить и продать товары и, таким образом, познакомиться с продукцией,рынками, купцами, нравами и обычаями других стран. Во время паломничества Меккапредставляет собой самую большую ярмарку в мире, где можно найти самыеразнообразные товары из Европы, Центральной Азии, Индии и т.д. Если паломникученый, он тоже может воспользоваться своим путешествием, чтобы побывать наразличных собраниях, повстречать коллег, приобрести рукописи, словом, принятьучастие в обмене идеями и мнениями и, таким образом, в распространении знаний.
Паломничество дает людям ощущение принадлежности к обширномусообществу. Это сознание общей идентичности усиливается участием в ритуалах иколлективных церемониях, а также в единении с братьями по вере других стран идругих народов.
Османские монархи не преминули использовать эти благоприятныеобстоятельства в политических и религиозных целях: паломничество позволяло имподтверждать каждый год свой статус первой исламской державы и демонстрироватьсвое главенство над священными городами, Меккой и Мединой. Атмосферарелигиозного экстаза могла только способствовать духовному единениюмусульманского мира под их покровительством. Паломничество было, если и не единственным,то, безусловно, одним из самых эффективных объединяющих факторов.
Османские султаны осуществляли постоянную заботу о проведениипаломничества. Из Стамбула паломники отправлялись каждый год 12-го раджаб.Султан лично следил за отправкой паланкина из черного сукна с золотой вышивкой(махмаль) для того, чтобы накрыть им Каабу, и — для эмира Мекки — золота,упакованного в четыре шелковых мешка, и платья из расшитого золотом сукна,подбитого горностаем. Караван из Стамбула, объединявший паломников из Европы,Анатолии и с Востока, сливался с караванами, отправившимися из Дамаска, Каира(паломники из Магриба и Африки) и, иногда, из Ирака. Османские монархи такжеследили за состоянием путей, снабжением путников водой и, в особенности, забезопасностью. По возвращении паломники оказываются в центре праздника,называемого хаджи байрамы, во время которого каждый из них получаетпоздравления от друзей и соседей.
Отметим, что турецкий ислам никогда не отказывался от некоторыхнародных верований, особенно в том, что касалось культа святых. Так, каждыйгод, особенно в Анатолии и на Балканах, устраиваются паломничества, непредусмотренные канонами и организованные вокруг могил и мавзолеев (тюр-бё)великих святых суфи, куда правоверные отправлялись для того, чтобы проситьисцеления от болезней, молиться за успешные роды, обрезание или вступление вбрак или просто проникнуться духовной аурой святых. Звучит музыка, курятсяблаговония, приносятся дары; оконные решетки мавзолеев украшены полоскамиткани, чтобы напомнить святым об ожидаемом благословении. Такие обычаисвидетельствуют о живучести культов, связанных с поклонением природе ианимизмом и восходящих кязыческим временам. Некоторые легенды восходят к эпохе завоевания Анатолии иБалкан.
4РАМАДАН: «СУЛТАН ОДИННАДЦАТИ МЕСЯЦЕВ»
Рамадан является самым значительным коллективным проявлением верына исламских землях. Это период насыщенной религиозной жизни мусульман, когдаярче всего проявляется их религиозное рвение, благоговение. Кроме того, это —особенно насыщенный момент в социальной и культурной жизни: хождение в гости иобмен подарками, развлечения и спектакли, ночная жизнь и празднества — все этозавершается одним из самых главных религиозных праздников ислама шекер байрамы,или, на арабском, айд аль-фитр. Рамадан по праву занимает особое,исключительное место в мусульманском календаре. И османы особую роль этогомесяца выражают по своему: они говорят о нем, что он «султан одиннадцатимесяцев» (оибир айип султапи).
Рамадан по превосходству — святой месяц. Многочисленные важныесобытия в истории ислама произошли на протяжении этого месяца, и они отмечаютсянародным энтузиазмом: рождение Хусейна, внука Мухаммеда, смерть Али, зятяпророка, кончина Хадиджи, первой супруги Пророка, битва при Бадре, в ходекоторой мусульмане одержали первую победу над жителями Мекки, и, наконец,взятие самого города. В этом месяце также на Землю был ниспослан Коран (Коран,II, 185). Но центральным элементом духовной сущности рамадана является, по всейочевидности, воздержание от пищи. В течение поста, который продолжается отвосхода солнца до заката, запрещается принимать пищу, пить, курить, иметьполовые отношения. Пост обязателен для каждого взрослого и здорового человека.Исламское право признает освобождение от поста только для путешественников,солдат, беременных женщин, больных. Когда наступает ночь, все становитсяразрешенным и возможным до тех пор, как, в момент восхода солнца, снованачинают отличать «белую нить от черной нити» (Коран, II, 183).
День рамадана начинается с сахур, утренней трапезы, о началекоторой объявляет барабанщик; затем следует имсак, начало поста, о котором обычнооповещают тремя пушечными выстрелами. В утренние часы чаще всего спят. Жизньвозобновляется ближе к полудню, ко времени молитвы, затем все вновь принимаютсяза свои дела вплоть до молитвы икинди, во второй половине дня, ближе к четыремчасам. После молитвы икинди люди еще делают последние покупки, но улицы вновьпустеют в последние минуты, предшествующие окончанию воздержания (ифтар),которое объявляется выстрелами из пушек. После ужина, который действительнообогащает отношения между людьми, поскольку всегда есть гости, наступает порадля вечерней молитвы (йатси) и, почти следом за ей, молитвы теварих. Этимолитвы могут совершаться дома, но желательно сходить в мечеть, где в это времялюдно; приходят не только для того, чтобы помолиться и обратить свои мысли кбогу, но и послушать суры из Корана, которые читает хафиз; самые ревностныемогут оставаться там всю ночь, поскольку в течение священного месяца мечетиостаются открытыми и освещенными до утра. Днем, по традиции, люди семьямиотправляются на кладбища, чтобы почтить память близких, или в монастыри (текке,завийе) и мавзолеи (тюрбе) святых.
Рамадан не только месяц религиозного благочестия; это также врем^выйти в люди, погулять, развлечься. После ужина по случаю окончания поста(ифтар) и молитв (йатси, теварих), проходивших дома сообща, обычно ведутнеторопливые беседы или предаются домашним играм, другие группами выходят наулицу, где есть развлечения и устраиваются спектакли. Замедленная дневная жизньвдруг сменяется вечерним оживлением. Когда на землю спускается ночь, наминаретах и мечетях появляются светящиеся надписи (махйа), а улицы и рынкиосвещены зажженными фонарями; свечи горят на витринах лавок и у крупных жилищ.Кафе, закусочные, цирюльни открыты до рассвета. В некоторых кварталах на улицахсуета, шум и оживление, из кофеен доносится музыка, слышны взрывы смеха горожан— зрителей спектаклей карагез, османской комедии масок, и забавных историйсказочников (меддах). Так повседневный ритм жизни изменяется в этот особыймесяц.
Когда месяц заканчивается, правоверному надлежит произвестиденежное пожертвование по случаю окончания воздержания (закат алъ-фитр),поскольку рамадан — это также месяц благотворительности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бирюлев Илья Михайлович.Всемирная история: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Ф.Г.Турченко (ред.) — 4. изд. — К.: Генеза, 2004.Ч. 1: Новое время (ХVІ- конецХVІІІв.). — К.: Генеза, 2004 — 256с.
2. Биркин К., Бокщанин А.А.,Ванина Е.Ю., Васильев Л.С., Витол А.В… Живая история Востока: Познавательные изанимательные очерки о ярких героях, незабываемых событиях, воинской славе,экзотике и блеске средневекового Востока...: Сборник / О.И. Куксина (ред.), О.Е.Непомнин (сост.). — М.: Знание, 1998. — 368с.
3. Вамбери Герман. Очеркижизни и нравов Востока: Сочинение: Пер.с нем… — СПб.: Изд. В.Ковалевского,1877. — 546с
4. Васильев ЛеонидСергеевич. История Востока: В 2 т.: Учеб. по спец. «История» — М.:Высш.шк., 1998. — 495с. Т. 1 — М.: Высш.шк., 1998 — 495с.
5. Васильев ЛеонидСергеевич. История религий Востока: Учеб. пособие для вузов. — 3.изд., перераб.и доп. — М.: Книжный дом «Университет», 1998. — 432с.